Emin сегодня споет в новом здании театра им. Камала, билеты на второй ярус основной сцены продают за 8 тыс. рублей Emin сегодня споет в новом здании театра им. Камала, билеты на второй ярус основной сцены продают за 8 тыс. рублей Фото: © Komsomolskaya Pravda/Global Look Press / www.globallookpress.com

В Авиастрой на звезду стендапа

Концерты звезд отечественного шоу-биза в столице Татарстана все чаще удивляют ценами на билеты даже в ущерб аншлагам. Например, сегодня в новом здании театра им. Камала споет Emin, и в продаже все еще есть билеты на верхотуру — второй ярус основной сцены — за 8 тыс. рублей, хотя мероприятие представляли как абсолютный эксклюзив, а в зале меньше 800 посадочных мест.

Через три дня в «Пирамиду» приедет Антон Беляев и его Therr Maitz. Но поклонники одного из самых талантливых профи российской поп-сцены были чрезвычайно огорчены, когда оказалось, что попасть на концерт Беляева в партер или амфитеатр можно не меньше чем за 8–9 тыс. рублей. Результат — плохие продажи, и в итоге организаторы были вынуждены снизить минимальную цену до 6 тысяч. Но и так до аншлага участнику и наставнику шоу «Голос» в зале на 1 тыс. человек пока далеко.

Через три дня в «Пирамиду» приедет Антон Беляев и его Therr Maitz, билеты на их концерт стоят от 6 тысяч Через три дня в «Пирамиду» приедет Антон Беляев и его Therr Maitz, билеты на их концерт стоят от 6 тысяч Фото: © Anatoly Lomokhov/Global Look Press / www.globallookpress.com

Наконец, 14 апреля в Казани выступает Ирина Мягкова, ведущая «Женского стендапа» и яркая комикесса, билеты на ее сольник стоят от 2,7 тыс. до 5,7 тыс. рублей. Эти цифры не поражают воображение, если бы не одно но: речь не о «центровой» «Пирамиде» или подобной площадке, а о ДК им. Ленина, пусть и прекрасно отремонтированном несколько лет назад, но все же располагающемся в Авиастроительном районе. Надо ли удивляться, что зал за пару недель до концерта не продан практически полностью. Все-таки отдать 8–10 тыс. за поход вдвоем на концерт в Авиастрое в понедельник вечером — это романтика не для всех.

И таких примеров становится все больше. Конечно, нельзя сказать, что опыт Казани эксклюзивен, цены растут на все и везде, но, как оказалось, своя специфика у столицы Татарстана есть: город становится все более проблемным для организаторов концертов федеральных артистов.


Инфографика: «БИЗНЕС Online»

«Мы проводим концерты по всей России, но нигде не сталкивались с такими шоковыми изменениями цен. В Казани ровно в 2 раза поднялись цены на аренду площадок, техническое обеспечение и рекламу, — рассказала „БИЗНЕС Online“ директор агентства Aconcert Эльвира Абрамова, супруга одного из самых известных стендап-комиков России Ивана Абрамова, которая занимается концертами шоу „Однажды в России“, Xolidayboy, „Комната культуры“ и новым туром „Ленинграда“. — Понятно, что инфляция и индексация влияют на стоимость услуг, но столь резкое удорожание выглядит не совсем логично и обоснованно. Таких скачков цен, как в Казани, не наблюдается даже в Москве».

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

По словам Абрамовой, площадки в столице Татарстана не предоставляют ясных объяснений для такого повышения. «Хотя в Казани еще есть площадки с приемлемыми ценами, многие из них либо уже забронированы, либо не подходят по формату для наших мероприятий. В связи со сложившейся ситуацией нам, организаторам, приходится повышать стоимость билетов либо вообще отказываться от проведения концертов в Казани. Проблема может решиться, если площадки пойдут на компромисс и поставят более адекватные цены на аренду», — говорит она.

С Абрамовой согласен и Андрей Бажура — бывший концертный директор Элвина Грея. «Я организую концерты в абсолютно разных регионах и городах — от Саранска и Пензы до Новосибирска и Иркутска. Действительно есть тенденция, что в Казани площадки обходятся дороже», — сказал Бажура нашему корреспонденту.

Андрей Бажура — бывший концертный директор Элвина Грея: «Действительно есть тенденция, что в Казани площадки обходятся дороже» Андрей Бажура — бывший концертный директор Элвина Грея: «Действительно есть тенденция, что в Казани площадки обходятся дороже» Фото: «БИЗНЕС Online»

Методы татарской эстрады: «Артист один раз заехал на 10 дней, поставил аппаратуру и работает»

Концертмейстеры приводят конкретные примеры. Скажем, в «Пирамиде» после ремонта ценник для организаторов повысили фактически в 2 раза — однодневная аренда главного зала стоит 450 тыс. плюс 100 тыс. за экран на сцене («А без него сегодня ни один артист не выступает», — говорит один из наших собеседников). А например, в Ижевске есть два зала-тысячника — «Аксион» и «Металлург», первый стоит 220 тыс. рублей, второй — 180 тысяч. «Пирамиду» можно сравнить с нижегородским «Юпитером», который стоит 500 тыс. рублей, но в нем почти в 1,5 раза больше мест — 1,4 тысячи.

А в Екатеринбурге многие площадки работают по часовому тарифу. Например, 9-часовая аренда «Космоса» (большого зала на 1,9 тыс. мест) в столице Урала стоит 336 тыс. рублей. В Казани же арендовать сцену чаще всего можно только на целый день.

В «Пирамиде» после ремонта ценник для организаторов повысили фактически в два раза — однодневная аренда главного зала стоит 450 тыс. плюс 100 тыс. за экран на сцене В «Пирамиде» после ремонта ценник для организаторов повысили фактически в 2 раза — однодневная аренда главного зала стоит 450 тыс. плюс 100 тыс. за экран на сцене Фото: «БИЗНЕС Online»

Приходится как-то изворачиваться, и лучше всех это получается у звезд татарской эстрады. «За счет количества концертов (например, Ришат Тухватуллин, Гузель Уразова дают по 10 концертов подряд в „УНИКСе“) они могут ставить адекватный ценник на билет. Артист один раз заехал на 10 дней, поставил аппаратуру и работает. Другие организаторы дают по одному концерту, затрат больше», — объясняет один из экспертов отрасли.

Сами площадки неохотно комментируют тему. В пресс-службе «Корстона» отметили, что поднимают аренду концертного помещения ежегодно «примерно» на уровень инфляции, а делать это приходится из-за повышения стоимости услуг «естественных монополий». «Стоимость аренды может варьироваться в зависимости от множества факторов, таких как тип мероприятия, продолжительность аренды, технические требования и другие индивидуальные условия», — сообщили в пресс-службе «Татнефть Арены».

При этом именно «Корстон» и «Татнефть Арену» сами организаторы называют «оптимальными вариантами» для проведения концертов сегодня в столице РТ. «Например, у „Татнефть Арены“ очень правильная политика. Если раньше отдавали 9-тысячный зал целиком под концерт и продавали его задорого, сейчас „режут“ зал на части, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — И всю „затратку“, которая у них идет на трансформацию помещения (пол, стулья, и т. д.), а это допрасходы, они перевешивают на организаторов мероприятий».

В пресс-службе «Корстона» отметили, что поднимают аренду концертного помещения ежегодно «примерно» на уровень инфляции, а делать это приходится из-за повышения стоимости услуг «естественных монополий» В пресс-службе «Корстона» отметили, что поднимают аренду концертного помещения ежегодно «примерно» на уровень инфляции, а делать это приходится из-за повышения стоимости услуг «естественных монополий» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но сюда нельзя зайти в любую дату, «потому что у них играет „Ак Барс“». «Чтобы забронировать „Татнефть Арену“, нужно написать письмо весной, они его отдают в КХЛ, которая рассматривает заявку, и, только когда они утвердят, организатор может выйти на продажи. График игр КХЛ утверждает летом, а организатору нужно за полгода до большого концерта начать продажи», — объясняет эксперт газеты.

В этих условиях оказались максимально востребованы казанские ДК, которые были в большом количестве капитально отремонтированы в последние годы. Скажем, «Сайдаш» или «Чулпан» облюбовали российские комики, переросшие уровень стендап-клубов. Впрочем, здесь залы часто заняты собственными мероприятиями.

Арендовать КЦ «Сайдаш» стоит 180 тысяч рублей за целый день Арендовать КЦ «Сайдаш» стоит 180 тыс. рублей за целый день Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас по прейскуранту 180 тысяч рублей за целый день, — рассказал нашей газете заслуженный артист РТ Артур Мингазов — директор КЦ „Сайдаш“. — Артист приходит, занимает гримерку, в это время идет завоз материалов, оборудования, каких-то реквизитов, затем исполнитель спокойно занимается своим делом и целый день репетирует, „чекается“. У нас полностью технически персонал предоставляется, звукорежиссер, экран, световик, рабочий сцены, гримерки, уборщицы, администраторов даем артистам».

Сделать хорошую площадку из старого Дворца спорта?

Почему же в столице РТ такая высокая аренда? «Площадок в городе нет, соответственно нет конкуренции. Мы с этим бьемся уже который год, — констатирует один из казанских промоутеров. — Казани нужно несколько залов (хотя бы два) на 1,5–2 тысячи мест. Закрылся „Эрмитаж“ (а примерно такие и нужны), не стало „Арены“. И ничего нового не добавили, только бестолковый в плане проведения концертов Камаловский театр, потому что там очень небольшой основной зал, да и туда особо не пускают. На мой взгляд, подходящая площадка, хоть и далеко расположенная, — „Казань Экспо“. И в плане финансов, и количества мест, цены за одно место, можно так выразиться. Но „Казань Экспо“ на год вперед планирует большие мероприятия и просит предоплату за аренду зала на год вперед».

Обращают наши собеседники внимание и на еще одну проблему. Дело в том, что среди владельцев концертных площадок практически нет «частников». «По сути, это только ТАИФ и их „Пирамида“. „Казань Экспо“ — это государственная история, отреставрировали ДК и КЦ (хотя за них большое спасибо), театры — тоже государство (чтобы попасть в театр имени Камала, нужно писать в министерство культуры РТ), „УНИКС“ принадлежит КФУ. Поэтому площадки делают что хотят», — говорит один из экспертов.

«На мой взгляд, подходящая площадка, хоть и далеко расположенная, — «Казань Экспо» «На мой взгляд, подходящая площадка, хоть и далеко расположенная, — «Казань Экспо» Фото: «БИЗНЕС Online»

Так что скорого решения проблемы никто не ждет. Скажем, кто возьмется за строительство новых залов? Непонятно. Обещали таковой на месте снесенной «Ривьеры», но непонятно, когда это будет. Поэтому, сходятся во мнении спикеры газеты, можно задуматься о модернизации того, что уже есть. Например, сделать хорошую концертную площадку из старого Дворца спорта, тем более он находится в центре города. В качестве примера называют «старенький» СК «Юбилейный» в Питере, в котором после реконструкции начали проводить концерты, открыли кафе и рестораны.

По оценкам одного из экспертов, если год назад цена билета на топовые события в Казани была 5 тыс., то сейчас — 7,5–8 тыс. рублей. Самым «адекватным» для столицы РТ средним ценником был бы от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, а сегодня он от 2,5 тыс. до 8 тысяч.

Если год назад средняя максимальная цена билета в Казани была 5 тыс., сейчас — 7,5-8 тыс. рублей Если год назад средняя максимальная цена билета в Казани была 5 тыс., то сейчас — 7,5–8 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, винить во всем только казанские площадки нельзя. «В экономике происходят определенные процессы. Растет ставка, инфляция, курсы евро, доллара. У площадок выросла „коммуналка“, налоги, им приходится повышать цены», — отмечает руководитель гастрольно-концертного агентства «АртОтдел» Леонид Барышев.

А один из его коллег, попросив сохранить инкогнито, расписал в своем комментарии, как выросли за последнее время расходы организаторов концертов, которые также влияют на цену билета. «Практически все резко выросло», — констатирует собеседник.

1. Первая и глобальная проблема — удорожание рабочей силы: «Для организации большого ивента нужны сотни людей, поэтому бюджеты выросли. В среднем удорожание — в 2–3 раза от показателей прошлых лет».

2. Любое мероприятие завязано на логистике: «Перемещение артистов, трансферы, перевозка крупногабаритных грузов (звук, свет, металлические конструкции). Здесь все выросло в 2 раза».

3. Стоимость обслуживания технического оборудования для концертов: «Почти все оборудование и запчасти к нему ввозятся из-за рубежа. Сложности с доставкой запчастей заставляют продакшен-менеджеров увеличивать сметы и закладывать эти издержки в стоимость проектов. Среднее удорожание — 50 процентов».

4. С 2025 года в рамках налоговой реформы у крупных артистов и рекламных компаний появился НДС: «Если раньше на тысячный зал мы в среднем тратили около 800 тысяч на технический райдер, то сейчас эта цифра примерно 1,2–1,3 миллиона. Если это 3-тысячный зал и раньше было 2 миллиона, то теперь — 2,5–3 миллиона. Если мы говорим о цифрах, допустим, на какую-нибудь ледовую арену: если ранее технический райдер стоил 3,5 миллиона, то сегодня — 5,5 миллиона».

«Если раньше на тысячный зал мы в среднем тратили около 800 тысяч на технический райдер, то сейчас эта цифра примерно 1,2–1,3 миллиона» «Если раньше на тысячный зал мы в среднем тратили около 800 тысяч на технический райдер, то сейчас эта цифра примерно 1,2–1,3 миллиона» Фото: «БИЗНЕС Online»

5. Бытовой райдер тоже дорожает: «К примеру, перелеты, бизнес-залы в среднем увеличились везде на 30 процентов. Себестоимость дорожает, те же самые продукты. Что касается перевозки по городу: если раньше сутки аренды какого-нибудь Mercedes стоили 25 тысяч рублей, то сейчас — 45–50 тысяч».

Однако все перечисленные факторы действуют по всей стране. Почему же в столице Татарстана зрелища дороже, чем у соседей? «Казань оборзела!» — тем не менее считает еще один собеседник газеты, непосредственно задействованный в концертной сфере. По его словам, большое значение имеет ореол славы столицы РТ как одного из самых современных и динамично развивающихся городов страны, соответственно у его жителей должны быть деньги. Поэтому все, кто задействован в ивент-сфере, пытаются на этом дополнительно заработать. И если увеличивает свой гонорар артист, то и организатор концерта не хочет отставать. В итоге получаются вполне московские цены. Например, у редко выступающего Владимира Преснякова – среднего сейчас в афише только два сольника — в апреле в «Казань Экспо» и в июне в Зеленом театре московского ВДНХ. Цены на билеты (а оба зала — это трехтысячники) сопоставимы — от 3 тыс. до 10 тыс. в Казани и от 2 тыс. до 12 тыс. в Москве.

«Если цены на билеты продолжат расти, люди просто скажут: „Ребята, мы дома посидим“, — переживает один из казанских промоутеров. — Тогда от этого будут страдать организаторы концертов, площадки, рекламщики и сам город. У всего есть потолок. Если тенденция продолжится, ничего хорошего не будет. Концертный рынок пока живет, потому что ездить людям пока особо некуда, границы закрыты. Сходить на концерт и получить эмоции — это менее энергозатратный способ. Но сколько это будет длиться?»