БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$63.51 73.64 Нефть 74.98
Казань -°C
«В Казани всегда так: если артист из Москвы – великий певец, а того, кто рядом, не замечают»
25 Ноября2017
25.11.2017

«В Казани всегда так: если артист из Москвы – великий певец, а того, кто рядом, не замечают»

Достояние «татарского вокального искусства» Ильгам Валиев выступил в ГБКЗ им. Сайдашева и уехал обратно в Уфу

«Дороги сейчас хорошие, самолеты летают — он и в Екатеринбурге, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Казани — везде. Дело не в том, что где-то дом, граница...» — уверены поклонники творчества солиста башкирской оперы, обладателя премии «Золотая маска» Ильгама Валиева. О «мыльной опере» в отношениях артиста и руководства театра им. Джалиля, сравнении с фестивалем «Үзгәреш җиле» и поддержке национальных талантов — в репортаже «БИЗНЕС Online».

...Если в прошлом году «золотой татарский тенор» Ильгам Валиев выступал в качестве солиста Екатеринбургской оперы, то в этом – уже в качестве... нет, не татарской – башкирской оперы

«ИЛЬГАМ САМ ОТКАЗАЛСЯ И УЕХАЛ, К СОЖАЛЕНИЮ»

Накануне казанская публика рукоплескала обладателю неофициального титула «Лучший современный татарский тенор», обладателю «Золотой маски» Ильгаму Валиеву. Аншлага, как на первом сольном концерте Валиева в Казани в прошлом году, не случилось – то там, то тут можно было увидеть свободные места. Оно и понятно, конкуренция в Казани на ниве татарской музыки очень серьезная. В один день с оперным певцом из Уфы в столице Татарстана проходило сразу пять сольных концертов, в том числе земляка Валиева Айдара Галимова или популярного Раяза Фасихова в «Пирамиде». Но зато пришедшая публика оказалась благодарной – не скупилась на аплодисменты и цветы.

Если в прошлом году «золотой татарский тенор» выступал в качестве солиста Екатеринбургской оперы, то в этом – уже в качестве... нет, не татарской – башкирской оперы. Из Екатеринбурга в Уфу Валиева переманили в том числе и для исполнения арии Салавата Юлаева в одноименной опере, которая была вновь поставлена на сцене башкирской оперы в очередной раз к 100-летию композитора Загира Исмагилова. Это стало большим событием для республиканской общественности. Как известно, глава Башкортостана Рустэм Хамитов является большим ценителем классического искусства, к примеру, на грант главы республики в Уфе ежегодно проходит симфоническая ночь, которую Хамитов неизменно посещает со всей своей семьей. К слову, арию из «Салавата Юлаева» Валиев исполнил и на своем концерте в Казани.


«Заслуженный артист Татарстана и Башкортостана, солист Башкирской оперы, обладатель „Золотой маски“, обладатель премии имени Шаехзоды Бабича, солировал на сценах Большого и Мариинского театра...» – не уставал перечислять ведущий вечера актер театра им. Камала Ришат Ахмадуллин. Как бы ни хотелось многим из сидящих в зале, услышать заветное «солист театра оперы и балета имени Джалиля» применительно к Валиеву по-прежнему нельзя. «Ильгам Валиев – один из главных певцов, тенор номер один татарского вокального искусства. Почему он до сих пор не выступает в татарской опере, нужно спросить у Рауфаля Мухаметзянова, не у меня. Мы бы тоже очень хотели, чтобы Ильгам был солистом нашего татарского оперного театра! Тем более он татарин. В его репертуаре очень много татарских песен. Я думаю, он был бы гордостью нашего оперного театра, не только оперного, а вообще татарского вокального искусства», – поделился в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» депутат Госсовета Татарстана, поэт и автор текстов некоторых песен, исполненных на концерте, Разиль Валиев.

....Из Екатеринбурга в Уфу Валиева переманили для исполнения арии Салавата Юлаева в одноименной опере, которая была вновь поставлена к 100-летию композитора Загира Исмагилова

По словам композитора Резеды Ахияровой, чья опера «Любовь поэта» есть в афише театра им. Джалиля, главная партия в этом произведении – Габдуллы Тукая – едва ли не писалась под нынешнего тенора из Уфы. «Не знаю, в чем там дело, потому что он учил и партию Тукая в моей опере, но это осталось нереализованным. Сначала эта партия показалась ему слишком сложной, слишком затратной по голосу, он тогда еще был молодой, неопытный певец, а потом как-то получилось так, что в театр его не приглашают. И опера эта редко идет. В самом начале, когда мы работали, он был первым Тукаем, уже потом подключился Ахмед Агади. Была концертная приемка, тогда Ильгам выступал как раз в этом зале, он был очень хорош в этой партии, и я была уверена, что он будет петь. Но потом он сам... зря, наверное, отказался. Ильгам сам отказался и уехал, к сожалению. Я была потрясена, потому что он репетировал. Вероятно, он так себя чувствовал, боялся потерять голос, потому что это очень большая, очень серьезная партия. Но на тот момент он еще был начинающий певец, сейчас бы он этого не сделал. Потом как-то не сложилось. Бывает так в жизни, к сожалению», – сказала композитор в разговоре с нашим корреспондентом.

А с тем, что на данный момент Валиев действительно «золотой тенор», Ахиярова согласна. «Он очень вырос, очень изменился, возмужал. Ильгам очень профессионален, очень точен», – добавила она.

...Разиль Валиев: «Ильгам Валиев – один из главных певцов, тенор номер один татарского вокального искусства. Почему он до сих пор не выступает в татарской опере, нужно спросить у Рауфаля Мухаметзянова»

«Я НЕ СЧИТАЮ, ЧТО ЕМУ НЕТ МЕСТА В ТАТАРСТАНЕ»

Между тем о причинах «мыльной оперы» – отношений певца и руководства театра им. Джалиля – ходят разные разговоры. Известно, что даже среди высшего руководства республики было желание переманить крепкого профессионала, который мог бы держать основной теноровый репертуар в казанской опере сначала из Уфы, а потом и Екатеринбурга. Валиев действительно репетировал партию Тукая и собирался выступать, но в ожидании назначения даты генеральной репетиции оперы узнал от третьих лиц, что директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов вдруг неожиданно начал репетиции его партии с Ахмедом Агади из Мариинки...

По словам продюсера Рифата Фаттахова, выступившего главным организатором сольного концерта Валиева в Казани, то, что Агади подключился к репетициям арии Тукая, никак не должно было помешать тому, чтобы в театре солировал и Валиев, – солисты могли бы друг друга с успехом заменять, к тому же в репертуаре театра им. Джалиля есть еще одна национальная опера – «Джалиль» Назиба Жиганова. «В прошлом году Агади сломал ногу, и опера „Джалиль“ не звучала, его некем было заменить. Он единственный исполнитель партии Джалиля. А Ильгам как прекрасно сегодня исполнил арию из этой оперы! Это же ненормальная ситуация», – посетовал Фаттахов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

....Хафиз Миргалимов: «Я не считаю, что ему нет места в Татарстане. Со временем, наверное, все вопросы уладятся»

«Основная проблема нашего театра – отсутствие национальной труппы. Посмотрите башкирскую оперу – там есть труппа. Все говорят „мировой уровень“, „мировой опыт“, „приглашенные артисты“. Да, это тоже должно быть, но мы же татарский театр оперы и балета. Наша задача – растить, воспитывать, помогать нашим молодым талантам выйти на большую сцену. Это одна из главных задач. Даже если они и работают с приглашенными звездами, то своя труппа должна быть. Я не понимаю политику нашего театра. Во всех театрах, даже в Мариинском, есть академия молодых исполнителей, где отучился наш Артур Исламов. Каждый театр одной из главных задач ставит взращивание молодых кадров, а у нас этого нет. Тем более это татарская опера, а татарских артистов нет! Хотя вы посмотрите сайт башкирского оперного и нашего: у них так и называется – „башопера“, а у нас – „казанская“. Когда мы говорим об отсутствии возможностей для реализации талантливой молодежи, вновь и вновь появляется необходимость создания татарского музыкального театра – вопрос для татар на сегодняшний день суперактуальный!» – отметил он.

Что касается Валиева, несмотря на трудности во взаимоотношениях, он будет не против выступать в Казани, уверен Фаттахов. И не важно, где его основное место жительства. «Альбина Шагимуратова где живет? Неизвестно. Она гастролирует по всему миру. Даже если Ильгам живет в Уфе, почему он не может приезжать выступать сюда?» – добавил он.

Согласен с ним и депутат Госсовета РТ, большой поклонник Валиева Хафиз Миргалимов. «Я не считаю, что ему нет места в Татарстане. Дороги сейчас хорошие, самолеты летают – он и в Екатеринбурге, он и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Казани – везде. Дело не в том, что где-то дом, граница... Он постоянно в движении. Со временем, наверное, все вопросы уладятся, Москва не сразу строилась – все в будущем. А в настоящем – приезжает, поет, и это хорошо, даже отлично», – отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Публика не переставала рукоплескать солисту башкирской оперы

«У ИЛЬГАМА ЕСТЬ СВОЯ ПУБЛИКА, СВОЙ ЗРИТЕЛЬ. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО СКОРО ВСЕ СЛОЖИТСЯ»

А тем временем публика не переставала рукоплескать солисту башкирской оперы. Если первая часть концерта состояла в основном из классических произведений, арий, романсов, то во второй звучали больше произведения татарских авторов – Эльмира Низамова, Ахияровой, Рустема Яхина, Мансура Музафарова, народные песни. Прозвучали также произведения, которые исполняли Рашит Вагапов и Хайдар Бигичев. Аккомпанировал солисту симфонический оркестр «Новая музыка» под руководством Анны Гулишамбаровой. Вишенкой на торте стала молодая солистка Илюса Хузина. Среди зрителей можно было увидеть завсегдатая татарских концертов и меломана – министра финансов Татарстана Радика Гизатуллина, заместителя министра культуры РТ Гузель Шарипову и депутатов Госсовета РТ Ирека Шарипова и Вагиза Мингазова.

«Мы учились с Ильгамом вместе, дружим уже 22 года, в училище искусств в Уфе, потом в институте, потом вместе служили в башкирской опере. В татарском искусстве Валиев настоящий профессионал, – говорит певец Рустем Асаев. – В Казани всегда так: если артист из Москвы – это великий певец, а того, кто рядом, не замечают».

...Ильгама Валиева в Казани можно будет услышать еще раз – в понедельник он выступит на гала-концерте в филармонии им. Тукая

Не унывает в этом смысле и композитор Эльмир Низамов, для которого этот день начался с премьеры в театре кукол «Экият», а завершился исполнением его песен Хузиной и Валиевым. «У Ильгама есть своя публика, свой зритель. Почему-то мне кажется, что скоро все сложится. Но мне хотелось бы, чтобы он тоже звучал в нашем оперном театре. Я не знаю, что там произошло – кто-то говорит, что он сам отказался, кто-то, что не пригласили», — отметил он в разговоре с нашим корреспондентом.

Кстати, вспоминали накануне в ГБКЗ им. Сайдашева и фестиваль «Үзгәреш җиле», второй сезон которого ожидается на следующей неделе. «„Үзгәреш җиле“ и Ильгам Валиев – абсолютно разные концерты, абсолютно разный репертуар. Тут великолепная классика, там все идет в джазовый уклон. А это концерт классической музыки, я не могу их сравнивать», – говорит композитор Ахиярова. «С „Үзгәреш җиле“ связи не вижу, но общая тенденция – действительно идет какое-то развитие и идет давно, а мы становимся свидетелями всего этого. Это и то, что делаю я, и Yummy Music, и наши оперные певцы, и джазовые концерты в филармонии. И это действительно ветер перемен, и он не только в оперном театре. И, надеюсь, что это будет продолжаться и приведет к чему-то такому – количество перерастет в качество уже окончательно. Причем это качество не музыкантов прекрасное, а именно слушательское качество, чтобы публика ценила именно высокую, профессиональную музыку – самая главная работа в этом», – считает композитор Низамов.

Сам Валиев, в отличие от прошлогоднего концерта, в этот раз был немногословен, лишь в самом конце поблагодарил тех, кто принял участие в организации выступления. А сам концерт неожиданно для всех закончился исполнением неофициального гимна татарского народа «Туган тел», который Валиев исполнил в дуэте с Хузиной. Как рассказала после концерта «БИЗНЕС Online» молодая исполнительница, это было спонтанное решение, появившееся перед самым выходом на сцену. Зал, естественно, слушал и подпевал стоя. На этой высокой ноте концерт и закончился.

Впрочем, Валиева в Казани можно будет услышать еще раз – в понедельник он выступит на гала-концерте в филармонии им. Тукая.

Комментарии: 22 Оставить комментарий
Анонимно
25.11.2017 11:56

Дело даже не в этом замечательном певце. Для того, чтобы сохранить желание жить и работать в Казани, нужен не только гонорар. Нужна среда, нужна атмосфера свободы творчества.Сколько талантов пропало. Если раньше они порой просто спивались, то ныне надо еще и потрафить вкусам местной элиты, а у местной элиты вкусы и запросы недалеки от запросов сельского жителя. Морально тяжело жить в обстановке непонимания и вкусовщины. Таланты и самородки у нас есть, но это аксиома, что талант нуждается в поддержке. А классика и легкий жанр, но понимаемый большинством невзыскательной публики, это далеко разные вещи. Удерживаемые на очень длинном рубле симфонисты или разовые концерты О-ля Гергиев, сметающие годовые бюджеты минкульта, это не в счет. Концерты той же серьезной музыки проходят в полу пустых залах, в то время как в Европе на них не попасть. Даже рок фестиваль Сотворение мира, оказался для Казани не формат. Ранит уши и души любителей Салавата и тальян гармун. Вот и уезжают кто куда подальше и поближе к глотку свободы...

  • Анонимно
    25.11.2017 11:56

    Дело даже не в этом замечательном певце. Для того, чтобы сохранить желание жить и работать в Казани, нужен не только гонорар. Нужна среда, нужна атмосфера свободы творчества.Сколько талантов пропало. Если раньше они порой просто спивались, то ныне надо еще и потрафить вкусам местной элиты, а у местной элиты вкусы и запросы недалеки от запросов сельского жителя. Морально тяжело жить в обстановке непонимания и вкусовщины. Таланты и самородки у нас есть, но это аксиома, что талант нуждается в поддержке. А классика и легкий жанр, но понимаемый большинством невзыскательной публики, это далеко разные вещи. Удерживаемые на очень длинном рубле симфонисты или разовые концерты О-ля Гергиев, сметающие годовые бюджеты минкульта, это не в счет. Концерты той же серьезной музыки проходят в полу пустых залах, в то время как в Европе на них не попасть. Даже рок фестиваль Сотворение мира, оказался для Казани не формат. Ранит уши и души любителей Салавата и тальян гармун. Вот и уезжают кто куда подальше и поближе к глотку свободы...

  • Анонимно
    25.11.2017 12:42

    В Казани просто сложились такие условия, когда тот же фонд Вагапова почему то присвоил только себе авторские права на многие композиции, включая народные песни. Что этот фонд автор народных песен? Зажали артистов. А потом сами, кто подгрёб под себя рассуждают почему едут в Уфу, а не в Казань. В своем глазу бревна не замечаем

  • Анонимно
    25.11.2017 13:01

    Не говорите ерунду: присвоить авторство народных песен невозможно в принципе !

    • Анонимно
      25.11.2017 13:09

      Это не ерунда, а так и есть. Удивительные вещи творятся

    • Анонимно
      25.11.2017 14:24

      13:01 недра тоже принадлежат народу и их в принципе не возможно присвоить.

      • Анонимно
        25.11.2017 15:38

        Недра и принадлежат народу (обществу , государству)..Прежде чем добыть нефть .компания покупает нефтеносный участок у государства. после добычи платит налог на ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. После реализации или переработки компания платит налоги и акцизы.
        Из этих налогов и акцизов выплачиваются зарплаты,пенсии, содержится Армия, строятся дороги и школы.

        • Анонимно
          26.11.2017 08:30

          А некий юрист уверен, что армия бюджетники содержится за счет его налогов.

  • Анонимно
    25.11.2017 13:21

    Этого не может быть, Вы закон абсолютно не знаете, или вводите читателей в заблуждение специально!

    • Анонимно
      25.11.2017 16:06

      А Вы, что сомневаетесь, что недра принадлежат народу? Но дикие зарплаты только у приближенных к императору, а так они народные. В Саудовской Аравии каждый гражданин получает доход от нефти, а у нас народу принадлежит, но доходы этот владелец-народ не получает, вот ведь какая загогулина

      • Анонимно
        25.11.2017 16:37

        Думать не пробовали?.Коренное население ОАЭ, получающее ренту от нефти , около 1.5 млн.,а население России почти 150 млн. или в 100 раз больше.
        Кроме того у нас огромная территория , большая Армия - все это требует значительных расходов..

        • Анонимно
          25.11.2017 17:26

          А Вы сами думать то пробовали? Почему у менеджеров зарплаты по миллиону в день? Почему прибыль бенефициары вывозят в офшоры? Там уже скопилось более триллиона долларов? И население России давно уже не 150 млн. и кроме нефти в России, есть алмазы, золото, уголь, металлы, древесина и далее можно долго перечислять. И, что всё это уходит на Армию? Не смешите. Просто там шариатские законы, которые предусматривают обязательно делится и никакого ростовщичества. А у нас власть ростовщиков, которые только о себе беспокоятся, а на всякие заповеди наплевали. Вот так и живём

          • Анонимно
            25.11.2017 19:53

            Подсчитай тогда на что рассчитываещь. Мне интересно, способен это сделать или на дурака прикидываешь..

  • Анонимно
    25.11.2017 14:38

    Хочу высказать свое мнение о концерте: все что было исполнено из репертуара оперы- все было блистательно, а вот над исполнением народных песен надо Валиеву еще поработать

    • Анонимно
      25.11.2017 15:00

      А разве он пел на концерте и народные песни?!

      • Анонимно
        25.11.2017 23:06

        на всякий случай сказал)))вот поэтому все и разъезжаются из Казани,тренд уже есть такой.

  • Анонимно
    25.11.2017 22:21

    Нет пророков в своем отечестве!

  • Анонимно
    25.11.2017 22:40

    Недра только на словах принадлежат народу, а налоги это мизер что остается после оффшоров. Сказку не рассказывайте людям.

    • Анонимно
      26.11.2017 08:34

      Расскажите не сказку .мизер это сколько?..Уверен что не знаете ничего о налогах..

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования