Рустам Минниханов сегодня поставил точку в многолетнем споре ФАР и исполкома Казани, разрешив муниципалитетам штрафовать водителей за парковку на зеленой зоне. Юристы федерации сдаваться не намерены, но признают, что битва уже проиграна: сам закон отменить не удастся, остается довольствоваться ролью «санитаров леса», которые локальными победами в оспаривании штрафов укажут законодателю на пробелы в документе. Эксперты «БИЗНЕС Online» убеждены, что вводить запреты на парковки следует поэтапно.
В апреле 2016 года Казгордума обратилась в Госсовет РТ с предложением внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях РТ и разрешить использовать во дворах систему автоматической фиксации «Паркон»
ФАР ПОТЕРПЕЛА ФИАСКО В БОРЬБЕ С МЭРИЕЙ ЗА ПРАВО ВЗЫМАТЬ ШТРАФЫ ЗА ПАРКОВКУ НА «ЗЕЛЕНКЕ»?
Президент РТ Рустам Минниханов одним росчерком пера даровал право муниципалитетам республики штрафовать автомобилистов за парковку на зеленой зоне, детских площадках и хозплощадках на придомовой территории. Соответствующий закон сегодня был опубликован на сайте кабинета министров, а принят Госсоветом РТ еще 20 февраля. Поправки в республиканский КоАП, которые вступят в силу через 10 дней, узаконят право муниципалитетов штрафовать за парковку на «зеленке». Размер штрафов, выписываемых без протокола, составит 2−3,5 тыс. рублей для физлица, 5−20 тыс. рублей — для должностного лица, от 50−100 тыс. рублей — для юрлица.
Исключение сделано для юридических и физлиц, которые припарковались на цветнике для того, чтобы «предотвратить противоправное деяние» или ликвидировать «последствия аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций». Сюда относится случаи, когда водитель действовал в интересах обеспечения безопасности граждан, следил за функционированием объектов жизнеобеспечения или выполнял оборонные мероприятия и охранял общественный порядок.
Принятию законопроекта в феврале предшествовали жаркие дебаты в Госсовете. Презентовавший его замглавы комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов рассказал, что документ был подготовлен по личному предложению мэра Казани Ильсура Метшина, а взысканные штрафы пойдут в муниципальный бюджет.
Напомним, судебный спор на почве запрета парковок на «зеленке» разгорелся между федерацией автовладельцев России (ФАР) и исполкомом Казани вокруг изменений в правила благоустройства Казани, которые были приняты в 2015 году, а заработали только в 2016-м. Два новых пункта правил запрещали движение и парковку на газонах, территориях с зелеными насаждениями и детских площадках в любое время года. В апреле 2016 года Казгордума обратилась в Госсовет РТ с предложением внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях РТ и разрешить использовать во дворах систему автоматической фиксации «Паркон». Муниципальное управление административно-технической инспекции (УАТИ) было кровно заинтересовано как в сохранении зеленых зон в городе, так и в пополнении городской казны, а автоматика процедуру сильно упрощала: после объезда дворов и улиц нарушители получали «письма счастья» и оплачивали штрафы. Зеленая это зона или нет, «Паркон» определяет по координатам GPS. В автоматике заложен и минус системы — далеко не всегда такая «зона» определяется визуально, автомобилисты могут без задней мысли поставить машину на укатанную землю без единой травинки и бордюра.
Исключение сделано для юридических и физлиц, которые припарковались на цветнике для того, чтобы «предотвратить противоправное деяние» или ликвидировать «последствия аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций»
Однако защитникам автомобилистов эти решения не пришлись по сердцу, и в начале 2017 года Верховный суд РТ по иску федерации признал такие взыскания незаконными, а в мае 2017 года решение после обжалования исполкомом устояло в Верховном суде РФ. Таким образом, с 24 мая 2017 года мэрия лишилась права выписывать штрафы за парковку на газонах и детских площадках. Однако торжество фаровцев длилось недолго. Ситуация вновь изменилась после принятия 29 декабря 2017 года изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В законе прописано, что правила благоустройства территории муниципального образования «могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, организации озеленения территории муниципального образования <...>, а также осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования».
«МЫ НЕ НАЦЕЛЕНЫ НА ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, НАШ МОТИВ — ЭТО ЧИСТОТА И ПОРЯДОК»
Отметим, что накануне по итогам утреннего совещания в исполкоме города начальник УАТИ Казани Альфир Шамсутдинов рассказал о том, что после подписания документа инспекция начнет фиксацию нарушений лишь со сходом снега, когда будет ясно, где эта самая зеленая зона находится. «Пока находимся, как говорится, на низком старте», — ответил вчера Шамсутдинов на вопрос «БИЗНЕС Online».
Альфир Шамсутдинов: «Мы поработали с жилищными компаниями по ограждению территорий, высадке деревьев, кустарников, чтобы не допускать самого факта заезда на зеленые зоны»
В УАТИ рассчитывают охватить весь город уже имевшимися до решения Верховного суда средствами фиксации нарушений (всего в городе четыре автомобиля со средством автофиксации нарушения «Дозор»). По словам Шамсутдинова, в городе уменьшилось и количество территорий, где такое правонарушение может быть зафиксировано. «Мы поработали с жилищными компаниями по ограждению территорий, высадке деревьев, кустарников, чтобы не допускать самого факта заезда на зеленые зоны», — описал Шамсутдинов меры по снижению напряженности.
В «Народном контроле» ранее даже была рубрика, в которую можно было пожаловаться на машины, припаркованные в зеленой зоне. Но после решения ВС РТ ее убрали. «Нам это неважно, мы не нацелены на штрафные санкции, — заверил начальник УАТИ на вопрос о том, сколько управлению хотелось бы собирать средств ежегодно за парковку в зеленой зоне. — Это не мотив нашей работы. Наш мотив — чистота и порядок. Это критерий оценки нашей работы, он не денежный. Мы к этому никогда не стремились и не стремимся».
«Я БУДУ В СУДЕ ВЫСТУПАТЬ В РОЛИ «САНИТАРА ЛЕСА»
В ФАР сдаваться на милость победителю как будто бы не намерены, но признают, что борьба завершена. «Как будто специально ждали, чтобы выборы прошли, чтобы народ зря не возмущать, потому что часть автомобилистов тогда голосовали бы против нынешнего президента, — прокомментировал в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ появление подписанного закона юрист федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. — Мы готовы и дальше судиться, но идти немного по другому пути. Так как мы не можем просто так иск подать против этого закона, потому что он ничему не противоречит и ничего не нарушает, подождем, когда появятся первые оштрафованные, тогда подадим иск от их имени за незаконное привлечение к ответственности. На этом основании штрафы будем обжаловать».
Инспекция начнет фиксацию нарушений лишь со сходом снега, когда будет ясно, где эта самая зеленая зона находится
Копвиллем заявил, что готов безвозмездно представлять в суде интересы первого человека, который обратится в ФАР за защитой. Вместе с тем добиться отмены самого закона собеседник «БИЗНЕС Online» не рассчитывает. «Это не то что бесполезная борьба, но нам ясно, что она приведет к проигрышу», — признал он. Копвиллем пояснил, что как юрист он будет оспаривать конкретные штрафы, опираясь на пробелы в законодательстве. «Я буду в суде выступать в роли „санитара леса“, работать на усовершенствование закона — указывать: „Вот вы тут недосмотрели, этого не учли“. Но в случае успешного оспаривания штрафа законодатель будет эти дырки закрывать. Сам закон мы обжаловать не сможем».
О некоторых белых пятнах в подписанном президенте РТ законе он рассказал нашему корреспонденту. «Например, непонятно, что означает формулировка „хозяйственные дворы“ — мы даже на бытовом уровне не сможем это объяснить, и она нигде не прописана, и обжаловать штрафы, выписанные на этой территории, ничего не стоит, — отметил Копвиллем. — Есть вопрос и по придомовой территории. Так, собственники квартир в многоквартирном доме на основании Жилищного кодекса могут сами определить площадку для детей или для парковки автомобилей, никакой муниципалитет не имеет право штрафовать тех, кто в отведенном для этого месте во дворе припарковал автомобиль, если так решили собственники дома. Так что и тут элементарно штрафы отбиваются».
По данным с января по июль 2016 года, когда работала система автоматической фиксации «Паркон», было составлено 8 тыс. протоколов за парковку автомобилей на зеленых зонах с помощью фотофиксации нарушений. Сумма наложенных штрафов составила 42,3 млн рублей. «Я тоже против, чтобы портили насаждения или деревья, но система заточена на то, чтобы собирать штрафы, я думаю, в год она будет приносить 50–60 миллионов рублей — примерно столько же денег приносят платные парковки, — рассказал он. — Зеленую зону можно огородить, поставить разноцветные металлические дуги. Это будет и на экологию работать, и эстетично смотреться. И стоит копейки, а штрафовать надо тех, кто умудряется заехать на закрытые для этого территории, это доказывает у таких водителей злой умысел, вот таких надо штрафовать».
«ФИЗИЧЕСКАЯ ПРЕГРАДА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАБОРОМ»
Мария Леонтьева, координатор центра прикладной урбанистики Казани, уверена, что проблемой сохранения зеленых зон является не то, что на них паркуются автомобили, это скорее следствие. «Проблема в том, что многие рекреационные зоны в Казани не являются таковыми согласно земельному законодательству. В Казани большинство градостроительных конфликтов возникает как раз вокруг зон, которые де-факто являются рекреационными для граждан, а де-юро не являются никакими, то есть являются муниципальными или землями с невыясненными статусом пользования», — говорит Леонтьева. В пример она приводит ситуацию на Дубравной или с озером на Серова. Также координатор центра прикладной урбанистики отмечает, что сегодня совершенно непонятно, каким образом и кем будут определяться сами зеленые зоны.
Что касается решения вопроса парковок в городе, эксперт считает, что не все меры должны быть репрессивными, проблему можно решать совершено разными способами. «Более гуманный, европейский подход заключается в том, чтобы сделать это при помощи живых изгородей, арт-объектов и так далее, а также грамотно организовать маршруты движения транспорта и сценарии использования зеленых зон. В этом случае парковаться в них люди будут меньше, может быть, они даже технически подъехать к ним не смогут. Физическая преграда не обязательно должна быть забором» — считает Леонтьева. Ведь дело не в том, чтобы закрыть доступ, а в том, чтобы воспитать культуру горожанина парковаться в тех местах, которые для этого предназначены, добавляет она.
«Парковка — это следствие. Если мы не купируем причину — что людям некуда ставить машину, что люди не готовы пока платить деньги за платные парковки или что таких парковок недостаточно, а купируем следствие, то причина не исчезнет, люди просто начнут ставить машины куда-то еще», — говорит Леонтьева. Урбанист приводит в пример автомобилистов, которые приехали купаться на озеро Глубокое и ставят машину где-то на обочине. По ее мнению, это происходит не потому, что люди — это «злобные нарушители природы», а потому, что рядом просто нет возможности поставить машину. Отсюда — важность правильного проектирования парковочных зон. «В какой-то степени здесь есть перенос с больной головы на здоровую: давайте запретим парковаться в этом месте, но не подумаем о том, почему люди так поступают», — удивляется Леонтьева.
В Казани озеленение составляет только 11–13% — этого недостаточно. Потому, как считает специалист, для создания действенной системы по сохранению зеленых зон нужно «сначала обеспечить достаточное количество парковочных мест, потом приучить людей ими пользоваться, а уже затем приступать к репрессивным мерам». Есть и еще один момент — воспитательный: люди относятся к городской территории как к общей собственности и не стараются ее беречь, а вот если бы было сформировано хозяйское отношение, то, может быть, и штрафы не понадобились бы.
Дмитрий Иванов, заместитель директора Института проблем экологии и недропользования АН РТ, считает, что вводить запреты на парковки нужно, но делать это следует поэтапно. «Как гражданин считаю, что у нас творится безобразие во дворах — люди ставят свои транспортные средства на зеленые зоны, которых, по сути, нет. Но в то же время я думаю, что, пока мы не создадим нормальных условий для парковки, наверное, так и будет продолжаться», — говорит он.
Что касается жестких мер наказания, то он считает их оправданными, поскольку практика борьбы с нарушениями на дорогах показывает — пока не были введены высокие штрафы, например, за перевозку детей без автокресла, проблемы не решались. Понятно, что не все зеленые зоны, обозначенные на карте, являются таковыми, соглашается эколог, часто это просто земля без единой травинки. «Не везде эти зоны можно назвать зелеными, на них как минимум должны быть зеленые насаждения, деревья, кустарники, газон, цветы. Но где-то здесь мы и сами виноваты, тот же Горзеленхоз вкладывает средства — посеял газон, а мы на следующий день по этому газону идем. Пока сами мы внимательно не будем относится к этим зонам, ничего не будет», — возмущается он, добавляя, что экологической культуры у горожан должно быть больше. «Заборчики? Почему нет? Если бы стоял забор, машины бы туда не поехали. Он должен быть низенький, зеленый, должны быть проходы для пешеходов, но не для машин. Должно появиться некое табу: здесь нельзя. И нужно, конечно, обеспечивать автомобилистов парковочными местами», — говорит Иванов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 669