БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$72.94 86.52 Нефть 45,31
Казань Погода в Казани 21°C
Гузель Улумбекова: «К разрушению инфекционной службы в России привела система ОМС»
16 Июня
 
16.06.2020

Гузель Улумбекова: «К разрушению инфекционной службы в России привела система ОМС»

Кто авторы реформ, загубивших российскую медицину, и какие выводы пора сделать из пандемии коронавируса

«Если бы смертность в РФ с 1990 по 2020 год была на уровне 10,6 случая, как в «новых» странах ЕС, мы бы сохранили за этот период более 13 миллионов жизней», — говорит руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, почему такие страны, как Испания и Великобритания, перешли на бюджетную модель финансирования медицины и сколько на самом деле получают российские врачи и медсестры.

Гузель Улумбекова: «Проблема российского здравоохранения — это бездарные реформы последних лет, которые инициировали экономисты» Гузель Улумбекова: «Проблема российского здравоохранения — бездарные реформы последних лет, которые инициировали экономисты» Фото: Елена Прокопова, wikimedia.org, (CC BY-SA 4.0)

«НИЩЕЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ УБИВАЕТ РОССИЮ»

— Гузель Эрнстовна, на ваш взгляд, было ли российское здравоохранение готово к эпидемии коронавируса COVID-19?

— Все меры, которые приняты по борьбе с коронавирусом, можно разделить на два блока. Первый — санитарно-эпидемиологические, то есть ограничение социальных контактов, закрытие школ и бизнесов, отмена авиарейсов, дезинфекция транспорта и другие. Всем этим у нас занимается Роспотребнадзор — отдельная структура, не подчиняющаяся минздраву России. Второй блок мер — в системе здравоохранения. Она у нас в стране представлена федеральным министерством и региональными органами управления, причем последние минздраву напрямую не подчиняются. Итак, с точки зрения санитарных мер мы делали все примерно так же, как другие европейские страны, — не хуже, не лучше. Что касается системы здравоохранения, то и мы, и многие другие западные страны столкнулись с близкими трудностями.

Какие проблемы были общими? Дефицит кадров, стационарных коек, сложности в управлении между центром и регионами, неповоротливость страховой системы финансирования здравоохранения. Только российскому здравоохранению было несоизмеримо тяжелее. Объясню почему. Несмотря на то что в Москве, Татарстане и ряде других регионов делали все возможное и невозможное, этого можно было бы во многом избежать, если бы в предыдущие десятилетия наша система здравоохранения не была демобилизована длительным недофинансированием, бездарными реформами, неэффективной системой управления и финансирования медицинских организаций и, самое главное, нетерпимым отношением общества к медицинским работникам.

Касательно финансирования. По сравнению со странами Восточной Европы, такими как Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, у нас госрасходы в расчете на душу населения, оцененные по паритету покупательной способности, почти в 2 раза ниже, чем в этих странах: 880 долларов против 1 665. Если говорить о доле ВВП, то в 2019-м мы тратили 3,5 процента ВВП (мы долгие годы выше никогда не поднимались), а в тех странах последние 20–30 лет государственная система здравоохранения финансировалась в объеме не меньше 5 процентов ВВП. Соответственно, они могли себе позволить больше бесплатных лекарств, больше расходных материалов, большие объемы медицинской помощи. А нищее здравоохранение убивает Россию: если бы смертность в РФ с 1990 по 2020 год была на уровне 10,6 случая [на тысячу человек], как в «новых» странах ЕС, то мы бы сохранили за этот период более 13 миллионов жизней российских граждан.

Вторая проблема российского здравоохранения — бездарные реформы последних лет, которые инициировали экономисты. Сегодня организаторы здравоохранения всех стран, включая США, Великобританию, Германию, Австрию, приходят к выводу, что напрямую рыночные инструменты управления к здравоохранению неприменимы. К сожалению, в последние годы системой здравоохранения рулили экономисты и правительства им безгранично доверяли.

Как говорил Лазарь Каганович, у каждой аварии есть имя, фамилия и должность. Так кто же эти люди, которые провели столь бездарную реформу оптимизации? Я могу назвать имена. В 2012 году президент РФ Владимир Путин совершенно справедливо указал, что надо поднять оплату труда медработников. Но для этого, конечно, были необходимы дополнительные деньги. В минфине их не оказалось, и призвали экономистов, которым поставили задачу найти резервы внутри здравоохранения. Этот «заказ» выполнила Высшая школа экономики (профессора Игорь Шейман и Сергей Шишкин) и Научно-исследовательский финансовый институт минфина (кандидат экономических наук Владимир Назаров). Экономисты в глаза пациентам никогда не смотрели и, к сожалению, не понимают, что в здравоохранении главное — это вовремя обеспечить больному качественную медицинскую помощь, а не достичь суперэкономических результатов. Потому они решили, что коек у нас много, врачей избыток и вообще число платных медицинских услуг надо увеличивать. В результате на основе этих неверных выводов родилось распоряжение о «дорожных картах», или пресловутая оптимизация. Я не буду касаться сокращения ФАПов, сельской медицины, что происходило и до того, что тоже было не продумано. Самое обидное, что с 2012 по 2018 год в постоянных ценах государственное финансирование здравоохранения сократилось на 4 процента. Притом эти и без того небольшие средства перераспределялись на строительство новых мощностей для оказания высокотехнологической медицинской помощи. Но если в целом в кошельке денег убыло и вы стали тратить по какой-то статье больше, то, естественно, на другие расходы осталось меньше. Так вот у нас осталось меньше средств на оказание наиболее массовых видов медицинской помощи — первичной медико-санитарной и скорой.

У нас осталось меньше средств на оказание наиболее массовых видов медицинской помощи — первичной медико-санитарной и скорой «У нас осталось меньше средств на оказание наиболее массовых видов медицинской помощи — первичной медико-санитарной и скорой» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОИЗОШЛА ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ — ВМЕСТО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВРАЧИ СТАЛИ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ»

— Я знаю, что вы в пример ставите всегда советскую систему здравоохранения. Что не так с финансированием сегодняшней российской?

— У нас до распада СССР была плановая бюджетная система финансирования. Медицинские организации, их расположение планировались в сельской и городской местности в соответствии с потребностями населения. Они финансировались по смете: если надо в этом месте содержать медицинскую организацию для обеспечения доступной помощи, значит, она там будет и у нее появится гарантированное финансирование. А мы решили после развала СССР «собезьянничать» с иностранцев и ввели систему обязательного медицинского страхования (ОМС). На самом деле вместо того надо было просто в бюджетную модель финансирования добавить дополнительные средства. Я не против системы ОМС как таковой, это одна из моделей солидарного финансирования здравоохранения. Но в тех странах, где изначально была, она на месте. И надо помнить, что система ОМС с точки зрения администрирования намного дороже бюджетной модели. Кстати, многие страны перешли именно на бюджетную модель финансирования, например Испания, Великобритания, Италия, Швеция, Норвегия. Там нет ОМС — средства на здравоохранение собираются централизованно и формируются из налогов.

Но если в стране уже что-то действует и работает, то менять надо лишь тогда, когда есть серьезные основания. Таковых в России в части замены бюджетной модели финансирования на модель ОМС не было. Вдобавок мы еще в системе ОМС между государственными территориальными фондами ввели частные страховые медицинские организации, чем усложнили систему доведения денежных средств до медицинских организаций. Кроме того, в ОМС действует правило «деньги следуют за пациентом». Этот принцип разрушил стройную систему маршрутизации больных и преемственность в оказании медицинской помощи. Представьте себе: больница в сельской местности, пациентов или объемов помощи мало, тарифы на оказание медпомощи низкие. Соответственно, бюджет учреждения (тарифы, помноженные на объемы помощи) не покрывает расходы на содержание этой маленькой больницы, или ФАПа, или центральной районной больницы. Так же и с инфекционными больницами: раз нет эпидемии, то нет больных. Значит, койки нужно сокращать?

Поэтому система ОМС, в которой медицинские организации вынуждены зарабатывать, во многом привела к разрушению инфекционной службы, скорой помощи и тем самым снизила доступность медпомощи, особенно на селе и в малых городах.

Третья серьезная проблема российского здравоохранения — нетерпимое отношение к нашим медработникам. У нас, несмотря на то что приняты указы президента о повышении зарплат, идет мощный отток кадров из отрасли. Кстати, Татарстану тут тоже нечем похвастаться, сейчас-то здесь подняли зарплату, но долгие годы экономили на медиках. Да, развивали высокотехнологичную медицину, строили и оснащали центры, но экономили на зарплатах врачей. Так вот, если убрать из расчетов заработную плату московских, петербургских докторов, то оклады их коллег в большинстве регионов будут 20–25 тысяч рублей, а у медсестер — 10 тысяч. Это нищенские оклады! Естественно, медработникам приходится брать полторы-две ставки, чтобы заработать на жизнь. К тому же им мешает масса никчемных, никому не нужных проверок, необоснованных требований, которые невозможно исполнить или которые нужны только финансистам.

Система ОМС, в которой медицинские организации вынуждены «зарабатывать», во многом привела к разрушению инфекционной службы, скорой помощи и тем самым снизила доступность медпомощи «Система ОМС, в которой медицинские организации вынуждены зарабатывать, во многом привела к разрушению инфекционной службы, скорой помощи и тем самым снизила доступность медпомощи» Фото: «БИЗНЕС Online»

Огромный стресс вызывают третирования со стороны следственного комитета и потребительский экстремизм. Мы ведь не бытовую услугу оказываем, а спасаем здоровье и жизни наших граждан! В систему здравоохранения идут особенные люди. Им памятник надо ставить, что они до сих пор при таких зарплатах исполняют свой долг. А сегодня произошла подмена понятий — вместо оказания медицинской помощи врачи стали оказывать услуги, что противоречит смыслу нашей профессии — служению!

Четвертая проблема — децентрализация управления. Здравоохранение должно быть полувоенной системой. Представьте себе: у нас во главе минобороны Сергей Шойгу, а в каждой республике и регионе будет свой начальник, который станет по-своему решать все вопросы, да еще каждая региональная армия начнет за солдат (медицинских работников) конкурировать. Какая тогда оборона будет? Так же и в здравоохранении невозможно, чтобы система стала децентрализованной. Для того чтобы обеспечить всем гражданам страны доступную медицинскую помощь и быть готовым к чрезвычайным ситуациям, все должно управляться из единого центра. Правда, тогда выдвигаются очень высокие требования к тем, кто принимает решения.

Эпидемия эту проблему показала, когда каждый регион, за исключением санитарно-эпидемиологических требований (данная служба, кстати, централизована), койки по-своему строил, конкурировал друг с другом за врачей, средства индивидуальной защиты, аппараты ИВЛ. Регионы и до эпидемии соперничали между собой за медицинских работников, так как врачи уезжают туда, где больше платят, оголяя свои регионы. Например, из Московской области отправляются в Москву, из Псковской — в Московскую. Это абсолютно неверные подходы. Кстати, служба санитарно-эпидемиологического надзора и другие ведомства по безопасности здоровья населения, например медицина катастроф, которая сегодня подведомственна другому учреждению, также должны подчиняться федеральному минздраву. Только так можно обеспечить единый скоординированный ответ и в мирное время, и тем более при чрезвычайных ситуациях.

Я вам назвала четыре главные причины, которые показали, почему нашей системе было в десятки раз тяжелее бороться с эпидемией. Но я хочу сказать, что в целом управленцы в здравоохранении старались: я видела, как это в Москве происходит, и наш федеральный минздрав старался, только вот полномочий у него практически не было никаких. Но самое тяжелое, что весь первый удар эпидемии взяли на себя врачи, медицинские сестры, а также рядовые работники здравоохранения — водители скорой помощи, младший медицинский персонал. Это те люди, к которым мы так бездарно относились в последние годы. И абсолютное большинство из них беззаветно исполняли свой долг. Многим подобное стоило жизни. По разным данным, в России скончались от 200 до 300 наших медработников, а это 5–7,5 процента от всех умерших от коронавируса. Например, в Италии скончались 160 медицинских работников — 0,3 процента от всех умерших, в США — 0,1 процента. В любом случае у нас в десятки раз больше умерло, чем за границей. Конечно, были и факты замалчивания, и преследования медработников за то, что они сообщали о нехватке средств индивидуальной защиты. Наоборот, пусть говорят! Это нормально, когда есть обратная связь. Преследовать за такое недопустимо.

Цена здравоохранения и медработников — это цена вашего здоровья. Тут экономии быть не может! «Цена здравоохранения и медработников — это цена вашего здоровья. Тут экономии быть не может!» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«важно перейти на бюджетную модель финансирования»

— Что делать, чтобы сохранить устойчивость системы здравоохранения? Я знаю, что у вас есть предложения по реформированию российского здравоохранения.

— Время экономических реформ закончилось. Эпидемия показала, что и у общества, и у власти должно измениться отношение к медработникам и в целом к системе здравоохранения. Цена здравоохранения и медработников — это цена вашего здоровья. Тут экономии быть не может!

И чтобы изменить вектор развития российского здравоохранения, сначала нужно провести реформу управления и сделать централизованную систему. Федеральному министру должны подчиняться все региональные министры, санэпиднадзор и вся служба по безопасности здоровья населения.

Второе — необходимо увеличить госрасходы на здравоохранение. Минимум — 6 процентов ВВП. Сегодня мы тратим на здравоохранение 3,8 триллиона рублей, а надо, чтобы это было (в ценах 2019-го) как минимум 6,5 триллиона. Каждый год, включая 2020-й, нужно поэтапно добавлять по 1 триллиону. Тогда к 2022-му финансирование здравоохранения будет как раз 6,5 триллиона рублей — это 6 процентов ВВП. Из дополнительных средств одна треть — на обеспечение широких слоев населения бесплатными лекарствами в амбулаторных условиях, треть — на повышение квалификации медработников, обеспечение инфекционной безопасности медучреждений в условиях затянувшейся эпидемии и реализацию ряда специальных программ.

Также важно перейти на бюджетную модель финансирования. Для этого надо устранить частные страховые организации из цепочки доведения государственных средств до медучреждений, передав их функции государственным ведомствам. Все деньги собрать в одном кошельке и распределять по регионам в соответствии с потребностью.

Нужно оплачивать медицинские организации по смете, чтобы не было такого: раз нет больного, значит, станем сейчас сокращать койки и штат. А народу куда обращаться? Во главе должна быть не экономика, а доступность и качество медицинской помощи — для этого и создаются системы здравоохранения. Наша цель — народ спасать! Конечно, элементы рыночных подходов должны быть, например, это может быть мотивация за качество и объемы работы.

Надо оплачивать медицинские организации по смете, чтобы не было такого: раз нет больного, значит, будем сейчас сокращать койки и штат «Нужно оплачивать медицинские организации по смете, чтобы не было такого: раз нет больного, значит, станем сейчас сокращать койки и штат» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Следующее, что мы должны сделать, — изменить положение медработников, чтобы у них были достойные и безопасные условия для жизни и работы. Для этого необходимо установить на федеральном уровне одинаковый базовый оклад. Зарплата врача состоит из базового оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Базовый оклад у доктора должен быть минимум четыре МРОТ, у среднего медперсонала — два МРОТ, у водителей и младшего медперсонала — 1,5 МРОТ. А все остальные надтарифные надбавки должны быть в дополнение к этому окладу по одинаковым принципам во всех регионах.

Надо установить законодательно обоснованные нормы трудовой нагрузки для медицинских работников. По основной должности продолжительность рабочей недели в мирное время не должна превышать 40 часов (максимальное совместительство не более 1,2 ставки). Конечно, к таким показателям мы сможем перейти только поэтапно, когда в отрасли появятся дополнительные кадры.

Также необходимо повысить качество медицинского образования и науки. У нас профессорско-преподавательский состав вузов и медицинских колледжей получает зарплату меньше, чем врачи и медицинские сестры. Соответственно, не происходит обновления высшей школы, а преподаватели должны думать о заработках вместо того, чтобы повышать свою квалификацию.

Российская наука также недофинансирована, расходы на нее в нашей стране в 7–10 раз меньше, чем в западных государствах. Надо вкладывать в это! В советские времена понимали, что наука, хорошее образование нужны для развития страны, и уж их никогда не обделяли. Поэтому и были выдающиеся прорывы в экономике. Например, всего через 12 лет после разрушительной Второй мировой войны Советский Союз запустил первый в мире спутник. Можете себе такое представить?

Не могу не отметить огромную роль советской медицины в Великой Победе. Благодаря централизованной системе управления в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны система здравоохранения возвращала в строй до 80 процентов раненых и 90 процентов заболевших. Значит, было грамотное управление, значит, принимались умные профессиональные решения. Кстати, тогда, в годы войны, удалось избежать эпидемий.

И в завершение скажу, что в системе здравоохранения необходимо обеспечить обязательную готовность к чрезвычайным ситуациям. Должна быть разработана специальная госпрограмма в этом направлении, протоколы, созданы резервы (коек, кадров, средств индивидуальной защиты), проводиться учения. Именно так и было в советское время.

Российская наука также недофинансирована, расходы на нее в нашей стране в семь-десять раз меньше, чем в западных страна. Надо вкладывать в это «Российская наука также недофинансирована, расходы на нее в нашей стране в 7–10 раз меньше, чем в западных государствах. Надо вкладывать в это!» Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

«Чудес не бывает, при такой инфицированности в России следовало ожидать большей смертности, как в Италии, Испании и США»

— Вы хвалите советскую систему здравоохранения. На ваш взгляд, могла бы она столкнуться с такой эпидемией? Допустила бы ее?

— Избежать этого невозможно, у вируса нет границ. Но в советской системе были верные основополагающие принципы: плановый характер развития, бюджетная модель финансирования, огромная профилактическая составляющая, мощное первичное звено, включая производственную медицину. У нас существовала блестящая производственная медицина, которая защищала здоровье работающего населения. А после распада СССР развалилась и производственная медицина, новые владельцы крупных предприятий перестали заботиться о своих производственных силах. Поэтому и смертность трудоспособного населения в стране возросла в 1,7 раза. Только сейчас, спустя 30 лет, смертность трудоспособного населения вернулась к уровню 1990 года. Могу сказать, что счастливым исключением из этого печального правила стали «Российские железные дороги», которые сохранили свою производственную медицину практически в полном объеме, а тем самым и здоровье своих работников.

Да, возможно, в советской медицине было мало высоких технологий, может, где-то имелся излишний коечный фонд, но все это компенсировалось доступным первичным звеном здравоохранения в каждом уголке страны. Люди могли получить помощь: приходишь в поликлинику, а тут тебе и врач первичного звена, и доктор-специалист, и физиотерапию сделают, и рентген. Не зря ВОЗ признала тогда, что наша система оказания первичной медико-санитарной помощи лучшая в мире. Поэтому в нынешних реалиях основные принципы организации советской медицины, особенно первичного звена, конечно, должны учитываться при формировании новой системы.

Что касается эпидемии коронавируса, то, я думаю, в силу централизации управления в системе здравоохранения тех лет ответ был бы более четкий и скоординированный, особенно в разрезе «центр — регионы».

— Раньше тоже случались вспышки коронавируса, а это и SARS, и MERS…

— SARS и MERS нас не касались. Тайвань, Южная Корея, которые столкнулись ранее с SARS, сегодня дали быстрый и правильный ответ, поэтому у них мало заболевших, а умерших в Тайване всего 8 человек, хотя до Китая совсем недалеко, да и в стране высокая плотность проживания населения. Тайвань, Южная Корея, Китай принимали более решительные, скоординированные действия и очень своевременные по сравнению с некоторыми европейскими странами. Они даже жесткие меры изоляции не вводили (за исключением Ухани), но зато у них было массовое тестирование, отслеживание контактов зараженных и их строгая изоляция. Мы тоже старались. Но у нас очень высокая концентрация проживания людей в Москве, да и не все граждане в начале эпидемии серьезно отнеслись к рекомендациям по самоизоляции.

У нас очень высокая концентрация проживания людей в Москве, да и не все граждане в начале эпидемии серьезно отнеслись к рекомендациям по самоизоляции «У нас очень высокая концентрация проживания людей в Москве, да и не все граждане в начале эпидемии серьезно отнеслись к рекомендациям по самоизоляции» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Один из самых обсуждаемых вопросов — нужны ли были карантинные меры или мы могли сделать так, как в Швеции и Беларуси?

— Однозначно необходимы! Даже нечего обсуждать. В Беларуси и Швеции всего 10 миллионов человек и достаточно нескученное проживание. Сегодня в Швеции одни из самых высоких показателей смертности от COVID-19 среди населения (45 человек на 100 тысяч). Не забывайте: в Москве 13 миллионов жителей столицы и 3 миллиона приезжих — и все на маленьком пятачке. Возможно, в каких-то других регионах можно было бы помягче меры вводить.

— Настало время снимать все ограничения?

— Вы должны понять, что специфического эффективного лечения нет, специфической профилактики, то есть вакцины, — тоже, как и коллективного иммунитета. Даже в Швеции, где были контакты между гражданами, антитела определяются только у 20 процентов населения. Поэтому, постепенно открывая контакты, мы должны соблюдать все меры безопасности. Какие? Вы прекрасно знаете. Это ношение масок, потому что вирус передается преимущественно воздушно-капельным путем. Его особенность в том, что у него очень много бессимптомных случаев. Мы с вами чувствуем себя хорошо, а на самом деле можем распространять вирус. Для кого-то это может обернуться тяжелым заболеванием. Потому, повторюсь, обязательно во всех общественных местах носить маски, соблюдать дистанцию в 1,5–2 метра и избегать скученности.

— До этой эпидемии у нас не было столь строгих эпидемиологических требований. Как думаете, после данной ситуации что-то изменится в сознании людей? Будем ли мы осторожнее, допустим, при тех же эпидемиях гриппа, которые повторяются ежегодно?

— Говорят, что во многих странах упала заболеваемость гриппом, кишечными инфекциями. Я рада, что люди будут внимательнее относиться к санитарно-гигиеническим мерам, потому что очень многие про это забыли. Кстати, в советском периоде была огромная санитарно-просветительная работа. А мы пребывали в последнее время во благости, что побороли все инфекции. Так вот, благости закончились.

— Но, допустим, в США на здравоохранение тратится много средств. Почему они тогда тоже оказались не готовы к такой эпидемии?

— Что значит «не готовы»? Это очень непростое решение — закрыть на изоляцию людей, бизнес, школы, остановить экономику. Многие ученые и эпидемиологи, конечно, справедливо говорят, что надо было дней на 10 пораньше начать меры социальной изоляции, чтобы остановить массовое распространение вируса в США, особенно в таких густонаселенных городах, как Нью-Йорк. Потом нужно понимать, что в США высокая смертность связана с тем, что много граждан старшей возрастной группы с множественными факторами риска: избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания, диабет. А мы знаем, что в США эти факторы широко распространены.

Чудес ведь не бывает, при такой инфицированности в России следовало ожидать большей смертности, например, как в Италии, Испании и США «Чудес ведь не бывает, при такой инфицированности в России следовало ожидать большей смертности, например как в Италии, Испании и США» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы в наши данные по смертности верите?

— Я думаю, что с самого начала мы как-то по-другому кодировали причины смертности. Чудес ведь не бывает, при такой инфицированности в России следовало ожидать большей смертности, например как в Италии, Испании и США. Потому сегодня наше правительство сделало поправки по этому вопросу.

— Как думаете, насколько больше?

— После пересмотра реальное число смертей от COVID-19 у нас будет в 1,5–2 раза выше. Мне сложно сказать сейчас. Однозначно роль ВОЗ в этом плане важна: нужно с самого начала для всех стран иметь единые принципы кодирования смертей, чтобы данные были сопоставимы, и дать соответствующие разъяснения. ВОЗ, кстати, так практически и сделала, но все-таки разные подходы остались.

— Я правильно понимаю, что здравоохранение не должно жить законами рынка? Можно ли ситуацию в отрасли назвать провалом рынка?

— Все правильно сказали. У нас должны быть лишь отдельные рыночные подходы в здравоохранении. Наша полувоенная система отвечает не только за финансовую эффективность, но и в первую очередь за здоровье и жизни людей. Главное, чтобы осознание этой новой роли здравоохранения стало единодушным.

Гузель Эрнстовна Улумбекова родилась 2 августа 1962 года в Казани.

С 1969 по 1979 год училась в общеобразовательной школе №18 Казани, которую окончила с золотой медалью.

В 1985-м окончила Казанский государственный медицинский университет по специальности «врач-терапевт» с отличием.

В 1994-м основала и по 2006 год возглавляла издательство «ГЭОТАР-Медиа» — крупнейшее медицинское издательство в РФ, определяющее информационно-образовательную политику в здравоохранении.

С 2007 по 2009 год была советником губернатора Самарской области и отвечала за разработку Стратегии развития здравоохранения Самарской области.

В 2008-м назначена ответственным секретарем комиссии по разработке «Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения РФ до 2020 года» и организовывала работу этой комиссии.

С 2003-го занимается активной экспертной деятельностью по вопросам организации здравоохранения в Общественной и Торгово-промышленной палатах РФ, комитете ГД РФ по охране здоровья, центре стратегических разработок при минэкономразвития России, совете ВОЗ по доказательной медицине и др. Проводила анализ законопроектов «Об обязательном медицинском страховании в РФ», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др.

В 2013 году Улумбековой была присвоена степень кандидата медицинских наук, а в 2014-м — звание доктора медицинских наук. Тема докторской диссертации — «Научное обоснование направлений развития здравоохранения РФ на среднесрочный период».

Автор монографии «Здравоохранение России. Что надо делать» (2010, 2015, 2019), соавтор учебника для медицинских вузов «Общественное здоровье и здравоохранение» (2011), один из авторов и редакторов национального руководства «Общественное здоровье и здравоохранение» (2013), главный редактор руководства «Повышение качества медицинской помощи и безопасности пациентов в медицинских организациях» (2016).

С 2013 года организовывала разработку и внедрение системы НМО в стране, в том числе объединяла работу научных клинических центров РАН и профессиональных медицинских обществ по данному направлению.

С 2015-го по настоящее время является экспертом центрального штаба «Общероссийского народного фронта» (ОНФ).

В 2015 году Улумбекова основала Высшую школу организации и управления здравоохранением — уникальный научно-методический, экспертный и образовательный центр в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья. 

В 2018-м предложила руководству РАН систему проектного управления по достижению целевого значения ожидаемой продолжительности жизни — 78 лет к 2024 году, координировала разработку научно-клинических программ для формирования национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», разработала методику и рассчитала показатели снижения смертности по каждой из программ, а также сценарные условия достижения целей, внесла предложения по доработке проектов «Старшее поколение» и «Национальные медицинские центры».

В настоящее время координирует работу межведомственного совета РАН, утвержденного президиумом РАН, по разработке национальной лекарственной политики на период 2020–2030 годов, где непосредственно отвечает за макроэкономические расчеты и научное обоснование программы по разработке инновационных лекарств.

Комментарии: 102 Оставить комментарий
Анонимно
16.06.2020 08:19

Реалист.
Благодаря кризису становится все больше интервью со здравомыслящими людьми. Жаль, что все они отстранены от принятия решений.
Что касается медицины-она разрушена. И во многом благодаря как раз переводу её в сферу услуг. В поликлиниках медработники запуганы, сейчас главный принцип - угодить пациенту. "Потребительский терроризм", лучше не скажешь. Отношение к сотрудникам как к рабам, не нравится-увольняйтесь, разговор короткий.
План по пациентам-какой идиот это придумал?? Если не выполнил план-не получишь надбавку. Вот и сидят занимаются приписками посещаемости.
Профанация медицины, исказили всю суть, подменили смысл и назначение.

  • Анонимно
    16.06.2020 08:13

    Грамотно. Такие люди и должны руководить медициной

    • Анонимно
      16.06.2020 08:56

      В 2008 году назначена ответственным секретарем комиссии по разработке «Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения РФ до 2020 года» и организовывала работу этой комиссии
      С 2013 г. организовывала разработку и внедрение системы НМО в стране, в том числе объединяла работу научных клинических центров РАН и профессиональных медицинских обществ по данному направлению.
      С 2015 года по настоящее время является экспертом Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ).

      )))
      А теперь вопрос: Понятно, что уже нашли "козлов отпущения" в Высшей школе экономики в виде третьеразрядных преподавателей-экономистов.
      ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, Карл. )))
      Которых и назначили виновными в развале медицины в России.
      А где в ответах госпожи Улумбековой настоящие виновные?
      Вице-премьеры, министры, руководители многочисленных медицинских НИИ ?

      • Анонимно
        16.06.2020 09:31

        Фамилии министров и вице- и прочих медменеджеров лего можно найти в инете. А вот сотрудников ВШЭ вам никто просто так не раскроет.

      • Анонимно
        16.06.2020 13:01

        У нее муж бывший замминистра атомной энергетики. Вы думаете она что скажет что-то плохое про министров)))

      • Анонимно
        25.07.2020 11:39

        Прочитала статью и обрадовалась здравомыслию автора, но прочитав послужной список, поняла, что снова вместо решения проблем, предлагается найти виновных среди стрелочников. Печально.

    • Анонимно
      16.06.2020 13:03

      Руководить медициной не нужно. Нужно просто ее нормально финансировать. Когда у вас образование и медицина стоят на последнем месте после армии, флота, росгвардии, МЧС, ОПК и прочих, не ждите, что они будет адекватными.

    • Анонимно
      25.07.2020 22:28

      Сиюминутная конъюнктура.

  • Анонимно
    16.06.2020 08:19

    Реалист.
    Благодаря кризису становится все больше интервью со здравомыслящими людьми. Жаль, что все они отстранены от принятия решений.
    Что касается медицины-она разрушена. И во многом благодаря как раз переводу её в сферу услуг. В поликлиниках медработники запуганы, сейчас главный принцип - угодить пациенту. "Потребительский терроризм", лучше не скажешь. Отношение к сотрудникам как к рабам, не нравится-увольняйтесь, разговор короткий.
    План по пациентам-какой идиот это придумал?? Если не выполнил план-не получишь надбавку. Вот и сидят занимаются приписками посещаемости.
    Профанация медицины, исказили всю суть, подменили смысл и назначение.

    • Проекты, указы и сотни комиссий
      На фоне уставших врачей от ревизий,
      Имели застрельщиков этих реформ,
      Грузивших страну в грёзы как хлороформ.

      Под крики ура провели обнуление,
      Разрушив бесплатное здравохранение.
      Но авторы вновь обещанья дают
      И продолжается в их честь салют…

    • Анонимно
      16.06.2020 09:57

      Раньше в Казани была платная клиника на Право-Булачной и на Курской. И всё. Теперь платных клиник пруд пруди.

      • Анонимно
        16.06.2020 11:17

        Только в большинстве платных вас будут долго мурыжить всевозможными анализами, рассказывая невероятные истории, про то как банальный бронхит возникает из-за проблем с желудком, который дескать снизу давит на лёгкие. Это реальный эпизод.

        • Анонимно
          25.07.2020 15:37

          Правильно им как-то тоже надо выживать. Вот и придумывают небылицы!

      • Анонимно
        16.06.2020 12:35

        Если бы медицинское обслуживание было на должном уровне платные клинки отпали сами собой. у меня родственница практикующий врач, но мы все под богом ходим. надо было сделать срочную операцию, а квоту ждать полгода, и пришлось операцию платно, если даже врачам не дают должное лечение бесплатно, куда катится наше государство.

      • Анонимно
        16.06.2020 13:05

        Это не клиники. Ничем серьезным там не занимаются. Так, фурункул вскрыть, к терапевту сходить, аборт сделать. Реальных платных медучреждений в РФ (кроме Москвы) нет.

      • Анонимно
        16.06.2020 15:32

        да, сейчас их больше чем парикмахерских, а аптек больше чем парикмахерских в несколько раз

    • Анонимно
      16.06.2020 12:15

      А в нашей стране на государственном уровне принята программа по подмене понятий. Да и не только понятий, а всего реального, нужного

      • Анонимно
        16.06.2020 19:35

        Белоруссия как бы не приподносили все правильно делает и развивается с народом.

    • Анонимно
      16.06.2020 13:59

      Сын долго болел, сделали 6 операций. И абсолютно все не отказались от денег, и хирурги, и медсестры. Мне кажется, если врачам поднять зарплату в 10 раз (особенно в стационаре), все равно от подношений не откажутся. В поликлиниках да, врачи работают на полном энтузиазм, за копейки по нашим деньгам.

      • Анонимно
        16.06.2020 14:10

        В начале 2000-х поднимали топ-чиновникам зарплату официальную.
        Объясняя , что в итоге они не будут брать взятки.
        Что имеем сегодня?
        Официальную зарплату в 500-800 тысяч в месяц.
        В 15-20 раз больше средней по России.
        И "другие" доходы, во многом "сопутствующие", в сумму 10-20 млн. в месяц.

      • Анонимно
        16.06.2020 15:16

        Так врачи, медсестра и так далее . . . деньги у Вас просили или Вы сами давали?

        • Анонимно
          16.06.2020 16:36

          Ни разу не сталкивались с этой проблемой? Всегда тонкий намёк.

          • Анонимно
            16.06.2020 20:02

            Легла на операцию. Первым делам соседи по палате рассказала о таксе - кому, за что и сколько. Да, пенсионерам скидки или можно вообще не платить)))

    • Анонимно
      16.06.2020 20:48

      Проверьте детские поликлиники, где особенно грешат приписками посещаемости, а значит есть и другие нарушения по цепочке

      • Анонимно
        17.06.2020 07:34

        Проверьте свою страховую компанию ОМС, насколько ниже рыночной стоимости она оплачивает ваши визиты к врачу. А в трети случаев - вообще никак не оплачивает.

      • Анонимно
        17.06.2020 07:39

        Все визиты педиатров к новорожденным детям, до 1 месяца - это чистое волонтерство, врачебная благотворительность.

  • Анонимно
    16.06.2020 08:21

    Ничего нового. Выявить просчеты других оптимизаторов...

  • Анонимно
    16.06.2020 08:34

    Вот вам и причина пандемии и того хаоса, в котором живем.

    • Анонимно
      16.06.2020 09:03

      Почему бы ей не сказать правду? Всеми способами избавиться от лишних едоков на баррель нефти. Зравоохранение впереди всех!

      • Анонимно
        16.06.2020 09:54

        "Нищее здравоохранение убивает Россию"? Это нищая богатая Россия убивает здравоохранение! Добила почти уже!))

    • Анонимно
      16.06.2020 09:34

      Это причина не только пандемии, а уровня медицины вообще.
      Если в Казани и до этого считалось нормой стоять 12-14 месяцев в очереди на операцию или 7-8 месяцев очередь в поликлинике на УЗИ, то о какой бесплатной медицине может идти речь.
      Конечно же все шли на платные операции. Причём к этим же врачам.

      • Анонимно
        16.06.2020 09:59

        В каждой поликлинике есть платные услуги. Оказывают эти услуги те же самые врачи, к которым по полису на приём попасть трудно. УЗИ, к примеру, делают на оборудовании, закупленного на бюджетные деньги. Чего ж удивляться, что талон на УЗИ приходится ждать по 1-2 месяца, а на платной основе хоть на другой же день.

        • Анонимно
          16.06.2020 12:39

          идут к этим же врачам бесплатно, потому что деньги с ОМС распределяют на определенное количество только, поэтому стоишь в очереди, я на ФГДС 2 года назад записалась. когда дадут мне талон не известно

        • Анонимно
          17.06.2020 07:54

          Каждый год в поликлиники и больницы приходит документ с лимитами объема оказания медицинской помощи в рамках ОМС, где прописано количество приемов, анализов, исследований. Все что сверх лимита медучреждение делает либо платно либо за свой счет. Если спустили лимит на 500 УЗИ, то по полису ежедневно будут проводить 1-2 исследования.

  • Анонимно
    16.06.2020 08:48

    Есть же конкретные люди, фамилии, ответственные, почему режим их не сажает?

  • Анонимно
    16.06.2020 09:02

    Достойная дочь достойного отца!

  • Анонимно
    16.06.2020 09:03

    Молодца.

  • ПанАлекс
    16.06.2020 09:09

    Очень однобокие суждения! Если говоришь А - говори и Б!
    Такое хорошее начало и грамотный анализ и критичность "оптимизации". А потом дифирамбы правителям и ВОЗ!
    А разве не те же люди, кто разрушал и оптимизировал здравоохранение ныне "организовывает борьбу с коронавирусом"? И разве эта борьба не организована по тем же принципам и инструкциям, по которым разрушали здравоохранение?
    Поэтому нечего врать про статистику Швеции - вы внимательно рассмотрите статистику ЕС и США, где причина смерти, по рекомендации ВОЗ, пишется у всех, с обязательным указанием вероятности ковида-19, доказательства наличия которого (тесты, симптомы) для этого не нужны! Поэтому погибший там от ДТП с наличием ковида, попадает в статистику смертности ... от ковида!Или возьмите нынешние инструкции в РФ по диагностике причины смерти - несмотря на "оптимизаторов" и "рекомендаций ВОЗ" - не смогли там "продавить" приписки всех смертей на ковид! То есть как указала Гузель на "увеличение смертности" припиской всех спорных ситуаций, связанных с пневмонией и осложнений от ОРВИ "на коронавирус"!

    • Анонимно
      16.06.2020 12:44

      вот чтоб статистику чтобы не портить, наши вместо COVID-19 пишут ОРВИ и пневмония, и люди у нас умирают от ОРВИ, когда это было видано чтобы 5 больниц были переделаны в инфекционку и переполнены с диагнозом ОРВИ, не смешите народ, вы что думаете вы один умный и в медицине, и в экономике и политике, а другие тупые.

  • Анонимно
    16.06.2020 09:10

    Чётко и понятно! К сожалению, у нас и в других областях аналогичное. Спасибо!

  • Анонимно
    16.06.2020 09:17

    Я давно писал и пишу что систему ОМС надо вообще убрать. Надо что то другое а при системе ОМС к сожалению в реале для большинства медучреждений бумажка становится главной а не пациент.К сожалению большинство врачей и других в этой сфере стали образно говоря другими так сказать с морально-этической точки зрения хуже чем были и еще есть врачи времен СССР но говорить о том что дело оно свое знают хуже и образование у них хуже я бы не брался утверждать. Я вижу много молодых и умных врачей но пока у них нет еще того уровня практического опыта который необходим но со временем он у них будет.Я вижу что российская скорая помощь если сравнивать с многими другими странами что она лучше по мобильности и прочая но к сожалению современных лекарств у них к сожалению где то 50 на 50.Вот если брать платные услуги но в частных клиниках то там образно говоря фсе хорошо,фсе есть НО дороговато.И большинство тех же врачей в частных клиниках где они подрабатывают ЭТО я бы сказал гении своего дела и те же врачи в государственных поликлиниках где у них основное место работы образно говоря хамло. На мой взгляд надо уходить от нонешней системы ОМС.

    • Анонимно
      16.06.2020 10:01

      Врачи работают и в госучреждении и в платной. Повышение квалификации проходят за госсчет. Надо, чтобы врач работал либо в платной, либо в госклинике.

    • Анонимно
      16.06.2020 13:01

      в США таже система ОМС, но финансирование там больше в 2 раза чем у нас. и у медперсонала зарплата больше чем у нас в разы. и никто там не хамит, потому что там достойная оплата труда в здравоохранение и если в твоем ОМС прописана какие услуги тебе положены по страховке никакие квоты ты не ждешь.

      • Анонимно
        16.06.2020 13:43

        В США нет и никогда не было ОМС. Все страховки там исключительно добровольные. Есть программы medicare и medicaid, но они урезанные, далеко не для всех, и низкого качества.

        • Анонимно
          16.06.2020 19:14

          Верно. В США далеко не всем доступна медпомощь. Модель финансирования социально никак не ориентирована.

  • ПанАлекс
    16.06.2020 09:27

    Вот простые объяснения:
    В Швеции тестируют только тяжелых больных! Отсюда и высокий процент смертности!
    Просто рачительные шведы рассудили, что тратить огромные деньги на тестирование всех - расточительно и бессмысленно!
    А вот в РФ на тестирование уже потрачено порядка триллиона рублей (к сожалению это засекреченная информация и абсолютно ничего нет по цене 1 тестирования и общих затрат на это) и простой вопрос -
    - а зачем столько тестируют и тратят такие безумные деньги, если ТАКОЕ тестирование не дает никакой определенности, абсолютно!
    Ведь они не проверены месяцами тестов, не достоверны, в принципе - их точность 40-70%, что создало такие абсурдные термины как "ложноположительные" и "ложноотрицательные"! В итоге все равно не менее 50% диагнозов - "на глазок" - по симптомам и КТ, то есть "коронавирус" присуждается консилиумом!
    Кроме того в РФ невозможно перепроверить эти результаты тестов! Так любые мгновенные тесты в диапазоне цены в 1,5 тыс. руб. запрещают к ввозу, задерживаются, арестовываются и объявляются фальшивыми без экспертизы! Это чтобы не было конкурентов и не усомнились в оф. диагнозах!

  • Анонимно
    16.06.2020 09:38

    С моей точки зрения медицины не стало в России из за платных услуг,когда врачи начали работать в нескольких мед учреждениях .На государственных больницах они халатно относятся к своим обязанностям так как маленькая зарплата а в платных поликлиниках они и без качества лечения получат свои 500 рублей с пациента.

    • Анонимно
      16.06.2020 13:01

      Как только прочитал "халатно относятся" - сразу стало все понятно с экспертом. "На государственной больнице" - это как? На крыше? Жена 20+ лет работала участковым врачом, потеряла здоровье. Халатно относилась, видимо

  • Анонимно
    16.06.2020 09:41

    Спасибо огромное за это интервью. А Гузель Ханум спасибо за доступное и подробное изложение состояния Здравоохранения в России и что с ним (здравоохранением) делать. Рада, что такие специалисты у нас есть, , главное, чтобы ее услышали и взяли на «вооружение».

    • Анонимно
      16.06.2020 12:19

      К сожалению, ее не услышат. А ведь могут начать преследование за ее правильные мысли. В нашей стране в профильных министерствах и ведомствах засилье непрофильных по опыту и образованию политиканов и чиновников

      • Анонимно
        16.06.2020 15:55

        А мисс "Арбидол" кто по специальности. Явно не медик

      • Анонимно
        17.06.2020 07:50

        Мадам Арбидол - финансист, экономист. Без медицинского образования. А мадам Птичкина была доктором медицинских наук, но оказалась еще хуже, чеммадам Арбидол. Потому что конформизм превращает доктора наук в пустое место.

  • Анонимно
    16.06.2020 09:42

    а почему путена фамилии нет в списке великих реформаторов почему он все проглядел например не пишут..

  • Анонимно
    16.06.2020 09:57

    Виновата власть, которая за 20 лет полностью развалила медицину! И просит дать ей еще время лет на 15. Не нажрались!

  • Анонимно
    16.06.2020 10:04

    9:42.Скоро голосование.

  • Анонимно
    16.06.2020 12:18

    медицину ушла в выгодную продажу справок.

  • Анонимно
    16.06.2020 12:40

    Это как посмотреть. Если задача - сделать медицину адекватной названию колонии с периферийным капитализмом, то она выполнена блестяще!

  • Анонимно
    16.06.2020 12:48

    10:01.Согласен.Я об этом давно писал и пишу в БО.

  • Анонимно
    16.06.2020 12:53

    Господа либерастюки вбрасывающие фейки, "забыли"в каком состоянии была страна после ухода с должности политического банкрота-алкократа, которую возгоавил Путин. Особенно должны быть благодарны ему за прекращение чеченской войны и терроризма,а также возвращение Крыма,накануне превращения его в американскую военную базу.То,что сумели избежать катастрофического ковид-19, когда в США умерли более 100 т. человек,а у нас несравнимомо меньше,тоже его заслуга. Поэтому так ненавидят его на западе и кучка " нью-власовцев" внутри страны.

    • Анонимно
      16.06.2020 13:16

      Уймитесь, нам Соловьева хватает

      • Анонимно
        16.06.2020 14:01

        А нам, более чем хватает, своры эхунов, кормящихся, как на деньги бюджета так и на подачки ходора. Причем, часть " эхо-правдорубов",вроде Альбац и Гуреева, живет за рубежом и оттуда нас поучает.

        • Анонимно
          16.06.2020 15:04

          А по делу? Что на Эхе неправда? Кстати, на какие "подачки" кормится Соловьев, не на бюджетные? И "домик" у него разве не в Италии? А Симоньян? Домик Киселева в Коктебеле наблюдал в прошлом году, занятно. Рекомендую посмотреть и прикинуть, сколько ЭТО может стоить.

          • Анонимно
            16.06.2020 16:02

            15:04. Если быковская власовщина -эхо предательства, и не только прошлых времен, для вас правда,то продолжайте и дальше слушать этот зомби-рупор.Касаемо ваших зорких наблюдений , то Коктебель не забугорье,а "домики"и намного покруче, можете посмотреть и прикидывать сколько стоят намного ближе,в подказанских краях, Борматграде например, на Казанке, даже в черте города или на Свияге.Успехов в зорком наблюдении ,а главное осмысливании увиденного.

    • Анонимно
      17.06.2020 08:06

      Так Путин верно продолжил его дело, его стратегию

  • Анонимно
    16.06.2020 14:15

    Спасибо за статью. Написано все верно, а толку не будет. Я тоже врач 40 лет стажа, Омс это страшно, это равносильно Сердюкову в Министерстве обороны. Начиная с 2008,2010 в городах разрушили райздравотделы, и все бездари оттуда пришли руководить больницами и поликлиниками. И так родилась кормушка ОМС. И не только, началось утверждение плана, выше, больше, по дороже. Навязали платные услуги,. И добили бюджетную медицину и веру во врачей. Конечно имена антигероев известны. Они все в городе, на лексусах. Только толку нет от нас с вами. Всем врачам спасибо. И вам доктор. Улумбекова. Напечатайте. Все кто это прошёл поймут без слов.

    • Анонимно
      16.06.2020 20:57

      Система ОМС позволила отвлечь огромные деньги в личные карманы организаторов и проводников этой системы. Здравоохранение не дополучило и продолжает не дополучать огромные средства. Когда же прекратиться этот откровенный стеб над честью и разумом?

  • Анонимно
    16.06.2020 14:40

    В системе ОМС аккумулируется очень приличная сумма, которой хватит и на достойную зарплату врачей, и на качественное оказание медицинской помощи населению. Только в медицине к сожалению есть монополисты, единственные поставщики лекарственных средств, поставки и техобслуживания оборудования, которые завышением цен оставляют мизерные средства, которых уже не хватает на оказание помощи и зарплату. ОМС этот один из способов изъятия денег от населения, а взамен вы не получаете ничего, вынужденно идете в платные кабинеты, если есть средства

  • Анонимно
    16.06.2020 15:26

    Все правильно сказала! Работаю в больнице в бухгалтерии 20 лет. Эти деньги за пациентов надо получать за предоставленные реестры, через фонд ОМС и частные страховые компании. По сути которые ничем не занимаются только перекидывают деньги туда сюда. А какое их содержание? Зарплаты, компьютеры? Только прямое сметное финансирование. Причём они же ещё штрафуют больницы за нечитаемый почерк врача и Многое другое. Что они не понимают что отнимают деньги у больных.. это же не купленные лекарства, не оплаченные коммунальные услуги и тд. Убрать фонд ОМС как ненужную структуру! И вместе с ней страховые!

    • Анонимно
      25.07.2020 15:58

      Совершенно верно,содержим такую огромную дармовую армию ОМС которая по сути и отбирает деньги у больных и у врачей. Эти унизительные штрафы, согласительные комиссии которые отнимают драгоценное время и нервы у врачебного персонала. Убрать надо ОМС и переход на бюджетное финансирование Здравоохранение РФ!

  • Анонимно
    16.06.2020 15:28

    "Как говорил Лазарь Каганович, у каждой аварии есть имя, фамилия и должность."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/471963

    Очень сильно и своевременно сказано. А в современной России если виноваты чиновники, чаще всего обвиняемые т.н. "неустановленные лица"

  • Анонимно
    16.06.2020 15:36

    Ув.Гузель Эрнстовна. Внимательно прочел Ваш материал. Вы открыто и четко высказали свою позицию "..Время экономических реформ закончилось..." Спасибо за позицию. Но где Вы видели экономические реформы в Российском здравоохранении?. Мне за все 30 лет ( что я в теме),настоящих экономических реформ НЕ пришлось видеть. Их просто не было. Было безграмотное вне экономическое администрирование людей ( В минздраве и в Регионах) далеких от реальной медицины и т.д. Те специалисты в отрасли,что кое что понимают в экономике, знают что экономические регуляторы и стимулы в здравоохранении должны быть социально ориентированны. Надо не только критиковать, но и предлагать конкретику. Пока из ВАМИ опубликованного материала, предложений по Государственным подходам слишком мало. Общие фразы, которые нравятся простому медработнику. Это в чистом виде - недоговоренности. Вы даже назвали трёх виновников краха. Даже смешно. Двух знаю. А про одного Никогда ничего и нигде не слышал. Вынужден буду узнать,чем он Вам не понравился в каких работах и предложениях. Централизация в отрасли необходима,согласен, но не вся -а в разумных пределах. Отдать всё в Москву, тогда даже разрешение на открытие ФАП -надо будет только за подписью Министра. В общем АБСОЛЮТНО не согласен с ВАМИ. Экономика в отрасли крайне необходима,но настоящая и она должна быть на приоритетах перед финансированием. Ой ,какая то игра затевается, как жаль. Н. Наглый. Мурманск.

    • Анонимно
      19.06.2020 04:59

      Абсолютно с Вами (Мурманск) согласна. Вдруг откуда ни возьмись и, главное, очень кстати, эта, в принципе, правильная статья. А почему сейчас, почему не раньше? И это только констатация фактов, которые итак всем известны. В итоге - цель публикации?

  • Анонимно
    16.06.2020 15:58

    " ... были и факты замалчивания, и преследования медработников за то, что они сообщали о нехватке средств индивидуальной защиты...."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/471963

    Это мы можем, Некомпетентность руководства сравнивать с "выносом сора из избы"

  • Анонимно
    16.06.2020 16:04

    " Для этого надо устранить частные страховые организации из цепочки доведения государственных средств до медучреждений,..."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/471963

    Так они все принадлежать лицам высшей власти. Разве они позволят, чтобы деньги не прилипли к рукам?

  • Анонимно
    16.06.2020 16:37

    Все реформы, которые провел В.В.П.- провальны:
    1)Реформа ЖКХ
    2)Реформа образования
    3)Медицинская реформа
    4)Система государственного оправления на основе коррупции

  • Анонимно
    16.06.2020 17:12

    16:37. Врете нагло и злобно. Медицину и образование разгромил и превратил в сферу платных услуг ЕБН, по рекомендации своих консульантов из вашингтонского обкома.Как и включение в Конституцию статьи,лишающей Россию суверенитета,за отмену которой, проголосуем 1 июля,несмотря на истошный визг своры либерастов. Касаемо коррупции, ее тоже породила ельцинщина и мародерская приХватизация всего и вся,метастазы которой сейчас убирают путем социальной хирургии на основе УК РФ.

    • Анонимно
      16.06.2020 17:17

      Все указанные реформы произошли после 2005 года. А кто тогда был у руля? Ельцин? ан-нет. Вы слишком зависимы от телевизора и новостей

      • Анонимно
        16.06.2020 19:06

        Страховую медицину начали внедрять в первые же годы правления Ельцина. Не имея никаких претензий к системе бюджетного здравоохранения в целом, но называя основным нехватку денег и якобы новая система должна была всех удовлетворить.

        • Анонимно
          16.06.2020 21:01

          В годы правления ЕБН все внедрения были нацелены на разграбление страны и обогащение маленькой группы лиц, оказавшихся в нужное время в нужном месте.

    • Анонимно
      17.06.2020 00:38

      Такая коррупция, как сейчас, ни Ельцину, ни кому ещё и не снилась. И ваши злобные, брызжущие слюной комментарии в адрес "либерастов" не зря минусуют: нормальные люди уже понимают, что либерализм- это прежде всего права каждого гражданина страны на нормальную жизнь, которую наши "патриоты"-начальники, так обожаемые вами, и якобы ненавидящие проклятый Запад, обеспечивают только себе: скупают там и тут виллы, яхты, самолёты итд.
      Либерализм-это право голосовать честно, и снимать проворовавшихся и безграмотных менеджеров, к которым относится и президент, это и право на независимость судебной власти, которая может тебя защитить от зарвавшейся полиции или администрации, это право не собирать по крохам деньги с полунищих граждан на лечение детей и одновременно кормить людоедские режимы и марионеточные правительства.
      Таким как вы они просто вешают лапшу на уши, создавая образ врага этого самого Запада, иначе вам будет невозможно всю эту дикость объяснить.
      И я далёк от мысли, что вы один из них и по полгода живете в Австрии на курортах, или имеете там шале, уверен, что живете в хрущевке в обнимку с телевизором, выбрасываете мусор мимо урны и гадите в лифте, не забывая ругать Обаму и пятую колонну.
      Ваш либерал.

  • Анонимно
    16.06.2020 18:06

    17:07. Вы делаете дурку, именно ЕБН,придя к власти после госпереворота 8 декабря 1991 г. ликвидировал советскую систему социального общества,в т.ч. бесплатные общедоступные медицину и образование,внедрив везде и во всем, дикий капитализм, описанный еще Марксом.У нас он назывался гайдаровская шокотерапия с лохотронными залоговыми аукционами,ваучерами-чубайсерами и прочими прелестями "ельцинщины",злокачнственной политико- экономической опухоли,метастазы которо до сих пор дают о себе знать,несмотря на хирургию, путем, посадки наиболее наглых птенцов гнезда борисова и потомства их,превратившихся в стервятников.

    • Анонимно
      16.06.2020 20:23

      А разве сейчас что то изменилось?

    • Анонимно
      17.06.2020 11:34

      Общедоступность медицины в советское время - вопрос далеко небесспорный.

  • Анонимно
    16.06.2020 19:52

    Убыль Живых людей в РФ,больше,чем за всё время войны 1941-45 годов.Между СССР и Германией.

    • Анонимно
      17.06.2020 00:39

      О фейке 19:52. Продолжает врать либераст ,трындит одно и тоже но в разное время, видимо хорошо поживился во времена алкократии.По т.в. показывали к-ф."Ненастье", весьма правдивое изображенье лихолетья ельцинщины 90-х гг. Его можно назвать еще точнее несчастьем постигшим страну под аплодисменты вашингтонского обкома.Куда Ельцин доложил о госперевороте по телефону 8 декабря,услышав в ответ от Буша - Спасибо Борис! Доклад перепечатан в КП.,его надо включить во все учебники истории.

      • Анонимно
        17.06.2020 13:47

        Кроме 18 минутного доклада Бушу,надо включить фрагменты 40 минутной речи в Конгрессе, где есть два перла: идол коммунизма СССР сокрушен, и "Бог и Америка с нами". Комментарии излишни, ясна и квалификаыия его дейстсий, по УК,того времени.

  • Анонимно
    16.06.2020 21:46

    Все сказала правильно и видит причины настоящей ямы, куда скатилась наша медицина с эффективными менеджерами. И точки расставила политкорректно.

  • Анонимно
    16.06.2020 23:41

    Интервью грамотного специалиста.
    Очень хотелось сказать СПАСИБО за честный разговор.
    И тут, о ужас, читаю что г. Улумбекова принимала участие в разработке системы НМО.
    НМО - последний гвоздь в системе доступного здравоохранения.
    Если, не дай Бог, медработники будут обязаны участвовать в этой системе , все рухнет. Из медицины уйдут все пенсионеры и предпенсионеры. Ибо участвовать в этой "системе" просто нереально.
    Значит, расписывая все ужасы сегодняшнего положения дел в ЗО, г. Улумбекова сама участвует в его развале.

  • Анонимно
    17.06.2020 01:07

    И ещё одно. Медицина является стратегической составляющей государства. Медицина не может быть коммерческой. Медицина ВСЕГДА будет убыточной. Поэтому необходимо немедленно (лучше вчера) ликвидировать систему ОМС. Н.А.Семашко взял за основу принцип мед.эвакуации с поля боя Н.И.Пирогова. И система сработала. И была лучшей. А потом появился принцип коммерческой выгоды. И все покатилось и стало разрушаться.

  • Анонимно
    17.06.2020 05:23

    Уберите частников из ОМС! И будет вам достаточное финансирование государственной медицины!

  • Анонимно
    17.06.2020 06:11

    Остается задаться вопросом, кто несколько десятилетий отвечает за руководство всеми процессами здравоохранения.

  • Анонимно
    25.07.2020 09:27

    Умничка. Браво. Мы Вас поддерживаем во всем

  • Анонимно
    27.07.2020 20:50

    Чушь, зря на чтение время потратил, сплошная реклама советской системы. Что тогда, что сейчас нормальной медицинской помощи нет.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования