«В каком-то смысле санкции открыли нам второе дыхание, сделали нас креативнее и быстрее», — заявил Сергей Чемезов в интервью журналу «Эксперт». Глава «Ростеха» рассказал, что не верит в отмену западных ограничений. При этом, отметил он, абсолютно все импортозаместить невозможно, это и не требуется. МС-21 и новый SJ-100 вышли на финишную прямую, а у Ту-214 есть гарантированные заказчики. В госкорпорации стремятся увеличить долю «гражданки», но без помощи государства здесь никак. А возвращения Boeing бояться не надо, однако отечественные самолеты должны иметь очевидные преференции на рынке. Собрали главное из беседы.
Сергей Чемезов заявил, что не верит в отмену западных ограничений
О возможном снятии санкций: «Разговоров действительно много, только реальных дел пока не видно»
Под разными санкциями «Ростех» живет уже более 10 лет. Конечно, они мешают и госкорпорации, и партнерам, в том числе и западным странам, которые несут большие финансовые потери, не стал скрывать глава компании Сергей Чемезов. Однако в смягчение ограничений он не верит. «Но если все останется так, как сейчас, — не пропадем. Мы давно адаптировались к новым условиям и, как видите, растем, несмотря на санкции: и в деньгах, и в объемах продукции, и в разработках», — отметил Сергей Викторович в разговоре с журналом «Эксперт». По итогам 2024 года у «Ростеха» будет существенный рост выручки, пообещал он, но конкретных цифр называть не стал — надо дождаться официального утверждения отчетности.
Ранее, напомним, глава государства Владимир Путин на съезде российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) также предложил бизнесу исходить из того, что санкции против РФ — это не «временные или точечные меры», а «механизм системного стратегического давления» на Россию. «Как было прежде, уже не будет. На полную свободу торговли, платежей и перетоков капитала надеяться не стоит», — обозначил президент суровую правду.
«В каком-то смысле санкции открыли нам второе дыхание, сделали нас креативнее и быстрее, — указал глава госкорпорации. — Поэтому уже много раз говорил и повторяю еще раз: спасибо за такое окно возможностей. Что касается отмены, то давайте верить делам, а не слухам. Разговоров действительно много, только реальных дел пока не видно».
Задача номер один, по его словам, «перейти на «свое» в критически важных секторах»
«В сфере высоких технологий чудес не бывает. По щелчку пальцев ничего не делается»
Абсолютно все импортозаместить невозможно, продолжил Чемезов. Это сейчас и не требуется, потому что под некоторые виды продукции в России просто нет рынка, который обеспечил бы рентабельность их производства. Задача номер один, по его словам, «перейти на „свое“ в критически важных секторах». Это оборонка, космос, авиация, энергетика, электроника и др. «Конечно, на этом пути нам сложнее. Например, самолеты производит всего несколько стран, но ни одна из них не делает все до последнего болта самостоятельно. В производстве Boeing, помимо американцев, участвуют Япония, Италия, Канада, Англия, Швеция, Франция, Австралия и еще несколько десятков стран — список впечатляющий!» — пояснил он.
Опыт же России показал, что «мировое разделение труда — вещь очень ненадежная». «Поэтому мы решаем сложнейшую задачу: создаем самолеты, где все будет отечественное. Замещаем почти 80 наименований: моторы, другие агрегаты и системы, даже кресла. Зато будет гарантия, что без самолетов Россия, страна с огромными территориями, не останется. Из Москвы до Владивостока всегда будет на чем долететь», — сказал Чемезов.
Однако «как далеко мы ушли — вопрос сложный». За последние три года совершен «колоссальный рывок» — семимильными шагами развиваются проекты в авиастроении, автомобилестроении, медицине, энергетике и т. д. С другой стороны, это только начало пути, потому что 70% медицинского и станочного оборудования в государство все-таки ввозят.
«Некоторые считают, что создать что-то новое легко — надо только захотеть, однако в сфере высоких технологий чудес не бывает. По щелчку пальцев ничего не делается. Путь, который зарубежные компании проходили десятки лет, вкладывая сотни миллиардов каждый год, невозможно перепрыгнуть за три года, — поделился Сергей Викторович. — По многим проектам мы идем в 2–3 раза быстрее, чем наши иностранные коллеги. Тем не менее впереди непаханое поле работы».
На съезде РСПП Чемезов говорил журналистам, что РФ до 2030 года должна произвести около 200 самолетов, чтобы заместить устаревающие иностранные лайнеры, которые эксплуатируют российские авиакомпании
МС-21 — «будущий флагман», а SJ-100 — «отличный самолет»
По словам Чемезова, если санкции все же отменят, то это не обнулит прошедшие три года: «Слишком дорого они нам дались». «Даже если иностранные производители вернутся в Россию, условия их работы никогда не будут прежними», — указал он. Кстати, условия для так называемых возвращенцев тоже ранее озвучивал президент РФ, который поделил такие компании на два условных блока — те, которые ушли под давлением, но, по сути, продолжили работать под другим брендом, и те, которые «демонстративно хлопнули дверью».
Задача государства в авиапроме — заинтересовать отечественные авиакомпании в покупке российских самолетов, а не Boeing, а задача «Ростеха» — «сделать эти самолеты». Так, проекты самолетов МС-21 и SJ-100 вышли на финишную прямую, идут сертификационные испытания. «Работаем быстро, при этом очень внимательно и скрупулезно. Вопросам безопасности уделяется первостепенное внимание», — сообщил Чемезов. Ранее глава «Ростеха» заявлял, что серийное производство самолетов МС-21 планируется начать в 2026-м. Старт выпуска импортозамещенных бортов SJ-100 также намечен на следующий год.
«Что бы ни писали безымянные комментаторы в интернете, „Суперджет“ — это отличный самолет. Послушайте, что о нем говорят профессиональные летчики, которые на нем летают: самолет современный, удобный в управлении», — подчеркнул он. И добавил: «Импортозамещенная версия по ряду моментов будет лучше предшественника». МС-21 Сергей Викторович назвал «нашим будущим флагманом», задача которого — «выиграть конкуренцию с Boeing и Airbus, по крайней мере, на внутреннем рынке».
На съезде РСПП Чемезов говорил журналистам, что РФ до 2030 года должна произвести около 200 самолетов, чтобы заместить устаревающие иностранные лайнеры, которые эксплуатируют российские авиакомпании. В интервью он уточнил, что в это число «входят уже законтрактованные объемы, а также суда, на которые жесткие контракты будут заключены с большой долей вероятности». «В основном это МС-21, „Суперджеты“ и Ту-214, на которые гарантированные заказчики уже есть. Причем маркетинговая работа с авиакомпаниями продолжается, цифра, вероятно, будет расти. Мы все для этого делаем», — заявил с надеждой глава «Ростеха».
Сегодня же, стоит отметить, «Ведомости» написали о сложностях со строительством Ту-214. Ожидалось, что авиакомпаниям передадут четыре судна. Однако, как рассказал один из анонимных собеседников издания, в этом году Казанский авиационный завод им. Горбунова (КАЗ, филиал АО «Туполев») завершит строительство самолета, собирать который начали в 2024-м. После завод начнет строить второй. Дефицит инженерных кадров на предприятии — основная проблема для развития производства. В «Ростехе» заявили, что авиакомпании не ждут поставок Ту-214 — два лайнера будут переданы коммерческим структурам согласно графику.
«Посмотрите, как Трамп жестко стоит за интересы американских производителей»
«Кстати, поддержку своего авиапрома практикуют все страны-производители. Если кто-то думает, что Boeing и Airbus сами по себе, то они заблуждаются. Национальные правительства вливают в них огромные средства, в том числе через кадровые, экологические, военные программы», — обратил внимание Чемезов. По его словам, у «Ростеха» рост заказов в основном идет по военной продукции, «где прибыль не самая высокая». В госкорпорации стремятся увеличить долю «гражданки», но без помощи здесь никак. Государство продвигает меры господдержки промышленности — «триллионы выделены на проекты по достижению технологического лидерства». Это и авиационные программы, и автомобилестроение, создание новых материалов, электроника, финансирование НИОКР, субсидирование процентных ставок по кредитам и др.
«Подобные меры — нормальная практика во всем мире. Посмотрите, как [президент США Дональд] Трамп жестко стоит за интересы американских производителей или как, допустим, в Китае власти поддерживают свой автопром, производителей медтехники, IT-компании. Почему Россия не должна делать так же? — задался вопросом Сергей Викторович. — Многие сейчас критикуют утильсбор и пошлины на ввоз иномарок. Но если смотреть в будущее, то только так можно создать условия для развития национального автопрома. Аналогично с самолетами. Мы только что обсуждали с вами вероятность возврата в страну Boeing. Не боимся этого, но считаем, что отечественные самолеты должны иметь очевидные преференции на рынке. Только так мы гарантированно не вернемся к ситуации 2022 года».
Изначально МСЗ в Осиново Зеленодольского района хотели запустить в конце 2022-го, но в 2023-м из-за проблем с оборудованием возведение было приостановлено
Недоступность дешевых кредитов тормозит строительство МСЗ в Татарстане и Подмосковье
Говоря о политике «охлаждения экономики», Чемезов отметил, что государство «прикладывают большие усилия, чтобы не допустить „шторма“ в экономике». «Давайте откровенно: сегодня при всех исходных мы могли бы иметь совершенно другие сценарии», — подчеркнул он. Тем не менее для промышленности нынешний уровень ключевой ставки Банка России в 21% — «серьезное препятствие». Высокотехнологичные продукты имеют длительный цикл производства, а для этого нужны длинные и дешевые деньги. «Современный авиационный двигатель создается 10–15 лет, — сказал он. — Инвестиционные проекты, которые мы реализуем, имеют длинные сроки. Это касается любой сферы — хоть оборонной, хоть гражданской».
В качестве примера спикер привел проекты мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Татарстане и Московской области: «Недоступность дешевых кредитов тормозит сегодня строительство в Подмосковье и РТ электростанций, работающих на коммунальных отходах. Важный экологический проект, но текущая ставка делает его абсолютно нерентабельным и нереализуемым!» Чемезов добавил, что сейчас «гарантированно взлететь» могут только проекты с госфинансированием. «О дорогостоящих инициативных проектах, получается, на время надо забыть, — сказал глава „Ростеха“, но при этом отметил: — Мы даже в такой ситуации ухитряемся как-то не забывать».
Изначально МСЗ в Осиново Зеленодольского района хотели запустить в конце 2022-го, но в 2023-м из-за проблем с оборудованием возведение приостановили. Потом был заключен договор с китайским партнером. В итоге запуск отложен до конца 2026 года. В январе в Казань приезжал вице-премьер России Дмитрий Патрушев, который вместе с главой РТ Рустамом Миннихановым посетил стройку. Общая готовность объекта пока составляет 24%.
«В условиях войны и санкций как вы представляете себе открытость?»
В декабре прошлого года Путин поставил задачу удвоить к 2030 году капитализацию российского фондового рынка. Комментируя возможность выхода на IPO предприятий «Ростеха», Чемезов отметил, что в случае с компаниями ОПК это едва ли возможно. «Во-первых, выход на IPO подразумевает прозрачность компании для внешних инвесторов. В условиях войны и санкций как вы представляете себе открытость, допустим, предприятия, выпускающего гаубицы?» — задался вопросом глава госкорпорации. А вот гражданские предприятия, входящие в «Ростех», вполне могут выйти на биржу, уже есть успешные примеры.
Чемезов вспомнил, как в 1990-е предприятия ОПК вышли на свободный рынок, многие из них, оказавшись не в тех руках, были буквально загублены. А для того, чтобы остановить этот процесс, в 2007-м и был создан «Ростех». Несмотря на это, по некоторым предприятиям, например Климовскому патронному заводу, суды продолжаются даже после национализации. Зато в прошлом году на биржу вышел российский производитель микроэлектроники СП «Элемент», которым «Ростех» владеет совместно с АФК «Система». Благодаря этому удалось привлечь 15 млрд рублей инвестиций. «Привлеченные средства направлены на программу развития производства — это очень позитивный пример», — подчеркнул Сергей Викторович.
В этом году «Ростех» уже представил свои разработки в Индии и Китае, «где фурор произвел самолет-невидимка Су-57»
О западном вооружении: «Никакого шапкозакидательства здесь быть не должно»
«Ростех», несмотря на ограничения, не отказывается от участия в выставках за рубежом. В этом году госкорпорация уже представила свои разработки в Индии и Китае, «где фурор произвел самолет-невидимка Су-57». В ОАЭ показали танк Т-90МС «Прорыв» и новую модификацию «Панциря». Это оружие создано с учетом опыта СВО.
Портфель экспортных заказов в 2025-м впервые превысил $60 миллиардов. «Прежде всего это связано с тем, что наша продукция прошла обкатку в условиях реальных военных действий. Ее достоинства весь мир видит не в рекламных буклетах, а на полях боев — это неоспоримое преимущество», — объяснил Чемезов. Еще одно преимущество российского вооружения — его нельзя удаленно отключить «одной кнопкой», как, например, американское.
«Ростех» внимательно изучает и трофейную технику из зоны проведения СВО, что помогает совершенствовать российскую продукцию. «Сегодня нередко можно слышать, что зарубежная техника, мол, в подметки не годится российской. Это не так. В чем-то мы лучше, в чем-то — они. Необходимо помнить: мы воюем с сильным противником, технически хорошо оснащенным. Фактически против нас сегодня действуют более 50 стран, а том числе ведущие западные державы. Представьте масштаб их оборонных производств, с которым нам приходится иметь дело! Поэтому никакого шапкозакидательства здесь быть не должно», — отметил он.
«Ростех» создает производственные аспирантуры. Проект в пилотном режиме запустили в этом году
ПИШ КФУ создает батареи для электротранспорта
Чемезов напомнил, что с 2022-го компания уже инвестировала 2,5 млрд рублей в развитие 19 передовых инженерных школ (ПИШ) по всей России. Это федеральный проект министерства образования и науки РФ, нацеленный на подготовку высококвалифицированных инженеров. Одна из таких школ КФУ — «КиберАвтоТех» — работает на базе КАМАЗа. Там создаются батареи мощностью более 70 кВт для электротранспорта. «Направление актуальное: вы знаете, что КАМАЗ поставляет электробусы для Москвы и других городов, а также участвует в проекте электромобиля „Атом“», — рассказал Чемезов.
Кроме того, «Ростех» создает производственные аспирантуры. Проект в пилотном режиме запустили в этом году. Их отличие от академических аспирантур в том, что там ведется обучение под нужды предприятия и соискателя ведут сразу два научных руководителя — от науки и от промышленности.

Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
От 2 500 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и записывайтесь 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.