«Для тех, кто регулярно пользуется общественным транспортом, цену проезда предлагается оставить на уровне 2020 года», — объяснил позицию города и перевозчиков Казани в интервью «БИЗНЕС Online» глава городского комитета по транспорту. Если такой план одобрит госкомитет РТ по тарифам, рост не коснется владельцев транспортных, банковских карт и NFC-устройств. Цель — сократить «живые» деньги с 25% до 10%, покрыть 175 млн рублей убытков от COVID-19 и перекрыть ходы ворам-кондукторам.
Айдар Абдулхаков: «Комитет, перевозчики, госкомитет РТ осознают, что прошлый год был непростым для горожан, транспортников и бюджета. Потому поднимать стоимость одновременно всем, увеличивать компенсацию за льготников — это неправильно»
ЗА НАЛИЧНЫЕ ЕЗДЯТ ЧЕТВЕРТЬ ПАССАЖИРОВ. ЦЕЛЬ — СОКРАТИТЬ ОБОРОТ ДЕНЕГ В САЛОНАХ В 2,5 РАЗА
— Айдар Камилевич, в начале января стало известно об обращении казанских перевозчиков, комитета по транспорту города в госкомитет РТ по тарифам. Общее предложение — оставить прежнее тарифное меню для льготников, пассажиров с транспортными, банковскими картами и NFC-устройствами и увеличить тариф для тех, кто платит наличными. Получается, цену для большинства жителей предложили не менять?
— Для большинства пассажиров — тех, кто регулярно пользуется общественным транспортом и платит не наличными в салоне, — проезд не дорожает. Согласованная позиция нашего комитета и перевозчиков: билет для постоянных клиентов должен остаться на уровне 2020 года. Стоимость льготного проездного (в том числе и для пенсионеров) составит текущие 526 рублей за неограниченное число поездок. Поездки по транспортной карте остаются на уровне 27 рублей, по банковской и NFC-устройствам — 30 рублей. Не изменится и цена ежемесячных проездных билетов на сто и более поездок. До 35 рублей может подняться только цена проезда за наличный расчет.
— Вы говорите: «Может подняться», — значит, решение еще не утверждено. Помнится, у главы госкомитета РТ по тарифам Александра Груничева другое предложение. Он заявил, что достаточно добавить 1 рубль, но всем пассажирам и ежегодно.
— Работа с госкомитетом РТ по тарифам продолжается. В ведомство ушли материалы по повышению проезда до 35 рублей за наличный расчет. Постепенно находим понимание, доказываем необходимость изменения тарифов в таком формате. Комитет, перевозчики, госкомитет РТ осознают, что прошлый год был непростым для горожан, транспортников и бюджета. Потому поднимать стоимость одновременно всем, увеличивать компенсацию за льготников — это неправильно. Городской транспорт несет большую социальную нагрузку. Это очевидно для пассажиров, для нас как заказчика перевозок, а также для транспортных предприятий. Понимает ситуацию и регулятор, в полномочиях которого окончательное утверждение предложений.
— Какой процент пассажиров сегодня расплачивается наличными деньгами?
— Около 25 процентов. Остальные используют транспортные и банковские карты. Цель увеличения тарифа за наличный расчет — еще один шаг по обелению денежных потоков, а не только повышение выручки. По нашим прогнозам, от платежа деньгами откажутся часть пассажиров. Если оборот наличных сократится до 10 процентов, то перевозчики снизят соблазн для воровства кондукторов и за счет этого покроют убытки 10 месяцев «коронавирусного» года. Мы надеемся, что при этом удастся избежать дальнейшего роста убытков.
«Мы усиливаем работу контрольно-ревизионной службы. И надо сказать, что жалоб стало значительно меньше: кондуктор имеет статус кассира и несет материальную ответственность»
— Как предлагаемая схема роста цены уменьшит воровство кондукторов?
— Практика показывает, что большой разрыв между наличной и безналичной оплатой подталкивает пассажиров к отказу от налички. Например, в Москве и Санкт-Петербурге безналичная оплата за счет этого выросла до 90 процентов. Наличкой там пользуются, наверное, в основном туристы, которым некогда думать о приобретении транспортных карт.
Воровство кондукторов — это палка о двух концах. Давайте будем называть вещи своими именами! С одной стороны, кондуктор вор: он крадет у предприятия. С другой стороны, пассажир, который соглашается проехать без билета, но за меньшую цену, — его соучастник. Поймите, что скидку ему делает не предприятие, а отдельный ловкач. Мы усиливаем работу контрольно-ревизионной службы. По каждому факту жалоб на подобные действия кондукторов разбирается комиссия с участием сотрудников комитета и перевозчиков. И надо сказать, что таких случаев стало значительно меньше: кондуктор имеет статус кассира и несет материальную ответственность.
Кроме того, в городе действует штраф в 300 рублей за безбилетный проезд — это сейчас мало кого останавливает. Есть примеры других регионов, где штрафы для зайцев в разы выше. Их изменение — прерогатива Госсовета РТ, а сами предложения готовит министерство транспорта и дорожного хозяйства республики.
Для сравнения возьмем другой город-миллионник, столицу Черноземья — Воронеж. Муниципального транспорта там уже не осталось. Трамвай «умер» еще в 2002 году. Троллейбусов на весь город осталось 8 на двух маршрутах, а сейчас и они исчезли с улиц — фактически пассажиров перевозят только маршрутки. Когда-нибудь, возможно, в городе появится «легкое метро» — планы такие имеются.
Конечно, в Воронеже есть льготники — 9 категорий (в Казани — 56). Транспортные карты вводить только собираются: соответствующее постановление губернатор области подписал в феврале этого года. Так что частный бизнес там работает, как может. Интервалы движения, графики выхода на маршрут — это из области фантастики. Нет ни регламентов, ни обязательств перевозчиков перед муниципалитетом. Частник — он и на маршруте частник. По улицам города вяло плетутся пазики, которых уже и на проселочных дорогах нечасто увидишь. А в центре погоду делают списанные шведские «сараи», которым уже более 20 лет. Обязательств обновления парка у частников нет: они считают, что при такой цене проезда это нереально. Но уже после 7 вечера маршруток вы на дорогах не увидите, хотя ходить они должны до 23:00. И это понятно: пассажиры есть днем, вечером их слишком мало.
Зато цена проезда для всех — 23 рубля наличными, 21 — по безналу. Маленькая деталь: пенсионеров возят только за деньги. Ни льготного проезда, ни субсидий бабушкам и дедушкам Воронежа не положены, если они не герои или ветераны труда.
В городе готовятся новые контракты с перевозчиками: от них потребуют новых автобусов и соблюдения расписания. Реформа планируется в 2021 году. Но пока власти не знают, как «закрыть» кассовые разрывы между выручкой от пассажиров и фактическими затратами при выполнении рейсов по расписанию. Брутто-контракт требует бюджетного финансирования на сумму как минимум 2,5 миллиарда рублей. Но денег в бюджете пока нет. И при отсутствии мощных муниципальных перевозчиков результат реформы сомнителен: в 2012-м «лобби маршруточников» попытки реформ успешно провалило.
«Из-за пандемии коронавируса пассажиропоток в общественном транспорте Казани упал на 30 процентов. В 2019-м были перевезены 260,5 миллиона пассажиров, в 2020-м — 183,4 миллиона человек. В результате, по грубым подсчетам, перевозчики недополучили почти 1,6 миллиарда рублей дохода»
КОРОНАВИРУСНЫЙ УДАР: Перевозчики УШЛИ В убыток НА 175 млн рублей. Господдержка помогла, но пришла пора платить по отсрочкам, а пассажиропоток не растет
— Прошедший год был очень сложным — как оцените итоги?
— Из-за пандемии коронавируса пассажиропоток в общественном транспорте Казани упал на 30 процентов. В 2019-м были перевезены 260,5 миллиона пассажиров, в 2020-м — 183,4 миллиона человек. В результате, по грубым подсчетам, перевозчики недополучили почти 1,6 миллиарда рублей дохода.
— Однако транспорт — одна из тех отраслей, которым оказал поддержку и федеральный центр, и республиканский бюджет! Помогло?
— Если б не федеральный бюджет, то было бы хуже. Предприятия получили безвозвратные кредиты на выплату зарплаты из расчета 12,5 тысячи рублей на одного работающего — при условии сохранения не менее 90 процентов сотрудников. Помогли отсрочки по налогам и сборам. Правительство Татарстана поддержало перевозчиков в переговорах с лизинговыми компаниями об отсрочке платежей на 3–6 месяцев. Несмотря на такую поддержку, суммарный убыток предприятий превысил 175 миллионов рублей.
— Ну и отсрочка есть отсрочка — в этом году придется возвращать все!
— Да, предприятиям надо выплачивать и лизинг и налоги за этот и прошлый годы.
— Есть ли другие варианты пополнения казны у транспортных предприятий?
— К сожалению, нет. Единственный источник доходов казанских перевозчиков — оплата проезда пассажирами. Нет и прямой бюджетной поддержки. Даже поездки льготников бюджет РТ субсидирует по факту оказанной услуги. Между тем проезд льготников тоже резко просел — только по этой статье доходов за прошлый год транспортники недополучили 590 миллионов рублей. Автопредприятия серьезно просели и чувствуют себя тяжело. Дефицит водителей и кондукторов вырос с 25 до 30 процентов.
— Каковы показатели января? Вернулись ли люди в общественный транспорт?
— В январе загрузка составила 74 процента к аналогичному периоду 2019 и 2020 годов. Мы объективно видим, что пассажиропоток не восстановился. Причины, я думаю, известны всем: многие компании перевели часть или всех сотрудников на удаленную работу. Люди сократили поездки по магазинам, кафе, ресторанам. В городе уменьшились нетрудовые связи — из-за COVID-19 даже с родней не встречаются… Жители стали больше пользоваться такси и личным автомобилем, подвозят жену или мужа на работу, детей — в школу, а не ездят по отдельности. Об этом говорит и то, что автомобильный трафик в городе держится на уровне 2019 года.
Тем не менее рассчитываем на возвращение города к «доковидной» жизни. Есть надежда на рост загрузки общественного транспорта до 85 процентов относительно 2019 года, прогноз — перевезти 220 миллионов пассажиров.
«Рассчитываем на возвращение города к «доковидной» жизни. Есть надежда на рост загрузки общественного транспорта до 85 процентов относительно 2019 года, прогноз — перевезти 220 миллионов пассажиров»
Как ОТВЕТИЛИ НА ВОЗГОРАНИЯ КАЗАНСКИХ «КРАСНОБУСОВ»
— В последнее время на слуху пожары: в 2020 году в Казани погибло в пожаре три автобуса «МАЗ», было возгорание на трех трамваях. Какую провели работу?
— МУП «Метроэлектротранс» нашел сертифицированную компанию-оператора по техосмотру. Кроме того, в Казань пригласили представителей «Белкоммунмаша» (поставщик одно- и трехсекционных трамваев — прим. ред.) для повторной ревизии трамвайных вагонов на предмет возгорания. Такую работу уже провели с «МАЗом»: специалисты предприятия дважды приезжали в Казань. В ПАТП-2 и ПАТП-4 разобрали два автобуса и дополнительно к уже выявленным рискам под потолочной обшивкой обнаружили трущиеся о ребра жесткости провода. Главная версия возгораний автобусов — в подключении вентиляторов отопителей третьей скорости (на конвейере «МАЗа» подключают две). Но есть третий контакт, который подсоединяют в процессе эксплуатации на предприятиях, чтобы в салоне было теплее. При этом в руководстве по эксплуатации нет соответствующей рекомендации. Контакт есть, его использование логично — комфорт в салоне повышается. Но, как выяснилось, подключение приводит к перегреву, замыканию и возможной причине возгорания. Чтобы установить окончательную причину, «МАЗ» и завод-изготовитель отопителей проведут эксперимент на вероятность таких возгораний в лабораторных условиях.
— Выходит, казанские ЧП позволят улучшить качество машин. Но пассажиры-то ощущают, что в автобусах стало прохладнее!
— Да, в «МАЗах» отключили третью скорость отопителей, получаем жалобы. И хотя при этом температура в салоне отвечает стандартам, приношу извинения за неудобства.
— Какие еще предприняли меры после возгораний?
— В автобусах «МАЗ» заменили блоки предохранителей, поставили над ними пиропатроны и поменяли огнетушители. Дополнительное оборудование — видеорегистраторы, бортовые компьютеры, цифровые табло — подключили через колодки и предохранители.
«Ближайшее крупное обновление состоится в 2022 году — перевозчики закупят 250 машин. Подвижной состав Казани — один из самых молодых среди городов-миллионников. Средний возраст автобуса — 4 года и 8 месяцев, троллейбуса — 5 лет и 6 месяцев, трамвая — 3 года и 6 месяцев»
«Интервалы движения привязаны к экономике»: почему предложение о повышении цены позволит перевозчикам доживать?
— Читатели часто пишут негативные комментарии о работе общественного транспорта города, увеличении интервалов движения. В январе на линию не вышел каждый 10-й «краснобус». Если повысят за наличку до 35 рублей, никто не вспомнит, что по безналу ничего не поменялось. Просто скажут: «Денег трясут больше, а качество еще упало!»
— Слышим и понимаем чаяния людей, прикладываем усилия, но мы работаем в определенных рамках. Повторюсь: выручка предприятий формируется пассажирами, а их стало меньше. Бюджетных субсидий в Казани не предусмотрено — для них нет источников. Интервалы движения, наполненность подвижного состава Казани привязаны к экономике. Город хотел бы выпускать автобусы с интервалом в две минуты, причем так, чтобы люди ехали только сидя! Но тогда или тариф 70 рублей, или субсидирование из бюджета. Иначе это невозможно. На встречах с населением только единицы заявляют о готовности платить за поездку 50 рублей ради комфорта и короткого интервала. Так что все это выбор между тарифом и частотой рейсов, то есть комфортом передвижения.
На вырученные средства перевозчики обновляют и подвижной состав. В прошлом году по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» (БКД) предприятиям компенсировали 60 процентов стоимости 73 новых автобусов. Но оставшиеся 40 процентов — это пятилетние лизинговые платежи, и фактически предприятия выплатят полную стоимость машин.
— Сколько новых автобусов перевозчики приобретут в этом году?
— По программе БКД планируется покупка 40 новых машин. Обновление подвижного состава — жесткое условие контрактов с перевозчиками. В Казани запрещена эксплуатация автобусов средней вместимости старше 8 лет, больше 10 лет не работают автобусы большой вместимости. Ближайшее крупное обновление состоится в 2022 году — перевозчики закупят 250 машин. Подвижной состав Казани — один из самых молодых среди городов-миллионников. Средний возраст автобуса — 4 года и 8 месяцев, троллейбуса — 5 лет и 6 месяцев, трамвая — 3 года и 6 месяцев. По показателям стандартов качества пассажирского обслуживания Казань в 2020 году получила оценки «хорошо» и «очень хорошо».
— Читатели часто ставят в пример ценовую политику соседних городов. Что скажете о тарифном меню соседей?
— Тоже сравниваем стоимость проезда с другими городами, и Казань не сильно выделяется на фоне соседних городов. Во-первых, в столице РТ единый тариф. Нет деления на регулируемый и нерегулируемый, на льготные и коммерческие маршруты. Во-вторых, в среднем поездка льготника в Казани стоит для перевозчика 20 рублей: 10 компенсирует бюджет, 10 оплачивает льготник. В столице РТ 56 категорий льготников, которые создают 36,5 процента пассажиропотока. Это один из самых крупных показателей по России. Но при этом бюджетная составляющая несопоставима с другими городами: там поездку льготника оплачивают по полному тарифу. Напомню, льготник — это такой же пассажир. Но в Казани он ездит дешевле, чем в других городах, — таковы факты. В-третьих, за чей счет приобретают новые машины для Казани? За счет перевозчиков, которые выплачивают лизинг, — во многих городах эта нагрузка тоже ложится на бюджет.
Надо признать: сравнения с другими городами получаются не в пользу казанских перевозчиков. У вас в комментариях часто пишут: мол, если перевозчики не могут работать в Казани, пусть приходят другие. Беда в том, что других нет. Есть желающие вернуться к ржавым газелькам, но это сродни отказу от газовой плиты и возврату к керосинке.
Предприниматели прекрасно видят ситуацию: в Казани банкротятся перевозчики. Это же неспроста? Повышение тарифа проходит крайне сложно и неоперативно. Бюджетных дотаций нет. За многочисленных льготников платят лишь 2/3 тарифа. Вдобавок жесткие требования по обновлению техники: большой автобус не может быть старше 10 лет, средний — 8 лет. Поэтому не выстраивается очередь из желающих возить.
Маршруты трех частных перевозчиков-банкротов, которые в 2020 году вынуждены были принять МУПы, сегодня приносят убытки уже им. Естественно, среди частников нет желающих обслуживать «минусовые» маршруты. Как следствие — нет заявок на торги.
— Если сегодня ничего не делать, ждет ли город транспортный коллапс? Вот приходишь на остановку, а там вообще ничего нет…
— Пока в Казани работают муниципальные предприятия, которые берут на себя 78 процентов перевозок, в столице РТ транспортный коллапс такого рода, надеемся, невозможен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 513