Авторы учитывали особенности участия регионов в обеспечении нужд СВО, проведенные мобилизационные кампании и гуманитарные миссии, опираясь на «исключительно открытые данные» Авторы учитывали особенности участия регионов в обеспечении нужд СВО, проведенные мобилизационные кампании и гуманитарные миссии, опираясь на «исключительно открытые данные» Фото: «БИЗНЕС Online»

У регионов впервые «подсчитали» вовлеченность в СВО

Как утверждают авторы, рейтинг — это первая попытка оценить степень участия регионов в повестке специальной военной операции (СВО). Прежде таких публичных сравнений регионов не делали, хотя, вероятно, внутренний аудит Кремль проводит регулярно. К примеру, оценивает, как субъекты РФ выполняют планы по контрактникам. Совсем недавно раис Татарстана Рустам Минниханов докладывал президенту России Владимиру Путину, что за прошлый год 12 951 человек заключил контракт в республике, план удалось перевыполнить. На «разные задачи» в рамках СВО Татарстан уже направил свыше 36 млрд рублей, отмечал руководитель РТ.

Корректно ли сравнивать регионы таким образом? Ведь у каждого субъекта свои уровень развития и возможности. В той или иной степени все российские субъекты проявили себя максимально достойно в масштабном деле поддержки и обеспечения СВО, внеся свой неоценимый вклад в общее для всей страны дело, признают авторы исследования. По их словам, каждый регион получал из федерального центра, исходя из возможностей, свои мобилизационные и иные планы поддержки. Тем не менее объем участия субъектов все же отличался «в силу ряда причин», говорится в докладе центра политической информации.

Цель — показать, как реагировали и перенастраивались регионы, а исследование должно стать «хорошей основой» для выводов со стороны действующих глав субъектов, отмечал на недавней презентации доклада в Москве генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин.

Центр политической информации (ЦПИ) был сформирован как исследовательская группа еще в 1992 году, а в феврале 1997-го прошел официальную регистрацию. С тех пор его возглавляет политолог Алексей Мухин. Базируется ЦПИ в Москве.

Центр занимается политическим анализом, корпоративной разведкой (Corporate Intelligence), а также PR- и GR-коммуникацией. Все это направлено на снижение деловых рисков клиента, как сказано на сайте самого центра.

В 2001–2004 годах ЦПИ начал вести аналитические мониторинги по ключевым тематикам российской политической и экономической повестки: «Баланс сил в органах власти», «Перспективы деятельности некоторых российских компаний» и «Внешнеполитический баланс сил».

С 2012 года Мухин и эксперты ЦПИ выпустили и представили несколько десятков публичных докладов и исследований, к примеру книги «Оправдание евразийской интеграции» (2015) и «Владимир Путин: is Mister P?» (2015), которая в 2018-м вышла в США на английском языке под названием The Pharaoh, а также книгу «Испытание Кремля: Диагностика политической системы 2011–2017 годов» (2018).

ЦПИ регулярно принимает активное участие в деятельности различных органов власти и ведомств Российской Федерации в качестве консультанта и разработчика отдельных тем. В медиарейтинге «Медиалогии» «Топ-25 аналитических центров России за 2019 год» ЦПИ занял 12-е место.

Клиенты центра в России — компании нефтегазового сектора, банковские организации, консалтинговые компании и посольства иностранных государств на территории РФ. Однако центр работает и на международном рынке, например как для транснациональных корпораций, так и для ведущих консалтинговых компаний Англии и США, специализирующихся на оценке рисков. ЦПИ также сотрудничает с рядом «мозговых центров» в Европейском союзе и ОАЭ.

Авторы учитывали особенности участия регионов в обеспечении нужд СВО, проведенные мобилизационные кампании и гуманитарные миссии, опираясь «исключительно на открытые данные». В самом тексте исследования на 95 страниц можно встретить ссылки на публикации различных изданий и официальные документы. В итоге центр политической информации пришел к выводу, что, несмотря на сложности, Москва и регионы выбрали самую оптимальную модель работы «на паритетной и взаимодополняемой основе». Она была опробована еще в период пандемии.

Мухин отдельно отметил характерную для Татарстана и Башкортостана систему выплат контрактникам, когда помимо федеральных и региональных есть муниципальные Мухин отдельно отметил характерную для Татарстана и Башкортостана систему выплат контрактникам, когда, помимо федеральных и региональных, есть муниципальные Фото: «БИЗНЕС Online»

Москва — абсолютный лидер, Башкортостан в тройке, а Татарстан 6-й

В итоговом рейтинге Татарстан занял 6-ю позицию. Авторы исследования отметили республику среди регионов с наиболее развитой экономикой и обширной социальной базой, у которых есть «исключительные ресурсы» для всесторонней поддержки СВО и восстановления новых территорий. «Благодаря наличию значительных финансовых ресурсов такие и некоторые другие субъекты могли обеспечить лучшее предложение по социальной поддержке и финансовому стимулированию мобилизованных, добровольцев и военнослужащих контрактной службы», — сказано в тексте.

Также центр политической информации упоминает Татарстан в числе национальных республик с мусульманским населением, которые «не только смогли справиться с сильным внешним давлением и целенаправленной подрывной деятельностью из-за рубежа, но и во многом показали личный пример сохранения межнационального и межконфессионального согласия». Как отметил Мухин, в национальных республиках пытались создать «очаги напряженности». «Особенно в Дагестане, Татарстане и Башкортостане это проявилось достаточно выпукло», — уточнил руководитель ЦПИ.

Также Мухин отдельно отметил характерную для Татарстана и Башкортостана систему выплат контрактникам, когда, помимо федеральных и региональных, есть муниципальные. Две республики, по сути, создали в Луганской Народной Республике (ЛНР) собственные логистические центры, через которые снабжали военных от регионов. «Они выводили поддержку [ближе к линии фронта], она была адресной, целевой, что делало ее крайне эффективной. Удалось создать автономный социальный модуль для поддержки участников СВО», — рассказал политолог.

Абсолютным лидером рейтинга признали Москву и Московскую область. Авторы исследования отметили в том числе то, что город дает максимальный размер выплат при заключении контракта. К тому же в столице РФ создан специальный центр для военных и их семей, где им оказывается «полный пакет поддержки», включая юридическую, заметил старший аналитик центра политической информации Владимир Николаев. На 2-м месте — Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Замкнул тройку Башкортостан. «Слушайте, там население 4 миллиона человек. И при этом они… Мне посчастливилось на этой неделе побеседовать с бойцом, который сейчас в отпуске в Москве. Он из Башкортостана. Он сказал с гордостью, что республика начиная с [времен] Екатерины [II] принимает участие во всех войнах России на передовых рубежах», — указал Николаев. «Максимально оперативное и глубокое вовлечение регионального руководства в нужды обеспечения СВО. Уверенный вклад в поддержку межнационального и межконфессионального согласия в рамках региона и страны в целом. Масштабная патриотическая и разъяснительная работа с населением, участниками СВО и членами их семей. Своя выстроенная гуманитарная инфраструктура поддержки СВО, в том числе уроженцев республики и местного населения в зоне конфликта. Наибольшее количество собственных добровольческих формирований и развернутая сеть всесторонней поддержки военнослужащих», — описываются в исследовании заслуги Башкортостана.

Брянская, Курская и Белгородская области заняли четвертую позицию рейтинга, пятая у Ростовской области, 7-я у Чечни и Краснодарского края, на 8-й — Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), 9-е место у Самарской области, а замыкают десятку Крым и Севастополь.

Татарстан относят к регионам-лидерам по объему единовременных выплат контрактникам. Суммарно в республике можно получить 2,8 млн рублей Татарстан относят к регионам – лидерам по объему единовременных выплат контрактникам. Суммарно в республике можно получить 2,8 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как в исследовании выглядит Татарстан?

Исследование начинается с оценки проведения мобилизации осенью 2022 года. Основная нагрузка легла на регионы, однако оценить их вклад с точки зрения количества мобилизованных «достаточно сложно» из-за закрытости данных. Из-за этого же «внешние силы наиболее активно пытались создать очаги национальной и конфессиональной напряженности».

«Во время частичной мобилизации в Башкортостане и Татарстане также наблюдалась наиболее сильная активность по распространению дезинформации, призывы к акциям гражданского неповиновения и иным преступным деяниям, — говорится в исследовании. — Так, в РТ активно распространялись новости о якобы мобилизации 55 тысяч человек. Местным властям, естественно, пришлось опровергать эти данные, не раскрывая показателей установленного мобилизационного плана».

Татарстан относят к регионам – лидерам по объему единовременных выплат контрактникам. Суммарно в республике можно получить 2,8 млн рублей, в Самарской области — 4 млн, в Нижегородской — 3 млн, в Башкортостане — 2,7 миллиона. РТ также является регионом-лидером и в части формирования и поддержки добровольческих подразделений. Вместе с Татарстаном в этом списке Чечня, Башкортостан, Краснодарский край, Тюменская и Самарская области и др.

Кроме того, в регионе действует ряд мер поддержки для семей военнослужащих. Среди них — бесплатное питание в школах и детсадах для детей участников СВО, бесплатный проезд, посещение музеев и театров, муниципальных бассейнов, легкоатлетических манежей и тренажерных залов. Для подтверждения льгот выдается карта «Батыр».

В плане личной вовлеченности губернаторов инициативы раиса Рустама Минниханова, например по запуску кадрового проекта для бойцов «Батырлар. Герои Татарстана» или практически еженедельные поездки в зону СВО глав районов РТ, отдельно не выделяются. В этой части среди регионов Поволжья авторы сделали акцент на главе Башкортостана Радии Хабирове, который «первым из губернаторов выступил с инициативой назначать участников СВО, отличившихся в ходе выполнения боевых задач, на ответственные посты в правительство региона». Публично о назначении военнослужащих в правительство РБ не заявлялось. Известно, что сейчас 34 участника СВО являются депутатами городских и районных советов. Также в феврале этого года в республике запустили кадровый проект «Герои Башкортостана» (как «Батырлар» в РТ и «Время героев» на федеральном уровне), цель которого — подготовить новое поколение управленцев из числа военнослужащих СВО. Также отмечаются неоднократные визиты Хабирова в зону спецоперации, поддержка инициативы по формированию женских отрядов для работы в военных госпиталях, активный диалог с участниками СВО и их семьями в онлайн-формате. Высокую вовлеченность в вопросы спецоперации демонстрируют и губернатор Саратовской области Роман Бусаргин, губернатор Кировской области Александр Соколов, который, правда, «часто использует популистскую риторику в отношении вопросов поддержки СВО». А в феврале добровольцем на спецоперацию ушел мэр Оренбурга Сергей Салмин.

Не обходят стороной авторы исследования и работу предприятий «под СВО». «Регионы Поволжья активно участвуют в производстве оборудования для нужд спецоперации. Это обусловлено тем, что на территории округа находится целый ряд оборонных предприятий, реализующих выпуск продукции по заказу минобороны», — отмечается в материале. Среди татарстанских предприятий выделяются Казанский пороховой завод, «Ремдизель», компания «Симпл» из Нижнекамска и ОЭЗ «Алабуга».

Восстановление республикой подшефных городов ЛНР Лисичанска и Рубежного отдельно тоже не упоминается, хотя отмечается «широкая вовлеченность в процессы восстановления новых территорий». Также авторы исследования выделили вклад Татарстана «в инновационное совершенствование вооружений и переоснащения армии» и переговорный потенциал руководства республики «благодаря уверенному положению в исламском мире».

«Был обработан достаточно большой научный материал. Вы, наверное, обратили внимание — 96 страниц доклада. Сейчас настало время (мы же все-таки центр политической информации, научное учреждение) попытаться подвести итоги и понять, как реагировали регионы и что нужно поправить. Вот это главное, основная задача — что нужно поправить в деятельности федеральных, региональных и муниципальных властей для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать потребности СВО», — объяснил Мухин в беседе с «БИЗНЕС Online» смысл исследования.

Что играло определяющую роль при распределении мест? «Методика изложена. А почему Башкортостан обогнал Татарстан… Потому что мы давали методику, и, согласно методике, собственно, выявился этот рейтинг. Я не принимаю сейчас обид, претензий, которые уже высказывались некоторыми сенаторами, депутатами. Ребята, я не могу всех поставить вперед! — отметил руководитель центра политической информации. — В соответствии с изложенной методикой выявился такой рейтинг. Надо делать выводы, а не обижаться».

По словам Мухина, упомянутый в исследовании «переговорный» потенциал Татарстана эксперты посчитали важным. «Использовала ли республика свой потенциал в условиях СВО? Он есть, пока он не реализован. Но этот потенциал представился нам крайне важным, поэтому о нем и сказали», — добавил спикер.