БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$70.71 79.88 Нефть 43,27
Казань Погода в Казани 20°C
Дамир Каримуллин достал из заначек полмиллиарда
3 Июня
 
3.06.2020

Дамир Каримуллин достал из заначек полмиллиарда

От основной деятельности — производства и продажи своей продукции и услуг — КМПО получило самый слабый результат с 2012 года. Что случилось?

Рекордную выручку в 12,8 млрд собрало в прошлом году АО «КМПО», следует из опубликованного ранее годового бухгалтерского отчета компании. Оборот предприятия по сравнению с 2018 годом увеличился на 8%, но еще быстрее растут издержки, а себестоимость поднялась на 11% до 11,8 миллиарда. В итоге доход машиностроителей от собственного производства резко снизился, но падение чистой прибыли сгладили, выведя из резервов значительные суммы. Отчет производителя компрессорного оборудования изучал «БИЗНЕС Online».

Согласно документу, выручка «КМПО» выросла в прошлом году выросла на 8% до 12,8 млрд рублей, установив новый рекорд. Чистая прибыль предприятия, напротив сократилась на 26% до 719 млн рублей Согласно документу, выручка КМПО выросла в прошлом году на 8% до 12,8 млрд рублей, установив новый рекорд. Чистая прибыль предприятия, напротив, сократилась на 26% до 719 млн рублей Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

ОТКУДА РЕКОРДНАЯ ВЫРУЧКА?

Нечасто на протяжении года радует нас отчетностью одно из ключевых предприятий Татарстана — АО «Казанское моторостроительное производственное объединение». Но недавно компания опубликовала бухгалтерский отчет за 2019-й. Согласно документу, выручка КМПО выросла в прошлом году на 8% до 12,8 млрд рублей, установив новый рекорд. Чистая прибыль предприятия, напротив, сократилась на 26% до 719 млн рублей.

Прежде чем углубиться в отчетность, напомним, что основной продукцией завода являются газотурбинные двигатели (ГТД) для газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Монополистом в отечественной газовой промышленности является ПАО «Газпром», которое обеспечивает более половины всей добычи отечественного газа и является владельцем единой системы газоснабжения России. Такое положение дел обуславливает то, что «Газпром» — основной заказчик ГТД и ГПА мощностью 16 МВт и выше.

Среди факторов, которые могли бы подстегнуть объемы заказов нефтегазотранспортной отрасли в 2019–2020 годах, авторы годового отчета КМПО за 2018-й отмечали завершение строительства подводной части «Турецкого потока», продолжение работ по проекту «Северный поток – 2» и экспансию России на международный рынок СПГ. На последнем направлении ведущая роль отводится проектам Sakhalin Energy «Газпрома» и «Ямал СПГ» «Новатэка».

Однако ситуация на рынке СПГ, который ориентируется на биржевые котировки, в 2019 году оставляла желать лучшего. Так, котировки голубого топлива на фоне избытка мощностей и очередной теплой зимы устремились к многолетним минимумам: с $3,5 за млн БТЕ (британская тепловая единица, в англоязычных странах используется как единица количества теплоты, а также при котировках цен на разные виды топлива) в январе-2019 до $2 за млн БТЕ в январе-2020, что должно было поубавить оптимизма у поставщиков.

Что касается конкуренции со стороны поставщиков, то зарубежные компании предлагают оборудование, превосходящее по качеству российское и близкое к нему по ценам, но сильно проигрывают на этапе сервисного обслуживания. Поэтому местные покупатели делают выбор в основном в пользу отечественных поставщиков. В свою очередь, ряд производителей — НПО «Сатурн», «Кузнецов», «Авиадвигатель», «ОДК-Пермские моторы» — входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию», одну из структур ГК «Ростехнологии» под управлением Сергея Чемезова. И во избежание попадания в зависимость от одного поставщика «Газпрому» целесообразно разделять заказы по разным заводам.

И еще один нюанс: в деловых кругах считают, что владелец 48,6% капитала «КМПО» Юрий Кравцов как раз представляет интересы «газпромовских». Поэтому стабильные заказы при прочих равных казанскому предприятию гарантированы. По крайней мере, на ближайшую перспективу.

Основной продукцией завода являются газотурбинные двигатели (ГТД) для газоперекачивающих агрегатов (ГПА) Основной продукцией завода являются газотурбинные двигатели (ГТД) для газоперекачивающих агрегатов (ГПА) Фото: tatarstan.ru

ИЗДЕРЖКИ «СГОВОРИЛИСЬ»: ТАК МАЛО РУБЛЕЙ НЕ ЗАРАБАТЫВАЛИ С 2012 ГОДА

Выяснив, откуда проистекают рекордные обороты КМПО, углубимся в отчет предприятия. Загрузка мощностей заказами — это замечательно, но у них есть и оборотная сторона — издержки, а они у КМПО росли быстрее. Так, основные производственные расходы (себестоимость) увеличились в прошлом году на 11% до 11,8 млрд рублей. Если сравнить абсолютные показатели, то выручка компании выросла на 900 млн рублей, а себестоимость — на 1,16 млрд рублей. Как следствие, валовая прибыль упала на 16% до 1,06 млрд рублей.

Далее, коммерческие расходы, к которым относят хранение, сбыт и т. д., снизились на 50 млн до 116 миллионов. Но параллельно управленческие затраты (обычно расходы на административный персонал и здания) прибавили одну пятую — до 731 млн рублей.

Итого от основной деятельности (производства и продажи своей продукции и услуг) КМПО получило 216 млн рублей — это на 56% меньше, чем в 2018-м. Подчеркнем, что это самый слабый результат с 2012 года, когда производство принесло компании и вовсе 196 млн рублей. А «по гамбургскому счету» следует сравнить сегодняшний курс рубля и тот, каким он был в 2012-м, в пересчете на твердую валюту. Даже если сделать скидку и поделить рублевую сумму не на два, а на 1,5 (да хоть на 1,25), все равно 2019-й — худший год за все время раскрытия бухотчетов.

В вотчине Дамира Каримуллина нашлись другие источники доходов. Уже который год компания зарабатывает на процентах, пусть эти поступления и упали в прошлом году на 84 млн до 185 млн рублей В вотчине Дамира Каримуллина нашлись другие источники доходов. Уже который год компания зарабатывает на процентах, пусть эти поступления и упали в прошлом году на 84 млн до 185 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАНАЧКИ ВСКРЫТЫ: В ВЫИГРЫШЕ БЮДЖЕТ РТ, СИНХ И «ГАЗПРОМОВСКИЕ»

Однако в вотчине Дамира Каримуллина нашлись другие источники доходов. Во-первых, уже который год компания зарабатывает на процентах, пусть эти поступления и упали в прошлом году на 84 млн до 185 млн рублей. А во-вторых, у предприятия сложился замечательный баланс прочих статей. Так, положительное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 9 млн до 413 млн (!) рублей — на минуточку, это в 1,9 раза больше результата от основной деятельности.

Главной составляющей непроизводственных прочих доходов в 2018-м стало высвобождение 644 млн из резервов по сомнительным долгам, но на этот раз по данной статье удалось достать только 203 млн рублей. Зато 308 млн в прошлом году нарисовались в связи с восстановлением излишне начисленного резерва на расходы по гарантийному ремонту. С одной стороны, можно порадоваться за качество казанских турбин и агрегатов, вероятно, не требующее гарантийного ремонта, но с другой — на дворе не самые лучшие времена и, возможно, не стоит «палить резервы». Всего за 2019 год из «кубышек» было высвобождено 511 млн рублей.

Из прочих продаж в 2019-м можно отметить ушедшую с баланса завода трехкомнатную квартиру. К сожалению, деталей дислокации этого жилья не приводится, так что оценить реальную цену актива вряд ли возможно. Авторы отчета КМПО раскрыли не цену реализации, а первоначальную стоимость (во сколько квартира обошлась заводу) — 2,52 млн рублей. А из других плюсов к заработанному — компании удалось уменьшить прочие расходы за счет резкого снижения отчислений в резерв обесценения финансовых вложений, с 253 млн до 8,5 млн рублей.

В итоге положительная динамика по прочим статьям дала КМПО возможность сгладить падение чистой прибыли, которая год к году сократилась на 26% с 969 млн до 719 млн рублей.

Если отбросить все «за» и «против» извлечения денег из резервов, кто бы мог порадоваться прибыли завода? Конечно, в первую очередь это бюджет Татарстана, которому причитается 17% из 20% налога на прибыль компаний. Следующие интересанты — владельцы, получающие дивиденды: в прошлом году на эти цели было потрачено 487 млн рублей, на 228 млн больше, чем в 2018-м. Капитал завода на паритетных началах контролируют госхолдинг «Связьинвестнефтехим» под руководством Валерия Сорокина и упомянутый нами Кравцов.

Годовое общее собрание акционеров КМПО было очень удачно назначено на 26 июня: к этой дате режим самоизоляции наверняка снимут — не отменять же второй раз парад Победы, который Владимир Путин назначил на 24 июня. Что касается дивидендов, то 15 мая совет директоров рекомендовал выплатить по итогам 2019-го 56,8 рубля на акцию (годом ранее — 76,8 рубля). Другими словами, СИНХ и «газпромовские» должны получить в сумме около 360 млн (50% от  чистой прибыли по РСБУ) или по 180 млн «на нос». К слову, это больше суммы, причитающиеся бюджету РТ по налогу на прибыль (около 99 млн рублей).

Комментарии: 58 Оставить комментарий
Анонимно
3.06.2020 10:04

работаю здесь уже 30 лет, родители работали. Застали разное время. и всложные 90-е единственный завод, где платили зарплату и когда стране не нужной стала авиация стали выпускать агрегаты и двигатели. и сейчас платят. Так что политика адекватная.

  • Анонимно
    3.06.2020 08:32

    Под шумок у моторостроителей дела не осень, ни никто не видит. Как бы один день, как слабое предприятие не продали бы Газпрому.

    • Анонимно
      3.06.2020 08:50

      Стиль управления и руководителя надо менять

    • Анонимно
      3.06.2020 09:05

      похоже под это и подводят

    • Анонимно
      3.06.2020 09:15

      Там и так Газпром сидит наполовину с местными удаЩливыми.

    • Анонимно
      3.06.2020 09:22

      Продажа Газпромы - было бы лучшим выходом. Тогда проблем с заказами от Газпрома не было бы.
      А так Газпром в любое время может купить себе такую продукцию на другом предприятии и вообще за границей.

      • Булгарин
        3.06.2020 10:09

        По-моему, и так проблем с заказами от Газпрома нет. Чего то тут толдычить об этом. Может все наоборот, надо от них уходить, скоро сам Газпром просядет так, что мало не покажется. И тогда уже и заказов не будет. И опять упадет КМПО на колени, а может еще дальше.

      • Ольга Ф
        3.06.2020 10:13

        Только Газпром уже давно не является главным закзчиком

  • Анонимно
    3.06.2020 08:52

    опять начали рисовать туманное будущее для всех предприятий. По всей России и по всему миру предприятия в убытках, долгах и сокращают. А тут прибыль есть и еще есть резервы.

    • Анонимно
      3.06.2020 09:25

      Это по итогам прошлого года. Когда не было ещё вируса и карантина

  • Анонимно
    3.06.2020 08:54

    Вот уж новость для меня - оказывается владелец 48,6% капитала «КМПО» Юрий Кравцов, частное лицо!!!
    А я то думал КМПО госпредприятие.

    • Анонимно
      3.06.2020 10:14

      А подскажите мне где в России или в Татарстане госпредприятия еще остались?

    • Анонимно
      3.06.2020 10:30

      все предприятия надо вернуть в собственность государства. А то вон и Николай Колесов на днях выкупил КЭТЗ у «Ростеха» почти за 600 млн рублей

      • Анонимно
        3.06.2020 14:30

        Просто вы никогда не были в Монако, а для тех, кто там живёт - это смешная сумма.

    • Анонимно
      3.06.2020 10:39

      Так, мне кажется, что государственные предприятия, уже давно канули в лету.

  • Анонимно
    3.06.2020 08:57

    По сути вся прибыль КМПО - доход от процентов. Я так понимаю тех денег, которые Газпром перечислил КМПО, а они положили в банк.

    • Анонимно
      3.06.2020 10:11

      И что в этом плохого? Если бы работали плохо, то не было бы заказов и перечислений и в банк класть было бы нечего. Грамотный финансовый менеджмент внес свой вклад в общую прибыль завода, молодцы!

      • Анонимно
        3.06.2020 13:23

        Самое главное работает и платит зарплату, в наше то не простое время.

    • Анонимно
      3.06.2020 19:58

      Читайте лучше- там в балансе и по ПБУ есть регулируемые статьи- иногда ими увеличивают или уменьшают законно прибыль. Вот попросили и увеличили. На Западе также делают.

  • Анонимно
    3.06.2020 09:14

    Отец пришёл на этот завод в 1940 году.Сам на нём отработал 25 лет.Мы на нём работали,мы его строили.А теперь какие то газпромовские,акции,дивиденты.Ну снизилась у них прибыли и что .Мозгов то хватило завод прихватизировать вот пусть теперь и думают.

    • Анонимно
      3.06.2020 10:02

      //Мозгов то хватило завод прихватизировать вот пусть теперь и думают//

      Для того, чтобы "приватизировать" - и затем "эффективно управлять" - нужны совершенно разные способности и таланты.

  • Анонимно
    3.06.2020 09:26

    Слышал что на этом предприяти много заболело короновирусом. Так ли это?

  • Анонимно
    3.06.2020 10:02

    В отчёте написали что трёхкомнатную квартиру продали за 2,5 миллиона рублей.А что у нас в Казани есть трёхкомнатные квартиры по такой цене.Вот и весь отчёт такого же качества.Почему и кончит завод печально.Корпуса под развлекательные центры,станки в утиль а хозяева в купшавели и лондоны.

    • Анонимно
      3.06.2020 11:00

      Когда руководители сами себе продают имущество подведомственных предприятий - такие "чудеса" часто случаются.

      • Анонимно
        3.06.2020 11:54

        это легче всего предположить и домыслить. А с чего вы взяли, что квартира в Казани. Может где то в Урюпинске, где станции обслуживают. Да и далеко ходить не надо, в маленьких городах нашей Республики тоже цены низкие. Это в Казани цены цены высокие, скоро Москву догоним по уровню цен на жилье.

    • Анонимно
      3.06.2020 20:00

      купили за 2,5 млн.- первоначальная стоимость.

  • Анонимно
    3.06.2020 10:04

    работаю здесь уже 30 лет, родители работали. Застали разное время. и всложные 90-е единственный завод, где платили зарплату и когда стране не нужной стала авиация стали выпускать агрегаты и двигатели. и сейчас платят. Так что политика адекватная.

  • Анонимно
    3.06.2020 10:06

    все что описано в статье трезвому экономисту или аудитору говорит о неэффективности использования промышленного потенциала и неудачной финансово-хозяйственной модели, которая сейчас используется на предприятии. КМПО видимо пора уже переименовать в "предприятие газотурбинного оборудования". к авиационной промышленности уже практически нет никакого отношения, одни воспоминания о былых заслугах. а что касается возвращения в доходы предприятия ранее сформированных резервов так это просто игра терминов и цифр. резервы формируются для придания с одной стороны большей финансовой устойчивости предприятию и с другой стороны для надувания себестоимости, процентные доходы (от временно зарезервированных или размещенных в банках или ценных бумагах средств) и продажа имущества это вообще должны быть незначительные и временные/разовые статьи дохода. вообщем ясно то, что менеджмент предприятия не может остановить медленное угасание предприятия и зависимость от монозаказчика. а какой был раньше завод - флагман авиационного моторостроения. все по ветру или в карман...

    • Анонимно
      3.06.2020 10:38

      У завода нет никакого отношения к авиационной промышленности ввиду отсутствия последней! Нет авиации - нет заказов, завод обязан умереть. А этот не умер, перепрофилировался и работает на другого заказчика. Рабочие места и зарплаты сохранил, зачем его помоями то поливать?

      • Анонимно
        3.06.2020 20:03

        А в мире? На экспорт делать движки слабо?

        • Анонимно
          3.06.2020 20:26

          Миру продукция России не нужна, так же как и самолёты и вертолеты и камазы. И не надо писать про качество так как это политика

    • Анонимно
      3.06.2020 11:23

      Для экономистов при всем, что вы сказали важна EBITDA, а там она, я так думаю, все же в плюсе, так как амортизация должна быть большой

  • Анонимно
    3.06.2020 10:09

    Завод один из крупнейших в Татарстане, тысячи рабочих мест обеспечивает, налоги.

    • Анонимно
      3.06.2020 10:48

      Так и я об этом. Лишь бы написать. Где они госпредприятия нашли...

    • Анонимно
      3.06.2020 10:49

      Вот именно! Живет завод! Работают люди! Зарплата есть! Все соцгарантии существуют!

  • Анонимно
    3.06.2020 10:25

    Газпром не манна небесная. С ними тоже не просто. Видно что завод старается держаться на плаву. Вокруг посмотрите - жить тяжело, а предприятию развиваться уж точно не просто

  • Анонимно
    3.06.2020 10:49

    Россия теряет позиции основного поставщика газа на южном направлении. В 2020 году по поставкам голубого топлива в Турцию Россию обошли Азербайджан, Иран, Катар и Алжир.

    В марте прошлого года доля поставок российского газа в Турцию составляла 33%, это 1,4 млрд куб. метров. В марте 2020 году доля составила всего лишь 9,9% (389 млн куб. метров). К тому же, Соединенные Штаты увеличили поставки своего СПГ на 300%.

    От «Газпрома» разбегаются покупатели. Еще не много и Белорусы тоже отвернутся. Навязывание цены при помощи силы уже вряд ли пройдет. Неповоротливая структура российского холдинга демонстрирует серьезную косность, глядя на которую некоторые эксперты заговорили о скорой реформе компании или даже ее дробление. почитайте Газ Батюшка.

    • Анонимно
      3.06.2020 11:39

      Ничего страшного - это естественные временные колебания. Никто не способен поколебать естественные преимущества российского газа в Европе - географию и низкую себестоимость.

  • Анонимно
    3.06.2020 11:57

    Есть ещё филиалы на которых развал полный.
    Изделия для Газпрома (которое такое же национальное достояние, как КМПО), а зарплата нищенская. Работники получают по 15000. Своим не платят, а нагнали Ипешников. Перевели на четырехдневку, а заставляют работать и в выходные.

    • Анонимно
      3.06.2020 13:11

      Я работник Кмпо с 2006 года - нет у нас 4х дневки!Или это не про нас ? И зарплата в 2 раза больше, у большинства и в 3раза. Что пишут??Зачем? Не путайте с Квз!

  • Анонимно
    3.06.2020 12:01

    Интересно, КМПО могут изготавливать турбины для двигателей авто? И заниматься их ремонтом и обслуживанием?
    Рынок большой, думаю если они могут это делать, то это для них перспективная ниша.

    • Анонимно
      3.06.2020 12:23

      Когда на КМПО выполнят расчет стоимости изготовления автомобильной турбины, окажется, что она будет стоить дороже нового автомобиля.

    • Анонимно
      3.06.2020 17:14

      Когда уберут 3 этажа бухгалтерии, сотню сотрудников отдела продаж и маркетинга, ролт которых, с учетом чрезвычайной узкозти рынка выполнял один человек, и просчий не технический персонал, тогда может быть накладные расходы снизятся с 3000% до 100%. Тогда все возможно!

      • Анонимно
        3.06.2020 20:06

        Тогда завод умрет, потому что Газпром просто все купит у Сименс или аналоги, и дешевле и качество лучше.

  • Анонимно
    3.06.2020 12:45

    Если сейчас Каримуллин достал из заначек полмиллиарда рублей, значит ранее он их туда положил, что бы не платить налог на прибыль?

  • Анонимно
    3.06.2020 13:14

    Главное что все равно спрос на рабочие руки есть в Татарстане, это очень хорошо

  • Анонимно
    3.06.2020 13:37

    "В свою очередь, ряд производителей — НПО «Старун», «Кузнецов», «Авиадвигатель», «ОДК-Пермские моторы» — входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию»,.."

    В свою очередь, я предлагаю БО Запатентовать название " СТАРУН".
    За идею, думаю, выставите мне бутылочку другую..

    • Анонимно
      3.06.2020 13:48

      Точно и Отчет производителя КОМПРЕССОРНОГО оборудования изучал «БИЗНЕС Online».
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/470706.

      падает падает квалификация

    • Анонимно
      3.06.2020 14:41

      читаю и вижу "Сатурн", уже бутылочка пошла??

  • Анонимно
    3.06.2020 13:39

    в условиях пандемии только работнки курпных предприятий оказались защищенными. Многие отрасли совсем провалились. А уж о туристической и говорить не приходится.

  • Анонимно
    3.06.2020 18:25

    карикатура,
    а не КМПО.

  • Анонимно
    3.06.2020 19:11

    Карикатурой стала наша жизнь в России. Живем как в фантистическом фильме: в маске и перчатках!

  • Анонимно
    3.06.2020 19:45

    РАЗ резервы достали, значит это кому-нибудь нужно

  • Анонимно
    3.06.2020 20:48

    Ой, все тут аналитики такие классные, то то я смотрю по всей стране экономику подняли с такими «умами»

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования