МЫ ЖИВЕМ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ, А МОСКВА ЖИВЕТ ПОНЯТИЯМИ
Была ль то песнь, рожденная мечтою,
Иль песнею рожденная мечта, —
Не знаю я, но в этот миг со мною
Роднилися добро и красота.
От светлых дум сомненья исчезали,
Как легкий дым от гаснущей золы;
Я был далек от сумрачной печали,
От злых обид и дерзостной хулы.
Я мир любил, и был любим я миром;
Тая в душе неугасимый свет,
Я в бездне бездн носился по эфирам,
С толпою звезд, за сонмищем планет.
И видел я пленительные тайны
Бессмертного, божественного сна...
Я постигал, что зло и смерть случайны,
А жизнь с добром — и вечна и сильна.
Я ликовал смущенною душою,
И жар молитв сжигал мои уста...
Была ль то песнь, рожденная мечтою,
Иль песнею рожденная мечта?..
Константин Фофанов (1888)
![]() |
Последние выборы в Великобритании показали, что националисты в Европе все больше завоевывают симпатии |
Последние выборы в Великобритании в мае месяце показали рост числа депутатов от Шотландской национальной партии. Националисты (в европейском нейтральном смысле) не только в Шотландии, но и по всей Великобритании завоевывают симпатии. В России этот факт прошел незамеченным, события на Украине и другие мировые процессы заслонили собой итоги выборов в Великобритании, хотя их не назовешь случайным эпизодом, это долговременная тенденция для ряда европейских стран, и она однажды может добраться до медвежьих углов российской политической жизни. Только в самое последнее время мы видели усиливающуюся поддержку каталонцев в Испании, курдов в Турции, причем со стороны не только самих каталонцев и курдов, но в целом испанцев и турок. Моральная поддержка избирателями интересов национальных партий означает предпочтение ими парламентских форм решения непростых вопросов. Люди не хотят силовых решений и требуют учета региональных интересов. Это общеевропейский тренд. Другой путь предпочли в Украине. Крым и Донбасс требовали всего-то учесть национальные интересы русских и татар, а также признать особенности регионов. Киев отказался... Альтернатива парламентаризму оказалась явно неудачной.
![]() |
«Крым и Донбасс требовали всего-то учесть национальные интересы русских и татар, а также признать особенности регионов. Киев отказался...» |
В самом факте подъема влияния шотландской партии в Великобритании существенен не столько национализм, сколько права Шотландии, ее позиция, ориентированная на расширение самостоятельности своей территории демократическим путем. Сохранивший власть премьер-министр Кэмерон поспешил объявить, что он будет и дальше расширять права Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Это все происходит в стране с давними имперскими традициями, где не хотят даже слышать слово «федерализм» как американское изобретение. В Великобритании считается, что либерализм, прочно укоренившийся не только в законодательстве, но и в сознании способен решать политические проблемы без федерализма. В чем-то они правы, там действительно не озабочены, вроде наших политиков, тем как превратить республики в губернии, в Великобритании территории просто называются Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Бермудские острова. Эти территории (кроме Англии) имеют свои парламенты в силу того, что так пожелало население, их статус регулирует собственное законодательство и соглашения с Лондоном о разграничении полномочий (в Великобритании нет Конституции).
![]() |
«Странной выглядит ситуация в Крыму, где крымско-татарский признан по Конституции государственным, но теперь хотят его любыми путями ограничить» |
У нас же переименование главы субъекта превратили в политическое шоу, пытаются убедить население, будто совпадение названия главы страны и республики унижает статус президента России. Теперь у населения Татарстана появилась серьезная проблема, оставлять ли старое название или переименовать главу в башкана, хана, раиса, хакима... (последнее слух ласкает, ибо созвучно с моей фамилией, хотя к названию «президент» уже привыкли). Зачем, спрашивается, заниматься экономикой, есть темы поважнее, ее нам подбросила Москва и требует привести в соответствие. Только вот в соответствие с чем? Мы-то живем по Конституции РФ, а Москва живет понятиями... Кстати говоря, исконное название главы Руси было не президент и царь (т.е. Кесарь от «Цезарь»), о чем напрочь забыли наши доблестные депутаты, его называли Великим каганом и его столицей был Киев. И губернаторов в прошлом не было, это все петровское «латинство», на Руси были не губернаторы, а князья да воеводы, а у татар — ханы да беки. Может быть, не только наименование глав субъектов, но и главу Российской Федерации надо привести в соответствие с исторической традицией и отказаться от противного латинского слова «президент», вернувшись к исконно русскому названию «каган». Между прочим, звучит свежо...
В БРИТАНИИ ГОТОВЫ ОБСУЖДАТЬ ЛЮБЫЕ ПРАВА РЕГИОНОВ
Демократия — это не власть большинства, а защита меньшинства.
Альбер Камю
В Лондоне не пугаются передачей полномочий в регионы — бери столько, сколько сможешь исполнить. Например, на Бермудских островах введена собственная валюта — бермудский доллар, поскольку он оказался удобнее бермудского фунта и британского фунта. В Подмосковье фермер, уставший от безумных процентных ставок банков, решил ввести «калеоны» — суррогат не валюты, а договорных отношений, мелких сделок, так его решили засудить за подрыв финансовой системы страны. В России высокие проценты и есть устои страны, иначе за счет чего же будут процветать московские банки? До революции в Казанской губернии многие сделки совершались без заключения письменных договоров — ударили по рукам, и считалось, что сделка состоялась. В качестве свидетеля выступал Всевышний. Так работали честные предприниматели («ак байлар»). Надо бы Госдуме принять закон о запрете подобных честных сделок, иначе экономика начнет развиваться семимильными шагами без помощи банков. Что тогда станет с Россией?
![]() |
«До революции в Казанской губернии многие сделки совершались без заключения письменных договоров — ударили по рукам, и считалось, что сделка состоялась» |
На Бермудах время от времени возникает вопрос об отделении от Великобритании, в 1995 году даже был назначен референдум о независимости. Он не состоялся, поскольку экономисты подсчитали, что расходы увеличатся, поэтому политики решили, что выгоднее остаться под сенью британской короны. Причем цена независимости для них измерялась примерно в 500 тыс. фунтов, для небольшого населения заморской территории это оказалось ощутимой суммой. Вообще, для британцев характерна меркантильность. Помню, как-то мне довелось участвовать на британско-российской конференции по проблемам федерализма, она прошла по инициативе МИДа Великобритании в ее стенах. Эта конференция очень быстро поделилась на две совершенно самостоятельные дискуссии: одна — российская — превратилась в спор «федералов» и «регионалов» о разграничении полномочий с ярко выраженной риторикой об имперском духе федерального центра с одной стороны и мерзком поведении субъектов-сепаратистов вроде Татарстана с другой. Британская площадка оказалась чисто экономической, они спорили только на одну тему: как поделить бюджет между Лондоном и территориями, им все равно как это называется — федерализмом или субсидиарностью, или еще как-то...
В Британии готовы обсуждать любые права регионов без угроз, обвинений и насилия. Шотландия самостоятельно голосует в Европарламенте, выходит с законодательными инициативами на европейский уровень и там к ней прислушиваются. Например, европейский законопроект о морском рыболовстве был инициирован именно Шотландией. Помнится, как-то я предложил внести правку в проект одного российского документа по чисто грамматическим соображениям, так на меня все зашикали: «Пусть написано не по-русски, но их проект трогать НЕЛЬЗЯ!» В Британии демократия существует в самой либеральной форме. Шотландия даже пригрозила Великобритании, что она выйдет из ее состава, если сама Великобритания выйдет из Евросоюза.
В конкретных делах Великобритания более федеративная, чем Российская Федерация, но там не хотят слышать о федерализме, как, впрочем, и в России. При этом с каждым годом федерализм на Британских островах все больше становится реальностью. Дело доходит до того, что возрождается забытый шотландский (кельтский) язык, чьими носителями являются всего-то около 60 тыс. человек. Было время, когда Актом об образовании 1872 года было запрещено преподавать на шотландском и даже просто говорить на нем. Сегодня это официальный язык, а в 2005 году открылась первая средняя школа на шотландском языке, идут теле- и радиопередачи. Конечно, пока что он, скорее, признак национальных чувств, чем реальный инструмент в государственных делах и в бизнесе, в конкретных делах английский удобнее, но национальное достоинство тоже чего-то стоит, не все же мерить фунтами, долларами и евро. Время работает на шотландцев. В таком же положении когда-то был и валлийский язык Уэльса. Сегодня им владеют более 20% населения Уэльса, в 1991 году их было 18,5%. По акту 1993 года английский и валлийский стали равными. Телевизионный канал S4C, вещающий только на валлийском, в значительной мере содействовал распространению валлийского языка. Помню, один из экспертов из Уэльса объяснял мне, как важно иметь телеканал, вещающий круглые сутки только на родном языке, тогда у слушателя возникает ощущение, что он находится в языковой среде, и лучше его усваивает. Татарстану это не нужно...
