УКОЛ МОРФИНА, ВОКЗАЛЬНЫЕ БОМЖИ И БОРЬБА С МИРОВЫМ ЗЛОМ

На недавнем 31-м «Кинотавре» приз зрительских симпатий, который традиционно вручает в конце фестиваля интернет-сервис «КиноПоиск», получила лента «Доктор Лиза» Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Отличница» и др.). И это неудивительно, ведь у Карас действительно получилась броская социальная мелодрама, которая повествует об одном дне из жизни Елизаветы Петровны Глинки — основательницы благотворительного фонда «Справедливая помощь». Доктор Лиза погибла в декабре 2016 года в авиакатастрофе, сопровождая в Сирию партию лекарств для госпиталя. Ее фонд, открытый в 2007-м, продолжает работу по сей день: раздает еду и лекарства, оказывает юридическую и медицинскую помощь, собирает средства для пострадавших в природных и военных конфликтах.

Картина состоит из маленьких эпизодов-сцен, встреч и разговоров Глинки с разными людьми, быстрых телефонных переговоров, собранных благодаря свидетельствам друзей и коллег, воспоминаниям ее мужа и личному дневнику.

Источником материалов и образов также стал одноименный документальный фильм Елены Погребижской, из которого были взяты некоторые персонажи и ситуации. Режиссер призналась, что большая работа над сценарием заключалась в том, чтобы убрать оттуда всю слащавость, чтобы героиня была живой, естественной. В связи с этим Карас вынужденно оказывается в тисках между желанием как можно более достоверно рассказать нам о повседневных заботах доктора Лизы, сделать это художественно и одновременно менее манипулятивно в эмоциональном плане. А подобное — практически невыполнимая задача в данном жанре. Поэтому фильм закономерно играет на чувствах зрителей, зачастую делает это нарочито и слишком уж очевидно (как, например, в сценах с умирающим от рака ребенком и его родителями). Нет никаких сомнений, что все эти события имели место быть, но то, как сцены плотно следуют друг за другом и с каким нажимом на зрительские слезы они демонстрируются, — все подобное неизбежно производит концентрированный сентиментальный эффект.

Визуально «Доктор Лиза» скорее выглядит как телевизионный проект (заказ канала «НТВ»), чем как кинотеатральный и широкоформатный, что тоже обкрадывает эту историю. Оператор Сергей Мачильский работает прямолинейно и плоско, без каких-либо эстетических задумок и идей. Примерно в таком же банальном ключе работает в картине и композитор  Юрий Потеенко. Как говорится, «без затей».

У картины есть главное и безусловное достоинство — актерская работа Чулпан Хаматовой в роли Елизаветы ГлинкиУ картины есть главное и безусловное достоинство — актерская работа Чулпан Хаматовой в роли Елизаветы ГлинкиФото: ©Komsomolskaya Pravda/Global Look Press/globallookpress.com

ПОЧЕМУ ХАМАТОВА ОТКАЗЫВАЛАСЬ ОТ ЭТОЙ РОЛИ

Однако у картины есть главное и безусловное достоинство — актерская работа Чулпан Хаматовой в роли Глинки. Ее доктор Лиза — искренняя, сложная, ироничная и сердобольная женщина, которой готовы помочь все, несмотря ни на что. Она не благостная «мать Тереза», а очень близкая и понятная натура, живая, настоящая и энергичная. «Я сознательно не стала копировать ее манеру речи, просто немного сменила тональность, — объясняла Хаматова во время съемок картины. — К сожалению, у нас нет возможности показать Лизу расслабленной и веселой. По сценарию сразу начинается треш. Ей приходится решать настолько серьезные проблемы, что они грозят ей потерей свободы и очень неприятными последствиями для семьи. Мы пытаемся найти юмор там, где это возможно, но пространства для него мало».

Любопытный факт, но Хаматова далеко не сразу согласилась играть роль Глинки. Сценарий больше года дорабатывали разные авторы, а актриса никак не подтверждала свое участие. По словам Карас, на роль больше никого не рассматривали, поэтому задачей было исправить сценарий так, чтобы Хаматова его приняла. На каком-то этапе к работе подключилась сценарист Наталья Кудряшова, она и «добавила диалогов и воздуха, сделавших его живым». «Мне нужно было влюбиться в сценарий, — поясняет свою неуступчивость Чулпан. — Я играю человека, которого хорошо знала. И мне надо было понимать, что это станет путешествием, которым я буду наслаждаться». И данное наслаждение ощущается в каждом кадре с ее присутствием. Заметна ее увлеченность характером своей героини и то, как актрисе интересно играть эту роль. Она удивительно точно нашла ракурс, когда повседневный героизм доктора Лизы становится для зрителя нормой. Именно такая антипафосность Глинки в интерпретации Хаматовой не делает фильм пошлым плакатным байопиком про подвиг врача и общественного деятеля. Это скорее грустный и, увы, с честной историей фильм. Он про то, что у каждого свое призвание и страсть в жизни и в подобном нет ничего удивительного.

Что касается других актерских работ, то нельзя не отметить отличную роль следователя Колесова в исполнении Андрея БурковскогоЧто касается других актерских работ, то нельзя не отметить отличную роль следователя Колесова в исполнении Андрея БурковскогоФото: ©Komsomolskaya Pravda/Global Look Press/globallookpress.com

НАИВНО, ЗАТО БЛАГОРОДНО

Что касается других актерских работ, то нельзя не отметить отличную роль следователя Колесова в исполнении Андрея Бурковского. Уставший от жизни и разочарованный в ней сотрудник ФСКН иллюстрирует нам обычного среднестатистического человека, который делает свое дело, не особо задумываясь о морали. Но именно этот герой (кстати, единственный не документальный персонаж) и есть движущая сила сюжета и конфликта фильма. А те метаморфозы, которые происходят с Колесовым, должны в идеале случиться и со зрителями к финалу картины.

Отдельно хочется упомянуть про эпизоды с Тимофеем Трибунцевым, Еленой Кореневой и Татьяной Догилевой, которые превращаются в отдельный мини-спектакль. Яркие, эффектные образы, трогательные, ироничные и нелепые и, как ни странно, очень знакомые каждому жителю нашей страны. Радует, что такое количество звездных актеров (в фильме также играют Константин Хабенский и Юлия Ауг) не превращают картину в перформанс и бенефис каждого из них. Актерский состав очень гармонично взаимодействует друг с другом во всех сценах. Да, это актерское кино, иногда даже слишком.

Однако если бы не величина личности Глинки, не этот уникальный прототип филантропа, «Доктор Лиза» стала бы обычной мелодрамой для телеканала. Картину спасает от неуклюжего тривиального сценария и плохого видеоряда понимание того, что Глинка действительно существовала и так проживала почти каждый свой день. Осознание данного факта, а также убедительные, точные актерские работы превращают это довольно посредственное с точки зрения искусства кино в скромный призыв к простому и ежедневному соучастию.

Убеждена, что, чем снимать в России дико дорогостоящие и пафосные ленты про звезд советского спорта, лучше рассказывать о подобных героях. Да, пусть будет наивно, зато благородно.