«Она выделялась среди всех выдвинутых писателей, была их на голову выше», — считает депутат Госсовета РТ и драматург Ркаил Зайдулла, комментируя тот факт, что Фаузия Байрамова не попала в официальный список номинантов на госпремию им. Тукая этого года, хотя первоначально союз писателей выдвинул ее кандидатуру. «Бабушка татарского национального движения» уверена, что решение принимали люди, не прочитавшие ни одной книги претендентов. Об интригах премии-2020 — в материале «БИЗНЕС Online».
А где Фаузия Байрамова? Пожалуй, это главный вопрос, который задавали себе неравнодушные к татарстанской культуре люди, увидев официальный список претендентов на госпремию им. Тукая
«СУДЬБУ ПРЕМИИ РЕШАЮТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ДАЖЕ НЕ ПРОЧЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НОМИНАНТОВ»
А где Фаузия Байрамова? Пожалуй, это главный вопрос, который задавали себе неравнодушные к татарстанской культуре люди, увидев официальный список претендентов на госпремию им. Тукая, который появился в конце прошлой недели на сайте министерства культуры РТ. Среди 12 соискателей (здесь представлены как отдельные творцы, так и коллективы авторов) немало литераторов, но «бабушки татарского национального движения» здесь не оказалось, хотя было хорошо известно, что ее на главную культурную награду республики выдвигал союз писателей РТ.
Более того, казалось, что в этом году шансы Байрамовой стать лауреатом были как никогда высоки. Ей в конце года исполняется 70 лет, ее исторические романы высоко котируются в среде профессионалов и почитателей татарской литературы. Наконец, в целом языковой кризис и прочие события последнего времени заставили многих вспомнить о деятелях национального движения, пусть и со сложной репутацией, которая их преследует вот уже три десятка лет.
Интересно, что в 2016 году наша героиня уже выдвигалась на Тукаевскую премию и даже попала в число номинантов, но на этот раз романы «Һиҗрәт» («Исход») (2017) и «Гөләйза»(2018), отмеченные коллегами по цеху, не позволили их автору дойти даже до финала. Председатель союза писателей Татарстана Данил Салихов дипломатично говорит, что его организация выдвигала на госпремию пятерых, госкомиссия оставила только двоих, не повезло, помимо Байрамовой, Галимзяну Гильманову и Равилю Мирхайдарову. «В итоге в список номинантов попали Факил Сафин и Лирон Хамидуллин. Да, среди номинантов есть и другие писатели, но они выдвигались от других организаций. Почему не прошла Фаузия-апа? Видимо, решили, что произведения Хамидуллина и Сафина вышли позднее, чем ее. Признаться, мы очень много писателей выдвинули, но сделали так, чтобы соблюсти принципы демократии», — сказал Салихов «БИЗНЕС Online».
Данил Салихов: «Признаться, мы очень много писателей выдвинули, но сделали так, чтобы соблюсти принципы демократии»
Сама же Байрамова считает, что в ситуацию привычно в случае с ней вмешалась политика, о чем и рассказала нашему корреспонденту. «Я сама много лет говорила союзу писателей РТ, чтобы они меня не выдвигали. И на заседании правлении сказала, что это бесполезно, все равно не получу, — рассказывает писательница. — Но люди вставали и говорили, Фаузия-ханум, ваши „Һиҗрәт“ („Исход“) и „Гөләйза“ — не просто романы, а исторические произведения, которые отражают как прошлое, так и будущее нашего народа. А еще у вас в этом году 70-летний юбилей. За меня проголосовали 12 человек из правления, больше всех голосов было у Лирона Хамидуллина — 13».
По словам Байрамовой, в прошлые годы кандидатов, которых предлагал союз писателей, «не заворачивали» и давали им попасть в список номинантов: «Думала, что пройду кандидатом, как в прошлый раз, но премию опять не получу». Собеседник «БИЗНЕС Online» говорит, что нынешнее решение, по ее информации, было принято людьми, отвечающими за внутреннюю политику в аппарате президента Татарстана: «Представьте, судьбу премии решают люди, которые даже не прочли произведения номинантов. Это же полный абсурд, обидно не за себя, ведь я знаю, что мои произведения имеют будущее, переживаю за нацию, над которой издеваются. С другой стороны, если наши власти не смогли защитить татарский язык, согласились с поправками в Конституцию РФ, то сдать Фаузию для них ничего не стоит».
Байрамова говорит, что больше не будет выдвигаться на Тукаевскую премию: «В последний раз их испытывала, Аллах их испытывал. Я думала, что они джигиты, нет, остались тряпками! Тем более я сейчас болею, мне не до премий, скоро предстоит операция. К своему 70-летию пришла с болезнями, даже из дома не могу выйти и куда-то поехать!»
Очевидным фаворитом «списка 12», по мнению «БИЗНЕС Online», является творческий коллектив, поставивший на сцене театра им. Джалиля оперу Резеды Ахияровой «Сююмбике»
«СЮЮМБИКЕ» — НЕЛЬЗЯ НЕ ВРУЧИТЬ
А что же другие кандидаты. Очевидным фаворитом «списка 12», по мнению «БИЗНЕС Online», является творческий коллектив, поставивший на сцене театра им. Джалиля оперу Резеды Ахияровой «Сююмбике». Зная практически неограниченные лоббистские возможности директора этого театра и депутата Госсовета РТ Рауфаля Мухаметзянова, представить себе, что «Сююмбике» останется без Тукаевской премии, решительно невозможно.
Хотя это и вызывает смешанные чувства. Казанская опера вновь предстанет на страницах государственных СМИ в качестве радетеля за национальное искусство, хотя его руководство (новая татарская опера появляется здесь в репертуаре раз в десятилетие) не раз доказывало обратное. Напомним, что на одной из пресс-конференций директор Мухаметзянов, руководящий театром астрономические 39 (!) лет (с 1981 года), которому попеняли за то, что его учреждение не заметило 110-летие Мусы Джалиля, в ответ уверенно заметил, что у нас слишком много внимания уделяется «физическим лицам», поэтому «каждый день можно какие-то юбилеи делать». На другой же встрече с журналистами правая рука Мухаметзянова, заместитель директора театра им. Джалиля Юрий Ларионов, посоветовал недовольным маленьким количеством национальных спектаклей в казанской опере «смотреть их в записи».
Кстати, оперу «Сююмбике» за два сезона, а премьера ее состоялась в сентябре 2018-го, в Казани показали 7 раз, много это или мало, судить читателям. При этом интересно, почему эту работу не выдвинули на премию им. Тукая еще год назад? Можно предположить, что в театре им. Джалиля хотели «собрать сливки» дважды. Год назад «Сююмбике» должна была выиграть главную номинацию «Событие года» на театральной премии «Тантана», а затем закрепить успех Тукаевской премией. Правда, с «Тантаной» вышла некоторая заминка, у татарской оперы объявились серьезные конкуренты, иммерсивная «Анна Каренина» и спектакль Камаловского театра «Тормышмы бу?». В итоге, по словам собеседников газеты, хотя в голосовании жюри победила «Каренина», министр культуры Ирада Аюпова в ответ решила сделать «Событием года» все спектакли-претенденты, а потом и вовсе ликвидировать номинацию. Теперь «Тантана» — это междусобойчик внутри театрального мира республики, который малоинтересен масс-медиа. Вот так «Сююмбике», по сути, реформировала, а скорее деклассировала важную республиканскую культурную награду.
Оперу «Сююмбике» за два сезона, а премьера ее состоялась в сентябре 2018-го, в Казани показали 7 раз
Впрочем, все эти слова не должны умалять достижений тех авторов спектакля «Сююмбике», которые должны получить госпремию им. Тукая. Поскольку композитор Резеда Ахиярова и либреттист Ренат Харис уже являются ее лауреатами (а получить данную премию можно только один раз), то выдвинутыми оказались режиссер-постановщик Юрий Александров, дирижер-постановщик Ренат Салаватов, художник Виктор Герасименко и исполнительница заглавной партии Гульнора Гатина. Все они создали действительно достойный театральный продукт. Кроме того, Гатина должна окончательно утвердиться в роли главной оперной примы республики, а также поддержать цифру среднего возраста лауреатов, который, по словам министра Аюповой, составляет 57 лет. Тем более что в последние годы, еще до смены главы ведомства, министерство культуры РТ ругали за то, что оно вручает Тукаевские премии пожилым художникам «за выслугу лет». Но постановщики «Сююмбике» могут ухудшить эту статистику, ведь здесь есть 70-летние Александров, Салаватов и Герасименко. И здесь на подмогу спешит Гатина.
Любопытно, что видевшие оба состава певцов, задействованных в «Сююмбике», считают, что ничуть не хуже с партией правительницы Казанского ханства справилась Гюльнара Низамова, работающая в Краснодаре, но ее на премию не выдвинули.
Денис Осокин, едва ли не самый известный сегодня в России писатель, живущий и работающий в Казани, выглядит белой вороной среди своих коллег
«ОНА ВЫДЕЛЯЛАСЬ СРЕДИ ВСЕХ ВЫДВИНУТЫХ ПИСАТЕЛЕЙ, БЫЛА ИХ НА ГОЛОВУ ВЫШЕ»
Напомним, что традиционно ежегодно вручают 3–4 Тукаевские премии. Поэтому наверняка одним из награжденных окажется литератор. Пока фаворитом кажется Хамидуллин, который получил больше всего голосов на правлении союза писателей РТ, да и возраст требует, номинанту 87 лет. Но также «БИЗНЕС Online» обращает внимание на другого кандидата, которого, пожалуй, можно назвать аутсайдером списка, — это Денис Осокин, выдвинутый, за вышедший сборник «Огородные пугала с ноября по март», куда попало практически все, написанное этим поэтом, прозаиком и сценаристом. Осокин, едва ли не самый известный сегодня в России писатель, живущий и работающий в Казани, выглядит белой вороной среди своих коллег, но думается, что его чувственные, полные эротики тексты вряд ли будут оценены татарстанской комиссией должным образом. Но очень хотелось бы ошибиться.
Вполне может быть награжден певец, народный артист Татарстана и Башкортостана Идрис Газиев, которому скоро исполняется 60 лет.
Кстати, в этом году состав госкомиссии, присуждающей госпремию им. Тукая, серьезно обновился. Согласно указу Рустама Минниханова, в нее вошли, в частности, Марат Ахметов, Зиля Валеева, Айрат Зарипов, которые составят компанию, к примеру, руководителям творческих союзов республики. Награждение традиционно пройдет 26 апреля, в день рождения Габдуллы Тукая.
Разиль Валеев: «То, что Фаузия Байрамова не попала в список, это мне самому не понятно»
А вот Разиль Валеев, не избравшийся в новый Госсовет РТ, из состава комиссии выбыл. «Там теперь сидят новые люди, вместо меня — Айрат Зарипов. Всех кандидатов считаю достойными людьми, которые внесли свой вклад в различные отрасли. То, что Фаузия Байрамова не попала в список, это мне самому не понятно. Я пока еще не разговаривал с членами комиссии. Почему она не прошла, лучше спросить у них», — сказал «БИЗНЕС Online» народный поэт РТ, лауреат Тукаевской премии и экс-глава профильного культурного комитета республиканского парламента Валеев.
«В последние годы Байрамова много книг написала, ценных как с литературной, так и с исторической точки зрения. Очень удивляет отсутствие ее среди кандидатов, возможно, это связано с ее общественно-политической деятельностью. Она выделялась среди всех выдвинутых писателей, была их на голову выше», — считает нынешний депутат Госсовета РТ и также лауреат премии им. Тукая Ркаил Зайдулла. Среди других коллег по цеху известный драматург выделяет Хамидуллина, который всю жизнь изучал историю татарской литературы, в частности Дэрдменда. «Апрель — это месяц, когда начинаются споры, разговоры о том, кого заслуженно, а кого несправедливо награждают, появляются окололитературные разговоры. Премия никак не может быть полностью объективной. Я к этому спокойно отношусь, всегда бывают довольные и недовольные», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».
Известный татарский драматург Мансур Гилязов, считает, что проблемы Байрамовой в ней самой. «Она не дипломатичная женщина. Про нас говорит, что Мансур Гилязов и Искандер Гилязов не умеют разговаривать по-татарски. И многие непонятные вещи говорит, — сказал Гилязов нашему корреспонденту. — Один театральный критик про нее очень хорошо сказал, что она приходит на спектакль не для того, чтобы на него прийти, а чтобы уйти. Ну надо же иметь какой-то этикет, что ли, такт».
Претенденты на Государственную премию РТ имени Габдуллы Тукая в 2020 году:
1. Хамидуллин Лирон Хайдарович
за книги «Дэрдменд», «Буранлы төндә» («В метельную ночь»), «Зарницы на горизонте»;
2. Сафин Факил Миннемхамитович
за роман-трилогию «Саташып аткан таң» («Заблудившийся рассвет») и за повесть «Гөлҗиһан» («Гульджихан»);
3. Мустафин Шагинур Сапиевич
за триптих из книг: «Ядрәләрне эреткән йорәкләр» («Сердца, расплавившие железо»), «Алар – Жәлил – Кормаш йолдызлыгыннан!..» («Они – из созвездия Бессмертных!»), «Батырлык кайтавазы» («Отзвук героизма»);
4. Гиззатуллина Флера Сабирзяновна
за книги «Яну дәверләрендә» («В пламени веков»), «Башкаемда – дөнья исәпләре» («Раздумья о Вселенной»);
5. Гаффаров Габдулахат Абдрахманович (Ахат Гаффар)
за драму «Язлар моңы» («Мелодии весен»), романы «Бодай бөртеге һәм тегермән ташы» («Зерно и жернова»), «Олы юлның тузаны» («Пыль больших дорог») и «Богау» («Оковы»), за книги «Дәрья башы» («Исток вселенского») и «Әхәт Гаффар. Балалар очен әкиятләр, хикәялэр, пьесалар» («Ахат Гаффар. Сказки, рассказы, пьесы для детей»);
6. Руденко Константин Александрович
за серию книг, посвященных уникальным коллекциям ювелирных изделий Волжской Булгарии и Золотой Орды «Булгарское золото: филигранные височные подвески», «Булгарское серебро»;
7. Осокин Денис Сергеевич
за сборник произведений «Огородные пугала с ноября по март»;
8. Яхин Фарит Закизянович
за роман «Умырзая» («Подснежник»);
9. Газиев Идрис Мударисович
за сольные программы из произведений татарских композиторов, народных песен;
10. Хасьянова Фарида Шагимардановна
за пропаганду и развитие татарской национальной культуры в изобразительном искусстве для детской аудитории в иллюстрациях к книге «Татарские народные сказки» и в графическом диптихе «Детство Тукая»;
11. Салаватов Ренат Салаватович, Александров Юрий Исаакович, Герасименко Виктор Григорьевич, Гатина Гулнора Рустамжоновна
за постановку оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике»;
12. Рамеев Зуфар Зайниевич
за научные исследования творческого наследия Габдуллы Тукая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 660