БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$79.61 88.15 Нефть 26,59
Казань Погода в Казани -6°C
Долг в 101 миллиард и убыток в 1,5: с какими показателями КАМАЗ подошел к кризису?
26 Марта
 
26.03.2020

Долг в 101 миллиард и убыток в 1,5: с какими показателями КАМАЗ подошел к кризису?

В 2019 году автогиганту удалось нарастить объемы выпуска и выручку, но рост управленческих и сбытовых расходов утянул баланс в минус

КАМАЗ за 2019 год получил 1,52 млрд чистого убытка против символической прибыли в 27 млн рублей по итогам 2018-го. Даже со скидкой на масштабную инвестиционную программу и процентные расходы результат операционной деятельности КАМАЗа ухудшился, убытки от продаж выросли. При этом компания увеличила валовую прибыль и значительно сократила материальные затраты производства. В нюансах отчетности КАМАЗа разбирался «БИЗНЕС Online».

Олег Афанасьев: «В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи» Олег Афанасьев: «В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи» Фото: «БИЗНЕС Online»

Оборот пошел В РОСТ ПРОТИВ РЫНКА

Как следует из опубликованного накануне КАМАЗом финансового отчета за 2019 год по РСБУ, выручка ПАО выросла на 6,4% — со 151,1 млрд рублей в 2018-м до 160,8 миллиарда. С учетом трудностей отрасли результат однозначно лучше общерыночного.

Напомним, что общее число регистраций новых грузовых авто в России сократилось за прошлый год на 2% до 80,6 тысячи. В таких условиях челнинский автогигант нарастил свою долю на рынке до 27,6 тыс. машин, то есть на 7,4%. Это уже можно считать прорывом, так как у ближайших конкурентов продажи падали, а у КАМАЗа росли, в первую очередь за счет сегмента магистральных тягачей. Допингом стала и «мусорная» реформа, подтолкнувшая спрос на семейства грузовиков «6511», «5360» и «4325».

«В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи, — обрисовывал руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев положение компании на рынке еще в 2019 году. — В соответствии с тенденциями рынка снизились продажи самосвалов, в том числе и у нас. Это связано с ситуацией на строительном рынке и отсутствием крупных инфраструктурных проектов. Больше всего прибавили бортовые автомобили. Здесь у нас рост более 6 процентов. Также на 2,5 процента поднялись продажи спецтехники».

Сейчас же он уточняет, что выручка увеличилась не за счет ценников (их КАМАЗ удержал практически на прежнем уровне), а за счет реализации автобусов и экспорта грузовиков. «У нас очень серьезный рост по продажам автобусов, порядка 50 процентов. Вторым фактором увеличения выручки стала положительная динамика экспортных продаж», — заявил руководитель пресс-службы.

Материальные затраты на производство были снижены на 4,4 миллиарда, но за счет каких поставщиков или комплектующих — не уточняет Материальные затраты на производство были снижены на 4,4 млрд, но не уточняет, за счет каких поставщиков или комплектующих Фото: nabchelny.ru

Нарастить выручку — это полдела, важно еще сдержать расходы и выйти на прибыль. Как ни удивительно, но основные расходы подросли довольно скромно, благодаря чему на 1,5 млрд рублей увеличилась и валовая прибыль — до 11,5 миллиарда. Отчет поясняет, что материальные затраты на производство были снижены на 4,4 млрд, но не уточняет, за счет каких поставщиков или комплектующих. Не добавил конкретики в этот вопрос и руководитель пресс-службы, общими словами констатировав снижение себестоимости и повышение эффективности бизнеса. «У нас есть комитет по повышению эффективности деятельности бизнеса, который регулярно собирается во главе с генеральным директором, — добавил он. — Комитет оценивает самые высокие затраты — в целом по компании, конкретным моделям, новым разработкам и так далее. Затем разбирается в причинах высокой стоимости. Эта работа постоянно ведется по всем направлениям, она касается и комплектующих, и самих моделей, и непосредственно затрат на производство».

Вместе с тем некие прочие расходы производства выросли на 1,7 млрд до 12,6 млрд рублей. Утильсбор, отнесенный к производству, сократился на 166 млн рублей до 2 миллиардов. Госпомощь в части основных расходов и себестоимости, надо отметить, тоже сократилась — на 0,6 млрд рублей до 19,9 миллиарда. Общий объем господдержки снизился на 2,1 млрд до 22,1 млрд рублей, что, по словам Афанасьева, обусловлено закрытием ряда программ, в том числе по льготному лизингу. По инвестиционным кредитам компания госпомощи не получает.

«В наши кредиты и облигации заложена компенсация процентных ставок, — объяснил руководитель пресс-службы компании. — Это не прямая поддержка, нам денег ни на НИОКР, ни на развитие производства прямо никто не дает. Инвестиции заемные, а также за счет наших акционеров, таких как „Ростех“. Но еще раз повторюсь: все эти инвестиции мы берем на финансовом рынке, и нам помогают кредитные ставки. Речь только о такой помощи».

По словам Афанасьева, в части коммерческих расходов КАМАЗу очень дорого обходится выставка ComtransФото: «БИЗНЕС Online»

КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ ОБОГНАЛИ ВЫРУЧКУ

Казалось бы, если выручка растет, а основные затраты контролируются, все должно быть замечательно. Но далеко не все издержки вписаны в отчет столь же красиво: к примеру, сбытовые расходы подскочили сразу на 20% до 5,64 млрд. рублей. Отметим, что и доля экспорта относительно внутреннего рынка изменилась незначительно — поставки за рубеж увеличились с 8,4% до 10,1%. Сбытовые расходы выросли на 750 млн до 5 млрд рублей именно внутри страны. По словам руководителя пресс-службы, в части коммерческих расходов КАМАЗу очень дорого обходится выставка Comtrans. Не порадовали и управленческие расходы, увеличившиеся на 12% до 6,7 млрд рублей. Все это и привело к росту убытка от продаж на 19% до 796 млн рублей.

Долги КАМАЗа тоже по-прежнему растут, в сумме на 9,4 млрд за год до 101 млрд, из которых 75,4 млрд рублей — долгосрочные займы. Это неудивительно с учетом масштабной инвестиционной программы предприятия. Как результат, отрицательное сальдо полученных и уплаченных процентов выросло на 600 млн до 3,4 млрд рублей.

Уже традиционно завод показывает положительную динамику от участия в других организациях — за 2019 год эта статья доходов выросла на 140 млн до 2,34 млрд рублей. В числе зависимых от КАМАЗа обществ можно вспомнить таких производителей узлов и агрегатов, как ЗАО «Камминз Кама», ООО «Кнорр-Бремзе Кама», ООО «ЦФ Кама», ООО «Федерал-Могул Набережные Челны», но автогигант никогда не раскрывает, какое из СП обеспечивает такие поступления. Афанасьев заявляет, что все «дочки» прибыльны и компания их не рейтингует.

Печально, но в 2019 году КАМАЗ получил отрицательное сальдо прочих расходов и доходов в размере 230 млн вместо положительного сальдо 1,2 млрд рублей в 2018-м. В основном баланс ухудшился за счет того, что КАМАЗ с 3 млрд до 1 млрд рублей сократил восстановление резервов, заложенных под обесценение. Все могло быть и хуже, если бы не курсовые разницы: в прошлом году завод получил в этой части положительное сальдо в размере 500 млн рублей против той же суммы в позапрошлом, но со знаком минус.

Резюмируя: несмотря на рост выручки в условиях сложного падающего рынка грузовых автомобилей и экономию на материальных производственных затратах, опережающие сбытовые и административные расходы КАМАЗа не позволили улучшить операционный результат, а сдержанное обращение к резервам дало минус в годовом отчете.

Предприятия: КАМАЗ
Комментарии: 27 Оставить комментарий
Анонимно
26.03.2020 08:17

Как можно при такой дешевой рабочей силе получить получить такие огромные убытки

  • Анонимно
    26.03.2020 08:16

    Как долг?! Олег каждый раз рапортует о феноменальном гении управления и успехе! Ещё чуть чуть и в космос будут летать КамАЗы. А тут что это получается? Опять злые американцы создали и выпустили вирус, обрушили нефть только ради недопущения ракеты КамАЗ??? Олег, расскажите нам

    • Анонимно
      26.03.2020 08:34

      Кагогину и его супруге срочно вручить по ордену За заслуги перед Отечеством и выдать премию!

  • Анонимно
    26.03.2020 08:17

    Как можно при такой дешевой рабочей силе получить получить такие огромные убытки

    • Анонимно
      26.03.2020 08:24

      зарплата и премии одного топа полностью нивелирует дешевизну оплаты труда десятка тысяч работников. чем хуже дела на заводе, тем выше в списке форбс его руководители.

    • Анонимно
      26.03.2020 16:02

      50 тысяч в месяц практически, ничего себе дешёвая) Вы равняетесь с производством Роллс-Ройс?)

    • Анонимно
      26.03.2020 18:56

      Дешевая? Тут работники этого дотационного гиганта висящего на бюджете хвалились зарплатой 30-50 т.р. Люди на предприятиях пополняющих бюджет, намного меньше получают. Натуральное Королевство кривых зеркал.

  • Анонимно
    26.03.2020 08:17

    Нда... точно замечено.
    Один с сошкой, семеро с ложкой.
    Поменьше шиковать надо. Да и покатушки на всяких ралли давно и полностью оторвались от реального завода. И поменьше импортных деталей.

  • Анонимно
    26.03.2020 08:19

    вот бы глянуть на статью "управленческие" расходы..под лупой. а лупа в руках главы СК. беспристрастного. или мотивированного на поиск

  • ПанАлекс
    26.03.2020 09:02

    Авторы, как вы могли говоря про долг, учитывать только кредиты (75,4 млрд. + 25,6 млрд.), "забыв Кредиторку? Ведь с ней (34 млрд.) долги КАМАЗа - 135 млрд.! И уже в 2020г. только на проценты по кредитам сумма вырастет более 10 млрд.р. Возврат же "тела" кредита выглядит уже малореалистичным! Так что платежеспособность КАМАЗа - большая проблема для банков-кредиторов. Но явно же что все что возможно и нет заложено в банках, которые больше уже не дают кредиты - небольшое увеличение в 2019 на порядка 10 млрд. кредитов произошло благодаря гарантиям бюджета Татарстана. То есть без бюджетных гарантий банки не верят в возможность КАМАЗа вернуть кредиты! Да и перетекание десятков млрд. из краткосрочных в долгосрочные кредиты - это явно рефинансирование краткосрочных кредитов, которые а/з не смог погасить самостоятельно!
    Так что печальный этот отчет. Если бы не спасительный контракт на электробусы Москвы, то даже "косметическими" средствами не удалось бы скрыть печальный результат "управляем-как умеем"...

    • Анонимно
      26.03.2020 10:30

      Пан, не переживайте. Банкам прикажут понять и простить. Или думаете госбанки будут банкротить КамАЗ?

      • ПанАлекс
        26.03.2020 11:42

        Где вы у нас госбанки нашли -все они частные коммерческие. - в госбанках по закону зарплата гендиректора (предправления) не может быть выше чем у министра!
        Да и кто банку закроет "дыру" от этого "прикажут" - сразу на банкротство банка???

  • Анонимно
    26.03.2020 09:39

    Если посмотреть диллерскую сеть "КАМАЗ" и людей руководящих этой сеткой, очень состоятельные люди!

    • Анонимно
      26.03.2020 16:02

      Потому что это единственный автомобильный завод грузовых и специальных машин, который вижил из всех тех, что были при советах.

    • Анонимно
      26.03.2020 16:09

      Откуда? Продаж ведь нет.

    • Анонимно
      26.03.2020 18:46

      На Лексусах?

  • Анонимно
    26.03.2020 10:26

    Нет слов, на самостоятельную работу их кинуть и посмотрим какие они управленцы.Кормят нескольких под предлогом накормить тысячи.

  • Булгарин
    26.03.2020 10:57

    Самое предприятие так построено, что тут вряд ли все зависит от управленцев. Его же строили совки, которые в экономике не шарили, им было главное что-то грандиозное воздвигнуть, чтобы Западу нос утереть. Вот до сих пор и трем.

    • Булгарин
      26.03.2020 13:19

      Что-то много минусов. Значит тут много тех, кто в душе так и остался совком. В этом и проблема всей экономики России и его предприятий, ими командуют те самые или старые красные директора или те, кто быстро так перекрасился от коммунистов в капиталистов, но голову то не поменяешь. Это не партбилет.

      • Анонимно
        26.03.2020 15:11

        Уважаемый, если бы командовали старые красные директора, эххх!! Именно, что командуют новые, абсолютно далекие от промышленности люди, которые не прошли путь от начальника цеха до директора завода! Вот в чем беда! Везде только " свои", отсюда и все беды. Как говорится, разруха она в голове!

        • Булгарин
          26.03.2020 15:59

          Так может взгляните на трудовой путь Когонина.

          Трудовую деятельность начал в 1976 году фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе. После окончания ВУЗа продолжил работу на Зеленодольском машиностроительном заводе, где проработал от инженера до директора. В 1990−1994 годах был директором Зеленодольского машиностроительного завода.

          Но вот ведь проблема, кого назначали директором еще в совковые времена? Точно, тех, кто был в партии, был как красным директором. Так что вашего директора тоже можно отнести к красным директорам.

  • Анонимно
    26.03.2020 13:51

    Самые богатые люди это в дирекции. Самые большие дома имеют это дирекции. Самые дорогие машины это дирекции, самые дорогие гонки это в дирекции. Но зато не надо печалиться самые низкие зп это работники.

    • Анонимно
      27.03.2020 12:45

      Что там дирекция?!!!! Руководитель среднего звена ездит на Лексусе.

  • Анонимно
    26.03.2020 15:36

    2,34 просто вывели через дочерние компании.

  • Анонимно
    26.03.2020 16:47

    Очень печально.

  • Анонимно
    26.03.2020 18:05

    у них для себя огромные зараб.платы ,премии, дивиденты и т.далее вот и минус получается. Живут же короли.

  • Анонимно
    27.03.2020 10:11

    Челны превратится в мёртвый автоград Детройд.

  • Анонимно
    27.03.2020 18:43

    на камазе птицы высокого полёта

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования