«Мы требуем, чтобы мы провели наш праздник — 1100-летие принятия ислама на территории современной России — достойно на государственном уровне… Давайте требовать, чтобы и нас ценили», — призывал на пленуме в московской Соборной мечети глава ДУМ РФ, муфтий шейх Равиль Гайнутдин. О том, как агитируют «раскольников» уходить от муфтия, а сам он отнюдь не «пребывает в нирване» и не «ходит в тапочках», — в репортаже «БИЗНЕС Опline».
Глава ДУМ РФ, муфтий шейх Равиль Гайнутдин напомнил про «важнейшую дату — 1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии» — и отметил, что «мы не должны нашу историю опускать до деревенского, сельского, Спасского районного уровня»
Главный герой — Сулейман Керимов
Как рассказывают собеседники «БИЗНЕС Online», многочисленные татарские мусульманские деятели, приглашенные на этой неделе в Казань для участия в «Милләт Җыены», в кулуарах все же больше говорили между собой не о будущей переписи населения. Предметом их обсуждения стали заявления, сделанные в четверг в московской Соборной мечети на пленуме духовного управления мусульман РФ руководителями централизованной религиозной организации.
Здесь в очередной раз подтвердили, что представители ДУМ РФ считают себя безоговорочными лидерами мусульманской уммы страны, и дали отповедь тем, кто желает с этим поспорить. В таком смысле любопытно интервью, которое накануне пленума появилось на портале «Религия сегодня» с одним из заместителей главы ДУМ РФ Равилем Сейфетдиновым. Напомним, что сегодня муфтият шейха Равиля Гайнутдина занимает лишь 6-е место в стране по числу мечетей. Однако его команду это ничуть не смущает.
«Здесь я бы задал вам встречный вопрос: что преследуется выяснением подобной статистики? Что она дает вашим читателям? — так отвечает Сейфетдинов на вопрос о том, сколько же сегодня мусульманских общин входит в ДУМ РФ. — Все-таки я здесь вижу определенную ошибку, которая может возникнуть у читателей, потому что, говоря сухим статистическим языком, языком минюста, когда мы сравниваем в количественном соотношении, мы не берем во внимание качественное». И добавляет, что невозможно сравнивать деревенский Дом Аллаха и, к примеру, московскую Соборную мечеть, где работают несколько имамов с научными степенями.
Такой подход и характеризует два основных выступления, состоявшихся в четверг на пленуме общероссийского муфтията — основном мероприятии четырехдневного исламского форума, который проходил с 21 по 23 сентября в столице. По этому случаю в главный мусульманской храм России съехались представители более 50 регионов страны.
Несколько раз Гайнутдин вспоминал одного из крупнейших бизнесменов России Сулеймана Керимова: «Он поддержал не только благотворительные наши программы в пользу нуждающихся, но и адресно помог духовенству, общинам, профинансировал издания научной и учебной литературы»
По сути, пленум напоминал военный сбор высшего командного состава, на котором шейх Гайнутдин и его команда провели смотр своих сил. Главный оратор произнес длинную эмоциональную речь (вместо заявленных 30 минут он выступал почти час), в которой говорил о вредителях, что вставляют палки в колеса.
Первая часть доклада Равиля хазрата ничего такого не предвещала. Он говорил о проблемах, вызванных COVID-19, хотя и добавлял что за время пандемии ДУМ РФ «не утратило своей мощи и мобилизационной способности». Трогательно вспоминал ушедших за год, в том числе и по причине коронавируса, например, почтил память казанской журналистки и общественного деятеля Альмиры Адиатуллиной. Несколько раз Гайнутдин вспоминал одного из крупнейших бизнесменов России Сулеймана Керимова: «Он поддержал не только благотворительные наши программы в пользу нуждающихся, но и адресно помог духовенству, общинам, профинансировал издания научной и учебной литературы».
Отметил муфтий, что развиваются приоритетные проекты ДУМ РФ. В регионах активно строятся мечети, молельные дома и просветительско-духовные центры, идет работа по проекту реставрации Ханской мечети в Касимове, готовится к открытию памятник царице Сююмбике. А реставрацию исторического облика Татарской мечети Москвы к ее 200-летнему юбилею, который будет отмечаться в 2023–2025 годах, поддержал президент России.
Об Альбире Крганове, действительно, давно говорят как о фаворите путинской администрации. Кроме того, известно, что после недавней размолвки Татарстана и ДУМ РФ в казанском Кремле всерьез задумались о сближении и партнерстве с ДСМР
«Кто-то из нас выдвигал его в Общественную палату, чтобы он представлял мусульман?»
И вот шейх Гайнутдин обратился к самому, как оказалось, больному для себя вопросу, касающемуся «раскольников и отщепенцев», которые мутят воду среди российской уммы. Правда, имени главного фигуранта он так и не назвал. Словно для муфтия это такое же табу, как для Владимира Путина — фамилия одного известного оппозиционера. Но для посвященных в перипетии жизни мусульманского духовенства РФ это секрет Полишинеля.
«Нам прекрасно известно о том давлении, которое оказывается на наших председателей, представителей на местах, шантаже с целью оторвать, отлучить наши организации от духовного управления мусульман Российской Федерации. Доходит даже до избиений председателей общин, которые не повелись на шантаж и не изменили своей присяге, своей совести и своему имаму», — горячо заявил Равиль хазрат, пояснив собравшимся, что «апокалиптические предсказания» о скором развале ДУМ РФ, о том, что муфтия «сломают», создаются для того, чтобы «все видели, какие страшные мусульмане».
В этой связи Гайнутдин рассказал, о человеке, «которого определили работать на раскол нашей уммы, недопущение единства и консолидации мусульманской общины», которому сейчас «будут выделять большие деньги, чтобы он обеспечивал вас в регионах, и, таким образом, вы окажетесь полностью под его руководством обеспечены финансово и станете жить хорошо». «Только уходите от Гайнутдина, только уходите от этого духовного управления. И ваши дела пойдут вверх», — продолжил муфтий, давая понять, что отлично осведомлен о том, чем завлекают духовенство на местах и что просят взамен.
Впрочем, для самого шейха Гайнутдина все это не ново. Разговоры «муфтия задавят, муфтия уничтожат», как он сказал, слышны без малого 25 лет. Но пока никто ничего не добился. Хотя в последнее время подключились еще и электронные платформы, те самые анонимные телеграм-каналы, которые часто «чихвостят» команду ДУМ РФ.
Затем главный муфтий поблагодарил собравшихся за то, что, «несмотря на все наущения, посулы, подкупы, переманивание», они не изменили своей совести, данному слову, не предали своего муфтия и остались верны главной цели — единства и сплоченности уммы. «Но есть и те, кто сегодня не с нами, кто избрал другой путь — обратный от вышесказанного, — вернулся к главному сюжету председатель ДУМ РФ. — Все мы свидетели: проходит совсем немного времени, и эти отщепенцы оказываются в объятиях явных недругов ислама! Они начинают плясать под их дудку».
Настоятельно призвал муфтий своих братьев «не быть рабами чиновника, который сегодня работает, а завтра его выгонят», заявив, что не собирается сидеть в приемной кабинетов в АП РФ в ожидании их хозяев, потому что не хочет «позорить свою чалму».
И дальше вновь перешел к тому, чье имя нельзя произносить. «Создали типа духовного собрания… Для чего создали? Чтобы показать — вот мусульмане какие страшные! Чтобы вызвать отвращение к мусульманам. И его таскают, его таскают. Кто-то из нас проголосовал за него? Кто-то из нас выдвигал его в Общественную палату, чтобы он представлял мусульман? Нет! Абсолютно!» — заявил шейх Гайнутдин. И пообещал крах духовного собрания, опять опустив имя его руководителя.
Но сомнения в том, что речь идет о муфтии духовного собрания мусульман России Альбире Крганове, отпали. О последнем, действительно, давно говорят как о фаворите путинской администрации. Кроме того, известно, что после недавней размолвки Татарстана и ДУМ РФ в казанском Кремле всерьез задумались о сближении и партнерстве с ДСМР.
Попенял Татарстан и «правая рука» Равиля хазрата, его первый зам Дамир Мухетдинов
«Казанским, видимо, неинтересно было поднять на щит своего шейха»
Интересно, но показалось, что и слова «Казань» Гайнутдин старательно избегал, даже когда заканчивал речь на мажорной ноте. Он напомнил про «важнейшую дату — 1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии» — и отметил, что «мы не должны нашу историю опускать до деревенского, сельского, Спасского районного уровня». Последний пассаж, кажется, адресовался Татарстану, и это при том, что у Казани прекрасный опыт проведения больших мероприятий международного уровня.
«Как сказал наш президент, мы умеем проводить такие празднования на государственном уровне… Мы требуем, чтобы мы провели наш праздник — 1100-летия принятия ислама — на территории современной России достойно на государственном уровне. Потому что за нами православные уже придумали для себя праздник на федеральном уровне. Мы на деревенском, на региональном уровне, а они — на федеральном, государственном. Давайте требовать, чтобы и нас ценили... Призываю провести следующий год — 1100-летие ислама, — как сказал президент, достойно. Как мы умеем», — заключил Равиль хазрат, и тут вряд ли с ним готов был кто-то поспорить. Что касается православных, которые «придумали для себя праздник на федеральном уровне», то, видимо, речь идет о будущем праздновании 1100-летия принятия православия Северной Осетией, намеченном на следующий год.
Попенял Татарстану и «правая рука» Равиля хазрата, его первый зам Дамир Мухетдинов. Во-первых, за то, что в республике вроде как не хотят возрождать собственное богословское наследие. «Посмотрите, как мы за эти годы целенаправленно вернули историческую память нашим аксакалам. „Чтения имени Галимджана Баруди“. Он казанский? Но проводится в Москве. Казанским, видимо, неинтересно было поднять на щит своего шейха, основателя медресе „Мухаммадия“. Чтения имени Шагабутдина Марджани. И он казанский. Но проводится духовным управлением мусульман Российской Федерации», — рассуждал заместитель Гайнутдина.
Еще он выступил и с критикой председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина, устами которого якобы РПЦ пытается провести очередной закон о запрете ваххабизма. «Уже ваххабизм запрещать пытались в Дагестане, и помним, к чему все это привело. Прежде чем что-то запретить, сначала определитесь в понятиях, что такое ваххабизм, что такое салафизм», — посоветовал татарстанцам Мухетдинов.
Мухетдинов рассказал о том, что вице-премьер РФ Марат Хуснуллин (справа) «сам пришел» и сам «попросил у муфтия встречи»: «Открою секрет, почти полгода просил, не получалось встретиться, то график его не позволял, то муфтия. Очень плодотворная встреча была. Масштабная по всем проектам…»
«ФСБ не согласовала»
Еще более интересный штрих от Мухетдинова — о взаимодействиях с Лубянкой. «Все наши мероприятия активно поддерживает фонд исламской культуры, науки и образования. У нас бурно проходят заседания. Я всегда громче всех участников. Иногда и по столу приходится постучать, и покричать…» — начал заместитель Гайнутдина.
«Муфтий сказал мне: „Будешь молчать, будешь подыгрывать, не озвучишь то, что я тебе поручил или сказал как мое мнение, — меняем на другого представителя. Найду более дерзкого, более грамотного, кто сможет отстаивать ваши интересы“, — обратился к залу Дамир хазрат. — Это не наши интересы, это делается в интересах религиозных организаций. Мы вам звонили и просили: „Дайте имена ваших молодых имамов. Кого еще надо вставить в список?“ Отвечают: „ФСБ не согласовала“. Хорошо. Берешь в руки ручку, бумагу и идешь, встречаешься с представителями силовых органов. И говоришь: „Ну почему этого не пропустили? В чем он неблагонадежный? Он же государственник, патриот“. Так потихоньку одну фамилию, вторую, третью возвращаешь в этот список, который кто-то где-то не одобрил. Ярлык повесили: „ваххабит, экстремист“. А он даже вообще не знает такого слова — „ваххабит“. Говорит, в светском университете учился, такого предмета не было и даже таких людей не изучали. Но где-то не понравился. А не понравился потому, что с Гайнутдином. „Вот будешь не с Гайнутдином — включим в список, а будешь с Гайнутдином — мимо списка пролетишь“».
Вообще председателя ДУМ РФ его первый заместитель хвалил особенно щедро. «Некоторые люди, достигшие высот, хотят почивать на лаврах, спокойно отдыхать, в тапочках ходить. Это не формат нашего муфтия, воина, борца. Постоянно учить, следить, контролировать, не оставить ни одной точки, запятой незамеченной. Если кто-то думает из нас, дорогие мои братья, не дай Бог, по наущению шайтана, что хазрат в нирване, ничего не отслеживает, ничего не знает, очень глубоко ошибаетесь», — предупредил Дамир хазрат и рассказал, что накануне пленума Гайнутдин прислал ему эсэмэску по программе в 23:50, когда тот уже спал.
Еще он рассказал о том, что вице-премьер РФ Марат Хуснуллин «сам пришел» и сам «попросил у муфтия встречи»: «Открою секрет, почти полгода просил, не получалось встретиться, то график его не позволял, то муфтия. Очень плодотворная встреча была. Масштабная по всем проектам…»
Полпред в СКФО Юрий Чайка, по словам Мухетдинова, тоже приходил и благодарил муфтия за конструктивную работу на Северном Кавказе, созидательный вклад в безопасность региона и консультации губернаторов. «Вчера был лично свидетелем, как Магомедсалам Магомедов, замглавы администрации президента, позвонил по его инициативе проконсультироваться с хазратом по одному вопросу, — похвалился первый заместитель председателя ДУМ РФ. — Когда ты знаешь внутреннюю кухню, что реальная у тебя и крепкая вера, ты не живешь смутными воображениями телеграм-каналов, которые у кого-то являются главными советчиками и аналитическими центрами. Хотите уронить себя еще ниже — идите, читайте, что написано на заборах и на домах что пишет молодежь. А мы в муфтияте реально видим, как происходит политика и как она вершится. И кого принимает муфтий хазрат. А он не всех принимает».
Мухетдинов заверил «БИЗНЕС Online», что с татарстанскими братьями у них никаких трений не было и нет. Ни с президентом Рустамом Миннихановым (справа), ни с духовенством республики
«Хорошего настроения и здоровья»
«Имамы знают, от чьего имени на них происходит давление. И лишний раз упоминать его имя в достойном собрании ни к чему», — пояснил позднее корреспонденту «БИЗНЕС Online» Мухетдинов, почему Гайнутдин так и не назвал имени «раскольника и отщепенца». Но подтвердил, что тот имел в виду муфтия Крганова. «Хотя и у него должен быть шанс. Мы всегда стараемся соблюдать мусульманский этикет. Человек может заблуждаться, совершать ошибки. Нельзя делать так, чтобы у него не имелось шанса для покаяния, для возврата в общее лоно уммы», — сообщил Мухетдинов.
Также он заверил «БИЗНЕС Online», что с татарстанскими братьями у них никаких трений не было и нет. Ни с президентом Рустамом Миннихановым, ни с духовенством республики: «Духовенство самостоятельное и не имеет отношения к нам. Оно планирует свои мероприятия, мы никак не можем на это ни повлиять, ни критиковать, ни негативно к этому относиться. Это сугубо суверенное право решения президиума пленума ДУМ Республики Татарстан». И выдал свою версию охлаждения в отношениях Татарстана и ДУМ РФ: «Инсинуации были устроены журналистами. Это работа прессы, которая попыталась повернуть созидательное направление муфтия в денежный вопрос».
Между тем муфтий Сибири Зулькарнай Шакирзянов, главный советник главы ДСМР, заявил нашей газете следующее. «Мы привыкли к неадекватным выступлениям представителей ДУМ РФ и особенно не рефлексируем на их счет. Они не меняют свой репертуар десятилетиями, хотя пора бы — общины и муфтияты от них активно разбегаются, и лишь незначительная часть мусульман считают муфтия Равиля Гайнутдина своим лидером», — сообщил собеседник. Сам же Крганов, приехавший в эти дни в Казань, был лаконичен, ограничившись личными пожеланиями Гайнутдину: «Хорошего настроения и здоровья».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 269