БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$63.76 70.50
Казань Погода в Казани 11°C
«В Нью-Йорке мусульманину проще жить в плане халяльной инфраструктуры, чем в Казани»
20 Октября
 
20.10.2019

«В Нью-Йорке мусульманину проще жить в плане халяльной инфраструктуры, чем в Казани»

Азат Ахунов пообщался в Штатах с земляками-учеными, невостребованными в Татарстане, но делающими успешные карьеры по всему миру

Практически «всесоюзной» получилась научная конференция в американском университете Джорджа Вашингтона, участником которой стал известный востоковед и исламовед Азат Ахунов. Свои внушительные делегации здесь представили в том числе практически все тюркские республики бывшего СССР. Как здесь показал себя «Глобальный Татарстан» и не только об этом — в материале автора «БИЗНЕС Online».

Америка готовится к Хеллоуину. Перед входом в супермаркеты навалены горы тыкв

ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ШТАТАХ

Америка готовится к Хеллоуину. Перед входом в супермаркеты навалены горы тыкв — по $7–8 за штуку. Американцы украшают веранды своих домов куклами-страшилками, скелетами, обтягивают палисадник искусственной паутиной — кто во что горазд! Многие вывесили звездно-полосатые флаги, да такие огромные, что полотнища чуть ли не хлещут по лицам прохожих. Страна живет в своем ритме, погружена в суету повседневных проблем — никому нет дела на то, что происходит в России, да и вообще там, за океаном. Возможный импичмент Дональда Трампа и Хеллоуин — вот две главные темы новостей.

Однако тема России в глобальном понимании этого слова, как центра не только русского, но и евразийского мира, звучала в эти дни в Америке. 10–13 октября в одном из ведущих научных и образовательных центров страны — университете Джорджа Вашингтона — проходила крупнейшая 20-я международная конференция, организованная обществом центрально-евразийских исследований.

Юлай Шамильоглу Юлай Шамильоглу

На конференцию в столицу США съехались около 300 участников со всех уголков мира. Как бы смешно это ни звучало, но конференцию можно было бы смело назвать «всесоюзной» — в лучших советских традициях. Практически все тюркские республики бывшего СССР были приставлены на ней внушительными делегациями. Посольства Казахстана, Узбекистана, Киргизии — гости научной конференции, рекламировали себя, раздавая информационные бюллетени, рассказывающие о туристическом потенциале своих стран, угощали национальными блюдами. «Глобальный Татарстан» также неплохо выглядел на фоне других. Около 10 ученых-татар — представителей России, США, Голландии — выступили с докладами, посвященными «нашим» проблемам, татарская тема звучала и из уст ученых других стран. Необходимо отметить и тот факт, что одним из отцов-основателей этой солидной конференции является американский ученый-историк татарского происхождения Юлай Шамильоглу — ныне живущий и работающий в Казахстане.

Гульназ Сибгатуллина Гульназ Сибгатуллина

«ОТДЕЛЬНО ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТМЕТИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИЦ…»

Отдельно хотелось бы отметить выступления наших соотечественниц, которые успешно реализовали себя на Западе, но мало востребованы у себя на родине в качестве экспертов. С Гульназ Сибгатуллиной я познакомился как с исследователем в 2016 году на конференции в Швеции. Знал ее и раньше, но именно тогда, в Упсалле, убедился в том, что на небосклоне исламоведения зажглась новая звезда. Владея английским как родным, она успешно отбивала атаки ученых мужей — признанных экспертов в своей области. К слову сказать, мы общаемся с ней исключительно на татарском, Гульназ никогда не забывает про свои корни. В феврале этого года она успешно защитила в Лейденском университете докторскую диссертацию по теме «Язык ислама и христианства в постсоветской России», сейчас в качестве постдока Амстердамского университета занимается темой перевода Корана на языки народов России.

На конференции в Вашингтоне она выступила с темой, посвященной «русским мусульманам» — русским, обратившимся в ислам. Эта проблема существует давно: такие случаи были и раньше, даже в царской России, но в последнее время приняли форму устойчивой тенденции.

Лилия Каримова Лилия Каримова

Еще один перспективный эксперт в области исламоведения — это Лилия Каримова, родом из Зеленодольска. Сейчас она занимает позицию ассистент-профессора на факультете коммуникаций колледжа Северной Вирджинии (США), занимается гендерной проблематикой, в основном касающейся татарок-мусульманок, публикуется в авторитетных западных научных журналах. В 2000 году с красным дипломом окончила КГУ, позже — в США магистратуру Питтсбургского университета, в 2013-м — докторантуру Массачусетского университета, защитила в США докторскую диссертацию по теме «Истории татарок-мусульманок о благочестии: в поиске личностного и общественного преобразования в Татарстане». Лилия — прирожденный исследователь, объединив в себе российский и западный опыт, она успешно реализовала себя на Западе. Она также не забывает, откуда ее корни — в ее доме звучит татарская речь, своих двоих детей она обучает родному языку, основам ислама.

Именно она организовала отдельную секцию по исламу в Татарстане, участником которой стал и я. Надо сказать, попасть на эту конференцию не так просто. Все доклады проходят через конкурсную комиссию, которая решает, принять кандидатуру или нет. Еще сложнее организовать специальную секцию. Участие платное, все расходы несут сами участники. Выделяется небольшое число тревел-грантов, которые еще надо выиграть. Сама Лилия выступила с докладом, посвященным изменениям гендерной динамики среди практикующих мусульман в современном Татарстане.

Хотелось бы упомянуть и Лейсан Шахин, доктора наук, научного сотрудника Института тюркологии при Мармарском университете (Турция). Родом из Черемшанского района, из одной деревни с известным турецким тюркологом Акдес Нигмат Куратом, эмигрировавшим в Турцию в 1924 году.  Для меня стало большим сюрпризом встретить ее в Вашингтоне, мы не виделись много лет. С Лейсан мы учились на одном потоке в КГУ на факультете татарской филологии, истории и восточных языков. После университета она уехала в Турцию и успешно реализовалась как ученый-тюрколог.

Лейсан Шахин Лейсан Шахин

Она выступила с интересным докладом, посвященным судьбе татарской семье Муллиных, которые когда-то эмигрировали сначала в Японию, потом — в Турцию. Судьба этой семьи — готовый материал для остросюжетного фильма. Мы бы ничего не знали о них, если бы не нашлись записные книжки, принадлежавшие членам этой семьи, в том числе дневники Зайнаб Муллиной, которая подробно писала о перипетиях жизни татарских эмигрантов в Китае, Японии, Турции. Через представительство Татарстана в Турции удалось выкупить на аукционе эти дневники, и сейчас они переданы в Государственный архив РТ.

К слову сказать, на этой же секции выступила и известный исследователь татарских диаспор, исследователь из Российского государственного гуманитарного университета Лариса Усманова. Она долгие годы прожила в Японии, написала и защитила там докторскую диссертацию, в совершенстве владеет японским языком. После Японии вернулась уже в «обновленный» КФУ, но оказалась здесь не к месту. Уехала в Москву, теперь успешно работает в столице, востребована на Западе. В Вашингтоне она презентовала ряд новых материалов, посвященных ее основной теме исследований — прошлому татарских диаспор на Дальнем Востоке.

Что касается татарской тематики в целом, то необходимо сказать и о докладе Гульчачак Нугмановой — известного исследователя архитектуры, директора Казанского филиала НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Она постоянный участник значимых западных конференций, публикуется в авторитетных зарубежных журналах, но не сильно востребована  как эксперт на родной земле. К сожалению, это наша особенность. В ее выступлении звучала казанская тема, связанная с прошлым нашего города. Речь шла об имперской политике Русского государства, как эта политика реализовывалась через архитектуру городов, конкретно — в Казани. Докладчику на основе изучения множества архивных материалов удалось прийти к интересному выводу: российские власти при планировке города, проектировании и строительстве домов учитывали национальные особенности, применяли «татарские» детали в архитектуре.

Мустафа Гёкчек

«ТАТАРЫ ИГРАЛИ ВАЖНУЮ ПЕРЕДОВУЮ РОЛЬ, РОЛЬ ЛИДЕРА В ЭТОМ ВОПРОСЕ»

Мустафа Гёкчек — известный американский исследователь из Ниагарского университета (США). Он также занимается татарской тематикой и на этой конференции поделился своими исследованиями в области татарской реформистской литературы. Речь идет не только о произведениях татарских писателей, но и материалах, опубликованных в начале XX века в таких крупных татарских журналах, как «Шура» и «Анг». В разговоре с «БИЗНЕС Online» он рассказал о той роли, которуе сыграли татары в прошлом в развитии религиозной и общественной мысли в контексте всего тюркско-исламского мира.

— Мустафа бей, у вас есть работы о журнале «Шура», о татарах. Не поделитесь с нами информацией, тем, что у вас имеется?..

— Конечно! Слава Аллаху, есть работы, выполненные про татар, количество их увеличивается. Однако все еще недостаточно всесторонне проработанных и обсужденных… Особенно это касается изучения большого вклада татарской интеллигенции, ученых начала XX века. И это очень важный вклад, так как он играл критическую роль во взаимоотношениях, взаимодействии, связях исламского мира с Западом. Понимание Запада, перенимание важных  понятий, идей и сохранение своей национальной, религиозной идентичности — и в то же время модернизация… Для понимания всего этого  татары сделали очень важный вклад.

— Для тюркского мира или…

— Для всего мусульманского мира. Конечно, и для тюркского мира в том числе, но в целом для всего исламского мира. И сегодня, в наши дни,  не определено, каким должно быть взаимодействие с Западом. Существуют разнообразные мнения, очень разные понятия. Однако Казань играла здесь очень важную роль. Татары играли важную передовую роль, роль лидера в этом вопросе. Поэтому очень важно изучить этот период, важно понимание идей того периода. Я тоже стремлюсь к этому, стараюсь понять, изучить все это более внимательно, более глубоко. Здесь я, в частности, упомянул о вопросе методологии исламского права. Как ее использовали? Знания татар в этом вопросе, способы их использования, по моему мнению, важны. В этом вопросе они также находятся в процессе изменения.

— Только в журнале «Шура»?

— Это только одна из сторон, которую мы рассматриваем. Конечно, необходимо видеть и другие стороны, изучать другие журналы, что я и делаю.  По мере развития исследования мы сможем лучше понимать и тот период, и оценить усилия мусульманских интеллигентов, сможем глубже  ознакомиться с их работами, а также почерпнуть оттуда что-то ценное для себя, получить уроки для сегодняшнего дня, сделать какие-то выводы, заключения. Например, этот вопрос с фаизом — процентом. До сих пор в умах мусульман есть вопросы, касающиеся этого вопроса: «Как это будет при покупке дома? Если положить в банк деньги под проценты — это будет харам?»  Получение ли процентов при ведении бизнеса, покупке машины — все это вопросы, продолжающиеся в наши дни. Однако за сто лет до этого татарские интеллигенты обсуждали данные вопросы  и высказывали интересные мысли на эту тему.

Также, например, женский вопрос сохраняет актуальность и в наши дни. Вопросы о роли хиджаба, об образовании, деловой жизни… Должна ли женщина работать или нет, должна ли оставаться дома — это темы, которые всегда обсуждаются.  Но, как мы поглядим, в 1900-е годы эти вопросы очень глубоко обсуждались и были выдвинуты интересные идеи. Для решения проблем женского образования, работы, равноправия были приложены серьезные усилия, велась борьба, были выдвинуты идеи как с мусульманской, так и с национальной точки зрения. То есть они не отбрасывали ислам в сторону, не отвергали свою национальную культуру, не говорили, что только хотят быть как западные люди. Нет, не говорили, что ислам плохой, что из-за него женщины отстали в развитии. Не говорили, что эти татары всегда унижали женщин.

А что говорили? Говорили, что должны дать женщинам более важные роли, должны видеть их частью культуры, религиозной идентичности. Что нужно их поддерживать в работе, поддерживать их в образовании. Вот такие идеи отстаивали. Для того времени они сделали достаточно оригинальный, важный вклад в эти обсуждения. Для устранения нерешенных вопросов в головах людей  эти обсуждения внесли положительный вклад.  

— Это важно для того времени или для современности?

— Это важно и сегодня. До сих пор, даже для мусульман, живущих на Западе, существует вопрос: должна ли женщина работать или сидеть дома? Если работать, то на какой работе? Какие работы для женщин хороши, какие нет?  Вот такие обсуждения есть и сегодня. До сих пор есть разные мнения по этому вопросу. С точки зрения традиционных взглядов… Например, я ходил в одну мечеть в Америке, в Буффало. Имам мечети говорит: «По исламу учеба женщины в университете или вообще учеба — неправильная вещь». И это в наши дни!

— Он салафит?

— Не знаю, салафит ли он. Но в наши дни все еще существует эта проблема! К сожалению, в умах многих мусульман еще не решена эта проблема. Или даже если он говорит об этом вслух, но в жизнь не проводит. Он говорит: «Хорошо, ислам дал женщинам силу». Но когда дело касается его собственной жены, то: «Приготовь еду, смотри за детьми, сделай то, сделай это, сиди  в своем доме!» То есть существует разница между тем, как он проживает свою жизнь, и тем, что он говорит.

В общем, нам все еще необходимы эти идеи. Этот подход, характерный для нашей национальной и религиозной идентичности, для использования в нашей повседневной жизни необходимо глубже изучить и эти мысли, идеи использовать в нашей сегодняшней жизни. Иначе наши дети, те, кто не знает хорошо ислам, свою культуру могут окончательно покинуть, отойти от него, отстраниться, отдалиться от своей культуры, ислама и могут встать на другой путь. И это необходимо для предупреждения последствий, очень важное право науки.

В ВАШИНГТОНЕ НАЙТИ ХАЛЯЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ НЕ ТАК ПРОСТО

Ну а сам я выступил с темой, посвященной развитию халяль-индустрии в современном Татарстане. Для Америки это тоже большая проблема, поскольку число мусульман растет день ото дня. И это не только выходцы с Ближнего Востока, но и коренные американцы — в основном афроамериканского происхождения. В Вашингтоне найти халяльную продукцию не так просто, зато в  Нью-Йорке, где мне также удалость побывать, халяльные заведения общественного питания и магазины чуть ли не каждом шагу. Уличный фаст-фуд вообще в руках египтян, он халяльный по умолчанию. Вообще, Нью-Йорк больше напоминает Стамбул или Каир. В Нью-Йорке мусульманину проще жить в плане халяльной инфраструктуры, чем даже в Казани.

Комментарии: 87 Оставить комментарий
Анонимно
20.10.2019 10:49

И не православный.

  • Анонимно
    20.10.2019 10:18

    Казань не мусульманский город, а светский.

    • Анонимно
      20.10.2019 10:40

      и не православный?

    • Анонимно
      20.10.2019 12:48

      10.18. Казань, вообще-то, основали волжские булгары-мусульмане, как северный приграничный форпост...

      • Анонимно
        20.10.2019 19:29

        Граница Булгарии до конца 1210-х года была в Балахне (Татищев). Булгарские города были в Пензенской области, в Пермском краю и на Вятке. Булгары нападали и владели Муромом и Устюгом. И Казань, которая в центре государства - северный форпост?! Это придумал какой-то гений во время СССР, и сейчас не менее гениальные кадры ему вторят: "Северный форпост. Северный форпост".

        • Анонимно
          20.10.2019 19:50

          То, что Казань - северный аванпост Ислама, сказал известный востоковед Василий Бартольд, еще столетие назад. Это известный факт.

    • Анонимно
      20.10.2019 14:45

      Изначально в Казани была религия только Ислам и основали город Мусульмане именно

      • Анонимно
        20.10.2019 15:26

        И что теперь? А теперь татары пьют водку под свиной шашлык

      • Анонимно
        20.10.2019 17:22

        Кто сказал.

        • Анонимно
          20.10.2019 19:51

          Сто лет назад известный востоковед Василий Бартольд сказал, что Казань - северный аванпост Ислама.

  • Анонимно
    20.10.2019 10:36

    Свободные люди в свободной стране

    • Анонимно
      20.10.2019 12:47

      10.36. Вот рассмешили!!! Вы всё ещё в это наивно верите?!)))

    • Анонимно
      20.10.2019 14:29

      10.36 точно, если заболел,а страховки нет- тебе говорят"свободен!" Если работы нет то вообще от всего свободен.

  • Анонимно
    20.10.2019 10:54

    В Сингапуре 20% населения мусульмане и премьер-министр обязал Мак Дональдс сделать всю еду халяль, это пример настоящей толерантности.
    В Татарстане Челны Бройлер поставляет курицу Мак Дональдсу, KFC, Додо пицца курицу халяль, но наряду с этим Макдональдс продаёт свинину. Раз правительство не может перевести наши Маки на халяль, надо перестать поставлять курицу Челны Бройлер, чтобы исправить ситуацию.

    • Азат Д
      20.10.2019 15:42


      Зачем вам Макдоналдс, когда Татмак и Тубетей есть?

      • Анонимно
        20.10.2019 19:53

        Түбәтәй - отличное заведение, сегодня побывал там на Кремлевской улице, еще раз в этом убедился.

    • Анонимно
      20.10.2019 19:30

      Как вообще можно есть пластмассу из Мака?

      • Анонимно
        21.10.2019 17:43

        мак гораздо натуральнее халялей!

      • Анонимно
        21.10.2019 18:30

        Не нравится Макдак иди в Татмак. Там полно таких как ты -пацанчиков в спортивных костюмах, в белых носках и мокасинах.

  • Булгарин
    20.10.2019 11:06

    В Нью-Йорке можно найти все что хочешь, было бы желание поискать. Если хочешь окунуться в русскую жизнь то путь надо держать на Брайтон-бич. Там и закусочные, там и магазины, в которых все что есть, то напоминание о России. И люди, которые под звуки песен Шафутинского или Пугачевой, стоят со стопариком за столиками и ностальгируют по прошлой жизни.

  • Анонимно
    20.10.2019 11:58

    Езжайте в Нью-Йорк.

  • Анонимно
    20.10.2019 11:59

    Форум можно назвать международным, но какое отношение он имеет к науке?

    • Анонимно
      20.10.2019 19:56

      Исламове́дение — религиоведческая дисциплина, изучающая ислам: его догматику, историю, культуру, право, экономику мусульманских народов и пр. Исламоведение не занимается ни критикой ислама, ни его апологетикой, а служит источником непредвзятой информации об исламе, духовных ценностях и ориентирах его последователей.
      На отделениях исламоведения в университетах наряду с исламоведческими дисциплинами глубоко изучают арабскую письменность и язык, а также персидский, турецкий, татарский и другие языки мусульманских народов.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламоведение

  • Анонимно
    20.10.2019 12:45

    Афэриннар!) Молодцы!)

  • Анонимно
    20.10.2019 12:52

    Молодцы татары!) Афэриннар!) Слышал, что даже в New York'e некоторые татары на машинах рядом с номерами регистрации пишут: "Tatar" !))) Вот не потеряются наши «земляки-якташлар» даже в городе "неоновых огней"...

    • Анонимно
      20.10.2019 15:29

      Малач можно вывезти из деревни. Даже в Нью-Йорк. Деревню из малая вывести уже проблема. Ну и так, чтобы они друг друга издалека видели и сворачивали

    • Анонимно
      20.10.2019 17:01

      Слушали вы вы звон, да не поняли где он.

  • Анонимно
    20.10.2019 12:54

    Друзья ну не надо везде "втыкать" религию и символику "Халял". 20-30 лет назад кушали всё подряд и ничего грешниками себя не считали.

    В молодости возил на птицефабрики лекарства,добавки. Оплату получал продукцией.Вот какую упаковку на склад принесёшь в такие и фасовали. Всё курицы одинаковые и корм и вода и лекарства и уход одинаковый. Нет такого что эти куры "халяль" там только женщины в паранже и бородачи работают и корм и уход особенный а в другом углу христиане крестят кур и тд.

    Религия у каждого своя и она внутри а не на показ.

    Макдональдс это коммерческое предприятие которое платит хорошие налоги и даёт возможность заработать молодым.
    Если кому то не нравится кухня Макдональдс то не надо туда ходить и всё.
    Я вот и татарин но с удовольствием ем свинину и другие продукты не заморачиваюсь на эту тему.

    Совсем не давно на страницах БО была статья что на ул Спартаковской провели рейд ДУМ РТ на соблюдение канонов "Халял". Проверку ни одно заведение не прошло. Хотя одно из заведений рекламировало себя как заведение "Халял" и сеть этих заведений.

    Научитесь контролировать свои страсти и эмоции а потом призывайте к принуждению мировых компаний к чему либо. У себя в центре города разберитесь сначала а потом мировые Фаст фуд и тд.

    • Анонимно
      20.10.2019 13:33

      Макдональдс будет платить ещё больше налогов и увеличит клиентов, если вся еда будет Халяль.

      Мусульмане- это полноценная часть общества, которая тоже платит налоги, обустраивает город, лечит в больницах и трудится во благо всех, а не прислуживает обществу. Мусульмане есть часть общества.

      Макдональдс дискредитирует мусульман по религиозному признаку и не предоставляет полноценного обслуживания. Мусульмане, как и все посетители Макдональдса хотят есть бургеры и нагется полноценно, а не ограничиваться кофе с мороженым и картошкой фри.

      • Анонимно
        20.10.2019 14:10

        13.33. В Турции, да и во многих арабских странах, давно уже есть халяльные «МакДональдсы». Если будут и в Казани, то непременно сходим! Ин шаа-Аллаh!

      • Анонимно
        20.10.2019 14:35

        13.33. ещё раз... Зачем Вы настаиваете на том чтобы везде был "Халял" в Макдональдс ???

        Есть заведения которые специализируются на "Халял".

        Уверяю Вас не получится на одной кухне готовить "Халял" и блюда для других конфессий.

        "Халял" это не наклейка а всё что происходит в заведение должно быть "Халял".

        В религиозном угаре Вы сознательно отказываетесь принимать реальность

        • Анонимно
          20.10.2019 14:41

          Религиозный угар у тех, кто хочет всех под одну гребёнку через свои телеканалы, радио и ЕГЭ. Сами в золоте с охраной и призывают к послушанию.

          А мусульмане просят, а не требуют равноправного отношения в Макдональдсе.

          • Анонимно
            20.10.2019 15:17

            Дорогие мусульмане! Это благо от Всевышнего что мак,кфс и т.д не халял. Еда мягко говоря не полезная. Сколько раз ловил себя на мысли что еслибы были халяльные ел бы очень часто! Во всем благо для нас!

            • Анонимно
              20.10.2019 23:22

              15 17 Вот они сколько лет уже у нас в городе, лет 20, больше? Но там я был - по пальцам сосчитать. Не по своей инициативе. Дети с внуками по случаю прогулок тянут. Нездоровая у них еда, т. е. в Мак'е ...
              А свинину не готовлю дома. Не по религиозным принципам. Просто в татарской традиции не приживается она. Не то животное. Обсуждать даже смысла не вижу.

    • Анонимно
      20.10.2019 13:34

      Вас за минусуют,но все верно сказали.Халяль,это обычный лицемерный бизнес.Кушайте на здоровье все,что нравится.

      • Анонимно
        20.10.2019 14:08

        13.34. Ну, про "лицемерный бизнес", это Вы, наверное, по себе судите??? Проецируете на других по мере своих личных ощущений??!

      • Анонимно
        20.10.2019 19:37

        Видимо, вы не до конца понимаете слово Халяль. Я беру халяль мясо у родственников, друзей и хороших знакомых, у некоторых из которых свои цеха по халяльному забою скота. А наклейкам олигархов - не верю. Не надо абсолютизировать и называть это злом лишь потому, что там также встречаются обманщики и грешники, готовые ради бабла мать родную продать. Просто все люди - есть люди, и они используют то, что приятно для их эга.

    • Анонимно
      20.10.2019 14:46

      12.54. Ну, про Ваши гастрономические предпочтения, как Вы их сами же описали, никому, кроме Вас- не интересно! Во-вторых, Вас никто насильно не обязывает покупать продукцию "Халяль". В-третьих, нельзя обвинять всех производителей халяльной продукции в "моральной или этической нечистоплотности". Нельзя, конечно же, исключать и факты мошенничества, но большинство производителей- мусульман, именно, практикующих, набожных мусульман стараются всегда работать честно и добросовестно. В четвёртых, всё больше татар-мусульман, да и не только татары, в Казани проживают и русские мусульмане и таджики, узбеки, дагестанцы, турки и т.д. Которым "не всё равно", что есть, и которые придерживаются халяльного питания, благо Хвала Всевышнему!, есть такая возможность. И которые выбирают общепиты, кафешки и рестораны, где подают только халяльные продукты питания. И голосуют мусульмане за эти заведения своим кошельком и посещаемостью. Вот и всё.

    • Анонимно
      20.10.2019 15:07

      12.54 уважаемый Вам нужно в начале разобраться что такое халяль и почему он есть вообще. Изучит основы ислама,только потом давать эксертные мнения по этому вопросу. Грошь цена той религии которая внутри и не влияет на поступки человека. Мусульманин- это не бородач и паранджа, как бы это Вас не раздрожало. А свинину едите-это Ваш выбор и Вам за это отвечать. Пишу Вам спокойно,без эмоций,в назидание с хорошими намерениями! Хорошего всем дня!

      • Анонимно
        20.10.2019 19:39

        Он прав. Не хотите есть халяль - вас никто не заставляет. Я так понимаю, вы вообще не понимаете, что это такое, раз это вас так возмущает. Любой народ и религия имеют право выбирать для себя любую еду, которую хотят. Я вот ваше сало не хочу есть , и не возмущаюсь)) Оно мне и даром не нужно. Идите с миром.

  • Анонимно
    20.10.2019 13:20

    Благодарен Ахунову,за интересный ,как всегда, материал,просил бы редакцию,конечно если это возможно, опубликовать его материалы о соврменных Узебикстане и Туркмений где идут сложные процессы переформатирования во многих сферах. Увврен,что вездесущий востоковед-путешственник и аналитик, там уже побывал. Касаемо упомянутого Шамильоглу,то его книга о Золотой орде , самое интересное,в чем то и сенсационное исследование, этого государственно-культурного феномена, за последние десятилия, переиздана в Казани на русском языке.

    • Анонимно
      20.10.2019 15:31

      А че не на татарском то? Читать некому?

      • Анонимно
        20.10.2019 16:13

        15.31. На татарском? Боюсь, что Вы- не поймёте...

        • Анонимно
          20.10.2019 21:10

          А нам это на любых языках не интересно. Был бы этот шамильоглу востребовпн в США, в Казахстан не уехал бы

          • Анонимно
            20.10.2019 21:17

            Между прочим, Юлай Шамильоглу является советником Государственного департамента США по странам Центральной Азии, поэтому он и работает время от времени в Казахстане, оставаясь при этом профессором Висконсинского университета.

  • Анонимно
    20.10.2019 13:42

    В Гарлеме (это Верхний Манхэттен) каждый квартал имеет свою мечеть. А татарская мечеть имеется в Бронксе, она построена польскими татарами почти 100 лет назад.

  • Анонимно
    20.10.2019 14:02

    «На конференции в Вашингтоне она выступила с темой, посвященной т. н. «русским мусульманам» — русским, обратившимся в ислам. Эта ПРОБЛЕМА существует давно: такие случаи были и раньше — даже в царской России, но в последнее время приняли форму устойчивой тенденции.»

    в чем именно проблема?

    • Анонимно
      20.10.2019 15:20

      Проблема в том что русские мусульмане перестают пить вообще и начинают активно размножаться,а это многим не нужно!

    • Анонимно
      20.10.2019 17:04

      Проблема в отсутствие проблемы. Проблему надо "высосать из пальца", чтобы засветиться, как сейчас говорят: хайпануть.

  • Анонимно
    20.10.2019 14:17

    Именно первую соборную мечеть в Токио, в 1938 году построили татарские и башкирские мусульмане, эмигрировавшие в Японию! Где бы ни были на Земном шаре (Финляндия, Польша, Америка, Австралия и т.д.) татарские и башкирские мусульмане, они не забывают о своих корнях и хорошо помнят, что они-мусульмане!)

    • Анонимно
      20.10.2019 15:18

      Хвала Аллаһу, Господу миров!

      • Анонимно
        20.10.2019 17:05

        Дальше планеты Земля людской расе не выбраться, так что в других мирах о богах и не слышали.

        • Анонимно
          20.10.2019 17:42

          17.05. Поменьше смотрите фантастику. Или всё ещё под впечатлением "Звездных Войн" ???

      • Анонимно
        20.10.2019 21:49

        Правильно 15.18 не может быть такого что человек один во вселенной,есть наверное и другая жизнь.

    • Анонимно
      20.10.2019 21:57

      Куда уж без башкир то, мы и мечеть не построим)))))

  • Анонимно
    20.10.2019 14:44

    Не надо видеть в мусульманах угрозу, правильное питание халяль полезо для всех.

    • Анонимно
      20.10.2019 20:48

      По моему мнению, засилье халаль темы начинает напрягать жителей РТ. Такое ощущение, что с нами не хотят считаться.

      • Анонимно
        21.10.2019 17:48

        а я люблю свинину! по мне так гораздо вкуснее еда !
        особенно с картошкой и соленьями!

  • Анонимно
    20.10.2019 16:04

    Халял - это хороший способ заработать деньги на "верующих".

  • Анонимно
    20.10.2019 16:09

    "Азат Ахунов пообщался в Штатах с земляками-учеными" - дальше можно не читать.

    Многим землякам за границей важен казанский халяль, да и сама Казань? Думаю, что им глубоко, как там молодежь говорит, глубоко все равно.

  • Анонимно
    20.10.2019 17:44

    Ребята, кто помнит детское кафе «Сказка», что давным-давно было на ул. Баумана?! Там было самое вкусное мороженое! (присыпленный арахисом, если не ошибаюсь)

  • Анонимно
    20.10.2019 18:01

    Да, к сожалению многие, очень многие молодые специалисты, специалисты уже мирового уровня, в Татарстане не нужны. Да того обидно смотреть, как их выживают "удащливые", и они вынуждены уезжать или заграницу, или в другие регионы. Особенно в медицине

  • Анонимно
    20.10.2019 19:45

    Ем свинину так как убежденный атеист с двумя высшими образованиями, мне 54 года ,арабо еврейская религия меня не привлекает

    • Анонимно
      20.10.2019 20:33

      И кого это волнует. Умный человек будет молчать, так как знает, что все люди разные.

      • Анонимно
        20.10.2019 21:19

        Абсолютно верно, вот я люблю лягушатину и выписываю ее из Франции, но не кричу об этом на весь мир.

  • Анонимно
    20.10.2019 19:51

    Думаю у KFC в России есть хороший шанс обогнать Макдональдс по продажам и первыми объявить, что у них питание халяль.

  • Анонимно
    20.10.2019 20:32

    Если нет инфраструктуры значит никому не нужна.

  • Анонимно
    20.10.2019 20:41

    В Америке татарки докторские защищают, в числе ведущих исламоведов, а наши татарки свое мусульманство только ношением хиджабов демонстрируют. Проблема исламских женщин существует и именно у нас. Здесь по настоящему мусульманской считается только та, которая сидит дома и обслуживает мужа. Поэтому продвинутые татарки и уезжают, здесь их не поддержат и не поймут.

  • Анонимно
    20.10.2019 21:47

    Все ломанулись в религию,что мусульмане что христиане.А на дворе 21 век...обратно в средневековье

  • Анонимно
    21.10.2019 07:51

    В Америке конгрессы, а у нас 357 писателей!! Ржунимогу...
    И все про деревню пишут.

    • Анонимно
      21.10.2019 14:27

      07:51 Валиуллина Рината почитайте. Или Марата Басырова. "Урбанисты", правда не казанские. Есть и другие.

  • Анонимно
    21.10.2019 22:10

    /Речь шла об имперской политике Русского государства, как эта политика реализовывалась через архитектуру городов, конкретно — в Казани./
    В СПб шёл мимо испанских туристов, обсуждавших архитектуру в самом центре и услышал два понятных слова "брутализмо тотале", вот она имперская архитектура, но не в Казани.

    • Анонимно
      21.10.2019 23:44

      А зачем нам это в Казани, мы же не империя. Масса прекрасных городов без всякой брутальности и имперскости: Таллинн, Хельсинки, Осло и т.д.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования