БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$79.07 92.86 Нефть 41,34
Казань Погода в Казани 9°C
Евгений Минченко: «Избиратели не видели у оппозиционных кандидатов воли к победе»
15 Сентября
 
15.09.2020

Евгений Минченко: «Избиратели не видели у оппозиционных кандидатов воли к победе»

Итоги выборов: Беларусь напугала лоялистов, единороссам можно не стесняться своей партии, а на Татарстане поставили эксперимент

Выход из карантинных ограничений и белорусские события повысили рейтинги Путина и правительства, повлияв на результаты губернаторских выборов в России, считает известный политолог Евгений Минченко. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, почему не надо списывать со счетов «Единую Россию», как новая партия «без лица» добилась успеха, отчего «Умное голосование» Навального не работает на выборах губернаторов и кто войдет в состав новой Госдумы.

Евгений Минченко: «Население удалось убедить в том, что российские власти выбрали если не самую эффективную, то одну из наиболее успешных стратегий противодействия пандемии коронавируса»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЛЯ ОППОЗИЦИОННОГО КАНДИДАТА МЕСТО ГУБЕРНАТОРА ТАКИМ УЖ ПРИЗОМ»

— На выборах глав регионов выиграли все кремлевские кандидаты и практически везде с очень высокими результатами. В чем причина — популярность действующей власти, грамотные кампании, поддержка президента или зачистка политического поля и использование административного ресурса? 

— Во-первых, повлиял общий контекст. Население удалось убедить в том, что российские власти выбрали если не самую эффективную, то одну из наиболее успешных стратегий противодействия пандемии коронавируса. И на фоне странной стратегии Лукашенко в Беларуси («лечение баней и водкой»), COVID-диссидентства в Швеции, метаний Бориса Джонсона в Великобритании, конфликта между федеральными и региональными властями в Соединенных Штатах Америки Россия выглядела вполне достойно.

Кроме того, белорусские протесты напугали осторожных лоялистов тем, что у нас, не дай бог, тоже что-то такое произойдет. Это добавило осторожности при выборе между протестным голосованием и непротестным.

Стоит отметить, что активность «Единой России» во время пандемии выросла. Партия набрала очков на теме волонтерства. И, конечно, значительно снизилась активность оппозиционных кандидатов на выборах губернаторов. Важно также понимать: является ли для оппозиционного кандидата место губернатора таким уж призом? Особенно если учесть тот факт, что из четверых губернаторов, избранных против воли Кремля, один в тюрьме, а другой добровольно-принудительно ушел в отставку. Естественно, возникает вопрос: а надо ли выигрывать, какова цена, которую за это придется заплатить?

Плюс к этому в ряде регионов были достигнуты договоренности власти с оппозицией. Например, в том же самом Татарстане. Где-то договоренности были не столько с кандидатами, сколько с группами, которые могли их поддержать. Например, в Иркутской области провели очень большую работу по умиротворению внутриэлитного пространства: удалось договориться и с местными строителями, которые «снесли» губернатора Ерощенко в 2015 году. Фактор межэлитных договоренностей тоже имеет важное значение.

Также стоит отметить, что очень много было ярких кампаний в этом году у кандидатов от партии власти. В тройку лучших я бы зачислил кампании Развожаева в Севастополе, Солодова на Камчатке, Дрозденко в Ленинградской области.

Интересные кампании провели Гольдштейн в Еврейской автономной области, Минниханов в Татарстане (там, кстати, были довольно креативные, на мой взгляд, вирусные ролики). Очень сложные кампании были в Ростовской области у Василия Голубева, в Тамбове у Александра Никитина, но тем не менее действующие губернаторы справились. В последний момент удалось выправить ситуацию и в Пензенской области, где еще месяц назад социологи били в тревожный набат.

— В итоге удалось избежать вторых туров даже там, где они прогнозировались. За счет всех этих факторов?

— Высокий риск вторых туров, несомненно, был. Но давайте представим человека, который идет по улице и ему на голову сверху падает кирпич. Можно выставить себя крутым прогнозистом и тихонько сказать, что сейчас ему на голову упадет кирпич. И он действительно упадет. А можно крикнуть: «Эй, осторожно, на голову летит кирпич!» Человек отскочит в сторону, и кирпич ему на голову не упадет. После этого вам, конечно, могут сказать: «Ну что же вы кричали про кирпич? Видите, ничего на голову не упало!» А лучше бы сказали «спасибо».

— То есть кто предупрежден, тот вооружен?

— Да, конечно.

«Белорусские протесты напугали осторожных лоялистов тем, что у нас, не дай Бог, тоже что-то такое произойдёт» «Белорусские протесты напугали осторожных лоялистов тем, что у нас, не дай бог, тоже что-то такое произойдет» Фото: © Виктор Толочко, РИА «Новости»

«САМЫЕ БОЛЬШИЕ РАЗРЫВЫ МЕЖДУ ПРОГНОЗАМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ ТАМ, ГДЕ ВЫСОКИЙ ПРОЦЕНТ ДОСРОЧНОГО ГОЛОСОВАНИЯ»

— Представители оппозиции утверждают, что «Единой России» удалось одержать победу во многом за счет трехдневного голосования, благодаря которому у организаторов выборов больше времени и возможностей для манипуляций и фальсификаций, включая голосование «на пеньках». Как бы вы это прокомментировали?

— Такие обвинения, на мой взгляд, все-таки можно делать, только имея на руках какие-то конкретные факты. Я могу зафиксировать, что самые большие разрывы между прогнозами социологов и результатом в протоколах там, где высокий процент досрочного голосования.

Хотя лучший в стране результат у Михаила Развожаева в Севастополе достигнут при невысокой доле «досрочки». Но ему и социологи прогнозировали результат более 80 процентов.

— При этом явка в основном довольно низкая. Из 18 регионов, где выбирали глав субъектов, в 7 явка составила менее 30 процентов. Почему? Избирателям просто неинтересны выборы?

— Я думаю, оппозиционные избиратели просто не видели воли к победе у формально оппозиционных кандидатов. Мы же наблюдаем, что удалось организовать мобилизацию оппозиционных избирателей там, где была реально жесткая конкуренция. Это, как правило, на муниципальных выборах. К примеру, на выборах в городскую Думу Тамбова партия «Родина» получила 45 процентов. Это рекорд. Никогда такого высокого результата они не получали. Но это заслуга в первую очередь бывшего мэра Тамбова Максима Косенкова. Он, кстати, уже становился в 2016 году лауреатом политической премии РАСО «Гамбургский счет» за лучшую муниципальную кампанию оппозиционной партии и может претендовать на это звание снова.

— Зато «Единая Россия» показала хорошие результаты в большинстве региональных и местных заксобраний. В чем причины такого успеха?

— Я как раз и говорил в своих последних интервью, что не надо списывать «Единую Россию» со счетов. Особенно учитывая тот факт, что в августе произошла позитивная коррекция рейтинговых показателей и президента, и правительства. И это не могло не потащить за собой и показатели партии власти.

— А за счет чего выросли рейтинги президента и правительства?

— Я думаю, что здесь две составляющие. Во-первых, выход из карантинных ограничений и, соответственно, рост социального оптимизма. А второе — это все-таки белорусские события, которые напугали лоялистов. Ну и на фоне Лукашенко Путин вообще выглядит политическим титаном.

— То есть что, события в Беларуси сказались на российском выборном процессе?

— Несомненно.

— А ведь казалось, что протесты в Беларуси и отравление Навального практически вытеснили из повестки выборную кампанию в России.

— Эти события показали, что стабильность на самом деле является хрупкой и лучше ее поберечь. Все-таки мало людей, которые грезят об уличных боях.

— Но и из-за отравления Навального мы не видим массовых митингов.

— Мы не знаем, что на самом деле случилось с Навальным, и я бы не стал использовать термин «отравление». Нам доподлинно не известна подоплека этой истории. Есть версия Бундесвера, но российские врачи с ней не согласны. Поэтому я думаю, что должно быть проведено комплексное расследование этой ситуации. А мне, например, нечего по поводу нее сказать, потому что я не специалист ни по токсикологии, ни по методам работы спецслужб. Я как политический аналитик могу говорить только о политических последствиях.

«Я думаю, оппозиционные избиратели просто не видели воли к победе у формально оппозиционных кандидатов» «Я думаю, оппозиционные избиратели просто не видели воли к победе у формально оппозиционных кандидатов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЕХНОЛОГИЯ «УМНОГО ГОЛОСОВАНИЯ» МОЖЕТ ОКАЗЫВАТЬСЯ ЭФФЕКТИВНОЙ, КОГДА НЕБОЛЬШИЕ РАЗРЫВЫ В РЕЙТИНГАХ»

— Возвращаясь к результатам партии власти на региональных выборах. Судя по вашим словам, это во многом заслуга рейтинга Путина. Что еще сказалось?

— Надо заметить, что были интересные технологические решения. Например, в Челябинской области список единороссов возглавил губернатор Алексей Текслер. И эта связка кампаний «Единой России» и популярного губернатора помогла увеличить за два месяца рейтинги партии власти в 2 раза.

— Ну это не новая тактика, когда губернатор выступает в качестве паровоза.

— Да, но Текслер очень сильно отличается от своих предшественников именно современным стилем коммуникации. Другие лидеры «Единой России» тоже демонстрируют новый политический стиль. Я могу привести в качестве примера Иркутскую область, где глава региональной организации Сергей Сокол лично проехал по региону за рулем машины, агитируя за врио губернатора Кобзева и за кандидатов от партии на муниципальных выборах. Собственно, там, где Сокол проехал, результаты Кобзева выше, чем в среднем по области. Муниципальные выборы в Иркутской области все выиграны «Единой Россией». Вот показатель того, как новый стиль политического лидерства привлекает избирателей. Это тоже важная история.

А все разговоры о том, что «Единая Россия» — это такое клеймо, что от нее надо отстраиваться, сомнительны. Вспомним, что это партия номер один по рейтингу и далеко не номер один по антирейтингу. Поэтому единороссам не надо стесняться своей партии, нужно доказывать ее преимущества. В том числе демонстрировать ее готовность к обновлению.

— Кстати, Андрей Турчак как раз сказал, что «Единая Россия» всерьез обновилась молодыми кадрами. Это действительно сыграло какую-то роль в победе единороссов в заксобраниях?

— Андрей Анатольевич абсолютно правильно сказал. Появление новых лиц, обновление стиля коммуникации с избирателями дали свой эффект. Я думаю, что это несомненно на уровне и ЗС, и губернаторов. В Севастополе «заботливый герой» Михаил Развожаев продемонстрировал управленческую эффективность и новый тип коммуникации с избирателями — максимально открытый, интерактивный, доброжелательный. Владимир Солодов на Камчатке стал «губернатором надежды».

— А почему «Умное голосование» не работает на выборах губернаторов и выстреливает так или иначе на выборах депутатов?

— Где-то выстреливает, а где-то нет. Технология «Умного голосования» может оказываться эффективной, когда небольшие разрывы в рейтингах. А когда разрывы большие, она не работает. Собственно, рейтинг доверия Навального по стране мы знаем. Это 2 процента. В крупных городах больше. И там, где небольшие разрывы, эти проценты сторонников Навального имеют значение. А там, где разрывы 10 процентов и больше, подобное уже никакой роли не играет.

— То есть, если рейтинг кандидата власти на 10 процентов превышает рейтинг оппонентов, это уже все?

— Это уже все для так называемого «Умного голосования». Как и для других инструментов мобилизации узких групп. Например, где-то паства какого-нибудь православного храма пошла и проголосовала за какого-нибудь кандидата потому, что ее к этому призвал священник. Бывает такое? Да сплошь и рядом. А где-нибудь в Татарстане или Дагестане какой-нибудь религиозный лидер призвал мусульман поддержать того или иного кандидата. Это тоже добавило в его копилку 2, 3, 4 процента. Тоже вполне понятная история.

— Некоторые эксперты вообще полагают, что у «Умного голосования» нет перспектив. Вы так не считаете?

— Я думаю, что эта технология может быть результативной на выборах в крупных городах по небольшим округам с низкой узнаваемостью кандидатов.

«Рейтинг доверия Навального по стране мы знаем. Это 2 процента. В крупных городах больше. И там, где небольшие разрывы, эти проценты сторонников Навального имеют значение» «Рейтинг доверия Навального по стране мы знаем. Это 2 процента. В крупных городах больше. И там, где небольшие разрывы, эти проценты сторонников Навального имеют значение» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КПРФ И ЛДПР СОХРАНИЛИ ПОЗИЦИИ ПАРТИЙ, КОТОРЫЕ БОРЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ЗА РОЛЬ ГЛАВНОГО ОППОЗИЦИОНЕРА»

— В Томске, про который вы уже упомянули, и в Новосибирске ситуация особая. На два города — три представителя Навального. А у «Единой России» там нет большинства. Причем оба эти города были в центре последних расследование ФБК. Получается, что фактор Навального продолжает действовать, несмотря на сопротивление власти?

— Несколько кандидатов от Навального — это…

— Несерьезно?

— Ну давайте сравним. На самом деле если серьезно говорить, то бенефициары ЕДГ-2020 другие. Во-первых, все-таки «Единая Россия». Она главный победитель этих выборов. Удержала лидерство в непростой экономической ситуации. Во-вторых, КПРФ и ЛДПР, сохранившие позиции партий, которые борются между собой за роль главного оппозиционера.

Более того, у Компартии получился очень интересный эксперимент с выборами губернатора Иркутской области, где кандидат от КПРФ, депутат Госдумы Михаил Щапов, набрал порядка 30 процентов (если приплюсовать к его 25 процентам то, что получил спойлер с похожей фамилией). Хороший результат. И самое интересное, что это первая в истории кампания кандидата от КПРФ, которая практически полностью проходила в социальных сетях. Мне кажется, интересная заявка на новый стиль и образ коммуниста.

Таким образом, среди бенефициаров — «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. «Справедливая Россия» находится в очевидном кризисе, теснится новыми партиями, но все же дает более-менее достойный результат там, где у нее есть сильные региональные лидеры, например Валерий Гартунг в Челябинской области.

Главные конкуренты «Справедливой России» из числа старых партий — это «Родина» и Партия пенсионеров. Например, уже упомянутые 44 процента у партии «Родина» по партийным спискам на выборах в гордуму Тамбова и почти все выигранные одномандатные округа. Вот это я понимаю, это не прохождение в гордумы единичных навальнистов. Или Партия пенсионеров, которая за счет говорящего названия снова вернулась в повестку.

Дальше я бы назвал среди бенефициаров три новые партии, которые получили парламентскую льготу. Это «Новые люди», «За правду» и «Зеленая альтернатива».

Из них наиболее серьезный конкурент эсеров в борьбе за титул «наименее противной партии» — партия «Новые люди», которая за счет агрессивной и намеренно бессодержательной рекламной кампании прошла в региональные парламенты четырех регионов по партийным спискам. Это серьезно.

Ну а дальше, уже в следующей лиге бенефициаров, можно, наверное, упоминать членов команды Навального.

— Кто все-таки сохранил статус главной оппозиционной партии — КПРФ или они с ЛДПР идут ноздря в ноздрю?

— У них произошло региональное разделение. Где-то «партия номер два» КПРФ, где-то — ЛДПР. Все зависит от региона.

— А, скажем, победа Кобзева в Иркутской области, где до этого был губернатор-коммунист, сильно пошатнула позиции КПРФ?

— Да нет. Понимаете, там в чем проблема — если бы не было фактора Левченко, то Щапов еще лучше бы выступил. Вероятно, состоялся бы второй тур. Его тянул вниз антирейтинг бывшего губернатора. Я думаю, что Левченко и не хотел, чтобы Щапов выиграл.

— Да? Почему?

— Потому что если бы Щапов выиграл, то он стал бы очевидно главным коммунистом региона и потеснил бы Левченко. А сейчас, я думаю, он рассчитывает на то, что рейтинги Кобзева посыплются. И тогда Левченко мог бы вернуться в губернаторское кресло на следующих выборах губернатора. А может быть, выборы будут досрочными, если Кобзева заберут в Москву.

А если выигрывает Щапов, то тогда игра уже сыграна. Щапов является фронтменом Компартии. Тем более что он еще и предлагает новый перспективный политический стиль. Потому что, конечно же, политическая стилистика Левченко выглядит крайне старомодно. И еще интересный момент. Левченко отвечал за проект наблюдения за выборами, и в последний момент оказалось, что он в состоянии закрыть наблюдателями только 25 процентов участков. Так получилось. Поэтому я думаю, что Левченко, на словах поддерживая Щапова, на самом деле делал все, чтобы тот не выиграл.

«Посмотрим, что такое «коллективный Кобзев». Во-первых, надо смотреть по составу его администрации» «Что такое «коллективный Кобзев»? Во-первых, надо смотреть по составу его администрации» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

«АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПУТИН ТОЖЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ЗАПРОС НА ОБНОВЛЕНИЕ»

— Кстати говоря, вы уже комментировали кому-то, что Кобзев во многом победил благодаря поддержке крупных федеральных групп, в частности Дерипаски, Чемезова, Керимова. Но в связи с этим появляются и новые риски.

— Понимаете, очень сложно удерживать баланс. Что такое «коллективный Кобзев»? Во-первых, надо смотреть по составу его администрации. Это Дерипаска плюс Керимов. Еще его поддержал Сергей Чемезов и ориентированный на него глава регионального отделения «Единой России» Сергей Сокол, который внес очень серьезный вклад в победу Кобзева. Далее это иркутские строители. Там есть, например, такой очень яркий человек Александр Битаров, который фактически сверг Ерощенко в 2015 году, поддержав тогда Левченко. И эти группы сегодня консолидировались вокруг Кобзева. Но дальше действительно этот баланс будет очень сложно удерживать, как и поддержку избирателей, выданную авансом. Особенно учитывая тот факт, что, видимо, придется в ближайшее время секвестировать бюджет, а в регионе и без того достаточно большое количество проблем.

— Перед выборами вы говорили, что основная их интрига заключается в битве политических партий. И предсказывали, что кто-то из парламентских тяжеловесов (в первую очередь «Справедливая Россия») рискует потерять позиции или быть съеденным новыми малыми партиями. В итоге лучший результат показали «Новые люди».

— Да, лучшие результаты показали «Новые люди», но у них есть одна проблема. Их результат достигнут за счет очень серьезных финансовых вливаний. Я думаю, что «Новые люди» потратили денег на кампанию больше, чем все остальные малые партии вместе взятые. Соответственно, большой вопрос, удастся ли им обеспечить сопоставимый объем финансирования на выборах в Госдуму. Это раз. Есть и вторая сложность. Поскольку у них не идеологический электорат, а собранный с бору по сосенке, то он очень неустойчивый. То есть он клюет просто на активную кампанию. И такой электорат будет очень сложно удерживать, потому что это ситуативное голосование. И при появлении другого проекта, который станет действовать точно так же, привлекая сторонников не за счет идеологии, а при помощи стилистики, у них появляются серьезные риски.

— При этом на «Новых людей» была сделана ставка и в Кремле?

— Да, несомненно.

— А почему именно на них в большей степени, а не на того же Прилепина?

— Я думаю, что «Новые люди» удобны прежде всего тем, что это партия без лица, то есть она может собирать избирателей разных идеологических ориентаций. Раньше подобного рода партией была «Справедливая Россия».

— Можно ли сказать по итогам прошедших выборов, что у избирателя сегодня есть запрос на обновление, новые лица?

— Запрос есть, но хочу заметить, что его удовлетворяют не только новые политические силы, но и серьезно обновившая свой состав кандидатского корпуса «Единая Россия». Администрация президента и Путин тоже удовлетворяют запрос на обновление путем масштабных замен в губернаторском корпусе.

«Практически гарантированно, что три партии («Единая Россия», КПРФ и ЛДПР) в следующей Госдуме будут представлены и никуда не денутся» «Практически гарантировано, что три партии («Единая Россия», КПРФ и ЛДПР) в следующей Госдуме будут представлены и никуда не денутся» Фото: duma.gov.ru

«БЫЛИ ПОПЫТКИ ПОВЛИЯТЬ НА РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА ПО ПОДДЕРЖКЕ ИЛИ НЕПОДДЕРЖКЕ КАНДИДАТОВ»

— А кто-то из новых малых партий сможет по итогам выборов в Госдуму сформировать свои фракции? Или об этом говорить пока рано?

— Об этом говорить очень преждевременно. Я уже обозначил риски. У нас Госдума может получиться шестипартийная, а может и трехпартийная. Обратите внимание, ведь все эти новые проекты «стрельнули» в одном-двух регионах. Только «Новые люди» в четырех. И, как заявила глава ЦИКа Элла Памфилова, 16 партий получают право без сбора подписей участвовать в выборах в Госдуму. Практически гарантировано, что три партии («Единая Россия», КПРФ и ЛДПР) в следующей Госдуме будут представлены и никуда не денутся. По моей оценке, им совокупно достанется от 65 до 80 процентов. И гипотетически может получиться, что несколько проектов, например, выйдут на результат, скажем, 3,5–4,5% процента, и не пройдут 5-процентный барьер. Поэтому сейчас очень сложно прогнозировать состав следующей Государственной Думы, особенно учитывая тот факт, что мы не знаем, когда пройдут выборы. Или это будет сентябрь, или март – апрель 2021 года. Весной больше шансов у старых партий. К осени могут набрать обороты новички.

— Но в любом случае можно предположить, что конфигурация сил в Госдуме изменится?

— Ну конечно.

— При этом «Единая Россия» подтверждает статус главного игрока и делает хорошую заявку на следующие парламентские выборы?

— Да, я считаю, что у «Единой России» ситуация вполне неплохая.

— А как результаты нынешних выборов повлияют на кампанию 2021 года? Может, кто-то разочаруется и не придет голосовать или, наоборот, будет мобилизация и все прочее?

— Пока у меня такое ощущение, что парламентские выборы 2021-го станут не открывающими новый цикл, а закрывающими этот. И они все-таки пройдут по консервативному сценарию.

— Это что значит?

— Что не будет большого обновления партийного состава Госдумы. Пофамильно обновление станет достаточно серьезным. По крайней мере, нам обещают серьезное обновление списков «Единой России» и кандидатов в одномандатных округах от этой партии. Но если мы говорим о повестке данных выборов, то она, скорее всего, будет еще консервативнее.

— Незадолго до выборов в соцсетях началась кампания по подрыву губернаторских кампаний и партийных выборов. Активно вбрасывали тезисы про вторые туры, множество нарушений. Причем занимались подобным телеграм-каналы, которые вроде считаются близкими к власти. Что это было?

— Известная история. Часто это составная часть внутриэлитного торга. К примеру, весной была активная кампания против губернатора Пензенской области Белозерцева, а потом в один момент ее — раз, и свернули. Или шла негативная кампания против Голубева в Ростовской области, и тоже она внезапно окончилась после того, как президент принял решение о поддержке его кандидатуры. Я думаю, что эти кампании были скорее не электоральные, а внутриэлитные, то есть представляли из себя попытки повлиять на решения администрации президента по поддержке или неподдержке тех или иных кандидатов, менять их или не менять. И надо заметить, что команды Голубева и Белозерцева неожиданно показали, что тоже умеют работать и с социальными сетями, и с пространством телеграм-каналов.

Кстати, раз уж об этом заговорили, хотел бы отметить качественную работу с «Телеграмом» и социальными сетями команд Развожаева и Дрозденко. А Владимир Солодов 13 сентября на «Ночи выборов» получил приз за «лучший телеграм-канал новичка».

«Я не исключаю, что был такой эксперимент — посмотреть, как подобного рода вбросы повлияют на настроение избирателей, на электоральный результат» «Я не исключаю, что был такой эксперимент — посмотреть, как подобного рода вбросы повлияют на настроение избирателей, электоральный результат» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ТАТАРСТАНЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ БУДЕТ СПОКОЙНОЙ»

— Татарстан показал самую высокую явку, а 50 процентов проголосовали в первые два дня. Не переборщили ли с явкой и не станет ли это примером для дискредитации трехдневного голосования, против которого выступают не только несистемщики, но и системные оппозиционеры? Тем более что нестандартных способов голосования (включая «пеньки») по стране действительно много.

— Все дело в том, что в Татарстане своя специфическая политическая культура и свой особенный стиль. А учитывая тот факт, что в подобном восточном стиле выступили губернаторы и в ряде других регионов, к Татарстану последнему будут претензии по данному вопросу.

— Можно ли сказать, что Татарстан, где не было никаких интриг, остается островком стабильности и там не действуют даже внешние раздражители, включая ролики известных оппозиционеров против действующей власти?

— Слушайте, но все эти ролики какие-то очень унылые. Не старались явно.

— Тем не менее.

— Не знаю, мне кажется, что негативная кампания может иметь эффект, когда она является системной и реализуется на протяжении длительного времени. Должно быть накопление этого негатива.

— Активизация нескольких оппозиционных команд в отношении действующей власти Татарстана перед выборами выглядит довольно странно. Чем это можно объяснить? Может быть, на республике отрабатывались технологии, которые будут использоваться на выборах в Госдуму?

— Да-да, вполне возможно. Я не исключаю, что был такой эксперимент — посмотреть, как подобного рода вбросы повлияют на настроение избирателей, электоральный результат.

— Однако в Татарстане у них ничего не получилось. Можно ли из этого сделать вывод, что у оппозиционеров будет провал и на парламентских выборах? Или все-таки Татарстан не показатель?

— Я думаю, что Татарстан все-таки не показатель. В целом в РТ достаточно низкий уровень внутриэлитной конкуренции. И я считаю, что электоральная ситуация в республике будет спокойной.

Комментарии: 150 Оставить комментарий
Анонимно
15.09.2020 09:49

Вы думаете кпрф что ли есть? Они как оппозиция по моему перестали существовать. Раньше поддерживал их на протяжении многих лет, потом понял, что делают вид работы и оппозиции...

  • Анонимно
    15.09.2020 08:11

    Минченко "вскрылся". Все с ним ясно окончательно. В корзину его

    • Анонимно
      15.09.2020 08:20

      Да, прикормленный Кремлем пропагандист !

      • Анонимно
        15.09.2020 08:38

        Смешные вы. ))))
        Вы что то иное думали всё это время?
        Вы думали, что он, избитый в подвротнях, без денег, с отобранной квартирой, пишет на отцовской даче правду про политику России? ))))
        Тогда вы точно из Татарии....

        • Анонимно
          15.09.2020 09:15

          Тактика и методы поспешников Ходорковского и изе с них были донельзя примитивны на прошедших выборах. Они ничего умного не показали, а лишь только еще больше выставили себя с худшей стороны


          • Последствия теленаркоза
            Мы будем долго наблюдать,
            Как в трансе от самогипноза
            Продолжат «нужных выбирать».

            А политологи на "вахте",
            Занудно будут объяснять,
            Что власть, плывущую на яхте,
            Нельзя на берег увольнять…

            • Анонимно
              15.09.2020 09:44

              Да всем же двно известо истинные цели для "Объединенных демократов" - дестабилизировать обстановку на выборах. И Татарстан ими был выбран как пилотный регион.

          • Анонимно
            15.09.2020 09:36

            Да все уже поняли, что Ходорковскому до нашего народа нет никакого дела...

            • Анонимно
              15.09.2020 09:49

              Вы думаете кпрф что ли есть? Они как оппозиция по моему перестали существовать. Раньше поддерживал их на протяжении многих лет, потом понял, что делают вид работы и оппозиции...

              • ПанАлекс
                15.09.2020 11:56

                Раскрыл глаза на фиктивность "оф. оппозиции" писатель Мухин - оказывается по российскому законодательству суд не отменяет и не пересчитывает результаты выборов, кроме если об этом заявил сам избирком, потому что нарушения на выборах - уголовные преступления и без их рассмотрения и вынесения приговоров для гражд. суда нет оснований для отмены выборов!
                Поэтому, когда КПРФ подает в суды на пересмотр, не имея результатов уголовных дел, они преднамеренно вводят своих сторонников в заблуждение, поскольку создают ложные ощущения, что "невозможно добиться справедливости", при этом не совершая никаких действий, чтобы возбудить уголовные дела и следствие!!! Это имитация борьбы!

                • Анонимно
                  15.09.2020 14:27

                  КПРФ дискредитировала себя полностью. Последний шанс перехватить повестку дня для них был Грудинин Павел Николаевич. Бешеная популярность по всей России. В Казани давка была, когда он приехал, причем не было никакой рекламы. Народ объединился вокруг него, но КПРФ все спустила на тормозах, избиратели почувствовали предательство партии, в том числе наблюдатели на выборах. И Грудинина они кстати тоже кинули, у того уже почти отобрали совхоз имени Ленина. КПРФ нужно было после выборов обратиться к своим избирателям выйти на улицу. И все. Избиратель был готов и ждал сигнала. А они наоборот начали успокаивать их, проглотили всю грязь. Я после этого перестал поддерживать КПРФ. И так поступили очень многие.

                  • Анонимно
                    15.09.2020 16:21

                    У КПРФ сейчас проблемы с кадрами. В ряде регионов даже кандидатов не выставили, в том числе и в РТ.
                    Раньше выезжали на псевдоопозиционности, но сейчас никто им не верит.
                    Может недавно созданные партии что-то поинтереснее предложат.

            • Моисей
              15.09.2020 09:51

              КПРФ или ЛДПР вместо ЕР это чума вместо холеры

              • Анонимно
                15.09.2020 13:07

                Это же - два крыла "Единой России", без скоординированных взмахов которых не взлетела бы она.

                • Анонимно
                  16.09.2020 10:50

                  Это же - два крыла "Единой России", без скоординированных взмахов которых не взлетела бы она.

                  Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/481012

                  Есть только Яблоко сейчас.

            • Анонимно
              15.09.2020 09:52

              Да с чего бы вообще Ходорковскому думать о нашем народе? Он явно не для блага спонсирует эти партии, а для своей выгоды.

              • Анонимно
                15.09.2020 12:34

                Нашим правителям выгодно нас спонсировать получается? И пенсионную реформу и налоги и т.д. все для народа от любимой партии.

              • Анонимно
                16.09.2020 12:55

                Вы это к чему? Кто, кроме Вас, здесь говорит о Ходоре? Методичка? "Где бы что не говорили - все одно сведет на баб!" (с)

            • Анонимно
              15.09.2020 09:59

              Я очень жду, когда же у нас появится достойная оппозиция, потому что сейчас это фарс какой-то.

          • Анонимно
            15.09.2020 12:03

            Появись реальный кандидат на выборах в РТ, тут же закатают в асфальт. Могут это сделать и не в переносном смысле.

        • Анонимно
          15.09.2020 09:17

          Здравая мысль

          Все дело в том, что в Татарстане своя специфическая политическая культура и свой особенный стиль. А учитывая тот факт, что в подобном восточном стиле выступили губернаторы и в ряде других регионов, к Татарстану последнему будут претензии по данному вопросу.

          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/481012

          • Анонимно
            15.09.2020 14:22

            В Татарии просто живут потомки государственных крестьян.
            Те, кто поупрямее, давно уже выехали отсюда.
            Осталась аморфная часть.
            Живущая на чаевые от нефтяных денег.
            Чаевых достаточно больших.
            Но это не заслуга народа.
            Это позиция нащальства, обращённая к внешнему вниманию.
            Убери сейчас Татнефть от казны Татарии, и здесь за два года восторжествует экономика и жизнь "А-ля" 70-е ХХ века.

            • Анонимно
              15.09.2020 17:20

              А татары и до 1917 года имели большие успехи, благодаря интеллекту и трудолюбию, без всякой Татнефти: "Татарами-мусульманами севера, из района Волги (Ногайцы) и Западной Сибири, вносится панисламистская агитация в спокойную в этом отношении среду мусульманских сартов и киргизов. Эти татарские интеллигенты в литературном и политическом отношении принадлежат теперь к передовым элементам ислама, к его самым энергичным и влиятельным приверженцам. прежде всего им обязан ислам своим внутренним и внешним усилением и своим культурным ростом. В 1880 в России насчитывалось 11 млн. мусульман, вся их печатная литература состояла из 7-8 книг; у них была одна типография, 4 вождя и 12 человек с высшим образованием, в том числе 1, который учился в Западной Европе. В 1910 г. их было уже 20 млн.; они имели свыше 1000 печатных книг, 14 типографий и 16 периодических изданий, 200 человек, получивших высшее образование в России, и 20 - в Западной Европе, около 100 литераторов, 6 высших и 5000 низших школ, 37 благотворительных учреждений, 3 небольших банка и 3 сельских банка 1). Именно это великое «мусульманское» движение, которое захватило и такие племена, как вотяки, черемисы, чуваши, было исследовано в одной работе... 2). Особенно, в области школьного и просветительного дела. За последние 10 лет мусульманское население России сильно развилось в культурном отношении: у казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; У православных - одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое. Если это культурное превосходство и жизнеспособность ведут к более легкой ассимиляции инородцев, как христиан, так и язычников, с татарами-магометанами, то сейчас последние очень обеспокоены поддерживаемой Думой националистической школьной политикой правительства (язык обучения!) и склоняются к тому, чтобы стать менее податливыми и примкнуть к возмущению, охватывающему сейчас весь магометанский мир, и готовы искать опоры у магометан Китая и Индии. Связь с мусульманским населением Туркестана создается при этом сама собой; и действительно, с севера к ним уже вносится панисламистская смута. Русское правительство боится этого проникновения татарских приверженцев ислама и по возможности не пускает их в Туркестан".
              В.И.Ленин, ПСС, т.28, с.513.

              • Анонимно
                15.09.2020 21:43

                Вы путаете Татар Поволжья и Западной Сибири с "татарами" Казанской губернии.
                Марджани и Тукай были вятскими татарами.
                Все мечети вдоль Транссибирской магистрали в конце 19-начале 20 веков построены татарами НЕ ИЗ Казанской губернии.

                • Анонимно
                  16.09.2020 03:08

                  15.09.2020 21:43
                  "За последние 10 лет мусульманское население России сильно развилось в культурном отношении: у КАЗАНСКИХ ТАТАР на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; У православных - одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое. Если это культурное превосходство и жизнеспособность ведут к более легкой ассимиляции инородцев, как христиан, так и язычников, с татарами-магометанами...".
                  В.И.Ленин, ПСС, т.28, с.513.

        • Анонимно
          15.09.2020 09:21

          Предствители псевдоопозиции действовали максимально примитивно. Их план в РТ не сработал и не зашел от слова совсем. У нас никому не важно, какой ты национальности. Потэтому такой их заход провокации на национальной почве провалился с треском.

          • Анонимно
            16.09.2020 12:58

            Я что-то провустил, видимо... О какой такой провокации Вы говорите? Ну и насчет "никому не важно" вы явно погорячились.

      • Анонимно
        15.09.2020 09:12

        Очень повеселили Объединенные демократы на этих выборах со всоей установкой - "голосуй за кого уголно". Что?) За кого угодно? Это же абсурд. Прям пытаются народу Татарстана втюхать кого попало, остаививь без будущего. Мы тут сами как нибудь решим и без вас

        • Анонимно
          15.09.2020 11:09

          09.12 Самим как нибудь разобраться не получается. Сами это малая кучка и до народу им пофиг. Мы тут сами решим - и без камер, и считаем сами как нам хорошо, к тому же ВВП позволяет

          • Анонимно
            15.09.2020 16:22

            При том количестве наблюдателей зачем камеры?

            • Анонимно
              15.09.2020 16:51

              Во всем мире - камеры, а у нас наблюдатели. Местное ноу хау. Да еще застраховали их жизни. Смешно. Кого опасаются - не допустили уже до выборов

          • Анонимно
            15.09.2020 16:33

            Че сказал сам хоть понял?

      • Анонимно
        15.09.2020 09:14

        Все эти несистемщики лишь осваивают деньги, выделенные на подрыв традиционных ценностей в нац республиках

        • Анонимно
          15.09.2020 09:24

          А меня больше всего КПРФ расмешили. Которые даже кандидата не стали выдвигать) И это реальная партия? Так они даже за власть не боятся. Хотя бы могли видимость создать, а так... Ноли абсолютные. Полит импотенция пришла нежданно

        • Анонимно
          15.09.2020 10:04

          Какие у нас ценности? Украсть нефтяные компании и стать миллиардерами за счёт голодающих стариков? Или из бюджета выделить деньги на постройку мечетей с минаретами до небес? Мне такие ценности не нужны.

          • Анонимно
            15.09.2020 22:24

            Насчнт стариков правильно, а мечеть не трогайте по 4-8 лет народ строит в основном.

    • Анонимно
      15.09.2020 11:42

      Не верю ни единому слову Минченко. Когда сказал о якобы возросшем рейтинге ЕР, с ним все стало ясно

  • В отсутствии политической жизни (точнее, при запрете политической деятельности) в стране, эти "выборы" не могут быть настоящими в обычном их понимании, и не являются волеизъявлением граждан.
    У представленных на выборах партий нет политических программ
    Кандидаты же не являются лидерами нации, слоев населения, регионов, городов и муниципалитетов, всего лишь ставленники правящей вертикали

    • Анонимно
      15.09.2020 08:29

      Ладно бы если бы нормальных ставили для вида. Ставят так откровенных клоунов!

      • Анонимно
        15.09.2020 11:35

        Поэтому они и побеждают с клоунско высокими процентамии

    • Анонимно
      15.09.2020 12:30

      Странности с плюс/минус.

      Резкие колебания рейтингов комментириев от хорошего плюса до глубокого минуса.

      Это настораживает. Пора уходить отсюда....

      • Анонимно
        15.09.2020 17:22

        Скатертью дорожка!

      • Анонимно
        16.09.2020 13:04

        Здесь провластные тролли работают. Команда небольшая, но плодовитая. Возможно, один человек. Угадывается регулярно по примитивно-восторженным комментам сразу после выхода материала про "власть".

  • Анонимно
    15.09.2020 08:15

    а не было никаких оппозиционных кандидатов

    • Анонимно
      15.09.2020 09:25

      Особенно мне понравился кандидат от КПРФ. Такой заметный, деятельный.

  • Анонимно
    15.09.2020 08:26

    Хочется добавить, что не случайно местом активных действий оппозиции было выбрано с. Столбище Лаишевского района, с одной стороны это пригород Казани, и большинство там работает или как- то связано с Казанью, с другой стороны, это властью забытый поселок, где нет ни нормальных дорог, ни почты, постоянные проблемы с водоснабжением и вывозом мусора, если посмотреть по программам которые реализуются государством в этом поселке, увидим, что за 2020 года там сделано 800 метров дороги и все, и это в 5 тыс. поселке, там фактически нет государства, там не реализуются программы парков и скверов и прочее , поэтому за выбор места действия оппозиции можно поставить 5 баллов.

    • Анонимно
      15.09.2020 09:13

      Появление на выборах сторонников Ходорковского всегда сопровождается скандалами и провокациями. Координатор «Открытой России» и «Объединённых Демократов» в Санкт-Петербурге Сергей Кузин - тот еще субъект... Много раз становился соорганизатором и участником националистических и леворадикальных акций, таких как «Русский марш» или «Марш миллионов».

      • Анонимно
        15.09.2020 09:27

        Я чуть было не стала сторонницей оппозиции, но их нескрываемое презрение к народу и стране оттолкнуло. Теперь они вызывают только раздражение.
        Какое дело Ходорковскому до многострадальной России? Живёт заграницей, дети тоже. У нас, по их версии, народ быдло и тупая вата.
        Вот это многих от них отвело.

      • Анонимно
        15.09.2020 09:29

        Ходор столько денег вбухивает в этих оппозиционеров, а эти бездари только на скандалы способны.

      • Анонимно
        15.09.2020 09:30

        Сторонники Ходорковского почему то не обратили внимание на Боровое Матюшино, это же тоже о чем то говорит, и Власти РТ сделали все ( точнее, не сделали ничего) чтобы оппозиция активные действия развернула именно в с. Столбище, так как очень много нерешенных социальных проблем.

      • Анонимно
        15.09.2020 13:49

        Выдвинувшись в состав территориальной избирательной комиссии Сергей Кузин грубо нарушил федеральное законодательство, поскольку является депутатом. А представители органов власти и муниципалитетов, в том числе и депутаты, не имеют права состоять в избирательных комиссиях. Подписывая заявление в включении в состав Лаишевской ТИК, Кузин сознательно вводил в заблуждение руководство избирательной комиссии

    • Анонимно
      15.09.2020 09:14

      Доверия властям в Столбище действительно нет, который год самообложение провести не могут. Поэтому всем все равно за кого голосовать хоть за этих, хоть за тех.

      • Анонимно
        15.09.2020 09:25

        кто-то до сих против самообложения, а тут наоборот просите его ввести.

      • Анонимно
        15.09.2020 09:41

        Самообложение почем рассматриваете как что то десткуртивное? Это же наоборот направлено на улучшение жизни людей. К тому же они не против сами скинуться на свои же нужды. Чем там выходи то по 300 руб. Равзе много?

        • Анонимно
          15.09.2020 09:52

          Наоборот, конструктивное, но чтобы люди дали 300 рублей, они должны видеть что власть есть и она работает, в Столбище этого не видно, и доверия там нет, поэтому и самообложение провести не в состоянии.

    • Анонимно
      15.09.2020 10:38

      Судя по тому как мой комментарий яро минусуют кремлеботы, попал в точку.

  • Анонимно
    15.09.2020 08:27

    ФОМА
    Я бы не назвал ролики известных оппозиционеров унылыми. Если бы они были таковыми в татарстанских СМИ не замалчивали бы их наличие

    • Анонимно
      15.09.2020 09:54

      Я бы назвал их чёрным пиаром, учитывая как их потом распространяли с помощью массовых рассылок. Если бы знали, что ролик итак посмотрят, не делали бы так. Складывается ощущение, что впихивают народу то, что не очень то укладывается в их взгляды. Ведь в РТ все хорошо.

    • Анонимно
      15.09.2020 09:55

      Ролик не зашёл. Человек, который думает своей головой, сначала бы изучил реальную обстановку в республике. Не объективно, односторонне и очень примитивно снят ролик.

      • Анонимно
        15.09.2020 10:17

        ФОМА
        09,54 и 09.55 В ролике ничего плохого о республике не говорилось. Попробуйте ответить фактами на факты. Не надо проводить аналогии , что Россия- это Путин, а Белоруссия - это Лукашенко

    • Анонимно
      15.09.2020 10:05

      Такие видео в благополучном Татарстане не имеют успеха. Если бы у нас был дотационный регион - да, другое дело. А так...

      • Анонимно
        15.09.2020 11:16

        У народа нищая 40-я зп. Напрочь отсутствует социалка. Почему ВВП назвал что сфера в рт отличается социальностью? НЕ прав. Видать эта роскошь за сет нищего населения

        • Анонимно
          15.09.2020 13:54

          Социалка в соседних регионов компенсирует низкие зарплаты.

          • Анонимно
            15.09.2020 16:54

            Социалка из чего складывается? Из дворцов чиновника и суперджет? Кто компенсирует 40-ю зп нашего региона?

            • Анонимно
              15.09.2020 17:38

              Достал ты своей "49-й зарплатой". иди работай и зарабатывай, а не будь халявщиком. На всех ветках одну и ту заунывную бодягу поёшь.

              • Анонимно
                15.09.2020 22:18

                40-я ЗП - это реалия нашей жизни. Заунывная песнь против твоих бравурных речей со всех бытовых приборов

      • Анонимно
        15.09.2020 14:01

        Республика у нас ещё социально-ориентированная. Это тоже сработало

  • Низами
    15.09.2020 09:03

    Где вы в Татарстане увидели оппозицию?
    Их даже конкурентами-то назвать нельзя... Практически все сидят у одной кормушки - кто-то ближе, кто-то подальше... И нежно-нежно поталкивают друг друга локотками...

    • Анонимно
      15.09.2020 09:27

      Болото, олним словом. На этом фоне обоснованно смотрится разгромная победа Минниханова

      • Анонимно
        15.09.2020 12:08

        Спасибо за это учителям. Получат грамоту ко дню учителя

        • Анонимно
          15.09.2020 17:20

          Вы долго еще будете использовать этот устаревший аргумент? Он давно не актуален. Эти действия незаконны и никто к ним не прибегает.

          • Анонимно
            15.09.2020 17:34

            88% из чего складывается?

            • Анонимно
              15.09.2020 17:46

              Из моего голосования!

            • Анонимно
              15.09.2020 23:07

              Силовики,чиновники,бюджетники,пенсионеры,руководители предприятий и особо податливые сотрудники этих предприятий,ну и те,которым при действующей власти хорошо.

    • Анонимно
      15.09.2020 11:04

      А откуда оппозиции взяться, если власть не даёт ей появится благодаря беспредела?

      Оползиционные депутаты пытались выдвинуться в поссовет Осиново, но всех их по беспредела сняли с использованием ручных кандидатов и ручных судов.

  • Анонимно
    15.09.2020 09:46

    Ролики адекватные и актуальные. А итоги это благодаря адмресурсу такие высокие. Моё мнение: ничего не поменялось-как подтасовывали, так и продолжают.

  • Анонимно
    15.09.2020 09:47

    Хорошо пригрелся и прикормился иксперт-политолог

  • Анонимно
    15.09.2020 09:54

    Выборы состоялись без четких программ со стороны кандидатов. Нет четких ориентиров к чему будут конкретно стремиться будущие депутаты и партии. Трудно проверить выполнение к 2025 году и промежутках . Один
    или даже двое, трое в поле не воины. Малочисленная дозированная оппозиция без поворотных идей . И без больших шансов на крупные прорывы и серьезные изменения. Нестабильность в том числе и с эпидемией и внешними факторами оказалась невольно на руку ЕР и всей Администрации.

  • Анонимно
    15.09.2020 10:09

    Не хотел ходить на выборы... Посмотрел провокационные ролики оппозиционеров с их дешевыми призывами и примитивным подходом, принципиально сходил поддержать текущий курс

    • Анонимно
      16.09.2020 13:09

      Уймитесь уже - "выборы" прошли. Вы и про обнуление практически тот же пост строчили.

  • Анонимно
    15.09.2020 10:10

    Сказочник Реалии выборов абсолютно не такие

  • Анонимно
    15.09.2020 10:11

    судя по заголовку , воля к победе в стране есть только у путина

    • Анонимно
      15.09.2020 17:40

      Воля к победе есть у всех, выборов только нет в стране.

  • ПутчДемона
    15.09.2020 10:44

    Когда власть начнет сдавать дворцы и самолеты?
    И почему политологу не задали этот интересный вопрос: откуда и почему такие богатства?

    • Анонимно
      15.09.2020 11:22

      что значит в вашем понимание дворец?

      • Анонимно
        15.09.2020 12:09

        У Кремля посмотрите

        • Анонимно
          15.09.2020 16:55

          В Белом. Что к ЮНЕСКО отнесено

          • Анонимно
            15.09.2020 17:22

            Путчдемон, а у вас будут какие-то более доказательные аргументы или вы только клише можете разбрасываться?)

            • Анонимно
              16.09.2020 13:44

              Так в Росреестре все доказательства вроде есть. Или их уже успели замаскировать под РФ? И флайтрадар вроде пока не запретил Роскамнадзор...

  • НЕТАТАРИН
    15.09.2020 11:29

    а не было оппозиционных кандидатов на выборах главы РТ
    все прикормыши местные

    • Анонимно
      15.09.2020 13:59

      Пару кандидатов более менее отличались, но воли к победе у них не было

      • Анонимно
        15.09.2020 16:56

        А ты и есть минченко? НЕТ? Вот и не повторяй сей бред

        • Анонимно
          15.09.2020 17:45

          А что не так? Всю избирательную кампании они вели слабо. Михеев ещё трепыхался, но кроме БО его нигде не было видно, а это малая часть потенциального электората.

  • Анонимно
    15.09.2020 11:33

    Боже мой, какой бред...

  • Анонимно
    15.09.2020 11:40

    Нашли кого интервьюировать. Придворный политолог, кормится с руки. Самая большая его фронда - покритиковал сайт ЦИКа, неудобное меню

  • Анонимно
    15.09.2020 11:44

    Почему про Партию Роста ни слова?

  • Анонимно
    15.09.2020 11:47

    а я не вижу в соотечественниках воли к переменам

    • Анонимно
      15.09.2020 12:07

      А были честные выборы? Я на своем участке и половины заполненной тетради не увидел, а тут 73 процента явка. Я ходил на выступления против повышения пенсионного возраста, там было 1.5 тысячи, не больше и с каждым разом всё меньше и меньше народу,, я не вижу вообще в наших соотечественников ничего

      • Анонимно
        15.09.2020 17:24

        Я когда ходил было много народу и ящик был наполнен почти. Все зависит от времени уж и от участка. Понятное дело, что явка на разных участках разная.

        • Анонимно
          15.09.2020 17:35

          НЕТ у нас явки. Как и к поправкам.

          • Анонимно
            15.09.2020 17:48

            В воскресенье 13 числа я пошел в 6 гимназию в полдень, была очередь за бюллетенями для голосования.

            • Анонимно
              15.09.2020 22:20

              То же самое - 121 лицей. НИКОГО. Моя подпись единственная на странице

  • Анонимно
    15.09.2020 12:03

    "А все разговоры о том, что «Единая Россия» — это такое клеймо, что от нее надо отстраиваться, сомнительны. Вспомним, что это партия номер один по рейтингу и далеко не номер один по антирейтингу. Поэтому единороссам не надо стесняться своей партии, нужно доказывать ее преимущества"

    Почему же тогда на агитплакатах и рекламных щитах у кандидата от данной партии не было так называемого "клейма ЕР"? Если она №1 по рейтингу, чего стесняются кандидаты?

  • Анонимно
    15.09.2020 12:05

    Хоть за МРН и проголосовало большинство, процент указывался такой, какой был необходим. Знаю о чем говорю, есть знакомые в приемной комиссии.

    • Анонимно
      15.09.2020 16:34

      Факты, явки, пароли в студию. А так, любой может написать что попало

      • Анонимно
        15.09.2020 17:26

        Ох уж эти знакомые. А вот мои знакомые говорили о том, что и явка была приличная и голоса за минниханова)

    • Анонимно
      15.09.2020 16:35

      Там столько наблюлдателей было, при чем от разных партий. Это все не реально

    • Анонимно
      15.09.2020 16:36

      Абсурд же, да. Зачем им руки марать и репутацией рисковать, если итак победа в руках? Минниханова поддерживают без всякой помощи из вне.

      • Анонимно
        15.09.2020 16:52

        Для того, чтобы сделать его победу беспрецедентной и показать всем нам насколько велика его поддержка (нет). Реально он набрал не более 65%. Невозможно в сегодняшних реалиях набрать 83%

        • Анонимно
          15.09.2020 16:56

          Возможно. Его все знают, знают как развитась республика, он 10 лет у руля. А противостояли ему кто? Никому не известные ребята без опыта в большой политике. Вот и выбирайте.

        • Анонимно
          15.09.2020 16:57

          Ну и зачем это? Ну просто, для чего?

        • Анонимно
          15.09.2020 16:58

          Возможно и больше набрать, причем у Минниханова еще и не самый высокий показатель:

          Развожаев (Севастополь) 85,72%
          Дрозденко (Ленобласть) 83,61%
          Минниханов (Татарстан) 83,28%
          Кондратьев (Краснодар) 82,97%
          Гольдштейн (Еврейская АО) 82,50%

          • Анонимно
            15.09.2020 17:27

            Да и учитывая, что Минниханова поддерживают многие, то вполне адекватные цифры. Я примерно такого и ожидал.

        • Анонимно
          15.09.2020 16:59

          Народ максимально лоялен к руководству республики, отсюда и такие цифры

          • Анонимно
            15.09.2020 17:38

            16.59 Нищий народ с 40-ой зп особенно лоялен

          • Анонимно
            15.09.2020 18:50

            Как откомментировал в своём интервью Максим Шевченко - в России, а значит и в Татарстане, народ с гражданской позицией уничтожен.
            Все как-то приспособились, как-то что-то зарабатывают, как-то потихоньку обманывают государство (которое в свою очередь их обманывает, причём беззастенчиво), вроде всем на жизнь хватает(ещё и остаётся), лишь бы их не трогали и не мешали жить привычной жизнью...
            Потому и голосуют, тихо-мирно, по привычке за тех же самых...
            Зачем искать приключений на свою голову? Живите и дальше в согласии и спокойствии, «граждане» России... усыпили народ)...

            • Анонимно
              16.09.2020 03:17

              У татар гражданская позиция едина: мы за татарскую власть в Республике Татарстан!

              • Анонимно
                16.09.2020 13:49

                Это не Ваше часом "У нас никому не важно, какой ты национальности"? 9-21, если что

        • Анонимно
          15.09.2020 16:59

          За 90% вот это да, нереально. Но 83 - вполне еще мыслимо

      • Анонимно
        15.09.2020 16:57

        Ну набрал он 60%. Вроде как победа, а на самом деле это полный провал. 40% избирателей его не поддерживает получается. Поэтому и рисуют 83%.

        • Анонимно
          15.09.2020 17:04

          Его поддерживает большинство. Этого достаточно для победы. А уже мысли типа "надо более убедительно" - исключительно ваши догадки

          • Анонимно
            15.09.2020 17:29

            Не стали бы рисовать, зная какой бы негатив это могло вызвать. Только вот вам ведь сложно поверить в то, что у него действительно может быть такая поддержка. Мнение, отличающее от вашего, для вас неприемлемо. Это лицемерие называется.

        • Анонимно
          15.09.2020 17:23

          Откуда цифра? Один сказал,другие подхватили?

  • Анонимно
    15.09.2020 12:12

    Хотя своего кандидата выдвинула на новый срок партия «Единая Россия», на баннерах нет отсыла к «медведям» — фоном служат то зеленые, то синие, то даже бордовые тона, а логотип «ЕР» отсутствует вовсе.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/480656

    Это к слову Минченко о том, что не надо стеснятся своей партии

  • Анонимно
    15.09.2020 13:31

    За полчаса топовые комментарии ушли в минус. Наблюдаю уже не первый день такое.

  • Анонимно
    15.09.2020 15:55

    Минченко говорит об отсутствии мотивации кандидатов, но я как оппозиционный кандидат по одномандатному округу могу лишь утверждать об демонтаже функций правового и социального государства в Татарстане, ставящем под сомнение легитимность выборов.

    Некоторые итоги кампании:
    1. Недостаток ресурсов у оппозиции, ограничения на массовые мероприятия из-за эпидемии коронавируса, плакатные войны «левых» кандидатов КПРФ и Коммунистов России, срывавших агитматериал друг друга.
    2. Неспособность противостоять давлению административного ресурса. По многим предприятиям с госучастием была дана установка сотрудникам максимально проголосовать в первый день триединого дня голосования.
    3. Недоступность правосудия. Иск об отказе в регистрации кандидата-дублера «Единоросса», судя по данным корпоративного сайта его подчиненного, превысившим допустимый 5% уровнеь брака подписей, суд оставил без движения. Иск об отмене постановлений ЦИКов РФ и РТ от 26 и 27 июля о трехденвном голосовании суды оставили без движения. Хотя по федеральному законодательству постановления должны были выйти не позднее чем в 10 дневный срок с момента объявления выборов или до 21 июня. Вышли с опозданием на 5 недель, но головотяпство и произвол ЦИКа прикрыто «правосудием».
    4. Постоянное вранье и приписывание чужих заслуг кандидатом «единороссом». На встречах с избирателями, запрещенных из-за короновируса, и поэтому замаскированных под «праздник двора», кандидату от партии власти приписывались все заслуги власти по благоустройству, общественных активистов, «успешный лоббизм» (запрещен законодательством) в интересах округа. Выложенное мной видео с откровениями ребят из общественной организации, которые сделали реконструкцию детской спортивной площадки, а власть представила это избирателям как достижение кандидата –единоросса, в день собрало больше просмотров в соцсетях, чем избирательные комиссии насчитали голосов, отданных за меня избирателями.
    5. В триединый «день голосования» наблюдатели зафиксировали множество нарушений состороны участковых комиссий. От недопуска и удаления наблюдателей, до манипуляций со списками, нарушений порядка подсчета голосов. В соответствии со статьей 79 Избиркодекса РТ одновременный подсчет из разных пачек недопускается, но комиссии нагло игнорировали требования наблюдателей и кандидата. При сортировке технично смешали бюллетнени из сейфпакетов с досрочного голосования с бюллетенями в день выборов 13 сентября, пытались запретить видеосъемку, не оглашали количество бюллетнений из пачек не показывали отметки и т.д.
    6. В одной из участковых комиссий, член комиссии Кондратьев А. как написано в протоколе, был в командировке, кто его заменил непонятно. В отсутсвии члена комиссии Кондратьева А. бюллетени начали странным образом размножаться, при предварительном подсчете проголосовавших за меня было озвучено на треть меньше голосов, чем оказалось в итоговом протоколе. В другой комиссии одной из членов стало плохо, вызвали скорую, ей на замену появились неустановленные лица, без опознавательных бенджиков, не внесенные в список членов комиссии и продолжили одномовременный подсчет бюллетней, несмотря на протест наблюдателей. После подсчета комиссии отказались выдать заверенные копии протоколов, заявив, что «программа зависла». Назвать это позорное и преступное шоу «честными выборами» не получается.
    7. При всем при этом, по официальным данным, на выборах Президента республики явка составила 78,78% избирателей, у меня в округе лишь 42%. Пропагандистам можно говорить, что оппозиционных кандидатов «нет мотивации», подготавливая общественное мнение к признанию этого позорного спектакля. Но отсюда снизу, ситуация видится совсем иначе.
    8. Из 15 тысяч избирателей, которые теоретически могли прочитать агитматериал, более половины не пришло на выборы. В своих агитках я спрашивал у граждан, будут ли они продлевать мандат власти при таких «блестящих итогах» ее деятельности как рост бедности, безработицы, преступности, тарифов и налогов, цен на продукты и бензин, девальвации курса рубля вдвое с 2014 года, отсутствию доступа к образованию, медицине, правосудию, госпомощи малому и среднему бизнесу, пострадавшему из-за пандемии, исчезновению больших автобусов с городских маршрутов, отрицательной миграции молодежи из города (более 80% выпускников школ), в целом ростовщической людоедской политики. Демонтажу функций социального и правового государства и присвоению власти и общественных ресурсов бюрократией. Избиратель проголосовал ногами и рублем, уезжая из города или перейдя на подножный корм, спасаясь на дачах и огородах. Повторю, одно видео с приписыванием себе чужих заслуг единороссами собрало больше просмотров, чем насчитали голосов за меня за три дня в избирательных комиссиях, не говоря уже о фильме ФБК с миллионами просмотров. Технический кандидат «Единросса», не замеченный в активности, по данным подсчета ряда участковый комиссий, набрал больше голосов, чем агитировавший за себя кандидат от оппозиции. Признать это низкопробное шоу честными выборами, а власть легитимной, означает соучастие в преступлении по массовой фальсификации волеизъявления многонационального народа Татарстана.

    С феодальным приветом людоедам и фальсификаторам, «несостоявшийся» депутат Горсовета Набережных Челнов, предпочитающий оставаться на правильной стороне истории, кандидат исторических наук М.А. Сайфутдинов.

    • Анонимно
      15.09.2020 18:38

      Спасибо за откровенный комментарий.
      С уважением, гражданин РТ

  • Анонимно
    15.09.2020 18:49

    Чихал я на ЕлРо и прочие российские имитации, но я, как татарин, всегда буду за нашу татарскую власть! И в этом уникальная особенность Татарстана, которую не понять никаким политологам.

    • Анонимно
      15.09.2020 22:23

      Заметь на тебя тоже начхали, уникальный ты или не уникальный

      • Анонимно
        16.09.2020 03:20

        Да, на нас уже 500 лет чихают, но нас, татар, зараза не берет. Мы всегда будем за нашу татарскую власть!

    • Анонимно
      16.09.2020 13:52

      Ага, за власть 2-3 семей. Главное же - татарских, а там хоть трава не расти. Собственно, для чего все и затевалось тем, кто возглавляет семью №1.

      • Анонимно
        16.09.2020 21:57

        Да, за татарскую власть потому, что трава здесь отлично растет, нашими общими стараниями.

  • Анонимно
    15.09.2020 19:44

    2017 год - "Навального поддерживает только школота".

    2020 год - Навальный на 1 канале, рубль валится из-за возможных санкций после его отравления, первые его последователи в заксобраниях...

    (Вы находитесь здесь)

    2021 год - ?

    • Анонимно
      16.09.2020 10:47

      Навальный чем-то Ельцина напоминает, в самом начале его пути.

  • Анонимно
    15.09.2020 19:50

    Можно вечно смотреть на 3 вещи. Как горит огонь, течет вода и переизбираются единороссы.

  • Анонимно
    16.09.2020 08:13

    Я поверю в выборы, если на каждом участке будут незаинтерисованные иностранные наблюдатели , в эти выборы я не верю

  • Анонимно
    16.09.2020 16:39

    Давно пора верхушку КПРФ сменить , в данное время у Зюганова соглашательская политика с едром

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования