БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$63.75 70.50
Казань Погода в Казани 11°C

Компания, связанная с «поваром Путина», получила контракт на поставку еды в подмосковные больницы на 632 млн рублей

Сирота казанская
21 Октября2017
 

Сирота казанская

Сирота казанская… Есть много версий появления этого идиоматического выражения. В большинстве из них скрыта усмешка над поверженным народом. Был ли шанс у защитников Казани избежать мучительной смерти? Об этом в своей статье размышляет Исмагил Шангареев, основатель и руководитель группы компаний «ДАН», известный общественный деятель, академик Евразийской академии телевидения и радио.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»Фото картины Ильи Репина

«После взятия Казани в октябре в 1552 году царь Иван Грозный повелел  выкатить в центр площади старую арбу. И стали воеводы с опричниками мимо нее прогонять поочередно все мужское население города, оставшееся в живых. Тем, кто ростом вышел выше колеса арбы, отсекали голову тут же. В живых остались лишь дети 11 лет и менее. Сказал тогда им царь: «Ходите в землях всяких и скажите, что нету боле ханства Казанского».  И пошли они по миру за руку по три-семь сирот, гурьбою. Люди, видя их на околицах своих селений, говорили: «Сирота казанская идет». Помогал им всякий добрый человек — кто едой, кто одежей, а кто и ночлегом. Долго бродили еще они, а может, и доселе в пути...»

АВТОР ПРОЕКТА РАСШИРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ РУССКИХ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Психологический портрет Иоанна IV, известного в истории как Иван Грозный, представляется весьма важным в контексте событий 1552 года, когда он не просто одержал одну из военных побед, взяв после ожесточенного сопротивления Казань, но проявил патологическую жестокость к целому народу.  

Примечательно, что в источниках XVI века приставка «Грозный» не встречается, являясь как бы шлейфом его деяний в памяти потомков. Оставив после себя уже не Московское княжество, а целое царство, Иоанн IV, казалось, реализовал один из самых ключевых проектов в формировании российской государственности, оставаясь при всем этом в исторической памяти как один из самых «безумных садистов» на троне. В своих посланиях Иоанн IV с нескрываемым самолюбованием писал: «А я, пес смердящий, кого могу учить и чему наставлять и чем просветить? Сам вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе». Трудно что-то добавить к портрету человека, ставшему невольным автором выражения «казанская сирота» и нелегко сегодня принять истину, что славная история татарского народа была перечеркнута «псом смердящим», вечно находящимся «во всяком злодействе».

Объяснение патологической жестокости Ивана IV его тяжелым психическим заболеванием было сформулировано в середине XIX века и поддерживалось как старыми историками — Николаем Костомаровым и Василием Ключевским, так и современными — Владимиром Кобриным и Русланом Скрынниковым. Психиатры, естественно, единодушно поддерживают это мнение, отмечая: «Иван Грозный был тяжелым душевнобольным с явными признаками шизоэпилепсии, и большинство событий его царствования можно объяснить как следствие безумных поступков самодержавного властителя».

Вот такое заключение врачей. И если, например, Николаю Карамзину представляется, что это всего лишь «для ума загадка», то для татарского народа это ответ на вопросы, не стихающие многие века: «За что?», «Почему так чудовищно были уничтожены основы татарской государственности?», «Как государствообразущая нация превратилась в «сирот казанских», тени которых «до сих бредут по России»?»

ТЕХНОЛОГИИ ГЕНОЦИДА СОБСТВЕННОГО НАРОДА

Иоанн был психически больным человеком, и, несомненно, обострения и ремиссии сменяли друг друга. Обострения, как свидетельствует история, сопровождались его личным участием в изобретении и исполнении самых невероятных пыток и казней. Вы спросите: какое отношение все это имеет к взятию Казани в 1552 году? Полагаю, что самое прямое, поскольку позволяет нам сегодня представить, какие муки ждали защитников Казани, какая патологическая жестокость обрушилась них, как только пали крепостные стены. Я не сгущаю краски; как поется в песне «Времена не выбирают, в них живут и умирают» и далее, здесь же очень близко к нашей теме: «О самом себе хлопочешь, а при Грозном жить не хочешь?» И все же для реконструкции исторической ситуации всегда важно понимать, что было мифом, а что — реальностью. Но главное, попытаться, пусть по косвенным, но достоверным свидетельствам, воссоздавать картину событий, которые стали поворотным моментом в истории татарского народа.

