«С учетом демографических вызовов в ближайшие годы экономика России будет испытывать высокую потребность и даже дефицит кадров. Абсолютно точно. Подобное мы должны понимать, мы с этим будем жить в ближайшие годы», — предупредил сегодня Владимир Путин. На съезде профсоюзов России президент просил подталкивать предприятия к модернизации и пообещал уравнять размер оплаты труда бюджетников в регионах. Правда, повсеместно новая модель заработает только с 2027 года. О том, как профсоюзы сравнивали себя с гидроциклами и танкерами и чего ждали от нового правительства, — в материале «БИЗНЕС Online».
Кремль пообещал «достаточно большое» выступление Путина и не обманул. В нем нашлось место не только вопросам экономики и рынка труда, но и оценке недавнего теракта в «Крокусе». Путин также напомнил о том, что в следующем году заработает новый национальный проект «Кадры», и президент ждет от профсоюзов активного участия в его реализации
«Экономика будет испытывать дефицит кадров. Это абсолютно точно»
Судя по сайту Кремля, в последний раз Владимир Путин участвовал в съезде федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России еще пять лет назад — в 2019-м. «В ближайшие годы ситуация в экономике, структуре занятости, на рынке труда в целом будет неизбежно меняться», — обращался президент к участникам того собрания. Кто бы мог подумать тогда, что российскую экономику (и рынок труда в том числе) ждут настолько крутые перемены. Может быть, потому Путин сегодня лично приехал в московский Дом Союзов. Ведь мог бы и присоединиться по видеосвязи — формат опробован и хорошо себя зарекомендовал. Председатель ФНПР Михаил Шмаков, которому была оказана такая честь (это, кстати, уже вторая его встреча с Путиным с начала года), своей «минутой славы» воспользовался сполна.
Среди внимающих в зале зрителей можно было разглядеть и представителя Татарстана, депутата Госдумы Ильдара Гильмутдинова. Казалось бы, не совсем профильное мероприятие для первого зампреда комитета ГД по делам национальностей. Но парламентарий пришел уже «подготовленным». Месяцем ранее на заседании федерации профсоюзов РТ Гильмутдинов отмечал остроту кадрового вопроса и проблему с привлечением молодежи на предприятия. Так что депутат, можно сказать, был в курсе ситуации.
Кремль пообещал «достаточно большое» выступление Путина и не обманул. В нем нашлось место не только вопросам экономики и рынка труда, но и оценке недавнего теракта в «Крокусе». Но это было в завершении мероприятия. А в начале Путин напомнил о 6-летнем плане, изложенном в послании Федеральному Собранию. Формировалась «шестилетка» во многом в ходе встреч с коллективами предприятий. В следующем году заработает новый национальный проект «Кадры», и Путин ждет от профсоюзов активного участия в его реализации.
«Мы продолжим укреплять связку всех уровней образования, налаживать их тесное партнерство с работодателями. Имею в виду профориентацию, которая уже действует в школах страны», — обещал президент залу, который никак не мог убрать камеры телефонов и будто не верил, что глава государства приехал лично.
Высшее образование тоже не останется без внимания. Программу «Приоритет-2030» продлят, а преподавателям фундаментальных дисциплин с 1 сентября в пилотном режиме начнут поднимать зарплаты, обещал президент. Чтобы выпускники получили «интересную работу» и устраивались по специальности, будет формироваться и регулярно обновляться прогноз кадровой потребности — сколько и кого нужно в экономике на пять лет и дальнейшую перспективу. Невольно возникал вопрос: а разве раньше такого прогноза не было?
Уровень безработицы рекордно низкий. В 2023 году она составила 2,9%, а в феврале 2024-го опустилась до 2,8%, подчеркнул президент «хорошую динамику». Правда, далеко не секрет, что низкая безработица — это не только достижение, но и проблема для страны. Трудовых ресурсов не хватает. Как и в послании, Путин сделал на этом отдельный акцент и предупредил, что впереди не самые простые времена.
«С учетом демографических вызовов в ближайшие годы экономика России будет испытывать высокую потребность и даже дефицит кадров. Абсолютно точно. Подобное мы должны понимать, мы с этим будем жить в ближайшие годы», — предупредил российский лидер. Что делать? Повышать производительность труда, модернизировать производство. Дальше выразился еще яснее: «У нас выбора большого нет: или надо завозить рабочую силу из-за границы, или повышать производительность труда». Подталкивать заводы и власти к модернизации — задача профсоюзов.
Тревожиться, что технологии заменят человека и люди останутся без работы, не надо — спрос на кадры очень высокий, убеждал президент. Он отмечал, что в дальнейшем меры поддержки и стимулирования бизнеса будут увязаны с повышением зарплат сотрудников и улучшением их соцпакетов. Доля оплаты труда в ВВП России «и так растет» (40,7% по итогам 2023 года), но в ближайшие шесть лет должна расти «уверенно», сказал глава государства. Зал понимающе покивал. Еще одна задача: МРОТ к 2030-му должен увеличиться вдвое до 35 тыс. рублей. Здесь зал похлопал.
Путин также вспомнил, что со следующего года в пилотных регионах будет опробована новая модель оплаты труда бюджетников. Правда, никаких дополнительных деталей не привел. Сказал только, что работа предстоит «сложная» и «капиталоемкая». Еще одна (кажется, не менее сложная) задача — устранить разрывы в размере оплаты труда бюджетников в разных регионах. Как это будет сделано, президент не уточнил, но обозначил сроки: со следующего года «пилот», а с 2027-го система будет в масштабах всей страны. Так что пилотным регионам или отраслям, видимо, сильно повезет. Осталось узнать каким. И не случилось бы перетока бюджетников из одного непилотного субъекта в другой, где ноу-хау уже внедрили.
Шмаков предложил дополнить положения федеральных министерств обязанностью следить за исполнением социального партнерства в отраслях: «Мы надеемся, что новое правительство сделает это!»
«Мы надеемся, что новое правительство сделает это!»
Выступление председателя ФНПР Шмакова было по-настоящему «звездным». Аудитория оказалось даже чересчур благодарной, аплодируя иногда без особого повода.
После внесения поправок к Конституции РФ, напомнил Шмаков, исполнение принципов социального партнерства стало носить обязательный характер. Оно возведено в ранг государственного института, «работает не на словах, а на деле». Но, несмотря на это, принципы такого партнерства нередко игнорируются работодателями и органами власти, указал глава федерации. «Некоторые полпреды в округах, федеральные министерства и самостийные работодатели открещиваются от социального партнерства, закрепленного на бумаге в виде соглашения. Это якобы не входит в их зону ответственности», — такие слова Шмакова зал встретил неуверенными аплодисментами — как будто еще рано было хлопать.
Тут Шмаков предложил дополнить положения федеральных министерств обязанностью следить за исполнением социального партнерства в отраслях. «Мы надеемся, что новое правительство сделает это!» — указал он. Вот это было оно, зал отреагировал.
По словам Шмакова, работодатели также должны быть членами соглашений, состоять в объединении работодателей, заключать коллективный договор. Сейчас же в стране существует только одно такое объединение — это российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Поэтому, по его мнению, все работодатели должны состоять в РССП или его региональных отделениях. «Иначе они не могут быть сертифицированы как работодатели со всеми вытекающими последствиями!» — указал он.
В рядах федерации более 20 млн человек (а это треть работающих в стране), с учетом их семей — половина граждан, перешел к «лирической» части Шмаков. По его словам, у ФНПР есть даже идеология, в отличие от многих политических партий, «в том числе и парламентских». Ей члены федерации «не изменяют более 100 лет», а базируется она на трех главных принципах: достойное рабочее место и зарплата, охрана труда и техника безопасности, выполнение социальных гарантий.
За последние 30 лет федерация выдвинула много требований правительству и государству. Но сегодня в нацпроектах и послании президента РФ обозначено большинство путей для их решения. Поэтому, отметил Шмаков, федерация должна добиваться выполнения послания. «Все должно получиться!» — отчеканил он.
Для достижения целей и задач в том числе есть стабильность в обществе, во многом «благодаря ФНПР». Потому что мелкие профсоюзы похожи на гидроциклы и маломерные суда, они могут легко менять курс или курсировать на месте. А крупные профсоюзы (как раз ФНПР) напоминают супертанкер или контейнеровоз, «который недавно снес мост в Балтиморе». Здесь в зале кто-то очень громко засмеялся, улыбнулся даже Путин.
В завершение Шмаков вспомнил строки из стихотворения «Письмо к женщине» Сергея Есенина: «Их мало, с опытной душой, кто крепким в качке оставался». «Профсоюзы оставались крепкими в качке, — отметил он. — Мы прошли через пять русских революций, через несколько социально-экономических укладов, но не предали свои идеалы за все 118 лет истории». И закончил также, обратившись к словам поэта: «Хвала и слава рулевому!» Тут зал уже не смог усидеть и встал, громко аплодируя.
«Россия не может быть объектом атак со стороны исламских фундаменталистов»
В традиционном заключительном слове Путин решил напомнить зрителям в зале об условиях, в которых живет Россия. «Страна вынуждена защищать свои интересы вооруженным путем, своих людей, свое будущее, свой суверенитет. Здесь нет ни одного лишнего слова», — отметил президент. И в очередной, как минимум четвертый раз с момента теракта в «Крокусе» обратился к теме межнационального согласия, которое является «важнейшим условием общего успеха».
Дальше было и о самом теракте. Как отметил президент, главной целью заказчиков (до которых, как дважды пообещал Путин на недавней коллегии МВД, «мы, безусловно, доберемся») было нарушить народное единство. Других целей «не просматривается», потому что Россия не может быть объектом террористических атак со стороны исламских фундаменталистов, казалось, убеждал зал президент.
«У нас страна — уникальный пример межконфессионального согласия и единства, межрелигиозного и межэтнического. И на внешней арене она ведет себя таким образом, что вряд ли может быть объектом для нападения», — пояснил свою мысль Путин. Выходило, президент снова заочно отвергал западную версию о том, что к нападению на концертный зал причастны исламские радикалы. Вскоре после выступления Путина ФСБ России сообщила, что по делу о теракте в Москве, Екатеринбурге и Омске задержаны еще трое: россиянин и двое иностранцев.
Несмотря на все сложности, страна не переводит экономику в режим военного времени. «Мы же не переводим экономику в режим военного времени, такого нет», — настаивал глава государства. Но при этом подтвердил, что страна концентрирует усилия, административный и финансовый ресурсы на развитии оборонных отраслей. Однако они связаны с другими отраслями экономики, а повышение уровня зарплат здесь влияет на сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, поскольку ведет к росту покупательной способности населения, описывал схему президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 190