БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$61.60 68.24
Казань Погода в Казани -6°C
«Наверное, осознал, что был не прав»: прокуратура и суд наказали казанскую оперу
8 Декабря2019
 
8.12.2019

«Наверное, осознал, что был не прав»: прокуратура и суд наказали казанскую оперу

«Невышедший ростом» тенор Хачатур Бадалян отсудил у театра Рауфаля Мухаметзянова более полумиллиона

На этой неделе случилась развязка в громкой февральской истории, когда с Шаляпинского фестиваля был изгнан певец, показавшийся директору театра им. Джалиля Рауфалю Мухаметзянову недостаточно высоким для исполнения своих вокально-артистических обязанностей. В результате ТАГТОиБ заключил мировое соглашение в арбитраже на условиях агентов певца, а Мухаметзянову еще и влепили штраф по итогам прокурорской проверки. О фиаско главного театрального генерала Татарстана — в материале «БИЗНЕС Online».

В феврале театр им. Джалиля в одностороннем порядке расторгнул контракт с тенором Хачатуром Бадаляном, в качестве причины негласно объявив низкий рост певца В феврале театр им. Джалиля в одностороннем порядке расторгнул контракт с тенором Хачатуром Бадаляном, в качестве причины негласно объявив низкий рост певца

«ОТВЕТЧИК ПРИЗНАЕТ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВЫПЛАТЕ ГОНОРАРА В РАЗМЕРЕ 578 462 РУБЛЕЙ»

В феврале этого года культурная Казань неожиданно ославилась на всю страну как место, где «дискриминируют артистов по ростовым качествам». Скандал возник после того, как театр им. Джалиля в одностороннем порядке принял решение расторгнуть после первого выступления на Шаляпинском фестивале – 2019 контракт с тенором, солистом московской «Новой оперы» Хачатуром Бадаляном, хотя изначально предполагалось, что он примет участие в двух спектаклях и двух гала-концертах. Но более всего представителей артиста, арт-агентство «Премьер», возмутил тот факт, что в ТАГТОиБ в качестве причины прекращения соглашения негласно объявили… низкий рост певца. 

Казанская опера тогда выплатила гонорар за один спектакль, не собираясь давать ничего больше. Однако арт-агентство «Премьер» потребовало выплаты всей суммы, положенной по контракту, а это 828 тыс. рублей. Кроме того, Бадалян в Казани написал заявление в прокуратуру РТ с просьбой разобраться в ситуации. С тех пор история стала как-то подзабываться, между тем, как выяснил «БИЗНЕС Online», она отнюдь не была исчерпана. 

И вот на этой неделе, 5 декабря, в Арбитражном суде РТ слушалось дело по иску арт-агентства «Премьер» к театру оперы и балета им. Джалиля о взыскании с ответчика задолженности в 579 тыс. рублей (ровно той суммы, которую по изначальному контракту недополучил артист). Это было уже второе заседание, на первом сторона ответчика ходатайствовала о возврате искового заявления, а суд принял решение привлечь в качестве третьего лица самого певца.

На новом заседании, к нашему удивлению, сторона истца выступила против присутствия прессы. Сначала генеральный менеджер «Премьера» Ирина Комарова сказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» при входе в зал: «А вам с нами нельзя». Правда, позже извинилась, сославшись на незнание правил. Далее вторую попытку выдворить журналиста предприняла уже юрист «Премьера» по фамилии Михалевич. Увидев, как репортер сделала пару снимков на свой смартфон (причем судьи в зале еще не было), она в жесткой форме потребовала прекратить съемку. Позже юрист обратилась к судье: «Разве СМИ могут писать? Мы же не договаривались, что будут писать что-то. Разве не нужно заранее уведомлять о присутствии СМИ?» Однако Ильнур Хафизов не стал возражать против присутствия «БИЗНЕС Online»: «Слушать имеет право».

После этого судья приступил к рассмотрению дела. «Представители сторон есть, третье лицо не явилось», — констатировал он, оглянув зал. «Адвокат театра вынес ходатайство о вынесении мирового соглашения. Текст готов?» — продолжил Хафизов. «Сейчас еще раз прочитаем, дочитаем», — принялись листать мировое соглашение немного опоздавшие на заседание дамы из «Премьера». Здесь же, прямо в зале суда, они и подписали соглашение. «Обе стороны поддерживают данное мировое соглашение?» — еще раз обратился к присутствующим судья. «Да, ходатайствуем», — ответили обе стороны в унисон. Интересно, что все это время представитель казанской оперы по фамилии Иксанов сохранял полную безучастность, кажется, мало интересуясь происходящим.

Судья объявил короткий перерыв на пару минут. Вернувшись, Хафизов спросил у представителей театра и певца, не было ли других ходатайств, и, получив отрицательный ответ, удалился в совещательную комнату для принятия решения. Далее огласил резолютивную часть мирового соглашения, согласно которому ответчик признает свои обязательства по выплате арт-агентству «Премьер» гонорара Бадаляна в размере 578 462 рублей. Само заседание длилось всего 30 минут, представители артиста поблагодарили судью за то, что тот встал на их сторону. «Это ваше решение, не мое. Мировое соглашение — лучшее решение для судьи», — парировал Хафизов.

По словам Ирины Комаровой, спор между «Премьером», который представляет интересы Бадаляна, и оперным театром Казани не сказался на работе других артистов этого арт-агентства По словам Ирины Комаровой, спор между «Премьером», который представляет интересы Бадаляна, и оперным театром Казани не сказался на работе других артистов этого арт-агентства

Как пояснила после суда корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель арт-агентства «Премьер», театр им. Джалиля полностью признал иск и сам вышел с предложением о мировом соглашении. «По мировому соглашению театр полностью оплачивает сумму контракта. В нашем случае оно было заключено для того, чтобы не тратиться на судебные тяжбы», — отметила она.

Притом, по ее словам, спор между «Премьером», который представляет интересы Бадаляна, и оперным театром Казани не сказался на работе других артистов этого арт-агентства. «И, надеюсь, никогда не скажется. Я думаю, руководство понимает, что артисты здесь ни при чем, это наши с театром отношения. Вчера прекрасно спела премьеру в казанском театре в „Пиковой даме“ Елена Гусева, я присутствовала, и это было очень чудесно. Я надеюсь, что театр продолжит приглашать наших артистов, что будем взаимодействовать дальше, мы открыты к сотрудничеству, надеемся, что и театр — тоже. Всё во имя искусства, а разбирательства никому не нужны», — отметила Комарова. Притом возможное участие тенора Бадаляна в казанских постановках останется на усмотрение артиста. «Это же все ради зрителя», — подчеркнула она. 

Также генменеджер «Премьера» добавила, что лично с директором ТАГТОиБ Рауфалем Мухаметзяновым, по инициативе которого и возникла вся нынешняя история, ситуацию так и не обсудила. «Но раз он пошел на мировое соглашение, то, наверное, осознал, что был не прав. Это наше предположение», — заключила она.

Театр им. Джалиля полностью признал иск и сам вышел с предложением о мировом соглашении Театр им. Джалиля полностью признал иск и сам вышел с предложением о мировом соглашении

«ДИРЕКТОР ТЕАТРА ПРИВЛЕЧЕН К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ВИДЕ ЗАМЕЧАНИЯ»

Однако на этом проблемы Мухаметзянова, как выяснил «БИЗНЕС Online», не закончились. Еще в феврале старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев в беседе с нашим изданием подтвердил, что надзорное ведомство РТ организовало проверку по имевшемуся факту. «Будет дана правовая оценка действиям администрации театра, и при наличии оснований окажутся приняты меры прокурорского реагирования, — пояснял он тогда. — Нас интересует не художественная и не эстетическая составляющая данного инцидента, а сугубо правовая его сторона, иными словами, нарушен закон или нет».

По информации источников газеты, прокуратура действительно серьезно и основательно подошла к вопросу, чем вызвала негодование самого Мухаметзянова, традиционно имеющего отличные контакты с силовиками. К примеру, директор казанской оперы, являющийся и депутатом Госсовета РТ, также возглавляет общественный совет при МВД по РТ. Поговаривают, что в ответ на действия прокурорских работников, которые заинтересовались экономико-хозяйственной деятельностью театрального учреждения, 70-летний Мухаметзянов, имеющий бессрочный контракт с минкультом Татарстана и возглавляющий театр им. Джалиля на протяжении 38 лет, даже грозился уйти в отставку.

Между тем проверка была проведена до конца и принято решение. Официально в прокуратуре Татарстана отметили, что изучили информацию об одностороннем расторжении контракта между Татарским государственном академическим театром оперы и балета им. Джалиля и ООО «Арт-агентство „Премьер“». По итогам проверки надзорное ведомство составило два протокола об административном правонарушении по статьям «Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта» и «Нарушение должностным лицом заказчика сроков размещения информации более чем на один день».

К административной ответственности привлекли директора театра и одного из его подчиненных. Мухаметзянов оштрафован на 50 тыс., сотрудник — на 15 тыс. рублей. «Кроме того, прокуратурой города в адрес министра культуры Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Директор театра привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания», — добавил Галиев.

Прокуратура серьезно и основательно подошла к вопросу, чем вызвала негодование директора театра Рауфаля Мухаметзянова, традиционно имеющего отличные контакты с силовиками. Прокуратура серьезно и основательно подошла к вопросу, чем вызвала негодование директора театра Рауфаля Мухаметзянова, традиционно имеющего отличные контакты с силовиками

«ИСКУССТВЕННЫЙ РЕЗОНАнС» ОКАЗАЛСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ

Напомним, что скандальная история случилась без малого год назад. Изначально предполагалось, что Бадалян выступит на Шаляпинском фестивале – 2019, исполнив главные мужские партии в двух спектаклях, а также примет участие в паре гала-концертов. Однако уже после первого выступления в опере «Мадам Баттерфляй» представляющее интересы артиста арт-агентство «Премьер» получило из Казани уведомление о том, что в услугах его клиента не нуждаются. Официальных причин расторжения контракта названо не было, но неофициально заявлено, что певец низкого роста и будет комично смотреться в других постановках. Сторона Бадаляна настаивала на том, что 170 см — это средний рост оперного тенора, которые редко бывают очень высокими, а на «Мадам Баттерфляй», где он исполнял партию Пинкертона, артисту пошили костюм на несколько размеров больше. «Знаете, когда огромный костюм верстается под мой 48-й размер, это комично получается, как бы то ни было. А костюмы изготавливал здесь театр, — рассказывал сам певец, приехавший искать правду в Казань. — Хотя мерки все мы им выслали заранее, чуть ли не с размерами головы и прочее. Вообще, обычно в таких ситуациях лучше просто не выходить на сцену, сказать: „У вас нет костюмов“. Но я подумал, что в первый раз в этом театре, в Казани, меня тут ждут, люди пришли меня послушать». Так или иначе, но в «Травиате» в партии Альфреда его заменил срочно вызванный из Большого театра Илья Селиванов.

Тогда об этой истории рассказали и НТВ, и «Интерфакс», и «Российская газета», а также прочие федеральные издания, а самого тенора в соцсетях поддержали многие коллеги. Посты в его защиту написали, например, оперная дива Мария Гулегина, легенда советской и российской оперетты Юрий Веденеев и другие. Однако лишь известная экс-солистка Большого театра Галина Калинина призвала тогда коллег к действию: «Возьмите и откажитесь от выступления на фестивале! Это завтра может случиться и с вами! Как-то так!»

В министерстве культуры Татарстана в февале сообщили, что глава ведомства Ирада Аюпова с самого начала была в курсе ситуации и поддержала руководство театра В министерстве культуры Татарстана в феврале сообщили, что глава ведомства Ирада Аюпова с самого начала была в курсе ситуации и поддержала руководство театра

В свою очередь в министерстве культуры Татарстана в феврале сообщили, что глава ведомства Ирада Аюпова с самого начала была в курсе ситуации и поддержала руководство театра. «Вопрос находится в правовой плоскости и касается конкретно отдельного исполнителя и театра… Вопрос расторжения контрактов с приглашенными исполнителями является рабочим, — сообщил тогда „БИЗНЕС Online“ официальный представитель минкульта РТ Руслан Шигабетдинов. — По нашей информации, театр не нарушал действующего законодательства и, согласно нормам гражданского права, имел право расторгнуть договор с исполнителем в одностороннем порядке. Другое дело, какая интерпретация данному вопросу придана рядом СМИ и отдельными персонами, которые создали ситуации искусственный резонанс». Впрочем, «искусственный резонанс» закончился официальным замечанием, вынесенным Аюповой в адрес Мухаметзянова по требованию прокуратуры.

Вообще, последний по времени Шаляпинский фестиваль оказался трудным для директора оперного театра. Помимо истории с Бадаляном и неправильно пошитого певцу костюма, на одном из премьерных показов «Царской невесты» на сцену рухнула массивная декорация. Каких происшествий ждать в 2020 году? Пока, судя по объявленной программе, как минимум творческие прорывы не планируются. В основном привычный набор певцов, ни одной полноценной премьеры (вряд ли таковой можно считать концертное исполнение «Богемы»), кроме того, и вовсе отсутствие гала-концерта как такового. Видимо, внимание театра и его директора Мухаметзянова полностью сконцентрировано на концерте «Yзгәреш җиле» в Нью-Йорке, поэтому на выполнение прямых обязанностей времени и сил у руководства остается все меньше и меньше.

Комментарии: 55 Оставить комментарий
Анонимно
8.12.2019 09:20

Не руководству меняться, а руководство менять. Ещё много по районам сидят потенциальных «руководителей театральных»)

  • Анонимно
    8.12.2019 09:11

    Смешно, низкий рост певца. Это должен оценить состав экспертов, а не один человек. У многих чиновников низкий рост, их никто не гонит, а лелеют даже.

    • Анонимно
      8.12.2019 10:19

      Главное Медведеву не докладывать, что в Татарстане увольняют за невысокий рост!!!

      • Анонимно
        8.12.2019 10:38

        Есть определенные требования к внешнему виду
        Он не чиновник а артист

        • Анонимно
          8.12.2019 10:58

          Опера уникальный вид искусства,там поют и карлики и гиганты.

        • Анонимно
          8.12.2019 12:18

          10:38
          Расскажите об определенных требованиях к внешнему виду господину Шмакову. Его нечесаная голова неуместна в стенах школы. Шмаков не артист, а учитель - грубо говоря, объект для примера и подражания.

          • Анонимно
            8.12.2019 12:49

            Да, меня тоже бесят его лохмы. А с тюбетейкой вообще смешно выглядит

            • Анонимно
              8.12.2019 15:28

              Не тебе судить, дело не в тюбетейке, а в порядочности и принципиальности

          • Анонимно
            8.12.2019 15:26

            Причем тут Шмаков? Оставьте его в покое, зато ваша голова чесана для подражания, все без ума.

          • Анонимно
            8.12.2019 16:29

            Шмаков создал уникальную школу в Казани с особым методам обучения. Да, у него есть своя позиция, где то и я не разделяю это. Но это намного лучше, когда человек имеет позицию, а не подстраивается под власть имущих. Сегодня это редкость среди людей.

            • Анонимно
              8.12.2019 18:53

              16:29
              Вроде говорили о пристойном виде учителя в любой школе, даже в школе НЕ уникальной и без особых методов обучения. А не о том, кто-что создал и кто имеет позицию, а кто - нет. Тем более разговор шел не про власть имущих.

      • Анонимно
        8.12.2019 12:22

        В РТ много юридически тупых руководителей и юристов вокруг них.Но все окончили юрфак КФУ.

  • Анонимно
    8.12.2019 09:14

    Хорошо что певец добился своего. А театр стал ооочень местечковым. Руководству давно пора меняться в сторону развития Приглашать мировых звёзд. Ставить новые постановки. А не устраивать в каждом представлении бал маскарад на час где излишне декоративная сцена растянута без смысла.

    • Анонимно
      8.12.2019 09:20

      Не руководству меняться, а руководство менять. Ещё много по районам сидят потенциальных «руководителей театральных»)

  • Анонимно
    8.12.2019 09:26

    Очень рад,что правосудие восторжествовало,несмотря на регалии.

  • Анонимно
    8.12.2019 09:53

    В РТ большинство людей - низкого роста.

  • Анонимно
    8.12.2019 10:06

    Каждый начальник, унижающий своего подчинённого ,помни - настанет день, и с тобой поступят также! Уволят пинком за пять минут, и спасибо не скажут.

  • Анонимно
    8.12.2019 10:08

    А с другой стороны, Панкертон низкий ростом, чем мадам. Не очень смотрится, конечно. Эстетика должна быть.

  • Анонимно
    8.12.2019 10:15

    Откуда появился этот Роуфаль ? Что за вредитель? Что за человек.? Вредитель какой то . Опять с бюджетных денег штраф будут платит , пусть сам заплотит из своего кармана .

  • Анонимно
    8.12.2019 10:16

    Не доходит до наших местных чинуш - прошли времена, когда был избыток людей. Наступили времена, когда таланты и без них найдут место, мир мобильный. Вот и будут иметь под собой исполнительных бесталанных. С соответствующим результатом.

  • Анонимно
    8.12.2019 10:38

    Интересно, у самого Мухаметзянова какой рост?

    • Анонимно
      8.12.2019 11:28

      Ну, у мухаметзанова скорее не рост, а триумф деградации. Стыдно-то как...

  • Анонимно
    8.12.2019 10:43

    Засиделся чиновник от искусства, а проще "зазвездился"

    • Анонимно
      8.12.2019 11:35

      Так всегда бывает, когда долго на одном месте работаешь

  • Анонимно
    8.12.2019 11:57

    Дайте свежее дыхание театру!!!

  • Анонимно
    8.12.2019 15:46

    Свежее дыхание облегчает понимание)))

  • Анонимно
    8.12.2019 16:04

    Вообще у нас в РТ так принято - "ты"кать незнакомым людям, вести себя невоспитанно и бесцеремонно, вместо служению дела подстраивать ситуацию под себя.
    Это наверное недостаток воспитания, конкуренции, нет притока из вне, от этого все.

    • Анонимно
      8.12.2019 16:52

      Если бы,ТЫ учил Татарский язык,то у нас обращаться на Ты и ВЫ,связано с количеством людей,к которым разговариваешь.Один человек,-Ты,много людей,-ВЫ.У Русских,Вы,обращаются к Власти,и от Страха,к бохатому.Проходи мимо,Татар!

    • Анонимно
      10.12.2019 09:29

      16:04
      Если уж говорить о воспитании, то вначале принято поздороваться и представиться. ВЫ всегда ТАК делаете на страницах БО в своих комментариях? Или ХАМИТЕ сразу и анонимно - ВАМ так привычно?

  • Анонимно
    8.12.2019 17:43

    Театр-искусство зрелищное. Понятие сценического образа никто не отменял. Если герой ниже героини на голову, тут даже прекрасный голос не спасет. Обидно. конечно. Но хорошо петь можно не только в театре.

    • Анонимно
      9.12.2019 07:36

      А почему артистку заменять не стали в таком случае?

    • Анонимно
      9.12.2019 17:49

      это в балете смешно скорее- когда девушка выше парня ростом.А в опере можно и просто голоса слушать.Если ещё учесть что большинство теноров как раз невысокого роста

  • Анонимно
    8.12.2019 18:19

    Взяли по инерции билеты на Шаляпинский. Ну, такая традиция в семье. Смотреть, похоже, будет нечего. Ничего нового.Так, проходное мероприятие. А раньше был праздник

    • Анонимно
      8.12.2019 23:32

      Еще где-то брать получается? Как стали билеты одни распространители продавать, так и не купишь. На сайте очень мало, в кассе очередь с ночи...

    • Анонимно
      9.12.2019 01:15

      Прилетайте к нам в Берлин. У нас тут сегодня началось: ещё неделю будет. Правда не опера, а балет. Но какой!

  • Анонимно
    8.12.2019 18:30

    Хайдар Бегичев,туфрагы джингел булсын,
    был роста среднего.
    Тамара же Синявская -рослая девушка.
    и вот "Кармен" в исполнении этих двух талантов:
    было слегка комично,
    особенно в финале с убийством героини.
    зал ессснно аплодировал стоя.

    что до Рауфаля-то он невысок ростом,
    но не исполнитель ,а директор.

  • Анонимно
    8.12.2019 20:11

    Зазвездился директор

  • Анонимно
    8.12.2019 21:33

    А я на стороне театра. Это комично, когда внешние данные совершенно не соответствуют образу. Театр заплатил справедливо - это упущение менеджеров - надо изучать артиста до подписания контракта, а не после.

  • Анонимно
    8.12.2019 22:11

    По-хамски поступил директор Мухаметзянов, слов нет! Совсем берега потерял! Засиделись они со Славутским в театрах, один в оперном, другой - в Качаловском. Обоим уже за 70, не пора ли на покой?

  • Анонимно
    9.12.2019 08:05

    Ничего нового в Татарстане, будь то предприятие или театр.Если нет мохнатой руки, будешь или ростом мал или по иным причинам продвижения не будет или будешь неугодным.

  • Анонимно
    9.12.2019 08:11

    Друзья, не в тему конечно, но не подскажете ли, что за чудо (в виде «скульптуры») стоит с тыльной стороны здания оперы?

    • Анонимно
      9.12.2019 08:50

      08:11
      Почему у скульптуры вечерами НЕ подсвечена голова и поднятая вверх рука. Почему ярко подсвечено одно определенное место на теле балеруна. А какое место - сходите своими ножками и посмотрите сами - не все же смотрят на скульптуру из окна машины или автобуса.

  • Анонимно
    9.12.2019 09:35

    Мне очень нравится состав нынешний состав солистов балета казанского театра оперы и балета - Аманда Гомес, Таис Диоженес, Вагнер Карвальо, Алессандро Каггеджи, Мана Кувабара...

    Конечно, я была в восторге, когда посмотрела балет Дон Кихот в ROYAL OPERA с Китри в исполнении AKANE TAKADA (Япония). Надеюсь, скоро мы будем наблюдать такой же уровень балета и в Казани. А бразильские, великобританские и японские артисты балета нам в этом помогут.

    • Анонимно
      9.12.2019 18:52

      Большинство людей не хочет смотреть на этих иностранцев, все-таки русский балет - это уровень! А все это, что в театре осталось - и в подметки Андреевой не годятся.

    • Анонимно
      9.12.2019 22:09

      Езжайте в свой ROYAL OPERA и смотрите на иностранцев там. А здесь пожалуйста дайте посмотреть на профессиональных РУССКИХ исполнителей! С прекрасной выучкой и подходящей внешностью! Но Андреева ушла и теперь здесь нет таких.

      • Анонимно
        10.12.2019 09:39

        22:09
        Вы НЕ поняли моего тонкого намека на толстые обстоятельства, происходящие в нашем оперном театре.
        Я тоже люблю Кристину Андрееву. Сожалею об её решении покинуть театр. Очень надеюсь, что она вернётся.
        А ведущих солистов балета я хотела БЫ видеть немного в другом составе. И не надо умалять заслуг ЗАрубежных молодых и талантливых артистов. Хотелось БЫ видеть в их рядах и российских солистов, не менее молодых и не менее талантливых. Вот только где они?

  • Анонимно
    11.12.2019 20:00

    куда могла Андреева уехать- только за границу,в Будапешт например.
    а в роял-опере между прочим тоже свои иностранцы. вроде Осиповой.

  • Анонимно
    11.12.2019 23:41

    Это - не единственный случай беспредела в нашем театре!.. До этого на постановке одной оперы убрали двух певцов и поменяли состав, потому что, якобы они не подходили голосами по роли!.. А по факту - театр прокатил дирижера, ничего ему не заплатив, поменял дирижера и артистов, которые приезжали несколько раз на репетиции, потому что те стали свидетелями скандала! А все потому, что композитор этого действа была не в состоянии сама сделать оркестровку своего сочинения!.... Позор! Профанация искусства

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования