На «недостаточную нормативную проработку» языковой политики в России обратили внимание Владимира Путина в марте татарстанские парламентарии. Особенно их возмутило, что до сих пор не приняты анонсированные новые федеральные государственные образовательные стандарты. Ранее в минпросвещения РФ заявляли, что они должны вступить в силу уже 1 сентября 2021 года. Большой вопрос, успеют ли, впрочем, как и то, изменится ли практика изучения татарского языка. Подробности — на сайте «БИЗНЕС Online».
Сергей Кравцов (слева), Ольга Васильева (справа)
«ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТАМ ВЫСШЕГО УРОВНЯ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ ИЗВЕСТНО, КОГДА БУДУТ ПРИНЯТЫ ФГОС»
Поддержав в прошлом месяце инициированные президентом РФ Владимиром Путиным изменения в Конституцию РФ, тем не менее депутаты Госсовета Татарстана, как известно, обратили пристальное внимание на «недостаточную нормативную проработку» языковой политики на фоне вносимых в Основной Закон поправок, не только закрепляющих статус русского как языка государствообразующего народа, но и гарантирующих всем народам страны «право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
В связи с этим республиканских парламентариев возмутило то, что до сих пор не приняты не раз анонсированные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Напомним, нынешняя редакция стандартов принята в 2010 году, а в 2015-м туда вносились дополнения, в соответствии с которыми выделены отдельные предметные области, такие как «Родной язык» и «Родная литература». Пару лет шла работа над проектами новых ФГОС, которые, впрочем, вызвали волну критики. Последнее заседание совета по ФГОС при минпросвещения РФ с участием в то время министра Ольги Васильевой состоялось в конце ноября 2019 года, когда было решено одобрить новые школьные стандарты с последующей доработкой и утверждением. Замминистра Павел Зенькович предлагал, чтобы новые стандарты вступили в силу с 1 сентября 2021-го. «За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — пообещал он тогда.
Однако, судя по всему, работу не удалось довести до конца, в том числе поскольку в январе правительство Дмитрия Медведева ушло в отставку. Среди тех, кто покинул кабмин, оказалась и Васильева, чье место занял Сергей Кравцов, до этого возглавлявший Рособрнадзор. Новый министр, едва вступив в должность, сразу заявил «Московскому комсомольцу», что «надо взять паузу» по дальнейшей разработке ФГОС, «чтобы проанализировать ситуацию и обсудить ключевые вопросы с профессиональным сообществом».
Это решение с радостью восприняли в «Единой России». Так, депутат Госдумы и координатор партпроекта «Новая школа» Алена Аршинова заявляла, что партия еще в декабре 2019 года обращалась в минпросвещения РФ с просьбой изменить действующие ФГОС среднего общего образования и организовать их широкое обсуждение среди общественности и экспертов. «Мы неоднократно обращали внимание предыдущего руководства министерства на критические замечания экспертного сообщества по проектам новых стандартов, также у части педагогического и родительского сообщества были существенные замечания и возражения к этим проектам», — говорила Аршинова. По ее словам, в 2018-м удалось убедить министерство направить проекты новых ФГОС на доработку и провести их обсуждение с участием педагогического сообщества. «Однако подобного не произошло, поэтому проблемы не были сняты, экспертные возражения и тревога преподавателей остались. Между тем педагоги, являющиеся важными участниками образовательного процесса, имеют право на то, чтобы быть услышанными и получить ответ на свои вопросы», — подчеркнула депутат.
В минпросвещения РФ нашему изданию не смогли прокомментировать, на какой стадии разработки и утверждения находятся новые стандарты. «Только специалистам высшего уровня минпросвещения известно, когда будут приняты ФГОС. Мало кто имеет такую информацию», — отметила в разговоре с нашим корреспондентом директор НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС Ольга Артеменко. Однако, по ее словам, до сих пор в новый проект вносятся изменения и дополнения.
Ольга Артеменко: «Только специалистам высшего уровня минпросвещения известно, когда будут приняты ФГОС. Мало кто имеет такую информацию»
«МЫ НЕ МОЖЕМ СТАТУС ЯЗЫКА ПРИВЯЗАТЬ К ТЕРРИТОРИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ»
Поскольку более свежих версий ФГОС, кроме тех, что утверждались в конце ноября прошлого года, нет, обратимся к этому документу. В нем указано, что структура программы основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения учебных предметов и курсов по выбору родителей из перечня, предоставляемого школой. На обязательную часть приходится 70%, а на ту, что формируется участниками образовательных отношений, — 30%. При этом указано, что учебный план обеспечивает преподавание и изучение госязыка РФ, а также возможность преподавания и изучения госязыков республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского как родного.
Таким образом, ФГОС предусматривают такие обязательные предметные области в учебном плане, как «Родной язык» и «Родная литература», однако тут же стоит сноска, подчеркивающая, что это осуществляется по заявлению родителей. «Для организаций, в которых языком образования является русский, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)», — говорится в документе. Тем самым идет прямая отсылка к последним поправкам в ст. 14 федерального закона «Об образовании», принятых в 2018 году и предусматривающих «свободный выбор» языка образования, изучаемых родных языков, госязыков республик.
Далее в проекте ФГОС, где описываются предметные результаты по родному языку и родной литературе, сноской вновь уточняется, что эта предметная область также предусматривает изучение «госязыков республик и/или родных языков, в том числе русского». При этом указано, что распределение предметных результатов освоения и содержания родного языка и литературы разрабатывается на основании примерной основной образовательной программы и утверждается самостоятельно учебным заведением.
В то же время в стандарте описано, что предметные результаты, например, по «родному языку и (или) государственному языку республик РФ» должны обеспечить «понимание определяющей роли языка», использование «коммуникативно-эстетических возможностей», обогащение словарного запаса, а также «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность» и прочее, — все уместилось на полстраницы. Для сравнения: предметные результаты по русскому языку расписаны на 9 страницах. Для родной литературы вновь хватило почти страницы, где среди предметных результатов указаны, например, «осознание значимости чтения и изучения родной литературы», ее понимание как одной из основных национально-культурных ценностей народа, обеспечение «культурной самоидентификации» и др. А вот требования к предметным результатам освоения родных языка и литературы, выносимых на итоговую и промежуточную аттестации, в ФГОС не указаны.
«В части госязыков республик ничего не поменялось, — прокомментировал еще осенью в беседе с нашим корреспондентом заместитель министра РФ Виктор Басюк. — У нас и не было задания заменить все в стандартах. У нас есть моменты, которые уже отработаны и сейчас реализуются. Вещи, которые требовали изменений, нашли отражение в новой редакции». По его словам, государственные языки республик как были, так и остаются в части, формируемой участниками образовательных отношений. «Родные языки обязательны в любых школах, будь это национальная республика, край или область, а государственные — только для национальных республик, поэтому стоит через слеш», — пояснил замминистра юридические тонкости при написании ФГОС.
По его словам, за республиками остается право вводить государственные языки, как и за образовательными организациями — вводить его преподавание. «Но в рамках части учебного плана, который формируется участниками образовательного процесса, — подчеркнул Басюк. — Это значит, что на организацию накладываются дополнительные обязательства по обеспечению условий для реализации государственных языков, второе обязательное условие — желание родителей обучающихся».
По сути, то же самое объяснялось в письме минпросвещения от 2017 года. В документе говорилось, что в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, при необходимости школа может углубить изучение тех или иных предметов или ввести новые. «Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации может вводиться в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений», — уточнялось в письме.
Так что тема родных и государственных языков республик, по мнению Басюка, не требовала никаких специальных изменений, поскольку и так вошла в ФГОС недавно (в 2015 году). При этом замминистра отметил, что желание Татарстана, чтобы госязык республики имел такой же статус, как госязык РФ, невозможно осуществить. «Мы понимаем, что у нас многонациональная страна. И привести все в такой статус — это значит обязать всех изучать и татарский, и башкирский независимо от места проживания. Мы не можем статус языка привязать к территории на государственном уровне», — объяснил он нашему корреспонденту.
«Надо думать, если кто-то желает изучать татарский в статусе государственного, то в рамках новых стандартов возникнет вопрос, в какую часть учебного процесса его вписать, что с этим делать, какие учебники и пособия готовить»
«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВЫБРАЛ РОДНОЙ ИЛИ ГОСЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ, ТО ОН ЕГО ИЗУЧАЕТ, ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО»
В свою очередь Артеменко и вовсе утверждает, что вообще неважно, в какую часть учебного плана встроены государственные языки республик, поскольку в законе об образовании уже и так закреплен свободный выбор как их, так и родных языков. «Важно то, что эти предметы будут изучаться теми, кто их выбирает. Не надо говорить, что они станут изучаться на факультативной основе, что они необязательны. Если они выбираются, то они обязательны для изучения. Если человек выбрал родной или госязык республики, то он его изучает, это обязательно», — считает она. По мнению директора НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС, тут важную роль играют сами регионы, которые должны создавать мотивацию для изучения этих предметов. «Если я выбрала изучение родного языка или госязыка республики, получив систему знаний, где могу в перспективе использовать ее, выбирая дальнейшую профессию? Если я знаю, что в республике есть условия применения моих знаний, то уже имеется мотив изучать язык. Поэтому субъект обязан проводить просветительскую деятельность в данном аспекте, создавать условия, чтобы талантливые дети, которые знают языки, имели перспективу реализации своих знаний в субъекте, получая при этом достойную зарплату», — рассуждает Артеменко, добавляя, что дискуссии о том, в какой части учебного плана стоят госязыки республик, — это «политический акт, а не образовательный».
Более того, она убеждена, что даже если госязык республик поставить в обязательную часть, то это вовсе не значит, что его будут изучать все поголовно. «Ничего подобного! Только тот, кто его выберет. Точно так же иностранные языки. Да, они стоят в обязательной части учебного плана, но я его могу сама как угодно выстраивать, потому что он рекомендательный, а не обязательный. Проблема в том, что есть приказы минпросвещения, которые регламентируют какие-то вещи, например, обязательная часть — 70 процентов, а часть, формируемая участниками, — 30 процентов. Но я всегда говорю о том, что должен быть разброс в зависимости от потребностей школы. Вдруг у меня из вариативной части никто никаких предметов не выберет. Тогда почему не могу перенести эти часы в обязательную часть?» — полагает Артеменко.
Поэтому, чтобы не было путаницы, она предлагает в школьном расписании прописывать следующим образом: родной язык (русский) / родной язык (татарский) / госязык республики. «Именно из этих позиций надо выбирать учебный предмет. И неважно, где он стоит. Но я из трех позиций обязана выбрать один предмет, и на него должно отводиться одинаковое количество времени», — отметила директор НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС.
Ильдар Гильмутдинов: «Есть распоряжение минпросвещения до 1 апреля учесть вместе с заинтересованными сторонами все предложения. Возможно, в апреле появятся новые стандарты»
«НОВЫЕ ФГОС В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ БУДУТ, НО ТОЛЬКО КАКИМИ ОНИ ОКАЖУТСЯ?»
А что же Татарстан? Депутат Госдумы от РТ Ильдар Гильмутдинов заверил нашего корреспондента, что министерство до начала апреля принимает поправки и предложения к новым федеральным государственным образовательным стандартам. «Новые ФГОС примут в ближайшее время. Есть распоряжение минпросвещения до 1 апреля учесть вместе с заинтересованными сторонами все предложения. Возможно, в апреле появятся новые стандарты», — заявил он. Также Гильмутдинов подчеркнул, что он сам и республика активно участвовали в формировании новых стандартов. «Но мне сложно судить, будут ли максимально учтены наши поправки», — отметил депутат.
Вместе с тем, по его словам, важным вопросом для Татарстана остается то, как интегрировать государственные языки республик в систему образования. Однако Гильмутдинов считает, что куда важнее именно родные языки, поскольку в РТ татарский одновременно является и родным, и государственным языком. «Если говорим, что обязательны госязыки, то должны убирать родные. А правильно ли это? Нет, неправильно. Родные языки — более глубокая тема. Надо думать, если кто-то желает изучать татарский в статусе государственного, то в рамках новых стандартов возникнет вопрос, в какую часть учебного процесса его вписать, что с этим делать, какие учебники и пособия готовить», — рассуждает Гильмутдинов. Он также подчеркнул, что даже сейчас есть возможности изучать родные и государственные языки. Для этого образовательные учреждения должны выбрать планы для национальных школ, поскольку они предусматривают изучение родных языков и литературы. В случае необходимости можно предусмотреть дополнительные часы на данные предметы, в том числе госязыки республик, из части, формируемой участниками образовательных отношений. Однако, обращает внимание депутат, пока что нет даже примерных программ, а тем более учебников по таким предметам, как госязыки республик.
При этом информированный собеседник «БИЗНЕС Online» в кабинете министров РТ рассказал о том, как минобрнауки Татарстана общалось с федеральным ведомством о новых ФГОС. Прежде всего в Казани настаивали на сохранении родных языков обязательными для обучения. Кроме того, по словам нашего источника, в республике обратили внимание на слишком лаконичные предметные требования по предмету «Родной язык», в Москве добавки из Татарстана для начальной школы приняли полностью, а для 5–9-х классов — частично.
Также минобрнауки РТ вместе с Академией наук РТ разработало универсальные предметные требования для всех языков, но данный документ на федеральном уровне принят не был, мотивировка — разный уровень изучения языков, в связи с чем для них не может быть общих требований. В Казани по-прежнему надеются, что новые ФГОС вступят в силу с 1 сентября 2021-го, в конце этого года пока из столицы ждут лишь методических рекомендаций.
А вот президент ассоциации работников татарского образования «Магариф», экс-замначальника управления образования Казани Марат Лотфуллин считает, что заминка со ФГОС связана и с последними политическими событиями в стране. «Наверное, ждут окончательной утряски. Вот Конституцию поменяют — тогда и примутся за новые ФГОС, — думает он. — Возможно, не хотят зря тратить силы. Когда Конституция поменяется, картина уже окончательно прояснится, после этого и примут. Новые ФГОС в любом случае будут, но только какими они окажутся? „Родной язык“ в них точно включат, потому что сейчас в качестве родного можно выбирать русский, но только до 9-го класса, как прописано в нынешнем законе „Об образовании“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1137