«В голове у американцев переваривается новая реальность. Они считали, что Киев будет подчиняться по щелчку. Трамповцы думали, что наскачут и прокатит на халяву. Наскочили, не прокатило», — поясняет пробуксовку переговорного процесса известный политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов. О том, какие рычаги давления на президента Украины Владимира Зеленского есть у британцев и американцев, как лидер США Дональд Трамп воздействует на европейцев и почему неважно, кто будет во главе остатков Украины, Баширов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Марат Баширов: «Когда российская и американская делегации в Эр-Рияде разговаривали больше 12 часов, то примерно только одна треть касалась обсуждения нюансов, как это назвал президент Путин, вокруг украинских событий»
«Трамп будет давить на оставшуюся не антитрамповскую Европу общим зонтиком»
— Марат Фаатович, как вы оцениваете текущий переговорный процесс вокруг урегулирования конфликта на Украине?
— Давайте начнем с того, что на сегодня принципиально изменилось в политике Соединенных Штатов. Это их понимание того, что происходит на Украине. Очевидно сближение целей Российской Федерации и США. Это видно по словам Трампа, который говорит, что он понимает, почему случился конфликт на Украине и кто в этом виноват. В числе тех, кто виноват, отсутствует Россия, но есть Евросоюз, Киев и администрация Байдена. Это очень важно. Но переговоры, которые проходили между делегациями России и США, разговоры президентов Трампа и Путина про более масштабные цели. Все смотрят на эти контакты локально, только как на украинский кейс. А он всего лишь частица очень большого пазла.
Поэтому любые рассуждения только про события вокруг Украины и СВО очень упрощенные. Смотреть надо гораздо шире. Когда российская и американская делегации в Эр-Рияде разговаривали больше 12 часов, то примерно только одна треть касалась обсуждения нюансов, как это назвал президент Путин, вокруг украинских событий, реализации дорожной карты. Все остальное время они говорили по более широкой повестке.
Марат Фаатович Баширов — российский политтехнолог. С 3 июля по 20 августа 2014 года — председатель совета министров Луганской Народной Республики, генеральный директор АНО «Центр изучения проблем международных санкционных режимов». Автор популярного телеграм-канала «Политджойстик». Профессор Высшей школы экономики, политолог.
Родился 20 января 1964 года в Ижевске.
В 1986-м окончил факультет приборостроения Ижевского механического института по специальности «инженер-конструктор – технолог радиоэлектронной аппаратуры». В 2008 году прошел обучение в Академии народного хозяйства при правительстве РФ по программе «Реформирование и развитие ЕЭС России». В 2012-м окончил факультет MBA «Связи с государственными органами (GR)» в МГУ им. Ломоносова.
В 1987 году направлен на службу в органы МВД Ижевска.
С 1991-го — депутат Октябрьского районного совета народных депутатов, председатель комитета по правопорядку, потом — заместитель председателя Октябрьского районного совета народных депутатов.
С 1994 года был помощником председателя комитета Совета Федерации РФ по международным делам Владимира Подопригоры.
С 1997-го работал гендиректором компании «Имидж-контакт 18». Принимал участие в президентских выборах в России, на Украине, в выборах Государственной Думы РФ, губернаторов российских регионов. С 2003 по 2004 год — заместитель начальника управления общественных связей, руководитель пресс-службы губернатора Нижегородской области.
С апреля 2013-го — председатель наблюдательного совета межрегионального объединения работодателей – поставщиков энергии (РАПЭ). С февраля 2014 года — президент некоммерческого партнерства «Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства» (GR-лига).
Член национального реестра независимых директоров при российском союзе промышленников и предпринимателей. Член рабочей группы по ЖКХ общественного совета министерства регионального развития РФ. Член комиссии министерства энергетики РФ по проведению конгрессов и выставочной деятельности. Член комиссии по энергетике РСПП. Член экспертного совета ФАС РФ. Генеральный директор АНО «Центр изучения проблем международных санкционных режимов».
С апреля 2004 года работал советником гендиректора ЗАО «Ренова». С мая 2005-го — руководитель дирекции региональных проектов АНО «Институт корпоративного развития» (группа компаний «Ренова»). С февраля 2008 года — старший вице-президент по стратегическим коммуникациям и региональной политике ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС).
С 2011 по 2013 год — директор по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям ЗАО «КЭС». С июля 2012-го — председатель совета директоров ОАО «Территориальная генерирующая компания №5».
3 июля 2014-го глава Луганской Народной Республики Валерий Болотов назначил Баширова и. о. председателя совета министров ЛНР. Занимавший ранее кресло премьера Василий Никитин стал первым заместителем Баширова. Через четыре дня Баширов был утвержден в должности сессией Верховного совета ЛНР.
В июле 2014 года Баширов попал в санкционный список Евросоюза в связи с конфликтом на Украине. 20 августа 2014-го вышел в отставку в связи с уходом Болотова от власти.
Все то, что сейчас будет происходить на украинском треке, примерно понятно. Американцы осознали, что доброй воли со стороны ключевых стран Европы (а это Германия, Британия, в меньшей степени Франция) не будет. Европейцы находятся в антитрамповском союзе с глобалистскими силами и с элитой Демпартии США. Это неразрывная часть большого противостояния стран. Я думаю, что администрация Трампа сейчас приняла это уже как данность и будет исходить из нее, когда начнет планировать свои дальнейшие шаги.
— Какие это могут быть шаги?
— Американцы будут демонстрировать, что по общим параметрам Киев с ними согласен, при этом понимая, что его постоянно одергивают из Лондона в первую очередь. Соответственно, Трамп будет давить на оставшуюся не антитрамповскую Европу общим зонтиком. Сейчас Америка вводит пошлины в 25 процентов на все автомобили, ввозимые в США, в том числе из Европы. Это на самом деле мощнейший удар по автомобильным отраслям Британии, Германии, Франции, Италии и Испании заодно.
Пресс, который есть у США, связан с двумя процессами. Первое — это создание выгодного для американской промышленности конкурентного фона на рынке с европейской продукцией. И второе — давление по украинскому треку. То есть не хотите по-хорошему, противодействуете — получите.
Я думаю, что это только первая ласточка. Вряд ли Трамп пойдет на какие-то меры, связанные с серьезным ограничением поставок американского оружия на Украину, по крайней мере в рамках военного пакета, который был выделен при Байдене. Потому что это будет бить по американскому ВПК. Но он станет пересматривать номенклатуру. Вот это совершенно точно он вправе сделать.
Что еще сделает Трамп? Он начнет демонстративно снимать санкции с России.
— Но пока мы видим только их продление.
— Не все сразу. Мы уже слышим заявление министра финансов США относительно того, что рассматриваются вопросы, связанные со снятием санкций, подключение SWIFT. Это то, что американцы сделают быстро и легко. Отличие американских рестрикций в том, что США накладывают их за секунду и снимают за секунду. У минфина есть соответствующий мандат. Чиновник вообще никого не должен спрашивать. Получили указание снять санкции — сняли.
А европейские санкции накладываются единогласным решением всех стран – участниц Евросоюза и снимаются одновременно только по коллективному решению. Если кто-то против, то решения не принимаются. И в ЕС есть такой нюанс, как пролонгация санкций на 6 месяцев, то есть каждые полгода их надо продлевать. У американцев такого механизма нет. Но там есть патовая ситуация. А что, если санкции не продлили, отменяются они или нет? Этого никто не знает. Потому американцы находятся в очень выгодном положении.
Снимая санкции с России, они фактически при доброй воле российского правительства тут же заходят в те сектора российского рынка, где раньше присутствовали европейцы. То есть снятие санкций с РФ опять-таки ударит по европейской экономике.
Например, на днях наш самолет МС-21 получил все сертификаты, которые позволяют его производить серийно. На нем можно устанавливать два вида двигателей. Один — наш, пермский двигатель ПД-14, а второй — американский. Еще один яркий пример — энергетика. Основные наши тепловые станции работают на так называемых ПГУ (паровых газовых турбинах). Во время реформы РАО ЕС поставлялись в основном зарубежные ПГУ — американские General Electric, немецкие Siemens, французские Alstom. Последних было мало, но тем не менее они были.
Российские турбины мы только начинаем производить, и номенклатура более узкая. И когда Трамп говорит, что они готовы к кооперации на энергорынке с Россией, он, в частности, говорит про поставки этих турбин. Ясно, что нам нужно наращивать тепловую генерацию на Дальнем Востоке и в Сибири. Там надо строить тепловые станции, гидроатомом не обойдешься. Американцы хотят занять этот рынок, и они его займут. Немцев там не будет, это совершенно точно.
Автомобильный рынок. Понятно, что конкуренция на рынке электроавтомобилей с китайцами и для Штатов очень сложная. Но сегменты с двигателями внутреннего сгорания по широкой номенклатуре, которая не производится нашими автопроизводителями, можно занимать. Немецкие автомобили будут появляться с трудом. А американские марки займут рынок, они пользуются спросом у россиян. А если в России уже ездит немецкий автомобиль, к нему требуются запчасти. Их могут поставлять как из Европы, так и из Америки. Значит, США займут и этот сегмент.
Направлений очень много. А Трамп, снимая санкции, решает несколько задач. Он может получать конкурентное преимущество над европейскими производителями, продавливать свою позицию по украинскому кейсу и занимать в российском пространстве ту долю рынка, которая раньше была у европейцев. А если США зайдут к нам, то европейцам будет очень тяжело. Фактически невозможно.
Поэтому на переговорный процесс между Россией и США надо смотреть не только как на историю Украины, а гораздо шире. На столе лежит не только вопрос «Давайте прекратим стрелять». Обсуждаются вопросы мировой торговли, американских инвестиций по всему миру, в том числе в Россию. Еще один блок — это вопросы безопасности.
«Теперь в голове у американцев переваривается новая реальность. Они считали, что Киев будет подчиняться по щелчку»
«Зеленский был агентом двух спецслужб. Ми-6 и ЦРУ»
— Почему переговорный процесс на украинском треке пробуксовывает?
— Меняется процесс согласования принятия решений. Когда американцы в конечном итоге выпустили свое коммюнике по итогам переговоров в Эр-Рияде, оно было очень общим. Наши следом выпустили два. Первое фактически раскрывало американское, и в нем была очевидная часть потенциального совместного коммюнике, которое должно было появиться. Второе про энергоперемирие. Оно не было опубликовано ранее, но там указана дата, что оно начинает действовать с 18 марта.
Наше первое заявление раскрывает нюансы. Там, в частности, есть вопросы про черноморскую инициативу, есть вопросы, связанные с гарантиями. И есть замечания относительно доброй воли третьих лиц. Сразу возникает вопрос: а кто эти третьи лица? Если это зерновая инициатива, то совершенно понятно, что, во-первых, Турция, во-вторых, страны, которые имеют порты на Черном море. Черноморская инициатива — это не только про зерно. Там указано про вывоз удобрений и, например, рыбы. Понятно, когда ставится вопрос о зонтике безопасности над Черным морем, то это касается и перевозки нефтепродуктов. Например, из Новороссийска. А там отпускается нефть в том числе американо-казахстанского консорциума. Ее добывают в Казахстане и вывозят танкерами через Черное море и Босфор. Именно эту нефтепрокачивающую станцию в Краснодарском крае повредили после 18 марта.
Почему важна эта дата? Потому что с тех пор Украина, зная о неопубликованном соглашении о энергоперемирии, нарушила его как минимум 3 раза. Наше заявление приоткрывает завесу. Почему американцы это не опубликовали? Потому что у них зависимость от третьих стран. У нас же переговоры Россия – США. Каждая сторона говорит: «Я беру на себя определенные обязательства». Нам свои обязательства выполнить легко. Если мы решили, то ставим галочку «исполнено», никого не спрашивая.
А американцам надо постоянно разговаривать с Киевом. Какими бы слабыми украинцы ни были, но, если они выйдут и скажут: «А мы не согласны с этим пунктом», США оказываются в дураках. И список третьих сторон достаточно длинный. Это Британия, которая когда-то была великой, а теперь просто Британия. Это Франция, Польша, приграничные с Украиной государства. Это страны, у которых есть порты на Черном море. Это Болгария, Румыния, Грузия, Абхазия, Турция, Россия. Вот полный перечень. Еще Франция и Германия. Это касается контроля ударов ракетами. Если немецкие ракеты, то их с точки зрения пусков наведения контролируют немцы. Если британские Shadow, то, соответственно, британцы.
Список третьих сторон для команды Трампа не был таким уж ошеломляющим открытием, они подозревали, что будут трудности. Но сегодня эти трудности вышли на поверхность. У нас же нет переговоров Россия – Украина, четкая позиция президента Путина: Зеленский нелегитимен! Идут переговоры Россия – США. Американцы сами пришли и сказали: «Мы согласны взять на себя посреднические функции». Мы ответили: «Замечательно, ребята. А вы можете гарантировать то, что будет подписано в соглашении Россия – Америка?» Оказалось, что не могут.
Теперь в голове у американцев переваривается новая реальность. Они считали, что Киев будет подчиняться по щелчку. Трамповцы думали, что наскачут и прокатит на халяву. Наскочили, не прокатило. Значит, надо другим способом действовать. Сейчас они будут этот другой способ искать.
— Совместное коммюнике Россия – США не вышло, потому что Зеленский его отказался подтверждать после очередного общения с европейскими друзьями?
— Дело не в Зеленском. Дело в том, что Зеленский был агентом двух спецслужб. Ми-6 и ЦРУ. Очевидно, кураторы ЦРУ, если и остались работать и их не уволили, в полной мере не могут на него давить. А у лондонцев есть свои аргументы. Все украденные Зеленским деньги, в том числе американские, лежат в лондонских банках. Жена у него там живет. Активы у него там. Еще активы во Франции, но их немного. В Италии еще он домик прикупил за 2 или 3 миллиона евро. Но это мелочи по меркам того, что он украл из американских денег. У США есть полная картина, что он украл. И вот сейчас посмотрим, как Трамп будет этот рычаг давления использовать.
Думаю, что Зеленский понимает, что он списанная фигура. Даже Маск ему говорит: «Беги в третью страну, оставляй должность президента». Это был бы очень хороший выход для американцев, потому что появилась бы фигура, которая не является агентом на привязи лондонских спецслужб. Американцам тогда было бы проще оперировать согласованием с киевской стороной.
— Зеленский понимает, но не убегает.
— Он сейчас очень жестко зажат в тиски. Но сам виноват. Мы его жалеть не будем. Можем еще добавить огоньку, если нужно. Конечно, Трамп терять лицо не станет. Он будет демонстрировать уверенность, задействует все скрытые рычаги. Публично будет делать вид, что все нормально, и станет додавливать.
— Но сейчас Трамп не может надавить на Зеленского?
— Это не так. На самом деле Трамп может в любой момент просто-напросто арестовать Зеленского, отправив к нему ФБР. У США достаточно материалов для того, чтобы так сделать. Это материалы относительно кражи бюджетных американских денег.
— Но президент США этого не делает.
— Подождите, всему свое время. Это не вопрос мести. Трамп все меряет деньгами, для него абсолютно все имеет свою ценность. Он использует этот ресурс, когда ему будет выгодно. Он это сделает неожиданно, в тот момент, когда те же британцы такого не будут ожидать. Конечно, было бы приятно, чтобы кто-то подбежал и пустил Зеленскому пулю в голову из мести. В России был бы праздник. Но с точки зрения геополитики и принятия решений его жизнь имеет ценность. Его отставка или убийство имеют ценность. А если они имеют ценность, то это должно произойти при определенных обстоятельствах и для чего-то.
