«Минувший год был сложным для всей страны, — сказал Ильсур Метшин. — Каждый день сталкивались с новыми трудностями. Однако вызовы 2022 года не смогли остановить поступательное социально-экономическое развитие Казани. Благодаря слаженной работе всех уровней власти, по итогам 2022 года Казань осталась растущим городом. Это касается и демографии, и экономики, и развития городской инфраструктуры» «Минувший год был сложным для всей страны, — сказал Ильсур Метшин. — Благодаря слаженной работе всех уровней власти по итогам 2022-го Казань осталась растущим городом. Это касается и демографии, и экономики, и развития городской инфраструктуры» Фото: Сергей Елагин

Первый год спецоперации: «Трудности, связанные с СВО, — это мотивация работать лучше, больше, самоотверженнее!»

Сегодня в Казанской ратуше депутаты Казгордумы с участием президента РТ Рустама  Минниханова подводили итоги 2022 года для столицы республики. Центральным стал доклад мэра города Ильсура Метшина, который впервые начал не с экономических показателей, а с рассказа о помощи мобилизованным казанцам и жителям Лисичанска. По словам градоначальника, на призыв властей откликнулись тысячи казанцев и 351 предприятие, под эгидой фонда «Добрая Казань» собрано 725 т продукции, отправлено 38 фур.

«И это далеко не все. Знаем, что предприятия и люди отправляли помощь через другие фонды и каналы, сами возили продукты и вещи в опасные зоны, — сказал Метшин и поблагодарил всех и каждого за добрые дела. — Спасибо и бабушкам, вязавшим носки, и сварщику, сделавшему в собственном гараже буржуйки, и бизнесменам, отправлявшим „КАМАЗы“ вещей и продуктов в помощь людям».

Создали в городе и региональный комитет семей воинов Отечества, который возглавила Ангелина Галимова. Сегодня муж и зять Галимовой участвуют в СВО. «Сердце и душа болят не только за близких, но и за всех ребят, которые находятся там», — сказала дрожащим голосом Галимова, выступая на сессии. К 23 Февраля комитет отправил в зону СВО свыше 3 тыс. открыток с пожеланиями школьников.

В Казани создали региональный комитет семей воинов отечества, который возглавила Ангелина Галимова. Сегодня муж и зять Галимовой участвуют в СВО В Казани создали региональный комитет семей воинов Отечества, который возглавила Ангелина Галимова. Сегодня муж и зять Галимовой участвуют в СВО Фото: Сергей Елагин

Комитет занимается и тем, что собирает вещи, которые нужны воинам. Военные остро нуждаются в:

  • автомобилях высокой проходимости и запчастях;
  • тепловизорах;
  • биноклях ночного видения;
  • усиленных рациях;
  • генераторах;
  • квадрокоптерах.

«Перечисленные потребности трудно закрыть в рамках гражданской гуманитарной помощи, — сказала Галимова. — Штаб постоянно ищет возможности покупки и отправки. Призываю всех небезучастных помогать нашим бойцам».

Поддержку семей мобилизованных, ветеранов, семей погибших бойцов укрепит государственный фонд, который создадут, согласно поручению президента РФ Владимира Путина, «без казенщины и бюрократии».

«В Казани начали эту работу уже осенью прошлого года. Связались с каждой семьей военнослужащего для выяснения актуальных потребностей, приняли целый блок решений для поддержки детей участников СВО», — говорил Метшин.

На призыв о помощи мобилизованным казанцам и жителям Лисичанска откликнулись тысячи горожан и 351 предприятие, под эгидой фонда «Добрая Казань» собрано 725 т продукции На призыв о помощи мобилизованным казанцам и жителям Лисичанска откликнулись тысячи горожан и 351 предприятие, под эгидой фонда «Добрая Казань» собрано 725 т продукции Фото: «БИЗНЕС Online»

Неформальным городским центром помощи мобилизованным и их семьям стал открытый в прошлом году коворкинг АНО «Добрая Казань», который объединил под одной крышей представителей 112 благотворительных сообществ. Психологическими консультациями, групповой терапией занимались в 10 обновленных центрах психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Доверие». Детей мобилизованных город обеспечил бесплатным двухразовым горячим питанием в школах и детсадах, бесплатным же проездом в общественном транспорте и посещением культурных и спортивных учреждений. Семьи мобилизованных освобождены от оплаты посещения и питания в детских садах.

«Связь с семьями участников СВО, реальная забота о них должны осуществляться по приоритетному, а не по остаточному принципу! — сказал Метшин, обращаясь к работникам социального блока и районных администраций. — Не надо воспринимать это как дополнительную нагрузку — это долг города перед теми, кто сейчас отстаивает будущее нашей Родины. Сегодня каждый должен осознать: трудности, связанные с СВО, — это не повод хуже работать. Наоборот, это мотивация работать лучше, больше, самоотверженнее! Другого не дано».

Прокомментировал тему спецоперации и президент РТ. «К большому сожалению, есть погибшие и раненые, — сказал Минниханов и оценил роль государственного фонда, который создадут по поручению Путина. — Создание фонда не снимает с нас ответственности за это направление работы. Муниципалитеты, субъект, компании будут также активно вовлечены в эти вопросы».

Комментируя результаты, Рустам Минниханов (справа) поставил цель сохранить социально ориентированные проекты и отметил важность налоговых сборов. Недоимка по Казани уже составляет 7,5 млрд рублейФото: Сергей Елагин

Санкциям назло: промпроизводство и зарплаты выросли, бюджет исполнен без дефицита, работают антикризисные программы

Далее мэр перешел к вопросам городского хозяйства. «Минувший год был сложным для всей страны, — сказал Метшин. — Каждый день сталкивались с новыми трудностями. Однако вызовы 2022 года не смогли остановить поступательное социально-экономическое развитие Казани. Благодаря слаженной работе всех уровней власти по итогам 2022-го столица РТ осталась растущим городом. Это касается и демографии, и экономики, и развития городской инфраструктуры».

Город поддержал бизнес во время кризиса:

  • мораторием на штрафы;
  • бесплатным размещением летних веранд;
  • отсрочкой платежей по установке и эксплуатации рекламных конструкций;
  • льготным режимом работы муниципальных парковок.

Средняя заработная плата в Казани за 2022 год выросла на 9% до 53,8 тыс. рублей, на средних и крупных предприятиях зарплата за 11 месяцев 2022-го увеличилась на 13,9% до 63 тыс. рублей.

Валовый территориальный продукт по итогам года ожидают на уровне 2021-го, при этом на долю малого бизнеса придется 42,2%. «Это очень достойный результат», — отметил Минниханов.

Индекс промышленного производства за год вырос на 9,7%, объем отгруженной продукции увеличился на 11% до 644 млрд рублей. Объем инвестиций увеличился на 5% до 252 млрд рублей, оборот розничной торговли по итогам 9 месяцев зафиксирован на отметке 502 млрд рублей.

«Санкционное давление и уход иностранных компаний послужили стимулом для отечественных разработок оборудования и комплектующих, в том числе для таких гигантов, как „Казаньоргсинтез“, Казанский вертолетный завод, Казанский авиационный завод, завод „Элекон“», — сказал Метшин.

Заметный рост производства показали казанские производители резиновых и пластмассовых изделий — на 42,8%, машин и оборудования — на 34,3%, химической отрасли — на 21,5%, а также пищевых продуктов — рост на 30,5%.

В итоге с территории города собрали 272,3 млрд рублей налоговых доходов, что на 28% больше аналогичного показателя 2021 года. В федеральный бюджет перечислили 44,3% налогов — 120,5 млрд рублей, в бюджет Татарстана — 49,1%, или 133,7 млрд рублей. Менее 7% собранных налогов, или 18 млрд рублей, осталось в городском бюджете. Бюджет города по доходам в 2022 году составил 39,8 млрд рублей, что на 22% больше изначального параметра в 32,6 млрд рублей. Главный прирост произошел благодаря налогу на доходы физических лиц — более 1 млрд рублей и специальных налоговых режимов — плюс 573 миллиона. По словам Метшина, это отражает положительную динамику заработной платы и доходов малого и среднего бизнеса. Например, число самозанятых за 2022 год в Казани выросло на 40% до 81 тысячи.

Комментируя эти результаты, Минниханов поставил цель сохранить социально ориентированные проекты. «Видим в начале года замедление. Приняты изменения в налоговом законодательстве по нефтяной промышленности, санкционные вопросы по реализации продукции усложняют ситуацию», — сказал он, отметив и важность налоговых сборов. Недоимка по Казани уже составляет 7,5 млрд рублей.

Айдар Абдулхаков: «Инвестирование в общественный транспорт — это вклад в будущие поколения» Айдар Абдулхаков: «Инвестирование в общественный транспорт — это вклад в будущие поколения» Фото: Сергей Елагин

«Ни скорости, ни комфорта для пассажиров»: автобусникам Казани надо 4,2 млрд рублей, электротранспорту — 4,5 млрд рублей

Остро прозвучала на сессии проблема общественного транспорта. В Казани 36% городских автобусов подлежат замене, на эти цели нужно 4,2 млрд рублей. «Почти две трети пассажиров перевозятся на 732 автобусах. 263 из них полностью выработали свой ресурс и подлежали замене еще в прошлом году, но средств на это не нашли», — продолжал Метшин.

Ежедневно в будни общественным транспортом пользуются более 650 тыс. пассажиров, или каждый второй житель. В прошлом году всеми видами общественного транспорта перевезли 221 млн пассажиров, что на 7% больше, чем в 2021-м, но на 15% ниже, чем в 2019 году. При этом уровень автомобилизации вырос на 12% до 359 машин на 1 тыс. жителей.

«Еще в 2006 году, на 10 лет предвосхитив федерального законодателя, в Казани впервые в России запустили кардинальную реформу общественного транспорта. С тех пор столица РТ занимала лидирующие позиции в рейтингах качества общественного транспорта. К нам приезжали за опытом представители едва ли не всех городов и регионов страны», — напомнил Метшин. Отставание в обновлении подвижного состава, износ инфраструктуры и устаревшая транспортная схема привели к падению спроса на услуги общественного транспорта. В доказательство мэр привел жалобы на качество транспортного обслуживания от жителей города. «От жителей жилых комплексов „Весна“ и „Светлая долина“ только за 2022 год поступило более 120 обращений. На автобусных маршрутах №70 и 71 эксплуатируется всего 11 единиц подвижного состава с интервалом движения от 11 до 40 минут, и выбраться с Мамадышского тракта в часы пик становится трудной задачей, — привел он пример. — Нам очень важно переломить эту ситуацию».

Михаил Блинкин: «Ни один город мира не придумал ничего нового, кроме выплаты компенсаций»

О проблемах наземного электротранспорта подробно рассказал директор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков. Недоремонт хозяйства составляет 4,5 млрд рублей. Например, по нормативу МУП должен был уже трижды поменять пути на улице Беломорской и Сибирском тракте — там рельсы положили в 1962 и 1966 годах соответственно. На Гвардейской пути не меняли с 1974-го.

«По этим изношенным, волнообразным рельсам продолжают ходить новые трамваи, — озвучил проблему Абдулхаков. — Это сродни тому, как на автомобиле премиум-класса ездить по бездорожью, ямам и ухабам. Ни скорости, ни комфорта для пассажиров».

Простой наземного электрического транспорта Казани из-за обрыва контактной сети, выхода из строя кабельной линии, сбоя тяговых подстанций за прошлый год составил 174 часа, или 7 дней. «Пассажир теряет не только время в пути, но и уверенность в надежности общественного транспорта», — говорил Абдулхаков.

Ильсур Метшин о бедах сетей и путей на 4,5 миллиарда: «Назрел вопрос капитального ремонта»

В прошлом году текущий ремонт путей провели на 43 км из 132, капитально отремонтировали разворотные петли на улице Гвардейской и у речного порта, кривую в Соцгороде. Результаты ощутимые — за 2022-й число сходов трамваев снизилось на 64% до 24 случаев, количество простоев по вине энергохозяйства сократилось на 30% до 167 случаев. Этого недостаточно.

На общественный транспорт за 2022 год потратили 400 млн, а на ремонт и строительство дорог Казани — 28 млрд рублей. «Однако уровень загруженности дорог в пиковые часы сохраняется на уровне 8–9 баллов», — говорит Абдулхаков.

По оценкам экспертов, пользователи общественного транспорта в среднем тратят четыре года жизни на ожидание поездки при нормативной скорости трамвая 22 км/ч, а троллейбуса — 24 км/ч. Казань по этому показателю отстает. Средняя скорость казанского трамвая — 15 км/ч, а троллейбуса — 16 км/ч. «Наши пассажиры теряют на два года больше», — констатировал Абдулхаков.

Нельзя сказать, что общественный транспорт не поддерживают. В этом году за счет бюджета РТ «Метроэлектротранс» заменит изношенные на 100% колесные пары пяти 17-летних электропоездов метрополитена, купит 25 новых троллейбусов за 642 млн рублей и 3 трамвайных кузова — это дешевле покупки новых вагонов. Теперь надо найти 4,2 млрд рублей на новые автобусы и 4,5 млрд на хозяйство электротранспорта.

«Инвестирование в общественный транспорт — это вклад в будущие поколения», — продолжал Абдулхаков. И попросил Минниханова помочь обновить автобусный парк Казани и электротранспортное хозяйство.

Отклик Минниханова на транспортные просьбы города оказался немногословным. «Серьезные вопросы, растет количество жалоб, — согласился президент РТ. — Горожане недовольны нехваткой подвижного состава, особенно на пригородных маршрутах, переполненностью транспорта в часы пик. Есть вопросы по некорректному поведению водителей и кондукторов. Есть системные проблемы, где нужны серьезные инвестиции, но и по организации движения есть серьезные вопросы, на которые надо обратить внимание».

Начали реконструкцию аварийного моста через озеро Кабан, которую завершат в этом году Начали реконструкцию аварийного моста через озеро Кабан, которую завершат в этом году Фото: metshin.ru

В 2023 году отремонтируют 29 казанских улиц, а также мосты через Киндерку и Сухую реку, в поселке Куземетьево

Креативно осветили проблему автомобильных пробок на Горьковском шоссе. В ролике из первых уст картину расписали члены семьи работника исполкома Ильдара — тетя Света и дядя Азат, которые живут в Залесном. «А так как Горьковское шоссе ремонтируется, то они много, очень много проводят времени в пробках», — вещал закадровый голос Ильдара, пока герои ролика завтракали, смотрели сериал «Белые цветы» и спали в салоне авто. А Света еще успевала ругаться с мэрией из-за пробок. «Совсем скоро ремонт закончится, и они будут доезжать до нас еще быстрее», — говорил закадровый голос.

«Это, не побоюсь сказать, самый весомый подарок не только для казанцев и жителей соседнего города и всего Зеленодольского района, но и для многочисленных гостей нашей республики из соседних регионов», — не скрывал важность дороги и мэр Казани.

Реконструируют не только Горьковское шоссе. Продолжают строить и Вознесенский тракт, запланированный генеральным планом 1969 года. После сдачи в эксплуатацию в 2024-м эта вылетная магистраль разгрузит Мамадышский тракт и позволит развивать и застраивать  новые территории от Салмачей до Дербышек.

За прошлый год в городе:

  • реконструировали участок Большого казанского кольца на ул. Меховщиков;
  • расширили ул. Осиновскую; 
  • начали реконструкцию аварийного моста через озеро Кабан, которую завершат в этом году;
  • отремонтировали 62 участка улиц площадью 1 млн. кв. метров.

В 2023 году отремонтируют 29 казанских улиц площадью 300 тыс. кв. м, а также мосты через Киндерку и Сухую реку, в поселке Куземетьево.

«Благодарю вас, Рустам Нургалиевич, как председателя комиссии Госсовета России по строительству, ЖКХ и городской среде, за ваши усилия — наконец-то нас услышали», — радовался Метшин старту федеральной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. И напомнил о болячке города — за последние два года на сетях водоснабжения в Казани произошло более 2,5 тыс. аварий. Сети изношены более чем на 70%, а бо́льшая часть трубопроводов отслужила нормативный срок 10 и более лет.

Городские власти подготовили 7-летнюю программу развития пригородных поселков, которую уже передали на рассмотрение правительству Татарстана (на фото Салмачи) «Инфраструктура поселков заметно отстает не только от стандартов многоэтажной Казани, но и от качества жизни абсолютного большинства райцентров республики. И решить этот ворох проблем силами одного города невозможно» (на фото: поселок Салмачи) Фото: «БИЗНЕС Online»

Город подготовил 7-летнюю программу «Поселок», курс на мастер-план агломерации

Не менее громко прозвучала и проблема поселков. В 97 жилых массивах в границах Казани проживают 215 тыс. человек — это как три Елабуги или два Зеленодольска. Почти треть вновь строящегося жилья в столице РТ приходится на частный сектор. Например, Салмачи за 25 лет выросли в 10 раз.

«В жилых массивах, пригородах копятся проблемы. Люди, являясь такими же горожанами, требуют от нас столичных условий проживания — качественных дорог, надежного ресурсоснабжения, транспортной доступности, обеспеченности социальными объектами, — говорил Метшин. — Инфраструктура поселков заметно отстает не только от стандартов многоэтажной Казани, но и от качества жизни абсолютного большинства райцентров республики. И решить этот ворох проблем силами одного города невозможно».

Городские власти подготовили 7-летнюю программу развития пригородных поселков, которую уже передали на рассмотрение правительству Татарстана, объявил Метшин. Программу «Поселок» планируют увязать с инвестиционными проектами Сетевой компании, «Газпрома» и «Водоканала».

«На периферии города с каждым годом растет нагрузка на транспортную, социальную инфраструктуру, не хватает рабочих мест, — согласился с наличием проблемы Минниханов. — Эти нюансы надо учесть при разработке мастер-плана Казанской агломерации, который подготовят в текущем году. Поручение дано Институту пространственного планирования. Мэрии города с администрациями пригородных районов необходимо организовать тесную работу с институтом. Видим проблемы из-за несбалансированности». 

«Капремонт домов, дворы, системные транспортные, инфраструктурные проблемы — если будет понятно, как это будет двигаться, я думаю, что с людьми можно разговаривать», — отметил глава республики. Нашлось место и чувствам. «Мы гордимся нашей столицей, и пусть она всегда будет такой», — заявил Минниханов, добавив, что ряд проблем за раз не решить, поэтому попросил у горожан время на исправление ситуации. «Чем лучше работаем, тем больше требуют», — поставил философскую точку в выступлении президент РТ.