«Функция Банка России — конечно же, не закрытие финансовых пирамид, а изучение тех операций, которые они проводят», — заявила на специальной пресс-конференции представитель Нацбанка РТ Нурания Хайруллина. Сотрудник ЦБ подчеркнула, что противодействовать пирамидам должны сами татарстанцы, повышая свою финансовую грамотность. Зампрокурора РТ Юлия Наумова сообщила, что уголовное дело в отношении Finiko расследуется, но пока никто не заявил в органы о потере денег, а еще добавила, что вопрос о блокировке сайта Finiko встанет только после того, как появятся «достоверные сведения», призвав не делать поспешных выводов о «преступной» деятельности платформы Кирилла Доронина. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Центробанк не регулирует деятельность финансовых пирамид, а только изучает те операции, которые они проводят, и функция регулятора не в том, чтобы закрывать такие пирамиды. Об этом заявила Нурания Хайруллина
«Функция ЦБ не закрытие пирамид, а изучение операций, которые они проводят»
Центробанк не регулирует деятельность финансовых пирамид, а только изучает те операции, которые они проводят, и функция регулятора не в том, чтобы закрывать такие пирамиды. Об этом заявила заместитель управляющего Волго-Вятским отделением ЦБ — Нацбанком по РТ Нурания Хайруллина. По ее словам, ЦБ может только изучать обращения, которые поступают по таким хайп-проектам, провести свое расследование, а затем передать все данные в правоохранительные органы. На пресс-конференции, которую собрали на фоне последних новостей о крахе Antares Trade и проблемах с выводом средств из Finiko, она сделала упор на повышении финансовой грамотности татарстанцев, которых в последнее время активно зазывают в сомнительные «инвестиционные» проекты.
«У всех на слуху организация Antares Limited, которая предлагала гражданам якобы инвестировать деньги в различные программы иностранных компаний-партнеров и собственные проекты, в том числе в криптовалюту Antares», — напомнила Хайруллина. По ее словам, компания активно продвигалась в соцсетях, в том числе при участии бывших топ-менеджеров финансовой пирамиды «Кэшбери». «Хотя компания и прекратила свою деятельность, а ее сайт заблокирован, в настоящее время набирают популярность ее так называемые партнерские программы — Sinergy Frendex», — сообщила представитель Нацбанка РТ, подчеркнув, что в них вовлечены и жители Казани. При этом ЦБ включил эти организации в свой черный список, где сейчас, по словам Хайруллиной, числится порядка 2 тыс. компаний, выявленных только с 2020 года.
«Сегодняшние пирамиды не всегда похожи на пирамиды времен МММ», — отметила очевидный факт Хайруллина. Последняя модная тенденция в этой сфере — спекуляция на криптовалюте, под видом которой вкладчикам зачастую продают воздух. «Ничего не значащие цифры в личном кабинете на непонятных сайтах… А люди отдают свои реальные деньги!» — подчеркнула спикер. При этом создатели таких сайтов не всегда обещают только денежную прибыль, добавила она: иногда заманивают поездками в круиз за полцены или даже кешбэком за покупку ювелирных украшений. Еще один очевидный тренд — переход пирамид в онлайн: теперь вкладчику не нужно нести пачки денег в офисы. «Потерять свои деньги люди могут буквально за 2–3 касания экрана смартфона», — констатировала Хайруллина.
Основное время в своем выступлении она уделила перечислению признаков финансовых пирамид, о которых (признаках) долгое время предупреждает не только регулятор, но и все правоохранительные органы. Все признаки представлены на инфографике. Хайруллина отметила, что для закрытия пирамид Центробанк РФ «инициирует меры по блокировке сайтов таких компаний», а также активно сотрудничает с различными органами, в том числе за рубежом.
Между тем основная ответственность, по словам представителя Нацбанка по РТ, ложится на плечи самих клиентов пирамид. «Основной фактор противодействия мошенникам — это все же сознательность и финансовая грамотность самих граждан», — подчеркнула Хайруллина.
Что касается Finiko, о которой не было ни слова в докладе представителя Нацбанка, то в этом уголовном деле потерпевших нет, подчеркнула Наумова
Прокуратура: в Finiko пока нет пострадавших, но достаточно будет одного заявления
О том, сколько татарстанцев сейчас вовлечено в пирамиды, остается только гадать — так же, как и о том, какие средства проходят через подобные «финансовые» проекты. «Правоохранительные органы узнают о количестве вкладчиков только тогда, когда от них поступают заявления как от потерпевших, — рассказала заместитель прокурора Татарстана Юлия Наумова. — Эти финансовые пирамиды колеблются (имеется в виду количество вкладчиков — прим. ред.) от нескольких человек до нескольких десятков тысяч. Все это узнается, когда поступают соответствующие заявления в следственный орган, когда возбуждается дело». По ее словам, другого способа сосчитать людей, потерявших деньги, не предусмотрено.
К слову, что касается Finiko, о которой не было ни слова в докладе представителя Нацбанка, то в этом уголовном деле потерпевших нет, подчеркнула Наумова. Это объясняется тем, что уголовное дело возбуждено не по статье о мошенничестве (159 УК РФ), которая подразумевает заявления потерпевших, а по более мягкой статье — 172.2 УК РФ о незаконной банковской деятельности. Максимальное наказание по первой — до 10 лет тюрьмы, по второй — до 6 лет лишения свободы. Расследование пока идет. «[По 172.2 УК РФ] не может быть потерпевшим физическое лицо», — отметила Наумова. По ее данным, по Finiko пока от потерпевших «заявлений нет», но если будет хоть одно (для возбуждения дела хватит минимального ущерба в 2,5 тыс. рублей), то органы должны будут начать проверку.
Но тогда возникает закономерный вопрос: если уголовное дело в отношении Finiko о незаконной банковской деятельности возбуждено и она уже внесена в черный список ЦБ, то почему сайты и приложения этой системы продолжают работать? «Информация собирается Банком России, и только после передачи дел в правоохранительные органы происходит блокировка», — объяснила общий порядок блокировки представитель Нацбанка по РТ Хайруллина. Прокуратура также выявляет подобные сайты, направляя материалы в суд или Роскомнадзор.
«Давайте исходить из того, что идет следствие. Точку ставит суд. Поэтому говорить о том, что они преступники, преждевременно, — заявила Наумова, отвечая на вопрос о работающих сайтах Finiko. — Идет следствие, проверяется эта информация. Когда будут достоверные сведения, тогда можно ставить вопрос о блокировке». Между тем ранее в своем докладе Хайруллина сообщала, что сайт другой пирамиды — Antares Limited — заблокирован, хотя никаких данных об уголовных делах и судебных разбирательствах в отношении этой организации нет.
После Наумова объяснила, что моментальная блокировка сайтов финансовых пирамид фактически невозможна. Сначала нужно изучить, взаимодействуя с банками, куда идут денежные потоки, какие операции проводятся и т. д. «Когда мы набираем необходимую базу, тогда можно рассмотреть вопрос о незаконности деятельности», — сказала Наумова. Более того, нужно доказать, что какой-нибудь условный брокер, предлагающий 5% ежедневной прибыли, хочет обмануть человека. «Нужно доказывать: был умысел на обман или это гражданские отношения и риск, который прописан в вашем договоре. После всех умозаключений и проверок мы можем сказать, что реклама и сайт недостоверные, и тогда поставить вопрос о его блокировке», — объяснила зампрокурора РТ.
Взять ту же самую МММ — ее основателя Сергея Мавроди осудили в 2007 году за создание пирамиды с ущербом в 20 млн рублей всего на 4,5 года колонии
Нацбанк — жертвам финансовых пирамид: «Не надо скрывать, что попали в такую ситуацию»
Жертвам финансовых пирамид спикеры советуют простой выход — не молчать. «Не надо скрывать, что попали в такую ситуацию. Можно же писать об этом и в правоохранительные органы, и на интернет-сайт Банка России. Можно поискать в соцсетях, может быть, еще есть такие пострадавшие, чтобы обратиться с коллективным иском, и это будет намного легче и более продуктивно [для расследования дела]», — отметила Хайруллина.
По словам Наумовой, до судов такие дела доходят. Взять ту же самую МММ — ее основателя Сергея Мавроди осудили в 2007 году за создание пирамиды с ущербом в 20 млн рублей всего на 4,5 года колонии. Но фактически сразу же он был освобожден, т. к. уже отсидел эти годы под стражей. «КПК „Рост“ у нас в республике, „Сбер союз“, где несколько тысяч потерпевших было не только татарстанцев, но и жителей других регионов», — привела еще примеры Наумова. В первом случае потерпевшими были признаны 3,5 тыс. вкладчиков, ущерб оценили в 1,5 млрд рублей. Основатель КПК «Рост» Андрей Макаров получил самое строгое наказание — 13,5 года колонии.
«Достаточно большое количество преступников, которые создают финансовые пирамиды, доходят до суда. Вопрос второй — во всех ли случаях возмещается ущерб? А здесь, к сожалению, мы порадовать не можем наше население», — сказала Наумова. Она отметила, что все имущество основатели, как правило, выводят или регистрируют на третьих лиц. «У нас есть примеры — на памяти нет, но знаю, что люди пишут, как с начала 2000-х не могут ничего получить. Потому что просто нет денег! Мы можем потом взыскать с этого осужденного, но велик ли его заработок в местах лишения свободы, чтобы погасить многомиллионный ущерб?» — задала риторический вопрос представитель прокуратуры.
Сложнее привлечь так называемых финансовых консультантов, отметила Наумова. «Это как раз и есть тот вариант, когда правоохранительные органы не всегда смогут помочь пострадавшему», — отметила она. По ее словам, человек зачастую не читает договор, где написано, что компания, например, обязуется провести несколько консультаций за деньги. «Их 3 раза приняли, наболтали, пообещали на словах. А потом такие жалобы поступают — „нам же обещали, что мы выиграем в суде“, „нам обещали вернуть квартиру, которую мы мошенникам отдали“. Я говорю: „Вы третий пункт читали в договоре? Консультативные услуги. Вас проконсультировали — в какую дверь вам зайти и из какой выйти? Все“», — рассказала Наумова.
По ее словам, в этом случае предусмотрена так называемая свобода договора, поэтому тем, кто считает себя пострадавшим, помочь трудно. Но выход есть — если будет много заявлений, в которых описана однотипная схема действий таких «консультантов». О возбуждении дела в отношении одной из таких фирм, которая работала в центре Казани под вывеской «Феникс» и обещала клиентам помочь с получением кредитов, «БИЗНЕС Online» писал ранее. Разработкой организации занимался УБЭП Татарстана, а уголовное дело было возбуждено после заявлений порядка 80 потерпевших.
По словам Наумовой, на сегодня в Татарстане порядка 50 организаций с признаками финансовых пирамид — по некоторым случаям еще идут проверки либо уже возбуждены дела. В частности, в Нижнекамске расследуется дело в отношении руководителя ЖК «Триумф-НК» Валентины Анисимовой, напомнила Наумова. «Достаточно крупная организация, несколько лет работала. Привлекали средства жителей под предоставление нового жилья. В какой-то момент — мы все понимаем, что предоставление жилья первым вкладчикам в отсутствие реальных операций по доходам невозможно, — это все делалось за счет следующих вкладчиков. И в конечном итоге эта пирамида рушится», — описала деятельность организации зампрокурора РТ. По данным надзорного ведомства, сейчас в уголовном деле 967 пострадавших.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 242