![]() |
Саммит G20 в Брисбене (ноябрь, 2014) |
«Но никто не хочет и думать о том, пока «Титаник» плывет...»
(«Наутилус Помпилиус»)
ГОРЯЧАЯ «ДВАДЦАТКА»
Итоги саммита G20 в Брисбене (ноябрь, 2014) не только у нас, но и за рубежом освещались в основном в эмоционально-пропагандистском ключе, на фоне украинского конфликта и войны санкций, которая развернулась за полгода до саммита. Кроме того, многие комментаторы отметили небывалую закрытость прошедшей встречи по сравнению с предыдущими. Судя по всему, ключевые переговоры и заседания, как общие, так и по группам интересов, проходили за закрытыми дверями и дали мало информации для журналистов. Поэтому внимание публики было привлечено в основном к театральным жестам и репликам политиков, их расстановке во время заседаний и фотосессий. Особо педалировалась тема скандальных попыток устроить Владимиру Путину обструкцию и его досрочного отъезда из Брисбена. Поэтому подлинный смысл этой встречи проясняется в более широком контексте.
По мере разворачивания глобального кризиса именно «двадцатка» (G20) стала ведущим официальным форматом для координации межгосударственных отношений, тестирования и сглаживания возникающих конфликтов. На долю этих 20 стран приходится 90% процентов мирового ВВП, 80% мировой торговли и две трети населения мира. Изначально она создавалась как рабочая группа (официальное название «Группа двадцати министров финансов и управляющих центробанками») для ведения переговоров семерки развитых стран с развивающимися странами по экономическим и финансовым проблемам, возникающим в ходе кризиса.
Начиная с 2008 года, когда кризис явно обострился, встречи «двадцатки» стали проводиться на высшем уровне — с участием глав государств. А в последние годы на встречах фактически стали обсуждаться и ключевые военно-политические конфликты, хотя и без формального включения в повестку. В 2013 году на встрече доминировала тема Сирии, а в 2014 — Украина. Получается, что рабочая группа-20 постепенно стала оттеснять с оперативной арены старые институты регулирования международных проблем — ООН, ОБСЕ и др. Пока это только тенденция, но не стоит забывать, что согласно закону перемен, поднимающиеся волны перемен рано или поздно сносят или обновляют всю систему старых институтов.
![]() |
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ РЕФОРМА МВФ
Одновременно обострилась борьба за влияние на действующие институты валютно-финансового регулирования. Поэтому ключевой темой прошлогодней встречи была реформа МВФ. Она и была озвучена Путиным, поддержана лидерами БРИКС, но в итоге саботирована США и семеркой развитых стран.
Вопрос о реформе МВФ был поставлен еще на саммите 2009 года, а в 2010 году проект реформы был утвержден руководством МВФ (еще при Доминике Стросс-Кане) и предусматривал увеличение доли развивающихся стран на 6% квот. Пересмотр квот означал бы уменьшение влияния США и повышение роли Китая, России, Индии и Бразилии — Китай должен был стать третьим по значимости держателем акций фонда, а Россия, Индия и Бразилия — войти в десятку главных акционеров. При этом Китай уже сейчас предоставляет развивающимся странам такой объем кредитных средств, который сопоставим с кредитами МВФ и МБРР.
Однако после того как Стросс-Кана «ушли», а американский сенат уже четыре года тянет с ратификацией проекта, перспективы реформы становятся все более туманными. В этих условиях страны БРИКС выдвинули альтернативный проект. Еще накануне предыдущего саммита в Петербурге в 2013 году было принято решение о создании «Пула валютных резервов» и «Банка стран БРИКС», которые должны начать работу в 2015 году. А на прошедшем саммите в Брисбене лидеры стран БРИКС в совместном заявлении выразили «разочарование и серьезную озабоченность в связи с невыполнением реформ МВФ и влиянием этого фактора на легитимность фонда и доверие к нему».
Развитие глобального кризиса показывает, что и развитые, и развивающиеся страны волей-неволей сидят в одной лодке, но «гребут» и разгребают свои экономические, а особенно финансовые проблемы — в противофазе, а часто и вразнобой. Так что вялому экономическому росту развитых стран все больше угрожает замедление темпов в развивающихся экономиках, а те, в свою очередь, страдают от бегства капиталов с развивающихся рынков. При этом у руля и на носу этой лодки, как всегда, расположились капитаны западных экономик, а недовольные положением гребцы все настойчивее требуют своей доли и роли в управлении мировыми финансами.
![]() |
ПРОВАЛ ВАЛЮТНОГО И ФИНАНСОВОГО ТЫЛА В СТРАНЕ
Понятно, что положение российского лидера в такой компании двойственное: надо или с капитанами договариваться, или поднимать бунт гребцов, или то и другое вместе. А поручить это больше некому, потому что «правильных пацанов», надежных, хотя бы в собственном тылу, не осталось.
Достаточно вспомнить предыдущий саммит в Петербурге (сентябрь 2013). Представителем президента РФ по связям с лидерами государств-участников тогда выступила Ксения Юдаева, глава экспертного управления при президенте, которая сразу после саммита заняла пост первого зама Эльвиры Набиуллиной в Центробанке. Министр финансов Антон Силуанов на том саммите заявил, что «создаваемый БРИКС пул валютных резервов призван поддержать национальные валюты стран объединения, однако российскому рублю такая поддержка не нужна». Рубль к тому времени, с начала 2013 года, ослаб на 7 - 8%, а в других странах БРИКС, в ЮАР и Индии, валюта ослабла на 20%, в Бразилии на 16%. Наш министр заверил коллег, что курс рубля находится под контролем Центробанка в рамках установленного валютного коридора. Знать бы министру, в какой коридор загонят рубль действия Центробанка России!
После Брисбена получилось еще хуже: неловкие и непрофессиональные действия ЦБ, который вместо осмысленного регулирования курса рубля, кредитных потоков и стимулирования реальной экономики, занимался «таргетированием инфляции» — детская забава по сказочным инструкциям МВФ (кому интересно — легко найти в интернете). В результате не только обвальная девальвация рубля, но и дискредитация озвученного курса на переход от расчетов в долларах к национальным валютам — рублю, юаню и т.д., подрыв авторитета не только перед «партнерами-соперниками», но и в своем кругу — перед союзниками по евразийской интеграции.
Итак, промежуточные итоги пока таковы:
- встреча «двадцатки» в Брисбене обозначила очевидный раскол между семеркой стран во главе с США и странами группы БРИКС, роль политического лидера которой взял на себя президент России, вместе со всеми вытекающими отсюда политическими, экономическими и финансовыми рисками;
- неспособность «двадцатки» найти компромиссные способы решить объективные валютно-финансовые противоречия, обостряющиеся по ходу кризиса между развитыми и развивающимися экономиками, подталкивает США и их союзников к применению средств валютной, финансовой и ценовой войны с целью ослабления противника и принуждения его к согласию на своих условиях. При этом российская валютно-финансовая система становится наиболее уязвимым звеном и мишенью №1. По сути, первым открытым актом финансовой войны стал организованный кризис Кипрских банков в марте 2013 года, который фактически ударил по расчетным центрам, офшорам и депозитам российской финансовой власти и показал методы предстоящей экспроприации частных капиталов российского происхождения;
- проявляются также признаки раскола внутри наднациональных финансовых элит по поводу путей и способов выхода из глобального кризиса (вариант сохранения долларовой системы и предотвращения ее системного краха или вариант демонтажа существующей системы с переходом к системе региональных финансовых центров и валют). В этих условиях для укрепления экономической и финансовой самостоятельности страны, защиты ее национальных интересов необходимо единство государственной и финансовой власти, с четким определением и соподчинением приоритетов: «интересы государства — интересы народного хозяйства — интересы олигархов». Только на основе внятно проводимой госфинансовой политики, ориентированной на укрепление народного хозяйства, возможна продуктивная «деофшоризация», амнистия капиталов, бюджетная и налоговая оптимизация и т.д. Баланс интересов на базе самодостаточного хозяйства;
- налицо явное несоответствие между решаемыми задачами и вызовами, стоящими перед страной, на уровне глобальной валютно-финансовой системы и действиями финансовых властей — ЦБ и минфина. Явное расхождение заявленных стратегий и методов их исполнения. Кадры решили все.
Поэтому промежуточная оценка («удовлетворительно») на самом деле отражает крайне противоречивые и контрастные результаты. А «неуд» означал бы поражение в финансовой войне. Вместо системного ответа на вызовы с применением самого современного финансового оружия массового поражения приходится, как в старом анекдоте, применять самые незамысловатые приемы: «Хоть синяк мне и поставили, но сервиз я им, все же, разбил».
САНКЦИИ ДЕКОРАТИВНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ
Получилось по нарастающей. Поначалу санкции, объявленные Западом против России, были больше психологическими, персональными и направлены на ближайшее личное окружение Путина. Это как второе издание «списка Магнитского» — скорее, взбодрило, чем напугало, особенно на фоне ощущения собственной правоты.
Затем последовали экономические санкции по секторам экономики. Самое чувствительное — отсечение от долгосрочных западных кредитов. Они бьют в самое больное место — необеспеченность экономики длинными деньгами и накопленная корпоративная задолженность — это наследственная болезнь. Ответные санкции — запрет продуктового импорта из Европы — скорее, результат политического куража, чем трезвого хозяйственного расчета. Но все это не заставило бы в корне пересмотреть существующую модель экономической жизни — так или иначе подобного масштаба трудности уже проходили в 2008 - 2009 годах, в режиме кризиса, а не санкций.
