Опрос недели: А вы согласны с Сергеем Шойгу, что российское общество разлагается изнутри?
На этой неделе министр обороны Сергей Шойгу заявил об опасности того, как «постепенно разлагается общество внутри страны». Это, по его мнению, привело к исчезновению Югославии, падению режимов Хусейна в Ираке и Каддафи в Ливии. Кто и что разлагает наше общество и к каким последствиям может привести такой процесс? «БИЗНЕС Online» отвечают Александр Проханов, Николай Сванидзе, Валентин Катасонов, Дамир Мухетдинов и другие.
Илья Гращенков политолог— Вообще, мне кажется, сам термин какой-то из прошлого — разложение общества. Хотя Шойгу же консерватор, олицетворение консервативной позиции. Ну и как человек, который всю жизнь работал в ведомствах, где носили погоны, по его пониманию, видимо, общество не разлагается, когда все ходят строем, в погонах. И как в армии понимают, что хорошо, а что плохо. Смотрим телевизор с 7 до 8, после отбой. Наверное, это «общество неразложения». Ну очевидно, что такие люди разложением, как правило, называют то, что им непонятно. Это общество диверсифицированное, междисциплинарное, со всеми этими гендерно невыясненными, нейтральными составляющими, современной философией, современным искусством. Мы видим, что традиционалисты натыкаются на то, что все это оскорбляет их чувства, чувства верующих, чувства всех подряд. Поэтому, думаю, Шойгу высказывается в таком духе.
Валентин Катасонов экономист— Этот процесс разложения наблюдается все 30 лет существования Российской Федерации. Тут спорить не о чем. Более того, примечательно, что это, наверное, первое такое признание высокопоставленного чиновника за многие годы. До сих пор в основном чиновники говорили только в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза». И я согласен с Шойгу, потому что долгие годы работал в системе высшего образования и ушел по той простой причине, что работать уже не с кем. Студенты приходят из школы, мягко говоря, слабо подготовленные, слабо ориентированные. В общем, как у нас неформально говорят про таких — «овощи». Уже в школе учатся «овощи», а в институте процесс деградации продолжается. Я даже использовал бы такое выражение, которое сейчас многие взяли на вооружение: «Конвейер по производству дураков». С этим очень сложно бороться, потому что над вузами есть министерство образования, которое давит своими дурацкими приказами и программами. И мешает работать. В общем, это очень длинный разговор…
Меня часто спрашивают как экономиста, и я говорю, что сегодня мне очень сложно говорить про экономику. Потому что ее составляют люди. Если можно так выразиться, есть организм «экономика», и есть клеточки организма. Так вот люди — это клеточки. Но если клеточки больные, то как может быть организм здоровым? Вы можете заниматься спортом, физкультурой, еще чем-то, но если у вас на клеточном уровне уже идут какие-то негативные, энтропийные процессы, то, наверное, надо начинать именно с этого уровня.
Шойгу это сказал, но я боюсь, что данное заявление не будет иметь никаких особых последствий. Впрочем, я думаю, в стране все равно что-то произойдет. Все идет к каким-то серьезным изменениям, потому что, в общем-то, процесс разложения уже идет. И мы либо выздоровеем, либо умрем. Извините, что я так жестко формулирую.
Ркаил Зайдулла председатель союза писателей Татарстана, депутат Госсовета РТ— Это старая песня, ну не может весь народ быть при едином мнении! Все это болезни тоталитарного общества — поиск внутренних врагов, мы это уже проходили. Сейчас опять на те же самые грабли собираемся наступать, не усваиваем уроки прошлого. При Сталине искали врагов народа, чуть позже ими оказались диссиденты. В нормальном обществе должны быть разные мнения, не думаю, что это угрожает безопасности страны! Главный враг страны — это коррупция, а не гражданское общество. В здоровом обществе должна быть свобода мнения. Когда делают такие заявления, удивляюсь, похоже, долгое сидение у власти делает человека оторванным от реальности.
Александр Проханов писатель— Я прожил огромную жизнь и самым главным, страшным и грозным событием в моей жизни было разрушение Советского Союза. В течение четырех лет перестройки уничтожались и разлагались все коды, на которых было основано советское государство. И через четыре года от этих кодов не осталось ничего. Потому и рухнуло наше государство. И этот четырехлетний опыт уничтожения кодов я использую для оценки сегодняшней ситуации. Сегодня уничтожаются коды, на которых держится хрупкое, еще не устоявшееся, находящееся в противоречивой динамике государство российское. Данные коды разрушаются. Это и есть внутреннее разложение страны. И когда эти коды будут разрушены, если это случится, Россия падет.
Обязательно ли это произойдет? Если бы я был Саваофом, я бы точно ответил на данный вопрос. А поскольку я человек смертный и нахожусь в состоянии такой борьбы и войны в течение 40 или 50 лет, я не могу однозначно сказать, произойдет это или нет. Я делаю все, чтобы этого не случилось. Если бы я был уверен, что это произойдет, я бы самоустранился от общения и замкнулся, как какой-нибудь древнеримский патриций, сидя в своей вилле на средиземноморском берегу.
Рамиль Хайрутдинов директор Института международных отношений КФУ— Установка неверная изначально, и я говорю об этом со знанием предмета. Дело в том, что это всего лишь научная дисциплина «Политология» и целый ряд сопутствующих ей дисциплин, которые говорят достаточно четко, исходя из исторического опыта развития государства, о процессах, которые происходят. Есть всегда внешние вызовы и внутренние угрозы, и сейчас Шойгу говорит именно о такой ситуации, когда государство в условиях изоляции подошло к необходимости более тщательного, пристального внимания на ситуацию внутри страны. Но в том, что она настолько деструктивна, как пытаются обозначить, я сомневаюсь. Дело в том, что я работаю в молодежной сфере, системе образования, никогда, как в последние 5–10 лет, не было такого пристального внимания к молодежи. Огромное количество грантов, проектов, даже с явным перебором, огромное количество общественных организаций, бюджетное финансирование. Все это говорит о том, что государство действительно обращает внимание на умы, общую атмосферу, на людей, но никакой жесткой ситуации нет.
Кто разлагает? Это в истории человечества происходило не раз, это сама человеческая натура, деградация ценностей, явное отсутствие неких сдерживающих факторов. Сейчас ситуация, когда надо переболеть этим, мы находимся на определенной ступени, условно говоря, демократизации жизни. Боюсь, что не все выдерживают, не все проходят ровно. Человечество развивается всегда по одним и тем же законам, ничего нового за 5 тысяч лет не произошло.
Дамир Мухетдинов первый заместитель председателя ДУМ РФ— На мой взгляд, очевидно, что реализация тех ценностей, которые последние десятилетия декларируются, пока имеет совершенно обратный результат. Например, мы наблюдаем падение численности населения, Росстат каждый раз озвучивает новые цифры — как сократилось население нашей страны. Удар по семье, разложение семейных традиционных ценностей — это один из главных вызовов, в результате которого страна, общество в принципе будут подвергнуты серьезной трансформации. Мы прекрасно знаем, как сейчас в школах, университетах процветает та же наркомания, причем мы часто говорим с минбаров наших мечетей, призывая нашу молодежь соблюдать трезвый образ жизни, не поддаваться тем увеселительным мероприятиям, которые носят прежде всего разлагающий характер, а больше обратить внимание на здоровый образ жизни, сохранение семьи и так далее.
Примеров разложения общества можно привести много, но надо понимать о чем конкретно говорит Сергей Кужугетович. Если он имеет в виду этическую сторону — это один вопрос, но, возможно, он говорит о политических аспектах, о том, что разложение сознания в умах людей происходит из интерпретаций политических событий, связанных с агрессией или попыткой внешних игроков расшатать ситуацию внутри нашей страны.
Здесь есть исторические прецеденты, когда верхушка переставала быть моральным стержнем для подражания, чиновники помельче на местах дублировали, повторяли и транслировали примерно такие же поведенческие формы. Нам почти каждый день показывают это на уровне руководства ГИБДД, МВД и других структур, когда люди, нисколько не стесняясь, демонстрируют свою тягу к золотым унитазам, коррупции, ко всем этим вещам. Конечно, коррупция в том числе может способствовать развалу государства. К тому же поддержка высокой морали — это очень непросто, а мы знаем работу наших СМИ, каких кумиров они возводят на пьедестал.
Николай Сванидзе журналист и историк— С тем, что общество разлагается изнутри, я согласен. Но боюсь, что с Сергеем Кужугетовичем у нас немножко разные представления на эту тему. Потому что я считаю, что разлагает как раз развращенный класс бюрократии как социальная группа. Не вся бюрократия, конечно, но значительная ее часть. Разлагает факт того, что институты, прописанные в Конституции, у нас не работают. Разлагает бесправие наших граждан, неработающий суд, непрозрачные выборы, не независимая, а подчиненная государству пресса. Страшная коррупция. Вот это все разлагает нас изнутри. К каким последствиям может это все привести? К самым разнообразным, в том числе, не дай бог, и к распаду страны. К этому тоже может привести.
Рафик Мухаметшин ректор РИИ и КИУ, доктор политических наук— Честно говоря, я сам не до конца понял, что здесь имеется в виду. Сейчас идет множество процессов. Да, негативного много, есть вопросы глобализации, вопросы культуры, образования, может, какие-то субъективные и объективные процессы происходят, но это не разложение общества. Я думаю, никто специально не собирается разлагать общество, просто у каждого свое видение развития социума и в то же время искреннее желание перемен. Несистемная оппозиция — это же не разложение общества, это их видение, они хотят преобразовать Россию и видят это по-своему.
Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы— Такая есть опасность, принципа «делайте, что хотите» не должно быть в обществе, это доказала вакцинация по коронавирусу. Второе: Мишустин начал наводить порядок по отчетности, зарабатыванию денег, инвестированию в нашей стране. Если не будет у нас инвестиций, не будет у нас импортозамещения, то это поспособствует разложению страны. Нужны производственные мощности, надо строить перерабатывающие заводы, пример этому показывал Татарстан — ТАНЕКО, необходимо развивать реальную экономику. Но нужна и идеология. И еще на селе нет работы, и люди переезжают в города, разве это не разложение?
Фото на анонсе: © Макс Ветров, РИА «Новости»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 360