Михаил Золотухин: «Парковки — это неотъемлемая часть благоустройства. Поэтому помимо гостевых парковочных мест, мы предусматриваем еще и места для постоянного хранения автомобилей»Михаил Золотухин: «Парковки — это неотъемлемая часть благоустройства. Поэтому помимо гостевых парковочных мест, мы предусматриваем еще и места для постоянного хранения автомобилей»Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОЕКТЫ ОСТАЮТСЯ НА БУМАГЕ

В Челнах нарастает проблема парковки автомобилей. Один из рецептов ее решения — многоуровневые паркинги. Однако наличие спроса на них вызывает дискуссии.

Первый и пока единственный многоуровневый паркинг в два этажа возвело в 64-м микрорайоне ООО ЖСК «Комфортное жилье» Михаила Золотухина. Строительство завершено, объект выкупил инвестор. Цену, к сожалению, не называют. Еще одна парковка планируется в соседнем 63-м микрорайоне. Для этих целей уже куплена земля, но стоит уточнить, что она идет под парковку (на первом этаже) с торговыми помещениями (на втором). Днем она будет бесплатной, а на ночь автомобиль можно будет оставить за плату.

«На мой взгляд, проблему парковок без муниципалитета мы никогда не решим. Почему? Ну, хотя бы потому, что людей, которые паркуются на газоне, надо штрафовать»«На мой взгляд, проблему парковок без муниципалитета мы никогда не решим. Почему? Ну хотя бы потому, что людей, которые паркуются на газоне, надо штрафовать»Фото: «БИЗНЕС Online»

«На сегодня парковки — это неотъемлемая часть благоустройства. Практически у каждой семьи есть машина. Поэтому, прежде чем приступить к строительству домов, помимо гостевых парковочных мест мы предусматриваем еще и места для постоянного хранения автомобилей. В 64-микрорайоне мы, собственно, это уже и сделали. Там у нас открытый двухуровневый паркинг, и уже есть инвестор, который благополучно эксплуатирует его. Насколько проект прибыльный или не прибыльный, я сказать не могу, но это очень долгие деньги и когда-нибудь проект окупится», — считает гендиректор.

К слову, о строительстве парковок. Золотухин заметил, что сейчас многие застройщики занимаются проектированием многоуровневых парковок, но они, к сожалению, остаются только на бумаге. И это приводит гендиректора «Комфортного жилья» в недоумение — как некоторым строительным компаниям удается ввести свои объекты в эксплуатацию, не реализовав при этом паркинг.

Кроме того, Золотухин в целом оценил ситуацию по парковкам в Челнах. «На мой взгляд, проблему парковок без муниципалитета мы никогда не решим. Почему? Ну хотя бы потому, что людей, которые паркуются на газоне, надо штрафовать. А это административный вопрос, который без исполнительной власти не будет исчерпан. — отметил он. — У нас пока не введена такая система штрафов, как, например, в Финляндии. Там, если человек оставил машину дольше положенного, просто выписывают штраф, кладут уведомление под дворники. И на этом все заканчивается. А мы мечтаем, что в какой-то период кто-то для нас решит проблему с парковками. Еще раз: без системы штрафов и заинтересованности со стороны муниципалитета или Госавтоинспекции это невозможно, потому что хамство лечится только рублем».

Что касается окупаемости таких парковок то, по его словам, в крупных городах России, таких как Москва или Санкт-Петербург, автовладельцы уже не задумываются о том, стоит ли им покупать парковочное место, цена которого доходит и до 1,5 млн рублей. Все дело в том, что у них уже нет выбора.

Юрий Мочалин: «В ситуации, когда машину можно спокойно оставить на улице, загнать на бордюр и тебе ничего за это не будет, побудить приобрести машино-место достаточно сложно»Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕНТАЛЬНОСТЬ ТАКОВА, ЧТО ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ ДАЖЕ НЕСКОЛЬКО ШАГОВ ПРОЙТИ ДО СВОЕЙ МАШИНЫ»

Коммерческий директор ООО «Специализированный застройщик „Домкор“» Юрий Мочалин уверен, что парковки строиться будут, вопрос только в том, когда и за счет каких денежных средств. Возведение паркинга — процесс весьма недешевый, измеряемый в десятках и сотнях миллионов рублей. И если раньше застройщики для удешевления себестоимости (а в дальнейшем — и продажной цены машино-мест) имели возможность перекинуть часть затрат с парковки на квартиры в строящихся рядом домах, то теперь обновленный 214-ФЗ об участии в долевом строительстве закрыл эту лазейку. Все, что остается строительным компаниям, — это оплачивать такое дорогое удовольствие из чистой прибыли, то бишь из собственного кармана и без всякой гарантии, что вложенные средства вернутся хотя бы частично. Соответственно, парковки — это заведомо убыточный проект для застройщика, делает вывод Мочалин.

По словам Мочалина нельзя решать проблему парковок только за счет застройщиков нового жилья. Ведь в городе есть и старое жилье, которое строилось по еще более заниженным в части парковок нормативамПо словам Мочалина, нельзя решать проблему парковок только за счет застройщиков нового жилья, ведь в городе есть и старое жилье, которое строилось по еще более заниженным в части парковок нормативамФото: «БИЗНЕС Online»

У «Домкора» имеются подземные паркинги, однако наполняемость их оставляет желать лучшего. Так, парковка дома 13/02а, который был введен в эксплуатацию 8 лет назад, до сих пор не распродана. В микрорайоне «Янтарный», который находится в центре города, продано всего 20 мест из 144. Бремя затрат по эксплуатации и содержанию полупустых парковок при этом лежит на застройщике.

«Мы пробовали разные механизмы, в том числе аренду. Но в ситуации, когда машину можно спокойно оставить на улице, загнать на бордюр и тебе ничего за это не будет, побудить приобрести машино-место достаточно сложно. И потом, я считаю, что у нас завышены нормативы — как всегда, из крайности в крайность бросаемся. Раньше было достаточно 25-процентной обеспеченности машино-местами от площади квартир, сейчас республиканская норма градостроительного планирования — 95 процентов. Хотя, по нашим подсчетам, вполне достаточно 75-процентного норматива, тем более в домах стандарт-класса, которые мы большей частью возводим», — рассуждает собеседник.

Проект многоуровневых парковок в «Домкор»Проект многоуровневых парковок в «Домкор»Фото предоставлено ООО «Специализированный застройщик «Домкор»

Что касается многоуровневых стоянок, то компания, дабы исполнить нормы по машино-местам, закладывает их почти в каждый будущий проект жилых микрорайонов. В частности, такой проект есть в 63-м микрорайоне и в микрорайоне «Дружный» (Замелекесье). В свою очередь, проектная документация по многоуровневой стоянке в районе «Красных Челнов» сейчас прошла экспертизу. Ведется поиск подрядчика.

Главный довод в пользу многоуровневых парковок — это их себестоимость. По словам Мочалина, подземный паркинг ориентировочно обойдется застройщику в два раза дороже, чем многоуровневый. Но даже при такой разнице себестоимость машино-места не ниже 400–500 тысяч рублей. Мочалин приводит в пример, что при планировании 7-этажного паркинга на 500 машино-мест себестоимость одного была порядка более 400 тысяч.

«Мы понимаем, что очередь к этой парковке не выстроится. Встает вопрос о целесообразности строительства. Это получается, что от каждой квартиры нам надо 400–500 тыс. рублей отдать! Если перекладывать это на рентабельность нашего бизнеса, то он не выдержит этих расчетов. Поверьте, челнинские застройщики не зарабатывают по 500 тысяч с каждой квартиры! Возможно, в Казани или Москве такие цены считаются приемлемыми. Но у нас все это ложится тяжким бременем на застройщика. И вообще, строительство паркингов пробьет брешь в рядах застройщиков, которые не готовы отдавать свою прибыль на эти цели. Строительство парковки для любого — это замораживание прибыли и отсутствие дальнейшего развития», — уверяет Мочалин.

Строительство многоуровневых паркингов одновременно с домом теперь невозможно в связи с новыми правилами 214 ФЗ о долевом участииСтроительство многоуровневых паркингов одновременно с домом теперь невозможно в связи с новыми правилами 214 ФЗ о долевом участииФото: «БИЗНЕС Online»

Минус многоуровневой парковки в сравнении с подземной — уровень комфорта. Стоянка под землей предполагает, что к своему автомобилю человек спускается прямо из квартиры. Многоуровневая же находится на некотором отдалении от дома. А нынешняя ментальность такова, что люди не готовы даже несколько шагов пройти до своей машины. По сравнению с 1980–1990-ми, когда люди опасались порчи или угона автомобиля, сейчас основная часть машин куплена в кредит и застрахована.

И тем не менее перспектива строительства для застройщиков все более реальна. «Домкор», как и «Комфортное жилье», тоже ищет инвесторов, пытаясь сделать паркинги коммерчески привлекательными, располагая на эскизах на первых этажах сервисы, мойки, магазины по продаже запчастей, бытовых товаров. Но это все равно не покроет затрат на строительство, так как, помимо них, нужно будет нести и эксплуатационные расходы. «Допустим, парковка на 450 машино-мест. Пусть даже мы пойдем по пути несбыточных планов и у нас продастся половина из них. Но по оставшимся застройщик все равно вынужден будет нести расходы, которые в среднем составляют тысячу рублей на одно машино-место», — привел пример Мочалин.

«Многоуровневый паркинг — это лучше, чем иметь во дворе автостоянку, когда даже на детскую площадку приходится пробиваться между машинами»,— высказали свое мнение в «Евростиле»«Многоуровневый паркинг — это лучше, чем иметь во дворе автостоянку, когда даже на детскую площадку приходится пробиваться между машинами»,— высказали свое мнение в «Евростиле»Фото: «БИЗНЕС Online»

Коммерческий директор холдинга считает, что нельзя решать проблему парковок только за счет застройщиков нового жилья. Ведь в городе есть и старое, которое строилось по еще более заниженным в части парковок нормативам. И машины плавно перетекают из старых в новые дворы. Притом, что обеспеченность плоскостными парковками новостроек «Домкора» доходит до 40%, в компании это тоже считают полумерой.

«Когда строится дом, а вокруг него все заливается асфальтом и делается сплошная парковка, — это тоже неправильно. Так что в любом случае толчком для развития парковок в нашем городе будет только жесткое администрирование. Уже центральные проспекты начинают заставлять машинами под вечер! А если и есть какая-то штрафная санкция, то она достаточно либеральная в стоимостном выражении. В некоторых странах Европы практикуется такой метод: при приобретении автомобиля ты должен указать, где ты будешь его парковать. Я не говорю, что мы должны непременно идти по этому пути, но обязывать владельцев авто ставить их на предназначенные места и не оставлять там, где нельзя, — эта задача выполнима», — считает коммерческий директор «Домкора», добавляя, что строить многоэтажные паркинги холдинг в перспективе планирует, но любой застройщик будет оттягивать этот момент максимально долго.

Денис Горячев: «Мы продаем парковки в среднем в течение 3-5 лет. Например, объект в 38-м комплексе мы ввели в эксплуатацию в 2009 году. До сих пор там есть 12 или 10 непроданных машиномест из 57»Денис Горячев: «Мы продаем парковки в среднем в течение трех-пяти лет. Например, объект в 38-м комплексе мы ввели в эксплуатацию в 2009 году. До сих пор там есть 12 или 10 непроданных машино-мест из 57»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОБЪЕКТ ВВЕЛИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В 2009 ГОДУ. ДО СИХ ПОР ЕСТЬ 12 ИЛИ 10 НЕПРОДАННЫХ МАШИНО-МЕСТ»

О проектах многоуровневых парковок от ГК «Профит» подробно рассказал заместитель гендиректора по правовым вопросам Денис Горячев. На счету компании сразу четыре таких объекта. Например, в 38-м комплексе уже достраивается четырехэтажная парковка площадью 8341 кв. метров. Она рассчитана на 231 машино-место, стоимость каждого — 350–400 тыс. рублей. Находится парковка на пересечении проспекта Дружбы Народов и улицы Раскольникова. Пока что продажа мест не стартовала, общая стоимость объекта — 85 млн рублей. Срок ввода в эксплуатацию — второй квартал 2020 года.

Следующая многоуровневая парковка появится в 14-м комплексе в районе жилых домов 14/10 и 14/17. На первом этаже планируется запустить торговцев, всего же будет шесть этажей. Согласно проектным данным, площадь будущего здания, на месте которого пока только провели земляные работы в ходе подготовки к строительству, составит 14 184 кв. метров. Стоимость объекта — 215 млн рублей. Всего он рассчитан на 400 парковочных мест стоимостью от 350 тыс. до 450 тыс. рублей.

Помимо этого, уже разрабатывается проект многоэтажной автостоянки возле ТРК «Торговый квартал». В будущем «Профит» возведет там еще один жилой комплекс, но более подробной информации как по парковкам, так и по домам еще нет.

В элитном жилом комплексе Sunrise City турецкий застройщик планирует строить 7-этажный паркинг площадью 32500 кв м. Там будет 928 парковочных мест, но их цена еще не определена (на фото эскиз)В элитном жилом комплексе Sunrise City турецкий застройщик планирует строить 7-этажный паркинг площадью 32,5 тыс. кв. метров. Там будет 928 парковочных мест, но их цена еще не определена (на фото эскиз)Фото предоставлено ЖК Sunrise City

Наконец, четвертый многоуровневый паркинг — двухэтажная стоянка в ЖК «Цезарь» у Ледового дворца. Он уже вводится в эксплуатацию. Как объяснили в «Профите», находится парковка под жилым домом. Рассчитана она на 303 машино-места стоимостью от 350 тыс. до 450 тыс. рублей каждое. Также продаются и парные (семейные) места. Их цена — 600 тыс. рублей.

«У нас, в принципе, реализация происходит медленно. После ввода в эксплуатация зачастую мы продаем по себестоимости, а иногда даже ниже себестоимости. У нас, в принципе, никогда не остаются парковочные места. После ввода в эксплуатацию мы продаем их в среднем в течение трех-пяти лет. Например, объект в 38-м комплексе мы ввели в эксплуатацию в 2009 году. До сих пор там есть 12 или 10 непроданных машино-мест из 57», — сказал Горячев.

В жилом комплексе Sunrise City турецкий застройщик планирует строить 7-этажный паркинг площадью 32,5 тыс. кв. метров. Известно, что там будет 928 парковочных мест, но их цена еще не определена. Часть мест планируется выставить на продажу, а другую — оставить для посетителей ТЦ Sunrise City. Также «БИЗНЕС Online» сообщили, что на данный момент идет работа по расчету себестоимости проекта, который потребует немалых вложений. В конце 2021 года объект будет сдан.

«В ЖК «Парус» запланирована сдача 176 мест в многоуровневом паркинге (эскиз на фото). Также в 2021 году в районе 59 комплекса планируется запустить многоуровневую парковку на 136 парковочных мест».«В ЖК «Парус» запланирована сдача 176 мест в многоуровневом паркинге (эскиз на фото). Также в 2021 году в районе 59-го комплекса планируется запустить многоуровневую парковку на 136 парковочных мест».Фото предоставлено ГК «Евростиль»

У застройщика ГК «Евростиль» подготовлено два проекта четырехэтажных парковок. Первый паркинг площадью 2420 кв. м находится в ЖК «Парус», который, в свою очередь, располагается рядом с поселком «Чаллы Яр», а второй — в 59-м комплексе. Сдача первого объекта, рассчитанного на 176 парковочных мест, планируется в 2020 году, второго (105 машино-мест) запланирована на 2021-й. Площадь последнего паркинга — 1588,12 кв. метра.

Стоимость одного парковочного места будет определена на момент продажи с учетом рыночных цен, на сегодня прайс не установлен. Также пока не завершилось строительство, фактические затраты окончательно не подсчитаны.

«В Челнах очаг дефицита парковочного пространства, автомобилизация продолжает расти, — признают проблему в „Евростиле“. — Новых газонов, которые можно отдать под парковку, уже не осталось. Многоуровневый паркинг — это лучше, чем иметь во дворе автостоянку, когда даже на детскую площадку приходится пробиваться между машинами».