«ЕСЛИ МЫ УЧЕНИКОВ ПРИВЕДЕМ В ТАКОЙ МУЗЕЙ, ЧЕМУ ОНИ ТАМ БУДУТ УЧИТЬСЯ: КАК САМОГОН ВАРИТЬ, ЧТО ЛИ?»

Еще не открывшийся в Казани так называемый музей самогона уже получил неплохую рекламу. Центр исламской культуры «Иман» на этой неделе выпустил официальное заявление, в котором выступил против его появления. Несмотря на большое количество алкогольных маркетов на улицах города, внимание общественников привлекло именно новое заведение. Представители центра обратились к властям республики с просьбой проверить «запланированную культурную „новацию“ на предмет соответствия ее законодательству о рекламе алкоголя». «С огромным недоумением мы узнали из средств массовой информации о намерении в Казани открыть музей самогоноварения. В центре столицы Татарстана появится „музей“, где будут популяризировать распитие спиртных напитков, — пишут авторы заявления. — Изначальная функция любого музея — просветительская, однако в случае с музеем самогоноварения, где планируется организовать дегустацию алкоголя, куда будут пускать детей, она, по-видимому, будет нарушена. Если так дело пойдет, то в этот музей могут начать водить школьников на экскурсии». В центре исламской культуры считают, что если бы это был музей, где рассказывалось о том вреде, который несет алкоголь людям, то появление такого культурного заведения можно было бы приветствовать, но в данном случае «планируется сформировать „чувство гордости“ у посетителей рассказами об истории производства самогона».

Как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель «Имана», экс-имам Апанаевской мечети Наиль Гарипов, соответствующее обращение направлено в аппарат президента Татарстана и мэрию Казани. «В столице РТ собираются открыть музей, который не совсем, по нашему мнению, подходит нашему городу, который, в свою очередь, в какой-то мере ассоциируется и с исламом. У нашего города есть давняя традиция борьбы за трезвый образ жизни — в Казани еще со времен Российской империи существует общество трезвости. Оно тоже активно работало, боролось. Мы не совсем понимаем, для чего нужен этот музей. Если мы учеников приведем в такой музей, чему они там будут учиться: как самогон варить, что ли? Получается так, если это музей самогоноварения», — задается вопросом Гарипов. По словам религиозного деятеля, кто-то должен был выступить по этому поводу, и общество «Иман» решило взять инициативу в свои руки. «Мы надеемся, что власти города и республиканские власти задумаются над тем, можно ли подобные музеи открывать, пусть это даже и для привлечения туристов», — говорит он.

Гарипов уверен, что у Татарстана есть много других способов привлечь туристов: «Цель-то понятна — для чего хотят открыть такой музей, но у нас есть другие скрепы, духовные ценности, которые могут представлять нашу республику. У нас есть очень сильная мусульманская община и русская культура. И то, что делает первый президент Татарстана на острове-граде Свияжске, — такого рода памятники как раз-таки показывают самобытность нашей культуры», — уверен руководитель центра «Иман».

«ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШИМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ, ДЕГУСТАЦИЯ, КОНЕЧНО, ЗАПРЕЩЕНА»

Сам музей самогона откроется в самом центре улицы Баумана, где ежедневно бывают тысячи прохожих и туристов. Витрины помещения еще прикрыты серыми плакатами, а металлические двери запечатаны плакатом с ярким узором. «Скоро открытие», — гласит надпись на окнах.

«БИЗНЕС Online» связался с представителем музея самогона по телефону, указанному на сайте заведения. «Всегда найдутся сторонники и противники любого действия. Они не представляют, что там будет. Выносят вердикт не совсем обоснованно. Представитель духовенства не знает, что первыми изготовили спирт арабы», — заявил наш собеседник, отказавшийся представиться и назвать имена владельцев новой площадки. «Музей нисколько не опозорит город. В нем нет пропаганды алкоголизма. Мы не говорим, что пить спиртное — это полезно, мы рассказываем об истории возникновения спирта. Это не заведение, которое выходит за рамки закона и норм морали», — продолжил представитель музея самогона. По его словам, аналогичный музей работает в Санкт-Петербурге и Беларуси. «БИЗНЕС Online» поинтересовался, будет ли в музее проходить дегустация алкоголя. «Дегустация в планах есть, но дело это добровольное... за отдельную плату», — уклончиво ответил собеседник. «Лицам, не достигшим совершеннолетия, дегустация, конечно, запрещена», — добавил мужчина. Открыться точка должна в конце февраля.

Кстати, на симпатичном сайте музея самогона представлен прейскурант цен на билеты в музей и статьи об истории самогона. Бесплатно в него смогут попасть одиночные посетители: ветераны ВОВ, военнослужащие срочной службы, дети-сироты, дети-инвалиды, престарелые граждане из домов-интернатов и дети до 6 лет. По так называемому льготному билету за 150 рублей в эпатажное заведение попадут дети от 7 до 17 лет, студенты-очники, пенсионеры и инвалиды. Остальным простым смертным вне этого списка придется заплатить 250 рублей за билет.

«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЭТО МУЗЕЙ»

Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор музея самогона в Санкт-Петербурге Кирилл Брага, он никакого отношения к аналогичному музею в Казани не имеет, за консультациями к нему также никто не обращался. Что касается недовольства мусульманского духовенства в Татарстане, Брага обращает внимание на то, что в России живут не только мусульмане. В Питере организаторы музея с подобными проблемами не сталкивались.

Что касается реакции властей, то они получили обращение центра «Иман», но пока не готовы публично озвучить свою позицию по отношению к частному проекту музея самогона. «Я не думаю, что это музей. Под видом музея пытаются такое сделать. Такое сейчас очень часто практикуется — музей детства, музей счастья и тому подобные проекты. К музеям они не имеют никакого отношения», — при этом отметил в разговоре с нашим корреспондентом высокопоставленный чиновник республиканского культурного ведомства.

Стоит вспомнить и о прецедентах, когда под давлением общественности были закрыты те или иные питейные заведения в Казани. Так, в начале 2000-х союзу мусульманок «Муслима» во главе с Альмирой Адиатуллиной при поддержке общественности удалось уговорить Минтимера Шаймиева убрать пивной бар «Раки», который располагался перед стенами Казанского кремля. Аргументация активисток носила следующий посыл: пивной бар «Раки» на фоне мечети «Кул Шариф» оскорблял религиозные чувства. Власти тогда пошли на уступки — бар «Раки» был снесен.

Пивной бар «Раки» на фоне мечети «Кул Шариф» оскорбляли религиозные чувства мусульман В начале 2000-х союзу мусульманок «Муслима» при поддержке общественности удалось уговорить Шаймиева убрать пивной бар «Раки», который располагался перед стенами Казанского кремля Фото: Владимир Зотов

«ЕСЛИ ЭТО МУЗЕЙ О ЖИЗНИ, ЕСЛИ ОН ПРАВИЛЬНО ПОДАН, ТО Я ЛИЧНО НЕ ВИЖУ КАКИХ-ТО ВОПРОСОВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что не стоит нагнетать ситуацию вокруг еще не открывшегося заведения в центре Казани.

Рустем Валиахметов — директор музея социалистического быта:

— Важна суть открытия музея, если это история какого-то древнего промысла, которая красиво подана. Я не думаю, что там обязательно должны призывать всех начать варить самогон и потреблять его. Это может быть рассказ об истории чего-либо, ведь самогоноварение не было изначально каким-то преступным промыслом, это было частью жизни людей. Если это музей о жизни, если он правильно подан, то я лично не вижу каких-то вопросов. Вообще, любой музей интересен, его появление — это уже событие. Это очередной музей для Казани, а музей играет роль привлекательности для города, несет воспитательную и развлекательную функцию. Я не вижу тут проблем.

Римзиль Валеев — журналист, общественный деятель:

—  Я никакого значения этому не придаю. Не думаю, что данный факт достоин того, чтобы устраивать какие-то дискуссии или противостояния, потому что спиртные напитки, их использование — это совершенно отдельная тема. Этот факт не имеет никакого отношения к религиозным убеждениям, я это рассматриваю как технологию изготовления отдельных продуктов, которым занимается значительная часть населения. Я думаю, что это должно беспокоить монополистов, а именно «Татспиртпром», государственные структуры по изготовлению спиртных напитков и органы сертификации, а также налоговую систему. К исламу это никакого отношения не имеет. То, что будут пускать детей? Я не думаю, что детям интересен химический состав изготовления самогона. Смотря какая интерпретация — изготавливать спиртные напитки в частном порядке, реализовывать или употреблять их? Тут уже возникают вопросы законности, нарушения каких-то нормативных актов и норм морали.

Человека, который отрицает употребление спиртных напитков, ничто не заставит и не помешает сохранить его убеждения. Наоборот! Неплохо бы в таких и других местах объяснять пагубные последствия спиртоупотребления. А сам факт наличия спиртных, наркотических, табачных изделий — это совершенно отдельная коммерческая и производственная тема. Поэтому надо заниматься воспитанием людей, убеждать отказаться от вредных привычек и объяснять пагубные последствия воздействия химических и других элементов. Разговор или бум вокруг темы, наоборот, рекламирует это. В данном случае даже этот разговор рекламирует будущий музей! Какой это музей? В очень многих домах имеет место технология самогоноварения. Но это не мешает тому, что даже в семьях выпивающих или изготавливающих людей вырастают абсолютные трезвенники. Надо больше укреплять мораль. Куда вреднее смотреть, когда в кино популярные персонажи поддают виски, коньяк, самогон для передачи состояния стресса или глубокого горя, переживаний.