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ПОЛИТИКИ ЯВНО ПЕРЕИГРЫВАЮТ
Аналогичные процессы происходят и в Северной Ирландии. По белфастскому соглашению 1998 года помимо английского официальными языками региона были признаны ольстерско-ирландский и ольстерско-шотландский. Специальный фонд, учрежденный правительством Великобритании, финансирует развитие ирландского языка. Отдельным пунктом стало признание шотландского и ирландского языков глухонемых, в 2004 году их проживало 3,5 тыс. с шотландским языком жестов и 1,5 тыс. человек — ирландским. Для поддержки шотландского языка в Северной Ирландии была создана Ольстерская академия шотландцев. И т.д. и т.п.
Не мешает особо подчеркнуть, что речь идет о Великобритании — сердце англо-саксонской культуры, которая завоевывает весь мир. Европейские страны бьют тревогу в связи с засильем английского языка и культуры. Английский язык по всему миру признан языком делового, политического, научного, культурного общения, а в Великобритании он не может до конца ассимилировать, казалось бы, умирающие языки, чьим носителем осталась кучка стариков в горной местности. Значит, у национализма гораздо больший потенциал, нежели предполагали конструктивисты всех мастей. Объясняется это просто: национализм (в европейском, а не российском смысле) всегда имеет моральное преимущество перед шовинизмом и патриотизмом.
![]() |
«Для татар Крым и есть земля обетованная. Они выстрадали свое желание говорить, писать, учиться на родном языке» (Крымцы. Гравюра XIX века) |
На фоне общемировых тенденций странной выглядит ситуация в Крыму, где крымско-татарский признан по Конституции государственным, но теперь хотят его любыми (в том числе и законодательными) путями ограничить. Можно играть в политику, но только не с целым народом, испытавшим трагические лишения на пути обретения своей Родины. Их путь можно сравнить разве что с историческим Исходом евреев из Египта в землю обетованную. Для татар Крым и есть земля обетованная. Они выстрадали свое желание говорить, писать, учиться на родном языке. В качестве контраргумента приводят странный довод, что, мол, придется признать и украинский язык, а он как бы вне закона только потому, что он украинский, т.е. язык братского народа. Суперпатриотизм российских, как, впрочем, и украинских политиков, похоже, лишает их не только элементарной логики, но и здравого смысла. На Украине запретили русский язык и не хотят слышать о федерализме, а в России не принимают украинский язык, требуют федерализма для Донбасса и знать не хотят ни о каком федерализме в Российской Федерации. Российско-украинские политики явно переигрывают, превращая трагедию в фарс.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ ВАЖЕН НЕ САМ ПАТРИОТИЗМ, А ИЛЛЮЗИЯ О СЧАСТЛИВОМ БУДУЩЕМ
Опираться можно только на то, что сопротивляется.
Блез Паскаль
Мы вступили в эру глобализации, всемирного замещения национальных языков английским, китайским и испанским. Многие политики и лингвисты предсказывают другим языкам участь мертвых или региональных, включая, кстати, в этот список и русский, а не только татарский язык. Англосаксонские культурные стандарты становятся доминирующими во всех уголках планеты. Но в ответ идет сопротивление со стороны национальных культур, не желающих добровольно умирать. Предсказания конструктивистов о скорой смерти малых народов, языков и культур не сбываются. На этом фоне общей обеспокоенности за будущее национальных культур (даже немецкой или французской) странным выглядит поведение защитников русской культуры — они уверены, что прошлое величие им гарантирует спокойную жизнь в будущем или даже позволит ассимилировать татарский и другие языки. Ничего не получится! Нужно думать не столько об ассимиляции других, сколько о сохранении собственной культуры. Русская культура уже перестала быть привлекательной, поскольку она сегодня просто подражает западному китчу, отвергнув «дум высокое стремленье». Напрочь забыты те удивительные искания мысли и художественных форм, которыми отличалась русская культура в ХIХ - ХХ веков. Русским и татарам перед угрозой засилья англо-саксонского китча надо бы объединиться во взаимной поддержке друг друга, на практике же происходит обратное.
Порой у меня спрашивают, откуда я знаю столько русских поэтов? Но ведь я родился в семье поэта, где всегда не просто уважали, но и знали русскую поэзию, в доме была богатая библиотека русской поэзии. Конечно, у нас Пушкин был и на татарском (кстати, довольно удачные переводы), а моя дочь вначале его сказки слушала на татарском, а когда подросла, стала читать на русском. Знать русскую литературу в нашей семье было столь же естественным, как дышать чистым воздухом. Но когда меня спрашивают, откуда я знаю русскую поэзия, в самом вопросе звучит еще другой оттенок: «А зачем тебе это надо?!» К сожалению, эта меркантильность в отношении русской культуры, причем со стороны самих русских, просто убивает. Ведь вместе с культурой умирает и дух государственности, он замещается соблазном мессианства (как говорил Николай Бердяев), а само государство становится обыкновенной машиной для насилия.
Культурное разнообразие человечества — естественное состояние, а унификация — изобретение эпохи стандартизации, конвейерных технологий, глобализации. Природа борется с унификацией, ибо сама эволюция человечества возможна только через расширение разнообразия. Глобализация имеет две стороны. Наряду с унификацией и гегемонией развитых стран она ведет к распространению новых технологий по всему миру, что позволяет даже небольшим народам, странам, регионам осваивать новейшие достижения человечества и становиться в ряд передовых наций. Это ведет к росту самосознания и национальной гордости. Вот почему регионализация в Европе набирает все больше сторонников.
В Европе вслед за Бельгией федерализацией охвачена Испания, север Италии и Венеция, теперь этот процесс проявился в полную силу в Великобритании. Впрочем, любое экономическое развитие сопровождается расширением демократии, прав регионов и народов. Россия, если действительно желает стать процветающим государством, будет вынуждена считаться с мировыми трендами. У России нет другого пути кроме федерализации. В воображении можно представить альтернативный путь с пропахшими нафталином царями, ханами, князьями, псевдореформаторами типа Столыпина, святыми мощами, бородой Пророка, мумией Ленина, вся эта торжествующая какофония религии и власти во главе с Великим Петром — Сталиным — путь в НИКУДА. В Москве кое-кто надеется, что Россия пойдет своим путем, сумеет вернуть имперские традиции, показать всем «кузькину мать» и создать исключительные условия для процветания вне мировых тенденций. Однако никакая империя (ни русская, ни татарская) назад не возвращается, просто потому что стрела времени не имеет обратного хода.
![]() |
«В Европе вслед за Бельгией федерализацией охвачена Испания, север Италии и Венеция, теперь этот процесс проявился в полную силу в Великобритании» |
Действительно, патриоты имеют массовую поддержку «НАШИХ», верящих в возвращение мощного централизованного государства с добрым «царем-батюшкой». Это массовая иллюзия, позволяющая людям оставаться нормальными в перманентно ухудшающихся условиях. Для людей важен не столько сам патриотизм, сколько иллюзия о счастливом будущем даже через обращение к фантастическому прошлому. Раньше верили в Град небесный, затем в коммунизм и так спасались от серых будней, теперь место утопий пытаются занять православие и ислам, но у них ничего не получится, поскольку религии лишились своей важнейшей составляющей — веры, они все свели к ритуалам, а потому стали элементом сферы услуг. Религии в России приобрели рыночную стоимость как любая другая услуга, но человеку этого мало, ему кроме ритуалов нужна вера в волшебство, идеалы, возвышенное. Иллюзия в застойном обществе становится не способом восприятия реальности, а частью этой самой реальности. Как часть реальности иллюзия тоже приобретает рыночную стоимость, именно поэтому процветает «фабрика грез» в Голливуде, с которой не способна конкурировать религия. Впрочем, это уже другая тема.
z=z=z
Вы относитесь к нам,
Как волосатая ного-рука обезьянки,
Обожженная неведомым богом-пламенем,
В руке мыслителя, спокойно
Управляющей вселенной,
Этого всадника оседланного рока.
Больше того: мы основываем
Общество для защиты государств
От грубого и жестокого обращения
Со стороны общин времени.
Как стрелочники
У встречных путей Прошлого и Будущего,
Мы так же хладнокровно относимся
К замене ваших государств
Научно построенным человечеством,
Как к замене липового лаптя
Зеркальным заревом поезда.
Велимир Хлебников. Воззвание председателей земного шара
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.