«Почему они ездят на Mercedes? Aurus гораздо качественнее, полностью импортозамещенный, производится в России, дружественной стране. По приезде я переговорю с руководством компании Aurus», — недоумевал сегодня вице-премьер РТ Олег Коробченко по поводу предпочтений туркменских чиновников, которые еще не пересели на лимузины из Елабуги. В Ашхабаде в четверг высадилась внушительная российская делегация, а президент Татарстана Рустам Минниханов прилетел еще накануне. Компанию ему составляет гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, готовый построить в стране завод спецтехники. Поездка оказалась для республики «достаточно внезапной», а сотрудничество с Туркменией пока идет тяжеловато, отмечают собеседники «БИЗНЕС Online».
Минниханов поблагодарил Бердымухамедова за «братское отношение»
Нынешняя поездка в Туркменистан — первый официальный зарубежный визит президента Татарстана в 2023 году. Делегация из республики во главе с Рустамом Миннихановым прилетела в столицу страны Ашхабад накануне вечером. В аэропорту президента встретили заместитель министра иностранных дел Туркменистана Бердынияз Мятиев и чрезвычайный и полномочный посол России в Туркменистане Александр Блохин. Администрация президента РТ не уточняет состав делегации и число гостей, но, судя по кадрам, к туркменским коллегам также отправился генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. По словам источника «БИЗНЕС Online», помимо руководителя челнинского автозавода, в Ашхабаде находятся представители «КЭР-холдинга» и компании «Эйдос-Медицина».
Днем Минниханов в составе делегации от России принял участие в Российско-Туркменском бизнес-форуме. Главное действующее лицо здесь — премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который впервые посещает Туркменистан в качестве председателя правительства. «Сейчас мы все работаем в нестандартных условиях. Идет переформатирование глобальной финансово-экономической архитектуры. Привычные механизмы уже не срабатывают», — отметил премьер. По словам Мишустина, наступило время не только больших вызовов, но и возможностей для укрепления суверенитета в экономической, финансовой, технологической сферах. Еще премьер посетил местную школу им. Пушкина и рассказал детям, как поступить в МГУ — хорошо учиться и много работать. Вице-премьер РФ Александр Новак в Ашхабаде успокаивал журналистов: российская нефть остается востребованной, а дисконт на нее снизится. В составе делегации также другой вице-премьер Марат Хуснуллин.
Михаил Мишустин, Алексей Оверчук и Марат Хуснуллин (слева направо) сегодня в Ашхабаде посетили туркмено-российскую школу им. Пушкина
Татарстан «протаптывает» дорогу в Туркменистан давно. В прошлом году Минниханов дважды посещал страну — в апреле и сентябре. Бывший президент Туркменистана, а ныне глава верхней палаты парламента — Халк Маслахаты — Гурбангулы Бердымухамедов был одним из главных гостей прошедшего в 2022-м в Казани форума «Россия — исламский мир: KazanSummit». Несмотря на тесные связи и хорошие отношения, по итогам 2021 года товарооборот между странами сократился на $29,5 млрд — с $107 млрд в 2020-м до $77,5 миллиарда. Фактор пандемии никто не исключал, но тем не менее спад серьезный. Весной прошлого года Минниханов намекал, что ситуацию надо исправлять. «Для увеличения этих показателей (товарооборота — прим. ред.) есть немалый потенциал, в частности, в таких направлениях, как нефтеразведка, нефтедобыча, транспортировка газа, автомобиле-, авиа-, судостроение, поставка химической продукции», — отмечал он. Минпромторг РТ затруднился уточнить, каков объем товарооборота по итогам 2022 года.
В I квартале 2022-го объем взаимной торговли между Россией и Туркменистаном увеличился сразу на 45%, рассказывал летом президент РФ Владимир Путин. Но это только I квартал, а цифры по итогам года в прессе не звучали. Президент РФ замечал, что в Туркмении давно и успешно работает «Татнефть», которая занимается ремонтом и обслуживанием нефтяных скважин. «Внедрение современных российских технологий позволило значительно повысить производительность нефтепромыслов, создать новые рабочие места», — описывал Путин. Представители «Татнефти», по нашим данным, участвуют в нынешнем визите.
Минниханов в четверг встретился с Бердымухамедовым и поблагодарил его за братское отношение к Татарстану, «которое было, есть и будет». Совместные проекты есть в нефтедобыче, нефтепереработке, машиностроении, а параллельно развиваются отношения в гуманитарной сфере. В вузах РТ учатся 6,2 тыс. «воспитанных и нацеленных» студентов из Туркменистана, отметил Минниханов. Бердымухамедов подчеркнул, что сотрудничество с Татарстаном для страны имеет очень важное значение, и передал низкий поклон госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву. В пятницу визит Минниханова в Туркменистан продолжится. Президент примет участие в церемонии закладки главной мечети Ахалского велаята в умном городе Аркадаге, который строится с нуля с 2019 года.
Когогин готов открыть завод спецтехники, Коробченко «продает» бронированные Aurus
Одним из «первопроходцев» Татарстана в Туркменистане является КАМАЗ. С 2008 года в Ашхабаде работает учебно-сервисный центр «КАМАЗ» площадью более 5 тыс. кв. м, который Минниханов намерен посетить. В IV квартале 2022-го на базе центра планировали запустить производство спецтехники — автоцистерн под питьевую и техническую воду, топливовозов, автомобилей с кран-манипуляторной установкой, мусоровозов, автовышек. Судя по всему, пока этот проект не реализован.
«В рамках расширения сотрудничества рассматривается вопрос создания завода по сборке спецтехники на базе шасси „КАМАЗа“. Это позволит наладить производство и реализацию такой техники, как краны-манипуляторы, автофургоны, в том числе рефрижераторы, автоцистерны и прочее», — сообщили сегодня «БИЗНЕС Online» в пресс-службе челнинского автозавода. Для тестовой эксплуатации завод привез в Туркменистан два электробуса и зарядную станцию. «Сотрудничество развивается успешно. Согласно контракту, заключенному в 2019-м, в Туркменистан за три года поставлено почти 2 тысячи автомобилей. Построено три учебно-сервисных центра, еще один откроется в этом году», — добавили на КАМАЗе.
Планы у Татарстана не только по «КАМАЗам», но и по «президентским» автомобилям Aurus, которые собирают в Елабуге. Они гораздо качественнее Mercedes-Benz, убеждал сегодня журналистов в Ашхабаде заместитель премьер-министра – министр промышленности Татарстана Олег Коробченко.
«Сегодня утром, когда мы ехали на форум, нас обогнал большой кортеж Mercedes. Я еду и думаю, почему они (туркменские чиновники — прим. ред.) ездят на Mercedes? Хотя Aurus гораздо качественнее, полностью импортозамещенный, производится в России, дружественной Туркменистану стране. <…> По приезде я переговорю с руководством компании Aurus. Нам нужно встретиться с руководством Туркменистана и сделать им предложение: это будут наши автомобили Aurus и бронированные, и обычные в классе седан», — сказал Коробченко в кулуарах форума. Он уверен, что от такого предложения Ашхабад «не сможет отказаться». В феврале на коллегии минпромторга РТ планируется представить новую модель Aurus Komendant, добавил министр.
Олег Коробченко (справа): «Нам нужно встретиться с руководством Туркменистана и сделать им предложение: это будут наши автомобили Aurus и бронированные, и обычные в классе седан»
Позже на форуме отметили, что с Туркменистаном также сотрудничает судостроительная компания «Ак Барс». В 2020 году корпорация была готова развернуть на верфях в Каспийском море производство пассажирских и грузовых кораблей, но с тех пор информации не было. Обязательное условие Ашхабада — строительство судов именно в Туркменистане. В мае прошлого года стороны договаривались развивать судостроительный и ремонтный завод «Балкан» в морском порту Туркменбаши, подготовку специалистов. По словам Коробченко, в марте в Ашхабаде пройдет заседание совместной туркмено-татарстанской рабочей группы по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
«Пока достаточно сложно идет. Туркмения — специфическая страна, расстояния большие»
Поездка в Ашхабад оказалась «достаточно внезапной», особенную повестку Татарстан не подготовил, рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) РТ Шамиль Агеев. В целом отношения РТ и Туркменистана развиваются, но потенциал более чем большой, указал собеседник и отметил «попытки сотрудничества в нефтепереработке». «Пока достаточно сложно идет. Туркмения — специфическая страна, расстояния большие. Но сейчас в связи с санкциями контактов станет больше, и мы рассчитываем на активное участие туркменской делегации в следующем KazanSummit», — сказал Агеев. Ашхабад заинтересован в речных и воздушных судах, которые производятся в Татарстане, добавил он.
Это уже вторая срочная и довольно неожиданная поездка после декабрьского визита в Узбекистан, согласился председатель правления промышленного кластера РТ Сергей Майоров. Оба спикера поясняют, что инициатор бизнес-форума в первую очередь федеральный минпромторг. Премьер-министр России взял с собой команду бизнесменов и региональных руководителей, чтобы запустить максимальное количество совместных проектов с ближайшими соседями, отметил Майоров. Он уточнил, что сам не смог отправиться в Ашхабад, поскольку не успел сделать визу. «России нужны новые бизнес-партнеры, и санкции не должны никого пугать. Если будут мощные экономические связи, то политика уйдет на второй план», — добавил Майоров. По словам источника «БИЗНЕС Online», следующая поездка правительственной делегации РФ, в которую может войти Минниханов, будет в Армению.
«Образование Татарстана хорошо зарекомендовало себя. В целом спокойный регион, нашим ребятам тут нравится, схожие культуры», — объяснил поток студентов в республику председатель молодежного крыла национально-культурной автономии туркмен в РТ Назар Атдаев. По его словам, вопросы учащихся «всегда решаются». «Большинство студентов обучаются в КФУ и КНИТУ — два фундаментальных вуза с большим количеством направлений. Условно, когда школьник оканчивает школу, он думает, куда ему поступить. Хочет на инженера — поступает в КНИТУ, хочет лингвистом стать — в КФУ. Мы взаимодействуем с нашими взрослыми членами автономии, большинство из них работают в строительной сфере, где-то нам даже помогают с подработкой», — добавил собеседник газеты.