«Те, кто постоянно пользуется такси, останутся со своим оператором, пусть даже поездки будут в 3 раза дороже. Они привыкли к надежности», — комментируют эксперты «БИЗНЕС Online» изменение условий на рынке перевозок. С 5 мая поездки для клиентов «Яндекс.Такси» подросли в цене на 4%. При этом водители не разбогатеют: комиссию с них агрегатор поднял с 17% до 18,7%. Ответный шаг предпринял конкурент — DiDi тоже увеличил сборы с таксистов, но цену для клиентов пока оставил прежней. О том, как на казанском рынке такси меняются правила игры, — в материале «БИЗНЕС Online».
С сегодняшнего дня «Яндекс.Такси» поднял тарифы для всех пассажирских перевозок Яндекс Go и Uber на 4%. Уведомления об этом водители получили еще в конце апреля
«Яндекс.Такси» поднял тариф для клиентов и увеличил комиссию для водителей
С сегодняшнего дня «Яндекс.Такси» поднял тарифы для всех пассажирских перевозок «Яндекс Go» и Uber на 4%. Уведомления об этом водители получили еще в конце апреля. «Например, цена минимальной поездки в „Экономе“ теперь не более 65 рублей (была 59). А минута не более 3,5 рубля (была 3). Как это выглядит на деле: поездка длиной 6,4 километра и продолжительностью 13 минут раньше стоила 124 рубля, а теперь — 129», — такие разъяснения таксистам давал агрегатор.
Одновременно с повышением тарифа для клиентов «Яндекс.Такси» поднял комиссию с водителей — с 17% до 18,7%. В эту стоимость заложен НДС и плата за программное обеспечение. Изменение условий коснулось большинства городов страны, сообщают источники «БИЗНЕС Online».
Вслед за «Яндексом» сразу на 3% комиссию увеличил агрегатор такси DiDi, принадлежащий китайской компании Didi Chuxing, — с 12% до 15%. Напомним, в августе 2020 года DiDi заходил в Казань с комиссией всего в 5% от стоимости заказа, после чего она неоднократно повышалась. На тот момент комиссия оператора «Везет» составляла 14% от заказа, в «Ситимобиле» и в «Яндексе» — 19%.
В пресс-службе «Яндекса» пока не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». Пиар-директор DiDi в России Ирина Гущина подтвердила, что сервис «незначительно» повысил комиссию для водителей в Казани и некоторых других российских городах. «Этот шаг продиктован стремлением выстроить устойчивый маркетплейс, который позволит, с одной стороны, обеспечивать доступность сервиса для пользователей, с другой — создавать возможности хорошего заработка для наших партнеров — водителей и таксопарков — и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективах», — объяснила она такое решение.
Будет ли DiDi повышать цену для клиентов? «Наша цель — комфортные и безопасные поездки, доступные практически каждому жителю тех городов, где мы работаем, — заметила Гущина. — И этот принцип остается неизменным: мы нацелены на обеспечение более низкой стоимости поездок, заказанных через приложение DiDi».
«Яндекс» действительно повышает комиссию и меняет структуру тарифа в некоторых городах, подтвердила «БИЗНЕС Online» представитель «Яндекс.Такси» Ася Паноян. По ее словам, нынешние изменения обусловлены растущими издержками таксомоторной отрасли.
В компании обратили внимание на то, что продолжают сохранять так называемую эффективную комиссию (effective take rate) менее 10%. «Сервис возвращает значительную часть своей комиссии водителям в виде вознаграждений и намерен и дальше продолжать эту практику», — подчеркнула Паноян.
«В 2020 году водители заработали на нашей платформе 300 миллиардов рублей, это на 15 процентов выше, чем в 2019 году. Мы полагаем, что и в 2021 году рост доходов таксистов и таксопарков будет увеличиваться», — добавила собеседница нашего издания.
Вслед за «Яндексом» сразу на 3% комиссию увеличил агрегатор такси DiDi, принадлежащий китайской компании Didi Chuxing, — с 12% до 15%
«Для многих водителей DiDi это последняя капля»
Помимо сбора агрегатора, в цене поездки «сидит» и комиссия парка. По оценке владельца одного из таксопарков Рафаэля Абеляна, она составляет от 1% до 3%. «Многие водители из-за резкого роста комиссии DiDi ушли обратно в „Яндекс.Такси“, — рассказал нашему корреспонденту Абелян. — Это последняя капля вдобавок к другим проблемам в DiDi. Не знаю, продолжат ли они теперь работу». Одна из причин перехода водителя от DiDi к другим операторам связана с «пожизненной блокировкой аккаунта», говорит собеседник издания. «Это происходит из-за проблем с GPS. Во время выполнения заказа кто-то может позвонить водителю, и во время разговора по телефону теряется сигнал GPS, система теряет его и трактует это как подмену данных, что ведет к блокировке. Из-за этого многие водители работают под чужими аккаунтами, оформленными на друзей. Но когда клиенты сообщают в DiDi, что водитель не похож на свое фото в приложении, их также блокируют», — объяснил Абелян. Других водителей, по его словам, не устраивают «неадекватные пассажиры», которые выбирают китайского агрегатора из-за низкой цены. «Я полагаю, что водители будут переходить преимущественно в „Яндекс“, один из 20 водителей выберет другого оператора», — полагает Рафаэль.
По мнению собеседника издания, с повышением тарифа мало что изменится. «Самые нищеброды, которые копейки считают и всегда ищут, где дешевле, уйдут [от «Яндекс.Такси“] в DiDi, — полагает он. — Те, кто постоянно пользуется такси, останутся со своим оператором, пусть даже некоторые поездки будут в 3 раза дороже. Они привыкли к надежности». Абелян полагает, что ответное повышение клиентского тарифа от DiDi не заставит себя долго ждать.
«У „Яндекс.Такси“ комиссия плавно путешествует от 15 до 20 процентов, в зависимости от сезона. А когда они заходили [на рынок], комиссию установили в маркетинговых целях меньше 10 процентов»
«Если бы цены скакнули в полтора-два раза, количество пользователей упало бы»
Начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» Павел Стенников заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что условия работы в компании не меняются. «Ухудшение условий работы в одном агрегаторе практически всегда приводит к тому, что какая-то часть клиентов и водителей приходят к другому агрегатору, — говорит Стенников. — Возможно, что часть водителей станут чаще брать заказы в сервисе „Максим“, где комиссия ниже, так же и клиенты».
«Клиенты не заметят этого повышения, учитывая, что мало что изменится и для водителей, — полагает владелец одного из таксопарков „Яндекс.Такси“ Владимир Козлов. — У „Яндекс.Такси“ комиссия плавно путешествует от 15 до 20 процентов, в зависимости от сезона. А когда они заходили [на рынок], комиссию установили в маркетинговых целях меньше 10 процентов».
«Я думаю, что там (в „Яндексе“ — прим. ред.) работают квалифицированные специалисты, которые просчитывают риски, — отметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов „Свобода выбора“ Вячеслав Лысаков. — Если повысить цены и озадачить этим потребителя, число клиентов уменьшится. Вполне разумная, я считаю, цифра выбрана (рост в 4% — прим. ред.), но практика покажет», — указал эксперт.
По мнению Лысакова, рост тарифов оправдан: расходы участников рынка растут, дорожает топливо, связь, инфляция также отражается на ценах. «Если даже дорожают жизненно необходимые продукты, вполне логично, что дорожает и перевозка, — отметил собеседник газеты. — Такси — это все-таки не общественный транспорт, хотя он такую функцию выполняет. Он доступен всем слоям населения, потому что, если сброситься, можно доехать даже необеспеченным группам населения. Причем быстро и с комфортом, даже там, где общественный транспорт плохо работает. Особенно проблема характерна для малых городов, где автобус можно ждать до часа».
Собеседник издания сомневается, что нынешнее повышение приведет к оттоку клиентов: «Если бы цены скакнули в полтора-два раза, тогда количество пользователей, конечно, упало бы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 447