БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$77.45 90.14 Нефть 41,47
Казань Погода в Казани 16°C
«Нельзя исключить, что у нас будет отрицательная ставка, как в Европе»
6 Августа
 
6.08.2020

«Нельзя исключить, что у нас будет отрицательная ставка, как в Европе»

Финансовый аналитик Максим Осадчий о том, что будет с рублем, вернутся ли вкладчики в банки и почему из России вывозят золото

«Предположения, что Набиуллину сам Путин наставлял, мол, до референдума держи рубль, лишены оснований», — считает начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему укреплению российской валюты способствует обнищание населения, ждать ли обвала доллара и почему Герману Грефу место на мосту отрубленных голов из книжки о Ходже Насреддине.

Максим Осадчий: «Ускорился темп роста наличных в обороте, что оказывает сильное давление на рубль» Максим Осадчий: «Ускорился темп роста наличных в обороте, что оказывает сильное давление на рубль» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ЧТО НАБИУЛЛИНУ САМ ПУТИН НАСТАВЛЯЛ, МОЛ, ДО РЕФЕРЕНДУМА ДЕРЖИ РУБЛЬ, ЛИШЕНЫ ОСНОВАНИЙ»

— Произошло очередное ослабление рубля, евро достигал отметки в 87 рублей, а доллар — 74. Чем это объяснить и насколько все серьезно?

— Есть группа факторов, способствующих ослаблению рубля. Во-первых, глобальный кризис, возникший из-за пандемии и способствующий снижению спроса на российский экспорт, главным образом на сырье, и оттоку капитала с развивающихся рынков, в том числе и из России. Во-вторых, «долгоиграющий» фактор антироссийских санкций, также способствующий сокращению российского экспорта и усилению оттока капитала за рубеж. В-третьих, смягчение монетарной политики Банка России, устойчивый тренд на снижение ключевой ставки. Чем ниже ставки на рынке, тем слабее интерес у иностранных инвесторов к облигациям в национальной валюте. В случае России в первую очередь к ОФЗ. На горизонте уже начинают маячить отрицательные ставки, как в Европе. Сыграли свою роль и субсидии населению — помощь пострадавшим от «коронакризиса». Эти субсидии осуществлялись за счет печатного станка. Ускорился темп роста наличных в обороте, что оказывает сильное давление на рубль.

Но есть и группа факторов, способствующих укреплению рубля. Во-первых, он хоть и отвязывался последние годы от нефти, но так и не сделал это. А цена нефти, рухнувшая после отказа России вести переговоры со странами ОПЕК, существенно восстановилась, произошел отскок на более-менее комфортный для РФ уровень выше 40 долларов за баррель Urals. Второй фактор, способствующий укреплению рубля, как ни странно, бедность населения. Реально располагаемые доходы населения из-за «коронакризиса» упали. Резко выросла безработица. Соответственно, падает спрос и на импорт. Не до него, особенно если без работы остался. Кроме того, границы закрылись для туристов, соответственно, они не расходуют валюту на отдых за рубежом. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Наконец, в рамках бюджетного правила Банк России начал продавать доллары, что способствует укреплению рубля. Равновесие этих сил формирует курс рубля.

— Некоторые эксперты связывают укрепление рубля в июне с голосованием по поправкам к Конституции. Мол, рубль специально удерживали в его преддверии.

— Теория заговора, что рубль поддерживали специально, вряд ли состоятельна. Просто к тому времени еще не успела выплеснуться на рынок масса свеженапечатанных рублей для предреферендумной помощи населению. Предположения, что Эльвиру Набиуллину вызвали в администрацию президента, что ее сам Владимир Путин наставлял, мол, до референдума держи рубль, лишены оснований. Такого поручения явно не было. ЦБ у нас все-таки проводит независимую политику. Хотя, конечно, ситуация несколько изменилась. В апреле ЦБ перешел от нейтральной монетарной политики к мягкой. И это в наибольшей степени отразилось в рекордном снижении в июне ключевой ставки сразу на 1 процентный пункт. Такого давно не было. А совсем недавно, 24 июля, Банк России уменьшил ключевую ставку еще на четверть процентного пункта. Цель этих послаблений — стимулирование больной российской экономики. Впрочем, такие меры помогают экономике как мертвому припарки.

29 июня глава Сбербанка Герман Греф в интервью ТАСС сказал, что рубль к концу 2020 года может укрепиться до 60–62 рублей за доллар. Помните, был такой мост отрубленных голов в книжке о Ходже Насреддине, где гадальщики сидели. Так вот Греф присоединился к публике на этом мосту. Как сказано в Библии, не пророчествуй. Надо все-таки своей репутаций дорожить и не делать столь опрометчивых прогнозов.

Подлил масло в огонь и вброс одним форекс-аналитиком идеи про деноминацию: якобы 100 рублей хотят обменять на 1 новый рубль. Вернется копейка (например, проезд в метро будет стоить около 50 копеек). Сей глубокий мыслитель полагает, что «возвращение копейки добавит доверия российской валюте». Понятно, что обсуждение подобных идей в СМИ нервирует массы, люди уходят в доллар. При этом финансово неграмотные граждане (а таких, увы, большинство) путают деноминацию с девальвацией.

«Предположения, что Эльвиру Набиуллину вызвали в администрацию президента, что ее сам Владимир Путин наставлял: мол, до референдума держи рубль, лишены оснований» «Предположения, что Эльвиру Набиуллину вызвали в администрацию президента, что ее сам Владимир Путин наставлял, мол, до референдума держи рубль, лишены оснований» Фото: kremlin.ru

«ДОЛЛАР ЗА МЕСЯЦ ДЕВАЛЬВИРОВАЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕВРО НА 4 ПРОЦЕНТА. ВСЕ ПРОПАЛО! ДА У НАС РУБЛЬ ЗА ДЕНЬ ИНОГДА ТАК ПРЫГАЕТ»

— Но очевидно, что деноминация сразу приведет к девальвации.

— Много ли толку было от деноминации 1997 года (когда обменяли 1 000 старых рублей на 1 новый)? Через год случился дефолт. Вспомните, как происходил обмен. Даже слух о возможной деноминации может привести к тому, что разумный и осторожный человек кинется менять рубли на доллары. Слухи о деноминации действительно способствуют девальвации.

— Значит, специально девальвировать рубль, чтобы удержать экономику на плаву, как предлагают некоторые эксперты, власти не планируют?

— Центральный банк сейчас придерживается политики таргетирования инфляции, которая подразумевает свободное плавание рубля. В рамках бюджетного правила, разумеется. У ЦБ нет цели укреплять или девальвировать рубль. Он нацелен на удержание инфляции в определенных границах.

Для экспортеров (а это в первую очередь нефтегазовый сектор) девальвация полезна, потому что они несут издержки в рублях, а продают свой товар за валюту. Получается, что в рублях при девальвации расходы экспортеров падают, а доходы растут. У экспортеров в России самый сильный лоббистский потенциал. Политический вес руководителя нефтегазовой компании может быть выше, чем у министра. Недаром же Игорь Сечин посадил Алексея Улюкаева.

А вот для импортеров девальвация, напротив, нож в спину, потому что чем дороже импорт, тем его меньше покупают. Доходы у них в рублях, а расходы в иностранной валюте. Поэтому из-за девальвации рубля расходы импортеров растут, а доходы падают.

— Доллар дешевеет к евро и другим резервным валютам уже четыре недели подряд и завершил июль худшим падением почти за 10 лет. А некоторые американские эксперты прогнозируют, что в ближайшее время доллар вообще обесценится на треть. Эти опасения оправданы?

— Зачем нам американские эксперты? У нас свои, российские, ничуть не хуже. Есть Михаил Хазин, который предсказал скорый крах доллара. Или, например, врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев. Он, будучи депутатом Госдумы, говорил, что надо запретить оборот долларов в России. Зачем нам чужие эксперты?

— У Дягтерева из-за долларовой купюры на холодильнике, по его словам, даже продукты портились.

— Это все просто смешно. Если посмотреть, на сколько доллар упал относительно евро, то по отношению к рублю его движения абсолютно ни о чем. Давайте сравним. Скажем, 1 июня за евро давали 1 доллар 13 центов, а в конце июля — 1,18. Доллар за месяц девальвировал относительно евро на 4 процента. Все пропало! Да у нас рубль за день иногда так прыгает. Первое десятилетие XXI века характеризовалась огромными скачками евро, нынешние колебания пары доллар – евро являются мелкой рябью на воде по сравнению с мощными движениями, которые были тогда.

Апокалиптические прогнозы о крахе доллара — смехотворный бред. Следует помнить, что Соединенные Штаты в отличие от России печатают резервную валюту и долги у них тоже преимущественно в долларах. В случае чего напечатают недостающие деньги и рассчитаются.

«Прогнозы о крахе доллара —  смехотворный бред. Следует помнить, что Соединенные Штаты в отличие от России печатают резервную валюту, и долги у них тоже преимущественно в долларах» «Прогнозы о крахе доллара — смехотворный бред. Следует помнить, что Соединенные Штаты в отличие от России печатают резервную валюту и долги у них тоже преимущественно в долларах» Фото: © Антон Денисов, РИА «Новости»

«НЕ ХРАНИТЕ накопления В ОДНОЙ ВАЛЮТЕ — НИ В ДОЛЛАРАХ, НИ В ЕВРО, НИ ТЕМ БОЛЕЕ В РУБЛЯХ»

— Из этого не следует, что сегодня надежнее вкладывать и хранить средства в евро?

— Последние лет 10–12 я без устали говорю следующее: диверсифицируйте свои сбережения. В первую очередь сберегайте в разных валютах.

— Раскладывайте яйца по разным корзинам?

— Да-да. Если у вас есть какие-то накопления, не храните их в одной валюте — ни в долларах, ни в евро, ни тем более в рублях. Сбережения обязательно надо хранить в нескольких валютах. Для широкой публики обычно привожу самый простой вариант. Не думая, разложите так. 30 процентов в долларах, 30 в евро и 30 в рублях. Оставшиеся 10 процентов тоже поделите. 5 вложите в золото и 5 еще в какие-нибудь рисковые инструменты типа акций, конечно, если что-то в них понимаете. И будет вам счастье. Зачем в этой схеме рубли? Во-первых, по ним, как правило, ставки выше. Кроме того, все средства держать в иностранной валюте просто неудобно, придется часто менять валюту, что связано с издержками. Эти пропорции можно менять в зависимости от текущей ситуации. Сейчас, например, можно немного увеличить долю евро и золота, снизить долю рублей.

— С другой стороны, держать деньги в евро на счетах вряд ли выгодно, ведь Европейский центральный банк установил отрицательные ставки.

— Действительно, ставки по евро низкие. Однако ревальвация (укрепление) евро компенсирует этот недостаток. За июль он укрепился на 4 процента относительно доллара. По последнему вы можете сейчас получить максимум 2 процента годовых в более-менее приличном банке. По вкладу в евро также в более-менее приличном банке получите максимум полпроцента, но разница в доходности вкладов с лихвой окупается разницей в курсах валют. Рублю же относительно евро совсем неуютно.

— Каким, по вашим прогнозам, может быть курс рубля в ближайшие месяцы и более дальней перспективе?

— Если бы я мог качественно прогнозировать движение валют, вы бы со мной не разговаривали. Человек, который в состоянии надежно предсказать будущий курс валюты, был бы даже не миллиардером — у него оказались бы триллионы долларов. Проблема в том, что таких людей не существует. Есть те, кто в состоянии манипулировать валютами, как Джордж Сорос, но это уже совсем другая история. А когда появляется очередной гуру Forex, возникает закономерный вопрос: где ваши самолеты и вертолеты, где ваши дворцы? Нет? Ну извините, плохой вы предсказатель.

«Путин в своем первом обращении к населению России объявил о введении налога на вклады, начался набег валютных вкладчиков на банки. Они вынесли в марте из банков 5 миллиардов долларов. А в следующем месяце еще 1,1 миллиарда» «Путин в своем первом обращении к населению России объявил о введении налога на вклады, начался набег валютных вкладчиков на банки. Они вынесли в марте из банков 5 миллиардов долларов, а в следующем месяце еще 1,1 миллиарда» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У ЛЮДЕЙ скопились МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ. А НА ЧТО ИХ ТРАТИТЬ?»

— В последнее время в России наблюдается серьезное сокращение банковских вкладов, в том числе валютных. Почему такой отток? Дело только в низкой доходности?

— Там картинка другая. В марте в условиях острой фазы кризиса, когда сначала нефть обвалилась, потом установили карантин, да еще Путин в своем первом обращении к населению России объявил о введении налога на вклады, начался набег валютных вкладчиков на банки. Они вынесли в марте из банков 5 миллиардов долларов, а в следующем месяце еще 1,1 миллиарда.

За два месяца валютные вклады сократились на 6,1 миллиарда долларов. Это рекордный объем за всю историю банковского сектора в России. Такого еще не было за столь короткий период. Соответственно, под подушками у людей появились миллиарды долларов. А на что их тратить? Вложения за границей — это только для богатых и квалифицированных инвесторов.

Когда кризис ослаб, люди начали возвращать деньги в банки. За второй квартал вкладчики забрали с валютных депозитов 2 миллиарда долларов, а остатки на их текущих счетах выросли на те же 2 миллиарда долларов, как если бы происходил переброс средств с депозитов на карточные счета. Это отчасти связано с очень низкими процентными ставками по валюте, что мы обсуждали. Если у вас ставка, грубо говоря, полпроцента или вообще ничего по евро, то какой смысл держать деньги на депозите, когда их лучше оставить на карте и удобно ими пользоваться. Не надо бегать банк, деньги всегда под рукой. То есть произошел просто переток с депозитов на карточки. И ничего трагичного в этом нет. Валюта из банковской системы в карманы людей не перетекает. Она там остается. Просто перераспределяется.

Хотя здесь возникает определенный риск, связанный с тем, что пока установилась тенденция снижения процентных ставок по вкладам. Ключевая ставка тоже падает достаточно сильно, и пока непонятно, на каком уровне она затормозится. В принципе с учетом слабости экономики и перспективы второй волны коронавируса, которая уже, видимо, начинается, приходим к угрозам близких к нулю ставок по вкладам. Нельзя исключить, что у нас будет отрицательная ключевая ставка так же, как в Европе.

— Это серьезно.

— При отрицательной ключевой ставке все равно большая часть вкладов не убежит. Просто в силу низкой финансовой грамотности населения. А куда переложить деньги? Понятно, когда ты получаешь пусть даже минимальные проценты по вкладу, еще ничего. А когда надо платить за него, жаба душит. Но, если забрать деньги, где их хранить? Дома? Под подушкой? Так ведь украдут.

— А если в банку, ее в погреб, как выразился сенатор Сергей Калашников.

— Все равно украдут.

— По данным ЦБ, объем налички в июле увеличился до 11,6 триллиона рублей. Это тоже связано с тем, что деньги снимались с вкладов?

— Очень резкий и большой рост налички в обороте произошел как раз из-за того, что население сняло большой объем не только валюты, но и рублей. И в ходе паники очень большие суммы перекочевали под подушки. И сейчас эти суммы потихоньку возвращаются в банки. Но посмотрим, что будет со второй волной коронавируса. Она уже начинается потихоньку, это видно, народ расслабился, и к осени ждем результат.

— Не связано ли увеличение объема налички еще и с тем, что многие предприятия ушли в серую зону, а у людей не хватает средств на элементарные нужды? Тем более что много тех, кто потерял работу.

— В том числе. В марте-апреле граждане боялись, что просто, грубо говоря, не добегут до банка. А чтобы компенсировать убывающие доходы населения, людям приходится, в частности, проедать свои сбережения.

«Большинству инвестировать особо не во что, народ у нас финансово безграмотный. Он не пойдет на фондовый рынок» «Большинству инвестировать особо не во что, народ у нас финансово безграмотный. Он не пойдет на фондовый рынок» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«Процентные ставки по вкладам еще достаточно высокие»

— Во что инвестировать сегодня в России, если учесть, что размеры накоплений у большинства такие, что на них ни квартиру не купишь, ни даже ипотеку не возьмешь?

— Большинству инвестировать особо не во что, народ у нас финансово безграмотный. Он не пойдет на фондовый рынок. Да и размеры накоплений идти на рынок не позволяют. Золото тоже вряд ли будут покупать. Поэтому даже при отрицательной ставке по вкладам люди не побегут забирать свои деньги. И в Европе, кстати, не побежали. Во всяком случае, там не было катастрофического оттока вкладов с депозитов.

— Что такое криптовалюты, люди тоже не понимают.

— Не только простые граждане, но и профессионалы не очень понимают, что это такое. Криптовалюты используются в основном для нелегальных транзакций, чтобы не привлекать внимание государства.

— Значит, остается ваша стратегия по диверсификации накоплений? Или она позволяет только сберечь деньги от инфляции? Можно ли на ней заработать?

— В рамках этой схемы рубли можно держать в более-менее приличных банках. Процентные ставки по вкладам еще достаточно высокие. Около 5 процентов годовых, их можно найти даже в банках из топ-10. И по доллару ставки еще есть более-менее приличные. 2 процента можно найти в каких-то не самых последних банках.

Можно на фондовом рынке какие-то облигации покупать, типа ОФЗ, государственных или надежных эмитентов. Такие бумаги дают более высокую доходность, чем вклады. И на этом можно играть. Золото, которое я всегда рекомендовал. Сейчас оно стоит уже около 2 тысяч долларов за тройскую унцию. Это основные принципы. Надежные инструменты, не гнаться за высокой доходностью. И слушать экспертов. Только не всяких балаболов.

— Недавно газета FT сообщила, что в России число физлиц – резидентов, имеющих брокерские счета, в первом полугодии превысило 5,3 миллиона человек — на 1,5 миллиона больше, чем в январе. Налицо бум частных инвестиций. Такая тенденция надолго или до первого биржевого краха?

— Многие идут на фондовый рынок из-за налоговых льгот. Это не очень серьезная публика в плане размера капитала. Но тем не менее будет определенный переток денег с вкладов на фондовый рынок, чему станет способствовать, с одной стороны, падающая ставка, а с другой — растущий уровень финансовой грамотности.

— Как заявил на днях Олег Вьюгин, инвесторы сегодня готовы вкладывать средства в рамках IPO российских компаний, но проблема в неготовности самих эмитентов проводить размещения акций. Действительно так?

— Я не знаю, что это за инвесторы. Наверное, какие-то очень больные люди, которые готовы вкладывать в российские компании. Я не готов вкладывать в акции в условиях кризиса и тем более в IPO российских компаний. Для IPO совсем не время. А если инвестировать с умом, в государственные бумаги, то риски не столь велики. Хотя все мы помним дефолт по ГКО 1998 года. Но он был достаточно давно и о нем уже подзабыли. Сейчас вот 22-я годовщина (17 августа прим. ред.) приближается.

— Сегодня России не грозит повторение дефолта?

— Вероятность его в РФ в ближайший год близка к нулю.

— Это хорошо. А вы, кстати, дали прогноз.

— За него я могу поручиться.

«Всплыла информация о Промсвязьбанке, что у него, оказывается, несколько тонн золота незаметно завалялось. Это известная история, которая была опубликована в «Коммерсанте» в прошлом году. Но это редкий случай» «Всплыла информация о Промсвязьбанке, что у него, оказывается, несколько тонн золота незаметно завалялось. Это известная история, которая была опубликована в «Коммерсанте» в прошлом году. Но подобное — редкий случай» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ МЫ С ВАМИ И НЕ ДУРАК-ЧИНОВНИК, А РЫНОК ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬ КОЛИЧЕСТВО БАНКОВ»

— В июне кредиты российских банков финансовому сектору достигли исторического максимума — свыше 13 триллионов рублей. Банки кредитуют в основном друг друга. Почему так?

— Они уходят в качество, снижают риски. Вместо того, чтобы кредитовать экономику, что особенно рискованно в условиях кризиса, банки предпочитают кредитовать друг друга. Вот и получается такой междусобойчик.

— Недавно появились прогнозы, что по итогам года из-за приостановки на три месяца проверок ЦБ лицензию потеряют не более 15 российских банков, тогда как в прошлом году их было 27.

— Таких прогнозистов надо тоже послать на мост отрубленных голов, потому что только 17 июля отозвана одна банковская лицензия и две — 24 июля. Плюс банки начали массово самостоятельно сдавать лицензии. Это так называемые усталые банкиры. Так что надо говорить не только об отзыве лицензий, но и о их добровольной сдаче. С учетом проблем, связанных с кризисом, может оказаться, что 15 банков — это слишком заниженная оценка.

— То есть их может быть гораздо больше?

— Ряд банков сильно поврежден кризисами. С ходу я вижу несколько очень слабых банков.

— Это какие?

— ЦБ требует, чтобы капитал у коммерческого банка был не менее 300 миллионов рублей. Однако есть банк с капиталом ниже 300 миллионов. Это КБ «Альтернатива». У него капитал был 261 миллион рублей на 1 июля. Еще довольно много банков, капитал которых находится на уровне, близком к критической черте. В интервале от 300 до 310 миллионов рублей я вижу 6 банков. И они, конечно, в рискованном положении.

— А какое количество банков нужно России? Может быть, его пора серьезно подсократить, раз они в основном специализируются на МБК и «парковке кеша» в ЦБ?

— Не мы с вами и не дурак-чиновник, а рынок должен определять количество банков. Сколько их нужно рынку, столько и должно быть.

— В последние месяцы наблюдается высокая активность на рынке золота. С ноября 2019-го по апрель 2020 года российские банки продали почти 36 тонн золота. В мае вновь перешли к наращиванию вложений в драгметаллы.

— Бывают интересные моменты. Например, всплыла информация о Промсвязьбанке, что у него, оказывается, несколько тонн золота незаметно завалялось. Это известная история, которая была опубликована в «Коммерсанте» в прошлом году. Но подобное — редкий случай. Вообще же российский рынок золота не очень интересен. Дело в том, что банки являются посредниками между производителями, например аффинажными заводами, и покупателями, например Центральным банком. А когда крупный покупатель уходит, например, ЦБ с 1 апреля перестал покупать золото, то, соответственно, начинается затоваривание рынка. Также на запасы золота в банках влияли процессы, связанные с эпидемией. Тогда перевозить золото за рубеж было сложнее. Вообще говоря, для банков золото не является предметом инвестированная. Они выступают преимущественно как посредники — покупают и продают золото.

— То, что за два месяца за границу было продано более 65 тонн золота, связано только с тем, что его перерастал покупать ЦБ?

— Это преимущественно связано с уходом ЦБ. Основным покупателем золота в России был ЦБ, а сейчас, соответственно, золото в РФ особо никому не нужно. В отличие от индийцев у нас нет такой традиции, чтобы его навесить на себя как можно больше.

— То есть это не говорит о том, что казна пуста?

— Нет-нет. Просто ЦБ ушел с данного рынка, и банки продают золото за рубеж.

— Насколько серьезно по экономике России ударили пандемия и самоизоляция?

— Пока мы не видим всей глубины процесса, существует риск второй волны, и, насколько она окажется серьезной, еще непонятно. Ждем осени, а что там будет… Не дай бог, если вторая волна окажется столь же сильной, как первая. Будем надеяться, что нет. Пока ожидается сокращение ВВП России по итогам этого года на 5 процентов.

— То есть говорить, что экономика уже вообще не встанет, как опять же некоторые эксперты утверждают, все-таки нельзя?

— Пока ничего трагичного не происходит. И скорее всего, если не будет сильной второй волны, мы довольно скоро забудем про этот кризис. Вот если вас спросить, что случилось страшного в 2014–2015 году, да вы, пожалуй, и не вспомните. А ведь был, вообще говоря, страшный кризис. Тогда думали, что все, туши свет, пора выбрасываться из окон. А оказывается, уже и забыли. Если сейчас не будет второй волны пандемии, то, скорее всего, лет через пять мы станем вспоминать о 2020 годе: ну вот ходили в медицинских масках…

Комментарии: 58 Оставить комментарий
Анонимно
6.08.2020 08:27

Реалист.
Сомневаюсь, что люди побегут триллионы инвестировать, если заберут со вкладов. Скорее они будут лежать в матрас-банке, или в трехлитровой стеклянной.

  • Анонимно
    6.08.2020 08:04

    Отрицательная ставка очень нужна. Триллионы сбережений лежат мёртвым грузом.

    При отрицательной ставке будет стимул эти деньги инвестировать.

    А с помощью налоговых льгот можно стимулировать инвестиции в российскую экономику

    • Анонимно
      6.08.2020 08:27

      Реалист.
      Сомневаюсь, что люди побегут триллионы инвестировать, если заберут со вкладов. Скорее они будут лежать в матрас-банке, или в трехлитровой стеклянной.

      • Анонимно
        6.08.2020 08:41

        Только Совки так будут делать.

        • Анонимно
          6.08.2020 10:50

          Таких как раз большинство. Свое бы сохранить, а приумножают в основном не спекуляциями на бирже, а трудом.

        • Анонимно
          7.08.2020 16:09

          Категорически не согласен с данным аналитиком. Начиная с 2000 года хранил и приумножал свои сбережения только в рублях и только в банковских депозитах. За эти 20 лет доходность моих вложений с учетом реинвестирования (сложных процентов) составила около 550 процентов, это довольно легко проверить.
          Теперь посчитаем мои возможные доходы при инвестировании в валюту. Среднегодовой курс доллара в 2000 году был 28,12, а на сегодняшний день 73,64. Таким образом доходность вложений доллар составила бы 161 процент. Если бы 20 лет назад я вложил 100 тысяч рублей на депозит, то сегодня мой капитал составил бы 650 тыс. руб., а если в доллар- то 261 тыс. руб.
          Комментарии, думаю излишни...

      • Анонимно
        6.08.2020 08:41

        Мертвым грузом - это как раз в банке стеклянной. А если вложения на депозите, то банки их инвестируют же. Они в оборок народнохозяйственном. Или я не понимаю чего то....

        • Анонимно
          6.08.2020 08:46

          Банки скорее не инвестируют , а выдают их в качестве кредитов на всякое барахло.

          • Анонимно
            6.08.2020 09:13

            08:46 кредиты банки выдают по принуждению государства. Им выгоднее инвестировать. С кредитов они отлучают копейки, а с инвестиций, торгов они получают сотни процентов прибыли.

            • Анонимно
              6.08.2020 09:38

              И как государство принуждает банк тинькоф выдавать кредиты?

    • Анонимно
      6.08.2020 08:40

      А как копить на свой дом?

      • Анонимно
        6.08.2020 08:48

        Инвестируешь в золото и облигации. Потом продаешь это все и покупаешь дом.

      • Анонимно
        6.08.2020 09:36

        покупай землю, стройматериалы

      • Анонимно
        6.08.2020 10:39

        8.40. Потихоньку строить дом. Чуть появились деньги вложить в стр дома поэтапно.

        • Анонимно
          6.08.2020 14:13

          При условии что дом расположен в хорошем месте, где есть и будет работа. Иначе дом обесценится, как в Воркуте.

    • Анонимно
      6.08.2020 08:52

      Если и побегут инвестировать, то это будут пирамиды, которые будут обещать заоблачные проценты.

  • Анонимно
    6.08.2020 08:24

    Лежит мертвым грузом, потому что инвестировать некуда, нужно образованием населения заниматься и судебную власть независимой сделать

    • Анонимно
      6.08.2020 08:41

      Я в полюс-золото вложился. Проблем нет

      • Анонимно
        6.08.2020 09:27

        Я Гафарову вложил. Проблем нет. Просто сейчас с коронавирусом мои деньги лежат в Макао. Но потом мне обязательно их вернут.

    • Анонимно
      7.08.2020 13:13

      Прочитал только, что ЦБ у нас проводит независимую политику и не стал дочитывать)))

  • Анонимно
    6.08.2020 08:34

    “Великобритания погрязла в рекордных за полвека долгах”

    Великобритания погрязла в рекордных долгах — в мае размер госдолга страны впервые за полвека превысил размер ВВП. Об этом сообщается на сайте Национальной статистической службы государства (ONS).
    Размер госдолга достиг 1,9 триллиона фунтов стерлингов (2,4 триллиона долларов) или 100,9 процента ВВП королевства. С мая 2019 года он вырос на 173,2 миллиарда фунтов стерлингов (214 миллиардов долларов) или 20,5 процентных пункта. Такого уровня показатель достиг впервые с 1963 года.
    Рост задолженностей связан с резким падением производства и увеличением расходов на борьбу с пандемией коронавируса. Только в мае они увеличились почти на 50 процентов по сравнению с годом ранее, а доходы упали более чем на 28 процентов. Объем заимствований в мае составил 55,2 миллиарда фунтов (68 миллиардов долларов).
    По прогнозам банка Англии, падение ВВП страны может составить 14 процентов в этом году, что станет худшим показателем с 1706 года.

    • Анонимно
      6.08.2020 10:43

      8.34. Зачем вам Англия?
      Если, якобы, где-то похуже , то на душе полегче, что ли? Менталитет такой: радоваться чужим бедам, чаще надуманным.

    • Анонимно
      6.08.2020 13:51

      "станет худшим показателем с 1706 года"

      Долг, особенно внутренний и в национальной валюте, это не всегда плохо, а чаще ХОРОШО. Об этом еще у Джеймса Лодердейла в его книге "Исследование природы и начала общественного богатства, с присовокуплением средств и причин увеличения оного" сказано. Этого современника Адама Смита цитирует "американский Кейнс" Элвин Хансен в своей книге " Экономические циклы и национальный доход". Конечно, читали?

      Лодердейл как раз писал об Англии времен гигантского расслоения в доходах и крайне низких для богачей налогов.
      Иначе как с помощью гос. займов у богачей деньги было не вытащить, особенно в период их (богачей) низкой инвестиционной активности. Не напоминает современную Россию?

      Англичане и американцы сильны в политэкономии и зря писАть не станут.

  • OPEN
    6.08.2020 08:50

    Девальвация и нефтяникам вредна. Оборудование, компоненты, покупаются за валюту. Металл то же валютный товар

    • Анонимно
      6.08.2020 11:18

      Не вводите в заблуждение людей! Нефть они продают не за рубли, а за доллары, на которые можно купить любое оборудование. А девальвация им как раз выгодна, вам же рублями ЗП платить будут, а что их получить они продадут свои доллары от нефти.

  • Анонимно
    6.08.2020 08:51

    Почти треть россиян (31 процент) хотели бы выйти на пенсию раньше срока — до 55 лет. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на опрос, проведенный сервисом «Работа.ру» и НПФ Сбербанка. Чаще всего так хотели бы поступить женщины.

    Также опрос показал, что 69 процентов не хотели бы бросать работу так рано. Кроме того, 14 процентов мужчин и семь процентов женщин хотели бы продолжать трудиться и после 70.
    Почти половина — 49 процентов респондентов — признались, что ничего не делают, чтобы обеспечить себе лучшую жизнь на пенсии или закончить карьеру пораньше. Еще 26 процентов собираются принять меры в будущем, но пока ничего не делают.

    То есть эти 74 % никого на делают, но упорно визжат про «нищету, бедность, разруху».

    • Анонимно
      6.08.2020 11:15

      Именно так, поэтому вас и минусуют. Это как на Эхо Москвы голосование среди слушателей проводят и выдают эти цифры за мнение всего народа!)) Здесь то же самое.

    • Анонимно
      6.08.2020 11:33

      Мужчины? Трудиться? После семидесяти? Смеётесь? Разве каким нибудь депутатом Госдумы РФ или Госсовета РТ. До 70-ти обычному труженнику нужно ещё дожить.

    • Анонимно
      6.08.2020 20:19

      Вот как я с Вами согласна! На примере многих друзей и родственников - профукали все, кто на курортах, кто на машины и шмотки - сейчас сидят и умно рассуждают, как невыгодно вкладываться в бетон, землю, дачу и пр. А потом, грустно вздыхая, прутся в свои почти 50 на работу, понимая, что ни бетон, ни земля, ни даже дачка им уже не светит.
      А мы 2 "бетона" сдаем и участок картошкой с помидорами засаживаем - и жить как-то веселее становится:)

      • Анонимно
        7.08.2020 16:02

        Впечатления от путешествий лично для меня выше самодовольства от "бетона, дачи".
        И да, мне больше 50)

  • Анонимно
    6.08.2020 09:03

    - Валовой внутренний продукт Франции упал на рекордные 13,8% во втором квартале 2020 года в результате последствий пандемии коронавируса.
    Такие данные опубликовало французское статистическое агентство INSEE, сообщает "Европейская правда" со ссылкой на DPA.
    Данные указаны за период апрель-июнь, на который приходится большая часть суровых карантинных мер, затронувших 12 млн работников.
    В первом квартале падение составило 5,9% и оба эти показателя являются рекордными с тех пор, как данные были впервые собраны в 1949 году.

    - «Ни Великая депрессия, ни мировой экономический кризис, ни какой-либо другой спад за последние два столетия никогда не вызывали столь резкого истощения экономики. ВВП США за второй квартал сократился на рекордные 32,9%», — сообщает 30 июля CNBS со ссылкой на данные министерства торговли США.

    - Россия - "тихая заводь" в бурном море мировых финансов, охваченных кризисом. Об этом заявил директор Всемирного банка по России Клаус Роланд.
    "Кризис с непервосортными закладными бумагами, как таковой, России вообще не коснулся", - сказал Роланд.
    У федеральных властей сейчас большие золотовалютные резервы, бюджет сводится с профицитом, - отметил он. - С макроэкономической точки зрения Россия - это сейчас очень безопасный адрес".

  • Анонимно
    6.08.2020 09:09

    А теперь посмотрите на курс биткоина за последние 3 месяца и подумайте, в чем еще можно хранить сбережения.

    • Анонимно
      6.08.2020 09:58

      А что на биткоин можно купить в россии? Ничего

      • Анонимно
        6.08.2020 10:39

        Гос организации за биткойны продают базы с нашими паспортами и телефонами.

      • Анонимно
        6.08.2020 10:55

        Смотря где покупать. Атом его и прелесть, что никто кроме покупателя и продавца о сделке не узнают. А "государство = Россия = Путин" не получат ничего в виде налогов, вот они и противятся.

  • Анонимно
    6.08.2020 09:14

    У нас вероятность, что украдут из банка даже выше, чем что украдут из-под матраса. Были случаи в нашей истории...

  • Анонимно
    6.08.2020 09:38

    Товарищ знакомый всю жизнь проработал учителем копил во многом себе отказывал и тут бабах 1991 год. Накопил приличную сумму можно было трешку взять по тем временам не успел. На эти деньги можно было потом только в ресторан сходить. Так что банк в любом случае вас ограбит рано или поздно. Тратьте на себя люди не жалейте так веселее жить.

    • Анонимно
      6.08.2020 11:16

      Это да, но к пенсии нужно создать подушку безопасности с пассивным доходом, пусть даже с небольшим.

    • Анонимно
      6.08.2020 13:01

      А в чем он копил? В советских фантиках ?

    • Анонимно
      6.08.2020 13:02

      Его не банк ограбил, а финансовая пирамида под названием ссср. Он копил не деньги, а фантики.

      Никогда не задумывались почему советские якобы деньги нельзя было обменять на настоящие доллары?

    • Анонимно
      6.08.2020 19:57

      Согласен проверено на тот свет голеньким уйдем

  • Анонимно
    6.08.2020 09:41

    С такой социальной политикой, зачем нам государство. Зачем нам такая власть. Мне 63 года, из них последние 40 лет сплошные катаклизмы. Никто не считал сколько людей спились или покончили с жизнь из-за беспросветной жизни. Совершенно не предсказуемая жизнь в нашем государстве это результат бездарного, преступного руководства страной. (Карабай)

    • Анонимно
      6.08.2020 10:39

      Тогда по вашей логике надо все государства распустить и жить в первобытно - общинном строе. Потому что так везде без исключения. А на кой вы государству такой? А что вы сделали, что бы вам лучше жилось? Только стонали и искали виноватых, всех кроме себя?

      • Анонимно
        6.08.2020 11:01

        Современное государство, как площадка осуществления общественного договора, видится полудохлым динозавром явно не соответствующим современным методам общественной коммуникации. Делегирование прав кому-то это уже не нужно. Референдумы с законодательными результатами имеющие по любому поводу можно проводить хоть каждый день в интернете. Так зачем Дума, Федерация и прочая. Исполнение тоже можно смотреть постоянно следя за графиками - Зачем исполнительная??? Суды случайных присяжных тоже можно он лайн проводить.

      • Анонимно
        6.08.2020 11:16

        Голосую против ер и п. Это все, что могу.

        • Анонимно
          6.08.2020 19:47

          какая разница за кого, главное приходите голосовать, а считать умеют

      • Анонимно
        6.08.2020 13:53

        А нельзя как в скандинавских странах?

    • Анонимно
      6.08.2020 11:15

      Почему непредсказуемо? - как раз всё ясно и понятно. Покупай всегда доллары и будешь покупать квартиры дома машины, всегда. Можно даже не ловить минимумы)

  • Анонимно
    6.08.2020 09:52

    Хоть один предсказатель сказал правду: Предсказателей предсказывающих правду - нет.

  • Анонимно
    6.08.2020 11:01

    Автор статьи действительно реалист. Но ещё кое о чем не сообщил. В данный период опять происходит грандиозный грабеж России. Международные спекулянты на сотни миллионов, миллиарды рублей скупают всё (кто-то в курсе и действует так же), превращают в валюту и гонят за рубеж. Специалисты, руководство страны всё видят, но молчат. Действительно имеют интерес? Наверное, иначе откуда у них тоже сказочные богатства. Почему, например, в последнее время перестали сообщать объемы вывоза валюты?

  • Анонимно
    6.08.2020 13:40

    "То есть произошел просто переток с депозитов на карточки. И ничего трагичного в этом нет. Валюта из банковской системы в карманы людей не перетекает".

    Прошу разъяснить две вещи:

    - Из фондов, созданных благодаря СРОЧНЫМ вкладам, при прочих равных условиях можно выдавать кредиты с меньшим риском и соответственно с меньшей ставкой процента, см. также Полное банковское резервирование и риск банкротства банков. Ведь такой вклад нельзя забрать в любой момент (без потерь). Это способствовало бы инвестиционной активности предприятий. Так почему же тогда "просто переток с депозитов на карточки" это не страшно?

    - Может "валюта из банковской системы в карманы людей не перетекает", но где гарантия, что в будущем не возникнет ситуация, когда по Кейнсу "предпочтение ликвидности становится абсолютным"???

    Ведь странные налоговые реформы, бесконечные банкротства банков, МФО и КПК однажды вынудят население держать деньги в наличных. Неужели и в этом случае скажут, что "...ничего трагичного в этом нет"???

    Или просто запретят наличные?

    • Анонимно
      6.08.2020 14:14

      Тетрадочные вклады (забалансовые) тоже не вызывают желания нести деньги в банк.

    • Анонимно
      6.08.2020 19:08

      Запрет наличных мы переживали уже, Павловская реформа, разрешалось менять на новые деньги только небольшую сумму денег. Все остальное «сгорело» в жерновах горбачевской перестройки) о народе никогда не думают.

  • Анонимно
    6.08.2020 19:59

    3 литровая банка самый надёжно или жильё из красного кирпича престижном месте

  • Анонимно
    6.08.2020 20:50

    Друзья тема как и проблема высосана из пальца.
    Не понимаю зачем комментаторы пишут про экономику Великобритании или Франции??? Для чего??? Какая связь между экономикой России которая под санкциями и система летит в пропасть: просрочка по ЖКХ растёт,просрочка по кредитам растёт,население беднеет реально,малый и средний бизнес уже практически разорён... отсутствие национальной валюты которая была бы свободно конвертируемая в мире.
    Отсутствие элементарных программ и технологий в России поставили людей на грань выживания а не развития или уж как урапатриотам кажется превосходства.

    Сравнивать "павловскую реформу" и сегодняшние дни бессмысленно. Сейчас совершенно другое время и ситуация.
    Власть может отменить наличные или пытаться что то там блокировать или арестовывать ....это не поможет контролировать бизнес работающий в серой зоне экономики... Наоборот это увеличит ставки по обналичка,транзиту и различные взятки станут дороже.

    Многие рассуждения о том как поступать с деньгами похожи на детский лепет а не комментарии реальных бизнесменов. Кризис или не кризис какая разница ??? Есть собъственный капитал 500 тр и реально понимаешь и знаешь куда вкладывает и можешь 100% обеспечить контроль и всю цепочку событий контролируешь и не проблема 10% в месяц заработать.

    Люди сегодня умнее и шустрее наших родителей.
    У моих родителей в 1991 году тоже 37 тр сгорело в Сберкассе.17.5 лет они отработали на Севере в надежде на "северную пенсию" и сытую и спокойную старость на честно заработанные но деньги сгорели в очередной реформе.
    Молодое поколение кому около 40 или чуть более очень отличается от родителей.они сегодня не верят всему что говорит власть и проверяют и принимают правильные решения...не все конечно...кого то клинит на пропаганде и они теряют всё но таких не много...они часто становятся лемагогами-всезнайками но в реальности это балоболы.

    Сегодня власть в реальности не может силой продавить какую то реформу связанную с деньгами или повлиять на течение событий. Сегодня бизнес отдельно а власть отдельно и как бы не хотелось тотального контроля и повиновения но нынешних реальных бизнесменов которые к 40 годам пережили массу негатива от государства под контроль не взять.

    Научится управлять деньгами невозможно.ты или командует деньгами и заставляет их работать через свои схемы под своим контролем и тогда гарантированно успех или ты просто сотрудник на з/п которая среднемедианная по региону.

    Друзья прекратите бояться того чего нет и не будет и сделайте пожалуйста правильный выбор в жизни. Чужой человек никогда Ваши кровнозаработанные не преумножит и не сохранит. Такова реальность.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования