В крови у таксиста, сбившего 11 человек на улице Вишневского в Казани, Евгения Крусева нашли следы наркотиков В крови у таксиста, сбившего 11 человек на улице Вишневского в Казани, Евгения Крусева нашли следы наркотиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Арест на 15 суток

29-летний таксист Евгений Крусев, который вчера устроил наезд на людей на улице Вишневского, эту ночь провел в отделе полиции. Вчера после резонансной аварии его увезли на экспертизу, после которой доставили в ОП «Вишневский». Дело в том, что первичная экспертиза показала, что водитель был трезв.

А вот результаты углубленной экспертизы продемонстрировали, что в биоматериале, взятом у Крусева, есть следы двух видов наркотиков. В отношении него составили материал по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ («Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»). Сегодня суд назначил ему 15 суток административного ареста. «Со слов задержанного, он употреблял запрещенные вещества более месяца назад. Точную дату не помнит», — сообщили в МВД по РТ.

Это не первый для Крусева арест. Полгода назад, в августе 2024-го, его поймали в состоянии наркотического опьянения. Правда, не за рулем, а на улице. Крусев тогда не стал отрицать, что употреблял наркотики, следует из решения суда. От медосвидетельствования он тогда отказался, за что был помещен в спецприемник на 5 суток. Кроме того, суд обязал его пройти лечение от наркомании. Делать он этого не стал, за что в ноябре того же года получил еще один арест — снова на 5 суток.

При этом аресты для Крусева в прошлом году не были, так сказать, «одноразовой акцией». В 2017-м его тоже обязывали пройти лечение от наркомании — и тогда он его тоже не прошел, за что его отправили на 8 суток в спецприемник.

Несмотря на это, Крусев не был лишен прав: оказалось, что даже неоднократное привлечение по наркотической статье того не требует — только конкретное медицинское противопоказание. «К противопоказаниям отнесены, например, шизофрения, умственная отсталость, расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, в том числе синдром зависимости от алкоголя, синдром зависимости от употребления наркотических средств», — указано на сайте Генпрокуратуры РФ. Далее уже прокуратура требует лишения водительских прав через суд.

Вчера днем у остановки общественного транспорта на улице Вишневского Евгений Крусев, будучи за рулем такси, пытался объехать автобус, который остановился для высадки пассажиров. И в итоге сбил людей. Всего пострадали 11 человек. По обновленным данным республиканского минздрава, в больницах остаются 6 человек, включая ребенка. Крусев был на машине с логотипом «Яндекс.Такси»: это был «Москвич», который он брал в аренду.

После аварии возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения»). Пассажир такси, который в момент аварии был на заднем сиденье, рассказал, что за секунду до аварии увидел, как водитель стал терять сознание. «Я с ним только поздоровался, когда садился в машину. Потом я поднял голову от телефона и в зеркале заднего вида увидел, как у водителя закатились глаза, а руки самопроизвольно прижались», — сообщил пассажир корреспонденту «БИЗНЕС Online». Он предположил, что у водителя случился «приступ эпилепсии».

На фоне произошедшего ЧП, сообщили в ГАИ по Казани, завтра будет организован дополнительный рейд по такси.

Как агрегатор, чей бренд был на машине, отреагировал на аварию? Никак. В пресс-службе сервиса «Яндекс Go» вчера не смогли прокомментировать инцидент и уточнить, планируется ли принимать какие-то меры и помочь пострадавшим. Весь день не поступало комментария от сервиса и сегодня. Лишь вечером пришел краткий ответ без какой-либо конкретики: «Мы в курсе этого ужасного происшествия и на связи с правоохранительными органами и региональными властями, чтобы как можно быстрее установить детали случившегося и оказать помощь пострадавшим».

Таксопарк, которому принадлежал «Москвич-3», называется «Автонова» — и также пока отказывается от комментариев. Юридическое название фирмы — ООО «Автопорт». Согласно открытым данным, зарегистрирована компания была 17 августа 2023 года, находится на ул. Седова, занимается «деятельностью легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем». Генеральный директор компании — некий Булат Таепов, который, помимо «Автопорта», числится как индивидуальный предприниматель с 2021 года. Основной род деятельности у него указан как «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств».

На фоне произошедшего ЧП, сообщили в ГАИ по Казани, завтра будет организован дополнительный рейд по такси На фоне произошедшего ЧП, сообщили в ГАИ по Казани, завтра будет организован дополнительный рейд по такси Фото: «БИЗНЕС Online»

Как закон обязал таксистов получать лицензию

И произошедшее, и реакция на него выглядят как минимум удивительными, с учетом того что в России несколько лет подряд «закручивают» гайки для таксистов. Например, в сентябре 2023 года в силу вступил закон о такси №580-ФЗ: он ввел обязательные медосмотры таксистов, заполнение путевых листов, контроль технического состояния автомобиля перед рейсом и сменой.

Кроме этого, с того момента информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси стала поступать в специальные реестры. Всего в каждом регионе таких три — реестр перевозчиков (отобразит электронные разрешения), реестр автомобилей такси (покажет данные о транспортном средстве и его владельце), реестр служб заказа такси.

Водители бегут, бомбилы воскресают, цены удваиваются: что будет с такси после 1 сентября?

Так, у тех, кто хочет работать в такси, появилось три варианта официального оформления на выбор. Нужно либо работать по найму, либо зарегистрировать ИП и стать самозанятым, либо заключить трудовой договор. Появились и ограничения. Так, к перевозкам пассажиров не допустят водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой, похищение и др. (ст. 328.1 ТК РФ). Также в такси не смогут устроиться водители, у которых более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозок. Еще в такси не смогут работать водители, которых лишили водительских прав или арестовывали за нарушение ПДД более 1 раза за год. Ну и также не смогут заниматься перевозками те, кто не пройдет аттестацию.

При этом все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси (лицензию), которое нельзя передавать третьим лицам. Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, ее могут заблокировать в интернете.

Как таксисты и агрегаторы обходят закон

Но что касается лицензии, то в законе не обошлось и без лазеек. В 2024 году мы писали, что «Яндекс» в Татарстане не блокирует таксистов за отсутствие бумажки. А лишь присваивает машине красный значок со списанием 10 баллов с приоритета. Он зависит от «опыта таксиста» (количества дней поездок, года выпуска автомобиля, программ привилегий, числа заправок через систему «Яндекса» и т. д.). Суть в том, что чем выше приоритет, тем больше таксисту будут давать заказов. Если же приоритет низкий, то водитель будет получать один-два заказа в час.

Но и здесь таксисты обошли систему. Они придумали одновременно принимать заказы от нескольких агрегаторов либо подключаться к 2–3 таксопаркам с нескольких телефонов и получать также большое количество заказов в час. Более того, оказалось, приоритет может быть «положительным» даже без лицензии, нужно лишь новое авто (например, «Москвич-3», который выпускается совсем недавно и за рулем которого был Крусев) и хороший «опыт таксиста».

Еще одна лазейка, которой пользовались таксисты, — договор фрахтования. К примеру, сервис «Максим» придумал следующее: пассажиры могут арендовать автомобиль с экипажем. Т. е. агрегатор заключает в электронном виде договор между водителем и пассажиром о том, что первый доставит второго в определенную точку. И все это делается в автоматическом режиме.

Такси насколько очистилось? Как «Яндекс» и водители выживают при новом законе

«Яндекс», как мы писали ранее, использует такую же схему, но она называется «рейдшеринг». Договор фрахтования (вернее, заказ-наряд) заключается в электронном виде через приложение. Перевозчикам нужно лишь купить ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров) за 5 тыс. рублей в год. Оформить страховку поможет сам «Яндекс». Разрешение на такси, «шашечки» и фонарь на крыше не потребуются тем автомобилям, которые выполняют заказы Business, Business Lite, Premier, Cruise и Elite. Для этого необходимо иметь в машине договор фрахтования, который может быть и бумажным, и в электронном виде, путевой лист и ОСГОП.

«Из-за того что сейчас есть проблема с кадрами, все нерадивые таксопарки берут всех подряд» «Из-за того что сейчас есть проблема с кадрами, все нерадивые таксопарки берут всех подряд» Фото: «БИЗНЕС Online»

А проверяют ли вообще таксистов?

Эксперты, с которыми разговаривал «БИЗНЕС Online», сошлись во мнении, что контроля действительно не хватает, даже несмотря на то что со всех сторон говорилось и говорится об ужесточении работы такси. «Таксопарки и „Яндекс“ не проверяют, что человек привлекался, например, за употребление наркотиков. У нас же просто нет к этому доступа. Об этом только ГАИ может сказать. В „Яндексе“ есть только служба безопасности, которая проверяет, действительно ли водительское удостоверение, и все. И то это тоже ерунда, потому что иностранцы подделывают водительское удостоверение и регистрируются по левым документам. А „Яндекс“ их просто пропускает. Получается, служба безопасности у них такая вот дырявая, что ли…» — говорит владелец одного из таксопарков сервиса «Яндекс.Такси» в Челнах Рафаэль Абелян.

Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Олег Амосов подчеркивает, что любой ответственный «арендодатель» проверяет историю водителя по разным базам. «И часто, если, например, водитель даже 10 лет назад лишался водительского удостоверения за опьянение, к примеру, то такого не возьмут на работу. Но ситуация такая, что на самом деле много нюансов, — указывает Амосов. — А если этот водитель на своем автомобиле, да? Тогда это проверить даже невозможно!»

Еще об одном «нюансе» — в виде нехватки кадров — говорит представитель региональной общественной организации «Союз автомобилистов» Расул Таспенов. «Из-за того что сейчас есть проблема с кадрами, все нерадивые таксопарки берут всех подряд, — сокрушается собеседник, эмоционально переживая вчерашнюю ситуацию. — И ведь прекрасно знают, что так нельзя делать! И без медосвидетельствования берут, иногда даже без прав. Машины в лизинг понабрали, платить за них надо, и, чтобы машина не стояла, хоть черта лысого возьмут!»

Сегодня нет инструмента, который позволил бы проверять кандидатов в водители такси, соглашается руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. «Реальная безопасность в такси — это не про разрешения и реестры, не про утренние осмотры [водителей], а про верификацию государством водителя по системе межведомственного взаимодействия на отсутствие противопоказаний к работе по здоровью, судимостям и благонадежности. Только так можно знать, какой человек сидит за рулем», — отметил спикер.

Сегодня нет инструмента, который позволил бы проверять кандидатов в водители такси Сегодня нет инструмента, который позволил бы проверять кандидатов в водители такси Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Проводят ли медосмотр? А путевые листы отслеживают?

Амосов отмечает, что при выходе на линию и сходе с нее водитель должен пройти медосмотр. «Поверьте мне, это не соблюдает в должной мере даже парк, обслуживающий нашу Госдуму. Я видел, как это все проводится. То есть это не соблюдается нигде. Абсолютно», — указывает эксперт. Абелян соглашается, что это так не работает. «Допустим, водитель вчера выпил, он же не приедет сначала с утра в офис к нам на „продувку“, да она и не покажет наркотиков в крови, если они есть!» — говорит он.

По словам Абеляна, в Татарстане сейчас нет надзора по части путевых листов. В отличие, например, от Москвы, где за этим надзирает МАДИ (Московская административная дорожная инспекция). «Если без путевого листа машина будет, то ее заберут на стоянку, а таксопарку штраф хороший, — говорит эксперт о московских правилах. — Допустим, я в Челнах работаю — да и в Казани тоже — и тут нет надзорного органа, который будет кошмарить водителей такси, чтобы они следовали закону. У нас половина до сих пор ездит без лицензии таксишной на автомобиль, некоторые и без страховки!»

По словам Амосова, единственное предприятие, где можно организовать работу с водителями (в части медосмотра, путевых листов и т. д.), — это автобусное предприятие. «Но мы же понимаем, что это количественное соотношение совсем иное, таксистов в сотни, а то и тысячи раз больше. Выходят они чаще всего из дома, парков как таковых нет, где автомобиль хранится. Это было раньше когда-то, при Советском Союзе. Теперь этого нет. И в принципе организовать это невозможно», — говорит эксперт, подчеркивая, что водитель в первую очередь сам должен оценивать свое состояние. «Любой ответственный человек, который садится за руль автомобиля, должен себя чувствовать хорошо. Если он себя чувствует нехорошо или находится с остаточным опьянением, то не должен садиться за руль. Или как вот сейчас наркотическое опьянение — он за руль садиться не должен», — взывает к совести таксистов эксперт.

Путевые листы, по словам экспертов, проверяются не систематически, а только во время рейдов, которые назначаются после каких-либо ЧП. «Видят, белая машина, тормозят ее. Лицензии нет, путевого нет, да и еще иностранец за рулем. Все: 15 тысяч — штраф тому, кто сдал машину в аренду, ее саму — на штрафстоянку, и этому иностранцу тоже немаленький штраф. Но и это не останавливает арендодателей, которые продолжают давать машины кому попало», — говорит Абелян. «Обычно у таксистов есть чат, и, когда проверки бывают, они все друг другу сообщают: там — на алкоголь проверяют, тут — еще на что-нибудь», — добавляет Таспенов.

Если у таксиста, устроившего аварию в Казани, был с собой путевой лист, то наказать могут таксопарк Если у таксиста, устроившего аварию в Казани, был с собой путевой лист, то наказать могут таксопарк Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто ответит и что делать?

По словам Амосова, если у таксиста, устроившего аварию в Казани, был с собой путевой лист, то наказать могут таксопарк. «Таксопарк, который выпустил такого водителя, не обеспечив нормы безопасности, подпадает под статью „Необеспечение безопасности при коммерческой перевозке пассажиров“. Это уголовно наказуемая статья. Это суммарная ответственность», — говорит эксперт, добавляя, что, конечно, основная ответственность лежит на водителе. Но и косвенную никто не снимал. «Но давайте говорить честно, у нас понятно, что водитель такси сам наедине с самим собой. То есть над ним вообще никого нет. Контроль здесь обеспечить тоже практически нереально. Мы понимаем это все прекрасно. Все понимают. Но все-таки он же брал где-то машину в аренду. То есть с ним тот, кто ему давал машину, общается, механик», — рассуждает эксперт. Абелян отмечает, что в его таксопарке вся ответственность лежит на водителях, с которыми он как с самозанятыми заключает договор.

Как быть? Таспенов отмечает, что ситуацию изменит только ужесточение уголовного законодательства. По словам Стенникова, необходима автоматизированная система верификации личности, которая позволила бы проверять кандидатов в таксисты, желающих сотрудничать со службами заказа легкового такси. «Мы больше 10 лет об этом говорим везде. К сожалению, предложение не находит отклика», — посетовал собеседник. Почему государство не идет навстречу? «Потому что тогда государство должно взять ответственность за качество информации и последствия», — говорит Стенников.

«Сегодня само государство с тремя реестрами такси не знает, кто сидит за рулем. Автоматизированная система верификации водителей могла бы устранить этот пробел. Вместо этого отрасль получила №580-ФЗ [„Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…“], который основан еще на советских, неэффективных и физически невыполнимых нормах», — добавил спикер.