БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$62.61 71.36 Нефть 64.2
Казань -°C
Сергей Доренко: «Преемник Путина запретит Путину трактовать Путина»
15 Марта
 
15.03.2019

Сергей Доренко: «Преемник Путина запретит Путину трактовать Путина»

Владимир Владимирович уйдет с поста президента сам, но если Путин — плоть от плоти Запада, то его преемник будет неосталинистом

Крах в России обязательно будет, печально констатирует Доренко, так уж устроена российская история. «Такой крах иногда называется революцией и случается где-то раз в столетие», — отмечает он. Потом идет «опьянение свободой и хождение по головам друг друга, а потом людям надоедает эта вакханалия, и они молят: государь, построй нам обратно вертикаль!» Государь строит вертикаль, в результате получается стабильность, но почему-то всегда без развития, а это неизбежно заканчивается новым крахом…

Фото: ©Алексей Витвицкий, РИА «Новости»

«СТАЛИН НЕ ПРИСЛУШИВАЛСЯ, А РАСТЛЕВАЛ»

— Ты предлагаешь убрать могилу Сталина от Кремлевской стены. А как ты считаешь, он выполнял запрос народа, разве нет?

— Это вечный вопрос — выполнял волю народа или растлевал народ. В дуалистической картине мира, в которой мы живем практически с начала времен, в каждом есть начало божественное и дьявольское, и можно потакать худшему. Он впитывал худшее и потакал ему. Сталин целенаправленно работал с массами, поощряя в них самое отвратительное. Растил и растлил это худшее, интеллектуально низкое. Убрать его с главной площади страны — важный символический жест. В сущности, тот народ, который достался Путину, — дело рук Сталина.

— А как по-твоему, смерть Малашенко — дело его собственных рук?

— Думаю, да. Он был чрезвычайно ранимый человек, рафинированный чистюля, защищался от мира личным поясом безопасности. Его насмешливость, его кажущееся высокомерие были именно способами защиты. В какой-то момент мир эту защиту прорвал. Я тоже ранимый человек — и потому хорошо понимал его, — но у меня другие способы защиты: он прятался за забором, а я, наоборот, выскакиваю из-за них, иногда ломаю их, ору, гримасничаю, показываю задницу… Это делает меня менее уязвимым — но не менее чутким ко всякой агрессии.

— Тем не менее в 1999 году вы оказались по разные стороны баррикад: ты уничтожал лужковско-примаковский клан, а они поддерживали. Сейчас многие говорят, что надо было поддерживать Примакова, он был старше и, может быть, осторожнее. Тебя не тревожат такие мысли?

— Однозначное и безусловное нет. У этого клана слова не расходились с делом, Лужков хотел восстановления социализма — такого, я бы сказал, олигархического социализма — не только на доктринальном, но и на практическом уровне. Об этом можно судить по его стилю управления Москвой. Что до Примакова, он считал умом хитрость — и хитер действительно был, но это совсем не про ум. Во внешней политике Лужков был агрессивен, в отличие от Путина, который до Мюнхена искренне верил, что с Западом можно договариваться. А Примаков лицемерен. Нет, было бы хуже, в этом я ни разу не усомнился. В этом никогда себя не корил.

«МЫ ЕЩЕ ПОЖАЛЕЕМ ОБ ЭТИХ БЛЕСТЯЩИХ ФИЛОЛОГАХ»

— Вот интересно, а Путин — он прислушивается или тоже целенаправленно играет на худших качествах народа?

— Путин сдерживает эти качества. Я утверждал и повторяю, что он и его команда — «последние европейцы», как говорил Пушкин о правительстве; последние, за кем стоит СПбГУ. То есть блестящие филологи и юристы. (Филологический факультет закончили Игорь Сечин, Сергей Иванов, про юридический вы сами все знаете. — Д. Б.). Путину было хорошо на Сардинии, в гостях у Берлускони. Он прекрасно себя чувствовал на свадьбе австрийской женщины-министра. Он наслаждался, он весь расправлялся. Следующему президенту России будет на Сардинии уже некомфортно: в воздухе что-то не то…

— Заболоцкий перед смертью тоже говорил: Сталин — последний представитель старой культуры, Хрущев уже дикий…

— Не знаю, насколько это верно о Сталине, но после Путина действительно придет более дикий, хотя править он будет под портретом Путина. Что до растления и игры на худших инстинктах, это началось не при Путине и не с Путина. В конце девяностых общество было политизировано процентов на 80: были 20%, которые политикой не интересовались вовсе. Остальные делились так: 20 процентов — на позициях западнических и либеральных, еще 20 — радикал-патриоты, 40 — невнятный центр. В какой-то момент наверху было решено, что пора объединять нацию, а для этого организовать ее деградацию: новостные и политические программы были вытеснены бесконечными комедийными шоу и сплетнической аналитикой — кто с кем спит и кто что носит. Путин никогда не руководил телевидением. Он, как и со всеми элитами, заключил с ним договор: вы не лезете на такие-то территории, а я на вашу. Они радостно взялись растлевать зрителя. А от этой деградации пролегает уже прямой путь к идеологическому оболваниванию.

— Типа соловьевского?

— Я не готов говорить о Соловьеве: не видел ни одной его программы. Прописью: ни одной.

— Но кто-то же организовал эту телереволюцию?

— Фамилии я знаю, но не назову. Мне еще глядеть этим людям в глаза.

— Правильно ли я понимаю, что после Путина придет человек менее культурный?

— Человек, который придет после Путина, будет править под портретом Путина. Но содержательно он будет, разумеется, его подменять: нас ожидает, по моим ощущениям, неосталинизм, но преемник получит монополию на трактовку путинского наследия. И это будет конфликтно, может быть, даже страшно: при живом Путине преемник запретит ему объяснять его собственную политику.

— При живом? То есть Путин уйдет добровольно?

— Я в этом уверен. И его преемник, формально сохраняя преданность и преемственность, развернет все в сторону…

— Неофашизма?

— Неосталинизма. В России это может продолжаться неограниченно долго, если, конечно, не будет масштабных военных авантюр.

— Они возможны?

— Они зависят от ресурса, то есть от готовности народа есть землю. Наш ресурс вообще невелик, и это отдельная трагическая тема: вот уже 600 лет, начиная с Ивана III, Россия ведет себя в мире как большая страна. Но в действительности эта большая страна — маленькая полоска цивилизации вдоль огромного пространства вечной мерзлоты: у нас мало населения и небольшой ресурс. Скажем, проявление классической большой игры, которую ведет большая страна, — строительство Петербурга. Грандиозный город, но построен он на костях. Сегодня возможности российской экспансии ограничены пределами нищеты, которую население готово переносить. Оно не очень-то готово и переживает снижение уровня жизни довольно болезненно. Стало быть, большая война маловероятна, а потому софт-неосталинизм может продержаться практически бесконечно.

— Этим новым трактователем может стать Сурков?

— Вождем может стать только тот, кого можно определить кратко. Сталин — страшный отец, Ельцин — муж России, Путин — брат-солдат. Суркова в двух словах не определишь, и потому он ни в коем случае не окажется на первых позициях.

— Шойгу?

— Он всего на пару лет младше Путина. Нет, это будет новый человек, и мы горько пожалеем о тех блестящих питерских специалистах путинского круга, которые пришли в двухтысячном. Я буду жалеть особенно горько, поскольку Путин — человек моего карасса, в воннегутовском смысле. («Карасс» в романе «Колыбель для кошки» — сходный тип душевной организации, невидимый клан близких людей. — Д. Б.). Я посматриваю на него, он посматривает на меня — и мы друг друга понимаем. Это не значит, что в сходных обстоятельствах мы поступали бы одинаково. Я часто веду себя как идиот, но это входит в мою стратегию на моем месте. Он находится на своем. Но я понимаю его мотивы. Нового российского руководителя я так понимать не буду. Особенно горько, что Путин уже практически не сможет выражать свои оценки. Он будет обречен на молчание, как все руководители России, пережившие власть: таких, против общего убеждения, было немало.

— И на изгнание?

— Не думаю.

«МЫ НАЦИЯ ПИОНЕРОВ-ГЕРОЕВ»

— Чем ты объясняешь многолетнюю традицию рабства в России?

— Чтобы не наговорить на статью, заменим формулировку: это многолетняя традиция зависимости от власти. Русское население, да, в огромной степени зависимо — но ему же присуща и колоссальная экспансия. Кто освоил все эти гигантские пространства, упершись только в океаны?

— Это не экспансия, это бегство.

— Бегство, согласен. Но, осваивая эти новые территории, они выгораживали там не индивидуальные хозяйства — они вбивали там колышки от имени русского царя, и территория империи прирастала именно их усилиями. Так что это все-таки имперская экспансия, и на этих новых территориях устанавливалась Россия. Если коротко определять Россию — это героические дети.

— Пионеры-герои.

— Да. А детям в одинаковой степени присущи безоглядная отвага и зависимость от чужой воли, вернее, желание свою волю передоверить. Дети не знают смерти, и это героическое желание смерти сказывается в русской манере воевать. Детям присуща дерзость — они дерзят родителям, не переставая, однако, всецело доверять им и зависеть от их решений.

— Но дети взрослеют. Вон и Африка уже просыпается.

— Дети в России не повзрослеют до той поры, пока не кончатся нефть и газ, а нефть и газ будут играть ведущие роли в мировой экономике в ближайшие 100 лет. Так что до их взросления мы с тобой точно не доживем.

— И стало быть, никакой перестройки на нашей памяти уже не случится?

— Будем называть вещи своими именами: перестройка в России — псевдоним краха. Такой крах государства иногда называется революцией и случается где-то раз в столетие. Вообще в России три стадии развития. Сначала крах, он же революция, потом опьянение свободой и хождение по головам друг друга — это может принимать формы бизнес-разборок или гражданской войны, — а потом людям надоедает эта вакханалия взаимного уничтожения, и они молят: государь, построй нам обратно вертикаль! Он и строит, причем частично возобновляется изоляция. Нам становится хорошо и безопасно, и мы идем к краху. Так что время гражданской неразберихи — это еще и время интенсивного заимствования западных технологий: видеомагнитофонов, ксероксов, айфонов… Потом можно тридцать лет эксплуатировать все это. Когда именно новый крах — не знаю, но цикличность не будет нарушена, крах неизбежен. Потому что стабильность в России лишена развития.

«ТРАМП-2 — ЭТО УЖЕ ПЛОХО»

— Как ты думаешь, Трамп пойдет на второй срок?

— Пойдет и с большой вероятностью пройдет, и это уже плохо. Есть системы шаткие, есть крепкие, и у всякой системы свой запас прочности: такой человек, как Трамп, обрушил бы более шаткое государство, но Америка, как она заложена отцами-основателями, выстояла. Иногда такая встряска даже полезна — приходит несистемный парень и устраивает испытание на прочность. Ну вот, он устроил, но он пришел не один, а такое количество несистемных людей уже представляет серьезный риск. Если он останется еще на четыре года, катаклизмы становятся неизбежны.

— А в России приход человека вне системы возможен?

— Возможен, но маловероятен. Общество в его теперешнем состоянии скорее поддержит системного, только более жестокого.

— Какие новые формы телевидения будут востребованы?

— Как и год назад, повторю: будущее — не за федеральным телевидением, а за условным Дудем. Вместо каналов будет бесконечное разнообразие видеоблогов.

— А тебе самому не надоела журналистика?

— Вероятно, это единственное, что мне не может надоесть, потому что обычно я к любым занятиям охладеваю довольно быстро. А тут по крайней мере ежедневно имеешь дело с чем-то новым. Представить себе не могу, что я преподаю лингвистику в университете, каждый август раскрываю чемодан с конспектами, заново их перечитываю и с нуля рассказываю студентам про Бодуэна де Куртенэ. Ну это же со скуки помрешь, при всем почтении к Бодуэну! Журналистика по крайней мере дает мне возможность иногда удивляться; и в нынешней России, кстати, причин для этого никак не меньше, чем в девяностые.

— А на украинских выборах кто победит?

— На Украине победит президент по имени Вражда-к-России. И так будет еще пару поколений. Имя несущественно. Одна радость: мы не были пассивными наблюдателями, мы деятельно и трудолюбиво выковали себе врага.

Беседовал Дмитрий Быков

«Собеседник», 14.03.2019

Сергей Леонидович Доренко — знаменитый теле- и радиожурналист, прославившийся эффективной заказной деятельностью по разрушению имиджа политиков, а также высказыванием мнений, несовместимых с официальными, за что был неоднократно уволен с различных телеканалов и радиостанций. В настоящее время главный редактор радиостанции «Говорит Москва» (с 2014).

Родился в 1959 году в Керчи, в семье военного летчика Леонида Филипповича и библиотекаря Татьяны Ивановны.

Окончил историко-филологический факультет Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы (1982).

Начинал как переводчик с делегациями из Латинской Америки и Африки по линии ВЦСПС.

С 1985 года стал работать на телевидении. Прошел путь от корреспондента до заместителя гендиректора канала «ОРТ», главного продюсера дирекции информационных программ и аналитического вещания, ведущего программы «Время».

В 1999–2000 годах сыграл едва ли не решающую роль в борьбе против предвыборного блока Юрия Лужкова – Евгения Примакова, проигравшего выборы.

Был изгнан с ОРТ в 2000 году после командировки в гарнизон Видяево и подготовки программы о гибели подводной лодки «Курск».

После этого работал на других телеканалах и радиостанциях, в частности, на «Эхе Москвы». С  2014-го работает на радиостанции «Говорит Москва».

Дважды женат, пятеро детей.

Комментарии: 26 Оставить комментарий
Булгарин
15.03.2019 10:56

Так знатно лизнул Путина. Думаю, зачтут. Особенно порадовался и за Сечина с Ивановым. Не знал, оказывается выдающиеся филологи. Какие люди там наверху!!!

  • Анонимно
    15.03.2019 10:00

    Не трогайте Сталина!!!!!

    • Анонимно
      15.03.2019 13:48

      Хотели бы при Сталине жить? Гордились бы великой страной, доносили на соседей и тряслись, чтобы у вас не отняли ваше жилье? Или наоборот бы, радовались тому, что у более зажиточного соседа отобрали дом, извлекли из подвала спрятанный мешок зерна?

      • Анонимно
        15.03.2019 14:55

        Бред то не пиши. Наслушался эха москвы и выдающь за чистую монету.
        Время тогда было такое . И в германии и в америке во всех странах в то время люди жили плохо. учи историю..
        ни один мой предок который жил при сталине не подтверждает ужас тобой описаный. да было трудно. но люди знали что за воровство посадят. а сегодя например задержали очередного депутата за взятку от дорожной окмпании в 3,5 миллиарда. вот и подумай, что лучше.

        • Анонимно
          16.03.2019 07:50

          14.55.Согласен с вашей оценко времени и его вождя.Добавлю,что в сталинские и после него ,советские времена были: элементарная социальная справедливость, сведена к минимуму коррупция, бесплатные образование и медицина,не было такого разрыва между кучкой буржуинов, появившихся в период ельцинщины, и масой остального населения,большего чем до 1917 г. Ельцинщина и все,что она принесла,это самая большая политическая и экономическая афера 20 века,когда при поддержке запада восстановили какпитализм в самом диком виде. На его фоне ,западный капитализ,особенно скандинавского типа кажется настоящим социализмом.

  • Анонимно
    15.03.2019 10:15

    Доренко ещё не на помойке?

  • Анонимно
    15.03.2019 10:33

    Доренко не люблю но он говорит правду иногда и резко , по сути он ничем не отличается от кисилевых, соловьевых и леонтьевых , но в настоящее время Доренко не кормиться у кормушки власти и выражает лично свое мнение , кстати объективное

    • Булгарин
      15.03.2019 11:48

      Да, уж. Главный редактор и радиоведущий станции Говорит Москва, собственником которого является один из богатых людей России Гуцериев. Это не блогер, который сделал себе имя и живет за счет отчислений за свой блог.

    • С фамилией, ставшей брендом
      Морали на злобу дня.
      Служил он медийным стендом,
      Где выставлялась брехня.

      За то, что он был наводчик,
      Платили ему не гроши.
      «Светило» - не сбитый лётчик,
      Дела у него хороши.

  • Булгарин
    15.03.2019 10:56

    Так знатно лизнул Путина. Думаю, зачтут. Особенно порадовался и за Сечина с Ивановым. Не знал, оказывается выдающиеся филологи. Какие люди там наверху!!!

  • Анонимно
    15.03.2019 11:07

    У Доренко в голове каша.

  • Анонимно
    15.03.2019 11:14

    Он сам себе противоречит. Так, у него нация России небольшая, не способная на большие дела. А в следующем ответе нация у него готова на большую экспансию по всему миру. Двоемыслие, кроме одного. В каждой строке читается, как он опять хочет к кормушечке, чтобы сладко крутиться в прайм-тайме и виллу в Крыму.

  • Анонимно
    15.03.2019 11:41

    Сталин лучший правитель всех времен!

  • Анонимно
    15.03.2019 12:12

    А куда денешь счастливое детство, социальное обеспечение и др.,чего сейчас нет у народа и почему-то только у чиновников.

  • Анонимно
    15.03.2019 14:08

    Время сейчас не то, чтоб неосталинист правил. Если только уничтожить последние имперские и милитаристские амбиции. С такой политикой неосталинизма это произойдет быстрее, чем происходит при Путине. Может тогда, после падения этих симулякров страна быстрее забудет о псевдовеличии и подумает о благосостоянии своих граждан и экономики.

  • Анонимно
    15.03.2019 16:30

    сам бы записался в красные, чтобы не стало друзей, их детей при власти и сослуживцев по спецслужбам. а потом обратно.

  • Анонимно
    15.03.2019 17:45

    Какой то он не такой. И все хороши,но лучше уже не будет.

  • Анонимно
    15.03.2019 20:07

    "пора объединять нацию, а для этого организовать ее деградацию"
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/416953
    Точнее не скажешь!

  • Анонимно
    16.03.2019 00:57

    Только татарофоба Доренко нам и не хватало.
    Чего только он не наговорил в 90-е годы, сколько мутил воду.
    Его надо привлечь к ответственности за возбуждение ненависти или вражды.
    В 90-е его называли цепным псом Березовского.
    Он за деньги мог говорить что угодно и где угодно.

  • Анонимно
    16.03.2019 06:47

    Доренко не читаю по определению.Этот лживый старец-журналюга пришедший из горбачевских времен, попеременно предаваший всех своих хозяев, включая БАБ ,эталон фейк-ньюс.

  • Анонимно
    16.03.2019 13:17

    я не думаю о порядочности Доренко. Но мой отец .отправленный в тюрьму Сталиным ,приговоренный к растрелу и просидевший 10 лет всегда учил меня что, виновен не только Сталин но и его окружение и вечная борьба власти. Пора уже успокоится. Я пенсионерка и сравниваю жизнь пенсионеров в то время и теперь. Этого достаточно.

  • Анонимно
    16.03.2019 17:08

    Прекрасное интервью, С. Доренко блестящий журналист, какой прекрасный анализ, все чётко разложил по полочкам.

  • Анонимно
    17.03.2019 19:31

    Я часто веду себя как идиот, но это входит в мою стратегию на моем месте.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/416953?utm_source=readable-box

  • Анонимно
    18.03.2019 07:02

    Доренко, как и его клон Невзоров, подтверждение известной истины, что есть журналисты и журналюги ,лживые и корыстолюбивые. Оба они, из второй категории.

  • Анонимно
    28.05.2019 18:52

    Нет больше Доренко С. Л человек жил и говорил.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования