БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$66.90 74.11 Нефть 59.22
Казань -°C
Где деньги, Зин? Тарифы на мусор выросли, а полигонов нет как нет
14 Августа
 

Где деньги, Зин? Тарифы на мусор выросли, а полигонов нет как нет

Как напоминает в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», переработчик отходов компания «СПП «ПромИндустрия», основанием для роста тарифов за вывоз  отходов в этом году стала потребность в финансировании современной мусорной инфраструктуры. Но прошло полгода, а строек не видать, теперь же государство хочет предложить операторам новые бюджетные льготы.


БЕЗОПАСНОСТЬ СТОИТ ДЕНЕГ

Ход реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) как в Татарстане, так и по всей стране все чаще выводит на первый план проблемы работы мусорных полигонов, состояние которых давно вызывает беспокойство. Неслучайно именно переполненные полигоны стали главным объектом нападок, когда федеральным властям требовалось обосновать необходимость проведения мусорной реформы.

В Татарстане о проблемах полигонного хозяйства известно давно: большинство из 50 с лишним легальных мусорных полигонов исчерпали свой ресурс. Согласно республиканской территориальной схеме обращения с ТКО, им на смену должны были прийти пять крупных межмуниципальных полигонов. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Мусорная реформа в Татарстане идет уже 8-й месяц, а о строительстве межмуниципальных полигонов до сих пор никто и не заикается. Единственный проект, который был на слуху, – это Елабужский межмуниципальный полигон. Еще до начала реформы проект встретил резкое противодействие со стороны местной общественности. Сейчас, если верить руководству Елабужского района, проект полигона одобрен, но принимать отходы он будет не из 11 районов, как планировалось, а только из трех. Следовательно, утвержденная терсхемой концепция пяти межмуниципальных полигонов уже несостоятельна. При этом о начале строительства других межмуниципальных полигонов вообще ничего не слышно, а мы ведь помним, что повышение мусорного тарифа обосновывалось в том числе финансированием этих объектов.

Зато с завидной периодичностью появляются новости о проблемах в функционировании действующих полигонов. Самым заметным поводом стало возгорание на полигоне ТКО Нижнекамского района в мае этого года. Город нефтехимиков тогда накрыло смогом, а сами они принялись ругать власти и «мусорную мафию» в лице оператора полигона УК «Экспо». Истинные же виновники проблемы оказались в тени.

Не стоит забывать, что мусорный полигон – это объект повышенной опасности, его работа обусловлена целым комплексом требований СНиПа, СанПиНа и других нормативных актов. Важно обеспечить санитарно-защитную зону, системы гидроизоляции, пожарной безопасности, контрольно-дезинфицирующую зону для очистки колес мусоровозов, сбор и очистку фильтрата, пересыпку грунтом… Полноценная программа безопасности требует соответствующего финансирования. Нижнекамский полигон загорелся именно из-за недофинансирования мер безопасности – директор УК «Экспо» Игорь Миронов объяснял, что пересыпка грунта не была проведена в должном объеме из-за того, что регоператор «Гринта» сократил финансирование полигона на треть.


РЕГИОНЫ ОСТАНУТСЯ БЕЗ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

Описанные проблемы затрагивают практически все полигоны в зоне ответственности данного регоператора, возгорание в любой момент возможно и в других местах.

В настоящее время комитет РТ по тарифам проверяет полигонное хозяйство в республике. На заседании рабочего штаба 25 июля обсуждалось состояние полигонов в Аксубаевском, Елабужском, Высокогорском и Алексеевском районах республики. На этой встрече руководитель Елабужского полигона рассказал о многочисленных разногласиях с региональным оператором «Гринта». Собственник полигона складирует на нем промышленные отходы, а на сверхнормативные объемы ТКО мощности не рассчитаны. Кроме того, не урегулирован вопрос тарифа за прием ТКО от регоператора – пример Нижнекамского полигона показывает, что монополист склонен сокращать подобные расходы  в ущерб безопасности и ради собственной маржинальности. При этом кабинетные стратеги, рисовавшие республиканскую терсхему, непонятно на каких основаниях, без оценки полигонной мощности и анализа уже поступающих отходов, включили этот полигон в логистическую схему. Образно выражаясь, глянули на карту, увидели слово «полигон» и прочертили к нему стрелки, символизирующие транспортные потоки ТКО. Если верить анекдоту, примерно так поступил Николай I, когда по линейке на карте прочертил маршрут будущей железнодорожной магистрали из Петербурга в Москву. 

Парадокс в том, что тарифы за вывоз мусора существенно выросли, а средств на полигоны хватать перестало. Причина этого – жадность регоператора, который в существующей производственной схеме выполняет функцию пятого колеса в телеге. Пользуясь монопольным положением, «Гринта» оказалась неспособной даже обеспечить полную собираемость платежей в своей зоне ответственности.

Удивительно то, что государство вынуждено поддерживать неэффективный менеджмент регоператоров, залезая в карман налогоплательщиков. В июне Госдумой РФ был принят в третьем чтении законопроект, позволяющий с 1 января 2020 года устанавливать нулевую ставку по налогу на прибыль регоператорам и освобождать их от НДС. В соответствии с этой нормой субъекты РФ могут обнулить налог на прибыль в той части, которая зачисляется в региональный бюджет. А это, напомню, 85% от всего налога. Если инициатива в республике будет поддержана, это будет выглядеть как неприкрытый лоббизм интересов паразитирующей бизнес-структуры. Лучше бы государство лоббировало таким способом компании, занимающиеся производством и вносящими реальный вклад в экономику республики и страны.

В Татарстане реформа ТКО оказалась настолько непродуманной, что приходится постоянно реагировать на текущие проблемы – высокие тарифы, низкую собираемость платежей, нарушение безопасности работы полигонов и многое другое. За пределами внимания оказалась главная цель реформы – создание полноценной инфраструктуры по переработке отходов. Кабинетные стратеги из профильных ведомств сейчас вообще не занимаются этим вопросом. Но если вы не видите цели реформы, никто не гарантирует ее успешного завершения. И не получится ли так, что вскоре нам в очередной раз предстоит рассуждать о времени упущенных возможностей?

ООО «СПП «ПромИндустрия»

Комментарии: 12 Оставить комментарий
  • Анонимно
    14.08.2019 08:59

    Типа хотели как лучше, а получилось как всегда

  • Анонимно
    14.08.2019 09:16

    У Зины денег нет! Она кукла. Все деньги у Ирека))) Скинемся господа бедному нефтетрейдеру.

  • ПанАлекс
    14.08.2019 10:34

    Как и прогнозировал, целью "мусорной" реформы было очередное ограбление население и предприятий. Тарифы подняли в стране до 10 раз, а возят все так же на полигоны-свалки, причем уже разрешили на закрытые (!!!). А теперь еще и налоги отменяют.
    Какие же там бешенные финансовые потоки в пользу всего нескольких физических лиц - бенефициаров!
    Поскольку финансы регоператоров крайне непрозрачны и защищаются коммерческой тайной позволю предположить, что все разговоры и утверждения про убыточность регоператоров - наглая ложь! Просто минимум половина средств сразу забирается в некие "карманы", а на что осталось - пытаются пристроить мусор на те же свалки даже без больших затрат на пиар, что якобы все делаетсяи реформируется.

  • Анонимно
    14.08.2019 14:32

    нужны производственные мощности по переработке ТКО, а не полигоны. Переработка и сбор ТКО это разные полярности. Сборщик отбирает всё что может он сдать выручить деньги, а остальное ему не интересно

  • Анонимно
    14.08.2019 15:55

    Очередное "ограбление" народа, вспомните, несколько лет назад на автопроизводителей ввели налог на утилизацию, обещал господин Путин со своими министрами новые заводы по утилизации. Где? Цены на автомобили вынужденно подняли все производители и продавцы, где заводы эй, правители? В Египте нет налога на недвижимое имущество, я в Александрии у наших там проживающих интересовался, налог уплатил у нотариуса при заключении договора купли - всё, у нас в великой России не двойное, а тройное, четверное налогообложение, хоть на недвижимость, хоть на топливо.

  • Анонимно
    14.08.2019 17:33

    Согласен с Паном! Регоператор -это пролоббированая структура. Монопольная структура с огромными правами. На уровне правительства запретили их всем трогать. Закон, как всегда, работает против народа и предпринимателей.

  • Анонимно
    14.08.2019 19:19

    Алга.....война покажет....
    Вот она и показала.....
    А думать необязательно... .
    Посмотрели цветные картинки слайды презентации графики.....
    И приняли....
    Вот уровень принятия решения.

  • Анонимно
    14.08.2019 20:07

    Это було понятно с самого начала.Ну это же смешно что регоператор с ничтожным уставным капиталом и у которого нет образно говоря НИЧЕГО возможно даже офиса в собственности но который собирает повышенную в разы !!! плату за мусор и используя в качестве субподрядчиков организации которые раньше вывозили мусор и нонче они же вывозят.

  • Анонимно
    15.08.2019 01:59

    В середине 2000-х один знакомый попытался "зайти" официально на мусорный бизнес г.Чистополь. документы собрал хоть и с трудом но когда с этими документами приехал на свалку чуть реально не убили какие то "бандосы" на джипах. Полиция осталась безучастной.

    Теперь представьте какой уровень на свалках миллионных городов ?!

  • Анонимно
    15.08.2019 12:44

    Проминдустрия осталась в стороне от процесса и теперь мутит воду и вводит всех в заблуждение. В тарифе не предусмотрены средства на строительство полигонов и заводов по переработке. 75% себестоимости составляют транспортные расходы которые кратно выросли из-за того что перевозчика обязали в каждой деревне забирать мусор и везти на полигон, а не в ближайший овраг как раньше. Строить заводы и полигоны в рамках терсхемы и инвестпрограмм должны инвесторы, которых нет пока. Поэтому и нет еще строительства. Возможно подключится бюджет к этому, но точно не за счет тарифа

    • Анонимно
      15.08.2019 16:10

      Вообще то Путин сказал, что если нет изменений, тарифы не могут подниматься. А логистика не является обоснованием

  • Анонимно
    16.08.2019 07:56

    Живу в частном секторе, всю жизнь люди самостоятельно утилизировали свои доходы и никаких стихийных свалок не было. Что горит топили в бане, остальное сдавали на приемку. Лет 10 назад поставили в конце улицы контейнеры теперь там полная антисанитария с крысами. При этом тяжёлая техника оператора разбила дорогу, построенную на средства жителей, зимой подъездные пути не расчищаются ещё и тарифы повышают за этот гадюшник.. это не мусорная реформа это крах государства!

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования