Комплекс дорожно-транспортных решений воплотили в Казани перед Универсиадой-2013. К студенческим играм построили транспортные развязки, новые станции метро, обновили улицы. В те годы Казань простилась с Golden Dragon и Higer — китайские автобусы заменили «МАЗы» и «НЕФАЗы». На улицах появились умные светофоры, полосы общественного транспорта, создали задел для платных городских парковок. Часть решений улучшила обстановку в городе и продолжила развитие, а часть миллиардных вливаний так и не дала ожидаемой отдачи или была съедена выросшей автомобилизацией. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Большой строительной площадкой Казань стала в 2009 году. Городу предстояло не только построить, подготовить к соревнованиям 33 спортивных объекта, но и городскую инфраструктуру к приезду спортсменов, спортивных функционеров, туристов
Город и Универсиада-2013: не только и не столько спортобъекты
Универсиада-2013 дала Казани мощный толчок в развитии городского хозяйства. Большой строительной площадкой столица РТ стала в 2009 году. Городу предстояло не только построить, подготовить к соревнованиям 33 спортивных объекта, но и городскую инфраструктуру к приезду спортсменов, спортивных функционеров, туристов. А это десятки дорог, новые станции метро и наземный общественный транспорт, благоустройство тротуаров, улиц.
Право проведения 27-й Всемирной летней Универсиады 2013 года Казань получила 31 мая 2008-го по итогам заседания исполкома международной федерации студенческого спорта FISU. Столица РТ опередила испанский город Виго и южнокорейский Кванджу. Этому событию предшествовала борьба за Универсиаду 2011 года, которую Казань проиграла китайскому городу Шэньчжэнь.
Универсиада-2013 стала самой масштабной. В Казани разыграли 351 комплект медалей по 27 видам спорта среди 11,7 тыс. представителей 162 стран. Это рекорд студенческих спортивных игр, проводимых с 1923 года.
Прошло 10 лет. Посмотрим, какие надежды оправдались, а какие нет в сфере дорожно-транспортного развития города. Что Казани удалось сделать к Универсиаде и закрепить результат, а что — нет?
1. Автовладельцы переварили «транспортную таблетку» Универсиады
У обновленной дорожной сети появилась и обратная сторона в виде роста автомобилизации. Площадь городских дорог Казани с 2005-го увеличилась вдвое до 22 млн кв. м, а число машин за те же 17 лет выросло втрое с 135 тыс. до 450 тысяч
К студенческим играм в городе за 38 млрд рублей обновили 23 городские улицы, возвели 12 транспортных развязок, реконструировали и построили 42 пешеходных перехода. Не удалось включить в программу работ только развязку у бывшего ресторана «Акчарлак». И тогда, и сегодня это напряженный перекресток улиц Николая Ершова, Гвардейской, Сибирского тракта и Патриса Лумумбы. Новых развязок за все это время в Казани не построено.
Да, казанцы вздохнули свободнее. Особенно ярко этот момент проявился после того, как сняли перекрытия дорог на десятках ремонтируемых и строящихся участков. Но эта терапия уже выдыхается, поскольку с каждым годом становится все больше машин. «Город не резиновый! Имея такие вливания в транспортную инфраструктуру, уже с трудом перевариваем количество машин», — говорил в 2022 году мэр Казани Ильсур Метшин.
У обновленной дорожной сети появилась и обратная сторона в виде роста автомобилизации. Площадь городских дорог Казани с 2005-го увеличилась вдвое до 22 млн кв. м, а число машин за те же 17 лет выросло втрое с 135 тыс. до 450 тысяч. Только за два минувших года прирост составил 18%. В результате теперь на один автомобиль приходится меньше дорожной площади, чем было. Если в 2005-м на одну зарегистрированную в Казани машину был 81 кв. м дорог, то теперь в 1,5 раза меньше — 48 кв. метров.
Так автомобилисты с хрустом и аппетитом дожевывают универсиадские дорожные пилюли. И хорошо, что власти республики при поддержке федерального центра подготовили новые проекты вылетных магистралей и улиц.
2. Ускорить движение потока: автобусные полосы, запрещающие знаки, задел для платных городских парковок
Начались ужесточения парковки вдоль дорог центра города. Появились массовые запрещающие знаки на стоянку, остановку машин
В период подготовки к Универсиаде в Казани резко увеличили число выделенных полос для общественного транспорта. Разметка появилась сразу на 49 улицах. Штрафовать за езду по выделенной полосе начали еще в 2011 году. Автовладельцы требовали признать полосы незаконными, но прокуратура нарушений не нашла. Выделенные полосы оказались полезны для города — скорость движения автобусов, троллейбусов в среднем увеличилась на 15–30%. Затем это оценили легальные таксисты.
Власти также поняли, что бесконечная хаотичная парковка в центре — это урбанистический кошмар. Начались ужесточения парковки вдоль дорог центра города. Появились массовые запрещающие знаки на стоянку, остановку машин. Но где парковаться? В 2011 году Казань отвела 38 участков под многоуровневые паркинги. Но тогда в массовом сознании казалось абсурдом платить за парковку, и нашлось лишь 12 инвесторов. «Плюшкой» для них стал механизм налоговых послаблений. Так, для построенных до 2013 года паркингов минимум на 150 машино-мест налог на землю уменьшили в 7 тыс. раз, а налог на вмененный доход — в 50 раз. Республиканские власти уменьшили налоги на прибыль и имущество. Бесплатным сделали подключение к сетям. Ну а решающим фактором стали настоятельные просьбы руководства республики к крупнейшим предприятиям и банкам РТ взяться за эти проекты.
Теперь эти паркинги в основном имеют постоянную клиентуру. Но этого было мало — в соответствии с европейским примером освобождать центр города от припаркованных на день машин продолжили в 2015 году. Появились первые платные муниципальные парковки вдоль дорог: их главная цель — обеспечить ротацию машин, чтобы они не стояли на улицах часами, поэтому ценник на них почасовой. Городское парковочное пространство продолжает расширяться и уже шагнуло в спальные районы города.
3. Умные светофоры, первая разметка термопластиком
В преддверии Универсиады на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением Казани выделили 980 млн рублей. Это позволило сделать умными 98 светофоров
Ускоряли скорость движения транспортного потока и умными светофорами. В преддверии Универсиады на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением Казани выделили 980 млн рублей. Это позволило сделать умными 98 светофоров.
Сегодня в городе 460 светофоров, из которых уже 160 умных — это более трети. Благодаря координированному управлению АСУДД пропускная способность улично-дорожной сети города увеличилась на 15–20%, а средняя скорость движения — до 25%, заявляли в исполкоме Казани в 2022 году. Впрочем, по оценкам экспертов, для эффективного управления транспортными потоками к адаптивной системе должно быть подключено 80% светофоров, а не 34% — так что тут еще шагать и шагать.
Система работает так: детекторы на перекрестках подсчитывают количество проезжающего транспорта и отправляют данные по оптоволоконной связи в центральный пункт управления. Там программа анализирует информацию, после чего выбирает подходящий для такой ситуации режим работы светофора и посылает сигналы изменения работы светофоров.
Дорожная разметка термопластиком тоже впервые появилась в преддверии Универсиады на 25 улицах Казани. Эта технология и сегодня позволяет сохранять на дорогах разметку круглый год. Для сравнения: разметка нитрокраской служит 3–4 месяца.
4. Казань простилась с китайскими «драконами», но обновление автобусов не стало системным
В течение 2012–2013 годов перевозчики Казани заменили 700 из 1,1 тыс. автобусов. На смену пришли низкопольные «МАЗы» и «НЕФАЗы» большой вместимости
В преддверии Универсиады с дорог Казани уехали «золотые драконы» и Higer — эти городские автобусы были многоступенчатыми, резко тормозили и сильно чадили. Такими эти машины запомнили казанцы. В течение 2012–2013 годов перевозчики Казани заменили 700 из 1,1 тыс. автобусов. На смену пришли низкопольные «МАЗы» и «НЕФАЗы» большой вместимости.
Следующее обновление автобусного парка провели к чемпионату мира по футболу. Тогда автобусные предприятия города заменили еще 220 автобусов.
Обновление не стало системным, а остается кампанией к праздничной дате или событию. Например, сегодня в Казани надо менять 36% автобусов, купленных в период подготовки к Универсиаде и ЧМ-2018. Но перевозчики столицы РТ мотивированы только билетной выручкой — городской или республиканский бюджет не покрывает часть расходов на транспортную работу. Это не позволяет ежегодно направлять до 20% бюджета предприятия на покупку нового подвижного состава, как советуют эксперты по транспорту.
Но и в этот раз автобусы Казани обновят в преддверии событий. В 2024-м город выберет новый состав Госсовета РТ, а в 2025 году — выборы президента республики и Казгордумы. Правительство РТ решило помочь транспортникам с покупкой 400 автобусов в лизинг, из которых Казань заявилась на 263. И таким образом на поток жалоб пассажиров в выборные годы, очевидно, прольется успокоительное «масло».
5. Трамвай №5 так и не стал скоростным, а Большое казанское кольцо закольцевали только в 2020 году
Закольцевать 5-й маршрут трамвая и Большое казанское кольцо получилось только в 2020 году благодаря строительству магистрали 100-летия ТАССР за 5 млрд рублей
К Универсиаде начали строить кольцевую линию казанского скоростного трамвая. Первый некольцевой этап трамвая №5 от ж/д вокзала Казань-1 до «Солнечного города» заработал в октябре 2012 года. И тогда, и сегодня это самый длинный в России и СНГ трамвайный маршрут. Реконструкцию и строительство новых участков трамвайных линий вели с 2009-го. Работы шли параллельно со строительством транспортных развязок Большого казанского кольца.
Для нового маршрута МУП «Метроэлектротранс» за счет бюджетных субсидий купило трехсекционные скоростные трамваи «Белкоммунмаш», сумма сделки составила 1 млрд рублей. Впрочем, пути кольцевого трамвайного маршрута по сей день не на 100% обособлены от автомобильных полос, поэтому пока Казани не удается сделать из 5-го трамвая полноценный скоростной вид транспорта.
Закольцевать 5-й маршрут трамвая и Большое казанское кольцо получилось только в 2020 году благодаря строительству магистрали 100-летия ТАССР за 5 млрд рублей — на тот момент это была самая крупная дорожная стройка в Казани после Универсиады.
6. Стройка метро в Казани потеряла универсиадский темп
Последнюю станцию первой линии — «Дубравная» — после Универсиады «вымучивали» пять лет и сдали только в 2018 году, хотя планировали в 2015-м
Сразу три станции метрополитена Казань обрела в преддверии Универсиады: «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Для ускорения «Казметрострой» сначала проложил сами линии, а потом приступил к станциям, демонтировав кольца тоннелей в утвержденных местах. Строить начали сразу после открытия станции «Козья слобода» в 2010-м и уложились в три года. На метро тогда выделили 12,5 млрд рублей, из которых 10,5 млрд — это федеральный бюджетный кредит.
Универсиадские темпы стройки метро остались в прошлом. Последнюю станцию первой линии — «Дубравная» — после Универсиады «вымучивали» пять лет и сдали только в 2018 году, хотя планировали в 2015-м.
Первый отрезок второй линии казанского метро — четыре станции с тоннелями длиной 5,7 км — строят с июля 2019 года и планируют завершить в 2027-м при устойчивом финансировании.
7. Как «Аэроэкспресс» стал «вагоном для двоих» за 9 млрд рублей
РЖД реконструировали центральный ж/д вокзал, построили с нуля терминал «Аэроэкспресс» в аэропорту, проложили участок пути Казань – аэропорт, включающий две автодорожные развязки и тяговую подстанцию. В итоге на ветку потратили 9 млрд рублей
Международная ассоциация университетского спорта FISU требовала: дорога из центра Казани до аэропорта должна занимать не более 20 минут. В поддержку автомобильной дороге, проспекту Универсиады, решили строить железнодорожную ветку аэроэкспресса длиной 26 километров.
Для этого РЖД реконструировали центральный ж/д вокзал, построили с нуля терминал «Аэроэкспресс» в аэропорту, проложили участок пути Казань – аэропорт, включающий две автодорожные развязки и тяговую подстанцию. В итоге на ветку потратили 9 млрд рублей.
Расчетные цифры пассажиропотока не сошлись с реальностью. По итогам неполного 2013 года «Ласточка» перевезла 41,9 тыс. пассажиров, что в 2,5 раза меньше трафика казанского метро за сутки и в 12 раз меньше, чем планировали изначально.
«Аэроэкспресс» проиграл конкуренцию такси. В 2015 году место «Ласточек» заняли пригородные электрички компании «Содружество», подконтрольной железнодорожной монополии, правительствам Татарстана и Удмуртии.
8. Казань простилась со зданием-долгостроем на Северном вокзале
На новый одноэтажный терминал вокзала Казань-2 направили 1,2 млрд рублей, еще 660 млн рублей потратили на реконструкцию пригородных пассажирских платформ
Перед Универсиадой РЖД суммарно вложили в железнодорожную инфраструктуру Казани 13 млрд рублей. На новый одноэтажный терминал вокзала Казань-2 направили 1,2 млрд рублей, еще 660 млн рублей потратили на реконструкцию пригородных пассажирских платформ.
Так столица РТ обрела долгожданный железнодорожный вокзал Казань-2. Строить здание начали в 1974-м, но забросили через два года. Трехэтажный объект стал городским долгостроем, который РЖД снесли в 2011 году и построили новое одноэтажное здание, совместив его с автобусным вокзалом и выходом в метро. Получился новый многофункциональный транспортно-пересадочный узел.
9. Воздушный транспорт: неудачное партнерство с болгарами
После авиакатастрофы у республики не стало своего перевозчика, а банкротство АК «Татарстан» завершили в 2017 году
До начала Универсиады-2013 республиканские власти решили модернизировать аэропорт Казани и придать импульс развитию авиакомпании «Татарстан». В качестве партнера выбрали болгарский инвестиционный холдинг «Химимпорт», с компаниями которого создали совместное предприятие «Тат-Авиа». Ключевой совладелец холдинга Иво Каменов после встречи с тогдашним президентом РТ Минтимером Шаймиевым публично обещал инвестиции в $70 млн на реконструкцию аэропорта «Казань» и обновление парка самолетов авиакомпании «Татарстан».
Получив акции аэропорта Казани и АК «Татарстан», «Химимпорт» передал в субаренду перевозчику четыре старых Boeing болгарской Bulgaria Air (самому новому самолету было больше 15 лет). «БИЗНЕС Online» подробно писал о закупленных Boeing АКТ, в том числе о Boeing 737-53A (24785, VQ-BBN), который приобрели 18 декабря 2008 года. Именно этот борт, выпущенный в 1990-м, разбился в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года… После авиакатастрофы у республики не стало своего перевозчика, а банкротство АК «Татарстан» завершили в 2017-м.
В партнерстве с болгарами начали строить терминал 1А, для достройки которого и реконструкции первого терминала требовалось увеличить уставный капитал «Тат-Авиа» на 2 млрд рублей. Болгары настаивали на привлечении кредитов, что не устраивало татарстанскую сторону. В итоге бизнес-партнерство распалось в 2012 году, долю болгар выкупили за 364 млн рублей. Сегодня аэропортом владеет государственный «Связьинвестнефтехим».
К 2018 году аэропорту Казани стало тесновато в двух терминалах — через пять лет после Универсиады воздушная гавань достигла пика пропускной способности. Тогда же появились планы по стройке нового терминала на 7 млн пассажиров.
10. Речной флот: ни новых судов, ни здания речпорта. Но это пока
Еще один несостоявшийся подарок горожанам и гостям столицы РТ к Универсиаде — здание центрального речного вокзала Казани. Структуры главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина безуспешно реконструируют объект с 2005 года
Универсиаду хотели принимать с новым речным флотом. За пять лет до студенческих игр на Чистопольском судостроительно-судоремонтном заводе решили построить 8 прогулочных катамаранов — не удалось. В те годы ни один российский завод не мог предложить новых судов для пригородного сообщения. Не было не то что крупно-, но даже и мелкосерийного производства. В том числе и на Зеленодольском заводе им. Горького.
Ситуация поменялась только спустя 10 лет. В этом году власти РТ создали АО «Флот Республики Татарстан» с 100-процентным участием РТ в уставном капитале. Размер бюджетных инвестиций составил 2 млрд рублей. На покупку двух новых «Метеоров» у Зеленодольского завода им. Горького уже потратили 1,2 млрд рублей, еще 160 млн рублей израсходуют на судно А-217. Оставшиеся 640 млн рублей пойдут на ремонт пассажирских судов.
Еще один несостоявшийся подарок горожанам и гостям столицы РТ к Универсиаде — здание центрального речного вокзала Казани. Структуры главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина безуспешно реконструируют объект с 2005-го. В этом году главный архитектор столицы РТ Ильсияр Тухватуллина заявила, что зданию планируют вернуть исторический облик.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 241