С финансовыми вопросами приказано не считаться — будет все, что требуется! Так говорят на КАЗе о ведущейся буквально день и ночь подготовке первого полета Ту-160М. По информации «БИЗНЕС Online», «Туполеву» и Казанскому авиазаводу поставлена задача поднять в воздух построенный с нуля ракетоносец уже 18 декабря — к 40-летию первого полета «Белого лебедя». В 1981 году самолет также должен был полететь к круглой дате, 75-летию Брежнева, но тогда решили не рисковать.
Первый построенный с нуля Ту-160 должны поднять в воздух 18 декабря, в день 40-летия взлета самого первого Ту-160
7 лет на создание ракетоносца — это много или мало?
Первый построенный с нуля Ту-160 (модификация получила обозначение Ту-160М) должны поднять в воздух в Казани 18 декабря, в день 40-летия взлета самого первого Ту-160, сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Пресс-служба «Ростеха» на наш запрос ответила обтекаемо: «Готовимся к выполнению важных этапов программы в соответствии с графиком».
Во время недавнего визита в Казань Сергея Чемезова управляющий директор «Туполева» Вадим Королев сообщил, что машина находится на окончательной сборке и «задача — до конца этого года поднять»
Во время недавнего визита в Казань главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова управляющий директор «Туполева» Вадим Королев сообщил, что машина находится на окончательной сборке и «задача — до конца этого года поднять». «На заводе сомневаются, что успеют, — есть вопросы по готовности самолета, — говорит один из наших источников. — Но все силы брошены на него — нет других задач. С финансовыми вопросами приказано не считаться — будет все, что требуется. Некоторые домой уходят ночью».
С апреля 2015 года, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о том, что строительство Ту-160 будет возобновлено, прошло почти 7 лет. Столько же понадобилось на исходный Ту-160: постановление Совмина СССР о создании стратегического ракетоносца-бомбардировщика было подписано 26 июня 1974 года. Но тогда все делали с нуля, а теперь мы копируем свершения предков. 7 лет для этого — много, мало или в самый раз?
Постановление правительства о создании стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 было подписано 26 июня 1974 года. Три прототипа собирались с 1977 года в Москве (фюзеляжи делали в Казани, крылья и мотоотсеки — в Воронеже, оперение и воздухозаборники — в Иркутске, шасси — в Куйбышеве). Одновременно в Казани началась подготовка к серийному производству машины (есть версия, что изначально местом выпуска предполагали сделать Ульяновск, но директор Казанского авиазавода Виталий Копылов сумел убедить правительство СССР, что Казань — более удачный вариант). Среди прочего пришлось вдвое увеличить площадь завода, научиться сваривать титан и освоить другие уникальные технологии. 18 декабря 1981 года в Жуковском экипаж Бориса Веремея поднял машину в первый полет. Первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984-го. Всего должны были построить 100 машин, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 ракетоносцев осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, один оставили в музее, а 10 утилизировали, причем есть основания полагать, что один из них на самом деле разобрали и вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов.
Как считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, это много. «В советское время такие вещи делались быстрее, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Но надо понимать сегодняшнюю обстановку: нет возможности, как тогда, директивно в кратчайшие сроки сконцентрировать ресурсы — финансы, оборудование, людей». Для сравнения: перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) создается уже 15-й год. «Хорошо, что вообще сделали», — считает эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов. В беседе с «БИЗНЕС Online» он напомнил, что ответственный за возобновление производства двигателей (НК-32 в варианте НК-32-02) концерн «Кузнецов» долгое время вообще занимался только капремонтом и был на грани разорения. Но все-таки сделали.
С апреля 2015 года, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о том, что строительство Ту-160 будет возобновлено, прошло почти 7 лет
Что касается бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), то один из источников «БИЗНЕС Online» рисует безрадостную картину в отрасли: «Долгое время ехали на советском и раннем постсоветском багаже, на старичках-специалистах. Но сегодня этот фундаментальный задел сожрали. Профильные институты за редкими исключениями стремительно деградируют, ничего нового в срок даже близко сделать не могут. По науке полный провал. Материаловедение — ноль. Почему? Финансирование — кутарки, и при этом требуют, чтобы изделие появилось через год-два. Институты тупо перестают участвовать в конкурсных работах. В итоге сегодня они способны только на то, чтобы действующие изделия перевести на новую элементную базу и так улучшить характеристики, а глобально сказать нечего. А знаете, что самое печальное? Промышленники поняли, что эти вопросы лучше не поднимать». Будем надеяться, что БРЭО для Ту-160М относится к тем самым редким исключениям.
В 2018 году Владимиру Путину показали Ту-160, достроенный из советского задела
В советской кооперации по Ту-160 участвовало 700 предприятий. Всю эту цепочку пришлось восстановить, хотя, конечно, не в прежнем виде. Мегазадача. Но, как полагают источники «БИЗНЕС Online», ряд комплектующих воспроизвести не успели — их для поднимающейся в декабре машины возьмут со строевых ракетоносцев. Так уже было, когда в 2018 году доводили до ума (как пробный шар программы) хранившийся на заводе с начала 90-х задел Ту-160: чтобы его поднять, двигатели, шасси, киль и часть БРЭО взяли со строевых самолетов, а вскоре после показа президенту России Владимиру Путину вернули обратно. «Ничего нового в этом нет — так происходило всегда и во всех странах, — призывает не драматизировать ситуацию Мураховский. — Сейчас США, чтобы спустить один авианосец, дербанят другой».
Возобновление строительства Ту-160 называют национальным проектом
«Люди увольняются каждый день, пачками»
Комплектующие в итоге, конечно, сделают, но больше всего волнует другое. На заре программы гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявил: «Ту-160 — колоссальный проект, которого не было в истории постсоветского авиапрома». Замминистра обороны по вооружению, любимец армии и промышленников Юрий Борисов (ныне — вице-премьер правительства РФ) назвал восстановление производства Ту-160 национальным проектом. Но ведь адекватного этим характеристикам отношения к проекту мы не увидели.
Перезапуск Ту-160 изначально увязывался с модернизацией КАЗа. Ее должны были завершить к 2020 году. Этого, несмотря на миллиардные вливания, не произошло. Более того, в предбанкротное состояние попал генподрядчик реконструкции — Казанский Гипронииавиапром (КазГАП). В этой истории столько многозначительных белых пятен, что можно понять сторонников версии о том, будто владелец КазГАПа Борис Тихомиров попал в расставленные для него капканы.
Впрочем, как уверяет один из причастных к строительству на КАЗе источников «БИЗНЕС Online», интриги — это вишенка на торте, а причины срыва модернизации завода фундаментальнее — в том, что к делу изначально отнеслись не по-государственному: «Например, финансирование было просчитано так, что КазГАП даже был вынужден исключить часть отнюдь не рядовых работ. То есть минпромторг, ОАК, „Туполев“ изначально дали неправильную финансовую оценку модернизации КАЗа. Строительство сопровождает куча непонятного народа. Чем занимаются все эти люди, неведомо. Условно говоря, 150 человек сидят на повременке, каждый получает по 100 тысяч, и чем дольше строится, тем дольше будут их получать. Все эти люди не работали на авиазаводе, пришли со стороны, не болеют за него».
К апрелю 2017-го на КАЗе восстановили критически важный для строительства Ту-160 участок электронно-лучевой сварки и приступили к созданию первого самолета. Тогда же начали работы на хранившемся с начала 90-х задела (фюзеляж, центроплан, крылья, хвостовое оперение, воздухозаборники) ракетоносца с заводским номером 804. Его достройка должна была стать демонстрацией того, что КАЗ и Россия вообще в состоянии ее сделать. В конце декабря машина совершила первый полет, а 25 января 2018 года ее показали Путину. Тогда же стало известно, что с нуля построят 10 Ту-160М, а модернизируют до этого стандарта все, что есть у ВКС, — 15–16 машин. Параллельно началась работа над двумя прототипами модернизированных строевых машин — в них начали переделывать действующие Ту-160. Первый взлетел 2 февраля 2020 года, а 3 ноября его подняли с новыми двигателями (НК-32-02), производство которых восстановили (оно было прекращено в 1993 году) на самарском ПАО «Кузнецов». Второй прототип взлетел, предположительно, в июле 2021-го.
А что сам «Туполев»? За это время там сменились четыре гендиректора (а последний уже и не генеральный, а управляющий). Разве это похоже на компанию, ответственную за проект национального масштаба?
Модернизация Казанского авиазавода идет уже более пяти лет
А КАЗ? Коллектив, ставивший на крыло советский Ту-160, взрослел в работе над Ту-16, Ту-104, Ту-22, Ил-62, линейкой Ту-22М — десятки самолетов ежегодно. На чем расти нынешним работникам? На сдаваемых по одному в год Ту-214? Да, 2021-й может стать для КАЗа супергодом по новым самолетам — летом завод передал заказчику (предположительно, специальному летному отряду «Россия) два Ту-214 и в декабре отчитается за еще один такой же борт, но надо понимать, что эти три машины 8-тысячный коллектив строил с 2017–2018 годов.
Были планы оптимизировать 10% работников, но, как говорит наш источник, и сокращать специально не надо: «Люди увольняются каждый день, и не по одному — пачками. Причины? Отсутствие работы, перспектив. При слове „реконструкция“ уже только матерятся — везде ремонт, бардак, в цехах холодно. Зарплата? Да лучше пойдут на „Элекон“, который, к примеру, технологам поднял зарплату до 60 тысяч. На КАЗе, чтобы столько получать, ночевать в цехе будешь. Технолог первой категории зарабатывает 45 тысяч плюс премия. Сейчас бегут на КВЗ — там зарплата сборщика-клепальщика доходит до 120 тысяч, хотя это, конечно, временно… Ситуация близка к патовой. А если дойдет до того, что старше 60 нельзя будет из дома выходить (из-за „ковидных“ ограничений — прим. ред.), всем настанет конец, потому что на любом заводе основные передовики — это именно старше 60, то есть те, кто за идею работает».
В таких условиях и готовится к полету первый Ту-160М.
Коллектив, ставивший на крыло советский Ту-160, взрослел в работе над Ту-16, Ту-104, Ту-22, Ил-62, линейкой Ту-22М — десятки самолетов ежегодно. На чем расти нынешним работникам?
«И родилась мысль приурочить первый полет к 75-летию Леонида Ильича…»
Но все же почему машину непременно надо сдать до конца года, да еще и желательно 18 декабря? Наши собеседники предполагают, что это идея не военных, ведь заказчик строительства первого Ту-160М — не министерство обороны, а минпромторг РФ: данный самолет делают по программе восстановления производства Ту-160.
Ничего по большому счету не горит. Полеты, пуски, спуски на воду к определенным датам настораживают. Определенный мотивирующий фактор в таком подходе, конечно, присутствует, но надо понимать, что это не та черта, за которой начнется ядерная война, — не стоит такая гонка тех рисков, которые ради этого приходится держать в уме.
Скорее всего, руководству страны уже столько наобещано о новом самолете и столько упоминался срок «2021», что отступать попросту некуда. Не исключено, декабрь 2021-го — это самый край, а машина должна была быть готова намного раньше. В феврале минобороны подало иск к «Туполеву» на 5,5 млрд рублей. Сообщалось, что причина — именно в затягивании работ по Ту-160М. После августовского визита в Казань Шойгу признал восстановление производства Ту-160 свершившимся фактом. Такие авансы надо отрабатывать. А Фролов напоминает, что контракт на новые ракетоносцы называют президентским — его подписывали в присутствии Путина. Особая ответственность. Кстати, поговаривают, что президент РФ приедет на первый полет.
Интересно, что в 1981 году взлет первого Ту-160 тоже хотели приурочить к дате, но по здравом размышлении отказались. Историк казанского авиастроения Ильдар Валеев был знаком с командиром того экипажа Борисом Веремеем. «Борис Иванович говорил, что, поскольку самолет готовились поднять к концу 1981 года, у кого-то родилась мысль приурочить полет к 75-летию Леонида Ильича Брежнева — 19 декабря, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Валеев. — Но, во-первых, машина была очень сырой, и ей боялись рисковать. Во-вторых, наверху сказали: „Ребята, вы особо не умничайте с днем рождения — вдруг не поднимете?“ В-третьих, надо было ловить погоду, чтобы облака закрывали от американских спутников, и именно 18 декабря облачность была 10-балльной. Так идея с днем рождения отпала сама собой. Почему недоведенную машину все-таки решили поднимать? Все просто: конец года — надо отчитываться за деньги». С высокой степенью вероятности можно сказать, что денежный вопрос главенствует и сейчас. «Если до конца года поднять, думаю, очередной этап можно закрыть и, соответственно, получить дальнейшее финансирование», — считает Мураховский.
Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Размах крыла — 55,7/35,6 м (стреловидность может меняться в диапазоне 20–65 градусов), длина — 54,1 м, высота — 13,1 метра. Экипаж — четыре человека. Двигатели — четыре НК-32. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете. Максимальная взлетная масса — 275 тыс. кг, масса пустого самолета — 110 тыс. кг, нормальная боевая нагрузка — 9 тыс. кг, максимальная боевая нагрузка — 40 тыс. килограммов. Максимальная скорость на большой высоте — 2,2 тыс. км/ч (но ограничена 2 тыс. км/ч в целях сохранения ресурса), максимальная скорость у земли — 1 030 км/ч, потолок — 16 тыс. м, дальность полета с нормальной нагрузкой — 13,2 тыс. км, с максимальной нагрузкой — 10,5 тыс. километров. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка, включая стратегические крылатые ракеты (до 12) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты (24). Характеристики Ту-160М неизвестны. Единственное, сообщается об увеличении дальности на 1 тыс. километров.
Источники «БИЗНЕС Online» ранее отмечали, что вокруг проекта до сих пор идет подковерная борьба. Не все согласны с решением о восстановлении производства Ту-160, дескать, устаревшая конструкция, ракеты эффективнее, а главное — слишком дорого, лучше пустить средства на другое. Хотя Шойгу и говорит, что у КАЗа только подписанных контрактов до 2028-го на 364 млрд рублей, эти деньги еще надо получить. Думается, под конец года битва за бюджетные финансы разгорелась с особой силой. «В оборонке стоит вопль: „Всё посрезали, отобрали!“ — рассказывает один из наших собеседников. — Можно предположить, что в 2022 году по финансированию все упадут наполовину (может, только кроме беспилотников, боеприпасников и некоторых ракетчиков). Обычно к сентябрю все понимали, кого какие куски пирога ждут, сейчас такого понимания нет. Плюс такой отягощающий момент, как скачок цен: металл минимум на 50 процентов вырос, а кое-что — в 3 раза. У кого длинные контракты, например от 2015–2016 года, вообще горят синим пламенем. Идет драка за деньги».
Словом, в этих условиях казанским авиастроителям показать результат чрезвычайно важно. Да и объявить себя наследниками побед СССР весьма заманчиво.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 475