БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$64.34 71.28
Казань -°C
Бекмамбетов при свете факелов, диссидент из XVII века и прогулки коров со звездой
22 Августа
 
22.08.2019

Бекмамбетов при свете факелов, диссидент из XVII века и прогулки коров со звездой

Антон Хитров рассказывает о театральной лаборатории «Свияжск АРТель», где кормили пловом и надевали омоновские каски

Последний месяц лета — традиционное время театральной активности на острове-граде Свияжске. На этот раз там работал Тимур Бекмамбетов, творчество которого, как оказалось, знает сам Квентин Тарантино. Но что получилось у автора киношных «Дозоров» и «Елок» с театральным воплощением истории о Ходже Насреддине? Критик Антон Хитров рассказывает читателям «БИЗНЕС Online» об итогах лаборатории «Свияжск АРТель».

В шестую театральную лабораторию «Свияжск Артель» куратор Олег Лоевский и фонд «Живой город» вместо режиссеров театра позвали режиссеров кино В шестую театральную лабораторию «Свияжск АРТель» куратор Олег Лоевский и фонд «Живой город» вместо режиссеров театра позвали режиссеров кино Фото: Зоя Антонова, Свияжск Артель, 2019

ВМЕСТО РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРА — РЕЖИССЕРЫ КИНО

В шестую театральную лабораторию «Свияжск Артель» куратор Олег Лоевский и фонд «Живой город» вместо режиссеров театра позвали режиссеров кино — ход, конечно, рискованный, но формат лабораторий придуман именно для проверки рискованных ходов. 

В основной программе показали три эскиза. Их авторы: Тимур Бекмамбетов — режиссер «Дозоров», продюсер «Елок» и создатель десктоп-кинематографа; Игорь Волошин, вышедший из авторского кино, а в последние годы работавший над сериалами «Физрук» и «Ольга»; Елизавета Стишова, чей первый полнометражный фильм «Сулейман-гора» осенью взял гран-при на национальном фестивале дебютов «Движение». В офф-программе — «Слово о полку Игореве», очередной проект Васи Березина и Розы Хайруллиной

Рассказываем, что из этого получилось.

Хедлайнер лаборатории — «Ходжа Насреддин» Бекмамбетова — работает прежде всего как безупречно продуманный визуальный аттракцион Хедлайнер лаборатории — «Ходжа Насреддин» Бекмамбетова — работает прежде всего как безупречно продуманный визуальный аттракцион Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

«ХОДЖА НАСРЕДДИН»: БЛОКБАСТЕР БЕЗ КАМЕРЫ

Хедлайнер лаборатории — «Ходжа Насреддин» Бекмамбетова — работает прежде всего как безупречно продуманный визуальный аттракцион. Эскиз играли поздним вечером, почти в полной темноте. Представьте: вы спускаетесь на песчаный пляж (если отвлечься от Волги — чем не пустыня?) и в свете настоящих факелов видите перед собой первую остановку спектакля-прогулки — неизвестно откуда взявшийся красный занавес. За ним — восточный базар, настолько правдоподобный, что кажется, будто это кадр из исторического блокбастера, а не театральная мизансцена.

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Аутентичные восточные костюмы и реквизит, позаимствованные у коллекционеров, конечно, тоже сыграли свою роль, но главный фокус этой работы — свет: «Ходжа» не выглядел бы так убедительно, если бы Бекмамбетов — театральный художник по первой специальности — не догадался играть его ночью при факелах.

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Режиссер привык работать на массовую аудиторию, и последнее, чего от него стоило ждать, — это театральных экспериментов для узкого пользования. «Ходжа» — проект в хорошем смысле слова традиционный: условный средневековый Восток выглядит именно так, как вы его себе представляете, а артисты выкручивают обаяние на максимум — то есть делают ровно то, чего ожидает от них консервативный зритель (Ходжу сыграл Эмиль Талипов, ишака — Нияз Зиннатуллин, все прочие мужские персонажи достались Искандеру Хайруллину, а женские — Юлии Маленкиной). Прибавьте к этому живую этническую музыку и плов в антракте — и получите гарантированный хит. 

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Бекмамбетов давно заглядывался на притчи о Насреддине, мечтал объединить их в общий сюжет и рассказать историю фольклорного мудреца с точки зрения ишака — существа приземленного и более нам понятного. Пьесу для лаборатории они писали вместе с Ильгизом Зайниевым, казанским драматургом и режиссером. Она получилась несколько длиннее, чем следовало бы — зато Ходжа из анекдотического героя превратился в трагического философа-аутсайдера, эдакого восточного Дон Кихота с недалеким спутником-учеником и воображаемой возлюбленной в комплекте.

«Паук» Волошина — это театральная адаптация его же собственного киносценария, который режиссер вот-вот начнет снимать «Паук» Волошина — это театральная адаптация его же собственного киносценария, который режиссер вот-вот начнет снимать Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

«ПАУК»: ПОПРОБУЙ ПЕРЕСКАЖИ

«Паук» Волошина — это театральная адаптация его же собственного киносценария, который режиссер вот-вот начнет снимать. В конце 1940-х вымышленная звезда советского кино Ольга Х. (Ольга Симонова) попадает под очередную волну репрессий. Ее держат в одиночной камере на Лубянке, запугивают, унижают и пытают, требуя признать вину. В относительно спокойные часы Ольга разговаривает с пауком (Павел Густов) — и тот ей вроде как отвечает. А может, она просто сходит с ума. 

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Эскиз играли во дворе Музея истории Свияжска: при Сталине это здание занимала тюрьма ГУЛАГа. В начале спектакля режиссер показывает на экране фотографии заключенных, сделанные тут же, за стенкой. Единственная бытовая деталь на сцене — черный ретроавтомобиль, на котором ездят энкэвэдэшники. В остальном — чистое иносказание: паук ничем не отличается от людей, вместо паутины — пленка, вместо тюремных стен — пленка, а чтобы показать пытку, актрису заворачивают опять же в пленку.

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Беда работы в том, что Волошин-режиссер сыграл против Волошина-драматурга: он так перегрузил эскиз метафорами, что разобраться в сюжете, особенно под конец, практически невозможно. Если вы не читали анонс, даже не узнаете, как зовут героиню, когда ее задержали и в чем обвиняют. Возможно, в этом и состояла задача — показать историю глазами самой заключенной, которая мало-помалу теряет рассудок и перестает понимать, что с ней вообще происходит. Вот только ради чего нам эту историю рассказывают и что нового она добавляет к разговору о сталинских репрессиях, в результате так и неясно.

Эскиз Стишовой основывался на «Житии протопопа Аввакума» — первой русской автобиографии, надолго опередившей литературу своего времени Эскиз Стишовой основывался на «Житии протопопа Аввакума» — первой русской автобиографии, надолго опередившей литературу своего времени Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

«АВВАКУМ»: СФЕРИЧЕСКИЙ ДИССИДЕНТ В ВАКУУМЕ

Эскиз Стишовой основывался на «Житии протопопа Аввакума» — первой русской автобиографии, надолго опередившей литературу своего времени. Автор писал не книжным, а разговорным языком, рассказывал о своих переживаниях, описывал быт, шутил — в общем, нарушал все каноны жанра, включая главный: собственное житие написать нельзя, потому что жития — о святых, а святыми становятся только посмертно. Аввакум написал «Житие» в заполярной тюрьме, за 10 лет до казни; его, как и других старообрядцев, преследовали за сопротивление церковной реформе, развернутой патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Эскиз играли в музейном саду, в дощатой беседке, похожей на сруб, в котором Аввакума вместе со сподвижниками сожгли заживо, а еще — на подмостках площадного театра. Интонация спектакля действительно напоминает площадное представление: задиристое, грубоватое, смешное. Театральный язык — сугубо условный: актеры играют по нескольку ролей безо всякого грима, детей изображают пластмассовые пупсы, один-единственный человек с веслом заменяет целый корабль. Эпоха Аввакума смешана с нашей: стрельцы носят омоновские каски, юродивый выступает со стендапом, а в доносах на протопопа упоминаются сибирские пожары и повышение пенсионного возраста.

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Стишова читает жизнеописание Аввакума (Павел Поляков) как биографию стойкого диссидента, которого бесчеловечный режим до смерти забил полицейской дубинкой. Во что конкретно верил протопоп, с чем он боролся, что в конце концов двигало его оппонентом, Никоном, режиссеру не слишком важно: от «Жития» осталась только событийная часть — поехал туда-то, встретил того-то, избили, сослали. Патриарх (Тимур Акулов) в эскизе — вообще эпизодический персонаж, какой-то самодур, ни с того ни с сего решивший, что все вокруг неправильно крестятся. Кто-то возразит: а зачем нам эти подробности, застарелые церковные конфликты? Это скучно и ко мне не имеет никакого отношения. Ничего подобного: прочитайте «Имя розы» Умберто Эко.

Фото: Alexander Bivol, Свияжск Артель, 2019

Описывать прошлое с помощью знакомых понятий, которые мы применяем к сегодняшней реальности, — это, конечно, соблазнительно, но если попробовать разбираться в особенностях чужой эпохи, можно нарыть что-нибудь действительно неожиданное. Разумеется, театр — не просветительский лекторий: исторические сюжеты нужны ему прежде всего для разговора о современности. Но упрощать их до политического плаката — значит, упускать заложенные в них возможности.

В off-программе лаборатории значилось лишь одно название: «Слово о полку Игореве» под авторством Васи Березина В офф-программе лаборатории значилось лишь одно название: «Слово о полку Игореве» под авторством Васи Березина Фото: Зоя Антонова, Свияжск Артель, 2019

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»: КОРОВЫ ПРОТИВ ТЕАТРА

В офф-программе лаборатории значилось лишь одно название: «Слово о полку Игореве» под авторством Васи Березина, молодого московского режиссера, который показывает спектакли котам, комментирует мхатовскую «Синюю птицу», как спортивный матч, и предлагает прийти к вам во сне за деньги — в общем, занимается театром, который в пересказе похож на розыгрыш. 

Фото: Зоя Антонова, Свияжск Артель, 2019

Два месяца назад Березин дебютировал в Казани — поставил в «Углу» спектакль «Мне показалось», который был, по сути, бенефисом актрисы Розы Хайруллиной, причем отличным: только с ней такой проект и стоило затевать. Изначально режиссер предлагал «Углу» другую идею: зрители гуляют по Казани в компании 10 коров. Эскиз для «Свияжск Артели» вырос как раз из этого замысла. Правда, двух животных оказалось достаточно, плюс у коров появилась «партнерша» — все та же Хайруллина. Ее роль состояла в том, чтобы довести коров (и людей) до заброшенного яблоневого сада, продекламировать им начало «Слова о полку Игореве» и вернуть обратно другим путем.

Фото: Зоя Антонова, Свияжск АРТель, 2019

Разбирать эту работу можно на двух уровнях. Верхний, простой — уровень знаков: известная актриса читает коровам «Слово о полку Игореве». Месседж несложно расшифровать: любой героический эпос о войне адресован будущим солдатам, а положение солдата мало чем отличается от положения коровы. Если бы животные знали о своей участи, пришлось бы сочинять для них красивую сказку о доблести превращения в говядину — и наверняка нашлись бы художники, которых не смутит такая задача.

Фото: Зоя Антонова, Свияжск Артель, 2019

Но на глубинном уровне проект Березина — о другом: о разнице между «быть» и «казаться». Этот уровень обнаруживает себя только в процессе, его нельзя предугадать, прочитав синопсис. Хайруллина появляется перед зрителями в длинной темной одежде с палкой в одной руке и пакетом коровьих лакомств в другой — короче, в образе пастушки. Но коровы этого не считывают и не идут на ее зов. Им нужно двигаться дальше по улице, но они продолжают щипать травку, пока на помощь актрисе не придут настоящие пастухи. Чем дольше животные упрямятся, тем меньше Хайруллина похожа на пастушку и тем больше — на столичную звезду с бессмысленной палкой. 

Фото: Зоя Антонова, Свияжск АРТель, 2019

Что мы видим в итоге? Режиссер позвал в эскиз суперпрофессиональную актрису, способную сыграть хоть пастуха, хоть корову, и поставил ее в ситуацию, где все ее навыки абсолютно бесполезны. Перед нами — в сущности, разоблачение театра. А кому еще разоблачать театр, если не животным, которым ничто искусственное в принципе не известно?

Комментарии: 33 Оставить комментарий

Жена-дозорная по паркам в Татарстане,
А муж в кино имеет знатный чин.
Мелькают оба часто на экране,
Его кумир-фрилансер Насреддин.

Он даже посвятил ему спектакль,
Раскрыв глубинный смысл бытия.
Один на бренном свете вечный хахаль,
Нужна другому крепкая семья…

  • Анонимно
    22.08.2019 08:39

    Я была в субботу на коровах и на ходже .
    Очень удивительный контраст между Ходжой и коровами. Ходжа - пример прекрасного живого тонкого глубоко театра, где каждое слово смысл, где ком в горле, где визуальная картинка захватывает. Идёшь в сказке и если честно забываешь, что на острове, а вокруг другие зрители. проваливаешься в другой мир и растворяешься в нем. Я давно не чувствовала такое и думала, что уже невозможно это почувствовать в театре. А Коровы, наоборот, очень емкое радикальное высказывание, лаконичное и исчерпывающее, краткое и законченное. На территории маленького острова встретились Настоящий психологический театр и современное искусство. Браво.

    • Жена-дозорная по паркам в Татарстане,
      А муж в кино имеет знатный чин.
      Мелькают оба часто на экране,
      Его кумир-фрилансер Насреддин.

      Он даже посвятил ему спектакль,
      Раскрыв глубинный смысл бытия.
      Один на бренном свете вечный хахаль,
      Нужна другому крепкая семья…

    • Анонимно
      22.08.2019 15:54

      Бекмамбетов откровенно разочаровал. Видимо без спецэффектов никак. Пьеса слабая, актерам очень нравилось говорить по русски с явным акцентом! Зачем? Хотя народу нравится, все ржали...
      Одним словом -театр Камала в худшем виде..

      • Анонимно
        22.08.2019 16:35

        Смотрела спектакль Бикмамбетова) Это был очень крутой «фильм « скажу вам друзья !) Я словно попала в восточную сказку ) Атмосфера просто отпад, все это было в гармонии с природой, все играло: песок, река Свияга, звезды а артисты это просто чудо какое-то « Голливуд отдыхает)) Спасибо за чудесный вечер , спасибо за эмоции! И посмеялись и поплакали и было над чем поразмышлять.. Отдельное спасибо за плов)) Побольше таких проектов

      • Анонимно
        22.08.2019 16:47

        Да актеры говорили с акцентом но мне кажется это так обогащало ))) Даже подумалось здорово было бы если спектакль игрался и на татарском языке! Спасибо за спектакль было очень прикольно

  • Анонимно
    22.08.2019 08:51

    Ходжа по фоткам выглядит очень красиво, конечно. Талипов - звезда. Про «коров» как-то совсем не обсудили — что там есть идея «кто за кем следует», которая явно читается и режиссёр намеренно это делает, что толпа людей за коровами идут, а не наоборот.

  • Анонимно
    22.08.2019 08:52

    Да достали эти Бекмамбетовы уже в каждой статье. Капусты строи подкинул для популяризации фамилии?

  • Анонимно
    22.08.2019 08:57

    Я бы посмотрел запись на видео

  • Анонимно
    22.08.2019 08:59

    Хитров всех перехитрил. А где критика, уважаемый? А где смыслы?

  • Анонимно
    22.08.2019 09:11

    Всегда слежу, посещаю и люблю все, что делает Фонд "Живой город". Все их проекты - это прям свежий воздух в культурную среду Казани и Татарстана. Реально интересные и очень эксперементальные вещи делают ребята.
    Особая любовь - Свияжск АРТель. И особенно в этом году.
    Было очень любопытно, что получится сделать режиссерам, которые привыкли работать на больших киноплощадках, за неделю в Свияжске.
    Получилось все очень круто! По-настоящему стоящие эскизы, каждый со своим посылом и уникальной подачей.
    Считаю, что у всех все получилось.

    • Анонимно
      22.08.2019 12:06

      Эскизы, то есть баловство. О речь, господа? И за чей счёт банкет столичной богемы в Свияжске? Все это делается для очень- очень узкой аудитории, куда доступ был ограничен (70-100 человек). Пускали только своих, преданных почитателей. И выдаётся все это Искусство. Грустно. А тут подрядили даже своего критика из Москвы.

      • Анонимно
        22.08.2019 12:37

        Было открыта регистрация для всех желающих.

        • Анонимно
          22.08.2019 13:42

          Ложь. Количество мест было определено -100. Как все желающие могут попасть? Только свои.

          • Я была на всех четырех спектаклях и я не отношусь к своим людям. Вообще никак не связана с театром. Кто хотел, тот и успел зарегистроваться. Хватит писать бред.

  • Анонимно
    22.08.2019 11:08

    Смотрела Ходжу, Талипов лучший

  • Анонимно
    22.08.2019 11:22

    Антон Хитров!
    Откуда Вы взяли информацию о том, что Ходжа Насретдин был всего лишь анекдотическим героем???
    Советую иногда ходить в библиотеку или хотя-бы заглядывать в интернет.
    Ходжа Нсретдин является фольклорным героем Востока и Средиземноморья. Неунывающий бродяга, остряк-философ, сатирик высмеивающий жадных богачей средневековья...

    • Анонимно
      22.08.2019 12:19

      Действительно, меня тоже резануло. Ходжа Насретдин - это образ суфийского мастера на Востоке, через свои парадоксы ломающий привычное восприятие мира у обывателя, расширяющий сознание и открывающий в конечном итоге путь к Всевышнему. Это известно для любого образованного человека, интересующегося Востока и исламом. Тимур Бикмамбетов, выросший в Средней Азии, это прекрасно знает, поэтому и выбрал этого народного героя. А вот А. Хитров подвел сильно - этот пассаж выдал в нем эдакий халтурный подход . нередко присущий приглашенным критикам из столицы. Казанец

  • Анонимно
    22.08.2019 12:22

    Были в пятницу на "Пауке" и "Ходже". После Паука невозможно было "смотреть" Ходжу, настолько сильно Игорь Волошин заставил переживать. Это эскиз, проба, прикидка, но всё- от саундтрека до света на высочайшем уровне. Грач(Павел Густов) гениально-убедителен и в роли нквд-шника и в роли индейца! Волошин из арт хауса и это видно с первых минут спектакля. Жаль, что за сериалы больше платят. Про "Ходжу" скажу только одно-плов в антракте был гениальный!!

  • Анонимно
    22.08.2019 13:10

    *в роли "Грача" Роман Смирнов.

  • Анонимно
    22.08.2019 14:14

    Это симурякр. Наглый. Схавают...

  • Анонимно
    22.08.2019 14:52

    очень сожалею, что не был там. нужно почаще устраивать подобные культурные, художественные, театральные, музыкальные мероприятия с привлечением талантливых мастеров различных жанров, в том числе и всероссийского масштаба. но обязателен неоднократный заблаговременный анонс, и нужна на острове Свияжск специальная площадка вмещающая всех желающих . хорошо бы обустроить там на берегу подобие (греческого/римского) амфитеатра - своеобразный летний театр, уверен это всем понравится и привлечет еще больше туристов и поклонников искусства!

  • Я посетила все эскизы. Единственно не поняла Спектакль про коров, это видимо слишком современно для меня...
    Паук морально тяжелый спектакль, но постановка интересная, не заставляла скучать. Ходжа - это просто великолепно! Была под большим впечатлением после спектакля, стала читать притчи про Насреддина. Много юмора, но в то же время заставляет задуматься. Например, мне простому обывателю, не знавшему до этого про Насреддина, заставил меня прочитать притчи про него.
    Аввакум был последний эскиз. Смотрелся на одном дыхании. Несмотря, что в нем было много насилия и рассказывалось про тяжелую судьбу протопопа, он не навел депрессию в отличии от Паука. Было много злободневных шуток и намеков на сегодняшнюю власть.

  • Анонимно
    22.08.2019 17:36

    Талипов и Зиннатуллин - народные герои !

  • Анонимно
    23.08.2019 06:32

    Я была на трёх представлениях, было очень необычно и интересно. После каждого был разговор. Пожилой мужчина, который вёл встречи с режиссерами, помог мне разобраться в том, что я не совсем поняла в постановках. Это очень правильно разговаривать со зрителем. Интересно слушать разные мнения. Спасибо. Про Хаджу растрогало до слез.

  • Анонимно
    23.08.2019 23:05

    Хорошо, когда еще коровы из Свияги и Нила - тучные! А что будет после семилетки? что-то больно много развелось тощих на вид заездших любителей зеленки....

  • Анонимно
    24.08.2019 12:15

    День Сурка.

  • Анонимно
    25.08.2019 01:02

    Какой у тебя день?

  • Анонимно
    26.08.2019 10:56

    Ну, и куда теперь с этой прелестью? Покорять парижы и лондоны, Подмостки ждут?

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования