«Когда происходит отравление метанолом, это всегда счет на часы. Но они поступили все позднее 7–8 часов от момента употребления алкоголя — время было упущено. Да, они не знали, что в этом алкоголе яд, и потому не придавали значения первым симптомам», — объясняет главный токсиколог РТ Алия Насибуллина. «Водка зеленого цвета со вкусом ириски» в пятилитровой канистре отправила на больничные койки 13 студентов, отмечавших день рождения, троих — в реанимацию. О том, где компания студентов из Казани и Стерлитамака взяла паленый алкоголь и какие последствия могут быть у отравления метанолом, — в материале «БИЗНЕС Online».
Гулянка в честь дня рождения студента одного из казанских вузов закончилась массовой госпитализацией. Молодые люди распивали спиртосодержащую продукцию
«Это самое массовое отравление метанолом в РТ за 40 лет!»
Массовой госпитализацией закончилась гулянка в честь дня рождения студента одного из казанских вузов. В понедельник вечером в поселке Салмачи застолье устроили 14 молодых людей 1999–2003 годов рождения, угощались в числе прочего алкоголем, купленным с рук. В итоге 13 были госпитализированы с признаками острого отравления метанолом.
«11 человек обратились в центр острых отравлений городской клинической больницы №7. Трое из них находятся в тяжелом состоянии. Врачи-токсикологи борются за жизни всех поступивших пациентов», — сообщили сегодня в минздраве РТ. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» осведомленный источник, 10 участвовавших в веселье человек прибыли в Татарстан из башкортостанского Стерлитамака. Серьезно пострадали от отравления 13 гуляк: 5 девушек и 8 юношей. 14-й собутыльник уехал, сейчас его разыскивают, в каком он состоянии, неизвестно.
«В истории токсикологии Татарстана это первое массовое отравление метанолом за 40 лет — за все время работы нашего отделения! Все 13 человек остаются в больнице, трое из них в реанимации: две девушки в стабильно тяжелом состоянии, еще одна — в крайне тяжелом, в коме, — рассказала «БИЗНЕС Online» заведующая токсикологическим отделением ГКБ №7 Казани, главный токсиколог минздрава РТ Алия Насибуллина. — У них сильно превышены показатели химико-токсикологического анализа крови, клиническая картина расценивается как отравление тяжелой степени».
Прогнозы давать Насибуллина не торопится: острый период отравления длится 48–72 часа, в течение этого срока в любой момент пациенты могут ухудшиться. «Какие могут быть последствия? Инвалидизация, может возникнуть непреходящая слепота, может развиться почечная недостаточность, если пациент выживает», — объясняет специалист. С такими последствиями экономии могут столкнуться и участники пьянки: по словам заведующей, у пациенток в реанимации есть нарушения работы зрительного нерва, так что медики делают все возможное, чтобы они не ослепли.
Главный токсиколог обращает внимание, что за медицинской помощью участники застолья обратились позднее, чем следовало. «Когда происходит отравление метанолом, это всегда счет на часы. Но они поступили все позднее 7–8 часов от момента употребления алкоголя — время было упущено. Да, они не знали, что в этом алкоголе яд, и потому не придавали значения первым симптомам. Первой оказалась доставлена пациентка, которая сейчас в крайне тяжелом состоянии — ее привезла в 5:40 бригада скорой помощи. Из противошокового зала девушка сразу была доставлена в реанимацию», — рассказывает Насибуллина.
Госпитализированы 13 человек с признаками отравления метанолом (суррогатным алкоголем), из них трое находятся в тяжелом состоянии, 10 — в состоянии средней степени тяжести
Виновата канистра зеленой водки со вкусом ириски
Те, кто находится в более легком состоянии, рассказывают, что приобрели с рук пятилитровую канистру водки зеленого цвета со вкусом ириски. «Я не знаю, как они все это в себя вылили», — изумляется Насибуллина. По ее словам, по количеству метанола в крови сложно судить о точном количестве выпитого, потому что у каждого пациента свой ферментный состав. «Кроме того, на состояние влияет то, что именно они пили, запивали ли другими спиртными напитками. У первой пациентки, которая поступила, скорее всего, было употребление более 200–300 миллилитров алкогольного напитка». Таким образом, даже один стакан паленой водки может отправить в кому.
Некоторые подробности злополучного вечера раскрыл один из участников празднования, пожелавший остаться анонимным. Молодой человек рассказал, что был на празднике до его окончания, но сам спиртное не употреблял, поскольку его алкоголь не интересует. Сейчас он находится дома и поддерживает связь с теми, кто оказался в больнице. По словам собеседника газеты, до сегодняшнего утра никаких признаков отравления у гостей не было.
«Вот только сегодня случилось то, что случилось. Ребята находятся в больнице, некоторые в крайне тяжелом состоянии», — поделился молодой человек. Он указал, что сам не занимался покупкой алкоголя, но знает, что компания купила 5 л водки за 1,5 тыс. рублей у знакомого Рината Ханнанова. При этом последний якобы является всего лишь посредником, и, где он нашел суррогатный алкоголь, непонятно. По словам молодого человека, сейчас в больнице, где находятся пострадавшие, работают сотрудники следственного комитета и Роспотребнадзора. В частности, следователи общаются с виновником торжества, чей день рождения и отмечался в Салмачах.
На произошедшее быстро отреагировали правоохранительные органы. «Проведение надзорных мероприятий поручено столичной прокуратуре. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», — сообщил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. В ОП «Сафиуллина» управления МВД России тоже проводится проверка — по факту установления источника несертифицированной спиртосодержащей продукции. По самому факту отравления возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»), сообщает пресс-служба СУ СКР по РТ.
Александр Бастрыкин поручил главному следственному управлению проанализировать случаи отравления суррогатным алкоголем
«Зарплата 25 тысяч рублей гарантирует, что человек не купит нелегальную продукцию»
Напомним, ЧП в Казани стало очередным звеном цепочки отравлений в ряде регионов России — в октябре глава СКР Александр Бастрыкин поручил главному следственному управлению проанализировать случаи отравления суррогатными алкоголем, а уголовные дела, возбужденные по фактам отравления людей фальсифицированной алкогольной продукцией, передать в главное следственное управление следственного комитета России «для полного и всестороннего расследования». Так, только в течение октября 2021 года в Екатеринбурге от отравления метанолом скончались 26 человек, сотрудники УФСБ региона задержали уроженцев Грузии и Азербайджана в качестве подозреваемых в сбыте суррогата. В Оренбургской области жертвами контрафакта стали 64 человека, 35 из них погибли. За причастность к этой трагедии были задержаны 9 человек. Расследование уголовного дела продолжается. Следователи вместе с оперативниками на территории торгово-закупочной базы в городе Орске, где ранее был выявлен основной склад хранения, дополнительно обнаружили спиртосодержащую жидкость в 11 металлических бочках объемом 200 литров.
«Нелегальную алкогольную продукцию в России пьют большинство малообеспеченных граждан, не только бомжи», — говорит директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. «Все массовые алкогольные отравления, начиная с иркутской трагедии, где пять лет назад 150 [человек] отравились, 75 погибли, вот сейчас отравления (имеются в виду недавние отравления в Екатеринбурге и Орске — прим. ред.), все нормальные люди, бомжей нет среди них, асоциальных личностей нет, алкоголиков нет. В основном бюджетники, пенсионеры и так далее с зарплатами в пределах 12–15 тысяч рублей», — отметил Дробиз.
По его словам, до 2010 года нелегальную продукцию в основном производили ликероводочные заводы, потом «их начали гонять», и уже с 2016-го весь суррогат ушел исключительно в подполье. Повышение доходов населения или выпуск качественного алкоголя для малообеспеченных слоев позволит прекратить череду отравлений метанолом в России, считает Дробиз. «Я лет 15 назад вывел формулу — минимальная зарплата должна быть 100–120 бутылок легальной водки. Она в России всегда работает. Грубо говоря, сегодня зарплата чистыми 25 тысяч рублей гарантирует, что человек не купит нелегальную продукцию», — резюмировал эксперт.
В качестве положительного примера Дробиз привел Европу, где государственная политика направлена на обеспечение качественным заводским алкоголем всех слоев населения. «Вся Европа завалена вином по 1–1,5 евро, это вообще бесплатно, рублей 15 на наши деньги относительно их пособий. Но там есть и крепкий алкоголь по 2–3 евро, то есть для таких групп населения, малообеспеченных», — привел пример собеседник издания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 454