«Эти нововведения приведут к увеличению числа взяток, это да, потому что, чтобы не быть лишенным прав, водитель будет предлагать взятку», — считают оппоненты опубликованного сегодня проекта поправок в КоАП, который ужесточает штрафы для автомобилистов. Сторонники же говорят, что штрафы в 500 рублей никого не останавливают и надо ориентироваться на опыт Европы, где наказания драконовские. О странностях и пробелах документа — в материале «БИЗНЕС Online».
Новый проект КоАП предлагает ввести накопительную систему проступков — аналог советских «проколов». Например, водителя могут лишить прав, если он совершил три грубых нарушения ПДД
штрафы для автолихачей могут поднять в 6 раз, а «автовампиров» будут наказывать повторно
Главной новостью сегодняшнего дня стали поправки в кодекс об административных правонарушениях, которые опубликовал минюст РФ. Недобросовестным водителям в проекте документа, с которого начал свое «правление» новый министр Константин Чуйченко, уделено особое внимание. Самый сильный удар законодатель намерен нанести по кошелькам любителей быстрой езды. В новой редакции статья 21.9 КоАП «Превышение установленной скорости движения» предписывает взыскивать с водителей 3 тыс. рублей штрафа за превышение скорости движения на 20–40 км/ч (сейчас это 500 рублей), 4 тыс. рублей штрафа за превышение скорости на 40–60 км/ч (сейчас от 1 до 1,5 тыс.), 5 тыс. рублей штрафа или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев для любителей превысить более чем на 60 км/ч (сейчас от 2 до 2,5 тыс. рублей). Рецидивистов ждет уже 10 тыс. рублей штрафа или лишение прав на год. Мало приятного уготовила для любителей полихачить новая статья 21.30 «Опасное вождение» — штраф в 5 тыс. рублей.
На категорию водителей, которые не считают преступлением сесть за руль навеселе, рассчитано увеличение штрафа за отказ от медицинского освидетельствования — с 30 до 40 тыс. рублей. Также за это могут лишить прав на срок до 3 лет.
Новый проект КоАП предлагает ввести накопительную систему проступков — аналог советских «проколов». Так, например, водителя могут лишить прав на срок до полутора лет, если он совершил три грубых нарушения ПДД. В их числе проезд на красный свет светофора, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч, отказ уступить дорогу автомобилю с преимуществом в движении, поворот или разворот в местах, запрещенных знаками, а также разворот или движение задним ходом в запрещенном месте.
Также впервые вводится штраф за повторное управление автомобилем с чрезмерной тонировкой — 3 тыс. рублей. Санкции для «автовампиров», которые попались впервые, также предлагается ужесточить — штраф может вырасти с 500 рублей до 1 тыс. рублей.
Эксперт «БИЗНЕС Online» в правоохранительной системе считает, что изменения назрели. «У нас сейчас очень демократичное законодательство для лихачей на дороге, в особенности в сравнении с европейскими странами, посмотрите, какие у них штрафы, — напоминает собеседник. — Штраф в 500 рублей за превышение скорости уже мало кого пугает, особенно учитывая возможность оплатить его с 50-процентной скидкой. Поэтому повышение штрафов для нарушителей должно прийти к нам, вопрос в том только, в каком размере. Это важное условие выполнения стратегии безопасности дорожного движения, которая предполагает достижение уровня нулевой смертности на дорогах».
При этом наш источник подчеркивает, что одними штрафами результата не добиться — важны неотвратимость наказания и воспитание сознательности участников движения с детского сада. Он также указал на ряд пробелов в КоАП, которые говорят о сырости документа. «К примеру, нередко инспекторы ГИБДД в последнее время стали чаще сталкиваться с тем, что по городу курсируют чистые автомобили с грязными номерами, — подчеркнул собеседник издания. — По-прежнему часто водители включают саботаж на муниципальных парковках — снимают номерные знаки».
«БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА, ЧТО ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ВЫПОЛНЕНО РЕШЕНИЕ СДЕЛАТЬ КОДЕКС СБАЛАНСИРОВАННЫМ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» высказались о том, к чему приведет принятие поправок в КоАП в таком виде.
Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:
— Законодатель пока что никаких целей не преследует. Это делают разработчики данных норм из МВД, которые ищут, кто бы внес данные поправки. Но, скорее всего, будут пытаться протащить их через правительство. Конечно же, они ищут наполнения бюджета. Но самое главное — другое. Они хотят уменьшить количество машин на дорогах нашей страны. Вот их главная задача. И, конечно же, к безопасности дорожного движения это никакого отношения не имеет.
К снижению ДТП все это не приведет, потому что азбука криминологии и социологии указывает, что борьба с преступностью и правонарушениями ведется по различным направлениям. И, когда человеку нечего есть, он станет воровать. Когда после войны было много оружия, тогда стреляли и грабили. Поэтому если я опаздываю на пресс-конференцию, то я буду гнать машину не 60 километров в час, а под 160 километров в час, забыв о том, какое наказание меня ждет. А вот то, что такие нововведения приведут к увеличению числа взяток, это да. Потому что, чтобы не быть лишенным прав, водитель начнет предлагать взятку.
Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:
— Главная цель, которую преследует данный законопроект, — вовремя отчитаться о проделанной работе. Это, конечно, шутка, но с большой долей истины. Потому что было поручение правительства такое постановление подготовить. И подготовили, и отчитались. Формально цель, конечно, другая — снизить количество аварийности на дорогах. Поскольку у нас поставлены амбициозные задачи — к 2030 году свести к нулю количество погибших на автомобильных дорогах.
На первый взгляд сразу же бросается в глаза, что по-прежнему не выполнено предыдущее решение: сделать кодекс сбалансированным. Раньше в него каждый год пихали десятки новых нововведений. И получилось, что за серьезные нарушения ПДД есть несерьезные наказания, а за нарушения, которые опасности не представляют, — вдруг очень большие. И в этом законопроекте несбалансированность опять-таки сразу видна. За скорость штраф почему-то повысился в 6 раз, причем без объяснений — почему в 6 раз, а не в 17, или не в 1,7? За превышение скорости на 10–20 километров в час наказания по-прежнему нет, хотя вроде как уже решили, что это необходимо сделать. Зато за другие нарушения наказания не повысились или незначительно. Езду без полиса ОСАГО я считаю очень серьезным и опасным нарушением, но штраф за это увеличили только на 200 рублей. И подобное объяснить я не могу.
В таком виде эти нововведения, я надеюсь, все-таки приняты не будут. Нужно серьезное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон. И в первую очередь — экспертного сообщества, а не только чиновников.
Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» (Москва):
— Поправки в КоАП много проблем порождают на ровном месте. В моей долгой автомобильной жизни за рулем произошло несколько случаев, когда инспектор ДПС давал команду остановиться, но она была неявной. Я не останавливался и продолжал движение, и за мной устраивали погоню, конечно, не так, как в голливудских фильмах. И я с удивлением узнавал, что не выполнил команду инспектора. С одной стороны, количество инспекторов сейчас сильно сократили и контроль во многом переходит в цифровую плоскость — все эти камеры, различные устройства, фиксирующие нарушения, достаточно эффективны. Наверное, будущее за этим. Но все равно, отдавать все на откуп электронике при таком уровне штрафов — значит, слишком поторопиться.
В то же время ситуация на дорогах складывается не лучшим образом. Некоторые водители умудряются очень лихо ездить. Я постоянно езжу на авто и передвигаюсь в рамках установленного ограничения скорости. Часто наблюдаю, что, если дорога пустая и позволяет ехать быстрее, кто-то начинает давить меня, чтобы я ехал быстрее, или в итоге просто внаглую меня обгоняют. Превышение скорости идет практически двукратное. Конечно, с такими водителями надо бороться. Но я боюсь, что серьезное увеличение штрафов с ужесточением ответственности неоправданно. Тем более в нынешней экономической ситуации.
Дмитрий Золотов — автоэксперт:
— Когда водитель не останавливается по требованию сотрудника ГИБДД, здесь ужесточение обосновано. Если же мы говорим о повышении размеров штрафов за превышение скорости, то это бессмысленная мера, потому что водители, как правило, знают, где стоят камеры, и там соблюдают правила дорожного движения. Лишь единицы игнорируют правила, потому что могут себе позволить оплатить штраф. А люди, которые ездят в нетрезвом состоянии или без номеров, они и после повышения штрафов станут ездить так, как хотят. И если мы сравним, как было раньше, когда у нас и штрафы платили меньше, и не существовало камер автоматической видеофиксации, и как сейчас, то увидим, что нет такого большого роста и наплыва штрафов. Потому что большинство людей и так ездят по правилам — ведь они уже знают, где находится камера, Поэтому и стали менять место дислокации многих камер. И это говорит не о том, что ГИБДД хочет уменьшить в этом месте количество ДТП: они переносят камеры в другое место, чтобы там заработать. Здесь происходит то же самое: увеличение суммы штрафа не влияет на количество нарушений. Потому что водители делятся на три категории. Те, кто нарушает по незнанию, например — не знают местность или не обратили внимание на знак. И они после первого штрафа начинают соблюдать ПДД. А второй тип — это водители, которые нарушают там, где нет камер и сотрудников ГИБДД. Они это делают, зная, что их не накажут. И есть еще третий тип — которые нарушали, нарушают и будут нарушать. Независимо от суммы штрафов. Поэтому эти нововведения ни к чему не приведут, просто пополнится казна. Количество нарушений меньше не станет, водители как ездили, так и будут, просто чуть больше начнут платить штрафов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 269