БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$66.76 74.10 Нефть 58.42
Казань -°C
«Пиковую даму» в Казани посадили на трон
3 Февраля2017
 
3.02.2017

«Пиковую даму» в Казани посадили на трон

Красавицы в черном на сцене оперного: 35-й Шаляпинский фестиваль открыли премьерой «мистического триллера». Часть 2-я

«Пиковая дама» Юрия Александрова стала, как и обещало руководство ТГАТОиБ, главным премьерным событием, которым театр козырнул на старте Шаляпин-феста. Пока публика следила за сюжетом, развивающимся вокруг безумного героя Пушкина-Чайковского, музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Елена Черемных удивлялась врачебному тщанию режиссера, много лет диагностирующего недуг Германа на оперных сценах Петербурга, Москвы, Петрозаводска, а теперь приобщившего к этому списку и Казань.

Свобода владения материалом оперы «Пиковая дама» с годами стала трансформироваться у Юрия Александрова во что-то специальноеСвобода владения материалом оперы «Пиковая дама» с годами стала трансформироваться у Юрия Александрова во что-то специальное

ИЗ КАРЕЛИИ В КАЗАНЬ

В обозримой истории «Пиковых дам» на сцене казанского оперного театра постановка Юрия Александрова четвертая по счету. Какая она в его собственной биографии, не скажет никто, кроме самого режиссера, чьих «Пиковых дам» видано-перевидано на сцене «Санкт-Петербург Опера» и Мариинского театра, московской «Новой оперы» и Музыкального театра Республики Карелия (Петрозаводск)...

Свобода владения материалом именно этой оперы Чайковского, уже преподносимой и в псевдоисторическом, и в адаптировано советском вариантах, с годами стала трансформироваться у Александрова во что-то специальное. На смену разной степени продвинутости авторским концепциям пришел замкнутый круг автоцитат и самоповторов, ответственных за ту часть фрейдовского психоанализа, о которой сигналит зацикленность Александрова на идее первичной увлеченности Германа богатой старухой — Графиней, а вовсе не ее юной и нежной внучкой Лизой.

То, что у Чайковского содержит идею трансформации героя из нормально сомневающегося в себе влюбленного, даже «земным названьем» не желающего обозначить даму сердца, в одержимого безумием человека, вытягивающего из мертвой старухи тайну трех карт, в диагностирующем тотальное безумие методе Александрова по понятным причинам отсутствует. Попрекать за это режиссера не стоит. Как бы то ни было, с миланской «Пиковой дамы» Юрия Любимова больничная койка в психушке, как и болезненная страсть к игре, сопутствуют многим Германам made in Russia. Вплоть до Германа в постановке Льва Додина, чей спектакль начал жизнь в конце 1990-х в Амстердаме, объехав вскоре пол-Европы, а закончил в прошлом сезоне в Москве, будучи признанным безнадежно устарелым — вместе с породившей его эпохой реформ — театральным продуктом.

Три года назад в своей постановке «Пиковой дамы» в Петрозаводске Александров уже применил к сумасшествию героя-игрока линзу своей специфической диагностики. В том спектакле, собственно, и выработались схема и анамнез болезни Германа, начинающего страдать безумием в «погожий радостный денек» на аллеях Летнего сада под холодящую кровь балладу Томского о «Венере московской», которую друзья Германа издевательски обзывают «ведьмой», «восьмидесятилетнею», «каргой» и прочими нехорошими словами. В Казани режиссерскому чертежу той карельской постановки посчастливилось обрести новую оформительскую раму и — всем на зависть — двумя более чем приличными исполнительскими составами.

ГЕРМАН-БЕЗУМЕЦ, А ГРАФИНЯ — КОРОЛЕВА

Перекраивая психологический триллер петрозаводского образца в триллер мистический, Александров размножил образ пиковой дамы в хоровод стройных красавиц в черном. Уже на звуках увертюры они окружают трон своей королевы-Графини с притулившимся в изножье Германом. Ясно, по чьим правилам будем играть — по правилам Графини. Властная и хищная она тут не какая-нибудь старушонка, а хозяйка положения, перебирающая карты в уголке Летнего сада, посылающая камеристку усмирить разгулявшихся на девичнике барышень. Интермедию «Искренность пастушки» Графиня наблюдает с самого центра сцены, сидя на троне. Понятно, что выход императрицы с приветственным хором «Славься, свет Екатерина» отсутствует: царское место занято. По той же причине купирована и сцена с детьми в Летнем саду: зачем детям петь «Гори, гори ясно...», когда миром правят прихоти безумцев, вдохновленных стариной и выигрышами былых красавиц посильнее, чем тревожной молодостью их внучек?

Темная графинина энергия, словно бес, по мысли Александрова, вселяется в Германа сразу и бесповоротно. Публика еще не понимает, отчего на сообщение князя Елецкого о женитьбе в Германе «досада адская трепещет, одни мучения суля». Но уже чувствуется: дело плохо. На самом деле худо то, что, провалив интригу любовного соперничества Германа с Елецким, режиссер обрек на поверхностную невсамделишность финал с репликой Елецкого, чьим тузом бита «дама» Германа. С благородным князем у режиссера вообще не очень-то получилось. Разве Елецкий мог оказаться на девичнике? А в спектакле он не только аккомпанирует дуэту Лизы и Полины, отплясывает «русского» со служанкой, но и строит куры барышням. А зачем его превращать в дурака, последней фразой арии «Я вас люблю, люблю безмерно», адресующейся Герману, которому князь еще и передает записку с Лизиной просьбой о свидании?

К социальным условностям, на которых настаивает либретто «Пиковой дамы», Александров мало внимателен, слишком увлечен симпатичной ему идеей, что миром правит зло. За такие вещи опера мстит, мягко говоря, двусмысленностями, вроде той, какую испытываешь, видя, как Лиза, со спины агрессивно атакованная Германом, не падает в обморок, как полагалось бы нежной барышне, а отдается ему телом, а в скором времени и душой. Чему же удивляться, когда на внезапное появление душегуба в опочивальне Графини, «бабушка», глазом не моргнув, завлекает ночного визитера в свои объятия? Яблоко от яблоньки недалеко падает. Да и умирает «бабушка» так, словно все еще издевается над Германом.

ПРОСТО ДОБАВЬ ВОДЫ

Петербургскому мифу, от которого «Пиковой даме» никуда не деться при всей отдаленности либретто оперы от сюжета пушкинской повести, в казанском варианте жанр «мистического триллера» добавил водянистости и тумана. Ух какую болотно-речную стихию напустил в дворцовый макет Петербурга, придуманный сценографом Виктором Герасименко, автор видеопроекций Данил Герасименко! Невская волна захлестывает одновременно экран задника и капроновый аванзанавес, за которым разыгрывается добрая половина оперных сцен. Дымы струятся из глубины сцены, поднимаются под колосники, накладываясь на видеопроекции каких-то солярисов, соплей, огней, портретов, амулетов, анфилад, сфинксов и прочей чепухи.

Смотреть без разбору на все трудновато, но приходится. К счастью, событий придумано в количестве, не позволяющем задержаться на смысле только что увиденного. Кадрам по-зимнему голых древесных веток в Летнем саду уже аукается хор про «солнечный денек», А вот и летняя гроза!.. За истекающими слезой стенами казармы марширует хор пиковых дам, поющих панихиду по Графине, чей призрак выкатывают в кресле два тощих мужика, причесанные под Распутина. На поклоны этих мужиков выходят уже четверо — не сразу и вспомнишь, сколько их натирало полы в опочивальне Графини под тревожную пульсацию вступления к Четвертой картине. Только и подумаешь: «Кто эти люди, откуда все это?»

Компенсируя купюры в Чайковском, авторы «триллера» добавили разные бытовые и природные звуки: шум дождя (в Летнем саду), бой напольных часов (в покоях Лизы), лязг разбитого стекла (перед явлением Призрака Графини). Оркестр под управлением Марко Боэми работал чем-то вроде коллектива таперов, и это у него неплохо получалось — было время подготовиться: на прошлом Шаляпинском фестивале уже исполняли «Пиковую даму» в концертной версии, правда, с другим дирижером — тогда это был Ренат Салаватов.

ДВА СОСТАВА

В отличие от людей, которым сложно испытывать постоянное смятение между несоответствием причин и следствий, содержащихся в драматургии оперы Чайковского, но отсутствующих в данной постановке Александрова, приглашенным певцам в ней, показалось, было комфортно, а не наоборот.

Два отличных Германа — Сергей Поляков из «Новой оперы» и Николай Ерохин из Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко — отыграли безумие в промышленных дозах, добавив некоторые отличия в виде нюансов: герой Полякова казался более убедительным и последовательным актерски, тогда как герою Ерохина временами что-то мешало быть душегубом, и до финала он каким-то чудом донес искренность и глубину своего все-таки не потерявшего человечности персонажа.

Лизе в исполнении Оксаны Крамаревой из Национальной оперы Украины навредил «песочек» в голосе, а крикливо-надсадное исполнение слишком жирно маркировало истеричность ее героини. Зато Марине Нерабеевой из «Новой оперы» как раз удались гладкие женственные верха, причем даже в таком «силовом» эпизоде, как сцена у Канавки. Из двух Елецких князь, получившийся у Владимира Мороза из Мариинского театра чересчур манерным и в то же время пестрым по роли, неожиданно уступил князю Владимира Целебровского — коллеги по Мариинскому театру, исполняющему ту же роль и в петрозаводском спектакле Александрова.

Хорошего Томского, который у Виктора Коротича из Мариинского театра был хоть куда и тембром, и статью, все-таки переиграл Анджей Белецкий из «Новой оперы»: едва ли не более эффектно, чем Балладой, он шармировал публику фривольными куплетами «Если б милые девицы». Но самой приятной неожиданностью премьерного кастинга стала Гульнора Гатина из ТГАТОиБ, актерски тонко и вокально убедительно выступившая в двух ролях — трепетной служанки Маши и Прилепы, вместо пастушки наряженной в костюм червонной дамы.

Не претендуя на место в ряду художественных открытий, новая казанская «Пиковая дама» тем не менее смотрится спектаклем, способным объединять усилия разных певцов, заставляющим увлеченно работать хор и вполне кондиционно звучать оркестр. Это неплохо для Шаляпинского фестиваля, как, в общем-то, и для самого ТГАТОиБ, практикующего антрепризный кастинг. Без долгой пристрелки в виде прошлогоднего концертного исполнения оперы театру было бы сложно поднять эту работу; как было бы сложно придумать подробную режиссерскую канву Александрову, не имей он за спиной опыта, уже осуществленного им в Петрозаводске. Но если б еще выкинуть из избыточного набора компонентов все, что отвечает тут за мистическое и триллерное! Пока же показали то, что показали. На вопрос: «Кто в опере Чайковского сидит на троне?» — казанцы теперь будут уверенно отвечать: «Пиковая дама». А на вопрос: «Что убило Германа?» — недоумевать: «Да он же сам застрелился!»

Такой вот мистический триллер.

Комментарии: 39 Оставить комментарий

Совершенно не касаясь конкретного спектакля, предлагаю вообще исключить из разговора о казанских театральных постановках определение "зал аплодировал стоя".
У нас хлопают стоя на всех спектаклях: и на чудовищных привозных антрепризах; и на каких-нибудь убогих гастрольных спектаклях, вроде театра Джигарханяна; в Качаловском и в ТЮЗе; в Камаловском и в Тинчуринском. Всегда и везде! Это вообще не является показателем успешности постановки. Просто такое ритуальное действие.

Точно также в Москве или в Питере, наоборот, никто особенно не разбежался вставать даже после самых блестящих спектаклей Туминаса, Додина и прочих.

  • Анонимно
    3.02.2017 08:59

    Интересный обзор. Как я понял режиссёр Александров ставит эти спектакли с одним названием Пиковая дама - как на конвейере. Питер, Петразоводск, Казань... Неужели нельзя самобытных и молодых режиссёров приглашать в Казань? Или своих выращивать?

    • Анонимно
      3.02.2017 09:19

      Директору Казанской оперы Мухаметзянову 67 лет, режиссеру Александрову 67 лет. Театром имени Джалиля правит геронтократия

  • Анонимно
    3.02.2017 09:26

    Вчера посетил спектакль. Очень добротная постановка.
    Свои недобрым ворчанием госпожа Черемных уподобляется Графине из рецензируемого спектакля. С таким же основанием можно критиковать Модеста Чайковского (автора либретто) за искажение образа Германа в сравнение с Пушкинским оригиналом.

    • По-моему, "добротная постановка" - это определение, которое и приходит на ум по прочтению рецензии Елены. Но хочется настоящих больших культурных событий, а их в Казанской опере почти не бывает.

      • Анонимно
        5.02.2017 05:19

        Да, и хотелось бы профессиональных рецензий, а не эмоциональных нападок. После прочтения данной статьи - ничего кроме недоумения и внутреннего протеста по поводу написанного. Художественное оформление - одно из лучших за последние годы. Прекрасные декорации, костюмы, динамичное действие. Голоса в день открытия, правда, были слабоваты. Но почему-то это не так уж и важно для автора статьи. Возникает вопрос: критик присутствовала на фестивале, или написала свой отзыв заочно?

  • Анонимно
    3.02.2017 09:33

    Обзор очень напыщенный и велеречивый. По ходу прочтения несколько раз казалось что автор запутался в своих словесных конструкциях.

    Ни слова о великолепном исполнении. Отличный спектакль! получила огромное удовольствие.

    P.S. зал долго аплодировал стоя

    • Совершенно не касаясь конкретного спектакля, предлагаю вообще исключить из разговора о казанских театральных постановках определение "зал аплодировал стоя".
      У нас хлопают стоя на всех спектаклях: и на чудовищных привозных антрепризах; и на каких-нибудь убогих гастрольных спектаклях, вроде театра Джигарханяна; в Качаловском и в ТЮЗе; в Камаловском и в Тинчуринском. Всегда и везде! Это вообще не является показателем успешности постановки. Просто такое ритуальное действие.

      Точно также в Москве или в Питере, наоборот, никто особенно не разбежался вставать даже после самых блестящих спектаклей Туминаса, Додина и прочих.

      • Анонимно
        3.02.2017 13:38

        а что как не признание зрителей является показателем???

        • Анонимно
          3.02.2017 13:46

          Является, но не всегда. Вы слышали о таком явлении как клакеры. В Казани в Оперном, есть такая версия, мастера в подобном искусстве. Где доказательства? Непрозрачная система продажи, а вернее распространения билетов - тому доказательство.
          Д-н К-т

          • Анонимно
            3.02.2017 22:08

            На первом ярусе в прошлом году сидела парочка... Уж так яростно кричали :"Браво!!!". Так совпало, что замечены были на всех трех спектаклях,на которых мы были. Только не раскланивались с ними....

      • Это что! У нас хлопают даже после посадки самолета на землю! Такой хлопающий народ у нас! Ну, что тут поделаешь!!!

  • Анонимно
    3.02.2017 09:44

    Ну я же оказался прав-что фотографированных журналистов не пускают и поэтому так мало фоток и об этом в конце концов знает давно Министр культуры и ничего не предпринимает-грош цена такому\ТРУСЛИВОМУ\ЧИНОВНИКУ...а таких пенсионеров что руководят ОПЕРНЫМ-гнать надо в шею и освобождать МОЛОДЫМ ТАЛАНТАМ.....и совсем не понятно в каком обществе МЫ все ЖИВЕМ-наверное ее название-БЕЗПРЕДЕЛЬНОЕ.....

    • Анонимно
      3.02.2017 10:29

      Слушайте, Абдюшев, Вы своими словами о фотографах и сменой шрифтов уже надоели.

      • Анонимно
        3.02.2017 17:03

        Если Вам так надоело-так и примите \ДЕЙСТВИЕ\чтобы наконец-то что -то менялось в сторону ДЕМОКРАТИИ пока у нас есть только ПАРТИИ-типа ЕДИНОЙ РОССИИ \основная многочисленная и потребительское многоголосящие\и несколько мелких в основном путающиеся под ногами....и самое обидное ничего в этом МИРЕ не меняется....МИЛЛИАРД нищих и КУЧКА БОГАТЕЙШИХ ЛЮДЕЙ М И Р А....

        • Анонимно
          4.02.2017 14:12

          И самое печальное кто они Кучка богатейших людей мира-бывшие партограты-которые занимались нравоучениям что Компартия это самая Великая и Человечная и наказывали нас за любую провинность....и сами же первые рванули из нее и благополучно своим \предательством\ и стали самыми богатыми людьми мира....а для чего тогда сейчас так лихо шпарят о честности нравственности о коррупции-вы и своими действиями и породили это явления.......

    • Анонимно
      3.02.2017 11:37

      молодые таланты кто:?

  • Анонимно
    3.02.2017 09:58

    Как всегда блестящая рецензия от Черемных - тонко и иронично, без грубостей, но всем все понятно.
    Казанец

  • Анонимно
    3.02.2017 10:00

    Спектакль отличный.

  • Анонимно
    3.02.2017 10:44

    А министр культуры был на премьере? Или не по рангу? Или кто-то может быть из мэрии?

    • Анонимно
      3.02.2017 13:35

      Видимо, престиж этого театра таков, что на премьеры никто и не ходит. В Камаловский Бабай всегда ходил, да и многие руководители из нынешних ходят. По большему премьеры в Театре оперы и балета должны быть событием для страны, что мешает? Ресурсы есть, любого репжиссера купить можно, труппу укрепляй. Но нужно быть в мейнстриме, а тут мы отстали от него лет на -цать.

      • Анонимно
        3.02.2017 14:58

        Позвольте с Вами не согласиться! Стараюсь бывать на всех премьерах в казанских театрах. Минниханова в Камаловском за время президентства видела всего лишь один раз, а вот в оперном частенько вижу.

  • Анонимно
    3.02.2017 11:22

    Во второй день роли Маши и Прилепы исполняла другая певица. Госпожа Черемных не заметила разницы?

  • Анонимно
    3.02.2017 11:57

    Глядя на Лизу, можно сказать, что Александров недалек от своей интерпретации - на мой взгляд графиня выглядит если не более молодой (не намного), то более привлекательной

  • Анонимно
    3.02.2017 12:02

    Жалко оперу! Сами ничего создать не могут как Пушкин, или Чайковский, но коверкать шедевры им под силу! Убрали бы из спектакля музыку Чайковского и основное либретто, и поставили что-нибудь свое из жизни современных богатеев. А глумиться над классикой - преступно. На казанской сцене казалось бы достаточно одного Севильского цирюльника. А насчет аплодисментов в Казани удивительно одинаково аплодируют и откровенно плохому и отличному исполнению Наверное это проявление гостеприимства.

  • Анонимно
    3.02.2017 13:21

    Минкульту нужен нормальный экспертный совет с участием знаковых фигур искусства РФ и РТ, чтобы давать оценку тому, что происходит в нашем Оперном и других театрах.

  • Анонимно
    3.02.2017 13:50

    И знаете что \завоют\-ответственные люди за это.......БАБЛА нету в переводе на русский современный-АКЧА ЮК

  • Анонимно
    3.02.2017 15:08

    Если честно, опера очень слабая! Витиевато говорить не хочу, так как не критик. Говорю как обычный человек, который решил сходить на премьерный показ. Крики "браво" немного шокировали. По мне, если и кричать "браво", так это очень веский повод должен быть! Оперные певцы слабые, оркестр старался только в самом начале... и так во всем, сплошные недоработки. Второе действие получилось самым ярким, как не странно. Первое и третье просто скучно. Если оценивать как в школе, то 3-(правда!), но поставить можно 3 (если учитель добрый).
    А так согласен с некоторыми вышеуказанными комментариями. Достойного очень мало показывают сейчас для людей!

  • Анонимно
    3.02.2017 15:27

    А мне понравилось очень! Отличная постановка, очень атмосферная.

  • Анонимно
    3.02.2017 16:41

    Удалось посмотреть второе исполнение этой оперы, очень радует, что оказывается второй состав лучше справился со своими задачами. Очень понравилась сценография и художественное решение, прекрасный Герман в исполнение Ерохина, хорошо бы именно его приглашали в течение сезона. НО, вспоминая Ирину Архипову в Пиковой даме, приходится все-таки говорить о непревзойденном пока мастерстве исполнения партии графини, какой была ее ария в этой опере, какой серебристый голос уносил на бал 18 века, повторит ли хотя бы кто-нибудь такой уровень? Очень бы хотелось узнать, кто сейчас в мире признается эталоном в исполнении этой партии.

    • Анонимно
      12.02.2017 13:46

      Архипова - это продукт советской эпохи. Тогда все-таки талант что-то значил, а не только менеджерские качества или влиятельные знакомые и родственники. У нас же до сих пор отвергается все "советское".

  • Анонимно
    3.02.2017 19:10

    Как постановка, нам понравилось, были интересные решения с точки зрения зрелищности спектакля... Лиза была жеманна, Полина лучше ( им бы поменяться?)... некоторые режиссёрские решения, действительно, удивляли (как например, то ли полотеры, то ли зомби), но , в целом, не скучно ... но и сильных голосов не услышали

  • Анонимно
    3.02.2017 19:13

    Спасибо нашим казанским артистам!!!! В частности хору, такие умнички! Спасибо вам за профессионализм и задор! Хор выполнил все задачи на отлично! Горжусь, что у нас в Казани такой великолепный уровень хорового исполнительства. Очень приятно вас слушать и смотреть.

    • Анонимно
      5.02.2017 05:28

      Обычно слово "умнички" употребляют, говоря о детях. И даже в этом случае оно звучит не совсем приемлемо. Это все равно, что сказать "ученИчки" вместо "ученицы".

  • Анонимно
    4.02.2017 02:46

    Уважаемый Айрат,вам самому не надоело еще собирать на страницах БО такие глупые и надуманные комментари и? Это все для тех,кто не знает где входная дверь в театр)). Я раньше писал,старался вам возражать,а теперь мне смешно. Чем злее вы стараетесь укусить,тем веселее это выглядит)).

  • Анонимно
    4.02.2017 09:36

    Веселее выглядит как наши КУМИРЫ-КОММУНИСТЫ превращаются в ЗАКЛЯТЫХ КАПИТАЛИСТОВ...и как мы должны судить если основная масса любителей -так и не попадают в зал-так как все билеты Шаляпинского заблаговременно выкупается по ЭЛИТЕ....и не помню ни разу чтобы спектакли транслировались по ТВ

  • Анонимно
    4.02.2017 13:36

    А зачем вам билеты? Там же все плохо.

    • Анонимно
      4.02.2017 14:19

      Там мне можно поснимать и раздать фото по газетам пишущие на татязыке-я знаю что там только в газете ШК есть фотокор и все -а в других нет-так как их всех по увольнял Великий генеральный Шагиахметов ФИ-считая что сами пишущие журналисты и должны совмещать и эту профессию и снимать

  • Анонимно
    11.02.2017 03:17

    Ужас. Как можно так издеваться над классикой?

  • Анонимно
    23.09.2017 23:11

    Соглашусь с рецензией. Мне осень не понравилось. Некоторые сцены вызывали шок, некоторые - смех. Баллада Томского была слабовата. Герман объяснялся в любви Лизе и даже не смотрел на нее. А то как Герман обладал сначала Лизу, а потом старуху, да еще и ее труп тормошил.... Жуть вообщем. Действия мало, как будто просто сборный концерт из арий. Не знаю, тот же "Евгений Онегин", который был в прошлом году - постановка произвела большое впечатление, а здесь - лишь разочарование.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования