БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
Коронавирус: последние новости
$68.69 77.55 Нефть 41,97
Казань Погода в Казани 16°C
Набережные Челны: пять лет под чужим именем
17 Ноября2012
 
17.11.2012

Набережные Челны: пять лет под чужим именем

СЮРПРИЗ ДЛЯ АВТОГРАДА

В 1982 году через неделю после кончины генсека КПСС Леонида Брежнева был издан указ президиума Верховного Совета СССР о переименовании по одному району Москвы и Днепродзержинска в Брежневские, присвоении имени генсека электрометаллургическому комбинату в Старом Осколе, цементному комбинату в Новороссийске, «Атоммашу», Нурекской ГЭС, совхозу, колхозу, школе, кораблю и много чему еще.

Траур по усопшему генсеку не миновал и стройку века – молодые Набережные Челны, которые в этом же документе переименовали в Брежнев. Но, как оказалось, город, в который Леонид Брежнев так ни разу и не заехал, крепко держался за свое имя: спустя пять с небольшим лет, 6 января 1988 года, город Брежнев снова стал Набережными Челнами.

Воспоминания челнинских старожилов чаще отражают негативное отношение к факту переименования, перед которым они были поставлены этим указом. Как рассказывают очевидцы, известие стало неожиданностью даже для первого секретаря горкома партии Раиса Беляева.

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Юрий Петрушин – гендиректор ТПП Набережных Челнов и Закамья, а в те годы - первый секретарь Комсомольского райкома КПСС, в течение нескольких часов руководству города пришлось организовать митинг, поскольку переименованы Челны оказались «по просьбе трудящихся». Собрались, зачитали речи, приняли резолюцию. Никто дискутировать не рискнул.

Коренной челнинец писатель Николай Алешков, например, не пошел. Руководитель «Орфея» - известного в те годы литературного клуба - Алешков рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, как стал одним из инициаторов возврата городу имени.

- Я в этом городе родился и вырос. Известие о его переименовании стало для меня шоком, я был настроен категорически против. Весь город втихую возмущался указом о переименовании, хотя в тот день на митинге с трибуны говорилось обратное. Были среди выступающих и собратья по перу, к сожалению. Я на тот митинг не пошел. Технически все переименование уложилось месяца в три, наверное. Тогда партийные указания с самого верха исполнялись четко и быстро.

Набережные Челны – это ведь поэтичное название, мне оно всегда нравилось, как и большинству горожан. А тут никого не спросили, переименовали… Это дурь. Она не только нас коснулась – Челны были, кажется, вторыми после Ижевска, переименованного в Устинов, затем пришла очередь Рыбинска, который стал Андроповым. Я в принципе против таких переименований.

ДВЕ ТЫСЯЧИ ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ БРЕЖНЕВА

Город был переименован, а вот памятник титульному генсеку в Брежневе поставить не успели. Впрочем, в автограде и Ленину памятника не было – факт по-своему тоже уникальный. По словам Петрушина, идея ЦК КПСС и так на несколько миллионов рублей облегчила бюджеты городских организаций, меняющих печати, бланки, вывески… Москва взяла на себя корректировку карт и формальности в бумагах общероссийского и международного значения.

«Честно говоря, мы, литературное объединение «Орфей», поначалу тоже не особо активно возражали, - говорит Алешков. – Инерция, знаете ли. Подписи за возврат городу имени мы начали собирать только года через три, когда уже перестройкой запахло. Члены «Орфея» собрали две тысячи подписей челнинцев в обычных школьных тетрадках, чтобы отвезти их в Москву. 14 человек поехали в столицу по приглашению журнала «Новый мир». В Кремль мы отправились втроем, со мной были журналисты Вера Арямнова и Юрий Кучумов, но нас отослали в «экспедицию Кремля», что на Манежной. Наше коллективное ходатайство приняли, и к 1988 году мы добились своего, городу вернули имя. Надо сказать, сбор подписей был не единственной акцией, и не только «Орфей» бился за Набережные Челны. Люди и через газеты выступали, и чего только не делали, чтобы избавиться от навязанного Брежнева. Особенно противились смене названия коренные челнинцы.

Все пять лет люди старались воспринимать этот феномен с юмором. Известный журналист, уроженец Набережных Челнов Ильяс Латыпов любил после говаривать: «Пять лет город жил с чужими бровями». А я работал литконсультантом и на междугородние звонки, когда у меня спрашивали: «Это Брежнев?» отвечал: «Нет. Это Алешков».

По воспоминаниям Петрушина, ему после рейда Алешкова с компанией в Москву позвонили из правительства и спросили, является ли письмо с подписями инициативой группы жителей или мнением большинства. Петрушин ответил, что возврат к прежнему имени – общее желание горожан. Правительство Горбачева пошло навстречу воле народа, и спустя некоторое время Брежнев был переименован в Набережные Челны.

А Я ВИДЕЛ В ЛЮДЯХ ВЕЛИКИЙ ПОРЫВ

Судя по воспоминаниям, полученным газетой «БИЗНЕС Online» от других участников событий, переименование не все воспринимали негативно.

Леонид Штейнберг – генеральный директор ООО «Кама Тракс» (в 1982 году работал первым заместителем начальника УВД Набережных Челнов):

– Тут уж кто что говорит, а я видел только великий порыв в людях, воодушевленных такой честью – во всех, от работников горкома до трудовых коллективов. По-моему, нельзя сказать, что имя Брежнева было нам навязано – мы были его удостоены. На митинг собралось огромное количество народа, несмотря на мороз.

Я в тот момент лежал в милицейском госпитале. После митинга ко мне пришли офицеры, все в приподнятом возбужденном настроении, мы символически отметили событие. Все-таки это Брежнев принял решение о строительства КАМАЗа именно у нас. Конечно, название Набережные Челны – это история города и республики. Но психология у людей была не та, что сейчас, и многие воспринимали перемены именно как честь. Город ведь был на виду, первую очередь КАМАЗа сдали, к нам беспрерывно шли отряды и техника. В связи с этим все чего-то ждали – но, скорее, какого-то награждения, никак не переименования. Известие стало неожиданностью.

Николай Туганов – в 1982 году – фотокорреспондент газеты «Знамя коммунизма»:

– Это было после ноябрьских праздников, я должен был снимать свадьбу другу, а все регистрации в загсах отменили из-за траура по Брежневу. И мне пришлось от газеты ехать снимать митинг в поддержку переименования. Митинг прошел на площади у гостиницы «Татарстан». Людей собрали около тысячи. С трибуны кричали: «Одобряем!». А по толпе катился говор, взяли мол, выгнали людей на улицу с плакатами, а переименования никто и не хотел. Настроение у людей упавшее было.

Потом мы ездили отдыхать в Днепропетровск – на Родину Брежнева, он родился в Днепропетровской области. Днепропетровцы спрашивают: «Вы откуда?» Из Брежнева, говорим. А они: «Что уж вас так опозорили-то… Челны ведь на всю страну прогремели, и имя свое потеряли…» Так и было для всей страны.

А мне в 1988 году после переименования пришла телеграмма из Ленинграда, от бывшего челнинца: «Поздравляем ЧЕЛНИНЦЕВ!»

Комментарии: 21 Оставить комментарий
  • Анонимно
    17.11.2012 18:53

    Воспоминания о переименования города остались довольно комичные. Учился в вузе в крупном российском городе. Часто ходил на переговорный пункт, чтобы позвонить родителям в Челны. Когда связь с родителями давали, оператор орал по связи на весь зал (где обячно толпились несколько десятков человек): БРЕЖНЕВ 5 КАБИНА! БРЕЖНЕВ! КТО ЗАКАЗЫВАЛ? ПОВТОРЯЮ: БРЕЖНЕВ 5 КАБИНА!Пол-зала с вытаращенными глазами пялились на меня, гордо шагавшего в 5 кабину, остальные пол-зала откровенно ржали, непонимая при чём тут Брежнев.

  • Istorik
    17.11.2012 19:00

    уже на ХХVI съезде КПСС в 1986 звучали нотки критики Брежнева,впервые прозвучал термин застойные явления В январе 1987 Горбачев выступил на пленуме ЦК с речью, где Бреженев критиковался более усиленно. Вскоре и в газетах было разрешено критиковать Брежнева (его начали критиковать в одно время со Сталиным). Вторая половина 1987 г. - критика застоя стала привычным делом - и на этой волне, естественно, общественные силы смогли пролоббировать возвращение исторического названия. НО этот поступок трудно назвать подвигом, в стране уже на тот момент лед тронулся,в центр пошел поток писем от неравнодуных граждан, а критика Брежнева стала повсеместной

  • Анонимно
    17.11.2012 20:16

    хммм.. может я конечно и молодой, но что плохого, что бы называть города именами Великих людей? тем более из деревни такой город сделали

    • Анонимно
      18.11.2012 21:57

      Был один, Великий. Кучу народу положил, построил Город. До сих пор великий город. Был другой, пять раз "герой СССР". Руководил страной "не приходя в сознание". В его честь, после его смерти, просто так, поназывали один город. Всего пять лет. И всё.

  • Анонимно
    17.11.2012 20:35

    Родился в Брежневе, но хочу жить в Наб Челнах (хотя я его помню в 90х и как столицу гопников)

  • Анонимно
    17.11.2012 21:00

    Аноним, а вы собачку заведите под кличкой "Брежнев". поностальгировать... БОльшую такую. и прикалываетесь в парке с пенсионерами:"Брежнев,кооооо мне"... и будет Вам счастье)

  • Рамиль
    17.11.2012 21:34

    В Нижнекамске этот город называют Небрежные Члены..

    • Анонимно
      17.11.2012 22:52

      В те годы мой племянник лет 5-ти, которому пришлось переучивать место рождения с Наб.Челны на Брежнев, на вопрос о месте рождения гордо отвечал: Набрежневые Челны!

    • Анонимно
      17.11.2012 23:18

      В Нищекамске? )))

  • Анонимно
    17.11.2012 22:01

    Учился а Челнах, в политехе. Как то раз, на автовокзале видел автобус с табличкой " БРЕЖНЕВ-УСТИНОВ".

  • Анонимно
    17.11.2012 23:55

    Плавал в детстве на прогулочном кораблике в город Брежнев, был в ихнем музее посвященном этому деятелю. А вот в Наб. Челны так и не сплавал.

  • Анонимно
    18.11.2012 09:42

    Не надо обольщаться: истинно татарское имя ЯР-ЧАЛЛЫ городу БРЕЖНЕВУ ещё не вернули! Покой нам только снится!

    • Анонимно
      18.11.2012 23:00

      Не было такого, что за чушь. Деревни, на месте которых вырос город, все сплошь по русски поименованы. Сидоровка, тарловка, орловка, набережные челны и т. П. А татарская деревня такая и сейчас есть. Под менделеевском. Так и называется " татарские челны". Харе разжигать межнациональную рознь!

  • Анонимно
    18.11.2012 10:27

    А у нынешних деятелей памятники уже при жизни есть. Например:вулкан Huanaputina.

  • Анонимно
    18.11.2012 11:09

    Был памятник Ленину. На элеваторной горе. Сейчас правда не знаю...

  • Анонимно
    18.11.2012 16:12

    Как магнитка и днепрогэс, уралмаш и братская гэс, камаз по праву войдет в летопись славных свершений советского народа! Л.И. Брежнев

  • Анонимно
    18.11.2012 17:27

    Яр-чаллы в переводе означает седой берег или Белый Яр.На берегу стояли Красные Челны.В названии города позаимствованы оба источника.Вышло Челны набережные (красные выпали из обихода.Чисто комсомольский подход.Дословно- чёлны,стоящие на каменистом белом берегу.За достоверность не ручаюсь.

    • Анонимно
      18.11.2012 18:10

      Еще вариант при прямом переводе можно сказать: -Коли седой. Т.е. коли дрова седой человек ( утын яр чаллы кеше).

  • Анонимно
    18.11.2012 18:13

    Еще городские тогда написали в начале Челнов на кольце большими буквами слова Брежнева:"- Советские люди будут помнить о подвиге на Каме".Сейчас как видно нет советских людей и многик не помнят, что сказал Брежнев.Хотя он сказал о подвиге правильно.Сейчас такого масштаба строительства уже 25 лет нигде нет.

  • Анонимно
    18.11.2012 20:00

    КамАЗ могли построить только во времена Брежнева! На противоположном берегу по решению Брежнева должны были построить Камский тракторный завод. Он должен был производить самые лучшие в мире колесные трактора, а также поточные линии для переоснащения всех остальных тракторных заводов Союза. С его вводом тракторостроительная отрасль в пять семь лет должна была стать одной из лучших в мире. Именно горбачев, сославшись на записку Аганбегяна, которой утверждалось что мы производим почти столько же тракторов, сколько и Америка, высказал сомнение в необходимости этого завода. Идиотизм состоял в том, что американцы выпускали мощные трактора, поэтоту их суммарная мощность превосходила советские чуть ли не на порядок. В итоге, у нас так и не появилось тракторов современного уровня, которые могли бы применяться не только на вспашке (да и здесь наши проигрывали по производительности), но и в строительстве, прокладке газо- и нефтепровов, доржных работах и т.д. Вместо всего этого мы почти тридцать лет вымучиваем ЕлаЗ. Зарыли в землю из-за Горбачева сотни миллионов долларов. Кстати, по титулу ЕлаЗа, мы должны были построить современную дорогу к 1995 году Брежнев-Казань. Петрушин мог бы рассказать и об этом. Возможно он и рассказал, но тема была не об этом, потому и не попала в материал. А вообще-то присуждение имени генсека тогда (при таких размахах созидания при нем, простым народом в большинстве своем рассматривалось как поощрение. Для полноты издания редакции есть смысл иногда обращаться к истории прошлых крупных свершений, тогда станет ясно - почему у нас что-то было, а сейчас не стало. Например, сегодня у нас есть какой-никакой автомобиль КамАЗ, а вот все трактора на всех видах строительных работ японские или американские. Кстати, японцы с очень большим уважением относились к нашим стройкам на левом и правом берегу Камы. Сегодня они по праву уважают себя и себе подобных.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования