«Когда мы бережем природу, мы просто туда не лезем, не вмешиваемся», — говорили накануне на обсуждении первой очереди благоустройства Большого Голубого озера в Кадышево. Проектировщики предложили вариант осознанного отдыха у воды: без костров, шашлыков, мусора и машин у берега. Но специалистов заподозрили в коммерциализации природы из-за бизнес-объектов у входа в заказник и пересадки 477 деревьев ради новой парковки. О том, как дирекция развития природных территорий и архбюро Orchestra отработали возражения, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Накануне вечером в Доме культуры поселка Кадышево жители Казани горячо обсудили проект благоустройства первой очереди Большого Голубого озера. К началу встречи в зале Дома культуры собрались больше 50 человек
«Это заказник. Руки прочь!»: как казанцы встретили планы благоустройства Голубого озера
Накануне вечером в Доме культуры поселка Кадышево жители Казани горячо обсудили проект благоустройства первой очереди Большого Голубого озера. Это часть экотуристического кластера «Зеркала Татарстана» площадью 4,8 га и принятой в 2020 году стратегии развития прибрежной зоны Казанки до 2030 года с 12 парками.
К началу встречи в зале Дома культуры собрались больше 50 человек. Участников поделили на 8 групп. У каждой на столе лежал распечатанный проект: его представила партнер франко-российского консорциума — архитектурного бюро Orchestra Екатерина Гольдберг. Благоустройство курирует дирекция развития природных территорий и экотуризма фонда «Институт развития городов РТ», который опекает помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова.
Ландшафтные архитекторы поделили территорию на три зоны:
- эковорота;
- зона отдыха;
- уголок контакта с природой.
Цель — сохранить экосистему озер, избавить ее от «дикарей», которые проезжают к берегу на машинах, жгут костры и оставляют мусор
Цель — сохранить экосистему озер, избавить ее от «дикарей», которые проезжают к берегу на машинах, жгут костры и оставляют мусор. Остановить их должны эковорота с парковкой на 52 легковые машины и три автобуса. Правда, чтобы ее создать, ближе к озеру пересадят 477 ценных деревьев. Посадят их там, где сейчас растет американский клен — его вырубят как сорняк. У эковорот появится пункт аренды велосипедов, лыж, КПП со шлагбаумом и охраной. Остальные проезды к берегу закроют. Поэтому от бесплатной перехватывающей парковки можно будет добраться до воды только пешком или на велосипеде, на лыжах. Вторую парковку планируют разместить у трассы М7, но в следующую очередь благоустройства.
Как ни странно, но идею переноса хаотичной парковки от озера на обсуждении неожиданно восприняли в штыки. «Почему бы ее сразу не сделать у М7, без пересадки деревьев?» — прозвучал вопрос. Ответ связан с «бумажными трудностями». Парковка у федеральной трассы требует согласования с «Автодором» — то есть процесс небыстрый. А хоть какой-то порядок нужно навести уже сейчас.
Казанский активист Камиль Зартдинов, известный различными протестными акциями вроде голодовки, пикета против поправок к Конституции и т. д., предложил просто ограничить доступ автомобилей без всяких парковок. «Когда мы бережем природу, мы просто туда не лезем, не вмешиваемся, — сказал Зартдинов. — Это заказник. Руки прочь! Хотите помочь? Перегородите дорогу, соберите мусор! С вас достаточно! Морочить голову не надо! Закрыть дело и гнать их отсюда!»
Сергей Мухачев заметил, что сидеть сложа руки, глядя на ручьи и реки «диких туристов», бесполезно. Концепция нужна для сохранения природных участков
Руководитель татарстанского отделения российского социально-экологического союза, член республиканского совета всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев заметил, что сидеть сложа руки, глядя на ручьи и реки «диких туристов», бесполезно. Концепция нужна для сохранения природных участков. «Важно иметь комплексное представление, а центры притяжения людей должны быть на удалении от наиболее ценных природных объектов», — сказал Мухачев. И предложил перенести зону отдыха на противоположную сторону Казанки, соединив берега мостом. Идея хорошая — только вот территория на противоположном берегу уже в частной собственности.
Благоустройство начнут в мае. Как спорили вокруг зоны отдыха в районе водопада и возражали против наплыва туристов
Дискуссия продолжилась вокруг зоны отдыха со стороны улицы Лесной вблизи водопада. Там предложили сделать кафе с кухней полного цикла, туристско-информационный центр, столики для пикника, санузел. А также павильон с террасой и арендой сап-серфов, смотровую площадку на Казанку.
Меньше всего вопросов было к участкам контакта с природой. Существующий пирс планируют дополнить платформой для отдыха, экотерапевтическим маршрутом, облагородить пешеходные тропы, историческую дорогу времен Екатерины II. В планах укрепить берег озера — проект готовит ОАО «Трастовая компания „Татмелиорация“». Но это тоже вызывает опасения публики. В памяти у всех осталось укрепление берега озера 2013 года, когда в нем попутно утопили экскаватор. «Грунт там мягкий, и работы можно проводить только вручную, — рассказывала ранее преподаватель кафедры природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова. — И чтобы достать этот экскаватор, уникальнейшее озеро спустили в Казанку как обычную лужу. После этого огромная часть озера потеряла свой голубой цвет».
«Что здесь происходит? Это рейдерский захват Больших Голубых озер! — оценил предложенную зону отдыха Владимир Демидов, который посещает Голубые озера с 1969 года. — Откройте глаза, нельзя дать ход проекту — это народная территория, природно-историческое наследие. Закрыть это дело и гнать их отсюда! Это рейдерский захват!» Последнюю фразу зал встретил аплодисментами. Вот так коммерческие объекты навели и других участников обсуждения проекта благоустройства на мысль о превращении зоны отдыха в бизнес-проект.
«На наш взгляд, нужно хоть каким-то образом сберечь эти уголки и не дать умереть Голубым озерам от старости и антропогенной нагрузки. Мы хотим урегулировать потоки. Антропогенная нагрузка настолько высока, что через пару лет мы потеряем озера»
Однако еще ни один благоустроенный парк в РТ не стал коммерческим, возразила куратор проектов экологического туризма, эксперт по созданию коммерческой и туристической инфраструктуры на природных территориях Оксана Саргина. Вход остается свободным — а точки платных услуг позволяют содержать территории. Такая же задумка и с Голубым озером. Надо понимать, что без некоторой коммерциализации невозможно ни поддерживать порядок и чистоту, ни просто охранять земли. А в отсутствие присмотра страждущие продолжат ездить к воде на своих «конях» как им вздумается, продолжая засорять берега.
«На наш взгляд, нужно хоть каким-то образом сберечь эти уголки и не дать умереть Голубым озерам от старости и антропогенной нагрузки. Мы хотим урегулировать потоки. Антропогенная нагрузка настолько высока, что через пару лет мы потеряем озера», — объясняли разработчики.
Зартдинов задал встречный вопрос: «Тогда почему республиканский госзаказник никто не охраняет, не чистит и дело дошло до того, что через два года озеро пропадет? Что случилось, если частные лица пришли его спасать? Где республика, которая дала статус заповедника?» Эти вопросы вновь встретили аплодисментами, но они остались без ответа. Хотя тот очевиден: на каждом углу не поставишь полицейского, за счет бюджета невозможно благоустроить все просторы лесов и весей.
Есть и опасения людей, которые живут в поселке. Ведь это через них будут ездить туристы, прознавшие о райском благоустроенном уголке с одним входом. Двухполосная дорога до Кадышево, она же выезд из Казани, перегружена, в поселке нет тротуаров, а поток транспорта заметно вырастет, переживала жительница коттеджного поселка «Голубое озеро» Эльмира. Это понимают и в дирекции развития природных территорий и экотуризма, и в исполкоме города. «Нужен комплекс мер, которые мы прорабатываем», — сказала Саргина. Насколько же увеличится поток туристов? Концепция «Зеркала Татарстана» утверждает, что сейчас территорию Голубых озер, площадь акватории которых составляет 3,3 га, посещают примерно 120 тыс. человек ежегодно. Расширенную территорию с благоустроенной инфраструктурой пожелают посмотреть 250 тысяч.
Обсуждение подходило к концу. Заполненные участниками по ходу встречи анкеты обработают архитекторы и, возможно, изменят проект. Строительные работы начнут в мае, а завершат в сентябре. Лимит финансирования пока не называют — деньги выделит федеральный и республиканский бюджеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 346