Некогда имена татарстанских артистов вроде Рената Ибрагимова или Альберта Асадуллина гремели на весь Союз, и республика имела все основания гордиться своими эстрадными звездами первого ряда. С началом новой эпохи, с 1990-х, наши музыканты, как показалось, снизили обороты, зато вместе с Екатеринбургом активно заявила о себе Уфа. А что мы имеем сейчас? Все то же самое или Татарстан не может выдвинуть на российскую и не только музыкальную авансцену своих представителей? Об этом размышляют эксперты «БИЗНЕС Online», которые вместе с нашей редакцией составили список тех артистов и групп, у которых получилось.
«Үзгәреш җиле» оказался не интересным в Карнеги-холл, на YouTube татарскую классику в современной джазовой обработке за несколько месяцев посмотрели чуть более тысячи раз
«Возможно, удача нашим зачастую способствует гораздо меньше»
Продвижение татарской музыки за пределы родного отечества — нынче популярная тема в среде продюсеров, работающих на ниве национальной эстрады. «Призрак» Таркана (кстати, родившегося в Германии и до 13 лет жившего там), некогда соединившего традиционную турецкую музыку с западными ритмами, «бродит» по республике. Директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов свозил «Үзгәреш җиле» в Карнеги-холл, вот только на YouTube двухчасовое шоу за несколько месяцев посмотрели чуть более тысячи раз, татарская классика в современной джазовой обработке оказалась не интересна массовой аудитории даже дома. Шеф фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов придумал «Восточный базар», который, правда, по замыслу больше обращен на Восток. Есть свои планы и у «Барс Медиа», хотя руководитель компании Камиль Гараев как раз считает, что Таркан не предмет для подражания.
«Если посмотреть на проекты вроде Таркана, то это проще всего сделать, — говорил недавно Гараев в интервью «БИЗНЕС Online». — На самом деле это очень просто. Примерно так: как в мире эстрада работает — там законы есть, там есть аранжировщики, там есть те, кто песни пишет, это их работа. Это вопрос только финансирования по большому счету. Если государство это хочет делать, то вообще дважды два. Но насколько долгосрочно он будет работать, этот проект? Я так понимаю, Таркан сегодня уже давно не на таком уровне популярности, как был. А если мы свою песенную культуру вынесем на мировое пространство, вот это будет наш Таркан, только татарский».
Камиль Гараев: «Если посмотреть на проекты вроде Таркана, то это проще всего сделать. Это вопрос только финансирования. Но насколько долгосрочно будет работать этот проект? Я так понимаю, Таркан сегодня уже давно не на таком уровне популярности, как был. А если мы свою песенную культуру вынесем на мировое пространство, вот это будет наш Таркан, только татарский»
Но вопрос «вынесения на мировое пространство» по-прежнему актуален. Причем это касается не только национальной культуры, а вообще продвижения артистов из Татарстана хотя бы на общероссийский уровень.
Много говорят и об особой культуре в Татарстане и ее столице в части популярной музыки. Дескать, вот, Алина Шарипжанова — певица, которой подвластны вообще все стили и направления и которую не стыдно отправить на сцену с любой знаменитостью, — в лучшем случае дает сольные концерты в КЦ «Чулпан», где базируется городская филармония, солисткой которой она является. Фирдус Тямаев, который сам себя называет «колхозником», собирал перед самой пандемией 10 дней подряд аншлаги в УНИКСе. С наличием культурных особенностей соглашаются многие, но далеко не все считают, что это какой-то тормоз на пути к продвижению артиста к публике. «Что я могу сказать об особой татарстанской среде, какой-то особой музыкальной ауре в Казани? Думаю, она вполне себе даже неплохая, — сообщил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ лидер ВИА „Волга-Волга“ Антон Салакаев. — Другой вопрос, что сложилось так, что очень мощные музыканты из Уфы, Екатеринбурга или Санкт-Петербурга добивались серьезных результатов на уровне Москвы и России. У нас как-то послабее с этим, но не из-за того, что сами музыканты слабее по уровню. Наверное, это в большей степени все-таки зависит от трудолюбия и удачи. Вот, возможно, удача нашим зачастую способствует гораздо меньше. Потому что талантливых артистов у нас много».
Только лишь Гузель Уразовой и почти нашему Элвину Грею удавалось зажечь «Татнефть Арену»
«На любой пример топового артиста из Уфы у нас есть свой пример топового артиста из Казани»
Но, действительно, кто из наших артистов замахивался, к примеру, на «Татнефть Арену» в качестве места проведения своих «сольников»? Пока такое удавалось лишь Гузель Уразовой и почти нашему Элвину Грею. При этом уроженец Уфы лишний раз доказывает, что соседняя республика — это настоящий клондайк, где рождаются большие отечественные рок-, рэп- и поп-звезды: Земфира, Юрий Шевчук, Моргенштерн, Lumen… И этот список можно продолжать.
А что Татарстан? Та же МакSим (согласно канонической биографии) сначала даже ночевала в Москве на вокзале, прежде чем пробиться на большую эстраду после работы в казанских ресторанах. Успех Алсу — это победа скорее не татарской музыкальной культуры, а нефтяных денег, заработанных, кстати, тоже в Башкортостане.
Ильяс Гафаров: «На любой пример топового артиста из Уфы у нас есть свой пример топового артиста из Казани»
Однако с такой постановкой вопроса категорически не согласен основатель татарского инди-лейбла Yummy Music, едва ли не главный в Татарстане сегодня эксперт по современной популярной музыке Ильяс Гафаров. «Я бы не сказал, что мало республиканских поп-артистов добиваются серьезных успехов. Во-первых, нужно разделять татароязычную и русскоязычную сцены, — сказал нашему корреспонденту Гафаров. — Потому что у артистов, которые поют на татарском, есть аудитория далеко за пределами республики, так как татары живут и в Петербурге, и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Уфе, и на Урале». Что же касается русскоязычной сцены, то количество артистов первого эшелона из Казани, по его словам, не уступает другим российским городам-миллионникам. «Здесь такое же количество звезд, как и в Нижнем Новгороде, и в Новосибирске. Только Москву и Санкт-Петербург можно считать лидерами по количеству артистов федерального уровня. А в целом, если брать 2010–2020 годы, ситуация по всей России примерно одинаковая. Чем больше город, чем больше регион, тем больше в нем успешных проектов в области шоу-бизнеса», — считает руководитель Yummy Music. «На любой пример топового артиста из Уфы у нас есть свой пример топового артиста из Казани, — уверен он. — Завоевать российские теле-, радиоэфиры? Мне кажется, в то время, когда радио и телевидение были основными источниками информации и развлечений, у нас появилась Алсу и завоевала все возможные эфиры, премии, статусы, титулы, которые может завоевать федеральный артист. Если сравнивать количество подписчиков в соцсетях, количество слушателей на стримингах у топовых артистов из Татарстана, наиболее известных, то эти цифры легко сравнимы с топовыми российскими исполнителями в своих жанрах».
Собеседники газеты в один голос говорят, что необходимо создать нужную среду, чему способствует тот же ежегодный Tat Cult Fest
«Мне кажется, у нас есть здоровый музыкальный патриотизм»
Что же может делать для подобного продвижения государство? Не будем считать официальные приемы, на которых кормится целый пул артистов и проведение которых превратилось чуть ли ни в главную функцию министерства культуры РТ.
Собеседники «БИЗНЕС Online» в один голос говорят, что необходимо создать нужную среду, чему способствует тот же ежегодный Tat Cult Fest, одним из продюсеров которого является Гафаров. Вообще в том числе татарских музыкальных лабораторий сегодня проходит немало с привлечением известных музыкантов, педагогов. Но есть и пробелы. «Конечно, хотелось бы, чтобы государство вкладывалось в будущее наших детей, как, например, в фестиваль „Созвездие“ и многие другие, которые существуют в нашей республике, — сказала нашему корреспонденту лидер группы „Мураками“ Диляра Вагапова. — Также я, например, скучаю по фестивалям „Энергия рока“ и „Сотворение мира“. Но в это непростое время все очень сложно и для государства в том числе, музыкальный бизнес несет грандиозные потери. Но уверена, что все будет хорошо». «Вообще, обычно государство помогает каким-то социально значимым явлениям, сообществам, тем, кто выполняет важную социальную миссию, при этом не обладает мощными ресурсами в плане аудитории, медиа, технического обеспечения и так далее. На самом деле большинство известных артистов очень осторожно относятся к поддержке государства. Особенно в урбан-музыке, в электронной и всех молодежных субкультурах», — говорит Гафаров. При этом он добавляет, что артисты, которых корни связывают с Татарстаном, довольно часто выступают на мероприятиях, которые организуют власти республики: «В этом плане, мне кажется, у нас есть здоровый музыкальный патриотизм».
Антон Салакаев: «Обычно это коммерческие частные вложения либо вообще не вложения, а трудолюбие и удача самих артистов, которые хотят стать популярными»
Салакаев и вовсе не уверен, что в истории было когда-либо, чтобы поп- или рок-исполнителей напрямую, на уровне бюджета, поддерживало именно государство: «Обычно это коммерческие частные вложения либо вообще не вложения, а трудолюбие и удача самих артистов, которые хотят стать популярными, считает фронтмен ВИА „Волга-Волга“. — Знаю, что татарскую эстраду поддерживают на определенном уровне и выделяют немалые бюджеты для поддержания именно татарской культуры. Считаю, это правильно. Не буду сейчас говорить, дескать, как плохо, что татарскую эстраду поддерживают, а других артистов — нет. Но, например, „Волга-Волга“ за 25 лет всего добилась сама. Хотя, когда вопрос касается каких-то глобальных моментов, я вот провожу фестиваль „Волга-Волга“, здесь да, я получал поддержку от государства, получал гранты. Но как музыкальному коллективу никакой поддержки никогда не было, не считая личных отношений и помощи конкретных людей».
«БИЗНЕС Online» решил выделить 15 артистов и групп – выходцев из Татарстана, кто за последние два десятка лет благодаря родной республике или без ее помощи смог пробиться на российскую (и не только) сцену мира различных направлений популярной музыки.
Dabro
Братья Иван и Михаил Засидкевичи из группы Dаbro родились в маленьком городе Донецкой области, а в 2015 году переехали в Казань. Здесь же в 2020-м записали и выпустили трек «Юность», ставший лидером всех стриминговых сервисов и вошедший в топ-10 песен года Shazam, Boom, «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыка». Их «Юность» стала самой ротируемой композицией в России и получила премию «Золотой граммофон» на «Русском Радио». У клипа сейчас более 190 млн просмотров на YouTube. Видео даже вошло в топ-100 мирового YouTube. В прошлом году дуэт одержал победу на премии «Муз-ТВ» в номинации «Прорыв года» и номинировался почти на всех музыкальных российских премиях. Ребята заявляют, что продюсируют сами себя. Как же тогда двум рубаха-парням без татуировок на лице и их незамысловатым, но добрым и трогательным песням удалось добиться популярности? Хороший вопрос.
Jukebox Trio
Звездный час в карьере акапельного битбокс-трио JukeBox из Казани случился в 2006 году, когда на фестивале «Новая волна» в Юрмале сама Алла Пугачева присудила им специальный приз — «Золотую звезду Аллы». После этого коллектив активно гастролировал, выступая на различных фестивалях, принимал участие в телевизионных проектах вроде «Х-фактор. Главная сцена», один из солистов JukeBox Владимир Иванов даже пробовал себя в «Голосе», но не прошел слепые прослушивания.
В целом JukeBox группа достаточно узнаваемая, однако широкого зрителя у них все же нет. Возможно, все дело в экзотичном стиле ребят, который не слишком понятен российской публике. Они исполняют кавер-версии хитов, перекладывая их на битбокс — технику звукоподражания, при которой исполнитель ртом издает звуки, имитирующие инструментальную музыку. Ребята даже называют свой стиль стрит-бит а капелла. Конечно, JukeBox создают свои треки и выпускают клипы, куда приглашают различных звезд, от певицы Елки и Кристины Асмус до Михаила Шаца, что, впрочем, не слишком повлияло на их популярность. Возможно, из-за того, что битбокс чересчур модный для нашей сцены, другой герой нашего списка, Митя Бурмистров, не стал зацикливаться на нем и стал выпускать альбом в совершенно ином звучании.
Kate NV
33-летняя уроженка Казани Екатерина Шилоносова скорее известна иностранной аудитории, нежели российской, причем как своим сольным электронным поп-проектом Kate NV, так и участием в авант-рок-группе «ГШ», где она играет шумный арт-панк. Более того, как и «ПТУ» (еще одни герои списка), Шилоносова является любимицей мировых авторитетных музыкальных изданий. Например, Pitchfork писал восторженные отзывы на ее последнюю пластинку Room for the Moon, а The Guardian внес один из ее треков в список лучших композиций недели. Познакомившись с творчеством артистки, можно понять почему. Кстати, сама исполнительница объясняет свой успех у западной аудитории тем, что она работает с иностранным лейблом. Действительно, девушка выпускается на независимом звукозаписывающем лейбле RVNG Intl, который находится в Нью-Йорке. «У меня неместный лейбл (RVNG Intl. — прим. ред.), и ко мне не относятся как к артисту из России. Думаю, большинству людей все равно, откуда я…» — рассказывала она несколько лет назад в интервью «БИЗНЕС Online».
Tatarka
Ирина Смелая из Набережных Челнов. 30 лет. Бывшая жена Ильи Прусикина — солиста Little Big. Переехав в Петербург, стала блогером и вела «Татарские будни» на YouTube, в которых рассказывала о шопинге, еде, муже, ребенке и т. д. В поле зрения аудитории как музыкант попала в 2016 году, выпустив видеоклип «Алтын», который очень быстро набрал почти 50 млн просмотров, и стала интернет-феноменом (так по крайней мере о ней пишут некоторые СМИ). Текст на песню написал участник казанского рэп-дуэта Ittifaq и сооснователь лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров. После развода на своем YouTube-канале активнее стала рассказывать о творчестве, делиться видео со съемок клипов да и вообще зарекомендовала себя как настоящая power woman российской хип-хоп сцены. В 2020-м выпустила дебютный альбом Golden Flower, сочетающий трэп, EDM и оформленный в аниме-эстетике.
«Аигел»
«Аигел» — это электронный хип-хоп-проект татарской поэтессы Айгель Гайсиной из Набережных Челнов и петербургского электронщика Ильи Барамии («Елочные игрушки», «СБПЧ»). Их дебютная пластинка «1190» вышла весной 2017-го. После нее татарско-питерский дуэт, сочетающий в себе минимал-техно и тюремную лирику, моментально попал в поле зрение всех российских культурно-музыкальных изданий и стал сенсацией на отечественном музыкальном рынке. Трек «Татарин» стал безоговорочным хитом того года. С ним коллектив выступил и в эфире «Вечернего Урганта». К слову, туда «Аигел» попадали дважды. Год назад, в феврале, дуэт презентовал там песню «Пыяла» с одноименного альбома, который, кстати, записан полностью на татарском языке. Впрочем, ребята явно не собираются ограничиваться российской сценой. Летом прошлого года их клип You’re Born взял «серебро» на фестивале творчества «Каннские львы» в подкатегории Excellence in Music Video, что в целом можно назвать попыткой пробраться на зарубежный рынок. За музыку в коллективе отвечает опытный электронщик Барамия, давно работающий с разными музыкантами, поэтому его вклад в популярность «Аигел» очевиден. Он очень гармонично подобрал звучание к лирике Гайсиной (до того широко известной в узких кругах) и в итоге получился вот такой продукт. «БИЗНЕС Online» назвал Гайсину «человеком года» в культуре Татарстана по итогам 2017-го.
Алсу
15-летняя Алсу Сафина, родившаяся в Бугульме, дочь предпринимателя-нефтяника и политика Ралифа Сафина (на фото с дочерью), ворвалась ураганом в российскую поп-индустрию еще в 1998 году, исполнив композицию «Зимний сон», эта песня и смелый клип с отсылками к набоковской Лолите стали визитной карточкой певицы. В 2000-м Алсу и вовсе заняла второе место на «Евровидении», долгое время это был лучший результат для России. Оставила она свой след и в национальной культуре, выпустив в 2008 году альбом «Туган тел» с песнями на татарском языке. Сегодня Алсу, пребывая в статусе российской легенды поп-музыки, выступает редко и занимается семьей. Ее социальное происхождение давно уже стало частью фольклора: вспомнить хотя бы бессмертную шутку из номера «Плохое радио» сборной КВН Санкт-Петербурга: «В эфире наша религиозная страничка и ее ведущий, отец Алсу».
«АнимациЯ»
Группа «АнимациЯ» ныне пребывает уже в статусе ветеранов русского рока, поскольку коллектив был образован в Чистополе еще в 2000 году. Но пробиваться на рок-олимп было непросто. «До 2006 года мы пилили по подвалам инструменты», — признавался в интервью «БИЗНЕС Online» фронтмен Константин Кулясов. Настоящий прорыв для Кулясова и его коллектива случился в 2012 году с выходом четвертого студийного альбом группы «Время Ё». Именно там прозвучала «Родина» — главный хит «Анимации». С тех пор и они завсегдатаи всех «Нашествий».
Дина Гарипова
История Дины Гариповой из Зеленодольска на «Голосе» в 2012 году — это настоящая сказка, которой нам так не хватает в реальной жизни. На последней секунде слепых прослушиваний к певице повернулся Александр Градский, и Гарипова сходу выиграла первый сезон главного музыкального шоу страны. Дальше было «Евровидение», работа в «Градский-холл», поиск своего места на российской эстраде. Кажется, от артистки, чей необычайный талант очевиден, все еще ждут прорыва. Возможно, недавний уход из жизни наставника — это повод что-то поменять в творческой биографии. Аудитория же в Татарстане по-прежнему ждет татарский альбом, первая ласточка которого — оригинальная версия «Ай, былбылым», вошедшая в саундтрек сериала «Зулейха открывает глаза».
МакSим
Первый альбом певицы МакSим (настоящее имя Марина Максимова) «Трудный возраст» увидел свет в 2006 году. Лирическая пластинка с преисполненными драматизма песнями, конечно же, проникла в самую душу юных слушательниц (преимущественно старшеклассниц и школьных выпускниц из провинции). Уже в 2007-м артистка из Казани стала самой коммерчески успешной певицей в России. И вроде бы в нулевые годы песни о неразделенной любви, предательствах и прогулках босиком были в арсенале не только у МакSим, но робкий голос и хрупкая интонация сразу сбивали с них налет пошлости. Это отмечали и музыкальные критики страны. Возможно, в этом и оказался секрет популярности артистки. После первого успешного альбома получился не менее успешный «Мой рай» с мегахитом «Знаешь ли ты». Композиция стала настолько популярной, что сначала футбольные фанаты «Спартака» сделали ее своим неофициальным гимном, а теперь, кажется, она стала уже родной для всех, кто отправляется болеть за любимые команды в другие города и страны.
Митя Бурмистров
Уроженец Казани Митя Бурмистров в нулевых снискал славу битбоксера. Чуть позже он стал заниматься музыкой, выпускать треки и видео. В 2018 году стриминговый сервис Netflix купил песню One Life Is Not Enough Бурмистрова для сериала «Дорогие белые». Трек прозвучал во втором сезоне шоу. Как именно охарактеризовать артиста Бурмистрова, не совсем понятно. Кажется, музыка для него не настолько серьезное ремесло и он не ищет славы известного музыканта. Даже из многочисленных интервью можно сделать вывод, что молодой человек не зацикливается на чем-то одном.
«Мураками»
Когда группа «Мураками», ведущая свою историю с 2004 года, стала известной в российских масштабах, ее вокалистка Диляра Вагапова уже давно была известна в Казани, еще со времен фестиваля «Созвездие». Сегодня «Мураками» если и не попали в число самых культовых групп отечественного рока, то нашли место в его втором эшелоне, что обеспечивает активную концертную деятельность по всей стране и постоянное участие в фестивальном рок-движении. Кроме того, композиция коллектива «Нулевой километр» со строчкой «Начинаю отсчет от Казани» — едва ли не первая попытка увековечить название столицы РТ в настоящем рок-гимне, пусть и успешная только отчасти.
Нурминский
Рэпер Нурминский — еще один представитель (как и дуэт Dabro) простой пацанской лирики, возродившей интерес к подъездному рэпу. Альберт Шарафутдинов родился в одном из сел Балтасинского района, ему 27 лет. Собственно, отсюда произошел его псевдоним — Нурминский. «Выстрелил» артист в 2017 году с клипом «Мент на меня газует», ставшим его визитной карточкой. Дебютный альбом «Пацаны с улиц выбиваются в люди» вышел в 2019 году и тут же разлетелся по сетевым пацанским пабликам и цитатникам. Его клип «Валим» на YouTube просмотрели почти 130 млн раз. Кстати, как и ряд других представителей нашего топа, выпускает треки на татарском языке.
«ПТУ»
Один из музыкальных проектов нашего списка, образовавшихся еще в начале 2010-х, — техно-дуэт «ПТУ». Это казанские музыканты Алина Изолента и Камиль Еа, выпускающиеся на лейбле «трип» Нины Кравиц — одной из самых значимых фигур российской техно-сцены и невероятно популярного за рубежом диджея. Кравиц сама нашла и подписала ребят на свой лейбл и пригласила выступить на фестивале в Барселоне. С тех пор «ПТУ» — любимцы иностранных изданий Fact, Resident Advisor, Pitchfork и т. д., активно гастролирующие за рубежом. Играют особый микс электронных стилей — от абстрактного аскетичного минимал-хауса до экспериментальной футуристичной музыки.
Тина Кузнецова
Тина Кузнецова — еще одна яркая представительница «Голоса», финалистка второго сезона. 39 лет. Супруг Юрий Усачев (некогда участник группы «Гости из будущего») — продюсер ее проекта Zventa Sventana, исполняющего микс русских фольклорных песен с электронным танцевальным саундом. Кстати, пишут, что Zventa Sventana наделала шуму еще в начале нулевых, а потом затихла на 10 лет. Увы, в родной Казани певица выступает крайне редко. В интервью «БИЗНЕС Online» рассказывала, что пела здесь еще когда была студенткой, затем — после «Голоса» и в 2019-м на WorldSkills. А сольных концертов здесь, кажется, и вовсе не было.
Хабиб
Хабиб-Рахман Сабирович Шарипов известен как исполнитель хитовой песни «Ягода-малинка». В свое время бывший молодой полицейский переехал в Москву и стал частью TikTok-дома Давида Манукяна (тот самый Дава) Super House. В 2018-м принимал участие в отборочном туре конкурсе «Песни» на ТНТ с Тимати и Максимом Фадеевым. Для отборочного тура выбрал «Мало половин» Бузовой, но судьи не оценили и Фадеев отказался принимать его на проект.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 407