![]() |
Настоящие санкции пришли вслед за падением нефтяных цен. В начале года нефть марки Brent стоила дороже 107 долл./бар., к середине года она подорожала до 115, а в декабре опустилась до 60 долл./бар. и ниже. К концу года биржевой рынок был психологически готов к уровню 40 долларов, а министр энергетики Саудовской Аравии сделал агрессивное заявление, что королевство готово к цене 20 долл./бар. и не планирует сокращать добычу.
В данном случае неважно, стал ли обвал цен результатом спецоперации или сработала «невидимая рука рынка». В обстановке кризиса и войны на товарных, валютных и финансовых фронтах на первый план выходят уже внеэкономические факторы, которые превращают естественно-рыночные рычаги в «силовые протезы», которые направлены против конкурента, ставшего противником.
Анализ фундаментальных факторов, скорее, говорит о том, что цены на сырьевые товары упали всерьез и надолго. Хотя пока преобладают конъюнктурные расчеты на то, что лопнет «сланцевый пузырь» в США или очередное военное обострение на Ближнем Востоке приведет к отскоку цен вверх. Так или нет, но это безосновательные надежды, далекие от системного понимания проблемы, расчет на то, что «война все спишет» и т.п. Они отражают неготовность и нежелание освоить адекватный формат оценки реалий — формат антикризисного управления, когда, не оставляя надежду на лучшее, все же детально просчитывают худший вариант. Поэтому минфин, пересчитывая бюджет на 2015 год, пока только догоняет и не успевает за падающими ценами на нефть.
Настораживает и то, что наши крупные нефтегазовые корпорации, в том числе государственные, фактически проспали «сланцевую революцию», считая ее блефом, очередным «пузырем» и т.п. Формально, скорее всего, это так и есть. Но за внешней видимостью технологических и финансовых манипуляций, судя по всему, не разглядели главного. Когда государство собирает корпорации нефтяного сектора в общий проект, стимулирует взрывной рост добычи, невзирая на плановую убыточность или условную рентабельность, и в результате в нужное время и в нужном месте добивается результата, оказывая давление на глобальный рынок нефти. Пусть даже потом половина мелких компаний обанкротится — итоговый результат покроет издержки. Но тогда это не совсем блеф, а сверхновое финансово-технологическое оружие, которое вам пока не снилось. Большевистские методы решения экономических задач, как видно, перекочевали на Запад. Еще одна форма утечки мозгов.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — В КАКУЮ СТОРОНУ?
Осознание этой новой реальности, которая обусловлена не столько санкциями, сколько объективными сдвигами в структуре глобального рынка, придет позже и заставит пересмотреть привычную модель экономического роста. Когда не на словах, а на деле обнажится простая хозяйственная истина — ничего-то мы сами не производим для самих себя, а почти во всем зависим от экспорта углеводородов и импорта всего остального — от технологий до деликатесов и зубочисток.
Следующим шагом должно прийти понимание, что действующая система управления по своей внутренней природе просто не способна выйти из колеи старой модели и привычного алгоритма действий. Потому что она никак не связана с реальной практикой организации хозяйственной жизни, а разговаривает и мыслит на языке симулякров — «привлечение инвестиций», «инновационная активность», «национальные проекты», «импортозамещение» и т.д.
![]() |
Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов |
Успели появиться в нашем хозяйстве и отдельные обнадеживающие примеры, их пока, естественно, немного. Быстро отреагировали на санкции некоторые производства в пищевой промышленности. Отечественные производители масла и сыров, после падения объемов в 2013 году, за 10 месяцев прошлого года обеспечили прирост производства сливочного масла почти на 20%, а сыров — на 14%. О качестве продукции речь пока не идет.
Гендиректор «Татнефти», подводя итоги года и оценивая перспективы, сказал, что один из сценариев развития компании в 2015 году просчитан исходя из цены нефти на уровне 40 долл./бар. При этом компания не собирается урезать свою программу развития и социальные обязательства. «Татнефть» в основном ориентируется на отечественных производителей оборудования, а значительная часть нефти перерабатывается в республике.
Управленческая реакция на санкции — пока на 3 с минусом. Такую оценку обычно «натягивают» студенту, когда ясно, что знания предмета у него нет, но слова произносит правильные.
Продолжение следует.
Читайте также:
- 7 итоговых событий 2014 года: стресс — тест для системы управления. Часть 1-я
- Присоединение Крыма и его интеграция. Новая Россия и Новороссия. Часть 2-я
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.