БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$63.69 71.02
Казань Погода в Казани 11°C
«Рынок доставки еды растет на 30–40% в год – миллениалы не желают общаться с людьми»
12 Июля
 
12.07.2019

«Рынок доставки еды растет на 30–40% в год – миллениалы не желают общаться с людьми»

Как Delivery Club и «Яндекс.Еда» взяли Казань, почему погиб Restoratti и возьмет ли реванш халяль в стандарте «темной кухни»

В Казани ежедневно доставляется 5 тыс. заказов еды, а по выходным — 10 тысяч. Как и по всей стране, правят бал Delivery Club и «Яндекс.Еда», у которых на двоих почти 90% рынка по числу заказов. О «культурном сдвиге» в казанском общепите, видах «зеленых» и «желтых» на рынок РТ и о том, как казанский ресторатор намерен сопротивляться их экспансии, — в обзоре «БИЗНЕС Online» и проекта «ЕдаКазанда».

В Казани представлены все виды сервисов по заказу еды через интернет – сайты-агрегаторы, онлайн-заказ и доставка еды непосредственно силами заведений общепита и dark kitchen В Казани представлены все виды сервисов по заказу еды через интернет: сайты-агрегаторы, онлайн-заказ и доставка еды непосредственно силами заведений общепита, а также «темная кухня» Фото: Регина Шафиева

«Следующим поколениям не так важны будут рестораны, особенно помпезные»

Казань в целом не отличается от других крупных городов России по глубине проникновения и темпам развития рынка доставки еды. Для столицы РТ справедливы общероссийские показатели: уже 80% потребителей хотя бы раз в жизни заказывали еду через интернет, а 42% из них пользуются этой услугой минимум раз в месяц и чаще. Такие данные приводятся в последнем исследовании глобальной компании-измерителя Nielsen. «Рынок доставки еды сегодня — это самый быстрорастущий сегмент в общепите. В год он прирастает на 30–40 процентов, и у него огромнейший потенциал, — считает известный казанский ресторатор Нурислам Шарифулин (основатель P.Love, Love Ashe, Cream Coffee). — Молодое поколение, миллениалы не желают общаться с людьми. Они предпочитают в два клика заказать еду, чтобы им привезли ее за полчаса. У тех, кто не родился в эпоху онлайна, возраст примерно 25+, они пока еще ходят в рестораны, кофейни. А новому поколению нужен кофе с собой и быстрая еда. Следующим поколениям тоже уже не так важны будут рестораны, особенно помпезные, с вычурными интерьерами».

Другие наши собеседники также отмечали, что в Казани представители интернет-поколения вообще не хотят общаться со службами доставки даже по телефону. Все ограничивается онлайн-заказами. Их число в столице РТ, по оценкам игроков рынка местного общепита, составляет 5 тыс. в день, в выходные цифра вырастает до 10 тысяч. При этом, отмечают наши собеседники, оба числа увеличиваются очень быстро. Для сравнения: по данным на конец прошлого года, крупнейший сервис доставки еды Delivery Club развозил ежедневно 80 тыс. заказов по всей России. По грубым прикидкам, на Казань приходится 2–3% российских онлайн-заказов еды, и это весьма высокий показатель.

В столице РТ представлены все виды сервисов по заказу еды через интернет. Их три. Первый — сайты-агрегаторы, которые представляют конечному потребителю меню и цены различных кафе и ресторанов, принимают заказ, а крупнейшие из агрегаторов уже стали его сами массово доставлять. Подобные IT-компании появились буквально пару-тройку лет назад, но уже практически полностью захватили рынок. Два крупнейших в России фуд-агрегатора обзавелись гигантскими службами логистики, наняли армии курьеров, задавили всех прямых конкурентов, в том числе и региональных, и теснят непрямых.

Второй способ — онлайн-заказ и доставка еды непосредственно силами заведений общепита. Прежде всего доставку практикуют сети фастфуда. Они постепенно уступают рынок онлайн-гигантам.

Третий сервис самый новый. Это так называемая темная кухня (dark kitchen), то есть только кухня без зала для посетителей, работающая исключительно по онлайн-заказам. По мнению экспертов, такой бизнес, избавленный от больших расходов классического общепита, но при этом обладающий собственным производством еды, может конкурировать в будущем с гигантскими агрегаторами.

В нашем обзоре мы расскажем о компаниях-лидерах всех трех видов сервиса по доставке еды в Казани.

В Казани, как и по всей России, на рынке доставки еды лидирует Delivery Club. По будням они  доставляет примерно 2300 заказов ежедневно, по выходным — где-то 4600 В Казани, как и по всей России, на рынке доставки еды лидирует Delivery Club. По будням он развозит примерно 2,3 тыс. заказов ежедневно, по выходным — где-то 4,6 тысячи Фото: Василий Иванов

Рекорды «зеленых»: у Delivery Club 46% рынка по числу заказов и 80% — по выручке

Секрет бешеного успеха крупнейших агрегаторов лежит не в сфере технологий, которые весьма примитивны. Все дело в бизнес-модели. Один из экспертов ресторанного рынка Казани на условиях анонимности рассказал нашему изданию о том, почему ресторанам и кафе, особенно несетевым, так выгодно сотрудничать с агрегаторами. В этих заведениях на блюда очень высокая наценка — как правило, 250–300%. Эксперт приводит в пример условный суши-бар, где порция роллов стоит 500–600 рублей при себестоимости в 150 рублей. Получается, даже если отдать агрегатору 20–30% от суммы заказа, резкое расширение клиентуры оказывается крайне выгодным для заведения.

В Казани, как и по всей России, на рынке доставки еды лидирует Delivery Club. В качестве стартапа он появился еще в 2009 году, но в крупнейшую службу доставки еды превратился совсем недавно. Если в ноябре 2016 года, когда компания вошла в состав Mail.ru Group, сервис работал с 4,5 тыс. ресторанов в 80 городах России, то сегодня в портфеле 9,4 тыс. партнеров, а география расширилась до 115 городов. Mail.ru Group контролируется структурами миллиардера Алишера Усманова. В конце прошлого года он передал долю в Mail.ru Group в управление ее гендиректору Борису Добродееву, сыну руководителя ВГТРК Олега Добродеева.

«Изначально Delivery Club работал в формате агрегатора: пользователи мобильного приложения могли найти в нем меню только тех ресторанов, у которых уже были свои курьеры. В 2016 году наша бизнес-модель изменилась: для повышения скорости доставки и расширения предложения ресторанов мы создали собственную логистическую службу, на улицах городов появились первые курьеры в форме Delivery Club», — пояснили нам в пресс-службе компании. Если в 2016 году курьеры в зеленом работали только в Москве, то сегодня они есть уже в 15 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Перми, Уфе, Саратове, Воронеже, Челябинске и Сочи. Курьеры Delivery появились в Казани в марте 2017 года, а в формате маркетплейса он работает в столице РТ с декабря 2012-го.

Весной этого года «Ведомости» писали, что Delivery Club — крупнейший сервис заказа еды в России, на начало 2018-го, по оценке UBS, его доля по выручке составляла 80% рынка. По оценке «Сбербанк CIB», в конце прошлого года доля Delivery Club по числу заказов в среднем по всем городам, где работает «зеленая» служба доставки, составляла 46%. В самой компании не раскрывают количество выполняемых заказов в Казани, но, исходя из рыночной доли, можно предположить, что по будням Delivery Club доставляет примерно 2,3 тыс. заказов в столице РТ ежедневно, по выходным — где-то 4,6 тысячи.

На вопрос о том, что заказывают потребители в Казани, в Delivery Club ответили, что три самые популярные категории блюд одинаковы для всех городов — это пицца, роллы и бургеры. Причем быстро растет интерес к домашней еде, блюдам итальянской, грузинской, китайской кухонь. «Доставка готовой еды становится для потребителей не столько способом организовать вечеринку, сколько ежедневным инструментом экономии времени. Мы называем этот процесс culture shift («культурный сдвиг» — прим. ред.). Аналогичные изменения происходили в Китае, жители которого так же, как и россияне, изначально консервативны и предпочитают готовить дома, — отмечают в пресс-службе компании. — Но сегодня для нового поколения китайских потребителей домашняя еда стала фактически элитарной. Мы ожидаем аналогичные изменения в России в перспективе ближайших четырех лет».

Динамику среднего чека в Delivery Club не раскрывают. По нашим данным, сегодня он превышает 1 тыс. рублей. Сервису принадлежит рекорд по самому дорогому заказу за все время работы в Казани федеральных фуд-сервисов — его стоимость составила 50,4 тыс. рублей.

Если говорить о разбивке по времени, то 35% заказов компании приходится на рабочие часы (будни с 9:00 до 18:00), 65% — на все остальное. Портрет покупателя вырисовывается следующий: это мужчины и женщины в возрасте 20–35 лет, с доходом средним и выше среднего, как правило, семейные. Часто клиенты доставки много работают и ведут активный образ жизни, поэтому онлайн-заказ еды воспринимается ими не столько как способ утолить голод, сколько как инструмент экономии времени.

В целом по России выручка Delivery Club в 2018 году по сравнению с 2017-м выросла на 48% до 1,9 млрд рублей. В 2019-м в компании прогнозируют ее удвоение.

Яндекс.Еда по числу заказов не сильно уступает «зеленым». Их доля в среднем по России 43%. Это значит, что в Казани в будний день курьеры доставляют приблизительно 2150 заказов,  в выходные — по 4300. Однако по выручке «желтые» пока уступают «зеленым» «Яндекс.Еда» по числу заказов не сильно уступает «зеленым». Их доля в среднем по России 43%. Это значит, что в Казани в будний день курьеры доставляют приблизительно 2150 заказов, в выходные — по 4300. Однако по выручке «желтые» пока уступают «зеленым» Фото: Василий Иванов

«яндекс» кормит казанцев американской, итальянской и греческой едой и, возможно, собирается в Челны

«Желтые» из сервиса «Яндекс.Еда» по числу заказов не сильно уступают «зеленым». Их доля в среднем по России 43%. Это значит, что в Казани в будний день курьеры «Яндекса» доставляют приблизительно 2150 заказов, в выходные — по 4300. Однако по выручке «желтые» пока уступают «зеленым». Сколько именно — неизвестно: в «Яндексе» не раскрывают финансовые показатели отдельно своего сервиса доставки еды, который был создан только в феврале 2018 года на основе купленных ранее агрегаторов Foodfox и Uber Eats. Согласно прогнозу UBS, сервис будет активно расти, и к 2022-му его доля по выручке может достичь 43%, а доля Delivery Club снизится до 55%.

«Яндекс.Еда» принадлежит не самой IT-компании, а ее «дочке» — «Яндекс.Такси». Основным акционером «Яндекса» остается его основатель и гендиректор Аркадий Волож.

В Казани «желтый» сервис запустился ровно год назад. «Для нас это стратегически важный город, где мы хотим развиваться и дальше подключать новые заведения и рестораны, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор сервиса „Яндекс.Еда“ Максим Фирсов. — В столице РТ с нами работает более 350 ресторанов, в том числе сеть кофеен „Шоколадница“, „Макдоналдс“, гриль-кафе KGB Burgers, суши-маркет „Яху“, доставка лапши Wok & Go и другие. Всего с нами сотрудничает более 10 тысяч ресторанов в 24 городах России. В Казани мы работаем по двум моделям: фирменной доставки, когда заказ привозят курьеры логистических партнеров сервиса в брендированной форме, и маркетплейса, когда еду разносят курьеры самих ресторанов».

В компании говорят, что в Казани в топ популярных блюд входят американская, итальянская и греческая кухни. Для сравнения: в Уфе по заказам лидируют американские, восточные и итальянские блюда, в Нижнем Новгороде — японская, американская и кавказская кухня, а в Перми — гавайская, итальянская и американская еда. Самый дорогой заказ «Яндекса» в Казани был на сумму 18 220 рублей. Он состоял из 19 порций шашлыка, 9 салатов, 4 хачапури, 4 порции хинкали, 5 порций мантов и 10 супов, рассказали нам в компании.

В Казани количество заказов Яндекс.Еды выросло в два раза с начала этого года. Пиковое время заказов приходится на будни с 12:00 до 14:00, а по выходным и праздникам на вечернее время с 19:00 до 20:00 В Казани количество заказов в сервисе «Яндекс.Еда» выросло в 2 раза с начала этого года. Пиковое время доставки приходится на будни с 12:00 до 14:00, а по выходным и праздникам — на вечерний период, с 19:00 до 20:00 Фото: Василий Иванов

Пиковое время доставки в сервисе «Яндекс.Еда» приходится на будни с 12:00 до 14:00, а по выходным и праздникам — на вечерний период, с 19:00 до 20:00. «Сервисом пользуются абсолютно разные люди, но в большинстве, конечно, активные городские жители в возрасте примерно от 18 до 40 лет. Студенты заказывают еду на лекции, а молодые люди — домой, ну и, конечно, наши рестораны регулярно спасают от голода сотрудников офисов всех возрастов», — говорит Фирсов.

Конкретные цифры по выручке в компании не называют, но указывают, что всего по стране за прошлый год сервис увеличился в 10 раз. В Казани количество заказов у него выросло в 2 раза с начала 2019-го. «В этом году мы продолжим активную региональную экспансию. „Яндекс.Еда“ уже работает по модели фирменной доставки во всех городах-миллионниках, также мы будем тестировать сервис в городах поменьше, с населением от 500 тысяч», — сказал гендиректор компании. Можно предположить, что в Татарстане в обозримом будущем сервис может запуститься в Набережных Челнах.

В Казани была попытка создать свой Delivery Club или Яндекс.Еда — с 2012 по 2016 год просуществовала компания Restoratti. Спасти проект не удалось. Вложения составили чуть более миллиона долларов В Казани была попытка создать свой сервис Delivery Club или «Яндекс.Еда» — с 2012 по 2016 год просуществовала компания Restoratti. Спасти проект не удалось. Вложения составили чуть более миллиона долларов Фото: Сергей Елагин

Артем лунгу: «Надо было вкладывать деньги только в доставку, тогда, возможно, я был бы вторым Delivery"

В Казани была попытка создать свой сервис Delivery Club или «Яндекс.Еда» — с 2012 по 2016 год просуществовала компания Restoratti. Ее владелец Артем Лунгу (в прошлом он был представителем Procter & Gamble в Татарстане) в интервью нашей газете в 2014-м рассказывал, что организация работала по трем направлениям. Restoratti.ru — сайт-агрегатор, на котором были представлены рестораны Казани и других крупных городов, Restoratti Soft — система автоматизации служб доставки, Restoratti Delivery — собственная логистическая служба, которая предоставлялась заведениям на аутсорсинг. Все три направления были объединены общей идеей — сделать заказ еды проще, эффективнее и доступнее. В службе доставки компании работали 80 курьеров со своими автомобилями.

Мы связались с Лунгу, чтобы выяснить, почему казанский конкурент «зеленых» и «желтых» закрылся еще до выхода служб доставки федеральных агрегаторов на местный рынок. Он рассказал, что проект приносил прибыль, но другие направления съедали много денег и в какой-то момент пришлось распустить команду. Спасти проект не удалось. Вложения составили чуть более миллиона долларов.

«В этом агрегаторском бизнесе никто ничего нового не придумывает. Первоочередный фактор — возможность привлечения трафика. Как „Яндекс“ оказался на рынке? Как сразу все узнали о нем? Нужен трафик. Как и в любом бизнесе, — считает собеседник. — Даже если бы Restoratti остался на рынке, он бы не занимал лидирующие позиции. Вопрос даже не в удобстве сервиса, а в том, чтобы быть на виду. Мой проект оказался несвоевременным и реализован не в том объеме. Надо было вкладывать деньги только в доставку, тогда, возможно, я был бы вторым Delivery».

По словам Лунгу, рынок за последние годы изменился. «Сегодня он вроде и насыщен, но завтра все может измениться — появится какой-то новый игрок и сожрет всех остальных. Думаю, вся суть в информационных технологиях, которые играют ведущую роль в этом бизнесе. Считаю, рынок не насыщен, а монополизирован двумя игроками», — высказал мнение владелец закрывшегося проекта.

Казанскую сеть суши-баров «Окинава» эксперты признали одним из самых активных и успешных игроков рынка доставки еды в столице Татарстана Казанскую сеть суши-баров «Окинава» эксперты признали одним из самых активных и успешных игроков рынка доставки еды в столице Татарстана Фото: Василий Иванов

Рекордный заказ у казанского доставщика еды — 57 тыс. рублей и «газель»

Местные эксперты, которых опросила наша газета, указывают на то, что в Казани двум крупнейшим агрегаторам пока успешно сопротивляются службы доставки местных и некоторых федеральных сетей общепита.

О стратегии выживания небольших игроков «БИЗНЕС Online» рассказал исполнительный директор казанской сети суши-баров «Окинава» Руслан Лутфуллин. Эту компанию наши эксперты признали одним из самых активных и успешных игроков рынка доставки еды в столице РТ.

«Мы как рестораторы получаем дополнительных клиентов благодаря маркетинговым активностям агрегаторов (Delivery Club и «Яндекс.Еда» прим. ред.). На этом поле вряд ли кто-то может с ними конкурировать, потому что больше никто не инвестирует миллионы рублей, — считает наш собеседник. — Очень крупных игроков мало. Многие работают локально. Сейчас модно запускать доставку даже в тех заведениях, где ее никогда не было: агрегаторы помогают это сделать. Если в заведении ты ограничен количеством посадочных мест, а в пятницу и субботу их надо обычно бронировать заранее, то доставка дает тебе безграничные возможности в плане реализации. Здесь самое главное — производственная мощность твоего заведения, чтобы справлялись и отдавали блюда того же качества, как их подают в зале». Лутфуллин признает, что агрегаторы подтолкнули развитие рынка и даже владельцы небольших бизнесов в других городах республики ждут прихода этих сервисов, чтобы развивать доставку.

Сегодня у компании 8 точек, 5 из них — с официантским обслуживанием. Конкретные планы развития в «Окинаве» не озвучивают, но говорят, что хотели бы открыть еще одну точку в этом году Сегодня у компании 8 точек, 5 из них — с официантским обслуживанием. Конкретные планы развития в «Окинаве» не озвучивают, но говорят, что хотели бы открыть еще одну точку в этом году Фото: Василий Иванов

«Окинава» была создана в 2008 году. Товарный знак, согласно базе «Контр.Фокус», принадлежит индивидуальному предпринимателю Алмазу Зиннурову. Он же, очевидно, и контролирует сеть суши-баров. Первое заведение появилось на Ямашева, 82 на площади всего 18 кв. м — оно первым начало доставлять еду. «Сейчас там расширились, дважды делали ремонт, а открывались без посадочных мест, с барной стойкой, открытой кухней, в которой готовил повар. Можно было забрать еду с собой или выбрать доставку. На тот момент заказывали по телефону. Через три года появился сайт, потом приложение, — вспоминает Лутфуллин. — Затем открылись на Бигичева, 3, там уже имелись посадочные места, но не было официантского обслуживания. Заведение с обслуживанием открылось на Университетской, 10 в 2012 году». Сегодня у компании 8 точек, 5 из них — с официантским обслуживанием. Конкретные планы развития в «Окинаве» не озвучивают, но говорят, что хотели бы открыть еще одну точку в этом году.

В последние несколько лет несколько вырос спрос на пиццу, но здесь уже другая конкуренция — в лице „Папа Джонс“, „Додо“ В последние несколько лет вырос спрос на пиццу, но здесь уже другая конкуренция — в лице сетей „Папа Джонс“, „Додо“ Фото: Эльвира Вильданова

Говоря о предпочтениях казанцев, директор казанской сети суши-баров отмечает, что за последние пять лет вкусы не сильно изменились. «Мы предлагаем очень качественный продукт по японской кухне, пицце и воку. Кроме того, есть супы и салаты, но эта категория менее популярна, чем японская и итальянская кухни. Роллы и суши — основной наш продукт, который мы готовим с основания компании. Роллы „Филадельфия“ были популярны как 10 лет назад, так и сегодня. В последние несколько лет вырос спрос на пиццу, но здесь уже другая конкуренция — в лице сетей „Папа Джонс“, „Додо“. Бургеров у нас нет, а вообще бургеромания началась два года назад. Но я считаю, что их все-таки лучше есть на месте, а доставлять — немного не то. Это продукт с очень кратким периодом хранения до его употребления в пищу», — подчеркивает он.

Самым популярным временем для доставки Лутфуллин называет предпраздничные дни (7 марта, 22 февраля, 29 декабря) и объясняет тем, что любой праздник в России принято отметить сначала на работе, потом дома. Спрос также вырастает, когда холодает или идет дождь. Если говорить о сезонах, то летом доставка снижается примерно на 20%. В течение дня всплески происходят в обед — туда, где есть офисы, то есть неспальные районы. Вечером активность наблюдается с 6 до 9 вечера. Самый дорогой заказ был совершен недавно на 57 тыс. рублей — в офис. За едой даже прислали «Газель».

Одним из самых перспективных трендов рынка доставки еды эксперты называют развитие формата dark kitchen Одним из самых перспективных трендов рынка доставки еды эксперты называют развитие формата «темной кухни» Фото: Василий Иванов

основатель P.Love о тайнах казанской «темной кухни»

Одним из самых перспективных трендов рынка доставки еды эксперты называют развитие формата «темной кухни». Недавно Forbes писал, что, помимо «Макдоналдса», который рассматривает возможность развивать этот формат в России, кухни без залов для посетителей использует «Яндекс.Еда», модель изучают «Росинтер» (рестораны «IL Патио», «Планета суши», TGI Fridays и др.), «Теремок» и «Шоколадница», по такой схеме пробовал работать Delivery Club.

Собеседники нашей газеты, пожелавшие остаться неназванными, говорят, что для Казани это уже привычная история — здесь работают десятки точек в формате «темной кухни». «Кухня может находиться вообще на складе. Это полностью закрытое место, куда не может попасть гость, и забрать еду самому оттуда нельзя. Есть риск, что при желании там могут и пренебречь санитарными нормами», — говорит один из наших собеседников. Другой отмечает, что в таком формате удобно экономить на продуктах.

Первым подобным проектом в России в 2016-м стал питерский сервис Yami Yami от владельцев ресторанного холдинга Italy Group. Годом позже основатели Рокетбанка запустили «Кухню на районе». Стартап привлек инвестиции от строительной ГК «ПИК» и гендиректора QIWI Сергея Солонина и открыл в Москве 16 локальных кухонь. В 2018 году бывший менеджер «Яндекс.Такси» Яков Менделеев запустил стартап «Много лосося», который предлагает заказать роллы, суши, супы и салаты из лососины. По похожей схеме работают проекты «Dostаевский» и Plov.com. Из широко известных на рынке игроков в данном формате действует компания «Два берега».

Не все эксперты при этом разделяют мнение, что в Казани за «темной кухней» — будущее. Лутфуллин из «Окинавы», например, говорит, что, как показывает практика, доставка растет именно там, где есть заведение. «Человеку важно видеть, откуда привозят еду. „Два берега“ и „Макдоналдс“ сделали себе имя, поэтому, конечно, будут существовать. Но, если говорим о новом бизнесе, который только выходит на рынок, считаю формат „темной кухни“ бесперспективным», — сказал он.

Однако Шарифулин думает иначе. Около двух лет назад он запустил доставку для своих ресторанов в Казани, а сейчас планирует с помощью сети «темных кухонь» бросить вызов двум федеральным гигантам.

«Мне как ресторатору казалось, что, если я сделаю крутой мерч и скажу своим гостям, что у нас появилась суперуслуга в виде доставки, они кинутся делать заказы. Но схема не работает, потому что человек, который ходит в ресторан, и тот, кто заказывает доставку еду, — это абсолютно разные целевые аудитории, пересекающиеся только на 10–15 процентов, — объясняет казанский ресторатор. — У человека, который ходит в ресторан, другая потребность — он хочет сам приехать, чтобы его обслужили, принесли все горячее, красивое и нарядное. Ему не лень тратить время на дорогу. А тот, кто работает в офисе и заказывает туда еду, имеет другие потребности. Он хочет, чтобы привезли быстро, чтобы ее было много и она стоила дешево. Кроме того, очень много людей не хотят разговаривать с другими людьми».

В ближайшие несколько месяцев он намерен переформатировать свою службу доставки, приведя ее в соответствие с рынком, а точнее, открыть четыре точки «темной кухни» в Казани. «Мы создаем несколько концепций (узбекскую, кавказскую кухни, пиццу, роллы), объединим все это в одну доставочную станцию и будем развозить. Внутри нее у нас появится две кухни — халяльная и нехаляльная. В ближайшие пару месяцев откроем „темную кухню“ в Азино — там будет цех для приготовления пиццы, плова, кавказских блюд, поставим мангал», — рассказал Шарифулин.

Первые две станции планируется запустить до конца лета — в центре Казани и Азино. Следующая на очереди точка — в Ново-Савиновском районе. Цель — доставлять еду за 45 минут, а если дольше, то бесплатно.

«Мы превратимся в оператора доставки. У нас будет отдельное мобильное приложение, заточенное только под доставку. Помимо развоза своей еды, мы сможем подключать партнеров. Также у нас будут рекомендательные алгоритмы, акции, спецпредложения, кешбэк», — перечисляет наполеоновские планы ресторатор.

В бизнесе по доставке главным он называет не выкладку блюд как в заведениях, а удобство и точные алгоритмы работы. Например, пицца в коробке должна быть определенной температуры и не успеть стать мокрой, пока ее доставят.

«Еда в ресторане и по доставке разная, потому что теряются некоторые качества, пока ее везут. Есть очень много подводных камней, — говорит Шарифулин и отвечает на вопрос, не стали ли люди чаще заказывать еду, чем ходить в рестораны. — В Москве такое может быть. Цена там вообще неважна. В Казани пока не стали чаще заказывать доставку, но тренд будет набирать обороты. До 2014 года были модные, пафосные, нарядные рестораны, с полной сервировкой, официантами в костюмах. Оказалось слишком дорого, и московские рестораторы начали внедрять культуру простоты. Доставка сегодня стала более понятной, быстрой и удобной услугой, поэтому она будет расти. Зачем мне нужно куда-то ходить, когда еду могут принести? Это же разумно».

P. S. Для тех, кто хочет быть постоянно в курсе всего самого интересного, что происходит в гастрономической жизни Казани, «БИЗНЕС Online» запустил новый проект «ЕдаКазанда». Добро пожаловать и приятного аппетита!

А вы пользуетесь услугами доставки еды?
20%Конечно, пользуюсь регулярно: удобно, разнообразно и экономит время
22%Никогда: если уж общепит, то выберу кафе
21%За доставкой будущее, если это позволят доходы населения
37%Никакой доставки, никаких ресторанов: питаться надо дома, в кругу семьи
Прием голосов по опросу закрыт
Комментарии: 80 Оставить комментарий
Анонимно
12.07.2019 08:32

Бургер вкусен первые минут 20 после приготовления. Потом он превращается в невкусную массу продуктов. Пицца каждый день или через день - признак слаборазвитого вкуса и общего развития в целом. Роллы и прочая японская кухня, которая не имеет ничего общего с японской кухней и роллами.
Выбор между встать, дойти до заведения, предлагающее не вышеописанное меню подростка и инстаграммной девицы, и съесть только что приготовленное блюдо или заказать вышеперечисленное, которое принесут тебе тепленьким? Я меня знакомые по часу сидят на диване и выбирают что поесть из этого ширпотреба, а потом почти столько же ждут. Экономия времени? Это просто заработок на не шибко умных людях.

  • Анонимно
    12.07.2019 08:04

    В Казани из приличного ресторана еду на дом не закажешь. Вообще не понимаю эту вашу Казань

    • Анонимно
      12.07.2019 08:57

      Из деревни то конечно сложно понять

    • Анонимно
      12.07.2019 09:37

      Действительно, цена-качество в Казани сильно страдают.
      Основой любого заведения должна быть вкусная еда. В Казани в еде не хватает души повара, любви что ли.
      Есть пара заведений на Сибгата Хакима, где в еде есть эта любовь. А еще где???
      Вот в маленькой Йошкар-Оле, как ни странно, умопомрачительно готовят.

      • Анонимно
        12.07.2019 10:49

        "не хватает души повара" - а вот это обратная сторона "бизнес процессов", все расписали разложили по полочкам. Такое творчество как "душа" не вписывается в схему.

        • Анонимно
          12.07.2019 20:38

          Я вам открою секрет - нормальных поваров мало, потому что в сфере общепита почти везде задержки зарплаты больше месяца. Как у человека будет возникать желание хорошо работать и вовремя, если не платят?

      • Анонимно
        12.07.2019 11:48

        Не ходите в забегаловку из-за вывески ресторан. В Казани очень много хороших заведений.Вы Йошкар-Олу решили сравнить с Казанью? Вы в здравом уме?

      • Анонимно
        12.07.2019 20:57

        Соглашусь с вами про Йошкар Олу. И еще есть Чебоксары там тоже вкусно. Раньше очень часто ездил по работе в Йошкар Олу. Вкусно и главное дешево, почему то в Казани нет таких заведений.

  • Анонимно
    12.07.2019 08:15

    Мед. книжки у курьеров имеются?

    • Анонимно
      12.07.2019 08:57

      в деливери обязательно, в яндексе не требуют.

    • Анонимно
      12.07.2019 10:48

      Нет,в яшке нет,и частенько там люмпены ходят с целым букетом,типа гепатита и т.д..Казанский офис неприхотлив,и несовершеннолетние работают.Вот кстати для надзорных органов работа.

    • Анонимно
      13.07.2019 12:32

      медкнижку нынче сложно купить?

  • Анонимно
    12.07.2019 08:16

    Народ становится все ленивее.

    • Анонимно
      12.07.2019 08:32

      Ну продукты в магазинах дорогие. Реально проще заказать еду, особенно если живёшь один или вдвоём

  • Анонимно
    12.07.2019 08:32

    Бургер вкусен первые минут 20 после приготовления. Потом он превращается в невкусную массу продуктов. Пицца каждый день или через день - признак слаборазвитого вкуса и общего развития в целом. Роллы и прочая японская кухня, которая не имеет ничего общего с японской кухней и роллами.
    Выбор между встать, дойти до заведения, предлагающее не вышеописанное меню подростка и инстаграммной девицы, и съесть только что приготовленное блюдо или заказать вышеперечисленное, которое принесут тебе тепленьким? Я меня знакомые по часу сидят на диване и выбирают что поесть из этого ширпотреба, а потом почти столько же ждут. Экономия времени? Это просто заработок на не шибко умных людях.

    • Анонимно
      12.07.2019 09:01

      А можно поехать в ресторан с немытыми вилками, плохо подготовленным персоналом и алкашней разговаривающих матом за соседним столом. В Казани даже не принято делать нормальный детский уголок . О чем вы вообще

      • Анонимно
        12.07.2019 09:26

        в казани уже много мест с детскими комнатами, проснитесь, 2019 год на дворе

        • Анонимно
          12.07.2019 10:16

          Вы видели эту убогость? А чтобы была детская комната, вкусная еда и возможность покушать инвалидам так это вообще нонсенс.

          • Анонимно
            12.07.2019 10:45

            значит в убогие места ходите. есть супер детские комнаты

          • Анонимно
            12.07.2019 12:27

            ИТЛЕ на Меридианной 1 запустили детскую комнату. Нашим малышам она очень по душе. Да и кухня радует)

            • Анонимно
              12.07.2019 12:30

              и это лишь один из многих примеров с хорошей детской комнатой!

            • Анонимно
              12.07.2019 13:26

              поддержу, в ИТЛЕ есть хорошая детская комната. недавно появилась. И еще появились молельные

    • Анонимно
      12.07.2019 11:04

      Пришли в заведение, а там "извините, мест нет", "надо пол часа подождать", подвыпившая компания смотрит трансляцию спортивного матча.

      • Анонимно
        12.07.2019 11:20

        это где такой бардак?

      • Анонимно
        12.07.2019 12:27

        А не надо ходить по маргинальным "Амбарам" и пр. пивнушкам.

        • Анонимно
          12.07.2019 19:26

          Даже в очень приличных ресторанах подают кальяны. Я терпеть не могу дым от кальянов. Я заказываю еду домой и спокойно ем, читая любимую книгу или в приятной мне компании.

          • Анонимно
            12.07.2019 19:39

            Скоро кальяны под запрет, с 1 января следующего года.

    • Анонимно
      12.07.2019 15:21

      Бессмысленный снобизм. Вам описали будущее. Оно настаёт вне зависимости от того, нравится оно или нет. Ваше брюжжание никак этот факт не сможет изменить. Практически любая еда вкусна первые 20 минут. Это раз. Нужно отличать ежедневную простую еду, которую доставляют агрегаторы, от торжественного похода в ресторан, который у обычного человека бывает раз в месяц. Это два.

      • Анонимно
        12.07.2019 19:43

        Я дома супы и макароны с котлетами неделю ем. Точно побольше 20 минут.

      • Анонимно
        12.07.2019 21:00

        Что за бред про 20 минут. Готовьте из натуральных продуктов. Конечно бургер , при приготовлении которого никто и ничто не пострадало, по определению не может иметь вкуса.

    • Анонимно
      12.07.2019 19:25

      Вы не очень знакомы с рынком. Давно уже можно заказать еду из многих кафе и ресторанов, а не только фатсфуд, суши или пиццу. Мы вот регулярно заказываем из "Хинкальной", например, свои любимые блюда, из plove. Все привозят горячим, а не тепленьким. Вы явно не пользовались этой услугой и беретесь рассуждать о том, чего не знаете. Дело в том, что многим просто некогда пойти в ресторан, нет времени элементарно. И готовить нет времени, и фастфуд есть не хочется. Поэтому пользуются сервисом доставки еды. За ним будущее. И пользователи его не прыщавые подростки, а занятые работой люди. А про то, что пицца через день признак слабо развитого вкуса и развития итальянцам расскажите. У вас очень устаревшие взгляды на культуру питания, на современные средства взаимодействия с ресторанами, на развитие интернет-культуры в целом, это видно по вашему мнению о том, что еду, которую заказывают в интернете, едят подростки и инстаграм-девицы. Уважаемый, инстаграм-девицы все за правильное питание. И кстати, давно есть сервисы, предлагающие сбалансированное ПП на целый день, и его тоже доставляют в офис или домой. А подростки просто не имеют денег на что-то, кроме пиццы. Конечно, в ресторанах они заказы не оформляют. И не по ним судить о рынке данной услуги.

  • Анонимно
    12.07.2019 08:32

    "...Поэтому онлайн-заказ еды воспринимается ими не столько как способ утолить голод, сколько как инструмент экономии времени". Если утоление голода на втором плане, то не проще ли для экономии времени вообще ничего не заказывать? ;)

  • Анонимно
    12.07.2019 08:33

    так же и овец кормят можно в пастбище выпустить а можно и в хлеву кинуть еду. ни какой разницы лишь бы подрос и дал шерсть и мясо или же отработал и отдал свою накопленную пенсию

  • Анонимно
    12.07.2019 08:36

    Аппетит не пропадает после получения еды из рук курьера?

    • Анонимно
      12.07.2019 09:17

      Для 08:36
      Не пропадает, потому что еда хорошо упакована. Проблема возникает, если нет пары гамов или соуса для пиццы. Но не жалуюсь: пусть курьер тоже поест )

      • Анонимно
        12.07.2019 13:32

        вообще у курьеров несмотря на предубеждения достойная зарплата, для тех кто работает а не лентяйничает зарплата выше в 2 раза в среднем по республике, несмотря на предубеждения.

    • Анонимно
      12.07.2019 09:26

      с чего бы это?

  • Анонимно
    12.07.2019 08:48

    Потихоньку призрачное будущее становится все реальнее. Полностью безлюдные улицы. Ни звука. И только жужжание курьеров-роботов будет нарушать тишину улиц. А живые люди будут сидеть дома и превращаться в растения. Виртуальная реальность, полностью исключено живое общение. Вот что нас ждет.

  • Анонимно
    12.07.2019 09:49

    Уважаемый господин Шарифуллин, хватит "наполеоновских" планов, сделайте хотя бы где-то вкусно и качественно. В Love Ashe блюда замороженные и старые, в P.Love обшарпанно и требует ремонта, а тут еще доставка....

    • Анонимно
      12.07.2019 10:18

      в каком Плове обшарпанно? у него ж везде новый интерьер

    • Малай №1
      12.07.2019 10:40

      Один раз посетил Плов и этого хватило, еда отвратная, да еще дорогая. Никому не рекомендую это заведение. Господин Шарифуллин, займитесь кухней и поменяйте своих поваров. Вы превращаетесь в такое место, куда забегаешь случайно а второй раз уже не хочется

      • Анонимно
        12.07.2019 11:28

        ты там точно не был если говоришь что дорого. меню на сайте хотя бы открой, перед тем как комментарии строчить. там НЕ дорого

        • Малай №1
          12.07.2019 11:55

          сказки Венского леса мне не рассказывай пж, коли мы уже на ты. Меню я прекрасно знаю, знал по крайней мере. так как сейчас мне это уже не интересно

          • Анонимно
            12.07.2019 12:30

            ну так что же, 200 рублей за блюдо это разве дорого??? ты откуда свалился?

            • Малай №1
              12.07.2019 13:10

              если это отвратительная и невкусная еда то дорого. денег поистине жалко. А если вкусная еда то недорого.

              • Анонимно
                12.07.2019 14:01

                В плове пловы очень вкусные. остальная еда тоже. нравится салат жемчужина. есть доставка, привозят в очень удобной посуде. не выдумывайте.

              • Анонимно
                12.07.2019 15:02

                ну так там вкусно

      • Анонимно
        12.07.2019 18:16

        ну уж на Плов то наговаривать не надо, очень достойное заведение по соотношению цена-качество, недорого и вкусно.

    • Анонимно
      12.07.2019 10:44

      Плов в Челнах это ужасно. Два раза был, два раза расстраивался, как этим можно кормить людей... больше ни ногой!

      • Анонимно
        12.07.2019 11:28

        там классно. новый ТЦ, свежий ремонт, вид приятный. чисто и вкусно

  • Анонимно
    12.07.2019 10:20

    Опрос, как всегда, сразу отсекает бОльшую часть аудитории - тех, кто есть дома и иногда посещает рестораны и , совсем иногда, заказывает доставку.

  • Анонимно
    12.07.2019 10:45

    Общение превращается в привилегию, доступную только богатым людям. Они ходят в хорошие рестораны вместо того, чтобы заказывать еду на дом, как это делают бедные. Они практически не пользуются смартфоном и соцсетями, предпочитая живое общение с интересными собеседниками.

    • Анонимно
      12.07.2019 11:29

      цитируете недавнюю статью американского СМИ? в россии еще не так ))

    • Анонимно
      12.07.2019 21:04

      Вообще то смартфонами не пользуемся, потому что прослушивают. А в ресторанах в основном и решаются все вопросы . Не по телефону же об этом на всю страну ...

  • Анонимно
    12.07.2019 11:20

    Камрады, не в курсе, на машине в доставке еды можно работать? Думаю, пободрее дело пойдет, чем пешком или на велике.

    • Анонимно
      12.07.2019 11:46

      конечно можно. только вообще невыгодно. еще и тачку убьешь

    • Анонимно
      12.07.2019 12:26

      в деливери выгодно у них маленькие зоны доставки , в яндексе машину реально убьешь и будешь мотаться по городу всему

    • Анонимно
      12.07.2019 12:27

      проблема в том что зарплата в деливери по сути московская, нужно работать с кассой, всегда ее носить с собой пока ставок свободных нет.

    • Анонимно
      12.07.2019 14:14

      На машине ты пока парковку найдешь у меня уже вся еда остынет. Время ожидания - очень важно. Больше получасу ждать я не захочу и в следующий раз заказывать не буду. В этом и преимущество яндекса/деливери, что они на целых 5-7 минут быстрее родной доставки

  • Анонимно
    12.07.2019 12:18

    Жду доставку от сетевых магазинов, а они пока ждут когда приду я

    • Анонимно
      12.07.2019 13:07

      уже давно есть, проснись

      • Анонимно
        12.07.2019 14:13

        в бахетле заказывала несколько раз два года назад.это службой доставки не назовешь.

        • Анонимно
          12.07.2019 15:03

          и из метро, и из ленты, и даже из магнита уже есть доставка. интересуйтесь немного тем, что вокруг происходит! вылезайте из кокона!

        • Анонимно
          12.07.2019 15:06

          В Бахетле заказываем Доставушкой, очень удобно

  • Анонимно
    12.07.2019 12:25

    При всем "бурном росте" 5000 заказов в день это мелочь.

  • Анонимно
    12.07.2019 14:24

    А я на груфуд, майфуд, джастфуд, левелкитчен и подобные перешел (не реклама, я с десяток разных перепробовал). Хоть и заказываю доставку иногда, но в магазины практически перестал заходить. Разве что гейнер после тренировки еще пью

    • Анонимно
      12.07.2019 15:03

      что это такое? первый раз слышу, к своему стыду!

      • Анонимно
        12.07.2019 15:50

        Доставка готовой еды. Выбираешь калорийность и раз в 2 дня привозят. 800-1000 в день выходит

  • Анонимно
    12.07.2019 15:23

    Друзья все комментаторы правы и всегда можно найти недостатки и положительные моменты в доставке или посещения ресторана.

    Несколько раз сравнивал доставку разных компаний по весу. Вес блюда всегда на 20% минимум ниже заявленного и все этим грешат....отсюда видимо и цена ниже.

    Многие потребители верят красочным картинкам готовых блюд и находятся в плену своих фантазий.
    Истину уяснить: невозможно приготовить вкусно и много из дешёвых продуктов и неквалифицированным персоналом. Хороший ресторанный повар стоит дорого и продукты нужны всегда свежие,овощи не местные кривые,горькие огурцы,убогие помодидоры,зелень непонятная и тд...даже масло и специи местные очень низкого качества.
    Другая сторона это бедная публика Казани. Все смотрят соц.сети и знают умные слова и хотят 350гр салата с большими креветками за 350-400рублей. У себя дома возможно одну порцию Вы и приготовите так но не все и не всегда.

    Чтобы понять что значит вкусно и как выглядят блюда правильно и что такое ресторан попробуйте сходить в ресторан Пашмир для примера. Вино&Хлеб душевное место и любителей бургеров Итле Вас порадует.

    В настоящем ресторане едят молча,слушают живую музыку или произведения исполняются на рочль,пианино.
    "Когда я ем я глух и нем". Употребление крепкого алкоголя в большом количестве в ресторане неприемлемо. Общение на Вы со всеми и не орать в телефон и не фоткать еду и себя публично.

    Очень и очень немногие могут себе это позволить и ничего страшного. Это факт.все ходить в рестораны не могут и не должны.кто то по убеждениям а кто то по достатку.

    Заведения РLove сугубо лично моё мнение и моих друзей это как Амбар только чуть дороже. Знатная "рыгаловка".

    Всем приятного аппетита и спокойных выходных.

    • Анонимно
      12.07.2019 15:47

      весь ваш комментарий неактуален, т.к. вы упоминаете заведение, которого давнооо нет на рынке - Вино&Хлеб

      смешно. пытался поумничать. не получилось

  • Анонимно
    12.07.2019 16:21

    15.47 ответ от 15.23 отвечу Вам словами "не зная броду не суйся в воду..."
    Теперь по Вашему комментарию. Заведения Вино&Хлеб живо здорово и радует всех своих гостей своей кухней,интерьером и просто атмосферой заведения.
    Адреса заведений:
    Патриса Лумумбы 50
    По.Ибрагимова 61.

    Теперь контрольный .... Откройте вчерашнюю страницу БО и почитайте статью и комментарии о заведении.

    Может это Вы хотели поумничать и не ходите в ресторане и вообще не частый гость просторов БО ???

    Есть такая категория людей которым не важно что они пишут и информацию не проверяют и не могут потвердить.

    Объясните пожалуйста почему Вы решили что ресторан Вино&Хлеб считается в Вашем понимании закрытым год назад ???

    • Анонимно
      12.07.2019 16:37

      ахахаха ну ты хоть читать то научись. ты наверное имеешь в виду ВИНО И КУХНЯ??? так это ужасное заведение с отвратительной едой.
      а вот ХЛЕБ И ВИНО реально давно закрылся.
      контрольный - читать учись

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования