БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$73.00 85.90 Нефть 45,54
Казань Погода в Казани 22°C
«Бензин уже залит в баки, осталось запустить двигатель, чтобы все вспыхнуло»
1 Августа
 
1.08.2020

«Бензин уже залит в баки, осталось запустить двигатель, чтобы все вспыхнуло»

Опрос недели: Чего добьется Хабаровск своими протестами?

Вот уже несколько недель в Хабаровском крае продолжаются уличные протесты в связи с арестом местного губернатора Сергея Фургала. Будет ли в регионах нарастать недовольство федеральным центром? И чем ответит Москва: закручиванием гаек или хотя бы частичным пересмотром отношений центра и субъектов Федерации? «БИЗНЕС Online» отвечают Леонид Гозман, Константин Калачев, Фатих Сибагатуллин, Дмитрий Орешкин, Мидхат Фарукшин и другие.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ
— Ничего не добьется. Будет ли недовольство нарастать, сказать невозможно, прежде всего регион сам должен работать, а не просто винить во всем федеральный центр. Я думаю, что абсолютно ничего не изменится. Раньше там был Фургал из ЛДПР, сейчас предложили человека Жириновского — вот и весь разговор. Надо еще посмотреть, что там за люди выходят на улицу, кто они такие, разобраться. У нас тоже протестовали против строительства МСЗ, разобрались, там ни одного татарстанца не было, все со стороны пришедшие. Те, кому оплатили, неделю там находились, ночевали. Протесты в Хабаровске закончатся, пока там идут дешевые приемы, у нас, по правде говоря, настоящей оппозиции и нет.
Константин Калачев — политтехнолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев политтехнолог, руководитель Политической экспертной группы
— Хабаровск этими выступлениями добьется как минимум уважения к себе. У системы, к сожалению, нет коллективного разума и опыта, но будем надеяться, что в следующий раз такие ошибки, как выдвижение непопулярных губернаторов, не повторятся. Собственно, полпред президента по Дальнему Востоку господин Трутнев уже признал ошибку выдвижения и поддержки господина Шпорта, который в итоге проиграл Фургалу. Это первое.

Второе: может быть, кто-то в Москве задумается о том, почему жители Дальнего Востока недовольны проводимой федеральным центром политикой. При всем том, что Москва очень часто говорит о приоритетности развития Дальнего Востока, люди на себе этих улучшений не ощущают. То есть, может быть, стоит отойти от практики строительства каких-то мегаструктур, мегапроектов и уделить больше внимания повышению уровня жизни, трудовой занятости, размеру доходов, условиям ведения бизнеса? Ведь проблема в том, что Дальний Восток в 90-е годы был предоставлен сам себе. Когда забота федерального центра стала проявляться в полной мере, дальневосточники решили, что это не забота, а попытка подобрать под себя все ресурсы территории. В 90-х годах Владивосток и Хабаровск оказались со своими банками, магазинами. Все было свое, они были самодостаточны. А сейчас не только у обычных граждан, но и у элиты есть ощущение, что их отодвигают и федералы забирают порты, все, что может давать прибыль. Кстати, история с металлургическим предприятием, находящимся на территории Хабаровского края, которое якобы кого-то заинтересовало, из-за чего у Фургала, имеющего там пакет акций, возникли проблемы, достаточно ярко иллюстрирует данную ситуацию. Неважно, правда это или нет, но люди на Дальнем Востоке готовы поверить, что речь идет о переделе собственности и о неуважении к их праву выбора, а вовсе не о наведении порядка. Если Москва сделает из этого какие-то выводы — хорошо, но я, честно говоря, в таком сомневаюсь.
Леонид Гозман — политолог Леонид Гозман политолог
— Хабаровск, скорее всего, мало чего добьется, потому что власти не могут отступать, так не принято у нас. Но для всей страны это фантастически важно, так как подобное показывает полную растерянность и некомпетентность властей. Такое, конечно, расшатывает ситуацию очень-очень сильно, а для страны в целом это абсолютно исторический момент. Ответит ли Москва? Она уже ответила фактической отменой выборов. Дело в том, что выборы в три дня, которые они теперь будут организовывать и которые хотели проводить три дня только со следующего раза, а делают уже в этом сентябре, показывают, что Первопрестольная в совершенно полной панике. Власти понимают, что они проиграют все. И фактически подобное уже является ответом.
Алексей Мухин — генеральный директор Центра политической информации: Алексей Мухин генеральный директор центра политической информации
— Слишком много факторов, которые влияют на процессы: поведение и федерального центра, и местных групп влияния, и врио губернатора Михаила Дегтярева. Если звезды, вернее, все эти факторы сойдутся и будет найден консенсус, то, скорее всего, ситуация стабилизируется. А если где-то произойдет сбой, то ситуация рассыплется как карточный домик и станет собираться вновь, что займет некоторое время. А по датам я гадать не решусь… Пересмотра отношений центра и субъектов Федерации не будет, как бы этого кому-то ни хотелось. Скорее всего, и подобное уже видно, федеральный центр применяет комбинированную методику работы с Хабаровским краем, то есть совмещение и кнута, и пряника.
Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ, член татарстанского отделения КПРФ Артем Прокофьев депутат Госсовета РТ, член татарстанского отделения КПРФ
— У этой ситуации есть краткосрочные и долгосрочные последствия. Если говорить о краткосрочных, то думаю, что федеральные власти будут пытаться, с одной стороны, задобрить хабаровчан, с другой — бить по лидерам протеста, которые там появляются, и всячески расколоть вот это протестное движение, которое возникло в Хабаровске, то есть стараться его как-то маргинализировать, разбить на группы. Такая тактика власти всегда хорошо известна. Кроме того, я считаю, что кадровое решение по Дягтереву ошибочное, но возможно, что к выборам в Хабаровском крае, когда они состоятся, мы увидим другую основную кандидатуру, которую будет поддерживать власть, с учетом того, как себя проявил новоявленный врио.

По поводу долгосрочных последствий... Митинги в Хабаровске являются очень значимым событием и действительно имеют основание попасть в учебники истории России. Дело в том, что это, во-первых, недовольство властью, которая долгие годы сидит у руля в нашей стране, где отсутствует обратная связь, нет коммуникации, все это порушено. Власти до сих пор не понимают, насколько неправильна их политика в отношении Хабаровского края или других регионов. Во-вторых, это федерализм, про который нам долгие годы рассказывали, что подобное только про национальные республики, которые вечно недовольны. На самом деле мы видим, что федерализм важен всем регионам нашей страны, что люди хотят сами определять власть на местах, выражать доверие или недоверие. В конце концов, даже если они окажутся не правы, это их право на ошибку. Ну и взаимоотношения регионов и власти в плане финансирования, ведь это тоже звучит исподволь во всех данных протестах.
Мидхат Фарукшин — политолог, профессор КФУ Мидхат Фарукшин политолог, профессор КФУ
— Трудно сказать, находясь в Казани, чего добьется Хабаровск, но я думаю, что, во-первых, люди имеют право выражать свое мнение открыто, во-вторых, это осложняет предвыборную ситуацию в Хабаровске и вообще ситуацию с выборами. Если не будут использовать в широких масштабах административный ресурс, то трудно прогнозировать результаты выборов. Недовольство станет нарастать, поскольку невозможна бесконечная централизация полномочий по стягиванию всего в столицу государства. Но, помимо общих трудностей, связанных с дефедерализацией государства, есть проблема и у каждого региона по отдельности или группы регионов. Трудно сказать, чем ответит Москва, я думаю, в центре изучают ситуацию и какой-то вердикт вынесут. Примут ли решение оставить все как есть или внести какие-то изменения в политику и законодательство, спрогнозировать трудно, хотя мне кажется, что центр не склонен идти на какие-то уступки.
Дмитрий Орешкин — политолог Дмитрий Орешкин политолог
— Думаю, что Фургала не вернут. Подобное будет просто непозволительной репутационной потерей для Кремля — идти на поводу у населения. Тем более нам уже объяснили, что это все «под давлением иностранцев» и так далее. В общем, думаю, что хабаровский протест в прямом смысле слова не добьется освобождения Фургала. Его посадят, правда, вопрос в том как: демонстративно жестко или, наоборот, постараются не злить людей. В таком смысле протест может немного смягчить персональную судьбу экс-губернатора.

Что касается выступлений в Хабаровске, это некоторый сигнал. То есть, как мы видим, территориальная политика Кремля в последний год все очевиднее демонстрирует свою неэффективность. Просто раньше на фоне высоких цен на нефть подобное не очень чувствовалось, а сейчас то в Ингушетии конфликты, то в Архангельске «мусор», Ненецкий автономный округ не выходил на демонстрации, но единственный проголосовал против поправок, потому что его хотели присоединить к Архангельской области. И вот Хабаровск. В других регионах тоже проблемы, особенно на Дальнем Востоке, потому что это систематически недокормленные регионы, у людей нет работы, перспектив, но они терпели, ждали, что Россия поднимется с колен, с удовольствием слушали Первый и Второй каналы, где им рассказывали, дескать, сейчас-то мы покажем.

Так вот значение Хабаровска в том, что то самое большинство, которое Путина поддерживало, начинает в нем разочаровываться и переживать когнитивный диссонанс: «Мы вставали с колен, присоединяли Крым, всех побеждали, бурно аплодировали, а потом выяснилось, что это все за наш счет и мы же еще в дураках». Хабаровский протест будет еще одним важным — не то чтобы это окончательный переломный момент, но один из дополнительных пунктов, благодаря которому становится понятно (с большим внутренним сопротивлением), что происходит. Подобное можно назвать медленным осознанием действительности. Это сигнал, потому что та модель регионального менеджмента, которую выстроил Кремль, порочна и исходит из того, что регионы должны зависеть от центра, быть слабыми, не иметь собственных источников дохода, чтобы они смотрели Кремлю в рот и кормились с ладошки, а люди все-таки живут в регионах, и те в первую очередь должны развиваться. У нас супермегацентрализация, все ресурсы стягиваются в Москву, которая потом их распределяет.

Ответит ли чем-то Первопрестольная? Да, конечно, но она это будет делать не сразу. Зачинщиков уже вычислили, но о таком не спешат говорить. Там опытные люди, которые понимают, что любой уличный протест рано или поздно затухает. Ну нельзя всю жизнь провести выходя на улицу. Три недели хабаровчане делали это, на четвертую устанут. Вот тогда Москва начнет кого надо потихонечку сажать, загонять под лавку. Мне кажется, что те, кто говорит про революцию, плохо понимают, как страна устроена.
Вадим Хоменко — вице-президент АН РТ Вадим Хоменко вице-президент АН РТ
— Это реакция не столько на Фургала, сколько на сложную ситуацию в экономике. На Дальнем Востоке достаточно напряженно. Во-вторых, замена губернаторов шла гладко до настоящего времени, но этот человек не назначенный, а избранный, на фоне сложной экономической ситуации Фургалу удалось что-то там сделать — люди приводят конкретные положительные примеры. Потом население не воспринимает ставленников из центра. Дальний Восток богат ресурсами, там есть возможность зарабатывать большие деньги, имеется и своя коррупция, но на фоне того, что туда потянулись московские капиталы, ставят людей из Первопрестольной, и начинается недовольство.

Сейчас ситуация везде сложная, если федеральный центр должен предпринимать разумные шаги, а не такие, как назначение Дегтярева, когда народ не увидел адекватного ответа на те требования, которые он выдвигает. Если ситуация в Хабаровске будет возрастать, она, конечно, может перекинуться на другие регионы России. Ситуация неординарная, не отыгранная в российском социальном процессе, новая, вызванная накоплением нерешенных проблем. Обычно заканчивалось сменой губернаторов: одного снимали или сажали, как, например, Белых, — и все. Сейчас в Хабаровске надо выходить на диалог и искать компромиссный вариант.
Марсель Шамсутдинов — общественный деятель, предприниматель Марсель Шамсутдинов общественный деятель, предприниматель
— Хабаровск добьется как минимум увеличения денежных дотаций из Кремля, центральная власть станет тушить процесс средствами. Ну и попутно где-то через три недели – месяц будут аресты активистов. Сейчас Хабаровск стоит за всю Россию, за наше самоуправление, наши налоги, чтобы, например, Татарстан из 1,2 триллиона рублей, которые зарабатывает, в виде налогов отправлял не 1 триллион в Москву, а увеличил бюджет республики, который сейчас составляет 270 миллиардов рублей, и то в нем будет дыра в 70–80 миллиардов из-за коронавируса. Вот за это стоит Хабаровск, и он такого добьется: Москва станет отдавать деньги регионов в Хабаровск, чтобы повысить свою популярность.

Нарастание недовольства в регионах — это еще не будет тем зажигательным ключом, который запустит мотор революции протестов в стране, но подобное показывает, что горючий материал, бензин уже залит в баки, осталось запустить двигатель, чтобы все вспыхнуло. Это случится, наверное, все-таки осенью.
Сергей Сергеев — профессор кафедры политологии КФУ Сергей Сергеев профессор кафедры политологии КФУ
— Выступление жителей Хабаровска в поддержку своего арестованного губернатора — это достаточно уникальное явление в политической жизни России. Во всяком случае, в последние лет 20. За данный период был арестован не один губернатор: и Гайзер, и Хорошавин, и Белых, но подобных выступлений не случалось. Скорее всего, это обозначает внутренний кризис существующего в России политического режима. Другое дело, что сейчас, видимо, сложилось такое довольное шаткое равновесие, то есть московские власти не решаются подавить выступления в Хабаровске силой, как, допустим, год назад в Москве, потому что это может иметь обратный эффект по всей стране. В то же время выступления в Хабаровске неинституционализированы. Нет организации, которая берет на себя ответственность за них. Понятно, что это не команда Фургала и не команда Навального. Возможно, у них вообще нет организатора… Видимо, подобное действительно, как говорится, стихийное творчество народных масс. В этом их определенная сила, поскольку трудно в таком случае найти главных и запрессовать, что у нас умеют очень хорошо. В то же время против государственной машины неинституционализированный протест имеет мало шансов, поэтому, пока сложилось шаткое равновесие, Москва, федералы ждут, когда люди устанут и можно будет начать какое-то выборочное подавление. На что надеются хабаровчане? Наверное, надо спросить у них. Их возможная надежда — подобные выступления солидарности по всей стране.

Что касается того, чего они могут добиться, думаю, что те требования, которые выставляют, вряд ли будут удовлетворены, потому что это один из принципов нынешнего режима — не уступать народу ни в коем случае, не проявлять слабость. Тем не менее есть определенный шанс, что хабаровские события смогут сыграть роль триггера, но подобные вещи прогнозировать трудно. Известный современный исследователь революций Джек Голдстоун (и не только он) писал о так называемом парадоксе революций — несмотря на то что социальные исследователи, в общем, согласны, какие условия приводят к революциям и сменам режимов (их пять: экономический или фискальный кризис; отчуждение народа и элит; формирование коалиции групп населения, заинтересованной в переменах; появление у нее более или менее доходчивого объяснения необходимости перемен; благоприятная для таковых международная обстановка), при этом почти невозможно прогнозировать, когда именно массовые выступления обернутся «сменой декораций», по крайней мере, при тех инструментах, что есть у современных социальных ученых. Голдстоун сравнивает ситуацию с предсказанием землетрясений: геологи могут определять сейсмоопасные зоны, и мы в курсе, что землетрясения там произойдут, но не знаем, когда именно и насколько они будут сильны. Серия мелких толчков может обернуться мощным землетрясением, а может закончиться ничем. Но если сравнивать нынешнюю ситуацию в стране с теми пятью условиями, что приводит Голдстоун, то нетрудно увидеть, что сейчас в России присутствуют не все из них: два, может быть, три, поэтому хабаровские события, скорее всего, завершатся тем, что энергия сопротивления у местного населения станет понемногу иссякать, будет создан какой-то примирительный орган, консультативная комиссия или совет, чтобы снять остаточное напряжение.

 Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»; kpfu.ru; «БИЗНЕС Online»

Чего добьется Хабаровск своими протестами?
30%Ничего
16%Дополнительного финансирования из центра
21%Ареста и судов над зачинщиками протеста
3%Смягчения приговора Фургала
25%Пересмотра отношений центра и регионов в России
5%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Комментарии: 109 Оставить комментарий
Анонимно
1.08.2020 08:52

Мнение Сибагатуллина известно и неинтересно - приверженец авторитаризма, за несменяемость власти. При нынешней власти ему спокойно и сытно.

  • Анонимно
    1.08.2020 08:38

    Пойду птичек покормлю!

    • Анонимно
      1.08.2020 09:20

      ​​«Нет, ребятки, набирать губернаторов из личной охраны Президента - это еще понятно, но из личной бани Жириновского - это перебор»

      • Анонимно
        1.08.2020 12:34

        Что вы со своей баней!!! Я тоже люблю баню . Мне не нравится Дегтярёв . Но аргументы построенный на бани какой то детский лепет

        • Анонимно
          1.08.2020 19:03

          Ну, всё равно же перебор.
          Я вот уверен, случись это с другим главой региона и в другом регионе никто бы на улицу не вышел. Скорее, радовались бы.

      • Анонимно
        1.08.2020 12:44

        Да какая разница откуда они вылезли? Гребут то они с одной кормушки.
        И народ вышел не за Фургала или пересмотр отношений между регионами. Народу надоело многолетнее, стремительное падение в пропасть. Надоела деградация страны, ложь, коррупция, нищета.
        Народ вышел показать, что он народ, а не быдло, а беспредел с Фургалом, просто повод.

  • Анонимно
    1.08.2020 08:43

    Молодцы ! Уже добился ! Народ показал уважение к себе , показал что не Бараны и овцы инфантильные , что есть своё Я . Уважение дальнему востоку и Сибири . Лично я бы хотел оказаться вместе с ними и высказать своё мнение . Горжусь ими

    • и что они кому докажут? майдан все-равно не пройдет, этого им не простят..
      в перспективе это будет самый депрессивный регион..
      чего хотели того и получат

      • Анонимно
        1.08.2020 11:31

        Почему вы любое выражение своего мнения причисляете сразу к майдану. Откуда такое неуважение к нашим людям. Ведь они ничего не громят, никого не бьют, бакт не переворачивают как на майдане. Нет же этого?

      • Анонимно
        1.08.2020 12:50

        Какая разница, депрессивный-не депрессивный, людям от этого ни жарко, ни холодно.
        Скорее наоборот, туда будут вкачивать деньги, чтобы народ задобрить и показать какого хорошего врио им прислали.

      • Анонимно
        2.08.2020 08:48

        чем майдан отличается от Великой Социалистической революции 1917 года???? И почему она хорошая, майдан плохой?

    • Анонимно
      1.08.2020 10:46

      В добрый путь. Удачи.

      • Анонимно
        1.08.2020 12:55

        Рабы не мы. Мы не рабы.

        • Анонимно
          1.08.2020 16:00

          12:55 У этой фразы есть первоначальный вариант. Он звучит так: "Рабы немы, мы не рабы". Пока человек без права голоса, пока он молчит, по он нем, он раб.

    • Анонимно
      1.08.2020 21:46

      Что они изменят в лучшую сторону для себя!? Ничего...

  • Анонимно
    1.08.2020 08:51

    Политическая устойчивость в субъектах РФ есть там, где к региональным элитам относятся как к полноценному субъекту. К сожалению, федеральный центр пытается унифицировать региональную политику под общие критерии и конкурсы на «эффективность», без учёта реальной происходящей политической ситуации. Для федерального центра региональные элиты представляются не «субъектами», а «объектами», на которых «Москва» может ставить опыты и нарушать действующую вертикаль власти в регионе.

  • Анонимно
    1.08.2020 08:52

    Мнение Сибагатуллина известно и неинтересно - приверженец авторитаризма, за несменяемость власти. При нынешней власти ему спокойно и сытно.

    • Анонимно
      1.08.2020 09:21

      08.52
      Полностью с вами согласен!
      Я бы сибагатуллину посоветовал съездить в Хабаровск и посмотреть что за народ там выходит!
      Уважаю жителей Хабаровска!!!

      • Моисей
        1.08.2020 09:39

        Уважать мало
        Денег даш на поддержку?

        • Анонимно
          1.08.2020 09:56

          Им дам, а вот местным потомкам "никогдамвнебылирабами" стоит поучиться как отстаивать свои права, а не учиться прогибаться в пояснице.

      • Анонимно
        1.08.2020 16:58

        Ну,знаете-ли..Он там встанет на пути этой необузданной неуправляемой толпы и своей богатырской силушкой заставит их уважать ЕдРо и её старейшину! А, после, крепко выругавшись на мишарско-татарско-марийском диалекте вернётся в Госсовет триумфатором! И своим любимым женщинам будет рассказывать о своих подвигах..
        Не..Слишком, героически!

    • Анонимно
      1.08.2020 11:40

      Увидел имя Сибгатуллина и не стал читать далее. Скажите пожалуйста, стоит тратить свое время или все эксперты такие?

      • Анонимно
        1.08.2020 12:54

        Экспертов нет, одни эксперды. Сколько шаманов, столько и мнений.

      • Анонимно
        1.08.2020 18:02

        И я))))) невозможно читать мнение тАкого человека

    • Анонимно
      1.08.2020 12:35

      Согласен Да что это за эксперт такой

    • Анонимно
      1.08.2020 14:46

      Это тот, который гаишника отчитал? Тогда его комментарий понятен. Народ Хабаровска - это свободный народ, это не про остальную Россию

    • АН61
      2.08.2020 12:28

      Да мнение Сибгатуллина даже обсуждать не стоит ,изначально ясно по всему его поведению как депутата каким оно должно быть.
      А хабаровсков надеюсь будет больше , граждане России давно должны понять ЧТО из себя власть представляет .

  • Анонимно
    1.08.2020 08:59

    Налицо полное безразличие и неуважение к коренному населению страны. Мнение жителей родного города никто не слышит, не считается с ними.

    • Анонимно
      1.08.2020 10:05

      08.59 Вы ещё этому до сих пор удивляетесь??? Москва не то что не слышит местные мнения, даже рта открыть не даёт, сразу клички придумывает и заблаговременно начинает во всех грехах виниь, стрелки переводит-так это называется.

  • Анонимно
    1.08.2020 09:00

    Власти придется принять тот факт, что белоленточники в москве это ерунда, молодежь сопливая. А вот взрослое население начало понимать что именно они государство! Эти люди и есть страна. Не чинуши, тратящие и пилящие бабло из их налогов, денег налогоплательщиков, а именно народ, население. И они имеют права. А чиновники обязаны служить им, не собственному карману и карману друзей, а народу населяющему страну!

    • Анонимно
      1.08.2020 13:00

      Для этого их надо уравнять с народом.
      Средняя зарплата по региону, отмена льгот и служебных машин (можно выделить проездной на ОТ), отмена неприкосновенности, принятие 20 ст. Конвенции ООН и т.д.
      Они хоть начнут понимать от чего народ стонет и чего хочет.

    • Анонимно
      1.08.2020 19:18

      09.00 ваши слова пусты!

  • Анонимно
    1.08.2020 09:06

    08,52 они вообще зубами держаться за власть , кто из власти будет на Мироне народа , никто !!!! Все повязаны , все у кормушки , все миллионерами стали , абсолютно

  • Анонимно
    1.08.2020 09:16

    Посмотрите результат голосования на БОЛ- большинство это вялые и пассивные люди не верящие что они чего то могут добиться
    Идеальное тесто для феодально-кланового заповедника

    • Анонимно
      1.08.2020 09:48

      Вы уже в Хабаровске, на баррикадах?
      Или на улице Фрунзе диван мнете?

  • Анонимно
    1.08.2020 09:20

    по бубнять еще чуток и домой разойдутся.

  • Анонимно
    1.08.2020 09:21

    Правы эксперты и сами жителя Хабаровска. Если первые дни на митинги выходили реально в знак протеста, то сейчас выходит минимум. Подавляющее большинство за 1000 рублей /час и ровно на час, спутал в минуту, потом убегают. Идейных хабаровчан на митингах уже фактически нет. Да и митинги уже минимальные, сошли на нет.

    • Анонимно
      1.08.2020 09:42

      Смените методику, дабы не позориться своими "1000 рублями".

  • Анонимно
    1.08.2020 09:26

    "Не собираюсь снимать сериал на татарском". Почему татарского кино еще долго не будет.

    Режиссер сатирического сериала «Чумв» о коронавирусе —​ казанский режиссер Байбулат Батулла (Батуллин) о чувстве неполноценности у татар и объясняет, почему татары так много внимания уделяют проблемам татарского языка.

    У нас, у татар, есть чувство неполноценности. Поэтому мы уделяем слишком большое внимание языку. Попытка сохранить язык это хорошо, но заниматься только этим — неправильно. Делали же татарский контент, сколько денег потратили — ничего интересного не получилось. Я и в будущем не собираюсь ставить такой цели. Если в моих будущих сценариях актеры должны будут говорить только по-татарски — да, я согласен, так будет. Но делать что-то, ради того, чтобы это было по-татарски — не буду.

    • Анонимно
      1.08.2020 10:08

      09.26 Тут тема о Хабаровске, уймитесь уже с раскачиванием и переводом стрелок на татар.

    • Анонимно
      1.08.2020 14:44

      Пьяный что ли ? Какое отношение к Хабаровску имеет татарский язык ?

  • Анонимно
    1.08.2020 09:27

    аб на галерах смертельно устал он уже больной человек но кому отдать власть некому коррупция некомпетентность лизоблюдство он приблизил к себе именно таких они удержать без него власть не смогут их ненавидят и уже начинают ненавидеть его поэтому нужен новый человек компетентный с незапятнанной репутацией коим был ельцин во времена правления горбачева который отказался от спецмагазиноов и ездил на личном москвиче и поэтому у него оказалась сверхвысокая репутация он смог сохранить если не все то россию от развала сохранил сейчас из фургала лепят нового подобного а вот получится у них или нет не знаю

  • Борис С
    1.08.2020 09:31

    просто пока верхи надеются что само собой всё рассосется.
    Оно, может, и рассосется - но надолго ли?

  • Анонимно
    1.08.2020 09:33

    Хватит кормить мАскву!

    • Анонимно
      1.08.2020 09:55

      Москва сама платит налогов больше РТ. Тогда скажите - а кто будет содержать дотационные, Марий-Эл, Удмуртию и т.д.?

      И должны ли нефтяные районы и химические города РТ - кормить Казань?

      • Анонимно
        1.08.2020 10:16

        Москва платит??
        Лучшая шутка дня))

        • Анонимно
          1.08.2020 10:34

          Вы не поверите, но это именно так. Для этого вам нужно лишь ознакомиться с данным вопросом и выяснить - откуда приходят деньги в дотационные регионы, которых большинство в стране.

          • Анонимно
            1.08.2020 10:41

            Они (деньги, ресурсы) сначала оттуда (с регионов) уходят, а потом из мАсквы в виде подачек (в сильно усеченном виде) приходят.

            • Анонимно
              1.08.2020 14:51

              Вам лично много достанется, если в Москву не уйдет? Ну пусть тогда таиф американская пенсии местным выплачивает, лечит, учит...Вы на какой планете живете?

              • Анонимно
                1.08.2020 15:11

                Пенсии ПФР выплачивает, куда мы всю жизнь взносы платили
                При чем тут Москва?

          • Анонимно
            1.08.2020 10:44

            Сколько в Москве добыто нефти и газа, выпущено телефонов и холодильников, построенно электровозов и грузовиков, самолетов и танкеров?
            С чего она может что то дать???

            • Анонимно
              1.08.2020 11:02

              Вы исходите, что количество денег появляется - из добычи и производства самолётов?

              Вы будете озадачены, но в мировых финансовых центрах Нью-Йорке и Лондоне - тоже не добывается нефть и не строят самолёты (в Москве кстати, строят самолёты).

              • Анонимно
                1.08.2020 11:08

                Москва финансовый центр?
                Насмешили

                • Анонимно
                  1.08.2020 17:25

                  Москва - в России, конечно, финансовый центр. Не ваши родные Бавлы же являются в стране финансовым центром. Даже Казань на роль финансового центра не тянет.

                  • Анонимно
                    1.08.2020 17:33

                    Если судить по захарченкам, то конечно финансовый центр))

                  • Анонимно
                    2.08.2020 08:51

                    Это смотря для кого! Для некоторых еще какой финансовый центр! Точнее кошелек

              • Анонимно
                1.08.2020 12:24

                Все управления самых доходных отраслей промышленности регистрированы в Москве, и думайте куда налоги идут!

          • Анонимно
            1.08.2020 11:31

            10:34 Вы путаете Москву и Российскую Федерацию. Город Москва никого не кормит кроме себя. А Федерация направляет деньги в дотационные регионы.

            • Анонимно
              1.08.2020 11:48

              А Федерация откуда деньги берет?
              Из какой тумбочки?
              И кто деньги ложит в эту тумбочку?

              • Анонимно
                1.08.2020 12:16

                11.48 Писать грамотно научитесь. Нет слова "ложит" в русском языке. А про то кто кого кормит... И историю поучите республики. Как тут и кто создавал промышленность. И когда.. Это не республика только делала, а вся страна , все регионы.. в том числе и те которые сами теперь сидят в дотационных. Президент наш об этом уже сто раз говорил: не забывайте , что нынешнее ваше благополучие создано в том числе и теми регионами которые пока считаются дотационными. Когда то они вас кормили.

                • Анонимно
                  1.08.2020 12:36

                  В вашем комментарии есть доля правды, особенно касаемо наших олигархов, которые в поте лица выжимают доходы от предприятий построенных силами старшего поколения, живущих сейчас, вернее доживающих на 15 тысяч. Про недра говорить даже нечего!

              • Анонимно
                1.08.2020 15:02

                11:48 Ясно откуда. Из богатых регионов. ХМАО, Тюменская область, Татарстан, Башшкортостан и проч.

        • Анонимно
          1.08.2020 10:42

          Этот факт рушит все "логические" построения местных,
          поэтому такая реакция.

      • Анонимно
        1.08.2020 10:36

        Казань делится со всеми районами своим заработком. А Москва только грабит регионы и жирует на деньги страны. А дотационные регионы с ООО держат ХМАО, ЯНАО, Тюменская область и ещё нес олько регионов доноров. Больше всего дотаций получает Москва.

  • Господин Сибгатуллин! Вы бывший член КПСС, бывший глава района, который всю жизнь сытно ел, сладко спал как член номеклатурного аппарата, какой из вас эксперт?
    Хотя ваши реплики представляют отдельный слой юмора.

    • Анонимно
      1.08.2020 13:44

      Эксперт из него так себе, а в шпингалетах неплохо так разбирается...

  • Анонимно
    1.08.2020 09:47

    Они уже добились уважения к себе всех россиян!

  • Анонимно
    1.08.2020 10:10

    надо изучать историю страны. Дальне-Восточная Республика - очень перспективное направление. Для изучения..

    • Анонимно
      1.08.2020 10:25

      10.10 И эта Республика переплюнула бы московию по богатству!

  • Анонимно
    1.08.2020 10:27

    ЧЕКА

    Посмотрел онлайн с митинга -народу на площади 2-3 тысячи человек и смотрят онлайн трансляцию суммарно на всех каналах еще 15 тыс.

    Итого набирается митингующих и интересующихся событиями в Хабаровске на сегодня около 20 тыс. человек..Если учитывать что в России почти 150 млн., то 20 тыс. это меньше статистической погрешности.

    Я ранее писал - повторюсь. Без привязки к событиям в Хабаровске, необходимо (ИМХО) решать некоторые вопросы в России, в частности:

    1. Перераспределение налогов между федеральным центром и регионами, а внутри региона между региональной властью и муниципалитетами.

    2.Повышение Подоходного налога хотя бы до 25% с высоких доходов. Это вопрос носит не только экономический, но и социальный момент. Нынешнее повышение с 13 до 15% нельзя назвать даже косметическим..

    3. Предприятия по добыче цветных и драгоценных металлов типа Норникель,Русал,Полюсзолото и т.д. перевести на цену отсечения.
    Рассчитать цену при которой рентабельность предприятия максимально будет 25%, а все что выше напрямую забирать в бюджет.
    К росту цен на мировом рынке Потанин или Дерипаска не имеют отношения и с какой стати они должны с этого снимать сливки.
    А только за полгода цены на золото,серебро, палладий и т.д. выросли на 30-50%.
    Данная мера принесла бы в бюджет минимум триллион рублей в год и этой суммы хватило бы построить например 200 станций метро в год , а в частности Казань за счет этих денег прирастала бы как минимум 10 станциями в год!!

  • Анонимно
    1.08.2020 10:28

    Фатих Сибгатуллин в своем репертуаре. Против МСЗ выступали простые жители Осиново. В том числе люди приклонного возраста. Но к мнению людей не прислушались. И это очень плохо.

    • Анонимно
      1.08.2020 10:44

      Будоражили местных жителей - приезжие , предполагаю это имел ввиду Сибагатуллин.

      • Низами
        1.08.2020 11:23

        А кто "будоражил" местных аварийщиков, многие из которых, в результате реализации федеральной программы по расселению аварийного жилья по-татарстански, на сегодняшний день остались без собственного жилья, не подскажете?!

      • Анонимно
        1.08.2020 11:38

        Зачем это делать приезжим?Или вы думает наши граждане не в состоянии выразить то, что они против строительства МСЗ рядом со своим домом?

  • Анонимно
    1.08.2020 10:31

    Когда режим рухнет, то в стране непременно появится и независимое от государства ТВ. И оно начнет, как ему и положено, показывать всё то г#вно, которое происходит в России.
    А народ будет смотреть и возмущаться: «Глянь, до чего довели страну демократы. При Путине такого не было».

    • Анонимно
      1.08.2020 10:39

      10.31.

      А чего сегодня не показывают СМИ?

      По-моему только г"вном в основном ТВ забито, одного Малахова за глаза -причем на главном госканале..

    • Анонимно
      1.08.2020 10:42

      Ага. Вы вна Украине там рэжим по миллиону раз в день рушите. Ну и примитивные вы и смешные...

  • Анонимно
    1.08.2020 10:48

    У хабаровских протестунов садятся батарейки.

    Количество желающих прогуляться по центру города в поддержку «народного депутата» сократилось в два раза. Провокаторы, подвозы – всё впустую. Народ полностью дезориентирован, а такой протест раскачать заново уже не получится. Несите новую «жертву».

  • Анонимно
    1.08.2020 10:57

    Путин подписал закон, приравнивающий отчуждение территорий к экстремизму

    Москва. 31 июля. INTERFAX.RU - Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который приравнивает к экстремизму отчуждение части территории России.

    Соответствующие поправки приводят законодательство РФ по противодействию экстремизму в соответствие с новыми нормами Конституции. Частью 21 статьи 67 Конституции установлено, что РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются.

  • Фатих Сибагатуллин: У нас тоже протестовали против строительства МСЗ, разобрались, там ни одного татарстанца не было
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/476591
    Фатих ага сильно заблуждается и путает события: не было ни одного татарстанца среди тех, кого РТ-инвест привез в автобусах с подмосковными номерами на общественные обсуждения проекта МСЗ в Осиново 28 июня 2018 года.

    • Анонимно
      1.08.2020 11:43

      Вам какое дело вообще? Не в вашем Черемшане строят МСЗ? Вы такой же приезжий выступающий против.

    • Анонимно
      1.08.2020 12:09

      Полностью согласны. Кроме слова "заблуждается" (очевидно, эвфемизм).

      Тут не заблуждаются, а просто врут в глаза и блефуют
      ("ничего не добьются").

      И это не есть хороший признак - типичная реакция, за которой проглядывает если не страх, то тревога, когда конструктивно ответить нечего, а земля уходит из под ног. Тут федералы, межклановая грызня с подставами, за бугром санкции.

      Кроме вранья и блефа, это и еще и робкое, неуверенное припугивание ("Надо еще посмотреть, что там за народ выходит на улицу, кто они такие, надо разобраться...").
      А про конституционные политические права ничего не слышали? И, кстати, ничего криминального, если на этих митингах не только хабаровчане.

      А уж про МСЗ - это верх цинизма. Татарстанцы, в том числе бедные ровесницы-бабушки дежурили, мерзли около этого Осиново.

      "У нас тоже протестовали против строительства МСЗ, разобрались, там ни одного татарстанца не было. Все со стороны пришедшие, кому оплатили, те неделю там ходили, ночевали"

  • Анонимно
    1.08.2020 11:44

    Сибагатуллин истинный единорос. Ему естественно чтобы ничего не добились. От кормушки то не хочется уходить.

    • Анонимно
      1.08.2020 12:22

      Господину Сибгатуллину уже давно пора немного успокоиться и не баламутить общество псевдоумными мудрыми советами.

      • Анонимно
        1.08.2020 13:48

        На покой ему, устал он о родном Татарстане думать. "Золотой" человек!
        Всё верно говорите.

    • Анонимно
      1.08.2020 15:51

      известный скандалист, почти как Жириновский

  • Анонимно
    1.08.2020 12:09

    Хабаровский протест будут гасить типовыми методами.
    Сначала делать вид, что ничего особенно, ничего не происходит.
    Затем будут ждать накопления усталости хабаровчан.
    Затем внедрение провокаторов и перевод на них фокуса внимания.
    Затем классические "кнут и пряник" для неформальных лидеров.
    Затем и репрессии с разгонами для оставшейся части.
    Это классика.

    Проблема только в том, что все эти "затем" будут потом. Сейчас это даже уже не важно, как и когда погасят. Хабаровский феномен уже стал исторической точкой отсчетов в современной РФ.

    Москва потеряла свой приоритет протестной столицы. Москва и москвичи слабые, изнеженные, купающиеся в доходах, живущие вне нужд и настроений всей страны. На наших глазах происходит перелом. Начало.

  • Анонимно
    1.08.2020 12:36

    Упустили ситуация с криминалом и особенно молодежным, а это готовая база - приказали им "старшие " будут протестовать, еще и родных и друзей подтянут, в Рт такая же ситуация убежден что основа в этом. Проблема еще с этими молодежными бандами и в целом криминал, что у них нет постоянного лидера они меняется , а остро отрицательная социальная направленность и культура остаются. Короче договорится с ними не получится и купить тоже . Однако есть еще проблема их боится еще и полиция, при мне бухало 30 пьяных молодежи, орут бутылки швыряют подошел к ппс и что думаете они мне сказали, да ладно пускай пьют не хулиганят же. прочее и я увидел страх в их глазах. в хабаровске мы это же и наблюдаем. Получается в любом районе, соберутся больше ста и все тушите свет полиция нас не защитит будут просто наблюдать. Делайте выводы господа.

  • Не волнуйся народ - кривая нас опять куда ни будь вывезет. Так было, так есть, так будет.

  • Анонимно
    1.08.2020 16:48

    Слушал сейчас беседу российского блогера с украинскими "кастрюльками".
    Кастрюльки неистово мечтают о Майдане в России, они так хотят чтоб россияне стали жить хуже чем они..

    • Анонимно
      1.08.2020 19:42

      Вы уверены, что живете лучше украинцев ?

      • Анонимно
        1.08.2020 19:53

        В этом уверены также МВФ и ВБ, согласно данным этих организаций Украина самая бедная страна в Европе, а также самая коррумпированная и криминальная.

        И это все пришло после Майдана, а теперь "кастрюльки" мечтают о Майдане в России.
        Им так хочется чтоб россияне скатились на их уровень- чтоб не им одним выглядеть лохами..

        • Анонимно
          1.08.2020 21:17

          Украина всегда жила лучше при Союзе. Сравнивать один уровень с другим где лучше, где хуже стало, по крайней мере- глупо. Живите иллюзиями. При Союзе объездил всю Украину,было как небо с землей. Здесь как была нищета,так и осталась.

          • Анонимно
            1.08.2020 21:59

            21:17 при Януковиче жили лучше, теперь «мама не горюй» живут.

            • Анонимно
              2.08.2020 08:47

              21.59 как откроют границы, съездите на море, любое, красное, средиземное, адриатическое или жёлтое, везде в большом количестве будут украинцы. При этом россиян будет значительно меньше. Видимо очень плохо живут украинцы!

          • Анонимно
            2.08.2020 16:16

            Наконец у кого то ёкнуло и совесть начала просыпаться-промелькнуло в новостях по какому то каналу телевизера руины завода,как после бомбежки. Таких тысячи при Путине .Кстати, сам же дал команду срочно убрать,типа восстановить экологию.

        • Анонимно
          1.08.2020 21:33

          А американцы еще беднее, их доллар еще дороже чем гривна к Российскому фантику.

  • Анонимно
    1.08.2020 17:43

    Фатых Саубанович, сезгэ ялга кирэк!

    • Анонимно
      3.08.2020 08:51

      его комментарий самый узколобый и тупо-прямолинейный в своем подобострастном стремлении угодить руководству. абсолютно не щадумываясь, уверенно порет полную чушь

  • Анонимно
    3.08.2020 16:03

    жирик говорил не надо разгонять митинги пусть орут пока не охрипнут сами заглохнут вот и сбылось еще одно его пророчество

  • Анонимно
    3.08.2020 21:24

    Да ,цари к мнению придворных шутов прислушивались.

  • Анонимно
    4.08.2020 00:23

    Без федерализма будет перманентный "хабаровск" то тут, то там. Вертикализация власти к этому привела, но в Кремле этого не понимают.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования