«Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было неразрывно связано именно с Казахстаном», — говорил в одном из своих выступлений президент Касым-Жомарт Токаев. Между тем неравнодушная общественность страны ждет появления нового семитомника, посвященного истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Почему этот еще не вышедший труд уже вызвал дискуссию в обществе — подробности в материале автора «БИЗНЕС Online» востоковеда Азата Ахунова.
«В Казахстане подходит к завершению масштабная работа над фундаментальным изданием — академической «Историей Казахстана» в 7 томах»
«Мы должны модернизировать традиции степной демократии»
В Казахстане подходит к завершению масштабная работа над фундаментальным изданием — академической «Историей Казахстана» в 7 томах. Несмотря на анонсированные ранее сроки выпуска — конец 2024 года, похоже, издание может быть отложено и на более поздний период. Впрочем, такая ситуация вполне объяснима и закономерна. Решение о подготовке этого грандиозного проекта было принято всего четыре года назад, в 2021-м. Для создания действительно качественного научного труда подобного масштаба требуется значительно больше времени.
Общественная критика, которая усиливается в последнее время, также не способствует ускорению работы над проектом. Многие видят в нем не стремление написать объективную историю Казахстана, а попытку переписать ее в угоду современным идеологическим задачам.
На недавнем форуме национального конгресса историков Казахстана в Астане, где собрались 300 исследователей, преподавателей и общественных деятелей, ключевой темой стал как раз 7-томный труд «История Казахстана с древнейших времен до наших дней». Главным спикером выступил государственный советник Ерлан Карин, фактически возглавляющий этот масштабный проект. Будучи не только руководителем, но и идеологическим вдохновителем современной политики Казахстана, Карин в своей речи подчеркнул важность новой парадигмы понимания истории. По его словам, свежие археологические и архивные данные позволяют представить Казахстан как уникальный центр номадической цивилизации и наследника древней государственности кочевых народов.
По словам советника, проект реализуется успешно, над изданием работают пять институтов и более 250 ученых, включая зарубежных.
То, что проект находится «на карандаше» высшего руководства республики, подтверждает последнее выступление главы государства Касым-Жомарта Токаева. 14 марта на IV заседании национального курултая он уделил значительное внимание вопросам истории казахского народа, сохранению традиций и обеспечению преемственности. К слову, сам национальный курултай, учрежденный в 2022 году, стал символом нового прочтения исторического наследия. Как отметил Токаев при его создании, «мы должны модернизировать традиции степной демократии», намекая на связь с чингисидской государственной традицией, но в современном контексте.
На предыдущем курултае президент страны прямо обозначил задачу: «Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было неразрывно связано именно с Казахстаном». Однако на этот раз его тон изменился. Глава государства отметил, что наследие империи Чингисхана, включая Золотую Орду и Чагатайский улус, сказалось не только на формировании Казахского ханства XVI–XVIII веков, но и на развитии тюркских государств в Средней Азии, Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе и в Крыму. Таким образом, он признал, что наследниками Золотой Орды считаются не только казахи, но и другие народы.
Более того, в своем выступлении Токаев подчеркнул: «Если говорить прямо, прошлое Казахстана многими учеными и общественными деятелями до сих пор рассматривается через призму исторических обид. Это сужает восприятие нашей истории. Нам нужно думать шире, масштабнее». Эти слова, вероятно, можно рассматривать как отклик на разгоревшиеся в казахском обществе дискуссии вокруг новой «Истории Казахстана». Работа над этим проектом остается закрытой для широкой общественности, что вызывает вопросы и недовольство.
«То, что проект находится «на карандаше» высшего руководства республики, подтверждает последнее выступление главы государства Касым-Жомарта Токаева»
«История Золотой Орды до сих пор нуждается в глубоком изучении»
Вопрос о значимости истории Великого Улуса для Казахстана встал еще четыре года назад, когда министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, выступая на конференции, подчеркнул ее особую важность. Тогда была обозначена амбициозная цель: использование золотоордынского наследия как инструмента для объединения этносов страны в единую гражданскую нацию. Предполагалось, что это историческое наследие станет не только символом культурной преемственности, но и основой для консолидации общества вокруг государствообразующего казахского народа. В этом контексте наследие Золотой Орды рассматривалось как стратегический ресурс для современного развития Казахстана, способный укрепить национальное единство и способствовать формированию общей исторической идентичности.
До недавнего времени тема Золотой Орды была не просто непопулярной, но и опасной. Широко использовался только термин «татаро-монгольское иго», а большинство исследователей обходили эту тему стороной, опасаясь последствий. Исключением стала Казань, где, несмотря на риски, продолжали заниматься изучением золотоордынского наследия, за что нередко подвергались критике. В Татарстане интерес к этой теме сохранялся даже в период застоя, хотя исследования сталкивались с серьезными препятствиями.
Примером давления служит постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года, запретившее татарский эпос «Идегей» как «феодально-ханское» наследие и ограничившее изучение истории Золотой Орды в ТАССР. Однако уже в 1956-м на конференции по археологии в Казани археолог Алексей Смирнов выступил с призывом пересмотреть подход к этой теме. Он заявил: «За последние годы изучение истории Золотой Орды зашло в тупик. Во всех работах акцентируется только разгром, гнет золотоордынской знати и негативные стороны ее политики, что создает одностороннюю картину».
После этого начались определенные сдвиги. В 1960 году вышла монография М.Г. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды», а в 1979-м — труд М.А. Усманова «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI веков». Активный вклад в изучение золотоордынской тематики внесли также татарские литературоведы, такие как А.Т. Тагирджанов, Э.Н. Наджип и Х.Ю. Миннегулов. Их работы заложили основу для более объективного осмысления этого сложного исторического периода.
«История Золотой Орды до сих пор нуждается в глубоком изучении. По разным причинам этот многовековой период нашей родословной долгое время оставался незамеченным. Только после обретения страной суверенитета удалось начать восполнение данного пробела», — отмечал президент Токаев в одном из своих выступлений.
Таким образом, он акцентировал внимание на том, что ранее данная тема оставалась на периферии научных интересов казахских историков. Это подтверждается во вступлении к предыдущему академическому изданию «Истории Казахстана» в пяти томах, выпущенному в период с 1996 по 2010 год. В нем не только отсутствует тезис о Казахстане как «наследнике Золотой Орды», но даже сохраняется определенное дистанцирование от этой идеи.
«Нет необходимости приписывать казахам и их предкам устаревшие понятия»
Как уже отмечалось ранее, некоторые общественники и блогеры рассматривают проект новой «Истории Казахстана» как потенциальную мину замедленного действия. «Участие Ерлана Карина в подготовке данного издания вызывает серьезные опасения», — пишет в своем телеграм-канале блогер Алдаркөсе. По его мнению, трактовка событий «с древнейших времен до наших дней» с акцентом на подходе «казахи превыше всего» может не только обострить отношения с Россией и другими соседними странами, но и создать напряженность внутри самого многонационального государства.
Блогер Алтын Адам высказывает предположение, что новая «История Казахстана» будет построена на конъюнктурных тезисах. Среди них — трактовка периода Российской империи как «колонизации», несмотря на отсутствие формальных признаков колониальной зависимости, и сопутствующее воспевание «борьбы народов против угнетения». Также в фокусе окажутся этнизация голода 1930-х годов (представление его как целенаправленного действия против казахского народа), героизация движения «Алаш» (возвеличивание его как национального символа) и реабилитация участников Туркестанского легиона и других коллаборационистов. Эти и подобные нарративы могут лечь в основу нового исторического подхода.
«В Казахстане выходит 7-томное издание „История Казахстана с древнейших времен до наших дней“, в котором полностью переосмысливается история Советского Союза в негативном ключе и по украинскому сценарию. Таким образом, полностью воспроизводится заокеанская технология по уничтожению общей памяти», — пишет активист Социалистической партии Казахстана Айнур Курманов.
Однако подобные взгляды представляют собой крайнюю позицию, продиктованную, вероятно, неприятием современного курса и тяготением к прошлому. Полной альтернативой такому подходу (со всеми вытекающими) выступает анализ, представленный в книге «Деколонизация Казахстана» Айнаш Мустояповой. «„Новый“ постколониальный период насчитывает уже три десятилетия, и можно утверждать, что даже в эпоху продолжающейся колонизации в Казахстане назревали процессы, направленные на освобождение от колониального гнета. Это проявлялось в стремлении восстановить национальную историю, сохранить элементы национальной культуры и отстоять территориальную целостность», — отмечает автор.
Еще одна крайность, также далекая от реальности, — это попытка представить прошлое казахского народа исключительно в возвышенном и приукрашенном свете. Примером может служить мнение Оразака Исмагулова, сотрудника Национального музея Республики Казахстан, изложенное в его научной статье «Некоторые размышления в связи с подготовкой новой семитомной истории казахского народа». Автор предлагает отказаться от традиционных терминов, таких как «кочевники» и «номады», которые, по его мнению, ассоциируются с примитивным образом жизни и отсталым способом производства. Он пишет: «В действительности современные казахи не только обладают собственными космическими воротами на своей родине, но и отправляют своих представителей в космос под государственным флагом. Поэтому нет необходимости приписывать казахам и их предкам устаревшие понятия, а следует полностью отказаться от них при написании подлинной истории казахского народа».
Вот еще один яркий пример подобного подхода — мнение казахского поэта Торегали Ташенова, высказанное в его статье «В чем новизна семитомника? Сможет ли наша исконная летопись выйти без изъянов?». Автор утверждает: «…Наши далекие предки господствовали в центральной степной зоне Евразии — от Тихого до Атлантического океана, создавая великие государства и каганаты. Наша задача — вписать в этот многотомник историю, уходящую корнями на 2,5 тысячи, а то и на 3,5 тысячи лет назад, которую колониальные империи намеренно стирали и уничтожали, чтобы донести ее истинный облик до сегодняшнего поколения».
В поисках баланса: найти себя, не поссориться с Россией и братьями- тюрками
7-томный труд по истории Казахстана под руководством Карина представляет собой амбициозный проект, который может сыграть важную роль в формировании национальной идентичности. С одной стороны, проект позиционируется как масштабный академический труд с привлечением новых данных и зарубежных ученых, а с другой — вызывает опасения из-за возможной идеологической направленности. Глава государства Токаев подчеркивает необходимость широкого взгляда на историю, признавая влияние Золотой Орды не только на казахов, но и на другие народы.
Однако его потенциальная ориентация на мононациональную повестку вызывает оживленные дискуссии. Критики опасаются, что он может углубить этнические и политические разногласия, особенно в контексте отношений с Россией. В этих условиях поиск баланса между поисками новой мобилизующей общество идеологией (с опорой на переосмысленную историографию), научной объективностью и национальными интересами становится ключевой задачей авторов.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.