БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$76.69 90.64 Нефть 42,48
Казань Погода в Казани -1°C
Долг в 101 миллиард и убыток в 1,5: с какими показателями КАМАЗ подошел к кризису?
26 Марта
 
26.03.2020

Долг в 101 миллиард и убыток в 1,5: с какими показателями КАМАЗ подошел к кризису?

В 2019 году автогиганту удалось нарастить объемы выпуска и выручку, но рост управленческих и сбытовых расходов утянул баланс в минус

КАМАЗ за 2019 год получил 1,52 млрд чистого убытка против символической прибыли в 27 млн рублей по итогам 2018-го. Даже со скидкой на масштабную инвестиционную программу и процентные расходы результат операционной деятельности КАМАЗа ухудшился, убытки от продаж выросли. При этом компания увеличила валовую прибыль и значительно сократила материальные затраты производства. В нюансах отчетности КАМАЗа разбирался «БИЗНЕС Online».

Олег Афанасьев: «В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи» Олег Афанасьев: «В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи» Фото: «БИЗНЕС Online»

Оборот пошел В РОСТ ПРОТИВ РЫНКА

Как следует из опубликованного накануне КАМАЗом финансового отчета за 2019 год по РСБУ, выручка ПАО выросла на 6,4% — со 151,1 млрд рублей в 2018-м до 160,8 миллиарда. С учетом трудностей отрасли результат однозначно лучше общерыночного.

Напомним, что общее число регистраций новых грузовых авто в России сократилось за прошлый год на 2% до 80,6 тысячи. В таких условиях челнинский автогигант нарастил свою долю на рынке до 27,6 тыс. машин, то есть на 7,4%. Это уже можно считать прорывом, так как у ближайших конкурентов продажи падали, а у КАМАЗа росли, в первую очередь за счет сегмента магистральных тягачей. Допингом стала и «мусорная» реформа, подтолкнувшая спрос на семейства грузовиков «6511», «5360» и «4325».

«В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи, — обрисовывал руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев положение компании на рынке еще в 2019 году. — В соответствии с тенденциями рынка снизились продажи самосвалов, в том числе и у нас. Это связано с ситуацией на строительном рынке и отсутствием крупных инфраструктурных проектов. Больше всего прибавили бортовые автомобили. Здесь у нас рост более 6 процентов. Также на 2,5 процента поднялись продажи спецтехники».

Сейчас же он уточняет, что выручка увеличилась не за счет ценников (их КАМАЗ удержал практически на прежнем уровне), а за счет реализации автобусов и экспорта грузовиков. «У нас очень серьезный рост по продажам автобусов, порядка 50 процентов. Вторым фактором увеличения выручки стала положительная динамика экспортных продаж», — заявил руководитель пресс-службы.

Материальные затраты на производство были снижены на 4,4 миллиарда, но за счет каких поставщиков или комплектующих — не уточняет Материальные затраты на производство были снижены на 4,4 млрд, но не уточняет, за счет каких поставщиков или комплектующих Фото: nabchelny.ru

Нарастить выручку — это полдела, важно еще сдержать расходы и выйти на прибыль. Как ни удивительно, но основные расходы подросли довольно скромно, благодаря чему на 1,5 млрд рублей увеличилась и валовая прибыль — до 11,5 миллиарда. Отчет поясняет, что материальные затраты на производство были снижены на 4,4 млрд, но не уточняет, за счет каких поставщиков или комплектующих. Не добавил конкретики в этот вопрос и руководитель пресс-службы, общими словами констатировав снижение себестоимости и повышение эффективности бизнеса. «У нас есть комитет по повышению эффективности деятельности бизнеса, который регулярно собирается во главе с генеральным директором, — добавил он. — Комитет оценивает самые высокие затраты — в целом по компании, конкретным моделям, новым разработкам и так далее. Затем разбирается в причинах высокой стоимости. Эта работа постоянно ведется по всем направлениям, она касается и комплектующих, и самих моделей, и непосредственно затрат на производство».

Вместе с тем некие прочие расходы производства выросли на 1,7 млрд до 12,6 млрд рублей. Утильсбор, отнесенный к производству, сократился на 166 млн рублей до 2 миллиардов. Госпомощь в части основных расходов и себестоимости, надо отметить, тоже сократилась — на 0,6 млрд рублей до 19,9 миллиарда. Общий объем господдержки снизился на 2,1 млрд до 22,1 млрд рублей, что, по словам Афанасьева, обусловлено закрытием ряда программ, в том числе по льготному лизингу. По инвестиционным кредитам компания госпомощи не получает.

«В наши кредиты и облигации заложена компенсация процентных ставок, — объяснил руководитель пресс-службы компании. — Это не прямая поддержка, нам денег ни на НИОКР, ни на развитие производства прямо никто не дает. Инвестиции заемные, а также за счет наших акционеров, таких как „Ростех“. Но еще раз повторюсь: все эти инвестиции мы берем на финансовом рынке, и нам помогают кредитные ставки. Речь только о такой помощи».

По словам Афанасьева, в части коммерческих расходов КАМАЗу очень дорого обходится выставка ComtransФото: «БИЗНЕС Online»

КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ ОБОГНАЛИ ВЫРУЧКУ

Казалось бы, если выручка растет, а основные затраты контролируются, все должно быть замечательно. Но далеко не все издержки вписаны в отчет столь же красиво: к примеру, сбытовые расходы подскочили сразу на 20% до 5,64 млрд. рублей. Отметим, что и доля экспорта относительно внутреннего рынка изменилась незначительно — поставки за рубеж увеличились с 8,4% до 10,1%. Сбытовые расходы выросли на 750 млн до 5 млрд рублей именно внутри страны. По словам руководителя пресс-службы, в части коммерческих расходов КАМАЗу очень дорого обходится выставка Comtrans. Не порадовали и управленческие расходы, увеличившиеся на 12% до 6,7 млрд рублей. Все это и привело к росту убытка от продаж на 19% до 796 млн рублей.

Долги КАМАЗа тоже по-прежнему растут, в сумме на 9,4 млрд за год до 101 млрд, из которых 75,4 млрд рублей — долгосрочные займы. Это неудивительно с учетом масштабной инвестиционной программы предприятия. Как результат, отрицательное сальдо полученных и уплаченных процентов выросло на 600 млн до 3,4 млрд рублей.

Уже традиционно завод показывает положительную динамику от участия в других организациях — за 2019 год эта статья доходов выросла на 140 млн до 2,34 млрд рублей. В числе зависимых от КАМАЗа обществ можно вспомнить таких производителей узлов и агрегатов, как ЗАО «Камминз Кама», ООО «Кнорр-Бремзе Кама», ООО «ЦФ Кама», ООО «Федерал-Могул Набережные Челны», но автогигант никогда не раскрывает, какое из СП обеспечивает такие поступления. Афанасьев заявляет, что все «дочки» прибыльны и компания их не рейтингует.

Печально, но в 2019 году КАМАЗ получил отрицательное сальдо прочих расходов и доходов в размере 230 млн вместо положительного сальдо 1,2 млрд рублей в 2018-м. В основном баланс ухудшился за счет того, что КАМАЗ с 3 млрд до 1 млрд рублей сократил восстановление резервов, заложенных под обесценение. Все могло быть и хуже, если бы не курсовые разницы: в прошлом году завод получил в этой части положительное сальдо в размере 500 млн рублей против той же суммы в позапрошлом, но со знаком минус.

Резюмируя: несмотря на рост выручки в условиях сложного падающего рынка грузовых автомобилей и экономию на материальных производственных затратах, опережающие сбытовые и административные расходы КАМАЗа не позволили улучшить операционный результат, а сдержанное обращение к резервам дало минус в годовом отчете.

Предприятия: КАМАЗ
Комментарии: 28 Оставить комментарий
Анонимно
26.03.2020 08:17

Как можно при такой дешевой рабочей силе получить получить такие огромные убытки

  • Анонимно
    26.03.2020 08:16

    Как долг?! Олег каждый раз рапортует о феноменальном гении управления и успехе! Ещё чуть чуть и в космос будут летать КамАЗы. А тут что это получается? Опять злые американцы создали и выпустили вирус, обрушили нефть только ради недопущения ракеты КамАЗ??? Олег, расскажите нам

    • Анонимно
      26.03.2020 08:34

      Кагогину и его супруге срочно вручить по ордену За заслуги перед Отечеством и выдать премию!

  • Анонимно
    26.03.2020 08:17

    Как можно при такой дешевой рабочей силе получить получить такие огромные убытки

    • Анонимно
      26.03.2020 08:24

      зарплата и премии одного топа полностью нивелирует дешевизну оплаты труда десятка тысяч работников. чем хуже дела на заводе, тем выше в списке форбс его руководители.

    • Анонимно
      26.03.2020 16:02

      50 тысяч в месяц практически, ничего себе дешёвая) Вы равняетесь с производством Роллс-Ройс?)

    • Анонимно
      26.03.2020 18:56

      Дешевая? Тут работники этого дотационного гиганта висящего на бюджете хвалились зарплатой 30-50 т.р. Люди на предприятиях пополняющих бюджет, намного меньше получают. Натуральное Королевство кривых зеркал.

  • Анонимно
    26.03.2020 08:17

    Нда... точно замечено.
    Один с сошкой, семеро с ложкой.
    Поменьше шиковать надо. Да и покатушки на всяких ралли давно и полностью оторвались от реального завода. И поменьше импортных деталей.

  • Анонимно
    26.03.2020 08:19

    вот бы глянуть на статью "управленческие" расходы..под лупой. а лупа в руках главы СК. беспристрастного. или мотивированного на поиск

  • ПанАлекс
    26.03.2020 09:02

    Авторы, как вы могли говоря про долг, учитывать только кредиты (75,4 млрд. + 25,6 млрд.), "забыв Кредиторку? Ведь с ней (34 млрд.) долги КАМАЗа - 135 млрд.! И уже в 2020г. только на проценты по кредитам сумма вырастет более 10 млрд.р. Возврат же "тела" кредита выглядит уже малореалистичным! Так что платежеспособность КАМАЗа - большая проблема для банков-кредиторов. Но явно же что все что возможно и нет заложено в банках, которые больше уже не дают кредиты - небольшое увеличение в 2019 на порядка 10 млрд. кредитов произошло благодаря гарантиям бюджета Татарстана. То есть без бюджетных гарантий банки не верят в возможность КАМАЗа вернуть кредиты! Да и перетекание десятков млрд. из краткосрочных в долгосрочные кредиты - это явно рефинансирование краткосрочных кредитов, которые а/з не смог погасить самостоятельно!
    Так что печальный этот отчет. Если бы не спасительный контракт на электробусы Москвы, то даже "косметическими" средствами не удалось бы скрыть печальный результат "управляем-как умеем"...

    • Анонимно
      26.03.2020 10:30

      Пан, не переживайте. Банкам прикажут понять и простить. Или думаете госбанки будут банкротить КамАЗ?

      • ПанАлекс
        26.03.2020 11:42

        Где вы у нас госбанки нашли -все они частные коммерческие. - в госбанках по закону зарплата гендиректора (предправления) не может быть выше чем у министра!
        Да и кто банку закроет "дыру" от этого "прикажут" - сразу на банкротство банка???

  • Анонимно
    26.03.2020 09:39

    Если посмотреть диллерскую сеть "КАМАЗ" и людей руководящих этой сеткой, очень состоятельные люди!

    • Анонимно
      26.03.2020 16:02

      Потому что это единственный автомобильный завод грузовых и специальных машин, который вижил из всех тех, что были при советах.

    • Анонимно
      26.03.2020 16:09

      Откуда? Продаж ведь нет.

    • Анонимно
      26.03.2020 18:46

      На Лексусах?

  • Анонимно
    26.03.2020 10:26

    Нет слов, на самостоятельную работу их кинуть и посмотрим какие они управленцы.Кормят нескольких под предлогом накормить тысячи.

  • Булгарин
    26.03.2020 10:57

    Самое предприятие так построено, что тут вряд ли все зависит от управленцев. Его же строили совки, которые в экономике не шарили, им было главное что-то грандиозное воздвигнуть, чтобы Западу нос утереть. Вот до сих пор и трем.

    • Булгарин
      26.03.2020 13:19

      Что-то много минусов. Значит тут много тех, кто в душе так и остался совком. В этом и проблема всей экономики России и его предприятий, ими командуют те самые или старые красные директора или те, кто быстро так перекрасился от коммунистов в капиталистов, но голову то не поменяешь. Это не партбилет.

      • Анонимно
        26.03.2020 15:11

        Уважаемый, если бы командовали старые красные директора, эххх!! Именно, что командуют новые, абсолютно далекие от промышленности люди, которые не прошли путь от начальника цеха до директора завода! Вот в чем беда! Везде только " свои", отсюда и все беды. Как говорится, разруха она в голове!

        • Булгарин
          26.03.2020 15:59

          Так может взгляните на трудовой путь Когонина.

          Трудовую деятельность начал в 1976 году фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе. После окончания ВУЗа продолжил работу на Зеленодольском машиностроительном заводе, где проработал от инженера до директора. В 1990−1994 годах был директором Зеленодольского машиностроительного завода.

          Но вот ведь проблема, кого назначали директором еще в совковые времена? Точно, тех, кто был в партии, был как красным директором. Так что вашего директора тоже можно отнести к красным директорам.

  • Анонимно
    26.03.2020 13:51

    Самые богатые люди это в дирекции. Самые большие дома имеют это дирекции. Самые дорогие машины это дирекции, самые дорогие гонки это в дирекции. Но зато не надо печалиться самые низкие зп это работники.

    • Анонимно
      27.03.2020 12:45

      Что там дирекция?!!!! Руководитель среднего звена ездит на Лексусе.

  • Анонимно
    26.03.2020 15:36

    2,34 просто вывели через дочерние компании.

  • Анонимно
    26.03.2020 16:47

    Очень печально.

  • Анонимно
    26.03.2020 18:05

    у них для себя огромные зараб.платы ,премии, дивиденты и т.далее вот и минус получается. Живут же короли.

  • Анонимно
    27.03.2020 10:11

    Челны превратится в мёртвый автоград Детройд.

  • Анонимно
    27.03.2020 18:43

    на камазе птицы высокого полёта

  • Анонимно
    31.03.2020 09:46

    Никогда это не закончится когда делом правят люди которым по ряду причин просто напросто разрешили улучшить свое состояние стать очень богатыми Это разрешено только очень преданным близким людям Взять пример супруги ген директора откуда у нее обозначились такой управленческий талант в масштабах России Это удивительно

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования