Пандемия дала толчок в развитии нашего бизнеса, научила всех нас принимать стратегические решения в кратчайшие сроки, повысила производительность, показала, что можно быстро перестраивать бизнес-процессы. Одним словом, пандемия сделала перезагрузку в нашем сознании, признается владелец сети Владимир Малыгин. По его словам, во время кризиса компания не только сохранила все рабочие места, но и ввела новые должности в связи с ростом онлайн-продаж. Такой ход полностью себя оправдал, ведь часть покупателей даже после снятия ограничений остались на этом канале.
Владимир Малыгин — президент и основатель компании «Агава», владелец федеральной сети DIY-гипермаркетов «Мегастрой»
ГЕРОЙ
Владимир Малыгин — президент и основатель компании «Агава», владелец федеральной сети DIY-гипермаркетов «Мегастрой». Компания специализируется на продажах товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада, является более 28 лет лидером рынка в формате DIY-гипермаркетов и оптовых поставок в области строительно-отделочных материалов, сантехнического и отопительного оборудования в Приволжском федеральном округе. На сегодняшний день компания «Агава» имеет 12 гипермаркетов «Мегастрой» общей площадью более 160 тыс. кв. м в Казани, Набережных Челнах, Йошкар-Оле, Ульяновске, Чебоксарах, Стерлитамаке, Саранске. Сеть гипермаркетов «Мегастрой» входит в топ-10 крупнейших DIY-ретейлеров России, являясь лидером в регионах присутствия. Годовая выручка сети в 2019-м составила 15,4 млрд рублей. Сама компания находится в тесном сотрудничестве с 1 тыс. поставщиков, российскими и зарубежными производителями, в магазинах сети совершают более 1 млн покупок в месяц.
«Сейчас гипермаркеты в Казани, Набережных Челнах, Чебоксарах, Саранске, Стерлитамаке, Ульяновске открыты на всю площадь»
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО КОМПАНИИ?
- В ночь с 27 на 28 марта 2020 года как выстрел прозвучало объявление о выходных днях с сохранением заработной платы, учитывая тот фактор, что все магазины закрылись. Для нас это был некий шок, но стало понятно, что жизнь на подобном не останавливается и дальше надо как-то работать.
- Перед нами возникла головоломка — стоял вопрос с персоналом: если просто отправить их в отпуска, откуда взять средства на их содержание? Кроме того, существовал риск постепенного расслабления сотрудников: как правило, без труда человек начинает деградировать. Именно в этот момент мы нашли возможность оставить персонал на рабочих местах и приняли решение запустить проект о переводе на удаленную работу на постоянной основе многих сотрудников, чей характер деятельности позволяет подобное.
- Кризис — всегда «щелчок», и он никогда не заканчивается, просто наступает новый формат работы. Это стало понятно, и нам пришлось сразу перестраиваться и сосредоточиться на развитии интернет-магазина. В процессе было выявлено много «узких» мест, и весь персонал оперативно трудился. Достаточно быстро устранялись ошибки и увеличивалась скорость работы интернет-магазина, доступность информации в нем для покупателя. За апрель – май 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы увеличили в 15 раз продажи через интернет-магазин. И сегодня, несмотря на открытие офлайн-магазинов и откат онлайн-торговли, мы сохраняем увеличение продаж в 9,5 раза через интернет-магазин по сравнению с прошлым годом.
- Есть очень хорошая поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Удивительным образом отреагировал персонал и топ-менеджмент компании: настолько слаженно, вовлеченно и быстро выполнялась любая работа, предлагались идеи и быстро воплощались в жизнь.
- Персонал проявил себя достойным образом. С одной стороны, вел себя хладнокровно в отношении инфекции, а с другой — дисциплинированно: надели маски и перчатки, соблюдали все санитарные нормы и правила, и как результат — отсутствие заболевших среди работников. Не считаясь со временем, самоотверженно выполняли все необходимые задачи, которые возникали в результате переформатирования рабочих процессов. Наши сотрудники и есть самые настоящие герои!
- Очень порадовало отсутствие паники у поставщиков, которые в полном объеме выполняли все обязательства, увеличили отсрочки платежей и охотно шли навстречу друг другу. Еще отличительной чертой данного кризиса стоит отметить то, насколько все сплотились в борьбе с коронавирусной инфекцией. Мы объединились в союз российских ретейлеров под хештегом «Оставайтесь дома, займитесь домом. Заказывайте онлайн, а мы привезем», что позволило развивать чувство необходимости быть внимательными к себе и своим близким. В данный союз вошли крупные игроки DIY-рынка России, такие как «Мегастрой», «Бауцентр», «Петрович», «220 вольт», «Максидом».
- Сейчас гипермаркеты в Казани, Набережных Челнах, Чебоксарах, Саранске, Стерлитамаке, Ульяновске открыты на всю площадь, в Йошкар-Оле — на 800 кв. м от всей площади. Конечно же, вход и нахождение во всех магазинах строго в масках и перчатках.
- Мы также продолжаем строго соблюдать все меры профилактики и неукоснительно следуем предписаниям государственных органов: регулируем покупательские потоки и внимательно следим за количеством единовременно находящихся покупателей в торговом зале. Производится частая обработка вех поверхностей в торговых и офисных помещениях, установлены аппараты с антисептическими средствами, все сотрудники работают в масках и перчатках, с соблюдением социальной дистанции. Работникам и покупателям в аудиорежиме напоминают о необходимости соблюдать дистанцию и находиться в гипермаркете в маске, перчатках и следовать санитарно-гигиеническим правилам.
- Мы смогли не только сохранить цены, но и с заботой о наших покупателях предприняли различные маркетинговые меры: принимали заказы на любую сумму, не изменяли пороги по сумме самовывоза, в отличие от многих игроков DIY-рынка, а условия доставки сделали максимально комфортными. Были запущены различные специальные предложения с бесплатной доставкой и промокодами. Конечно, мелкие заказы нам мешали, но мы намеренно не отказались от них, чтобы удовлетворить нашего покупателя и каждый мог приобрести необходимый товар.
- Перевод сотрудников на удаленную работу был произведен сразу, с объявлением карантина. Там, где удаленный режим невозможен, введена максимальная безопасность, контроль состояния здоровья сотрудников и равномерное распределение нагрузки и рабочего времени, чтобы минимизировать контакты. Каждое утро и в течение дня у работников измеряется температура, сотрудник даже с легким недомоганиям или признаками ОРВИ отправляется для дальнейшего обращения в медицинские учреждения. В компании в этот непростой период не только были сохранены все рабочие места и ставка по заработной плате, но и введены новые должности в связи с ростом онлайн-продаж.
- Вопрос о выживании у нас, к счастью, не стоит. Самая главная особенность этого кризиса состоит в его глобальности. Он намного более масштабный, чем любой из кризисов, которые были в последние 30–40 лет.
«Некоторые товары закупали сразу большими партиями, прогнозируя дефицит и возможные ограничения в работе предприятий»
ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
- Несмотря на трудный период, компания провела массу исследований и продолжает углубленно изучать и работать с покупателями, юридическими лицами и клиентами интернет-магазина, кроме того, мы увеличиваем количество сервисов для покупателей. На данный момент идет большая работа по ребрендингу магазинов. Гипермаркеты создавались в разное время, когда был неодинаковый ход мыслей, и в итоге образ магазинов воспринимается разноформатным. Пришло время все систематизировать для облегчения управления магазинами и для того, чтобы покупатели чувствовали себя максимально комфортно в торговом зале для совершения покупок.
- Сейчас компания действует в соответствии с общей обстановкой и внимательно следит за всеми рекомендациями властей в части предупреждения распространения коронавируса. Уже проведена большая работа по изменению бизнес-процессов, налажены онлайн-продажи, поэтому мы готовы к любому развитию ситуации.
- Компания занимается большими социальными проектами, одним из которых является рыбоводный комплекс «Биосфера – Фиш». Комплекс занимается воспроизведением стерляди для зарыбления рек по Волжско-Камскому региону.
- Уже сейчас компания переходит на безотходное производство отходов и активно занимается экополитикой. В трех гипермаркетах реализована экологическая акция по приему вторсырья от населения, в рамках которой можно сдать на переработку макулатуру, гофрокартон, полиэтилен и отходы пластика. В планах компании масштабировать данный проект на все магазины сети.
- Кроме того, компания не остановила свои инвестиционные проекты. Продолжается строительство бизнес-парка «Азинский», и скоро ожидается открытие второй очереди рыбоводного комплекса «Биосфера – Фиш».
«Что сейчас должны делать власти? Думаю, что в данный период всем нужно думать в первую очередь о безопасности населения и предпринимать все необходимые меры для того, чтобы ситуация не усугублялась»
ПОМОГАЮТ ЛИ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?
- Поддержка от правительства поступила не сразу, и все принятые компанией решения по удержанию персонала, сохранению ставок, проведению профилактических мер (закупка специализированного профилактического оборудования) были произведены за счет организации.
- Существенными мерами поддержки бизнеса для нас были кредиты под 0–2%, направленные на удержание занятости населения. Конечно, это полностью не покрыло траты, которые мы понесли в связи с данной ситуацией (проведение профилактических мер, закупка специализированного оборудования, обеспечение и сохранение рабочих мест за собственный счет). Но какую-то часть расходов удалось закрыть.
- Что сейчас должны делать власти? Думаю, что в данный период всем нужно думать в первую очередь о безопасности населения и предпринимать все необходимые меры для того, чтобы ситуация не усугублялась.
«В период пандемии за счет перестройки бизнес-процессов увеличилась доля онлайн-продаж более чем в 15 раз, со снятием строгих ограничений она, конечно, сократилась»
ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ?
- Пандемия сильно трансформировала рынок строительных материалов. Изменился путь клиента (то, как он выбирает и покупает), структура продаж. В большинстве регионов, где находятся наши гипермаркеты, были введены жесткие ограничительные меры, магазины физически закрылись, основной канал продаж сосредоточился в онлайне. В тот период в первую очередь пострадали те товарные группы, которые покупатель хочет потрогать руками, где важны качество, цвет, текстура, фактура. Те категории, где они менее важны для покупателя (строительные и конструкционные материалы, инструменты и т. д.), практически не пострадали. В период пандемии за счет перестройки бизнес-процессов увеличилась доля онлайн-продаж более чем в 15 раз, со снятием строгих ограничений она, конечно, сократилась. Но вывод очевиден: за онлайн-продажами будущее. Необходимо максимально уделить внимание этому каналу, потому что с каждым годом его доля будет стремительно расти.
СОВЕТ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
- Еще не было ни одной кризисной ситуации, чтобы она не вернулась назад, наступает новое время. Очень важно, чтобы каждый из нас это осознал, необходимо сегодня работать в новых условиях, думать по-иному — только тогда эти проблемы не повторятся для бизнеса.
- Проанализировав ситуацию, можно смело сказать, что мы довольны результатами. Мы увидели, насколько можем быстро мобилизоваться, на что способны, как ответственно люди относятся к решению задач.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.