«По факту только наш вариант учитывает возвращение всей исторической застройки — Г-образного сооружения с прилегающим ромбовидным пространством», — отмечает Владислав Куликовский, архитектор компании Heads Group, победившей в конкурсе на лучший проект ТРЦ «Кольцо». О том, почему именно эта команда может вывести архитектуру Казани на совершенно новый уровень, а Ильсияр Тухватуллина берется защищать доработанный проект на градсовете и перед президентом РТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Победителем конкурса проектов реконструкции ТРЦ «Кольцо» стала компания Heads Group
«ПРЕЗИДЕНТ НЕ ОТДАЕТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ПРОЕКТУ — ОН ВЫСКАЗЫВАЕТ СВОЕ ВИДЕНИЕ»
Напомним, что победителем конкурса реконструкции ТРЦ «Кольцо» стал проект компании Heads Group. Архитекторы предложили оформить здание в двух визуальных сценариях — дневном и ночном, с подсветкой и проекцией исторического облика. В СМИ компания упоминалась как московская, но ее представитель Владислав Куликовский поясняет, что, хотя регистрация у фирмы московская, часть сотрудников работают в столице Татарстана. Отметим, что это заметно и по портфолио на сайте: парк в ОЭЗ «Алабуга», бульвар в Чистополе, офис «Артстроя» и т. д.
Компания Heads Group упоминалась как московская, но ее представитель Владислав Куликовский (справа) поясняет, что, хотя регистрация у фирмы московская, часть сотрудников работают в Казани
Мнения общественности по итогам конкурса разделились, как и точки зрения самих архитекторов. Кто-то считал, что победителем должен был стать более классический проект компании «Велп» под руководством Евгения Прокофьева. Кто-то высказывался за воссоздающий облик Музуровских номеров проект группы архитекторов под руководством Степана Новикова. Свою точку зрения высказал и президент РТ Рустам Минниханов. Официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова сообщила, что ему нравится вариант, максимально приближенный к зданию «Татпотребсоюза». Впрочем, что это за вариант, осталось, что называется, за кадром. Галимова лишь добавила, что президент «поддержал идею объемного пространственного решения», а с точки зрения внешнего исполнения, придерживается мнения о необходимости воссоздать вариант, максимально приближенный к первоисточнику. «Это было Г-образное сооружение, к которому прилегало ромбовидное пространство», — сказала Галимова, показывая журналистам черно-белую фотографию здания середины XX века.
Позднее она еще раз пояснила «БИЗНЕС Online», что мнение президента было обозначено не применительно к тем проектам, что вышли в финал конкурса, а лишь в контексте планируемой реконструкции. «То есть он не отдает предпочтение тому или иному проекту, а высказывает свое видение», — подчеркнула она.
Куликовский утверждает, что предлагаемый проект воссоздает облик существовавших на площади Тукая здания «Татпотребсоюза», утерянных Музуровских номеров и примыкавших к ним двух жилых зданий
«У КАЖДОГО БЛОКА МЫ СДЕЛАЛИ СВОЙ РИСУНОК, ПАТТЕРН — ТАТАРСКИЕ УЗОРЫ, УПРОЩЕННЫЕ ДО ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ»
Как восприняли это пожелание сами проектировщики? Куликовский утверждает, что предлагаемый его студией проект как раз и воссоздает облик существовавших на площади Тукая здания «Татпотребсоюза», утерянных Музуровских номеров и примыкавших к ним и снесенных в начале нового тысячелетия двух жилых зданий, одно из которых было «сталинкой». Архитекторы отдают дань истории, но делают это в современном прочтении. «Площадь Тукая — общественно значимое место, где собираются множество людей. И оно должно быть более приветливым, светлым. Сразу же пришла идея сделать здания витражными, но при этом витраж полностью поддерживает все членения ранее существующих зданий, восстанавливая их силуэт, образ и память», — говорит Куликовский.
«Площадь Тукая — общественно значимое место, где собираются множество людей. И оно должно быть более приветливым, светлым»
Можно ли было воссоздать один в один существовавшие ранее объекты? История ценна своим конкретным присутствием, продолжает собеседник «БИЗНЕС Online». Естественно, оберегать исторические здания просто необходимо, они требуют нашей защиты и еще бо́льшей, чем она есть сейчас. Но и принцип «давайте один в один построим с нуля» тоже неверен, тем более что торговый центр уже выполнен совсем в другом стиле. Он уже существует — и это тоже объективная реальность со своей «новой» историей. В то же время повторить прошлый объект через имеющиеся под рукой у архитектора приемы вполне возможно. В Heads Group говорят, что смогут даже вернуть идентичность территории, поскольку их проект предполагает возвращение ромбовидной формы застройки площади — той, что существовала ранее.
«Сразу же пришла идея сделать здания витражными, но при этом витраж полностью поддерживает все членения ранее существующих зданий»
По словам архитектора, даже при условии использования стекла фасад получался слишком разрозненным, поэтому было решено придать ему цельность, накрыв здание ажурной сеткой из перфорированных металлических панелей. Эта задумка почему-то вызвала бурю негодования среди казанцев. Может быть, потому, что 100 лет назад о таком приеме никто не думал? Вместе с тем сейчас такой прием не просто имеет право на существование — он активно и вполне повседневно используется при строительстве по всему миру. Похожий объект есть в Вене, где фасад торгового центра The New Gerngross украшен ажурной сеткой с прозрачными вкраплениями окон. Аналогичные подходы применены при проектировании городских объектов в Нью-Йорке, Пекине, Бангкоке, Марселе и Шанхае. Да, подобного не было в Казани. Значит ли это, что прием плох и неприменим? «Такие перфорированные панели как будто „собирают“ здания в единый образ, но при этом их составляющие вполне отличимы. Для каждого блока — Музуровские номера, здания „Татпотребсоюза“ и двух жилых домов — мы сделали свой рисунок, паттерн. Это различные татарские узоры, упрощенные до простых геометрических форм», — поясняет представитель Heads Group. И развеивает мифы о перфорированных панелях: это все же не сетка-рабица, как написал остроумный читатель «БИЗНЕС Online» в пылу комментариев к тексту. Хотя у неспециалиста такие ассоциации, при взгляде на эскиз, действительно могут возникнуть.
Было решено придать фасаду цельность, накрыв здание ажурной сеткой из перфорированных металлических панелей. Такой прием активно используется при строительстве по всему миру
Еще один эффект, который обеспечивает сетчатый фасад, — это плановость. Издалека здание выглядит цельным, а при приближении сетка начинает проступать и посетители торгового центра уже видят ее меняющейся. Более того, архитекторы предлагают сделать ее градиентом — чем выше, тем больше прозрачности, элементы паттерна становятся тоньше. И она растворяется в воздухе.
«У нас в городе таких решений действительно никогда не было, поэтому у людей возникают сомнения. Но любое здание можно построить плохо, а можно — хорошо. В Казани мало ярких современных объектов, и этот торговый центр мог бы задать новую планку для городской архитектуры», — отмечает архитектор Heads Group. Конкурсное жюри, принявшее решение, по его словам, поддержало именно новизну идеи.
«Мы, безусловно, хотим и готовы работать дальше, — резюмирует Куликовский, признаваясь, что его и самого не на 100% пока устраивает получившийся результат. — Очень хочется, чтобы архитектура в городе вышла на новый уровень».
Проект Heads Group предполагает возвращение ромбовидной формы застройки площади
HEADS GROUP — ЕДИНСТВЕННЫЙ УЧАСТНИК, ПРЕДЛОЖИВШИЙ ВОССОЗДАНИЕ ВСЕГО ФРОНТА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ
Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина в разговоре с нашим изданием сразу отметила, что ни один из представленных проектов не завладел сердцами жюри целиком и полностью. Каждый требовал доработки, обсуждений… В том числе и тот, что был признан победителем. Над ним еще предстоит покорпеть. Тем более что это центральная городская территория, где качеству проектирования и строительства дают оценку в том числе и сами горожане.
Ильсияр Тухватуллина: «Heads Group — единственный участник конкурса, предложивший воссоздание всего фронта исторической застройки. Причем сделано это очень мягко»
«Heads Group — единственный участник конкурса, предложивший воссоздание всего фронта исторической застройки. Причем сделано это очень мягко: с одной стороны, архитекторы напоминают о том, что здесь было раньше. С другой — говорят, что это современный объем, построенный в наше время, это актуальная интерпретация, где история, пропорции, ритм — все сохранено». В общем, честная современная архитектура с историческими мотивами, а не мимикрия под работы архитекторов позапрошлого века.
Еще одно достоинство проекта — в том, что концепция Heads Group позволяет объединить разношерстную архитектуру площади Тукая с расположенным зданием пенсионного фонда, высотным ЖК Clover House и историческими зданиями улиц Баумана и Пушкина. Это сейчас тоже объективно существующая реальность, и не учитывать ее было бы странно. Тухватуллина отмечает, что на площади уже хватает ярких идей и вводить еще одну будет излишним. Прием, который предлагают использовать архитекторы для смягчения такого соседства, — через перфорированные металлические панели (с существенной доработкой) — имеет право на жизнь. Благодаря ему гигантский объем торгового центра не смотрится громоздко, считает главный архитектор.
Концепция Heads Group позволяет объединить разношерстную архитектуру площади Тукая с расположенным зданием пенсионного фонда, высотным ЖК Clover House и историческими зданиями улиц Баумана и Пушкина
В своем «Инстаграме» Тухватуллина также пояснила некоторые преимущества проекта. «Предвосхищая сомнения, не устареет ли и не уйдет ли из моды это решение? Отвечаю: их можно легко демонтировать. Фактура и плотность перфорации может быть разной, таким образом задавая ритм фасаду и намекая на объемы за ней. Частично она может быть заменена на перфорированное стекло (в мире много примеров таких решений), частично — убрана. Все это возможно доработать. Материалы стен воссозданных зданий могут быть разными. Например, из матовых стеклоблоков, мягко пропускающих свет… Ребята предложили эксплуатируемую кровлю, с которой открывается потрясающий вид на центр города. Особенно выигрышно торговый центр будет смотреться ночью благодаря свету, струящемуся из окон воссозданных зданий, когда через перфорированную поверхность „проступает история“. Сдержанность решений прочитывается во всем, включая дизайн-код всех вывесок бутиков, которые будут располагаться на первом этаже».
«Особенно выигрышно торговый центр будет смотреться ночью, благодаря свету, струящемуся из окон воссозданных зданий», — отметила Тухватуллина
Но решение предложить такую конструкцию само по себе смелое, а храбрость всегда находит стрелу критики. Между тем сами казанцы тоже сказали свое слово — напомним, что в начале лета проходило голосование на сайте «Кольца», где были представлены и другие проекты. В том числе — большая конструкция зигзагообразной формы, похожая в плане на улитку. В итоге эта концепция получила приз зрительских симпатий. А казанцы, сделав такой выбор, показали, что им хотелось бы увидеть что-то новое и необычное. Не просто классическое здание по принципу «как всегда», а новое решение. «Конечно, с точки зрения архитектуры, такой объем неприемлем, но этот выбор проголосовавших указывает на потребность в новом подходе к объемно-пространственным решениям», — считает Тухватуллина.
«В Казани мало ярких современных зданий, и этот торговый центр мог бы задать новую планку для городской архитектуры», — отмечает архитектор Heads Group
Впрочем, кто знает настоящие мотивы интернет-голосования массы непрофессионалов? Может быть, оно и вовсе было протестным, по принципу «вот это уж точно не забабахают»? Поэтому решение должно быть предложено специалистами — и после доработки проекта его вынесут на градсовет, после чего рассмотрят на заседании межведомственной комиссии при президенте РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 320