МОНОПОЛИСТ ПРОТИВ «БЕСПРЕДЕЛА»
Конфликт между двумя рекламными фирмами стал достоянием гласности благодаря открытому письму «Беспредел в цивилизованной Казани», которое на днях распространила директор I-Media Надежда Узелкова. В нем она жалуется на то, что «уже более месяца агентство ведет свою деятельность в условиях жесткого противодействия со стороны коррумпированных руководителей организаций, стремящихся монополизировать рынок рекламы». Параллельно были направлены письма в правоохранительные органы республики, в УФАС, в администрацию президента РТ и другие инстанции.
Со стороны I-Media версия событий такова. 1 июня 2010 года между ООО «КазГорЖилРеклама-2» (юридическое наименование I-Media) и ООО «УК ЖКХ Приволжского района» был заключен договор, в соответствии с которым УК предоставляла услуги по обеспечению возможности размещения стендов на стенах лифтов.
По истечении года договор был пролонгирован до 31 мая 2013 года. На исходе этого срока компания обратилась в УК с просьбой о продлении бумаги, однако ответа не получила. Так как от управляющей компании никаких претензий и писем не поступало, I-Media продолжала размещать рекламу.
Улица Вишневского 49, п. 4 (рекламный щит I-Media) |
По мнению Узелковой, после недавних поправок, внесенных в Жилищный кодекс РФ, договор с УК вообще стал не обязательной формальностью, нужно лишь заручиться поддержкой жильцов дома.
— Мы заключали агентские договора со старшими по дому и платили им за проведенную работу по сбору подписей. Старшие по дому проводили собрания и принимали решение о том, чтобы разрешить размещение рекламы в лифте, а мы выполняли оговоренные со старшим по дому работы, благоустраивали прилегающую территорию или платили деньги, — рассказала она.
Удивлению I-Media не было предела, когда 1 октября в лифтах жилых домов в Приволжском районе «неизвестные лица» начали демонтаж ее рекламоносителей. Вместо них на освободившуюся «жилплощадь» въезжали щиты РА «Хаус Групп» (House Group). Тут-то и стало известно, что управляющая компания, посчитав прежний договор расторгнутым, предпочла вести дела с конкурирующей фирмой.
По словам Узелковой, на начало года I-Media буквально доминировала на рынке — ей принадлежали конструкции в 4714 из 5389 казанских лифтов. За один только месяц компания лишилась более 1 тыс. стендов или около 23%. Такие темпы и заставили компанию бить во все колокола.
— Наш бизнес достаточно тяжелый, требует много вложений и согласований. Раньше мы платили за один рекламный щит 50 рублей, недавно цена увеличилась вдвое. В Приволжском районе у нас было 880 щитов, в Вахитовском — 300. То есть в месяц мы платили управляющей компании Приволжского района 44 тысячи рублей. В год набегала неплохая сумма. Если другая рекламная компания предложит лучшие условия — ради Бога, по истечении срока действия договора можно объявить новый конкурс и заручиться поддержкой жильцов дома, — рассуждает Узелкова.
Дочь главы минспорта РТ Рафиса Бурганова владеет 40% ООО «Казгоржилреклама-2» |
Выход из ситуации она видит в «возвращении в правовое поле».
— Это возможно либо через здоровую конкуренцию, то есть проведение конкурса, либо через признание действующим нашего договора с УК, тем более что в нем был пункт о преимущественном праве на пролонгацию договора, — заявила она корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Главной же причиной своих бед I-Media видит родственные связи конкурента. Совладельцем РА «Хаус Групп» является Сергей Богатов — двоюродный брат замруководителя исполкома Казани Александра Лобова и главы Вахитовского и Приволжского районов Андрея Лобова.
— В разговоре с нами руководители УК ссылались на указания, полученные «сверху», из администрации районов Казани... Мы за здоровую конкуренцию, а не за подключение административного ресурса на стороне одной из частных компаний. Пусть даже если она принадлежит родственнику чиновника. Пока мы такую практику не изживем в городе, об инвестиционном климате Казани говорить бессмысленно! — говорит Узелкова.
КАК I-MEDIA 8 ЛЕТ БОРОЛОСЬ «ЗА ЗДОРОВУЮ КОНКУРЕНЦИЮ».
Обличительный пафос руководства I-Media несколько тускнеет, если присмотреться к самой этой фирме. По данным СПАРК, в учредителях ООО «Казгоржилреклама-2» тоже числятся непростые люди. Так, 40% капитала компании на конец 2012 года (более оперативной информации нет) владеет Алия Бурганова, которая является дочерью Рафиса Бурганова — министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Фирма основана в 2005 году, и расцвет ее деятельности пришелся на те годы, когда Бурганов занимал пост руководителя исполкома Казани.
Улица Космонавтов 49, п. 2 (рекламный щит I-Media) |
То, что до недавнего времени доля I-Media на казанском рынке рекламы в лифтах составляла 87,5%, тоже не наводит на мысль о царстве свободной конкуренции и отсутствии административного ресурса. Судя по прайсам, выложенным на сайте компании, при полном заполнении стенда рекламой с одного лифта в месяц можно снимать до 2 тыс. рублей выручки. А отдавать УК приходилось не больше 50 рублей. Конечно, есть и другие расходы, но в целом такое соотношение операторам, к примеру, рынка наружной рекламы и не снилось.
Помимо лифтов I-Media контролирует также основную часть рынка рекламы на стендах в подъездах (4120 стендов) и на обратной стороне счетов-фактур (238 тыс. экземпляров). Почему практически все УК города решили связать свою рекламную судьбу с фирмой, связанной с дочерью экс-сити-менеджера, остается только гадать. Набравшись опыта в Казани, компания, судя по сайту, вышла на рынок Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Тольятти, Перми и Набережных Челнов.
Впрочем, I-Media диверсифицирует бизнес. С относительно недавних пор агентство предлагает рекламу и на спортивных состязаниях. Правда, пока только в Казани.
По словам Узелковой, прибыль компании по всем видам деятельности за прошлый год составила около 3 млн. рублей, но на фоне такого размаха результат выглядит неправдоподобно скромно. Может, это только одно из многочисленных юрлиц?
ПЕРЕПИСКА В ОДИН КОНЕЦ
Гендиректор управляющей компании ЖКХ Приволжского района Рустем Юсупов в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» опроверг версию I-Media о том, что УК якобы не отвечала на просьбы о продлении договора. По его словам, все было ровным счетом наоборот: это «рекламщики» проигнорировали письменное обращение жилищников, в котором управляющая компания извещала об истечении сроков договора — причем еще в апреле, за месяц до его окончания.
Улица Кул Гали, 15/21 (рекламный щит в лифтах фирмы «Хаус Групп») |
Ответ был получен аж в октябре — «Казгоржилреклама-2» предложила прежние арендные условия. Но параллельно юристы и экономисты управляющей компании изучали поступившее предложение «Хаус Групп» — и оно их заинтересовало.
— Если «Казгоржилреклама-2» платила за аренду места под лифтборды 25 рублей (в два раза меньше, чем по версии Узелковой — ред.), компания «Хаус Групп» предложила 55, — объяснил Юсупов. — Кроме того, они в качестве благотворительности предложили смонтировать в лифтах зеркала и обязались поддерживать порядок в лифтах. А к прежнему арендатору у нас были претензии — по щитам, случалось, приходилось реагировать на предписания жилищной инспекции, бывало, оставался мусор от снятых рекламных объявлений...
Улица Сафиуллина, 21 (рекламный щит в лифтах фирмы «Хаус Групп») |
Правда, вступить в права новым арендаторам оказалось весьма проблематично.
По словам Юсупова, УК ЖКХ направило в адрес I-Media уведомление о демонтаже — со сроком исполнения к 12 сентября. Ответа не последовало — и тогда УК предложила «Хаус Групп» демонтировать щиты конкурентов. Снятые щиты, которые, по версии Узелковой, ее обидчики «умышленно удерживают», на самом деле хранятся на складе, арендованном на Мавлютова, 35а. О необходимости забрать их до 5 ноября бывшего арендатора опять-таки уведомили. Теперь юристы УК намереваются даже обратиться в арбитраж, чтобы возместить расходы.
Причины фатальных расхождений в «показаниях» сторон Юсупов иллюстрирует примером:
— У нас есть еще один договор с «Казгоржилрекламой-2» — на размещение стендов в местах общего пользования, — рассказывает он. — И этот договор также истек 31 декабря 2012 года. И мы точно так же предложили компании демонтировать эти конструкции. Однако вплоть до снятия лифтовых конструкций реакции не было никакой. А вот после этого они прислали допсоглашение, датированное задним числом — декабрем прошлого года. Но это явный абсурд, ведь нынешний директор этой фирмы получил свои полномочия только в августе этого года, а в договоре значится его фамилия. Такое предложение просто незаконно и не может быть рассмотрено.
В общем, вместо того чтобы начать цивилизованный диалог, как это принято в нормальном бизнесе, «Казгоржилреклама-2» пошла по пути создания шумихи, даже не делая попыток договориться, подводят итог в управляющей компании. Если I-Media считает свои права ущемленными, почему ей не обратиться, в конце концов, в суд?
ДОГОВОРА НЕТ, ОПЛАТЫ НЕТ...
Неразрешенный спор с УК Приволжского района, по словам Юсупова, не мешает I-Media размещать в подъездах рекламные щиты — уже подпольным образом.
— Договором это не урегулировано, оплаты нет... И можно сколько угодно утверждать, что речь идет о прямых договорах с общими собраниями жителей — пока в управляющей компании никаких протоколов не получали. Если не считать договоров с одним единственным собственником в многоквартирном доме на улице Парина, 8, но это полностью противоречит Жилищному кодексу...
Двоюродный брат замруководителя исполкома Казани Александра Лобова является совладельцем РА «Хаус Групп» |
Вообще, что касается правомочности УК заключать подобные договора, то, по мнению Юсупова, здесь никаких сомнений быть не может.
— Управляющая компания рассматривает коммерческие предложения по различным вопросам обслуживания домов, в том числе и по размещению информационных стендов. Они предназначены не только для рекламы, но и для донесения информации до жителей в наглядной форме: человек, который ежедневно пользуется лифтом, прочитает там нашу информацию быстрее, чем в любом СМИ.
Правовой статус таких договоров подкреплен Жилищным кодексом — жители доверили право управления общедомовым имуществом управляющей компании. Лифты, по логике Юсупова, тоже входят в состав общедомового имущества, никаких ограничений нет.
Что касается волеизъявления жильцов, то, конечно, путем общего собрания они могут частично изменить этот порядок, выделив лифты в объект отдельного договора и уполномочив УК заключить договор с кем-то конкретно. Но пока что управляющая компания не получала никаких протоколов — ни напрямую от жителей, ни через I-Media. Исключение — дома по ул. Рихарда Зорге, 95. Здесь жильцы, собрав общее собрание, попросили управленцев избавить их от рекламы в лифтах вовсе, о чем и уведомили УК ЖКХ.
КТО ВЫКРУЧИВАЕТ СЕКРЕТНЫЕ БОЛТЫ?
Заместитель генерального директора рекламного агентства «Хаус Групп» Богатов (тот самый кузен высокопоставленных чиновников мэрии) использование административного ресурса категорически отрицает.
Он пояснил газете «БИЗНЕС Online», что компания разрабатывала проект выхода на рынок рекламы в лифтах с ноября прошлого года, однако фактически первые щиты в Приволжском районе появились примерно месяц назад.
— Как можно говорить о каком-то административном давлении с нашей стороны, непонятно, — удивляется Богатов. — Управляющая компания с апреля интересуется, будет ли I-Media продолжать работу, шлет им письма, ждет ответов и не получает их. И лишь в октябре мы вешаем первые лифтборды. Какое здесь «административное» давление с нашей стороны? Было бы оно на самом деле, наверное, разместились бы уже давно.
Давление, по его словам, испытывает, скорее, как раз «Хаус Групп» — и не только административное. Мало того, что по многочисленным наветам конкурентов постоянно приходится объясняться в различных инстанциях, так еще и щиты компании подверглись настоящей атаке «неизвестных вандалов».
— По бизнес-плану мы закладывали примерно 10 процентов потерь рекламных носителей из-за вандализма, — объясняет Богатов. — По статистике участников рынка лифтбордов, от 3 до 5 процентов щитов ломают. Но мы получили свыше 55 процентов потерь за один месяц.
Причем на вандализм это на самом-то деле похоже мало. Болты, которыми крепится нижняя рамка лифтборда, «секретные» — и простыми плоскогубцами их не выдернешь. Так и видится возмущенная лифтбордом бабушка с авоськой, тайно ковыряющая специнструментом эти спецболты, с корнем вырывающая поликарбонатное стекло, горько иронизирует замгендиректора. Между тем эти потери весьма и весьма немалые: каждый щит вместе с монтажом обходится в 950 рублей.
— Разумеется, мы пишем заявления в полицию, однако писать их приходится на каждый щит, — говорит Богатов. — Сами понимаете, разовый ущерб небольшой, за руку никого не поймали, но суммарно речь идет о полумиллионных потерях и неясных перспективах дальнейших инвестиций. Чтобы исполнить обязательства перед клиентами, мы вынуждены ставить другие лифтборды взамен сломанных и похищенных.
Параллельно к рекламодателям регулярно приходят письма и фотографии сломанных щитов «Хаус Групп» с недвусмысленными приписками: «Подумайте, а стоит ли оно ваших денег?» В рассылке подобных писем тоже сложно заподозрить жителей домов. Скорее, во всем этом в «Хаус Групп» склонны видеть руку обиженных конкурентов.
— Кому в итоге будет выгодна эта война? Сейчас снимают щиты одних компаний, завтра начнется вандализм в отношении других. Все это приведет разве что к уничтожению цивилизованного рынка рекламы в лифтах, а не к его нормальному развитию — когда и щит ухожен, и лифт чист, и в зеркало на себя посмотреть можно, — вздыхает Богатов.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что и у I-Media есть претензии к этичности действий своих визави: «Сотрудники конкурирующих компаний осознанно клевещут о неправоспособности нашей компании, тем самым подрывая наши доверительные отношения и многолетнее сотрудничество», — отмечается в открытом письме Узелковой.
ЛИФТЫ ЗАСТРЯЛИ В «СЕРОЙ» ЗОНЕ
Тем временем другие участники рынка лифтовой рекламы питаются слухами и беспокоятся за свой бизнес.
— Лично я соответствующего оповещения о расторжении договора еще не получал. Хотя о том, что на казанском рынке рекламы в лифтах творятся такие дела, я слышал. Я общаюсь с некоторыми представителями нашего бизнеса, с кем управляющие компании в срочном порядке расторгают договора. УК аргументируют это тем, что это приказ «сверху», из муниципалитета. В случае если подобное произойдет с моим бизнесом, мы будем бороться. Есть действующие договора, подписанные двумя сторонами, — решительно заявил газете «БИЗНЕС Online» директор рекламного агентства «ОСТА» Рустем Мусин.
Размер его бизнеса несопоставим с I-Media — всего около 200 лифтов.
— У меня, что называется, свой маленький огород, который я окучивал, поливал, взращивал. Этот бизнес кормит несколько семей. Я не знаю, насколько этот бизнес будет перспективен для тех, кто его любит отнимать административным путем. Отнять-то они бизнес могут, но смогут ли они сделать так, чтобы он жил и приносил доход? — рассуждает он.
Впрочем, столь же беззащитными в условиях действующего законодательства себя чувствуют и представители второй стороны — управляющих компаний. Так, гендиректор УК «Уютный дом» Марат Нуриев, который по-прежнему сотрудничает с I-Media, в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» посетовал, что конкуренты могут представлять решения жильцов хоть каждый день.
— Закон для нас — это Жилищный кодекс. Он гласит, что для заключения договора на использование общедомового имущества необходим протокол собрания собственников, — рассказал Нуриев. — К сожалению, там есть пробелы. И сегодня такая же ситуация складывается в сфере управления жилфондом — в том, что эти собрания могут быть бесконечными. Сегодня одно решение, завтра другое.
В результате, по словам Нуриева, во всем, что связано в жилфондом, бизнесу не гарантирована стабильность.
— Сегодня дом сделать конфеткой очень опасно, потому что завтра эту конфетку может съесть другой. Просто появится другой человек, который скажет: спасибо, вы нам больше не нужны. Или даже спасибо не скажет. И неважно, взял ли ты кредит на обустройство своего жилфонда или нет. Такая практика, к сожалению, реально существует: сегодня приходит фирма Сидорова, проводит собрание. И не исключено, что через неделю придет фирма Иванова с таким же протоколом. Собственники вольны изъявлять свое желание сколько угодно раз... И как быть? Ответа на этот вопрос еще никто не дал. Получается, что хорошо работать просто опасно.
«Аппаратный вес» в борьбе за место в лифте вряд ли имеет значение, считает Нуриев, хотя бы потому, что отвечать за незаконные решения все равно придется директору УК.
— Мне еще никто не звонил, как вы говорите, «сверху» с предложением заключить тот или иной договор с конкретной фирмой. Ведь если это сделать незаконно — кто бы ни звонил, прокурор-то придет ко мне. Ведь люди, которые звонят «сверху», к прокурору не пойдут, правда? Поэтому, если человек хочет работать, он должен работать по закону. Звонок к делу не пришьешь, а заинтересованные люди будут судиться.
Редакция «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Справка ООО «Рекламное агентство «Хаус Групп» зарегистрировано в апреле 2013 года двумя физлицами на паритетной основе: Сергеем Богатовым и Константином Шурчиловым, последний из который является директором компании. Уставной капитал ООО «Рекламное агентство «Хаус Групп» — 10 тыс. рублей. ООО «Казгоржилреклама-2» зарегистрировано в апреле 2008 года. Уставной капитал компании — 3 млн. рублей. По данным СПАРК на 30.10.2012, компания принадлежит трем физлицам: Ильдару Давлетову (40%), Алие Бургановой (40%) и Марии Ивановой (20%). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 373