БЛИСТАЛИ ОТСУТСТВИЕМ
Казанцы, изучающие историю Казани по популярнейшему «Спутнику по Казани» (1895, R2005 гг.) Николая Загоскина вправе досадовать на своих земляков, будто бы проигнорировавших всеобщую защиту Отечества от интервентов в 1611 году. Загоскин писал, что «…когда под Москвою уже стояли земские ополчения под предводительством Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого…блистало, однако, своим отсутствием казанское ополчение»; что «никакие доводы, никакие угрозы Божьею карою не в состоянии были пробить кору индифферентизма Казанского царства к земскому патриотическому движению 1611 года»; что «начинается бесплодная переписка Казани с соседними городами, которой, в сущности, и ограничивалось дело посылки под Москву казанского ополчения». Еще более обличителен Загоскин в своей, предшествовавшей «Спутнику…» исследовательской работе «Казанский край в смутное время»: «Но тут-то мы и видим, что в числе этих немногих областей, не примкнувших к общеземскому русскому делу, оказался и Казанский край: он совершенно отсутствует в знаменательном земском движении 1611-1612 годов».
Все это, однако, совершенно не так и говорит об опрометчивом довольствовании Загоскиным лишь летописными источниками. «Татарская энциклопедия» исправила эту грубую оплошность Загоскина. Но как-то осторожно, сообщив, что в Казани всего лишь был «снаряжен отряд из дворян, стрельцов и служилых татар, который выступил на подмогу 12 июня, взяв с собой список с Казанской иконы Божией Матери».
ОСВОБОЖДЕНИЕ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ
Действительную картину, возвращающую гордость за наших земляков, рисует памятник русской историографии XVII века «Хронограф Столяров»: «Того же 119 году летом в месяце июле из Казани пришел под Москву боярин Василей Петрович Морозов, а с ним пришли Казанцы и Свияженя, и Казанских пригородов дворяне, и дети боярские, и головы стрелецкие с приказами, с стрелцами, и служилые князи и Мурзы, и Татаровя, и пришед под Москву, Казанские люди советався с атаманы и казаки, которые стоят под Москвою, и пошли приступать к Новодевичью. А в Новодевичьем монастыре сидели Литва и гайдуки, а с ними с Москвы от Гасевского Александра сидел воевода Лев Афонасьев сын Плещеев, и к монастырю приступы были большие, и у приступа многих людей переранили, а побито не много, а монастырь взяли, а которыя Литва и гайдуки сидели, и тех многих побили, а достольных живых взяли».
Этим лаконичным и ценным для нас сообщением «Хронограф Столяров» показывает и куда летом исчез (по Загоскину) глава Казанской администрации, первый ее воевода князь Василий Петрович Морозов, и что собой представлял морозовский «отряд», в котором мы видим не только большущую воинскую рать (казанское войско, по выражению Гермогена), собранную из множества мест, но и приказы, то есть казну и канцелярию.
Да, казанцы откликнулись на призывы Ляпунова не сразу, с опозданием от всеобщего сбора под Москвой на четыре месяца. Думается, что вот тут-то большую роль сыграл второй Казанский воевода Богдан Яковлевич Бельской, который, как проясняется, был убит не в январе, а в марте. Ведь еще в 1584 году братья Ляпуновы принимали активное участие в борьбе против Бельского, о котором носился слух, что он хочет царя Федора Ивановича и царский род изгубити.
![]() |
«Первое ополчение и Прокопий Ляпунов». Неизвестный художник |
НИЗОВАЯ СИЛА
Какова же степень участия в первом Ополчении казанского войска? В этом вопросе источники скупы. Несомненен лишь факт участия его в освобождении Новодевичьего монастыря, да и то при весьма смутных обстоятельствах. Так, «Новый летописец» сообщает, что «прииде под Москву Понизовая сила, и шедши Новодевичь монастырь взяша, инокинь же изведши отослаша в монастырь сущий во Владимире, и монастырь разориша и сожгоша, а противных в нем всех побиша…» Это же подтверждает и «Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства от внутренних и внешних неприятелей…» Под «Понизовой» понимается местность, находившаяся на территории покоренного в 1553 году Казанского царства, а также в низовьях Волги. В нашем случае «Понизовая сила» - не что иное, как войско князя Морозова.
После убийства главного из тройки вождей первого Ополчения (Ляпунова) начальниками остались князь Дмитрий Трубецкой и атаман Иван Заруцкой. Казанское ополчение поступило, надо полагать, в распоряжение последнего. Это просматривается из «Дневника…» хорунжего Иосифа Будилы - одного из командиров польско-литовского гарнизона, запертого в Кремле: «Заруцкий, желая показать русским свою крепость, задумал добывать Девичий монастырь, в котором утвердились наши, чтобы оберегать дорогу в Можайск и в Польшу. Он послал войско на приступ и добывал его день и ночь, и когда не мог его взять, то оставив лишь часть войска дляохранения стен Белого города, остальное силою выбыл из табора и с этою большею силою стал брать его приступом. Наши долго отбивались, но когда у них не стало пороху, должны были сдаться».
![]() |
Новодевичий монастырь на Несвижском плане Москвы 1611 года |
КТО ИКОНУ ПРИНЕС
Ну, и наконец, несколько слов о пребывании Казанской иконы Пресвятые Богородицы под Москвой. Литература и особенно интернет пестрят вирусами о принесении ее по поручению Казанского митрополита Ефрема из Казани под Москву для ополчения Минина и Пожарского в 1612 году. Это совсем не так. Икона из Казани, точнее, список с нее («образ Пресвятыя Богородицы, списанный с тоя, иже тамо явися»), была доставлена не во второе, а в первое Ополчение на год ранее – летом 1611 года.
Создается впечатление, что принесена она была не с войском Морозова, а чуть-чуть ранее. «Новый летописец», рассказав о встрече его в подмосковных таборах, продолжает: «Наут[р]ие ж по принесении иконы, пойдоша вси под Новодевичий монастырь; тогда ж прииде под Москву Понизовая сила…». То есть принесение образа и начало атаки на монастырь не приурочено к приходу Понизовой силы.
Принес икону, вероятно, протопоп Казанского Богородицкого монастыря в Казани. В первом Ополчении она пробыла полгода. «И был той образ Ея в таборах под Москвою до зимы. Боярин же Князь Дмитрий Тимофеевичь отпусти образ той с протопопом Казанским вспять. Протопоп же с образом приде в Ярославль, а в Ярославль в то же время прииде из Нижняго Новаграда со множеством воинства Князь Дмитрий Михайловичь Пожарской с Кузмою, Мининым сыном, Сухоруким, и видев оную икону и слыша [! –С.С.], яко пришествием Ея под Москву под королевскими людьми Новодевичий монастырь взяша, повеле с оного образа списати, и со оным протопопом отпустити, а тую икону поставити повеле в Ярославле, и начат к ней велию веру имети, и многоия сотворишася чудеса от иконы тоя во время бою с Гетманом Хаткеевичем и во взятие града Москвы; того ради по взятии града Кремля, Князь Дмитрий Михайловичь Пожарской воздвигну храм Пресвятей Богородице честнаго Ея в Церковь Введения, и оную икону внесе и постави ту в церкви во своем приходе… Боярин же Князь Дмитрий Михайловичь Пожарской, по повелению Царя и по благословению патриарха Филарета, во 133 год [1641] той чудотворный образ многим златом обложи и дражайшую утварь устрои».
Таким образом, принесенный под Москву летом 1611 года список с явленной в Казани иконы Пречистыя Богородицы, помогал первому Ополчению освобождать Новодевичий монастырь. Сначала он был в руках Заруцкого, затем Трубецкого (Дмитрия Тимофеевича). Через полгода с протопопом (а не с казанским войском Морозова, которое, следовательно, осталось) он был отправлен назад. По пути, в Ярославле в феврале 1612 года ее увидели вожди второго ополчения Пожарский и Минин. Пожарский не был среди вождей первого Ополчения, но участвовал в нем, а о благодатной помощи иконы в освобождении монастыря (у)«слышал» только в Ярославле. Здесь же с нее был сделан новый список и отправлен назад в Казань. А оригинал участвовал в окончательном освобождении Москвы, но уже в полку Пожарского, а не в полку Трубецкого.
До сих пор остаются неизвестными судьба и облик явленной в Казани Казанской иконы Пресвятыя Богородицы. Также неизвестны судьба и облик списанной с явленной - да простят меня богословы! - более значимой для судьбы Отечества с точки зрения православной догматики Казанской ополченческой иконы Пресвятыя Богородицы. Именно в честь этой ополченческой иконы был установлен праздник 22 октября (4 ноября н.с.).
Существует несколько версий ее подлинника. Мне известны три.
![]() |
Казанская ополченческая (список Пожарского) икона Пресвятыя Богородицы по версии искусствоведа, профессора Кембриджского университета Н. Е. Андреева |
![]() |
Казанская ополченческая (список Пожарского) икона Пресвятыя Богородицы по версии Московского патриархата |
![]() |
Казанская ополченческая (список Пожарского) икона Пресвятыя Богородицы в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе Москвы |
Истина – впереди.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.