А Зеленский сейчас, как я сказал, зажат в тисках. Он не может отказать ни тем, ни этим. Он беспомощный. Зеленский не отрицает то, что предлагает Трамп. Он просто это не может исполнить, физически не может. Он не управляет всеми вооруженными силами Украины. Там есть отдельное подразделение наемников. Они только формально числятся в составе ВСУ, а действуют самостоятельно. Там есть национальные батальоны, которые стоят на довольствии у ВСУ, но у них есть вторая кормящая рука — это олигархические группы, которыми опять-таки управляют западные разведки. Там есть отдельные группы, которые замкнуты на криминальные круги. Они занимаются контрабандой, черной трансплантологией, наркотиками. У Зеленского очень сложный замес.
Это не как у нас: Главнокомандующий трубку поднял, отдал приказ Белоусову, Белоусов отдал приказ всем остальным. Через пять минут приказ исполнен. А на Украине все не так. В этом слабость Зеленского, вот в чем вопрос.
«Макрон просто ждет, когда «партия войны», возглавляемая в первую очередь евробюрократами и британцами, начнет, что называется, выдыхаться»
«На самом деле Макрон ведет очень хитрую игру»
— Вы пишете, что разрешение украинского сюжета возможно только по военно-дипломатическому сценарию. За военный вариант выступают элиты Европы и глобалисты США. Трамп со своим дипломатическим вариантом ослабил «партию войны». Но у нее еще достаточно сил. Это же она торпедирует результаты переговоров Россия – США? Так насколько сильна «партия войны»?
— «Партия войны» находится в состоянии демонстрации силы. Но она у них ограничена. Есть заявление [Кристин] Лагард (председатель Европейского ЦБ — прим. ред.), она была рупором «партии войны» в Европе. Она сказала: «Давайте перевооружать Европу, давайте вооружать Украину». Но тут же последовали заявления ряда европейских стран, в том числе Франции, которые сказали, что у них нет на это денег. Там были заявлены очень большие цифры, но им дали отлуп. Поэтому демонстрация силы «партии войны» на излете.
Следующая фаза — это переговоры с Трампом. И здесь крайне важна роль Франции. Ее записывают в число тех, кто воюет с Трампом. Но на самом деле Макрон ведет очень хитрую игру. Он, с одной стороны, демонстрирует европейское единство, с другой — у него очень хорошие отношения с Трампом через Ротшильдов. Макрон просто ждет, когда «партия войны», возглавляемая в первую очередь евробюрократами и британцами, начнет, что называется, выдыхаться. В этот момент он попытается подхватить флаг руководителя поиска компромисса с США. Недаром он все время собирает европейцев и заявляет: «Я отправлю войска, давайте вот про это поговорим, про то поговорим». Он эксплуатирует украинскую тему, держит ее в организационном плане, собирая, например, министров обороны европейских стран. На днях проводил какое-то мероприятие с участием Зеленского в Париже.
Но, с другой стороны, физически ничего не происходит. Вооружение Польше они не поставляют, войска туда не отправляют. Поэтому ждем очередной фазы. Трамп эти качели прекрасно чувствует. Он же удары наносит точечно, но мощно, как с автомобилями. Я вас уверяю, это не последние санкции. Сейчас еще что-нибудь объявит. Трамп все время как боксер на ринге. Соперника надо бить с перерывом, но не давать ему отойти от оглушения.
— Частичная отмена или ослабление антироссийских санкций со стороны США произведут воздействие на европейцев и украинцев в военно-дипломатическом отношении урегулирования конфликта?
— На киевский режим — нет, потому что это не дееспособные ребята. Они не хозяева ни с точки зрения ресурсов, ни с точки зрения управляемости, самостоятельности в принятии решений относительно государственного управления. У них субъектность близка к нулю. Во внутренней политике она еще есть, а во внешней уже нет.
Что касается европейцев, то помните известную теорию о стадиях принятия неизбежного, когда надо пройти и через гнев, и через депрессию? Сейчас европейцы проходят период переоценки ситуации. Но тут нельзя говорить про единую Европу. Для Трампа никакой единой Европы не существует. И евробюрократы не являются валидными представителями интересов очень многих стран. Трамп переводит отношения США с европейскими государствами в режим двусторонних. Надо ему что-то выстроить, допустим, с Венгрией в энергетической и тарифной политике, он выстраивает.
А например, для Германии тарифная и энергетическая политики США будут совершенно другими. То есть венграм будет вольготно и хорошо торговать с американцами и получать от них инвестиции, а немцам — нет. И то, что Трамп действует не через Брюссель, а в формате двусторонних отношений, выгодно Соединенным Штатам и сразу делает Евросоюз ненужным рудиментом внешней политики. Это очень важная история для понимания того, что нет единых европейцев.
По вопросам взаимодействия с Украиной тоже понятно, что есть особая позиция Венгрии, есть особая позиция Словакии. Поэтому нельзя рассматривать широким мазком всю политику Трампа в отношении Европы. Он может ввести единые санкции. Типа в 25 процентов на все автомобили, которые продаются в Соединенные Штаты. При этом автомобили, которые будет продавать, например, Польша, не будут облагаться пошлинами, он им сделает исключение, если надо.
Почему я вам рассказывал, что санкционный режим у США очень гибкий? Потому что это позволяет им очень гибко управлять. То есть не будет прямо написано, что минфин не вводит пошлины против тех автомобилей, которые продаются из Польши. Но этот механизм можно будет описать после.
— Но Трамп в любом случае будет сталкиваться с противодействием альянса Демократической партии США, ЕС и глобалистов?
— Намерения не означают возможности. Трамп прекрасно осознает, что у Европейского союза нет никаких полномочий и рычагов. Это регулирующий орган. Он устанавливает разнообразные регуляторные правила. С точки зрения межгосударственных отношений, конечно, они могут подталкивать, например, Лондон к каким-то шагам против США. Но в реальности у Британии тоже нет рычагов экономического воздействия.
— А какие-то провокации, террористические акции?
— Террористические провокации — это все неприятно, имеет звонкий пиаровский эффект. Совершили террористический акт, убили 30 человек. Но как это влияет на экономическую политику, на взаимоотношения между Британией и Соединенными Штатами? Никак.
— Есть ли в странах Европы понимание, что их отодвигают на периферию от нового миропорядка или уже отодвинули?
— Отодвигают брюссельских бюрократов, а дальше все зависит от правительства каждой страны. Если правительство Германии видит, что они являются основной целью конкурентной борьбы Трампа, американской экономики против немецкой экономики, то начинают вырабатывать свою стратегию. Немцы пытаются использовать якобы европейское единство и говорят: «Давайте будем милитаризироваться». Они видят выход в том, чтобы вдруг все страны Европы сказали: «Давайте создадим мощную европейскую армию, начнем ее насыщать оружием, которое будет производиться у нас, а не в США».
Вообще весь Евросоюз живет в следующей парадигме: все страны равны, но есть страны ровнее остальных. Какие это страны? Это Германия, Франция, Италия, Испания. И Британия, которая вышла из ЕС. Эти страны в принципе через регуляторное решение Брюсселя съедали определенные сектора рынка в других странах Европы. Например, в Болгарии продаются испанские помидоры, хотя у них у самих этих помидоров завались. Почему? Потому что квоты. И так по всем направлениям.
Германия — самый яркий пример. Немцы сначала кредитовали другие экономики, у них были деньги, они их получали на том, что у них был дешевый энергоресурс, они получали дешевый газ. Соответственно, этот газ они перепродавали по всей Европе. А потом деньги, заработанные на этих государствах, кредитовали в эти государства. А затем проталкивали регуляторные решения. Скажем, в Греции есть прекрасная судостроительная промышленность. И ей вводят квоты. Что нельзя производить больше определенных квот. Куда уходили заказчики? На немецкие верфи.
«На самом деле Одесса нас вполне устроит как отдельная территория Украины с отдельным статусом»
«Может докатиться, что наши войска окажутся в Одессе»
— Как станет развиваться ситуация на Украине после того, как перемирие будет достигнуто?
— Важно, кто будет давать ресурсы на восстановление Украины, инвестиции в экономику. Россия этим заниматься не станет. Она будет восстанавливать территории, которые находятся под нашим контролем. А на остальные территории придут американцы. Потому что у них есть деньги, у Европы таких денег нет. Но США уже там. Они владеют огромными активами. Например, сельхозугодия принадлежат американским корпорациям. Они там без дела не сидели. Что могли, то уже съели. А что не успели, то Трамп хочет доесть. Это природные ресурсы, нефть, газ, металлы, уголь, портовая инфраструктура. Трампу надо то, что еще не под контролем американских корпораций. И за это идет борьба.
С другой стороны, французам нужен одесский портовый комплекс. Они хотят построить трансъевропейский торговый коридор. У них есть порты на Атлантике, туда приходят контейнеровозы. Грузы едут по Европе по железным дорогам, после этого они попадают в порты Средиземноморья или Черного моря. Для этого им Одесса и нужна. Соответственно, если китайские товары идут по Шелковому пути, то они вначале двигаются по евразийской части, чуть-чуть по Индийскому океану, потом входят в Иран, затем по нашей территории или Азербайджану – Турции, выходят в Черное море и европейскую часть. Опять-таки если у вас коридор Атлантика – Черное море, то вы получаете еще и китайские грузопотоки. И в других государствах. Индонезия, Малайзия и так далее. В Юго-Восточной Азии, грубо говоря.
Французы хотят этот портовый комплекс. Их даже устроит режим порто-франко — свободная территория вне военных баз, отдельный налоговый режим. Британцев эти порты интересуют с военной точки зрения. Это суть конфликта между ними и американцами. Обратите внимание, когда появилось наше первое заявление после переговоров в Саудовской Аравии, там было указано, что мы хотим проверки торговых судов, которые будут заходить в одесский и николаевский портовые комплексы.
А Зеленский заявил, что они против того, чтобы российские корабли находились в западной части Черного моря. Как можно контролировать перевозки в рамках зернового коридора, если там нет наших судов? Кто будет проверять эти суда? Мы должны проверять, если стоит вопрос о безопасности и то, чтобы там не перевозили взрывчатку и оружие. Британцы как раз использовали эти коридоры. Мы же помним, когда был подрыв Крымского моста, там фура взорвалась. Взрывчатка выходила из румынского порта, потом переплыла в грузинский, оттуда ее перегрузили, и она поехала на Крымский мост. Поэтому американцы целятся туда. Конечно, у них возможностей все поставить под свой контроль больше, чем у кого-либо.
— На Одессу, как и на Николаев, мы тоже претендуем.
— Как мы претендуем? Где это было сказано?
— Разве нет? Об этом говорят часто.
— Это народное творчество. Народ у нас много чего желает и справедливо желает. Восстановление Варшавского договора, Украина вся должна стать Россией, и население бы сразу полюбило нас. На самом деле Одесса нас вполне устроит как отдельная территория Украины с отдельным статусом. Что касается транспортных перевозок и торговли, тот же статус порто-франко — замечательно. И отсутствие военных баз.
А дальше пусть сами определяются. Хотят быть в составе Украины или не хотят? Хотят присоединиться к России или нет? Я думаю, если они создадут отдельное государство, у которого будут межгосударственные отношения с Россией и договор, замечательно. Там русские люди живут. Я всегда очень четко разделяю: Одесса — это русский город, но не российская территория. Но если они будут упираться, как Путин сказал, каждое следующее предложение будет хуже того, что они отвергли. Так, в общем, может докатиться, что наши войска окажутся в Одессе. С военной точки зрения такое возможно. Но является ли это целью, объявленной, продекларированной? Нет, не является.
«Откуда появляется возмущение Трампа: «Ребята, мы вложили туда деньги и ни фига не получили?» Это правда, потому что глобальный Запад эксплуатировал американский бюджет»
«Байден не управлял политикой глобального Запада в отношении Украины»
— Почему наилучший вариант разведения сил, как вы пишете в своем телеграм-канале, — это серая зона по водной преграде, по Днепру?
— Потому что так очень легко контролировать черноморскую инициативу. Вылетели ракеты, мы видим, видят американцы. Легко мониторить, кто нарушил. Если беспилотники вылетели, тоже достаточно легко фиксировать. Прилетел беспилотник, ударил по сетям, которые ведут к Ростовской АЭС, выехали американские эксперты, наши эксперты, посмотрели, что за беспилотник, зафиксировали, кто нарушил. То же самое на море.
А когда у вас линия боевого соприкосновения по суше в 1,5 тысячи километров, как вы будете ее контролировать? Вот будет перемирие, мы не будем вести огонь. Но как можно контролировать ситуацию, если войска находятся в зоне артиллерийского обстрела на расстоянии даже 50−70 километров? Скажем, выстрелы из гаубицы из космоса не проконтролируете. Нет таких технических средств. Ракетные цели можно, пуск можно. А артиллерийские обстрелы, минометные — нет. Соответственно, какой способ контроля? Физический. Надо вывести войска на такое расстояние, чтобы невозможно было достать ни из одного артиллерийского или минометного выстрела.
Или чтобы БПЛА летели достаточно долго, чтобы определить, с какой они вылетели территории. Когда разделение в 50 километров, то непонятно, кто пустил: то ли с российской, то ли с украинской стороны. И не проверишь это. А когда есть водная преграда, это очень легко контролировать с точки зрения установки мониторинговых центров. Во-первых, технически.
Во-вторых, очень легко разводить войска, все понятно. На 100 километров от каждого берега. Вот серая зона в 200 километров. Маленький отряд может проскочить, то есть ДРГ, а крупное подразделение, крупная техника уже нет. Вы ее увидите из космоса. Вот откуда появляется идея серой зоны по реке. Но это крайне невыгодно украинцам. Это отступление примерно на 300 километров на запад.
— Как вы считаете, кто может сменить Зеленского?
— Это неважно. Да, должны пройти выборы, изменится статус людей, которые руководят Украиной. А изменится статус, будет меняться и отношение Российской Федерации к тем, с кем можно разговаривать.
— Там есть люди потенциально договороспособные?
— Личные факторы вообще не играют роли в этом процессе. Совершенно не важно, кто станет руководителем остатков Украины. Вообще не важно. Важно, чтобы он был легитимным.
— А если вместо Зеленского Украину возглавлял бы кто-то другой, ситуация могла бы складываться по-другому?
— Нет, даже если бы на данный момент во главе Украины оказался любой другой человек. Потому что Байден не управлял политикой глобального Запада в отношении Украины. Все преимущества получали британцы. Американцы финансировали войну на Украине и ничего за это не получали. Откуда появляется возмущение Трампа: «Ребята, мы вложили туда деньги и ни фига не получили?» Это правда, потому что глобальный Запад эксплуатировал американский бюджет.
И если бы Зеленский вдруг умер год назад, а Украиной руководила бы Тимошенко или Порошенко, все было бы точно так же.
— В общем, как обычно «англичанка гадит»?
— Все правильно. Но изменилась геополитическая ситуация. Пришел Трамп и сказал, что теперь Соединенные Штаты относятся к украинскому кейсу иначе. Первое, он сказал, что они понимают мотивы России. Второе, они хотят рационального отношения Соединенных Штатов к этому конфликту. Оно заключается в том, что они не хотят войны, а хотят активы и слышат Россию. Они хотят договориться с Россией, хотят, чтобы это приняла Украина и чтобы приняли страны Европы.
Это принципиальное изменение ставит вопрос о том, что сторона Украины это должна или принять, или отвергнуть. Но совершенно не важно, кто это будет и какие у него личные качества. Женщина, мужчина, клоун, военный, умный, дурак. Главное — легитимный или нелегитимный и какой у него взгляд. А ответная реакция со стороны Соединенных Штатов будет соответствующая. Принял — один разговор, не принял — другой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.