Итак, что практиковал Иоанн IV при проведении своих нескончаемых кадровых чисток?  Исторические свидетельства позволяют выделить такие виды наказаний, как попеременное обливание приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивание вверх ногами и с последующем рассечением на части; утопление в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570–1571 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.

Кроме того, есть свидетельства, что «после массовых казней Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску».  

А теперь представьте, что сделало это больное чудовище, когда ворвалось в Казань. Был ли у кого-то из защитников шанс избежать мучительной смерти? Остались те, кто ниже колеса арбы, чтобы стать сиротами на земле своих пращуров.

ИСТОРИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Возникает вопрос: а могла ли быть историческая альтернатива? Возможно ли пощадить целый народ, занеся над ним кровавый топор?

История полна различных аналогий, сюжетов, которые можно сравнивать, не боясь ошибиться, так как никто не знает четкой грани между мифом и реальностью. Как писал Ибн Ильяс:

Реальность или миф? — вот в чем вопрос.
Все к зеркалу истории свелось.
Реальность в нем — нагроможденье мифов.
Где факт, где вымысел? Ответа не нашлось.

Из истории известно, что в 1395 году Амир Тимур, преследовавший бросившего ему вызов хана Тохтамыша, двинулся в сторону Москвы, но 26 августа упомянутого года неожиданно повернул обратно. Почему Амир Тимур пощадил землю русскую, почему не стал, подобно Иоанну IV, плодить сирот в этом мире?  

Русские предания говорят, что Амир Тимур испугался Владимирской иконы Божией Матери и в страхе бежал. Большую глупость, наивность и примитивную браваду в духе русских народных сказок вряд ли можно себе представить. То, что весь народ русский молил Бога в ту пору, — да. То, что Амир Тимур, согласно свидетельствам его летописцев, увидел во сне мать Исы, Марьям, которая попросила его не проливать кровь, — это мистический, но факт. Но главное — как воин Амир Тимур не видел перед собой достойного противника и, будучи человеком, верящим в провидение, решил пощадить людей, за которых просила Марьям. Был ли шанс у татар, когда Иоанн IV подошел к стенам Казани? Прозванный в народе Грозным, он не был ни воином, ни глубоко верующим человеком, а был, по его же словам, «псом смердящим». И поступил он как «пес смердящий». Такова история, наполненная фактами и легендами, порой дающая народам шанс на выживание, а порой отнимающая последнюю надежду.

«Оборона Казани от войск Ивана Грозного»Фото картины Ильяса Файзуллина

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ… КАЗАНИ

Последний день Казани, как последний день Помпеи, по праву может считаться символом разрушения и неминуемой гибели целого народа. Пусть в античном понимании, когда полис означал и город, и государство. Существует мнение, что якобы Казань брали татары, основанное на том, что составе войска Иоанна IV было примерно 43% татар. Причем это были не только нижегородские и ногайские татары, но и казанские. Ну о цифрах спорить не будем. Однако хочу заметить, что в истории нередки случаи, когда в составе вражеского войска появляются своеобразные «власовцы». И вообще, нельзя не возмущаться желанием свести одну из самых кровавых трагедий к «разборке межу татарами», сделав проект Иоанна IV чуть ли не государственной программой добровольного присоединения народов Поволжья к Московскому царству.

Подумать только: еще всеми нами любимый Даль в своем знаменитом словаре утверждал, что сирота казанская — это плут, прикидывающийся бедняком», полагая, что это пошло после взятия в 1552 году Казани, когда «татарская знать, мурзы во имя сохранения своего высокого положения и богатства всячески угождали новому правителю; некоторые даже добровольно принимали христианство, за что поощрялись царем: он вручал им подарки и приближал к своему двору. Настоящих сирот Даль, конечно, не брал в расчет. А зачем? Все, что делалось в отечественной истории, есть благо, русский народ должен верить, что создание целой нации сирот — это не про нас.

В целом же трудно понять, с какого момента заканчивается мифическая история и начинается история реальная.

Фото из личного архива Исмагила Шангареева 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

В истории каждого народа были тяжелые поражения. Раз в году в середине осени в Казани вспоминают трагические события 1552 года. Это значит, что жива Казань, давно затянулись раны, но память каждый год не позволяет забыть не поражение, нет. Не позволяет забыть бойню, забыть сирот, забыть доблесть своих предков. Это нормально. Это говорит о духовном здоровье нации. Вместе с тем все это не повод для политизации национальной истории, тем более поиска причин этой трагедии в настоящем. Пытаясь связать проблемы сегодняшнего дня с трагедией далекого прошлого, мы невольно создаем резонансный коридор во времени. Дагестанский поэт Абуталиб сказал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Надо помнить, что скорбь не для митингов, а историческая память не плакатов. День памяти — это тишина и время осмысления себя как части истории своих пращуров, их побед и поражений, их веры и их правды.

Автор: Исмагил Шангареев
Блог Исмагила Шангареева
Размещается на платной основе

См. также статью Исмагила Шангареева «Еще раз о национальном вопросе»

Комментарии: 50 Оставить комментарий
Анонимно
21.10.2017 09:08

Проникновенно! Спасибо.

  • Анонимно
    21.10.2017 09:08

    Проникновенно! Спасибо.

    • Анонимно
      21.10.2017 09:45

      К сожалению ко многим может относится словосочетание "был тяжелым душевнобольным с явными признаками шизоэпилепсии".
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/361249

      До 50% современных жителей планеты Земля страдает теми или иными расстройствами психики.

      • Анонимно
        21.10.2017 17:24

        В России существует два народа, которые мучаются от непонимания своей идентичности. Это татары и буряты.

        Башкиры, Чуваши, Казахи, Азербайджанцы, Марийцы и т.д. давно пришли к консенсусу своего самоназвания.

        И лишь татары и буряты бродят по пустыне неизвестности. Первые не могут найти себя , барахтаясь в мишарских, кыпчакских и булгарских историях. Вторые также не могут найти себя, тыкаясь то в монгольское начало, то в кыргызские исторические сказки.

        • Анонимно
          21.10.2017 22:29

          Вы забыли еще русских, история которых вообще осталась подвешенным между славяно-тюркским Киевом и финно-угорской Москвой.

          • Анонимно
            21.10.2017 23:21

            Русские не мечутся в самоназвании - они называют себя русскими. Не угро, не финны, не можга. А Русские.

            А татары - то мишары, то булгары, то татары. Да ещё рубашки на груди рвут.

            • Анонимно
              22.10.2017 15:50

              Зачем врать татары зампределом своего этноса называт себя татарами а между собой казаны мишар и тд это как дагестанцы для всех они дагестанцы в наиродине Даргинцы аварцы кумыки так что не надо передергивать

  • Анонимно
    21.10.2017 10:15

    Потрясающе! Истинная правда!
    Исмагил Шангареев-достойнейший сын татарского народа!

  • Анонимно
    21.10.2017 10:29

    Когда Исмагил работал имамом мы всегда на его проповеди ходили. Очень интересные они были, особенно про садаку -
    неприкосновенное, целевое милостыня у мусульман. Также, он как имам, особо отличался любовью к Родине, всегда переживал за татарскую нацию!

  • Анонимно
    21.10.2017 10:53

    Разве только один Иван Грозный убивао? Вспомним 1917- 1922 гг. и 1937 годы.Брат убивал брата.Да просто нет у нас у всех нравственности и веры настоящей.Мы все такие внутри.Кроме может народов севера.И тут главна причина уничтожение старых знаний или вед народов Руси.Библейский проект постарался.

  • Анонимно
    21.10.2017 11:03

    Отличная статья

  • Анонимно
    21.10.2017 11:27

    Слишком много патетики и мало истории

  • Анонимно
    21.10.2017 12:26

    Слабая и откровенно тенденциозная, бездарная статья. Тогда давайте мы начнем публиковать страница за страницей длинный синод русских людей, пострадавших на Руси от набегов Орды и мериться, чья история более "жалостливая" и кровавая. Соотношение выйдет явно не в пользу Казанского ханства. Но мы почему-то не ворошим прошлое в сладострастных поисках взаимных обид, а просто строим будущее вместе с татарским народом и другими народами нашей страны.
    Валерий Береснев

    • Анонимно
      21.10.2017 18:00

      Набеги Орды - это рекрутская пожизненная повинность и налогообложение гражданского податного населения метрополии для содержания конного войска казаков, защищавших границы Ордынской империи и ходивших в походы для покорения земель всей Евразии.

    • Анонимно
      21.10.2017 23:18

      И.Шангареев описывает взятие Казани очень эмоционально. С точки зрения науки статья с громадными пробелами. Автор не упоминает, что И.Грозному на тот момент было только 21 год и определённую неадекватность он стал проявлять только к 40 годам. (По мнению ряда историков это был результат его систематического травления ядами, включая ртуть. А вот хотелось бы увидеть статью Шангареева о событиях 13 века, когда в первых же набегах монгол был полностью стёрт с лица земли город Биляр, Билярское ханство, насчитывающее порядка 100 тыс. жителей. По тем временам это был не просто крупный город, а крупнейший, занимавший площадь больше Парижа того времени. Так как, будет подобная статья у радетеля нашего народа Шангареева про уничтожение Билярского ханства. Как жгли, как вырезали жителей. И хотелось бы задать вопрос, а не потомок ли тех захватчиков наш уважаемый автор статьи? (Камский)

  • Анонимно
    21.10.2017 12:34

    Если человеку размышляется, пусть размышляет. Инетресный взгляд)

  • Чегеваркин
    21.10.2017 12:34

    Спасибо за статью, Калямыч. Так должны мыслить все хазраты, бывшие или работающие, а то у большинства в мыслях побольше садаку урвать и поесть повкуснее в гостях

  • Анонимно
    21.10.2017 12:50

    А у арбы сколько колёс? Если два, то рисунки арбы туркестанской показывают высоту колес до места повыше лошадиной спины. Рядом с таким колесом и Валуев пройдет. Как быть с легендой?

    • Анонимно
      21.10.2017 18:02

      здеся вам не Туркестан. Такие колеса по нашим грязям не ездиють.

      • Анонимно
        21.10.2017 18:57

        Ой, как вы не правы. Ездят большие колеса через грязь, да еще как хорошо, и совсем не вязнут.

        • Анонимно
          21.10.2017 19:39

          Телегу, повозку с большими колесами скот тянет только на каменистой почве (в Турции, на Кавказе, Средней Азии) или в степи, когда нет распутицы. В лесной и лесостепной полосе, с травой, кустарником, как у нас, оптимальна телега со всем известными "средними" колесами.

    • Анонимно
      21.10.2017 19:38

      Его жестокость не только на Казани отразилась.

  • Анонимно
    21.10.2017 14:15

    //После взятия Казани в октябре в 1552 году царь Иван Грозный повелел выкатить в центр площади старую арбу//

    Эта "легенда", у которой нет абсолютно никаких источников. Больше того, эта "легенда" - очень молодая, и появилась она лишь несколько лет в интернете, как некое "обоснование" появление фразеологического оборота "сирота казанская". Однако у Даля другое объяснение появления этой фразы. И ни один историк не писал о такой истории с арбой, хотя осада и взятие Казани описаны очень подробно с описанием всех действия и слов Ивана Грозного. Но нигде случай "с арбой" не упоминается.

    Вообще эта история с "арбой" всегда относилась к нашествию монголо-татар" - и лишь несколько лет назад кто-то эту историю запустил в интернете применительно у Ивану Грозному.

    • Анонимно
      21.10.2017 16:25

      «После взятия Казани в октябре в 1552 году царь Иван Грозный повелел выкатить в центр площади старую арбу...."

      Да, хотелось бы узнать ссылку на источник.

      • Анонимно
        22.10.2017 00:30

        конечно узнавйте, интересуйтесь настоящей историей!

        • Анонимно
          22.10.2017 10:23

          Какая такая ссылка. Это в кино показывали. Что ещё доказывать то?

          • Анонимно
            22.10.2017 14:43

            В 1552 году кино ещё не было! Так в каком кино Вам события того времени показывали?

  • Анонимно
    21.10.2017 14:16

    Словосочетание - сирота казанская, появилось после присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству и имеет историческую подоплеку. которая никак не связано с версией автора -якобы это татарские дети, уцелевшие после взятия Казани. Это связано с тем, что многие дворяне, получившие во владения земли казанского края не имели собственных крепостных из местного населения (часть их погибло при покорении Казанского ханства, часть была выселена из мест традиционного обитания в более худшие места, часть эмигрировала на восток). Поэтому они жаловались царю - дескать земля есть, а работать некому. То есть, нет дохода, на который они могли бы себя содержать и достойно нести службу у царя. Они, казанские дворяне, бедны как сироты.

    • Анонимно
      21.10.2017 18:19

      14.16. Вам же объяснили почему вместо реального факта появления этого словосочетания, Даль начал использовать другое, о чем вы и написали. Прочтите статью еще раз.

  • Анонимно
    21.10.2017 15:17

    это была гражданская война. не война народов. выясняли кто имеет право на власть на кусках империи. У московитян получилось, у других частей некогда единой империи - нет.

    • Анонимно
      21.10.2017 17:19

      Это была война за независимость от Османской империи т.к. на подмогу Казанскому ханству шел хан Астраханский, но струсил, увидев трупы плывущие по Волге.

  • Анонимно
    21.10.2017 15:44

    Это не труд достойный внимания, а скорее недобросовестная манипуляция историческими данными в угоду неким группам. Типа "правдивых" мифов от Р. Хакимова.

    • Анонимно
      22.10.2017 00:32

      Вся российская история - манипуляция в угоду неким группам.

  • Анонимно
    21.10.2017 16:36

    Вообще то, больше всех гибло черемисов и финно-угров, основателей Казани.Татар придумал воплотил в жизнь Мюллер при первой переписи, совместно с казанской этнократией. До Мюллера татар не было.

  • Анонимно
    21.10.2017 16:57

    The Golden Horde (Mongolian: Алтан Ордын улс, Altan Ordīn uls; Russian: Золотая Орда, tr. Zolotaja Orda; Tatar: Алтын Урда, Altın Urda) was originally a Mongol and later Turkicized khanate established in the 13th century and originating as the northwestern sector of the Mongol Empire.[6] With the fragmentation of the Mongol Empire after 1259 it became a functionally separate khanate. It is also known as the Kipchak Khanate or as the Ulus of Jochi.

    • Анонимно
      21.10.2017 17:16

      Все верно, название Золотая Орда - русское. По татарски - Алтын Урда, но не существовало татарской письменности.

  • Анонимно
    21.10.2017 16:58

    Во времена Тохтамыша не было никаких татар.

    • Анонимно
      22.10.2017 15:53

      Не было ? А как тогда Кодекс Куманикса по кипчатски то есть по татарски и так каждой странице

  • Анонимно
    21.10.2017 18:44

    Есть другое значение выражения Сирота казанская, которое, мне кажется, больше похоже на правду: Фразеологизм «Казанская сирота» значение-Человек, выдающий себя за обездоленного, нищего для получения личных выгод.

    Сирота Казанская -это выражение родилось в XVI веке. После завоевания Иваном Грозным Казани казанским мурзам (князьям) пришлось прикидываться бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград. С той поры того, кто прибедняется с выгодой для себя, народ насмешливо называет казанской сиротой.
    По-моему с той поры мало что изменилось)

    • Анонимно
      21.10.2017 19:45

      18.44.Ну вам нравится так думать, а статью прочитать и понять откуда взялось это выражение вам видимо не судьба.

      • Анонимно
        22.10.2017 00:02

        Вы просто не носитель русского языка видимо, если не понимаете вкуса, оттенка выражения.
        Выражение "сирота казанская" используется именно для насмешки над тем, кто прибедняется, хитрит.
        В случае, если бы происхождение слова было бы от реальных сирот, то и оттенок был бы другой совсем.

  • Анонимно
    21.10.2017 19:19

    Исмагил Калямович, очень интресно! Меня так заинтресовали эти Данные, постоянно нахожусь в поисках Истории о татарком народе и наследии. Так хочется знать Истинную Правду и Жизнь наших предков, столько мифов и разногласий!

  • Анонимно
    21.10.2017 23:27

    Пока не изобретём "машину времени" и сами не убедимся в событиях тех дней объективных сведений всё равно не будет. О чем можно с достоверностью говорить, если события 100 летней давности и те переписываются уже по нескольку раз.

  • Анонимно
    22.10.2017 01:11

    Что нужно знать образованному человеку про Ивана IV Грозного?

    1) Как известно по результатам вскрытия гробницы, проведенного в 1963 году, он был рыжим широкоплечим богатырем ростом 180 см, а не тощим замухрышкой, каковым его так любят изображать художники.

    Обилие остеофитов на костях скелета показывает, что, к сожалению, последние годы жизни Иван IV Грозный был практически парализован. Согласно отчетам европейских послов своим правителям — Иван IV Грозный не курил, не употреблял алкоголя, не замечен в любовных похождениях, отличался невероятной работоспособностью.

    2) Именно Иван IV Грозный, получив в наследство, по факту, одну лишь Московскую и Новгородскую область — создал из них Россию с ее современными (европейскими) границами и основал как минимум четверть ныне существующих городов. Именно он отменил в России феодализм, юридически уровняв простых крестьян со знатными князьями, именно он ввел всеобщую выборность в местные законодательные и исполнительные органы власти, именно он гарантировал всем слоям населения представительство в высшем законодательно/совещательном органе государства: Земском соборе, и именно он ввел в России всеобщее начальное образование.

    3) Иван IV Грозный за свою жизнь не проиграл ни одной войны. Даже «Ливонская война» закончилась разгромом Польши и Швеции, и мирными договорами с оными на условиях «Мир в обмен на возвращение всех захваченных территорий».

    4) В 1571 году Иван IV Грозный перенес свою столицу в Великий Новгород, в котором на месте Ярославого дворища был построен дворец площадью 14.5 га, а так же проведены масштабные работы по благоустройству города. В Новгород были перевезены казна, царская семья, все госслужбы.

    Вот здесь стоял дворец. В 1580 году он сгорел, и Иван Грозный переехал в Старицу. Не то быть бы Великому Новгороду столицей России по сей день :)

    В 1572 году, когда вся русская армия сражалась с татаро/османской армией под Молодями, а Иван IX Грозный вместе со свитой и личной охраной отправился осаждать Вейсенштейн (крепость, естественно, была взята. В ходе штурма многие бояре из личной свиты царя получили ранения, командир царской охраны Малюта Скуратов погиб) — в этот период царская семья и казна находились исключительно под охраной новгороцев.

    Уверенность Ивана IV Грозного в преданности новгородцев с одной стороны и их исключительная верность с другой (никаких данных о волнениях или протестов горожан против царя нет) наглядно доказывают, что о «новгородской резне 1570 года», о которой сообщают западные правозащитные организации, ни царь, ни сами новгородцы в XVI веке ничего не знали.

    5) Митрополит Филипп, малоизвестный провинциальный игумен, назначен на свой пост Иваном IV Грозным вопреки сопротивлению церковных иерархов, в момент спора за кафедру митрополита между архиепископом новгородским Пименом и архиепископом казанским Германом, уже успевшим сесть на это место.

    Митрополит Филипп являлся верным союзником Ивана IV Грозного и хорошо известен проповедями в осуждение заговорщиков, принявших участие в крамоле Федорова-Челядина.

    Свергнут в результате заговора архиепископа Пимена, убит участником заговора приставом Стефаном Кобылиным, получившим за свое преступление пожизненный срок.

    Ни о каких разногласиях между Иваном IV Грозным и митрополитом Филиппом, в исторических документах нет ни единого упоминания.

    6) Убийство царевича Ивана, о котором сообщают западные правозащитные организации, Иван IV Грозный не мог совершить по медицинским показаниям — царь был парализован.

    7) Казни многочисленных русских воевод и государственных деятелей, о которых сообщают западные правозащитные организации — таких как князь Михайло Воротынский, епископ Печорский Корнелий, думный боярин Михаил Колычев, магистр фон Фюстенберг, князь Афанасий Вяземский, князь Иван Шишкин, князь Иван Шереметьев, дети князя Владимира Старицкого и еще многие, многие другие бояре и священники — по неведомым причинам проходят для «казненных» незамеченными, ибо по росписям Разрядного приказа после своей смерти жертвы террора продолжали ходить на службу, командовать полками, жениться и выходить замуж, рожать детей. Например, дважды казненный Михайло Воротынский через три года после второй (!) казни исхитрился составить первый в истории устав пограничной службы («Боярский приговор о станичной и сторожевой службе»), а отравленная, удушенная дымом и утопленная в Шексне Мария Старицкая через год после своей казни уезжает в Европу в качестве жены датского принца Магнуса.

    8) После своей смерти Иван IV Грозный оставил своим наследникам богатую, сытую и обширную державу с мощнейшей в мире армией и полной казной. Во всяком случае в течение 20 лет после его смерти, до самой Смуты, ни одна собака не рискнула начать с Россией новой войны.

    В 1585 году в России была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской».

    Сиречь: после смерти Ивана IV Грозного обширное строительство по всей России активно продолжалось — то есть, золота в глубокой царской казне хватало на все текущие расходы и даже на многие излишества!

    Пожалуй, это и есть тот актуальный минимум, который положено знать про Ивана IV Грозного каждому образованному человеку.

  • ravrr
    22.10.2017 01:17

    Иван Грозный - один из самых оболганных правителей страны. Даже Петру столько лжи не досталось, где-то рядом только Сталин.

  • Анонимно
    23.10.2017 20:35

    Хорошая статья .

  • Анонимно
    24.10.2017 12:48

    По сути материал интересный, но то,что на площади поставили телегу и отрубали голову всем кто был выше колеса, конечно миф, как и широко распространенный миф о прыжке царицы казанской с башни.Когда был в Касимове, видел ее надробье, умерла она там, через много лет после взятья Казани. Кстати о садизме Грозного свидетельствуют не мифы о телеге, а руские летописи о методах расправы и с русскими, в частности жителями Новгорода, Пскова, многими опальными боярами и воеводами.А мифы распространяют и в наше просвещенное время, с почти поголоной выдачей вузовских дипломов. Яркий пример, недавно снятый с должности и трудоустроенный с понижением, орловский губернатор, написавший, что Грозный не убивал сына,а тот умер от простуды во время совместной поездки в Петербург.Этот высокопоставленный мифотворец , очевидно не слышал о том кто и когда основал этот город.Вообще, стоило бы при назначении новых губернаторов, во избежании таких конфузов, обязать их прослушать краткий курс истории России в МГУ и сдать экзамен.Среди молодых губернаторов есть хорошие технократы -управленцы и,не их вина,что в начале 90 -х история стала второстепенным предметом в вузах,а в технических ее вообще не преподавали.Отсюда и поездка Грозного и его сына в Петербург и смерть того от простуды.Что касается реальной картины расправы с жителями Казани, в том числе с женщинами и стариками, она правдимо описана в книге Худякова об истории Казанского ханства, причем на основе русских летописей , татар которяе могли бы это описать , мало кто остался в живых,наиболее грамотная чась погибла при штурме с оружием в руках или вынуждена была бежать в другие края.Были уничтожены архивы ханства,чудом сохранившийся документ, ярлык на владение земельным угодьем,с подписью одного из ханов ,нашли только в начале 20 века.

  • Анонимно
    7.10.2019 12:58

    Исмагил Калямович Ваша статья безусловно полезная. Наш долг, воспитывая детей, чтить и уважать историю своего народа. Светлая память тем, кто пострадал от этого жестокого Царя.

  • Анонимно
    7.10.2019 14:13

    Исмагил эфэндэ ерэкне эрнетеп,канны кайнатып укыйсын сез язган Татар тарыхынын ин кызганыч элэше, Рахмэт бер яш усмэрнен ерэгенэ утырса дерес тарыхыбыз юкка гэмэр итмэгэнсез була,Минтимер Шарип улы сыман.Анын музей ачуы Былгарда.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования