БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$67.26 77.82 Нефть 72.76
Казань -°C
«Санкции сказались, перевозки – лакмусовая бумажка»: в Казань съехались «крылья олигархов»
10 Августа
10.08.2018

«Санкции сказались, перевозки – лакмусовая бумажка»: в Казань съехались «крылья олигархов»

Форум бизнес-авиации: аэропорт «Казань» построит сервисный «Аэропарк», а «ЮВТ Аэро» купит первый бизнес-джет

Несмотря на санкционные качели и кризисное падение перевозок на 32%, рынок деловой авиации России начал оживать. Но на подходе новая порция «драконовских мер» из США. О том, что думают об этом участники рынка, о борьбе с серым каботажем, недостатках бизнес-джета «Сухого», который «вряд ли долетит до Дальнего Востока против ветра», — в репортаже «БИЗНЕС Online» с регионального форума деловой авиации.

Прямо в действующем ангаре «Тулпар Техник» на фоне Bombardier Challenger 300 стартовал двухдневный региональный форум деловой авиацииФото: Иван Скрябин

ДЕЛОВАЯ АВИАЦИЯ В РФ: 19 ПЕРЕВОЗЧИКОВ, 60 САМОЛЕТОВ...

Накануне в рамках 9-й выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» прямо в действующем ангаре «Тулпар Техник», на фоне Bombardier Challenger 300 с бортовым номером RA-67217, стартовал двухдневный региональный форум деловой авиации. Состояние отрасли для начала описал председатель правления Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА) Александр Кулешов.

По данным ОНАДА, в мире 14 тыс. операторов бизнес-авиации, в РФ же таких коммерческих перевозчиков 19, они эксплуатируют лишь 60 самолетов. Для сравнения: крупнейшая отрасль бизнес-авиации мира располагается в США (14,1 тыс. самолетов), на втором месте — Европа (3,4 тыс. воздушных судов бизнес-класса). Средний налет одного бизнес-джета в год — 280 часов.

«Вот такие размеры нашей области», — вздохнул Кулешов. Впрочем, не секрет, что многие российские толстосумы пользуются услугами иностранных перевозчиков, а самолеты их тоже зарегистрированы за рубежом. Так что более объективную картину дают аэропорты. Ежегодный налет бизнес-авиации в РФ чуть не дотягивает до 40 тыс. часов, а количество перевезенных пассажиров — более 120 тыс., пиковая нагрузка обычно приходится на лето. Впрочем, в течение 2014–2016 года перевозки снизились на 32%, а в 2017 году выросли на незначительные 2% (пассажиропоток вырос на 3,2%).

«Санкции в целом сказались на экономике России, а авиационные перевозки — ее лакмусовая бумажка. В минус не ушли», — оценил ситуацию председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким. Он подчеркнул, что, с другой стороны, компания в этот период увеличила свою долю на рынке по техобслуживанию на 15–20%. Это ранее авиакомпании, не задумываясь, отправляли самолеты на обслуживание за рубеж. Но стало накладно.

По словам директора по капстроительству и эксплуатации аэропорта «Казань» Рамиля Хакимова, из-за растущего спроса на техобслуживание воздушных судов в планах есть строительство новой авиасервисной зоны «Аэропарк». Сроки, вложения в этот проект пока неизвестны, но предпроектные работы уже начались. Во втором квартале 2019 года от логоцентра Почты России до аэропорта должна появиться прямая дорога.

Александр Кулешов (слева) для начала описал состояние отраслиФото: Сергей Елагин

«ДАЖЕ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК С ТРУДОМ... ОСОБЕННО ЕСЛИ ПРОТИВ ВЕТРА»

Промежуточные итоги 2018 года пока не подводились, но приличная загрузка бизнес-джетов была во время ЧМ-2018 и при проведении экономического форума в Санкт-Петербурге, что дает надежду на продолжение роста. В обычные дни один российский аэропорт в среднем принимает по пять бизнес-джетов, но во время крупных мероприятий их количество вырастает в три раза.

«Есть тренд некоторого оживления отрасли, но в целом (а не отечественного сегментаприм. ред.), так как эти рейсы выполняют как российские, так и иностранные операторы», — подчеркнул Кулешов.

И все-таки в 2014–2016 годах полеты иностранных операторов деловой авиации упали еще сильнее, чем у российских, — по экономическим и политическим причинам их доля подросла с 20% до 36%.

«Началась реальная борьба с серым каботажем, то есть западные компании прилетали на территорию России, брали здесь пассажиров и летали по территории России, а в принципе, по законодательству это запрещено, — заявил Хаким. — Это позволяет увеличить нам свою долю в этом сегменте».

Азат ХакимАзат Хаким (слева) отметил, что компания «Тулпар» увеличила свою долю на рынке по техобслуживанию на 15–20% Фото: Сергей Елагин

Что стоит в ангарах у деловой авиации? На первом месте американский самолет Gulfstream, затем идут французский Falcon и канадский Bombardier. Есть ли российские суда бизнес-класса? Есть, но их единицы (и речь здесь чаще всего идет об установке VIP-салонов в серийной версии самолетов большой вместительности). Впрочем, у «Сухого» есть программа по созданию бизнес-джета SBJ. По оценкам ОНАДА, уже выпущено первые 10 единиц.

«Там есть много вопросов, которые „Сухой“ до сих пор не может закрыть: трап, который очень обязателен для самолетов такого класса, и дополнительные баки», — заметил Кулешов. Не может пока SBJ тягаться с зарубежными конкурентами и по дальности полета — у него всего 4,5 тыс. км против 7 тыс. км у зарубежных конкурентов.

«Даже на Дальний Восток с трудом [долетит], особенно если против ветра», — поставил диагноз Кулешов.

Татарстан в отрасли деловой авиации представлен сразу тремя авиакомпаниями, и этот ряд к концу нынешнего года намерена пополнить татарстанская авиакомпания «ЮВТ Аэро» со своим первым бизнес-джетом фирмы Bombardier. Оно и понятно, ведь клиенты — нефтяники.

«Как эксплуатанты мы пока не имеем в своем парке воздушного судна подобного рода, но техническое обслуживание практически всех самолетов и вертолетов деловой авиации, которые используются в республике и других местах, мы производим, — рассказал „БИЗНЕС Online“ о намерениях генеральный директор АО  Петр Трубаев. — В планах у нашей авиакомпании есть освоение самолета бизнес-класса».

Ежегодный налет бизнес-авиации в РФ чуть не дотягивает до 40 тыс. часов, а количество перевезенных пассажиров — более 120 тыс.Фото: Сергей Елагин

«ЮВТ АЭРО» ПОКУПАЕТ ПЕРВЫЙ БИЗНЕС–ДЖЕТ, РЫНОК НАСЫТИЛСЯ ВЕРТОЛЕТАМИ БИЗНЕС-КЛАССА

В последний раз форум деловой авиации проходил в Казани пять лет назад, тогда участников было раза в два меньше — около сотни. В этот раз на территории аэропорта организовали статическую выставку вертолетов и самолетов бизнес–класса.

Приехавший на выставку из Лондона менеджер по продажам в Европе компании Gulfstream Гармин Томсон рассказал, что в целом позитивно оценивает рынок деловой авиации в РФ.

«Это не то, что связано с процессом наших продаж, — ответил Томсон на вопрос нашего издания о санкциях. — Мы ищем пути дальнейшей федеральной экспансии наших самолетов».

Эксклюзивный дистрибьютор вертолетов Leonardo (ранее AgustaWestland) в РФ в общении с «БИЗНЕС Online» сообщил, что продажи их машин в последние годы упали на 15%.

«Санкции, конечно, влияют, но и рынок из-за хороших продаж в прошлых годах насытился, — сказал директор по продажам Leonardo Илья Судачков. — Некоторые заказчики не хотят ждать поставки нового вертолета, а рынок насыщен бэушными машинами, поэтому продажи новых оставляют желать лучшего».

Комментарии: 15 Оставить комментарий
Анонимно
10.08.2018 08:40

А может все таки мы поддержим отечественных производителей. не понимаю для чего покупать зарубежную авиационную технику и попасть под санкции. используйте в деловой авиации вертолет Ансат, для полетов на дальние растояния Ту-334. Республика в которой собраны учебные заведения (каи) и производство каз, квз стыдно летать на зарубежной технике

  • Анонимно
    10.08.2018 08:40

    А может все таки мы поддержим отечественных производителей. не понимаю для чего покупать зарубежную авиационную технику и попасть под санкции. используйте в деловой авиации вертолет Ансат, для полетов на дальние растояния Ту-334. Республика в которой собраны учебные заведения (каи) и производство каз, квз стыдно летать на зарубежной технике

    • Анонимно
      10.08.2018 09:37

      Вы вживую посмотрите на нашу технику и американскую, вам все станет ясно. У них выбор 100 видов бизнес джетов и вертолетов, у нас от силы 2-3

      • Анонимно
        10.08.2018 10:00

        в ссср было только три вида колбасы из сделаны они были по ГОСТу из мяса. а сейчас сотни колбас, а качество хуже. так же и авиастроении. лучше иметь 2-3 самолета и вертолета но качественные. количество не всегда означает качество

        • Меня восхищает ваша "колбасная" аналогия! Вам прямая дорога на ОРТ )

          • Анонимно
            10.08.2018 11:12

            а вы кроме восхищения, можете что то детальное предложить

            • Анонимно
              10.08.2018 11:46

              есть два вида патриотизма первый это когда некто говорит что я это делаю для себя и своей семьи но если это поможет моему городу стране или всему миру я буду рад второй вид почему я патриот потому что ненавижу а далее по списку в россии преобладают люди со вторым видом патриотизма а они ничего кроме ненависти предложить не могут в том числе и в области бизнес авиации

              • Анонимно
                11.08.2018 07:37

                Ни одного знака препинания! Восхитительно! Это признак первого варианта патриотизма

          • Анонимно
            11.08.2018 04:46

            Разнообразие видов в технологиях регулируется способностью их обслужить. 2-3 или 10 ещё можно, сто уже за пределами. И проверка боем это не раз подтвердила.

    • Анонимно
      10.08.2018 09:47

      о чем вы, Ту-334 уже похоронили, все силы в Сухой вложили, но на выходе так себе получается. Двигла нет нормального, ПД-35 все еще в разработке

      • Анонимно
        10.08.2018 11:04

        Вы смешали все, Ту-334 и Сухой супер джет сделан для разных потребителей. Ту-334 слили из-за поддержки Украины с их АН-148, концепция этих самолетов садится и взлетать с плохих аэродромов(смотрите как расположены двигатели). А супер джет со схемой низко плана и двигателями под крылом создавался для конференций с Airbus А-318 и А-319(они проиграли в этом классе Bombardierи и Embraer) , а у Сухого получился черт знает, что так, как в класс куда он залез играют другие производители это Bombardier и Embraer и Airbus поглотил Bombardier, а Boeing тоже собирается поглотить Embraer. Но у этих производителей нет самолетов, в классе Ту-214(А-321 он конкурент Ту-204, а Б-757-200 конкурент Ту-214 снят с производства) и Ту-334.

        • Анонимно
          10.08.2018 12:31

          Путин одобрил выделение 85 млрд рублей на разработку новой версии SSJ100, который «закроет» проект Ту-334
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/376779

  • Анонимно
    10.08.2018 12:41

    Тулпар молодцы, не стоят на месте, развиваются. Сейчас это единственная компания в РФ, предлагающая все виды авиа услуг, от интерьеров, тех обслуживании до вертолетов и бизнес авиации

    • Анонимно
      10.08.2018 14:23

      интерьер- это не самолет-вертолет... это кресла-кровати с пропеллером?

  • Анонимно
    10.08.2018 13:47

    Опять собрались ради галочки, напуганы санкциями, а все про какие-то бизнес-джеты заикаются

  • Анонимно
    10.08.2018 21:39

    Шувалов приезжал? если нет,то не все владельцы бизнес джетов были

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования