«Сейчас многие идут на курсы, учат Python, пишут автотесты и получают зарплату в 150 тысяч рублей. Но чтобы создавать что-то действительно значимое, нужен фундамент, поэтому мы уделяем такое внимание знаниям математики, физики и информатики», — говорит директор Лицея Иннополис Арман Костанян. Ученики уже в 8–9-х классах могут создавать прототипы приложений, программировать роботов, разрабатывать чат-боты, а в свободное от учебы время ходят в бассейн, гончарную мастерскую, устраивают театральные постановки. Отбор в лицей строгий, но это того стоит: больше половины выпускников поступают в вузы без экзаменов — за счет побед в олимпиадах. Как выстраивается персонализированная работа с каждым лицеистом — в интервью.
Арман Костанян: «Мы верим в то, что каждый ребенок талантлив, и наша задача — помочь ему раскрыть этот талант»
«Мы хотим, чтобы каждый ребенок, который попадает к нам, чувствовал себя на своем месте»
— Арман Артурович, когда лицей в Иннополисе только открылся, говорили, что его главное отличие от школы — ориентация на одаренных детей. Сохранил ли лицей свою концепцию спустя почти 10 лет?
— Эта концепция не просто сохранилась — она укрепилась, стала более детальной и глубокой. Мы по-прежнему верим в то, что каждый ребенок талантлив, и наша задача — помочь ему раскрыть этот талант. Но если раньше у нас было два основных направления — физико-математическое и информатика, то сейчас мы выделили несколько образовательных треков. Это математика, физика, информатика (алгоритмическое программирование), искусственный интеллект, робототехника и информационная безопасность.
— Как проходит отбор в лицей? Это действительно так сложно, как говорят?
— Да, отбор у нас строгий, но это необходимо. В прошлом году, например, на 30 мест в седьмом классе было подано около 800 заявок. А число мест у нас ограничено. Сейчас в лицее учатся 164 ученика, из которых 144 живут в интернате.
Мы ищем тех, кто действительно горит наукой и технологиями.

— По каким критериям вы отбираете ребят?
— Сначала дети проходят дистанционный этап — сдают экзамены по русскому языку и математике, пишут мотивационное письмо и прикрепляют портфолио своих достижений. Затем мы приглашаем около 200 человек на очный этап, где они пишут контрольные работы и проходят собеседование. В комиссию входят педагоги, администрация и психолог, который оценивает, сможет ли ребенок жить в интернате, уживаться с другими и быть вдали от родителей. Это важно, бывает, что дети или родители не готовы к разлуке. Поэтому такой серьезный отбор оправдан. Мы хотим, чтобы каждый ребенок, который попадает к нам, чувствовал себя на своем месте.
— Девочки поступают к вам?
— Конечно, и с каждым годом их становится больше. Сейчас у нас около 35 процентов девочек, многие даже дают фору мальчикам!
— Полностью ли обучение бесплатное или родителям все же приходится за что-то доплачивать?
— Обучение, проживание, питание и дополнительные занятия полностью бесплатны. Родители могут участвовать в финансировании поездок на олимпиады или конкурсы, но это добровольно.
«Мы стараемся «прокачать» каждого ребенка, добавляя к стандартной программе дополнительные главы и материалы, которые выходят за рамки школьного учебника»
«Некоторые родители переезжают в Иннополис, чтобы быть ближе к детям»
— Что предполагает углубленное изучение профильных предметов в вашем лицее?
— Я всегда говорю детям, что математика — это как спорт. Нужно постоянно тренироваться, чтобы добиться результата. Нельзя пробежать стометровку два раза и на следующий день побить мировой рекорд.
Важна также сама программа и задания, которые дают педагоги. У нас персонализированная работа с каждым учеником, классы небольшие — по 15–18 человек. Мы стараемся «прокачать» каждого ребенка, добавляя к стандартной программе дополнительные главы и материалы, которые выходят за рамки школьного учебника.
«Это не просто учеба — это образ жизни. Дети настолько увлечены тем, что делают, что нагрузка становится не обузой, а частью их жизни»
— Насколько сложно учиться в лицее?
— Нагрузка серьезная. Но это не просто учеба — это образ жизни, ведь дети живут в интернате. У наших ребят с утра шесть уроков, потом дополнительные занятия, самоподготовка, а вечером — кружки или подготовка к олимпиадам. Это требует дисциплины и упорства. Но знаете, что самое интересное? Дети справляются. Они настолько увлечены тем, что делают, что нагрузка становится не обузой, а частью их жизни.
— А как выглядит обычный день ученика лицея? Наверное, распорядок дня в интернате строгий?
— Да, у нас действительно четкий режим. Утром уроки, затем обед, три дополнительных занятия, полдник, прогулка. Для старшеклассников есть возможность гулять самостоятельно, с согласия родителей. После прогулки — время самоподготовки, ужин, а затем дополнительные занятия: спорт, бассейн, гончарная мастерская, танцы, театр. Мы стараемся, чтобы у ребят было время и на учебу, и на отдых. Кто-то использует вечернее время для подготовки к олимпиадам, а кто-то просто расслабляется.
— А как обстоят дела с дисциплиной? Насколько дружная атмосфера в интернате?
— Атмосфера у нас очень дружелюбная и добрая. Около 40 процентов учеников из других регионов: от Архангельска до Красноярска. Мы всегда спрашиваем на собеседовании, есть ли у семьи поддержка в Татарстане, то есть кто-то из родственников. Если ребенок заболеет, важно, чтобы кто-то мог приехать. Но, знаете, есть и обратная история: некоторые родители переезжают в Иннополис, чтобы быть ближе к детям.
«Наши ребята уже в 8–9-х классах могут создавать прототипы приложений, программировать роботов, разрабатывать чат-боты»
«100 процентов выпускников поступают в ведущие технические вузы страны»
— Расскажите о ваших педагогах. Кто они?
— У нас 26 учителей, и почти все они имеют высшую квалификационную категорию. Многие из них — настоящие звезды в своем деле, с федеральными наградами и огромным опытом подготовки олимпиадников. Они не просто преподают, они вдохновляют. Не просто учат математике или физике — они учат мыслить, рассуждать, находить решения. А еще у нас есть воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые помогают детям развиваться не только в науке, но и в творчестве, спорте.
— Как вы сотрудничаете с IT-компаниями? Дети действительно могут что-то создавать?
— О, это одна из самых интересных частей нашей работы! Мы сотрудничаем с Т-Банком, «ВКонтакте», «Билайном», Университетом Иннополис и другими резидентами ОЭЗ «Иннополис». Они приезжают к нам с мастер-классами, лекциями, мы проводим совместные мероприятия, например хакатоны. Наши ребята уже в 8–9-х классах могут создавать прототипы приложений, программировать роботов, разрабатывать чат-боты. Например, недавно наши лицеисты создали телеграм-бот, который автоматизирует отчетность по посещаемости. Представляете? Дети решают реальные задачи, которые упрощают нашу работу.
«Более 60 процентов выпускников поступают по олимпиадным льготам, то есть без вступительных испытаний. Средние баллы ЕГЭ по итогам прошлого года у нас выше 80 по всем предметам»
— Какие результаты показывают ваши выпускники?
— 100 процентов из них поступают в ведущие технические вузы страны: МФТИ, МГУ, ВШЭ, ИТМО, Университет Иннополис. Более 60 процентов выпускников поступают по олимпиадным льготам, то есть без вступительных испытаний. Средние баллы ЕГЭ по итогам прошлого года у нас выше 80 по всем предметам: математика — 86, физика — 84,5, русский язык — 81, информатика — 80.
— Кстати, а телефоны у вас на уроках разрешены?
— По федеральным санитарным нормам использование телефонов во время учебного процесса запрещено. И мы это только поддерживаем. А со следующего года планируем ввести еще более строгие правила: телефоны будут сдаваться с утра и возвращаться только после окончания всех занятий. Мы хотим, чтобы они больше взаимодействовали друг с другом, сосредотачивались на учебе, а не утыкались в экраны.
«Главное — это целеустремленность. Мы смотрим не только на знания, но и на мотивацию»
«Хотим стать региональным хабом IT-образования»
— Арман Артурович, вы возглавили лицей в сентябре прошлого года. Какие цели ставите для себя как для нового руководителя?
— Из глобальных планов на ближайшие 5 лет — это расширение лицея. Мы хотим увеличить число учащихся до 400. Запрос огромный! Мы хотим стать региональным хабом для IT-образования. Уже в этом году проведем фестиваль «Технологические лидеры» для школьников Татарстана, а в будущем выйдем на федеральный уровень. Мы хотим, чтобы Лицей Иннополиса ассоциировался с качественным IT-образованием.
— Говоря о будущем, какие профессии, по вашему мнению, будут актуальны через 5–10 лет? Не случится ли так, что айтишников станет слишком много?
— Могу сказать одно: всегда будут востребованы люди, которые фундаментально понимают математику и могут выстраивать, говоря на языке программистов, сложные архитектуры.
Сегодня рынок испытывает кадровый голод не просто на IT-специалистов, а на хороших специалистов. Сейчас многие идут на курсы, учат Python, пишут автотесты и получают зарплату в 150 тысяч рублей. Но чтобы создавать что-то действительно значимое, нужен фундамент. Именно поэтому мы уделяем такое внимание фундаментальным знаниям в математике, физике и информатике.
— Стартовала приемная кампания. Что бы вы посоветовали тем, кто хочет поступить в лицей?
— 22 марта у нас пройдет день открытых дверей, и мы ждем всех желающих. А уже 17 марта стартует дистанционный тур для тех, кто планирует поступить в 7-й класс. У ребят будет ровно две недели, чтобы пройти тестирование по русскому языку и математике. А для тех, кто хочет поступить в 8-й, 9-й или 10-й классы, регистрация уже открыта. Нужно отправить портфолио своих достижений и мотивационное письмо.
Главное — это целеустремленность. Мы смотрим не только на знания, но и на мотивацию. У нас есть примеры, когда ребенок поступал только с четвертой попытки, но в итоге стал победителем регионального этапа чемпионата по нейросетям! Поэтому мой совет: занимайтесь, решайте задачи прошлых лет, которые есть на нашем сайте, и верьте в себя. Если ребенок действительно хочет учиться, у него все получится!
- Группа во «ВКонтакте»: vk.com/innolyceum
- Телеграм-канал: t.me/innolyceum


















Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.